Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия. Количественное увеличение нормативного материала создает трудности в его
Актуальность выбранной темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей, общественные отношения. Испокон веков, люди пытались узаконить, какие бы то ни было отношения. Если бы не было систематизации права, был бы «смысловой и правовой» хаос. Правовые нормы должны быть внутренне согласованы, организованы, структурированы, приведены в логически непротиворечивую систему. Само понятие «система» предполагает некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (координации, соподчинении, функциональной зависимости и т.д.).
Именно системность права является одним из главных критериев его развитости, показателем уровня правовой культуры и профессионального юридического правосознания. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития.
Наиболее известные авторы, исследовавшие эту проблему: Керимов Д.А., Марченко М.Н., Пиголкин А.С., Керимов Д.А., Мальцев Г.В. и другие. При работе я, в основном, использовал труды таких ученых, как Хропанюка В.Н., Бабаева В.К., Кудрявцева В.Н., Лазарева В.В., Тихомирова Ю.А. и Шершеневича Г.Ф. Особое предпочтение я отдал учебнику Хропанюка В.Н. «Теория государства и права», учебник для вузов, под ред. проф. Стрекозова и учебнику для вузов Шершеневича Г.Ф. Я посчитал, что именно в этих материалах наиболее полно отражена реальность отечественного законодательства.
Цель исследования — выявить и рассмотреть некоторые виды систематизации права.
В соответствии с данной целью поставлены
выявить существенные признаки
выделить основные этапы
Гражданское общество и правовое государство (3)
... интеллектуального, социально-политического и духовного развития личности. 2. Правовое государство: сущность и основные принципы Вместе с концепцией гражданского общества, теорией естественного права, общественного договора формируется и понятие "правовое государство". Процесс формирования государства состоял в выделении особой ...
- рассмотреть основные формы систематизации нормативно — правовых актов.
Курсовая работа состоит из 2-х глав, заключения и списка литературы. В первой главе раскрыты понятие и необходимость систематизации нормативно — правовых актов. Вторая глава состоит из четырех пунктов, которые включают в себя виды систематизации нормативно — правовых актов.
Глава1. Понятие и необходимость систематизации нормативно — правовых актов
Систематизация, ее основные признаки и задачи
Нормативно — правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия. Количественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход из этой затруднительной ситуации, нарушающей оптимальные основы правового регулирования общественных отношений, состоит в систематизации законодательства.
Систематизация нормативно — правовых актов — это целенаправленная деятельность компетентных субъектов, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала, путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами 1 . Результаты систематизации — своды, кодексы, сборники нормативных актов.
Систематизация необходима для:
1. анализа и обработки действующих нормативных правовых актов;
- ликвидации пробелов и противоречий в действующей системе нормативных правовых актов;
2. реализации потребности юридической практики в более удобном использовании все возрастающего количества нормативных правовых актов;
3. облегчение удобства поиска необходимого нормативно-правового материала;
4. обеспечение соответствия системы права развивающимся общественным отношениям, развитию самого общества.
Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п.
Главное в систематизации нормативно — правовых актов заключается в упорядочении и совершенствовании содержащихся в них правовых норм, устранения имеющихся противоречий, несогласованностей и других недостатков.
В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.
Можно выделить следующие существенные признаки систематизации законодательства:
- особый вид юридической деятельности;
- цель систематизации — это создание единой стройной, эффективно функционирующей системы законодательства, обладающей внутренней упорядоченностью и структурностью;
- систематизация осуществляется компетентными органами, но может быть и неофициальная систематизация;
- объектом данного вида деятельности является действующее законодательство как система нормативно-правовых актов;
- научно обоснованная, унифицированная;
- в идеале должна быть непрерывной, так как постоянно издаются новые нормативно-правовые акты;
- результатом систематизации является создание кодифицированных актов.
В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признаёт нормативно — правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.
Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения ...
... нарушения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, а поэтому необходимость в обязательном правовом, нормативно-техническом и организационном регулировании данной сферы. 1. Экологическая ... охране которых посвящено специальное законодательство. Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного ...
Систематизация законодательства — это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования.
Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.
Основные задачами систематизации законодательства:
- анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов, обеспечивающие эффективность правотворческой деятельности, способствующие ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве;
- обеспечение удобств при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы.
В разные периоды жизни государства потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда действует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же существенной ломки, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план.
Систематизация нормативных актов имеет целью упорядочение правового материала, расположение его по определенным разделам и рубрикам, т.е. классификацию, облегчающую поиск необходимых нормативных актов и служащую условием выполнения требований законности. В этом аспекте принято говорить о внешней систематизации нормативных актов. Во внутреннем плане систематизация направлена на достижение внутреннего единства правовых норм, т.е. на устранение коллизий и пробелов в праве.
Тенденции развития современного российского законодательства
... пользования субъектами и права реализации. Систематизация законодательства - это упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную, целостную систему1 . Под законодательством в широком смысле понимают совокупность законов и подзаконных актов. Законодательство по уровню юридической ...
Ныне в России темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Между тем, попытка привести в систему действующий нормативный материал наталкивается на значительные трудности, в процессе работы обнаруживаются все более сложно решаемые проблемы. Представляется, что виной тому две главные причины: первая — попытка систематизировать законодательство в границах старой системы, сложившейся до принятия ныне действующей Конституции; вторая — состояние законодательного массива. Противоречивость законодательных актов, их дублирование, нарушение других правил законодательных процедур, импульсивность законотворчества — все это препятствует строительству эффективной правовой системы. Разумеется, причины недостатков и невысокого качества законодательного регулирования нельзя относить лишь на счет законотворческих органов. Они глубже, зачастую — вне права, в сути тех процессов, которые протекают в обществе и в конечном итоге отражают состояние противоборства различных социальных сил. Однако если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.
Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности:
1) сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);
2) подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства);
3) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);
4) подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательства).
Таким образом, в теории права различает три основных вида (формы) систематизации: инкорпорацию, кодификацию и консолидацию. Однако в настоящее время используется еще одна форма систематизации нормативно — правовых актов — учет нормативно — правовых актов.
Систематизация нормативно-правовых актов
... цели в настоящей курсовой работе поставленные следующие задачи: раскрыть понятие систематизации нормативных правовых актов; изучить основные виды систематизации законодательства и их характерные черты; рассмотреть и проанализировать значение и роль систематизации законодательства. В результате ...
Субъекты систематизации — государственные органы, юридические службы организаций и частные лица.
Итак, необходимость и значимость систематизации нормативных правовых актов проявляется в том, что в результате этой деятельности устраняются противоречия правовых норм, изменяются или устраняются устаревшие правовые предписания, создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития.
Основные этапы систематизации законодательства
Систематизация законодательства — процесс многогранный, комплексный. Как всякий сложный процесс его можно рассматривать в широком и в узком аспектах. В широком аспекте данный процесс связан и с созданием схемы собрания, и с отбором (а соответственно, и анализом) актов действующего законодательства, подлежащих включению в собрание, и с организационными формами подготовительных работ по созданию собрания, и с изданием собрания, его поддержанием в действующем состоянии. В узком аспекте — это техника работы с уже отобранными для включения в собрание актами: их расположение внутри корпуса собрания, оформление помещаемых в собрание актов, составление справочных материалов, официальное «закрепление» итогов работы над систематическим собранием и т. д.
Выделяя этапы работы по систематизации законодательства, Д.А. Керимов ввел понятие «кодификационный процесс», последовательно объединяющий все формы систематизации законодательства: «кодификационный процесс — это деятельность соответствующих государственных органов по внешней и внутренней обработке и совершенствованию законодательства в целях приведения его в единую логическую систему и создание нового объединенного законодательного акта, заменяющего собой ранее принятые и применявшиеся правовые нормы» 2 . При этом кодификация, как высшая форма систематизации законодательства включает в себя все остальные формы систематизации в качестве подготовительных этапов.