Система источников права Республики Беларусь

Проблема определения понятия и системы источников права являлась актуальной в теории права всегда: в дореволюционный период, в советский период развития государства и права, в современной Республике Беларусь. Существуют различные подходы к пониманию источников права, которые рассматриваются: как факторы, определяющие формирование (возникновение) права; как исторические памятники о праве; как формы закрепления норм права(источник права в формальном, юридическом смысле); как материалы, посредством которых мы познаем право (источник познания права).

Особую актуальность эта проблема имеет сегодня в Республике Беларусь, в которой в связи с объявлением государственного суверенитета качественно и количественно изменилась вся система источников права. По сравнению с социалистической правовой системой значительно увеличилась доля законов в системе нормативных актов. Все большее использование в качестве источников права приобретает договор. Существуют различные подходы к перечню источников права в Республике Беларусь.

» и « формы права

В своей работе мы постараемся осветить данные темы.

Основным источником права в романо-германской семье, к которой относится и Республика Беларусь, являются нормативные правовые акты, которые издаются в соответствии с Конституцией (Основным Законом).

Главенствующую роль играют также нормативные договоры и в ограниченной мере — правовой обычай. Основным источником права в Республике Беларусь соответственно являются нормативные правовые акты. Их можно классифицировать по различному основанию:

— по юридической силе,

— по сфере деятельности. Более подробно я раскрою данный вопрос в соответствующей главе курсовой работы.

Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем большую потребность оно испытывает в законах. Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах. Через общие абстрактные и равные для всех правила государство принимает единые в различных сферах общественных отношений масштабы к разным людям. Эти правила, правовые нормы, выраженные в специфической языковой форме, и составляют содержание права.

4 стр., 1771 слов

Права человека в политико-правовой теории и практике Советского ...

... настоящей работы анализ прав человека в политико правовой теории и практике советского государства. Задачи настоящего курсового исследования: анализ развития теории прав ... нормативные акты, прежде всего ведомственные инструкции, которые нередко блокируют законы, устанавливают такой режим и порядок поведения, которые соответствуют интересам ведомств, чиновничьего аппарата. В-шестых, советское право, ...

Люди первообщинного строя не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тот далекий период зарождались моральные и религиозные нормы. Право возникло гораздо позднее и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института, как государство. Самой первой формой права стал именно правовой обычай. Следует отметить, что он все реже используется, несмотря на то, что является самым древним.

Юридический прецедент является тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. Такая форма права является доминирующей в англо-саксонской семье.

Нормативный договор также может выступать источником права, но только в том случае, если в нем содержатся нормы общего характера.

Выяснение роли и места права в системе нормативного регулирования общественных отношений имеет большое значение.

Целью данной курсовой работы является исследование системы источников права Республики Беларусь с точки зрения их развития и иерархии.

В связи с поставленной целью при написании курсовой работы необходимо решить ряд задач:

1) рассмотреть различные подходы к понятию источника права;

2) охарактеризовать виды источников права в Республике Беларусь;

3) изучить виды нормативных правовых актов Республики Беларусь;

4) изучить и охарактеризовать виды законов Республики Беларусь.

При написании данной курсовой работы были использованы различные научные методы: исторический, формально-юридический, системный, сравнительный, метод анализа и другие.

В процессе написания курсовой работы использовались: Конституция Республики Беларусь в редакциях 1994 и 1996 годов, закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» 2000 года с последующими изменениями и дополнениями, комментарии к Конституции и закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», а также учебные и научные работы таких отечественных и зарубежных ученых, как Василевич Г.А., Дробязко Г.Г., Дубовицкий В.Н., Иванова Т.В., Козлов В.С., Комаров С.А., Малько А.В., Корельский В.М., Перевалов В.Д., Лагун Д.А., Пастухов М.И., Пляхимович И.И., Сильченко Н.В., Сырец А.И., Хропанюк В.Н. и др.

1. Общетеоретическое понятие источников права

1.1 Сущность и понятие источника права

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/sistema-prava-rb/

Понятие «источник права» многозначно, оно существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран.

Право имеет свои источники, в которых выражаются общеобязательные правила поведения людей.

Источник права в материальном смысле — причины образования права, т.е., всё то, что порождает (формирует) позитивное право, те или иные материальные или духовные факторы, общественные отношения, природа человека, природа вещей, божественный или человеческий разум, воля бога или законодателя и т.д.

3 стр., 1384 слов

Субъекты трудового права в Республике Беларусь

... должности коллегиальными органами. Трудовой коллектив как субъект трудового права В ТК Республики Беларусь отсутствуют статьи, регулирующие правовое положение трудового коллектива. В старом КзоТ Республики Беларусь имелась глава 15а «Трудовой коллектив», которая регулировала правовое положение трудовых коллективов. Эта ...

Однако общественные потребности должны быть осознаны и скорректированы законодателем в соответствии с уровнем его правосознания и политической ориентации. На его позицию могут оказать влияние особенности международной и внутриполитической обстановки, некоторые иные факторы. Все эти обстоятельства в своей совокупности составляют источник права в идеальном смысле.

Применительно к разным системам права существуют следующие основные виды источников позитивного права:

1) правовой обычай (обычное право);

2) судебный прецедент;

3) юридическая доктрина (право юристов);

4) религиозный памятник (священные книги);

5) нормативный договор;

6) нормативный правовой акт;

7) естественное право.

Правовой обычай (обычное право) — это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования поведения людей (общественных отношений), которые официально признаны, санкционированы государством в качестве общеобязательных норм права.

Судебный прецедент — это судебное решение по конкретному делу, имеющее значение общеобязательного правила для такого же решения всех аналогичных дел.

Юридическая доктрина — это разнообразные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу.

Религиозный памятник — это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, мусульманского права).

Нормативный правовой договор — это договор, содержащий новые нормы действующего права. Как правило, используются в сфере международного права.

Нормативный правовой акт — это письменный правоустановительный акт государства, содержащий новые нормы действующего права, вносящий изменения в действующую систему права либо отменяющий нормы права.

Естественное право как источник позитивного права — это официально признанные государством и закрепленные в его конституции и законах естественные, прирожденные и неотчуждаемые права человека и права народа.

Часто совокупность называемых в литературе источников права определяется в зависимости от того, к какой правовой семье принадлежит национальная правовая система. На европейском континенте различают две основные правовые семьи: англосаксонскую и романо-германскую.

Основным источником права в белорусской системе права, как и в других системах права, относящихся к романо-германской правовой семье, является нормативно-правовой акт.

В качестве одного из самостоятельных источников права в Республике Беларусь выступает нормативный договор, т.е. договор, содержащий нормы права. Такие договоры могут быть международного и внутригосударственного характера. К разновидности нормативного договора как источника права относятся различные коллективные договоры и соглашения в области трудового права.

В ряде случаев в качестве источника права в Республике Беларусь выступает обычное право, т.е. санкционированные государством обычаи. В гражданском праве — это обычаи делового оборота, или сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе.

4 стр., 1787 слов

Способы регулирования в международном частном праве и правовые ...

... уже невозможным без использования коллизионного метода; 3. диспозитивный характер предписаний большинства унифицированных норм. Стремление расширить предметную сферу международных источников международного частного права и количество субъектов, на которые они распространяли бы свое ...

1.2 Соотношение понятий источника и формы права

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/sistema-prava-rb/

Изучая вопрос о понятии, содержании и системе источников права просто нельзя не затронуть теоретически и практически важную проблему соотношения понятия источника права с понятием формы права. Традиционно существует два диаметрально противоположных варианта решения данного вопроса.

Суть первого в теории уравнивания форм и источников права, представленная двумя течениями. Представители одного видят полное тождество источника права с формой права, сведение источника права к форме права и, наоборот, формы права — к источнику права.

Второе же течение также уравнивает изучаемые понятия, но с целью обосновать непригодность термина «источник права» и заменить его понятием «форма права». Свою позицию они мотивируют малой приспособленностью термина «источник права» к продуктивному использованию ввиду его многозначности. Но, однако, дают ему право на жизнь вследствие исторической обоснованности и в качестве дани уважения. Вторая тенденция не является обособленной от первой, так как ядро у них общее единство терминов. Но для первой эта мысль есть вершина теории, а для второй — исходный тезис для обоснования непригодности одного из терминов. Во второй тенденции речь идёт не столько о содержательном тождестве понятий, сколько о замене термина «источник права» на термин «форма права»[1].

Приверженцы первого варианта решения вопроса часто приводят этот спор к простому поиску названия для способов внешнего выражения и закрепления нормы права, и критикуют не подходящий в полной мере к этому действу термин «источник права». Сторонники второго подхода к решению проблем соотношения источников и форм права полагают, что их понятия совершенно не совпадают друг с другом, а отражающие их термины далеко не равнозначны, их самостоятельность признаётся. Исследователи обосновывают наличие собственного значения у каждого из этих терминов, не признают возможности замены одного термина другим. Несмотря на то, что оговаривается тесная связь указанных понятий, их тождество отрицается: если «форма права» показывает, как организовано и выражено вовне содержание права, то понятие «источник права» охватывает истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

Анализируя данные варианты и подходы к решению вопроса о соотношении формы права и источника права и сопоставляя их с реальной действительностью, нетрудно заметить, что они грешат, как представляется, односторонностью в оценке рассматриваемых явлений и чрезмерной прямолинейностью. Формула «или-или», сводящаяся лишь к одному из двух умозаключений в отношении формы и источника права: или к тому, что они полностью совпадают, тождественны, или же, наоборот, к тому, что они совсем не тождественны и не совпадают, не соответствуют реальному положению вещей.

Под понятием «форма права» следует понимать способы внешнего выражения права — то есть его внешнюю форму. И тогда обширное понятие «источник права» включает в себя понятие «форма права». Но, с другой стороны, наряду с предыдущим определением под формой права можно понимать и внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотросли и правовые институты в соответствие с предметом и методом правового регулирования — то есть систему права, внутреннею форму. И в этом случае понятие «форма права» включает в себя понятие «источник права» что само по себе также является неверным ввиду понимания под источниками права не только внешней формы права, способов выражения и закрепления нормы права, так называемых «вторичных» источников права, но и «первичных», которые формой права не являются по простой причине отсутствия в них норм права, то есть общеобязательных правил поведения. Таким образом, отрицая ввиду перечисленных аргументов возможность обособленного существования данных понятий и учитывая их индивидуальность, можно с уверенностью заявить, что не каждый источник права является формой и не каждая форма источником права. Пересечение данных понятий происходит, когда под источником права мы подразумеваем формально-юридический смысл, а форма права является внешней. В этом случае можно отметить полное тождество понятий.

4 стр., 1628 слов

Нарушение изобретательских и патентных прав: уголовно-правовой ...

... включающих международно-правовые акты, ранее действующее и современное российское уголовное законодательство, законодательство зарубежных стран, устанавливающее ответственность за нарушение изобретательских и патентных прав; соответствующие материалы ... Терещенко, В.Н. Уруков, П.А. Филиппов, А.В. Шульга и др. Нормативная основа, Эмпирической базой диссертационного исследования Судебного Департамента ...

Разностороннее изучение понятия и содержания форм и источников права, а также характера их взаимоотношений недвусмысленно свидетельствуют о том, что в одних отношениях форма и источник права могут совпадать друг с другом и рассматриваться как тождественные, в то же время в других отношениях они значительно отличаются друг от друга и их не следует считать тождественными. Совпадение формы и источника права имеет место тогда, когда речь идет о вторичных, формально-юридических источниках права. Которые нередко именуются в литературе просто формальными источниками права. Тем самым подчеркивается помимо всего прочего идентичность формы и источника права, где форма указывает на то, как, каким образом организовано и выражено во вне юридическое (нормативное) содержание, а источник — на то, каковы те юридические и иные истоки, факторы, предопределяющие данную форму права и ее содержание.

Что же касается первичных источников права, рассматриваемых самих по себе, в виде материальных, социальных и иных факторов, оказывающих постоянное влияние и предопределяющих процессы правообразования, правотворчества и законотворчества, то здесь совпадения источников права с формами права нет и не может быть. Одна из причин этого заключается в том, что названные феномены находятся на разных уровнях и «обслуживают» разные сферы. Материальные, социальные и иные источники — факторы воздействия на процессы правообразования, правотворчества и законотворчества — относятся к соответствующим материальным и иным реальным сферам жизни. Формы же права, равно как и само право в целом, неизменно ассоциируются с юридическими сферами жизни общества, а точнее, с юридическими аспектами материальной, социальной и других реальных сфер жизни общества [1].

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что при совпадении понятий формы и источника права, обозначающие их термины, следует признавать идентичными по своему смысловому значению и содержанию, взаимозаменяемыми. Во всех других случаях подобная взаимозаменяемость данных терминов в силу неадекватности рассматриваемых явлений и отражающих их понятий исключается. Однако в учебной, а нередко и в научной юридической литературе различные смысловые оттенки терминов «источник права» и «форма права» не принимаются во внимание и эти понятия почти во всех случаях используются как идентичные.

3 стр., 1455 слов

Субъекты трудового права в Республике Беларусь (2)

... Республике Беларусь рассматриваются как специфические субъекты трудового права. Их статус определен Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах», Декретом Президента Республики Беларусь ... мерами: за каждый год работы работника на данном предприятии ... трудовой дисциплины» и «О дополнительных мерах по укреплению трудовой и производственной дисциплины». Однако реальных результатов данные акты ...

Но существования других точек зрения и подходов не исключается.

Таким образом, материальный источник (экономические отношения, воля классов, государства народа при референдуме и т.д.) — это сущность формально-юридического источника. А формально-юридические источники (нормативные акты, договоры) — это форма права и источник его норм.

2.1 Иерархия источников права Республики Беларусь

Белорусская правовая система исторически складывалась как система писаного права, поэтому она относится к модели романо-германского типа.

В Республике Беларусь источниками (формами) права признаются нормативные правовые акты, нормативные договоры, правовые обычаи. Не являются источниками права религиозные писания и правовые прецеденты, хотя некоторые правовед пытаются обосновать целесообразность последних. Пока такие предложения широкого признания не получили.

В качестве основного источника, официальной формы выражения и закрепления правовых норм, выступают нормативные правовые акты. Помимо нормативных актов право имеет свои источника права и в иных формах — обычаях, прецедентах, правовых принципах. Правильное определение иерархии источников права позволяет обеспечить целостность системы.

С позиции расположения в иерархической системе национального законодательства среди нормативно правовых актов первое место занимает Конституция, в след за которой идут законы, а также иные акты текущего законодательства. Наряду с Конституцией выделяют несколько разновидностей законов, а именно: конституционные, программные законы и обычные законы; имеющие силу закона акты Главы государства. Следует иметь в виду, что Конституция достаточно четко определяет место международных договоров как источников в правовой системе.

Анализ Конституции, действующего законодательства позволяет выстроить следующую правовую пирамиду.

Главное место в правовой системе, как указывалось выше, занимает Конституция. За Конституцией Республики Беларусь следуют:

1) конституционные законы, включая и законы о толковании Конституции;

2) международные договоры Республики Беларусь, ставшие обязательными для Республики Беларусь;

3) программные законы;

4) законы, декреты и указы, изданные на основе Конституции;

5) указы, изданные на основе закона (т.е. указы имеющие подзаконный характер)

6) постановления правительства и Национального банка;

7) акты министерств и других республиканских органов с учетом их компетенции;

8) акты местных Советов депутатов с учетом их уровня (областные, базовые, первичные)

9) акты местных исполнительных и распорядительных органов с учетом их уровня;

10) локальные нормативные правовые акты

Каждый из названных уровней имеет свою характеристику и классификацию, например законы: программные законы, кодексы, новее и «старые» законы, общие и специальные[2].

7 стр., 3100 слов

ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ ВИНЫ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

... исследования, который составляют нормы Уголовного Кодекса Республики Беларусь, определяющие субъективную сторону состава преступления. Целью исследования данной курсовой работы является рассмотреть понятие, содержание и формы вины в уголовном праве Республики Беларусь. Для достижения поставленной ...

Следует помнить, что правильное (в соответствии с Конституцией) «выстраивание» всей совокупности источников права позволяет однозначно решать возникающие споры, вне зависимости от того, кто является их участниками.

2.2 Нормативные правовые акты как главный источник права

В странах, относящихся к романо-германской семье, права, в том числе и в Республике Беларусь, нормативные правовые акты являются основным источником права. Юристы, иные лица, применяющие право, обращаются прежде всего к законам и другим писаным юридическим документам, принятым органами законодательной и исполнительной власти, находя в них решение своих проблем. Таким образом, юридическое заключение всегда имеет основу в законе или ином нормативно правовом акте[2].

нормативно правовой акт

Никто, кроме органов государственной власти, не вправе принимать или отменять законы. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц (граждане, сотрудники органов внутренних дел, лица, проживающие в зоне радиационного контроля, и т.д.) и действует постоянно, до его официальной отмены[10].

Этим он отличается от актов, не обладающих признаками нормативности.

Все нормативно-правовые акты имеют государственный характер, то есть они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования. Все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Конституцией (Основным Законом).

Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.

Существенное значение имеет деятельность Национального центра правовой информации Республики Беларусь, создание в 1999 году Национального реестра правовых актов Республики Беларусь. Реестр представляет собой систему учета всех нормативных актов республики, является единым банком правовой информации и одновременно его издание выступает источником официального опубликования актов и официальным инкорпоративным сборником действующего законодательства. Опубликование нормативно-правовых актов осуществляется, как правило, после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (ст. 65 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»)[14].

Нормативно-правовые акты:

— дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

— иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

— конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках[18].

Нормативно-правовой акт действует во времени, по территории (пространству), предметам действия, по кругу лиц, на которые распределяются нормы данного права. Нормативно-правовые акты различаются:

13 стр., 6462 слов

Исследование социальных и экономических прав граждан Республики Беларусь

... др. Цель курсовой работы заключается во всестороннем исследовании социальных и экономических прав граждан Республики Беларусь. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: изучить понятие и значение социальных и экономических прав граждан Республики Беларусь; рассмотреть социальные права граждан Республики Беларусь; охарактеризовать экономические права граждан Республики Беларусь. ...

акты референдума и акты, издаваемые или санкционированные государством ;

акты внешнего

Действие нормативного акта во времени, Действие нормативно-правового акта в пространстве., Действие нормативно-правового акта по предмету.

  • неограниченное действие имеют нормы Основного Закона (Конституции), они без исключения распространяются на все правовые отношения, существующие в обществе;
  • действия отраслевых нормативных актов ограничены предметом определенной отрасли права.

Например, Гражданское законодательство распространяется только на имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, независимы и не находятся в состоянии подчинения;

— в свою очередь, в рамках определенной отрасли в правилах ее отдельных институтов специальные нормы имеют преобладающее значение по отношению к общим нормам. Например, если деяние обвиняемого попадает под статью «умышленное убийство», то при вынесении приговора будет применена именно эта статья, а не общая, где дано общее понятие преступления, которое играет вспомогательную роль. Такая же процедура происходит и в других отраслях права.

Действие нормативно-правового акта по лицам

законы и подзаконные акты

От нормативно-правовых актов следует отличать официальные юридические документы, которые не содержат норм права и не вносят непосредственно изменения в законодательство. Например, акты утверждения положений, правил, статутов или акты, которые складываются из деклараций, отзывов, призывов. Не являются таковыми и индивидуальные юридические акты. Когда, например, суды выносят решения по гражданским или приговоры по уголовным делам, они тем самым применяют соответствующие юридические нормы по конкретным лицам. Эти акты носят не нормативный, а конкретно-правовой характер. Они возникают на основе правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах, и называются правоприменительными, индивидуальными актами. Индивидуальные акты правоприменительного значения издают многие государственные и негосударственные организации. Они имеют юридическое значение, но не содержат в себе правил общего характера. Нормативные правовые акты, то есть акты, в которых содержатся такие общие правила, издаются только определенными государственными органами.

Нормативные правовые акты следует отличать также от актов толкования (интерпретации), в которых даются лишь разъяснения содержания юридических норм, но при этом само содержание нормы не изменяется. Одни и те же органы могут издавать как нормативные, так и правоприменительные акты. Например, указ Президента о награждении является актом правоприменительного характера.

2.3 Виды нормативных правовых актов в Республике Беларусь

Основной источник системы права Республики Беларусь — нормативно-правовой акт. В 2000 году был принят Закон «О нормативных правовых актов Республики Беларусь». Закон подробно регламентирует порядок подготовки, оформления, принятия и введения в действие нормативных правовых актов, их систематизации. Именно в такой форме принимается подавляющее большинство норм права. Это, в частности, Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, все законы, указы Президента Республики Беларусь, постановления и распоряжения Правительства Республики Беларусь и пр.

3 стр., 1198 слов

Экологические права граждан Республики Беларусь

... международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обратиться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод. Экологические права граждан гарантируются: планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению вредного ...

Конституция

Конституция по меньшей мере закрепляет два важных аспекта:

1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

2) организацию государственной власти, а часто и определяет основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства) и др.

Определение сущности Конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство[3].

Приоритет Конституции — неотъемлемый и непременный признак правового государства. Конституцией Республики Беларусь предусмотрены следующие виды правовых актов Президента: декреты, указы, распоряжения. Декреты являются одним из новых видов актов Президента. По своему содержанию они являются актами нормативного характера. В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если раннее акты, имеющие силу закона, могли издаваться только Верховным Советом, который по Конституции от 15 марта 1994 года являлся высшим правительственным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь, то сейчас и Президент Беларуси в случаях, предусмотренных Конституцией, может издавать акты, имеющие силу закона.

Среди актов общегосударственных органов важную роль играют постановления Правительства, которое издает свои акты на основе Конституции, законов, декретов и указов Президента. В Конституции определены органы, имеющие право принимать нормативные акты, и порядок издания таких актов. Например, в статье 84 Конституции Республики Беларусь определены полномочия Президента. Палаты Парламента могут принимать законы и постановления. Правительство вправе принимать постановления и распоряжения [3].

Верховный Совет Республики Беларусь 12 созыва 4 сентября 1996 года принял в первом чтении Закон «О толковании статей 125 и 127 Конституции Республики Беларусь», где разъяснил, что конституционному контролю подлежат только те акты, которые имеют нормативный характер. Аналогичный подход предусматривается и в принятом Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении проекта закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». В проекте нормативно-правовой акт определяется как официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение [3].

Закон Республики Беларусь

  • законы должны регулировать действительно коренные вопросы;
  • они должны быть совершенными по содержанию и по форме;
  • их соблюдение должно быть неприкасаемым.

Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права, и этим он отличается от деклараций, обращений и других актов, принимаемых представительными органами власти. Реализацией принципа верховенства закона обеспечивается иерархическая стройность системы нормативных актов, исключающая возможность коллизий, противоречий между ними. В этой связи понята недопустимость существования в стране нормативных правовых актов различных государственных органов, обладающий одинаковой юридической силой[8].

Но нередко на одном уровне с законами могут стоять и акты исполнительной власти. Часто декреты Президента, Правительства обладают той же силой, что и законы Парламента.

Основные характерные признаки закона как ведущего источника права:

  • Закон — это юридический документ, содержащий нормы права.
  • Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти или всего народа.
  • Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.
  • Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.
  • Закон является фундаментальным юридическим документом.

Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов [18].

Обычные законы

конституционный закон

Нельзя не согласится с мнением учёного-правоведа Ю.А. Тихомировым, который говорит об очевидной необходимости в разработке признаков и классификации конституционных законов. В юридической литературе при характеристике конституционных актов выделяют следующие основные черты:

  • специфический предмет регулирования: они имеют особую политическую значимость по сравнению с более специальными, более узконаправленными актами;
  • универсальная значимость: здесь имеется в виду как круг субъектов, чье положение находится в зависимости от его реализации, так и круг действий, выполняемых адресатами, а также содержание формулировок на уровне принципов;

— нехарактерная для большинства нормативных актов неопределенность действия во времени и пространстве: они действуют в течение существования определенной государственно-политической организации, касаются всех ее граждан и иных лиц, которые расположены на ее территории[3].

Обычные (текущие) законы

Среди обычных законов также необходимо выделить кодексы, являющиеся кодифицированными актами, обеспечивающими целостную регламентацию соответствующей отрасли.

законы, принимаемые законодательными органами

Подзаконный акт

Выделяют следующие подзаконные акты:

  • указы и распоряжения президента;
  • постановления правительства;
  • приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов власти и управления, органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты[7].

общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные

К числу подзаконных относятся нормативные акты палат Национального собрания Республики Беларусь, Правительства, высших судебных органов, Генерального прокурора. Важными подзаконными актами являются постановления Совета Министров Республики Беларусь. Эти акты носят, как отмечено, подзаконный характер и издаются по вопросам управления экономикой страны, обеспечения государственной политики в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения, труда, национальной безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и др.

Постановления Правительства обычно носят нормативный характер, хотя они могут иметь и ненормативное значение. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения, которые содержат конкретные предписания, то есть относятся к актам индивидуального регулирования. Наиболее многочисленными подзаконными актами являются ведомственные акты, издаваемые центральными органами государственного управления — министерствами, государственными комитетами, комитетами при Совете Министров Республики Беларусь. Эти акты регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующих органов, но некоторые министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров обладают правом издания актов, имеющих и межведомственное значение. Такими полномочиями наделено, например, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты и др[6].

Ведомственные нормативные правовые акты издаются строго в соответствии с компетенцией определенного органа и не должны противоречить вышестоящим по юридической силе нормативным актам. Необходимо учитывать, что постановления и приказы могут иметь и ненормативный характер. Ведомственные акты принимаются в форме приказов и постановлений. Коллегиально, в форме постановлений принимаются акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер. Ведомственные нормативные акты могут приниматься и в форме инструкций, положений, уставов, правил, но они подлежат утверждению постановлениями или приказами.

Подзаконные нормативные акты принимают также местные представительные и исполнительно-распорядительные органы власти (областей, городов, районов).

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений. Управления и отделы исполнительно-распорядительных органов обычно принимают приказы, инструкции. Такие акты являются актами локального значения. Они принимаются также и руководителями предприятий и учреждений. Акты локального регулирования распространяют свое действие только на членов соответствующих организаций, издаются в целях обеспечения взаимодействия своих структурных подразделений, режима труда, отдыха и др.

международное право

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что нормативно-правовой акт является одним из основных, важнейших, существенных источников права в Беларуси. Хотя белорусской правовой системой признается в качестве источников права и такие разновидности правовых норм, как санкционированный обычай. Правовой обычай достаточно широко используется в международном праве, во внешней торговле. Беларусь как субъект международного права руководствуется обычаями, регулирующими международно-правовые отношения, а также отношения в сфере внешней торговли[10].

3. Общая характеристика иных источников права, Правовой обычай

Правовой обычай — это первая форма права, возникшая еще в период становления рабовладельческих и феодальных государств. Специфика этой формы права состоит в том, что в законе, ином нормативно-правовом акте дается ссылка к действующим обычаям, сам же обычай в акте не приводится. Характерной особенностью обычаев является то, что они не образуют стройной системы правил, не взаимосвязаны друг с другом и регулируют лишь отдельные отношения между людьми, вошедшие в привычку. Действие обычного права начинается там, где молчит закон.

обычного права

В настоящее время обычай, хотя и незначительно, но все же употребляется. Так, например, суд, рассматривая дело о разводе супругов и решая вопрос о том, с кем из родителей оставить детей, почти всегда склоняется в пользу матери. Подобного рода решения принимаются на основе обычая, согласно которому воспитанием ребенка в основном занимается мать. И только если отец докажет, что мать не способна воспитывать ребенка в силу своих физических сил или, чаще, моральных качеств, то суд оставляет ребенка с отцом. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов.

Для обычая характерны два признака:

1. действие нормы в далеком прошлом, несколько столетий, а то и тысячелетий назад;

2. сохранение норм в современном обществе обеспечивается силой привычки, а иногда для регулирования совсем иных отношений.

Так, современный человек не может обходиться без рукопожатий со знакомыми. Обычай же этот сложился в средневековье как символ примирения рыцарей. Рыцарей давно нет, а их правило заключения и поддержания дружеских отношений сохранилось и поныне. Иногда бывает чрезвычайно сложно сказать, является тот или иной обычай правовым. Например, обычай “кровной мести” — принцип талиона — “зуб за зуб”, “око за око”. В последнее время этот обычай ни одним государством не поддерживается, вместе с тем он существует у многих народов. В прошлые столетия был распространенным обычай — вызов на дуэль за унижение чести и достоинства личности. Этот обычай существовал долгое время, пока общество и государство не убедились в том, что он приносит большой вред.

В годы Советской власти правовые обычаи были заменены системой писаного права — нормативно-правовыми актами. В последнее время снова появляется интерес к этой форме права, которая, по сути, связана с природными правами человека и обусловлена системами местного самоуправления.

Корпоративные нормы содержатся в уставах (например, Союз юристов Республики Беларусь), которыми регулируются вопросы членства в объединении, участия в его делах и др. Все эти нормы принимаются самими членами обществ, объединений и являются обязательными только для них. Примерами могут служить нормы, содержащихся в уставах политических партий, профсоюзах организаций, творческих союзов (например, Союз композиторов Республики Беларусь, художников и др.).

В отличие от названных социальных норм право формируется только государством, его органами[6].

Следует отметить, что государство признает не все обычаи, а только те, которые отвечают интересам общества.

Обычай как источник права имеет немало достоинств. Среди достоинств обычая можно назвать:

  • возникновение его не сверху, а снизу, и поэтому он способен полнее, нежели другие формы права, выражать вою народа, его воззрения, потребности;
  • выражение им каких-то закономерностей, существующих в обществе, а поэтому большая его эффективность;
  • устная форма и донесение информации простым, доступным языком;
  • большая добровольность в выполнении, поскольку обычай основан на привычке.

Но и недостатки, присущие обычаю, существеннее:

  • косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир изменяется быстро;
  • его неопределенность, что является результатом незафиксированности в письменном виде;
  • небольшая сфера распространения, его местный характер.

судебный и административный прецеденты.

Прецедент является тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа) либо суд в полном составе (или государственный орган в целом) принимает решение по делу. Решение не должно приниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судьи. Он обязан руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующим в обществе, моральными ценностями и житейским опытом. Если такое решение окажется эталоном для решения подобных дел, то оно становится прецедентом. Для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когда решение выносится судом высшей инстанции и публикуется. В этом отношении весьма показательно выражение: закон — это то, что о нем говорят суды. Следует отметить, что не все судебное решение является прецедентом, а сформулированное в нем принципиальное положение (ratio decedendi).

При этом прецедентное правило носит императивный характер по принципу: «дело решать так, как подобное дело было решено раннее».

Такая форма права является преобладающим источником права в странах с англо-саксонской правовой системой. В семью входят правовые системы США, Англии, Канады, Северной Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, а также 36 других государств — членов содружества.

Итак, прецедент — результат логики и здравого смысла, что приводит к наиболее точному урегулированию конкретного случая, это во-первых; во-вторых, он имеет большую силу убедительности, потому что аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств. И, наконец, прецедент имеет гораздо больший динамизм, нежели нормативный акт, потому что судья способен быстрее уловить изменения, происходящие в жизни, и отразить их в своем решении. Но в отличие от нормативного акта, прецедент не имеет такого авторитета, обязательности, которые присущи нормативному акту. В нем есть вероятность произвола, нетипичность ситуации. Не определен также и объем действия. Однако эти недостатки не позволяют отвергнуть прецедент как источник права. Другое дело, что в использовании юридического прецедента нужно соблюдать меру.