– объективная реальность и одновременно сложный социально-экономический феномен, присущий всем системам хозяйства. Для неё нет пространственных границ. Она пронизывает все сферы экономики: производство и потребление, распределение и обмен. Теневая экономика поразила практически все страны мира: как развитые, так развивающиеся. Не случайно формы ее проявлений многообразны и в определении теневой экономики исследователями дается весьма широкий и разноплановый спектр характеристик. Криминальная, подпольная, черная, серая, вторая, незаконная, параллельная, неофициальная, деструктивная, неучтенная, неформальная, государственно-монополистически-феодальная, частно-капиталистическая — вот далеко не полный перечень ее синонимов. Одно их перечисление позволяет предположить, что пока еще не удалось выработать достаточно убедительную, общепринятую трактовку категории теневая экономика.
Цель работы – исследовать сущность и содержание теневой экономики.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
— сформулировать понятие теневой экономики и раскрыть ее виды;
— определить причины и последствия теневой экономики;
— проанализировать экономику Брянской области;
— выявить наличие теневой экономики в Брянской области и раскрыть ее причины;
— рассмотреть существующие подходы к решению проблемы теневой экономики;
— сформулировать предложения по решению проблемы теневой экономики Брянской области.
Объект исследования – сектор теневой экономики Брянской области.
Предмет исследования – сущность и детерминанты теневой экономики.
Понятие и сущность теневой экономики
Анализ научной литературы показывает, что приоритетное положение занимает позитивистский юридический подход к трактовке сущности и содержания феномена теневой экономики. Данный подход был сформирован во второй половине 1980-х годов усилиями Сергеева А.А., Яковлева А.М., Корягиной Т.И., Шохина А.Н. и др. При всем разнообразии конкретных определений в основу выделения теневой экономики был положен правовой критерий. Под теневой экономикой понималась экономическая деятельность вне рамок закона.
Место теневой экономики в мировой экономике
... теневой экономики. Предметом курсовой работы выступает специфика развития стран с теневой экономикой и ее искоренение, рассмотрение сущности и причин существования теневой экономики как одной из подсистем рыночного хозяйства Цель данной курсовой работы заключается в исследовании сущности ...
Позитивистская концепция видения теневой экономической деятельности легла в основу первого монографического исследования по проблемам теневой экономики в России, проведённого О.В.Исправниковым и В.В.Куликовым. «Теневая составляющая экономики, -писали авторы монографии — это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля».
Подобная же трактовка содержания теневой экономической деятельности содержится в учебнике по теневой экономике Ю.Н.Попова и М.Е.Тарасова.
Чем же объясняется столь широкое распространение в литературе и такая устойчивость позитивистского юридического подхода к трактовке содержания теневой экономики несмотря на его очевидно монистический характер, подчеркивающий весьма сомнительное для материалистического понимания социально-экономических процессов утверждение о ведущем характере права в формировании теневой экономики?
Представляется, что тремя главными обстоятельствами. Во-первых, относительной истинностью даваемых определений. Безусловно, правы все сторонники позитивистского подхода в том, что в каждый данный момент времени, с позиции статики, теневая экономика выделяется из общего массива экономической деятельности по правовому критерию, но действующим нормам права. В этом смысле чрезвычайно удачным является устоявшийся термин «теневая экономика», показывающий, что подавляющее большинство современных легальных форм экономической жизни имеют собственную тень.
Употребленное словосочетание «относительная истинность» означает следующее. Пользуясь языком математики, можно сказать, что правовой критерий, используемый при определении содержания теневой экономики, является необходимым условием, но не достаточным. Остается не ясным социальная сущность той части экономики, которая названа теневой. Или, другими словами, почему определенные виды экономической деятельности запрещены законами или уходят из-под общественного контроля? С точки зрения общественного развития, социально-экономической динамики обществу нередко приходится решать дилемму либо борьба с «экономической тенью», либо изменение правовых норм, регулирующих экономическую деятельность. В целом ряде случаев приходится идти по пути трансформации правовых норм и тогда истинность позитивистского юридического подхода к трактовке содержания теневой экономики со всей очевидностью становится ограниченной, относительной. Он не дает практических рекомендаций по совершенствованию законодательства.
Во-вторых, нельзя не учитывать и такой момент, на который ссылаются ряд отечественных авторов, что правовое понимание содержания анализируемой категории присуще зарубежным исследователям. Действительно, например, К.Макконнелл и С.Брю, авторы популярного в американских колледжах и университетах учебника «Экономикс», рассматривая проблему теневой экономики, сводят ее содержание к однозначной трактовке, как нелегальной экономической деятельности1 . Безусловно, позиция западных ученых усиливает устойчивость позитивистской интерпретации сущности теневой экономики в отечественных исследованиях, но в то же время ясно, что подобные доводы вторичны и они не могут служить истинным целям научного анализа.
Теневая экономика в России
... является теневая экономика в России. Целью работы является анализ современных подходов к изучению теневой экономики как экономического явления и ее влияния на реальную экономику. В работе ... бизнеса делают сугубо индивидуалистическую деятельность заведомо неэффективной, заставляя теневиков сплачиваться в нелегальные организации. С точки зрения экономической теории интересна проведенная автором ...
Третье обстоятельство, определившее доминирующее положение позитивистского концептуального подхода к трактовке содержания теневой экономики — простота и удобство его практического применения. Действительно, можно ли сформулировать более простую дефиницию, чем та, которую дают его сторонники: теневая экономика — это экономика, функционирующая вне правого поля? Наверное, нет. Она понятна и легко применима в деятельности работников, например, правоохранительных органов, которым чаще всего приходится сталкиваться с проявлениями теневой экономики.
При этом, с научных позиций, это кажущаяся простота. Отстаивание позитивистского юридического концептуального подхода с неизбежностью приводит в тупик. Утверждавшая на протяжении трех четвертей XXвека в России практика тоталитарного государственного переустройства экономической жизни привела, в частности, к тому, что общественно полезные виды деятельности, те которые получили название «второй» экономики (индивидуальная трудовая деятельность, мелкогрупповое производство — артели, небольшие кооперативы), были загнаны в тень, стали вынужденно нелегальными.
Таким образом, сведение содержания теневой экономики лишь к уголовно-правовым, гражданско-правовым и другим юридическим оценкам методологически ограничено и может привести к серьезным социально-экономическим просчетам и издержкам.
Сегодня подходы к определению теневой экономики различаются в зависимости от принимаемых во внимание механизмов координации ее отдельных сфер и секторов. Выделяют в связи с этим:
- теневой рынок;
- неформальную экономику;
- властно-насильственный механизм, связанный преимущественно с применением или угрозой применения насилия.
По видам рынков и находящихся в обороте экономических ресурсов выделяют:
- теневые экономические отношения на рынках потребительских товаров и услуг;
- на рынках инвестиционных товаров;
- на финансовых рынках;
- на рынке труда;
- других рынках (информации, технологий, интеллектуальной собственности).
Классификация и типологизация теневой экономики
Масштабы и характер деятельности в сфере ЭТ варьируются в широких пределах – от огромных доходов, извлекаемых из преступных предприятий (например, в наркобизнесе), до бутылки водки, которой «награждают» водопроводчика за починенный кран. Различные виды теневой деятельности имеют качественные отличия, поэтому для правильного понимания проблем ЭТ необходимо выделить ее основные сегменты, сектора.
Предупреждение преступлений в сфере экономики
... преступлению и покушением на преступление в сфере экономики, и принятие к ним соответствующих мер предупреждения и пресечения; выявление и разобщение организованных преступных групп, действующих в сфере экономики. Одним из направлений деятельности по предупреждению преступлений является профилактика (предупреждение) преступлений, ...
Для типологизации разновидностей теневой деятельности рассматривают их связи с «белой» («первой», официальной) экономикой, а также кто является субъектами и объектами экономической деятельности. Можно выделить три сектора ЭТ (Табл. 1):
1 «вторая» («беловоротничковая»);
2 «серая» («неформальная»);
3 «черная» («подпольная») теневая экономика.
Хотя изучение ЭТ идет уже несколько десятилетий, у обществоведов до сих пор не сложился единый понятийный аппарат для ее анализа. Например, в англоязычной литературе можно встретить термины «неформальная экономика» (informal economy), «подпольная экономика» (underground economy), «теневая экономика» (shadow economy), «черная экономика» (black economy), которые у разных исследователей используются в различных значениях.
Таблица 1 — Критерии типологизации теневой экономики
«Вторая» теневая экономика – это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются «респектабельные люди» из руководящего персонала («белые воротнички»), поэтому эту разновидность ЭТ также называют «беловоротничковой». С точки зрения общества в целом «вторая» ЭТ не производит никаких новых товаров или услуг: получаемые от «второй» ЭТ выгоды получены одними людьми за счет потерь, которые несут другие люди .
«Серая» теневая экономика – разрешенная законом, но нерегистрируемая экономическая деятельность (преимущественно, мелкий бизнес) по производству и реализации обычных товаров и услуг. В отличие от «второй» ЭТ, которая неразрывно связана с «белой» экономикой и паразитирует на ней, «серая» ЭТ функционирует более автономно. В этом секторе ЭТ самостоятельные производители либо сознательно уклоняются от официального учета, не желая нести расходы, связанные с получением лицензии, уплатой налогов и т.п., либо отчет о такой деятельности вообще не предусмотрен.
«Черная» теневая экономика (экономика организованной преступности) – запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных и остродефицитных товаров и услуг. «Черная» ЭТ обособлена от официальной экономики еще в большей степени, чем «серая» ЭТ. «Черной» теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но также производство товаров и услуг, разрушающих общество (например, наркобизнес и рэкет).
В современной литературе внимание концентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности, деятельности профессиональных преступников.
Предложенную типологию не стоит абсолютизировать. Между разными формами теневой экономической деятельности нет резкой грани. Например, организованные преступные группы могут «собирать дань» с предприятий неформального сектора и использовать контакты с легальными предпринимателями для «отмывания» своих доходов. Все «теневики» находятся вне легальных законодательных норм и охотно сотрудничают друг с другом, что в известной степени объединяет их в противостоянии официальному миру.
Причины и последствия теневой экономики
Развитие теневой экономики является, с одной стороны, реакцией на сам факт государственного регулирования. Регулирование невозможно без ограничений, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это выгодно нарушителю. Многие виды ЭТ (например, уклонение от налогов) объясняются во многом именно недостатками государственного регулирования – бюрократизацией управления, слишком высокими налогами и т.д. При это следует ясно отдавать себе отчет, что даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы ЭТ, но никак не ликвидировать ее. И при самых минимальных налогах какая-то доля налогоплательщиков обязательно будет уклоняться от их уплаты.
С иной позиции, современная ЭТ возникла не только в результате попыток ограничить свободу рынка, но и в силу природы самих рыночных отношений. Рыночное хозяйство построено на фетишизации прибыли, обожествлении дохода. «Протестантская этика» и прочие виды социального самоограничения могут приглушить эту жажду наживы, но не устранить. По этой причине когда возникает возможность «сорвать куш», отдельные лица (или группы людей) часто отбрасывают в сторону долгосрочные общественные интересы ради сиюминутной своекорыстной выгоды. Такое поведение тем более вероятно, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие конфронтацию с законом. Жажда наживы любой ценой особенно характерна для «второй» и «черной» ЭТ.
Как считают многие специалисты, последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды ЭТ (особенно «серая») объективно скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему.
Швейцарский экономист Дитер Кассел указывает на три позитивные функции ЭТ в рыночном хозяйстве:
1) «экономическая смазка» – сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой (когда легальная экономика переживает кризис, производственные ресурсы не пропадают, а перераспределяются в ЭТ, возвращаясь в легальную после завершения кризиса);
2) «социальный амортизатор» – смягчение нежелательных социальных противоречий (в частности, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих);
3) «встроенный стабилизатор» – теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные капиталы облагаются налогом и т.д.).
При это в целом влияние ЭТ на общество является скорее негативным, чем позитивным. Наибольший вред наносят «вторая» и «черная» ЭТ. С одной точки зрения, происходит антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, мафии), уменьшающее благосостояние общества в целом. С иной позиции, разрушается система централизованного управления экономикой: приписки создают у правительства ложное ощущение благополучия, хотя необходимы экстренные реформы; «теневая» занятость приводит к тому, что чрезмерные усилия правительства по созданию новых рабочих мест не снижают мнимую безработицу, но увеличивают бюджетный дефицит, и т.д. Наконец, развитие любых форм ЭТ детерминирует подрыв и искажение хозяйственной этики. Если подобного рода тенденции заходят слишком далеко, люди начинают терять всякое представление об общепринятых «правилах игры», живут по принципу «все дозволено», в результате чего общество проваливается в пучину хаоса и нестабильности.
Исходя из выше сказанного, теневая экономика это тот сектор экономики, который находится «в тени», то есть не контролируется государством. Теневой сектор неоднороден, а его различные элементы выполняют различные функции и влекут неоднозначные социальные и экономические последствия.
Анализ теневой экономики в Брянской области
2.1. Экономическая характеристика Брянской области
Динамическое развитие экономики Брянской области, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, структурные изменения в сфере занятости, определяют высокие требования к профессиональной квалификации работников области экономики и управления.
Прогнозируемое значение числа занятых в реальном секторе экономики Брянской области на 2014-2017 гг. – 403,7 тыс. человек. Из них, в среднем по различным отраслям на долю по экономическому профилю занято 41-43%.
Таблица 2 — Численность работающих и безработных граждан Брянской области в 2012-2014 гг.
2012 | 2013 | 2014 | |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек | 414,5 | 410,9 | 412,2 |
Численность работников, занятых в органах государственной власти и местного самоуправления, тыс. человек | 9,7 | 10,9 | 11,3 |
Численность безработных, тыс. человек | 25,7 | 25,9 | 26,3 |
Уровень безработицы, процентов | 5,9 | 6,1 | 6,0 |
Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года), тыс. человек | 12,2 | 7,4 | 6,6 |
из них признаны безработными | 11,8 | 7,1 | 6,3 |
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что численность безработных граждан в Брянской области за последние три года увеличилась, может быть, потому что эти граждане заняты в теневой экономике (получают неофициальную зарплату, без отчисления налогов и пенсионных взносов).
Брянская область является инвестиционно привлекательным регионом. В 2014 г. региональный АПК получил 24 млрд. руб. одних только частных инвестиций.
В городе успешно работает холдинг ОАО АПК «Брянская нива». Приход в область крупнейшей фирмы «Эксима» ознаменовался строительством селекционно-генетического центра «Знаменский», в который вложено 6 млрд. руб.
Уровень газификации Брянской области по состоянию на 01. 01. 2015 г. составляет 86%. Для этих целей привлекались средства инвесторов (ОАО «Стройтрансгаз», ООО «Межрегионгаз», ОАО «Газпром»), областного, федерального, местных бюджетов, предприятий и населения — всего более 7 млрд. руб.
За 2014 г. введено в эксплуатацию 358,2 км газовых сетей в 89 населенных пунктах с объемом капитальных вложений 167,8 млн. руб., что составило 110% к запланированному уровню.
В настоящее время ситуация на потребительском рынке Брянской области характеризуется сбалансированностью, устойчивой товарной насыщенностью.
На рынке потребительских товаров торговую сеть области представляют: 3753 магазина, 1065 предприятий общественного питания, 906 объектов мелкорозничной торговли, 17 рынков (из них 5- сельскохозяйственные розничные рынки) и 33 ярмарки, организованные органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков.
Удельный вес непродовольственной группы товаров в общем объеме розничного товарооборота Брянской области составил 56,3%, продовольственной группы — 43,7%, в том числе удельный вес поставок на продовольственные рынки области социально-значимых продуктов питания региональными производителями составил более 40%, из них по мясу и птице — 32,2%, колбасным изделиям -20,6%, маслу животному -46,5%, цельномолочной продукции 75%, хлебу и хлебобулочным изделиям -93,4%, сырам -18,8%.
Основную долю в структуре поступивших налоговых и неналоговых платежей занимают: налог на доходы физических лиц – 46,7%, ставший стабильным доходным источником муниципальных бюджетов, а также налог на прибыль – 16,5% (при всём этом его доля в общем объеме налоговых и неналоговых поступлений снизилась в 1,6 раза).
Консолидированный бюджет области за 2014 год исполнен по доходам в сумме 19852,3 млн. руб., что больше поступлений предыдущего года на 478,9 млн. рублей. В процентном отношении объем доходов бюджета вырос на 2,5%. Доля налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета составила 55,2% от общего объема бюджетных доходов. Расходы консолидированного бюджета освоены на сумму 20464,5 млн. рублей. Прирост к уровню прошлого года составил 8,3%.
Несмотря на снижение темпов, социально – экономического развития области и связанного с этим сокращения поступления доходов в бюджет в 2014 году расходы консолидированного бюджета сохранили социальную направленность. Расходы на образование, здравоохранение, социальную политику, культуру, спорт, средства массовой информации составили 12173,4 млн. рублей, или 59,5% расходов регионального бюджета, и выросли по сравнению с уровнем прошлого года на 7,2%.
Обобщив вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что экономика Брянской области вполне успешна.
2.2. Теневая экономика Брянской области
По опубликованным ФСГС статистическим данным, Брянская область занимает одно из последних мест по числу занятых людей в неформальном секторе экономики (в процентах от общей численности занятого населения).
Выше средне российского этот показатель у всех областей ЦЧР, за исключением Липецкой и Брянской областей (таблица 2).
Таблица 3 — Численность занятых в неформальном секторе экономике регионов ЦФО
Всего, тыс. чел. | В том числе занятые | Занятые
в неформальном секторе, в процентах от общей численности занятого населения |
||||
Только
в неформальном секторе |
В неформальном секторе и вне его | Из них | ||||
Основной работой
в неформальном секторе |
Дополнительной работой
в неформальном секторе |
|||||
РФ | 13490 | 11819 | 1671 | 20 | 1651 | 19,5 |
ЦФО | 2797 | 2450 | 346 | 5 | 341 | 14,7 |
Воронежская | 395 | 357 | 38 | … | 38 | 37,9 |
Тамбовская | 139 | 126 | 13 | … | 13 | 27,8 |
Курская | 145 | 121 | 24 | 0,0 | 24 | 27,1 |
Белгородская | 168 | 135 | 33 | … | 33 | 22,2 |
Брянская | 72 | 60 | 12 | 0,0 | 11 | 19,1 |
Липецкая | 100 | 72 | 28 | … | 28 | 17,3 |
Ивановская | 131 | 122 | 9 | 0,0 | 9 | 26,7 |
Костромская | 81 | 72 | 10 | 0,0 | 9 | 23,9 |
Рязанская | 104 | 90 | 14 | … | 14 | 20,0 |
Тверская | 129 | 109 | 20 | 0,0 | 20 | 18,7 |
Смоленская | 94 | 78 | 16 | 1 | 15 | 18,6 |
Ярославская | 119 | 105 | 14 | 0,0 | 13 | 18,0 |
Орловская | 99 | 87 | 12 | … | 12 | 17,4 |
Владимирская | 117 | 110 | 7 | 0,0 | 7 | 17,0 |
Калужская | 80 | 71 | 9 | … | 9 | 15,1 |
Тульская | 111 | 104 | 7 | … | 7 | 14,9 |
Московская | 356 | 326 | 30 | 3 | 27 | 10,0 |
г. Москва | 357 | 306 | 51 | … | 51 | 6,0 |
В соответствии с методикой ООН, которой следует ФСГС, в теневую экономику включаются следующие виды деятельности:
- скрытая — законодательно разрешенная, но официально не учитываемая (полностью или частично) деятельность в рамках формализованных структур и процедур;
- неформальная — законодательно разрешенная, но не учитываемая деятельность неформальных структур или деятельность вне формализованных процедур и отношений;
- нелегальная — законодательно запрещенная или не имеющая обязательно необходимого специального разрешения скрытая (формальная и неформальная) деятельность (криминальная и иная противоправная).
В таблице 4 приведены результаты исследований теневой экономики в России и регионах за 2005-2014 годы. К занятым в неформальном секторе авторы цитируемой работы отнесли лиц, «которые в течение обследуемого периода были заняты, по меньшей мере, в одной из производственных единиц неформального сектора независимо от их статуса занятости и от того, являлась ли данная работа для них основной или дополнительной».
В качестве критерия определения единиц неформального сектора принят критерий отсутствия государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Таблица 4 — Рейтинг регионов центрального черноземья по числу занятых в теневой экономике
Место
региона |
Регион | Всего,
тыс. чел |
Занятые в неформальном секторе,
в процентах от общей численности занятого населения |
6 | Воронежская | 395 | 37,9 |
17 | Тамбовская | 139 | 27,8 |
20 | Курская | 145 | 27,1 |
40 | Белгородская | 168 | 22,2 |
47 | Брянская | 72 | 19,1 |
58 | Липецкая | 100 | 17,3 |
В Липецкой области с развитой обрабатывающей промышленностью (вклад ее в ВРП свыше 50%) число людей, занятых в теневом секторе, среди областей ЦЧР наименьшее.
В Воронежской области в теневой экономике занято 37.9% от общей численности работающего населения. В Тамбовской области — 27.8%, в Курской — 27.1%, в Белгородской 22.2%, в Брянской области — 19.1% (таблица 4).
Брянская область занимает дальнее 47 место, что весьма неплохо для такого развитого региона.
Ниже средне российской у областей ЦЧР доля теневой экономики по числу «работающих» в ней — в Брянской и Липецкой областях.
В среднем по России распределение численности занятых в неформальном секторе по видам экономической деятельности в 2013 году, по данным исследований, следующее: торговля — 34.3%, с/х — 24.9%, строительство — 10.1%, транспорт и связь — 9.2%, обрабатывающие производства — 8.9%, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг — 4.6%, операции с недвижимостью — 3.2%, гостиницы и рестораны — 2.3%.
Приведенные виды экономической деятельности со значительной долей теневого сектора общеизвестны в этом качестве. Особняком стоит сельское хозяйство, которое во всех регионах получает дотации из бюджетов и преференции. Теневой сектор экономики и методы борьбы с ним. И освобождено от части налогов. К тому же, в с/х неформальная деятельность традиционно не «замечается» властями и правоохранительными органами. И, например, картофель выращивается населением в стране почти полностью «неформально». Иначе страна осталось бы без картошки или с ее импортным вариантом.
Давно известно, что работодатели Брянской области, пытаясь снизить налоговую нагрузку с себя, прибегают к «теневой» заработной плате. Для того чтобы напомнить о последствиях неправильного оформления документов о зарплате, в августе текущего года в Управлении ФНС по Брянской области состоялась встреча работников налоговых органов, пенсионного фонда и инспекции труда с журналистами. На встрече объясняли последствия выплаты заработной платы в «конвертах». Самое главное, что в таких случаях зарплата не отражается в официальных документах. В дальнейшем, это все влечет за собой серьезные социальные проблемы.
Следует помнить, что проблема выплаты заработной платы в «конвертах» может быть решена только при активном участии населения. Не следует забывать, что не поступление налогов в бюджет чаще всего вызывает нехватку средств на важные социальные средства.
В Брянской области существует так называемый скрытый экономический потенциал, рассмотрим его.
Таблица 5 — Показатели скрытого экономического потенциала Брянской области
Показатели скрытой экономики | Значение в 2014г. | Место среди
регионов РФ |
Число легковых автомобилей на 1000 населения | 224,7 | 20 |
Удельный вес расходов в общем объеме расходов домашних хозяйств, в процентах: | ||
На приобретение одежды и обуви | 13,7 | 5 |
На приобретение предметов домашнего обихода, бытовой техники и ухода за домом | 10,3 | 5 |
На организацию отдыха и культурные мероприятия | 9,5 | 3 |
На гостиницы, рестораны и кафе | 6,1 | 5 |
Размер вклада (депозита) физических лиц в кредитных организациях на душу населения, рублей (на начало года) | 24665 | 26 |
По ВРП на душу населения Брянская область в 2014 году занимала 52 место, а по расходам населения на приобретение вещей, отдых, рестораны и кафе входит в пятерку передовых регионов. Задача войти в число 30 экономически развитых регионов еще только ставится, а по числу легковых автомобилей и банковским вкладам населения на душу населения область уже в ней.
Но это все косвенные «улики» теневой экономики, а число занятых в теневой экономике людей — доказательства прямые.
Остановимся на особенностях неформального сектора экономики с/х. В Брянской области в отчете ФНС за 2014 год по статье «сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» в бюджеты всех уровней перечислено (-396 505) тыс. руб. — т.е. это дотации из бюджетов в с/х.
В Тамбовской (+138 877) тыс. руб.; в Курской (+ 340 901); в Липецкой области (- 466 448) тыс. руб.; в Белгородской области (- 2252219) тыс. руб. В Воронежской области с/х внесло в бюджеты в 2013 году (+691 833) тыс. руб.
Богатые Белгородская и Липецкая области свои с/х дотируют и бюджеты не получают ничего от него, так же поступает и небогатая Брянская область. Менее процента вклад с/х в налоговые поступления Курской и Тамбовской областей. И менее полутора процента вклад от с/х Воронежской области в бюджетную систему РФ.
С/х вносит в ВРП областей ЦЧР более 10%. Вместе с тем, как это и должно быть в цивилизованных экономиках, налоги почти не платит, напротив, дотируется, что дополнительно поощряется системой показателей Минэкономразвития для оценки эффективности деятельности администраций субъектов РФ.
По этой причине АПК по определению не может быть локомотивом развития регионов. Курсовая работа на тему: Теневая экономика 2014 — 2015. Его непременно надо развивать и поддерживать дотациями, налоговыми и прочими преференциями. А источником этих дотаций были и будут промышленность, торговля, транспорт и связь, строительство, банки и другие отрасли, а также ФБ и нефтегазовые доходы. Плюсов же развитое сельское хозяйство приносит множество. И главные из них — качественные и сравнительно дешевые продукты питания, их доступность, продовольственная безопасность.
Самым крупным теневым сектором экономики России и областей ЦЧР является торговля, следом идут строительство и транспорт.
Удивительным контрастом со статистикой ФСГС по теневой экономике в регионах выглядит официальная милицейская статистика (она же — статистика ФСГС) по преступлениям в сфере экономики (таблица 6).
Брянская область в этой части выглядит не очень хорошо по сравнению с соседями — 277 экономических преступлений в 2014 году на 100 тысяч населения. В Белгородской области — 176, в Курской — 195, в Липецкой — 190, в Воронежской области – 117, в Тамбовской — 152.
Таблица 6 — Число преступлений, совершенных в сфере экономики, единица, значение показателя за год
2012 | 2013 | 2014 | на 100 тыс. нас., 2014г. | |
РФ | 305855 | 307627 | 292746 | 206 |
ЦФО | 63996 | 65674 | 65376 | 176 |
Белгородская | 2815 | 4030 | 3320 | 217 |
Воронежская | 2861 | 3063 | 2642 | 117 |
Курская | 2633 | 2282 | 2250 | 195 |
Липецкая | 1794 | 1962 | 2211 | 190 |
Орловская | 2214 | 2303 | 2254 | 277 |
Тамбовская | 1590 | 1637 | 1666 | 152 |
Заметим, что некоторые исследования типа рейтинга по коррупции Интернет-библиотеки СМИ Public.Ru только вводят в заблуждение относительно реального положения с коррупцией и борьбы с ней в регионах. Брянская область в этом рейтинге оказалась в десятке в наибольшей мерекоррумпированных субъектов РФ. Связано это с тем, что на Орловщине произошла смена власти и развернулась серьезная борьба с коррупцией. И, следовательно, идут посадки коррупционеров. Но по логике этого самого рейтинга выходит, что чем тщательнее регион будет скрывать коррупцию, тем чище и лучше будет выглядеть в оценках аналитиков и прочих подобных рейтингах.
На самом же деле, чем больше коррупционеров будет посажено, тем чище будет и экономика, и общество, и государство. И тем выше будут реальные заслуги властей и силовых структур в борьбе с коррупцией и экономической преступностью. Конечно, эффективность борьбы с коррупций прямо пропорциональна эффективности силовых структур, и, в первую очередь, МВД. Так что начинать чистить государственные институты надо с силовиков, чем и занимается Президент РФ, но пока без особых успехов. По мнению ряда авторов, проблема эта очень запущена.
Статистика при всех ее недостатках наглядно обнажает в наибольшей меретеневые сектора и уголки экономики. Позволяет программным методом определять их и находит конкретных экономических преступников.
Проблемы и причины теневой экономики в Брянской области
Проблема теневой экономики — проблема и федеральная, и региональная, и муниципальная. По данным МВД РФ, теневая экономика в РФ составляет около 40% ВВП, по данным ФСГС — 20-25% (столько добавляет эта служба в ВВП России и ВРП регионов за счет неформальной деятельности).
По данным экономиста Евгения Ясина, который усреднил показатели ряда источников — 30% ВВП. Для сравнения: в США доля теневой экономики оценивается в 12%, в развитых странах Европы — 5-10%.
В Брянской и Липецкой областях доля теневой экономики около 20%. В Воронежской области около 40%, как это и следует из численности занятых в ней. В других областях ЦЧР доля теневой экономики ниже и не превышает 30%.
В России и в регионах теневую экономику генерирует, прежде всего, коррупция и быстрый рост за последние 10 лет самого количества коррумпированных чиновников. Общее число чиновников в стране выросло.
Налицо в части сокращения теневого сектора экономики очевидная проблема — отсутствует в государстве, в экономике, в стране, пока и в Брянской области субъекты, которые заинтересованы и способны осуществить это на практике, а не на бумаге и в мечтах.
Возникает и вроде, на первый взгляд, нелепый вопрос: полезна или вредна теневая экономика, какова ее роль? Ответ, однако, неоднозначен. В правовом, демократическом государстве, где народ через выборы нанимает власть для работы на себя — теневая экономика очень вредна и ее всемерно снижают. В России же, в условиях раскола между государством и народом, между государством и обществом, в условиях криминальности и «теневитости» самого государства теневая экономика на всем пути развития России служила средством выживания простого люда, вопреки всем обрушимся на него многочисленным тяготам и бедам.
По этой причине проблема неформальной деятельности, проблема теневой экономики должна решаться аккуратно и без спешки. Как видим, около 70 тыс. человек заняты в ней только в Брянской области, а во всей России — 13,5 млн. человек. И их нельзя разом или в кратчайшие сроки оставить без средств к существованию.
В то же время без решения проблем теневой экономики, коррупции, без декриминализации страны, регионов, ЦЧР и Брянской области, в частности, невозможно создание эффективной экономики любого ее типа и уклада. В том числе невозможно развитие и повышение качества человеческого капитала (ЧК) по причине высокой преступности на бытовом уровне (проблема воспитания), высокой коррупции в медицинском обслуживании, в сфере образования, коррупции в государственной власти, которая делает затруднительным объективный отбор перспективных научных направлений, инвестиционных проектов, инноваций и т.д.
Экономическим драйвером роста теневой экономики наряду с другими факторами является значительное налоговое бремя. Рост налогов вытесняет бизнес в тень.
Таким образом, теневой сектор экономики сосредоточен главным образом в ЦЧР в крупных и средних городах и диффундирует из них на периферию. Теневики, как и власти, выстраивают свою экономику по кластерному типу.
Опыт борьбы с теневой экономикой, рекомендации по предотвращению теневой экономике
3.1. Зарубежный и российский опыт по предотвращению развития теневой экономики
В предотвращении развития теневой экономики России большой интерес представляет зарубежный опыт профилактики этого явления.
В борьбе с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, активно участвуют такие организации, как Интерпол, Мировой банк, Европейский совет, Оффшорная группа банковских инспекторов, Базельский комитет по надзору за банковской деятельностью и другие международные организации, действует также международная программа ООН по борьбе с наркоманией.
Во многих странах приняты законодательные акты, предусматривающие жесткие меры борьбы с отмыванием незаконно добытых денег.
В законодательстве большинства развитых государств предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц банков за несоблюдение этих мер и за содействие в проведении сомнительных и подозрительных банковских операций. Практический интерес для нашей страны имеет, в частности, опыт Китая по контролю за движением теневого капитала и предотвращению незаконных экономических операций.
В развитых рыночных странах государство борется с теневым сектором, уделяя приоритетное внимание, прежде всего усилению ответственности за налоговые преступления.
Так, важнейшим законодательным актом, определяющим ответственность за налоговые преступления и проступки, в Германии является Положение о налоговых правонарушениях.
Во Франции основным законодательным актом, регламентирующим ответственность за совершение налоговых преступлений, является Общий кодекс о налогах. Здесь к правонарушениям относятся и действия, направленные на сокрытие бухгалтерских данных путем обмана.
В Великобритании ответственность за налоговые преступления и проступки установлена в специальных законодательных актах. При этом виды правонарушений подразделяются на несколько групп: проступки, связанные с нарушением сбора налогов; преступления, связанные с мошенничеством и подделкой в сфере налогообложения; таможенные правонарушения.
В США все налоговые преступления квалифицируются по степени их тяжести на тяжкие и менее тяжкие. Налоговое законодательство этой страны предусматривает уголовную ответственность не только лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, но и должностных лиц и работников налоговой службы. Нормы, регулирующие порядок взыскания налогов, контроль за неуплатой и правонарушениями, в отдельных штатах США являются более дробными.
Особо интересен опыт борьбы с теневой экономикой Восточных государств. К примеру, в ОАЭ отсутствует налогообложение как таковое, что изначально заставляет государство изыскивать иные способы поддержание государственной казны. Вместе с тем, возможность получения полной прибыли без вычета налогов позволяет снизить себестоимость продукции и максимально использовать прибыль для развития производства. При этом государство экономит огромные денежные средства ввиду отсутствия необходимости содержания налогового аппарата. Отсутствие подоходного налога в этой стране делает ее привлекательной для вложения в нее инвестиций как физических, так и юридических лиц, а также способствует высокой конкуренции на рынке рабочей силы.
Следует заметить, что многие приемы борьбы с теневой экономикой не имеют должного эффекта, а лишь затрудняют деятельность субъектов экономических отношений (так, например, запрет для юридических лиц использовать жилые помещения в качестве юридического адреса с целью борьбы с компаниями-однодневками привел к усложнению процедуры регистрации для многих учредителей).
Но, несмотря на сказанное, представляется, что вышеизложенный опыт законодательного закрепления воздействия на теневую экономику, накопленный разными странами, вполне может быть адаптирован к современным российским реалиям.
Помимо перечисленных мер в борьбе с экономической преступностью необходимо международное сотрудничество. Для этого необходимо:
- присоединиться к принятым международным конвенциям, в частности таким, как проект Конвенции Совета Европы, предусматривающей конфискацию выручки от преступления;
- разработать проект конвенции о принципах сотрудничества России со странами СНГ в борьбе с организованной преступностью.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации коррупция названа одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией, рассматривается как одна из мер обеспечения национальной безопасности.
Российский госбюджет предусматривает, что в случае успешной борьбы с нелегальной экономикой, сотрудникам соответствующих ведомств полагается выплатить премии в размере 5% от суммы дополнительных доходов. Такой опыт борьбы с теневой экономикой взят из лучшего опыта зарубежных стран, в которых подобная мотивация сотрудников показывает хорошие результаты.
На сегодняшний день принято немало попыток снижения уровня коррупции:
- при Президенте РФ создан Совет по борьбе с коррупцией;
- Россией ратифицировано большинство международных конвенций о борьбе с коррупцией;
- существует несколько проектов антикоррупционных правовых актов и программ;
- во многих регионах есть свои собственные программы борьбы с коррупцией;
- действует почти два десятка различных центров, институтов, сконцентрировавших свою деятельность на изучении коррупции и теневой экономики.
3.2. Предложения по решению проблемы теневой экономики в Брянской области
Говоря о возможных методах борьбы с теневой экономикой, необходимо отдавать себе отчет, что в сегодняшних условиях практически все трудоспособное население в той или иной мере участвует в различных формах коррупции и теневом секторе, поэтому одним из основных методов борьбы может стать легализация отношений. Вместе с тем нужно понимать, что легализация некоторых форм коррупции не может решить всех проблем. Несправедливое распределение богатства является одной из причин коррупции. Речь идет о низком уровне оплаты труда чиновников, который вынуждает искать иные пути для получения дохода. Здесь нужно еще раз оговориться, что нельзя искоренять эту причину в отрыве от остальных причин.
В этой связи считаем необходимым, подчеркнуть, что меры по борьбе с коррупцией (противодействию коррупции) будут эффективны только тогда, когда будут реализованы в комплексе. В этой связи особое значение приобретает стратегический подход к решению этой проблемы.
Коррупция не только самовоспроизводна, но также неоднородна и трансформативна. В связи с этим принятие отдельного федерального закона о противодействии коррупции и теневой экономике представляется нам неадекватным инструментом для высокоэффективного противодействия коррупции.
Итак, в целях борьбы с коррупцией и теневой экономикой нами предлагаются следующие ключевые решения:
1. Политическая воля и публичное политическое решение.
2. Поэтапная программа (заданная нормативно) охвата категорий госслужащих новыми мерами борьбы с коррупцией.
3. Создание федерального органа исполнительной власти по управлению госслужбой (с функциями спецслужбы по борьбе с коррупцией).
4. Добровольное ограничение части конституционных прав госслужащих.
5. Жесткая формализация деятельности госслужащих.
6. Разработка и введение механизма кадровых историй для госслужащих.
7. ВВЕДЕНИЕ парламентской процедуры проверки законопроектов на коррупциогенность.
8. Ужесточение наказаний.
Основополагающими из них являются: политическая воля и публичное политическое решение. Необходимо на уровне политического руководства страны системно заниматься этим явлением, а не только обозначать его существование.
Таким образом, с одной стороны, это позволит предотвращать коррупционные преступления, избавит от соблазна коррупционных деяний, с другой стороны, контролируемые должностные лица получат средство для эффективной защиты своей чести и достоинства в случае предъявления им необоснованных обвинений (например, со стороны СМИ) в коррупционной деятельности.
Заключение
На основании проведенных в курсовой работе исследований можно сделать следующие выводы.
Теневая экономика
Современные масштабы теневой экономики, как экономической деятельности скрываемой от государства, варьируются в широких пределах. При это необходимость борьбы с теневой экономикой остро стоит не только в нашей стране, но и во всём мире. В настоящее время не существует общепринятого определения теневой экономики и её структуры. При это в основе разных методик оценки уровня теневой экономики, так или иначе, рассматриваются аспекты неформальной экономической деятельности. Значительные доходы населения, полученные в теневом секторе экономики, направляются, прежде всего, на приобретение недвижимости, автомобилей, предметов роскоши, и данные покупки, как правило, осуществляются за наличный расчёт.
В многочисленных научных публикациях анализируется также и структура теневой экономики, которая, по мнению исследователей, состоит из следующих структурных компонентов:
1) криминальная экономика
2) фиктивная экономика
3) неофициальная экономика
4) латентная экономика
5) подпольная экономика
Во второй главе исследовалась Брянская область. Проведя анализ экономики области, я пришел к выводу, что экономика Брянской области вполне успешная.
По данным ФГСС регион занимает 47 место среди других регионов, в теневой экономике Брянской области занято 72 тысячи человек. Следует отметить, что это низкие показатели.
В Брянской области доля теневой экономики около 20%, что является одной из самых низких по центральным черноземным регионам.
Причинами теневой экономики в Брянской области является в основном коррупция. В последние годы с теневой экономикой Брянской области проводится жесткая борьба.
Для снижения уровня коррупции области — базы и опоры теневой экономики, без снижения преступности, без декриминализации экономики решить проблемы областей ЦЧР и России в целом невозможно.
Для преодоления правого нигилизма, преступности, неэффективности государственных институтов, на которых базируется теневая экономика, нужны многие годы и огромные усилия общества, власти и самих граждан.
Конституция Российской Федерации. // СПС КонсультантПлюс с.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) // СПС КонсультантПлюс
Аверьянов С.В. Теневая экономика и рыночная действительность // Мнение, №23, 2015 с. 32-35.
Гродский, В.С. Экономическая теория: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / В.С. Гродский. — СПб.: Питер, 2013. — 208 c.
Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Г.М. Гукасьян. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 224 c.
Джавадова, С. Экономическая теория и практика: вчера, сегодня, завтра: учебное пособие РГГУ / С. Джавадова, О. Лылова. — М.: Экономика, 2011. — 293 c.
Малахов, Р.Г. Экономическая теория / Р.Г. Малахов. — М.: Рид Групп, 2012. — 48 c.
Малкина, М.Ю. Микроэкономика: Учебник / М.Ю. Малкина. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 395 c.
Моховикова, Г.А. Микроэкономика: Учебник для бакалавров / Г.А. Моховикова. — М.: Юрайт, 2013. — 268 c.
Рудакова, И.Е. Макроэкономическая теория: проблемы, версии, полемика / И.Е. Рудакова, А.А. Никифоров. — М.: ДиС, 2013. — 208 c.
Сажина, М.А. Экономическая теория: Учебник / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 608 c.
Худокормов, А.Г. Экономическая теория: Новейшие течения Запада: Учебное пособие / А.Г. Худокормов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 416 c.
Шишкин, А.Ф. Экономическая теория. В 2-х т.Том 1: Учебник для вузов / А.Ф. Шишкин. — М.: ВЛАДОС, Изд. «КДУ», 2013. — 816 c.
Офицальный сайт ФСГС.