Право как система общеобязательных правил для того, чтобы стать действительным регулятором общественных отношений, должно получить какое-то внешнее выражение. В правовой доктрине способы, с помощью которых государственная воля становится юридической нормой, обозначаются условным термином «источники (формы) права». Понятие источника права очень образно связывают с емкостью, в которую заключены юридические нормы.
Для мирового юридического пространства, где сосуществуют и взаимно влияют друг на друга различные правовые системы, характерно разнообразие источников права. Они различаются в зависимости от того, каким способом тому или иному предписанию придается нормативный, общеобязательный характер. Исходя из специфики этого способа, различают следующие основные источники (формы) права: правовой обычай; нормативно-правовой акт; судебный прецедент; договор нормативного содержания; общие принципы права; идеи и доктрины; религиозные тексты.
Каждая система права признает обычно одновременно несколько источников права. Однако их значение в каждый данный момент может быть неодинаково. Ответ на вопрос об источниках права применительно к конкретной стране может меняться в зависимости от разных исторических этапов, от специфических черт каждой из правовых систем, от особенностей национального права в рамках единой правовой семьи и даже от отрасли права, в отношении которой вопрос поставлен. В одни исторические периоды и в одних странах преобладает в качестве источника права нормативный акт, в другие периоды и в других странах – судебная практика в виде так называемого судебного прецедента, в третьих странах – правовой обычай и т.д.
Нормативно-правовой акт имеет определенные преимущества перед другими источниками права. Во-первых, в силу определенных установленных правил его изложения он является лучшим способом оформления устоявшихся норм. Во-вторых, на него легко ссылаться при разрешении дела, легко вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением. В-третьих, они удобны для учета и систематизации.
Нормативно-правовой акт является наиболее распространенным и, может быть, даже классическим и первостепенным источником права для всех стран, объединяемых в систему «писаного права», в том числе, и для России. Из этого следует актуальность темы. Научно и практическое значение работы заключается в систематизации взглядов законоведов по рассматриваемой проблеме.
Целью работы является анализ рассмотрения нормативно-правового акта как основного источника российского права. Задачи, рассматриваемые в работе – анализ сущности нормативно-правового акта и основной специфики российских нормативно-правовых актов. Структура работы сформирована, исходя из задач, изложенных выше.
Избирательное право в зарубежных странах
... странах, где не получил развития конституционный контроль. возрастной Во многих странах (для активного избирательного права) признается избирательное право за ... и главным источником избирательного права, закрепляющим его основные ... регулирование норм избирательного права осуществляется специальными правовыми актами. К ... голосования очевидна, история его значительно короче истории выборов ...
Основная часть (выдержка)
Нормативно-правовой акт (далее – НПА) является ведущей формой российского права. Именно он определяет тип отечественной правовой системы. От него зависят все другие формы права, он определяет их роль и иерархические системные взаимосвязи. Именно НПА составляют систему законодательства.
В юридической науке и законодательной практике существует много видов определения НПА . Типичным является следующее определение: НПА – это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Основное свойство данной формы права – нормативность. Подчеркиваются его исключительная, практически неоспоримая леги-тимность и защита со стороны государства. Достаточно часто в качестве существенного признака называется предмет правового регулирования нормативного правового акта, в качестве которого выступает определенный вид общественных отношений, и неоднократное при-менение. Традиционно в качестве признака нормативного правового акта отмечается его связь с правотворчеством. Он направлен на установление, изменение или отмену юридических норм, благодаря чему он выступает «средством развития, изменения правовой системы».
По мнению научных сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, «нормативный правовой акт – это официальный письменный документ, выражающий волеизъявление полномочного органа государственной власти по установлению, изменению или отмене норм права – общеобязательных правил, рассчитанных на многократное применение». Вариант определения для целей систематизации был предложен авторами Концепции системы класси-фикации правовых актов:
Заключение (выдержка)
Понятие нормативного правового акта находится в постоянном развитии. Накопленные практикой и обобщенные теорией признаки НПА позволяют сформулировать комплексное определение. НПА – это письменный официальный документ, принятый в определенной форме и процедуре, направленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии. НПА издаются компетентными органами и лицами в пределах их компетенции и адресованы неперсонифицированному кругу субъектов. Каждый из перечисленных признаков в процессе правоприменения имеет существенное значение.
С учетом сказанного можно выделить следующие признаки норма-тивного правового акта: 1) волевое содержание; 2) официальный характер; 3) входит в единую систему; 4) нормативность; 5) является документом; 6) принимается в специальной процедуре; 7) издается компетентными органами и лицами; 8) регулирует общественные отношения; 9) гарантируется принудительной силой государства.
Денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации
... веса в общем объеме денежного довольствия. Конечно, существенное увеличение размеров денежного довольствия сотрудников является положительным результатом реформы органов внутренних дел. Тем не ... полиции», с изменениями и дополнениями от: 6 апреля 2015 г.: http://base.garant.ru/Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ" О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации ...
Основной принцип классификации НПА – по их юридической силе. По юридической силе нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон может определяться как по материальным, так и по формальным критериям. В российской законодательной иерархии ведущую роль играет Конституция РФ. Далее следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы. По органу, принимающему закон, в Российской Федерации различают законы федеральных представительных органов и законы федеральных органов субъектов Федерации, стоящие ниже первых в правовой иерархии.
Подзаконный нормативный правовой акт – это документ, издавае-мый в соответствии с законом и ему не противоречащий, содержащий нормы права, конкретизирующие, детализирующие и организационно обеспечивающие действие закона. Он является понятием собирательным и представляет собой иерархию актов, начиная от высших представительных органов, Президента, Правительства и кончая актами местных органов власти и управления. В федеративном государстве, каковым является и Россия, необходимо также различать подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации.
Для эффективного обеспечения высшей юридической силы консти-туции необходимо, чтобы соблюдалось соответствие по юридической силе всех видов НПА, на каждом уровне иерархии источников права. При организации иерархической системы НПА необходимо также исходить из того, что субъектам РФ должны быть обеспечены достаточные права в организации собственной жизни и полноценное участие в делах Российской Федерации. Властный характер деятельности органов государственной власти субъектов РФ находит свое внешнее выражение в принятии правовых актов нормативного либо ненормативного характера. Обеспечение единого правового пространства – общая задача всех субъектов Федерации. Необходимо оперативным способом устранять конституционные противоречия между федеральным центром и регионами, путем принятия соответствующих НПА Конституционным Судом РФ.
В НПА в определенном смысле отражается преобразованная ресурсная информация. Система национальных информационных ресурсов, таким образом, должна выступать каналом обратной связи по отношению к нормотворчеству и правовому регулированию. Правовое регулирование информационной деятельности, результатом которой является формирование информационного ресурса, является предпосылкой для формирования качественной и актуальной правовой базы НПА.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/sistema-normativnyih-pravovyih-aktov-v-rossii/
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (принята на всенарод-ном голосовании 12 декабря 1993 г.).
Официальные акты судебных органов
1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части». // Вестник ВАС РФ. – 2007. – № 23.
Римское право древнейшего периода. Законы 12 таблиц
... практике от устаревших норм Законов XII таблиц и квиритского права в целом. Итак, можно сделать вывод, что Римское право Древнейшего периода характеризуется замкнутостью, архаичностью, ... право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала, например, жертвоприношения или клятвы. Также древнейшим источником права ...
Специальная и научная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/sistema-normativnyih-pravovyih-aktov-v-rossii/
1. Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юрайт-издат, 2004.
2. Мелехин А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2008.
3. Теория государства и права. Учебник. М.И. Абдулаев. – М.: Юнити, 2007.
4. Теория государства и права. / Учебник под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Изд. МГУ, 2003.
Публикации в периодических и продолжающихся изданиях
1. Бошно С. Нормативный правовой акт: развитие признаков в право-применительной практике. – Арбитражный и гражданский процесс. – 2009. – №4. – С. 40-49.
2. Гришина В.В. Теоретический анализ проблем правового воздействия на качество нормативно-правовых актов. // Право и политика. – 2007. – №10. – С. 37-44.
3. Зайков Д.Е. Юридически-технические недостатки нормативных пра-вовых актов: злой умысел или случайные недоработки? // Право в вооруженных силах. – 2009. – №4. – С. 15-25.
4. Замышляев Д.В. Проблемы иерархии нормативно-правовых актов в РФ. // Государственная власть и местное самоуправление. – 2003. – №1 – С. 49-56.
5. Кравец И.А. Конституционность нормативно-правовых актов: доктрина и практика в России. // Право и политика. – 2006. – №8. – С. 29-35.