Государство и право в их соотношении

Соотношения государства и права в ее конкретных проявлениях – применение права, правотворчество, законность, формы реализации права, правообразование, толкование права, правовые основы деятельности госаппарата и другое – очень подробно исследованы в юридической литературе. Анализ этих проблем дает развернутую картину взаимодействия государства и права. Однако, интересно проследить этот процесс с позиций более общего характера, не наблюдая их взаимодействие по конкретным связям, каналам, формам, а прослеживая их отношения как двух целостных, самостоятельных в известной степени самодостаточных образований.

Общепринято, что соотношение явлений — есть принцип всеобщий закон. В нем не отражены конкретные особенности бесчисленных форм взаимосвязи в различных сферах объективного мира, скорей он отражает то общее, что живет в отдельных проявлениях взаимодействий. Изучение принципа универсальной связи государства и права необходимы мне для выработки мировоззренческих общефилософских представлений анализ конкретных соотношений государства и права – это является целью настоящей работы.

Тема курсовой работы – «Право и государство в их соотношении». По интересующей нас проблеме в юридической литературе фигурируют такие понятия, как «отношение», «связь», «взаимодействие», «причинно-следственная зависимость», «функциональная зависимость». Однако, эти понятия неоднозначны, они различны как по своему содержанию, так и по тем реальным связям, которые они отражают. Речь идет о различных формах и степенях конкретных взаимосвязей между конкретными объектами. Наиболее общее из них – «отношение», под которым чаще всего понимается любая совместная определенность нескольких объектов (членов отношения).

«Связь» – это вид «отношения»1 . Она определяется, как отношение зависимости, при котором изменение одного из взаимосвязанных явлений, предполагает изменение другого. Понятие «связь» очень близко к понятию «отношение», однако, они неполные синонимы. Отношение не сводится к связи, хотя и предполагает ее. Особый вид взаимосвязи — это категория взаимодействия, которая выражает более глубокие отношения. Не всякая связь и естественно, не всякое отношение может выступать как взаимодействие. Взаимодействие предполагает, что данное явление реализует свою специфическую природу только через свое взаимоотношение с другим, и вне взаимодействия не способно существовать как определенное явление.

Известны самые различные классификации соотношений связей взаимодействий причинно-следственных отношений, которые (классификации) не всегда совпадают по содержанию, однако, показывают всю сложность и многообразие данных явлений. Различают, к примеру, следующие типы связей: а) внутренние и внешние; б) непосредственные и опосредованные; в) прямые и обратные; г) устойчивые и неустойчивые; д) существенные и несущественные; е) простые и сложные; ж) бинарные и многочисленные и другие. Среди основных видов причинности выделяют: а) внутренние; б) внешние; в) статические; г) механические; д) психические; е) социальные и другие. Связи взаимодействия в частности делят на: а) связи порождения; б) связи преобразования; в) связи развития и др.

5 стр., 2239 слов

Жилищное право. «Понятие, предмет, методы. Место жилищного ...

... качестве науки, изучающей нормы права, регулирующие жилищные отношения. 2. Жилищное право. Взаимодействие с другими отраслями права В правовой науке вопрос о самостоятельности жилищного права как отрасли права в системе российского права является дискуссионным. С развитием ...

Таким образом исходя из цели работы перед автором стоит ряд задач, которые необходимо рассмотреть в этой работе:

В первой главе автором рассматриваются вопросы общей теории государства и права, их понятия и признаки. Во второй главе — соотношение государства и права — будут рассмотрены вопросы: тип соотношения государства и права. В заключении – подведен общий итог проделанной работы. В приложении новые понятия изученные мной в ходе написания данной работы.

1 Государство и право

1.1 Понятие государства

Приступая к рассмотрению вопросов первой главы курсовой работы, отмечу, что исходными чертами государства является то, что оно есть2 :

а) явление общественное;

  • б) явление политическое;

в) представляет собой систему то есть целостность имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.

В целом же понятийную характеристику государства следует проводить по двум направлениям:

а) «по вертикали» – отличие государства от органов власти общинно-родового

б) «по горизонтали» – отличие государства от других политических организаций общества.

От органов власти первобытного общества государство отличает следующее:

признак публичной власти. Публичной, то есть общественной, является всякая власть, но в данном случае в этот термин вкладывается специфический смысл, а именно то, что государство, как субъект, носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу «субъект — объект»).

Этот момент находит проявление в существовании профессионального государственного аппарата. Органы же власти первобытного общества были организованы по принципу самоуправления и находились как бы внутри самого общества, то есть субъект и объект власти совпадали (полностью или частично).

Фридрих Энгельс замечал, что родовой старейшина «стоит внутри общества» тогда, как монархи и другие государственные деятели, «вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним»3 . Таким образом, одним из основных признаков государства является то, что оно представляет собой аппарат публичной власти. С позиций этого признака государство характеризуется как организация политической публичной власти:

– в родовом обществе люди управлялись можно сказать непосредственно будучи объединены по признаку кровного родства. В государственно-организованном же обществе непосредственно управляются и организуются социальные процессы, происходящие на определенной (государственной) территории: люди подпадают под власть государства в целом или государственного органа управляющего той или иной административно-территориальной единицей, постольку поскольку они находятся на их территории, то есть власть государства организуется по территориальному принципу, и в этом смысле государство есть страна;

5 стр., 2380 слов

Учение Гегеля о государстве и гражданском обществе

... Гегеля (и раннего и позднего). Учение Гегеля о государстве и гражданском обществе Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Под гражданским обществом при этом по существу имеется в виду буржуазное общество. Философски обобщив и проанализировав договорные теории о гражданском обществе ...

признак государственной казны с существованием которой связаны такие явления, как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование. В теории марксизма отмечается, что «в налогах воплощено экономически выраженное существование государства». В учебной литературе можно часто встретить мысль такого рода, что налоги необходимы «для содержания разветвленного государственного аппарата, не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ для содержания этой публичной власти»4 . Если бы дело обстояло только так, то было бы проще не заниматься поборами с населения, а упразднить этот аппарат. Видимо акцент здесь нужно сделать на том, что сбор налогов — это один из важнейших способов формирования пополнения государственной казны, которая является материальной основой жизнедеятельности государства, экономическим условием выполнения его функций. Разумеется, что содержание государственного аппарата является одной из статей государственных расходов.

От других политических организаций государство отличает прежде всего его суверенность. Суверенитет государства представляет собой единство двух сторон:

а) независимости государства вовне;

б) верховенства государства внутри страны.

Независимость государства вовне ограничивается суверенитетом других государств (точно так же как свобода одного человека ограничивается свободой другого).

Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) вытекают и другие признаки государства отличающие его от иных политических организаций:

— государство распространяет свою власть на всю территорию страны обозначенную государственной границей;

— государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства) распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны так и за ее пределами;

— только государство обладает правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы).

При этом оно вправе отменить признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

— только государство обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения;

3 стр., 1373 слов

Методология теории государства и права

... происходящих в государстве и обществе и критической оценки соответственного восприятия нового. Итак, целью данной курсовой работы является исследование методологии теории государства и права. В первом разделе будет рассмотрено понятие и значение методологии как необходимого и особо значимого ...

— у государства имеются такие средства воздействия какими никакая другая политическая организация не обладает (армия полиция органы безопасности тюрьмы и т. п.).

Иногда признаком государства называют право5 . Думаю, что это не совсем правильно. Право не является признаком государства так же как государство не является признаком права. Право и государство — явления самостоятельные и каждое из них обладает своим собственным набором признаков. Право является не признаком государства, а признаком существования государства в обществе, что не одно и то же. (Государственная организация общества таким же образом позволяет судить о наличии в нем и права.) Если же речь идет о прерогативе (исключительном праве) государства на издание юридических норм, то это тоже не дает оснований считать право признаком государства.

В литературе можно часто встретить как применительно к государству так и к другим явлениям такое словосочетание, как «понятие и сущность»6 . Однако в случае целостной понятийной характеристики того или иного явления, его сущность выступает как сущностный признак и этот признак как и всякий другой должен входить в понятие, как совокупность всех основных признаков объекта. Поэтому характеристика сущности государства является составной частью его понятия. Другое дело, что сущностный признак государства выделяется из ряда других его признаков своей философской природой, а значит сложностью и неоднозначностью. «Сущность» как философская категория характеризует то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой: при изменении сущности объект перестает быть тем, что он есть и становится другим явлением7 .

С точки зрения современных представлений государство должно выступать как властная система организующая общество в интересах человека.