Социальный контракт

2. Тем не менее, при реализации данной формы социальной помощи возникли проблемы: из-за того, что раньше социальная помощь оказывалась в одностороннем порядке (малоимущим семьям и одиноко проживающим малоимущим гражданам не нужно было ничего предпринимать для получения пособий) в некоторых субъектах в частности в Республике Карелии были зафиксированы случае нецелевого использования денежных средств участниками программы «от пособия к зарплате». Это свидетельствует о том, что иждивенческое поведение со стороны граждан по отношению к обществу и государству еще не искоренено.

3. Положительным итогом внедрения социального контракта на территории России является то, что треть тех, кто обращался за помощью в начале эксперимента к концу 2012 года вышли на самообеспечение, и больше не нуждаются в данном виде помощи.

4. В следствие того, что социальный контракт удачно прошел апробацию на территории 13 субъектов Российской Федерации, Президентом РФ было принято решение ввести данную форму социальной помощи на всей территории России, что свидетельствует о его эффективности в выведении малоимущих из трудной жизненной ситуации.

5. Так как что каждый субъект Российской Федерации сам устанавливает размер социальной помощи на условиях социального контракта, мы видим различия в размере пособия, предоставляемого малоимущим гражданам. Так разница между самым большим размером пособия в Калининградской области — 50000 рублей и самым маленьким в республике Карелия — 15 000, составляет 35 тыс. рублей.

6. Не хватает единой законодательной базы, определяющей механизмы практического применения новых технологий оказания адресной помощи. Нужен либо новый федеральный закон, определяющий рамки использования социального контракта, или внесение изменений в существующий федеральный закон «О государственной социальной помощи».

социальный контракт помощь

2.2 Принципы осуществления социального контракта в Российской Федерации

Внедренная система социального контракта призвана обеспечить мониторинг бедности на всей территории Российской Федерации. Так как полномочия в осуществлении социального контракта полностью возложены на субъект Российской Федерации, внутри его легче подводить итоги по выявлению уровня бедности при установлении прожиточного минимума в данном регионе, выяснить каков процент граждан, находящихся за порогом бедности.

Переход к системе социальных контрактов для нуждающихся при которой трудоспособному населению, находящемуся за чертой бедности, чтобы получать пособие, придется выйти на работу, призван устранить нецелевое использование выделяемых средств, когда, по данным Независимого института социальной политики, более 60% получателей социальной помощи не являются бедными, а более 50% бедных не имеют доступа к этой системе помощи Социальный контракт: от заключения до исполнения: Учебно-методическое пособие / Е.И. Холостова, Г.И. Климантова. — М.: Издательско-торговая организация «Дашков и К», 2012. — С. 149..

13 стр., 6141 слов

Государственная система охраны здоровья граждан в Российской Федерации

... систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами. Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответсПраво российских граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь ...

Поэтому для четкой и отлаженной работы органов социальной защиты регионов Российской Федерации по предоставлению данной формы социальной помощи, в контракте предусмотрены «санкции» на случай невыполнения прописанных в нем условий. Санкции могут выражаться как в простой отмене назначенной помощи, так и в требованиях возмещения уже перечисленных с начала контракта денежных средств Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты Максима Топилина на расширенном заседении Колегии Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.consultant.ru Время обращения: 27.04.2013..

Для эффективной работы по осуществлению помощи малоимущим семьям, в контракте прописаны все идентификационные сведения о гражданском состоянии клиента и его семьи (живущей с ним под одной крышей), совокупность результатов социальной диагностики, выполненной социальным работником совместно с этим гражданином.

В контракте четко и ясно прописываются виды помощи, которую получит гражданин, а также обязательства, которые он возьмет на себя за это. В Законе «О государственной социальной помощи» прописываются виды помощи, которые могут выражаться как в денежной, так и в натуральной форме в зависимости от условий и политики, проводимой в каждом субъекте РФ Холостова Е.И. Технологии социальной работы по преодолению бедности. Социальный контракт // Социальное обслуживание. 2011. № 9. — С. 99..

Контракт подлежит составлению всякий раз, когда клиент демонстрирует, что он способен улучшить свой социальный и профессиональный статус благодаря предоставлению ему социальной помощи на основе социального контракта.

Оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта может осуществляться как за счет бюджетных, так и внебюджетных средств Холостова Е.И. Технологии социальной работы по преодолению бедности. Социальный контракт // Социальное обслуживание. 2011. № 9. — С. 99..

Контракты в зависимости от предлагаемой гражданам помощи можно разделить на два типа Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.consultant.ru Время обращения: 20.04.2013.:

  • контракт для оказания поддерживающей помощи;
  • контракт для оказания помощи на начальном этапе.

Контракт для оказания поддерживающей помощи, Контракт для оказания помощи на начальном этапе

Помощь в виде капиталовложений может осуществляться в трёх формах Холостова Е.И. Технологии социальной работы по преодолению бедности. Социальный контракт // Социальное обслуживание. 2011. № 9. — С. 96-102.:

14 стр., 6703 слов

Механизм совершенствования системы оплаты труда с помощью эффективного контракта

... из подведомственных учреждений Управления образования администрации Кондинского района. Предмет работы - механизм совершенствования системы оплаты труда с помощью эффективного контракта. В ходе исследования использовались такие методы, как: логический и ...

  • субсидия, покрывающая полностью или частично предусмотренные инвестиции;
  • ссуда, покрывающая полностью или частично предусмотренные инвестиции;
  • часть ссуды или субсидии, покрывающая полностью или частично предусмотренные инвестиции.

Как показывает практика, после внедрения социального контракта на территории Российской Федерации сократилось число семей, которые не могут удовлетворить даже элементарные физиологические потребности. В силу того, что люди до сих пор не могут оправиться от экономического кризиса рост бедности до сих пор не удается остановить, но благодаря социальному контракту стало возможно помочь малоимущим семьям и одиноко проживающим малоимущим гражданам найти работу, заняться самообеспечением, развивая подсобное хозяйство.

Социальный контракт помог восстановить гражданам профессиональный и социальный статус, поверить в свои силы, самоутвердится и способствовал повышению самоуважения человека и уважения его со стороны семьи, родственников.

С помощью социального контракта произошло сокращение уровня иждивенчества малоимущих граждан по отношению к обществу. Тем самым началось восстановление социальной справедливости Социальный контракт: от заключения до исполнения: Учебно-методическое пособие / Е.И. Холостова, Г.И. Климантова. — М.: Издательско-торговая организация «Дашков и К», 2012. — С. 149..

Таким образом, примеры субъектов Российской Федерации, которые первые опробовали на себе новую форму социальной помощи — социальный контракт, позволяют сделать вывод, что данная форма социальной помощи является эффективной, так как благодаря реализации контракта уменьшилось число граждан, находящихся за порогом бедности; уменьшились иждивенческие настроения граждан. Теперь, чтобы получить помощь на малоимущую семью (одиноко проживающего малоимущего гражданина) возлагаются обязательства, которые необходимо выполнить, чтобы получить помощь.

Во втором параграфе мы проанализировали принципы осуществления социального контракта на территории России. Нами были рассмотрены принципиальные отличия между двумя предлагаемыми типами социального контракта. Главное отличие состоит в том, что денежные средства при заключения контракта на начальном этапе, выдаются единовременно и предназначены для капиталовложения в конкретный проект, когда как контракт оказания поддерживающей помощи направлен на малоимущих граждан, нуждающихся в дополнительном доходе для удовлетворения естественных потребностей.

Заключение

Поставленная цель — проанализировать сущность и возможности применения социального контракта, была реализована при анализе нормативно-правовых документов министерств, ведомств и департаментов субъектов Российской Федерации. Нами была проведена аналитическая работа по выявлению положительных и отрицательных последствий и тенденций при реализации социальных контрактов в регионах.

Задачи, поставленные в курсовой работе, достигнуты полностью. Был изучен опыт зарубежных стран при реализации социального контракта (на примере США), был проведен анализ российской нормативно-правовой базы, а также субъектов Федерации, касающейся предоставления и использования социального контракта на территории страны, а также нами были изучены основные теоретические положения, аспекты сущности и характеристики социального контракта.

4 стр., 1573 слов

Типы контрактов и альтернативные способы организации сделки

... сделки, в результате которой происходит обмен ресурсами, утверждает, что стороны выбирают такой способ организации сделки, который позволяет минимизировать эти издержки. Таблица 4.3 Типы контракта и альтернативные способы организации сделки Тип контракта. Цена ( р ). Специфичность ресурса ( k ). Гарантии исполнения контракта (s). Способ организации сделки. ... с помощью форвардных контрактов. Если ...

Необходимость перехода на новые технологии оказания адресной социальной помощи малоимущим слоям населения, обладающим, тем не менее, трудовым или имущественным потенциалом, осознается сегодня на всех уровнях принятия решений. Не случайно поэтому, в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2015 года» Распоряжение Правительства РФ № 1663-р от 17.11.2008 г. « Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года» Раздел 6. «Создание условий для стабильного роста доходов населения». С. 13. ».// Информационно — правовой ресурс КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru . поставлена задача повышения эффективности выплат социальных пособий путем внедрения системы социальных контрактов при предоставлении адресной помощи бедным Там же..

Опыт российских регионов, использующих новые технологии, а также опыт зарубежных стран, показывает всю сложность организации и отработки процедур социальной адаптации людей, в большинстве случаев, не нашедших своего места в экономической жизни общества, часто не нацеленных на самообеспечение и ждущих лишь материальной поддержки Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты Максима Топилина на расширенном заседении Колегии Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.consultant.ru Время обращения: 27.04.2013..

С другой стороны, система социального контракта призвана поддержать тех, кто нуждается лишь в первом толчке, в «первоначальном капитале» для дальнейшего развития.

Существующие в большинстве регионов программы оказания адресной социальной помощи направлены на поддержание нуждающихся семей путем адресных выплат в виде пособий. Эта важная компонента социальной политики, но не достаточная с точки зрения помощи семье в поиске выхода из трудной жизненной ситуации, в активизации адаптивных способностей взрослых членов семьи. Но для того, чтобы перейти на новые технологии социальной работы, необходим длительный этап подготовки, как профессиональной, так и структурно-организационной составляющей всей системы социальной защиты.

В условиях экономического кризиса и ограниченности финансовых ресурсов важнейшей целевой группой для программ социальной поддержки должно быть малоимущее и малообеспеченное население, а оценка степени «адресности» социальной поддержки должна играть определяющую роль при выборе приоритетов и оценке эффективности социальных программ.

Проводимая в большинстве регионов политика оказания социальной помощи только отдельным социально слабо защищённым категориям граждан требует существенной корректировки.

Проведённое исследование опыта внедрения социального контракта и его применения позволяют сделать следующие рекомендации:

  • необходимо усиление адресности в предоставлении социальной помощи, а для этого важно строго следовать методике оценки материального положения семьи / одиноко проживающего гражданина, утвержденной Федеральным законом от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». В настоящее время вопрос стоит об учете дохода или установлении вмененного дохода от личного подсобного хозяйства, особенно в регионах благоприятной климатической зоны, а также оценки дохода от предпринимательской деятельности в случае, если формально его нет;
  • социальная помощь должна предоставляться всем малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, у которых по независящим от них причинам среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в регионе;

— введение нового для многих регионов вида государственной социальной поддержки — адресной социальной помощи с использованием социального контракта, — должно проводиться с использованием современных социальных технологий, что поможет перенести акцент на помощь семьям в самообеспечении и существенно ограничит распространение иждивенческих настроений. В первую очередь, под современными технологиями предусматриваются активные действия гражданина в целях преодоления трудной жизненной ситуации.

4 стр., 1716 слов

Дифференциальная рента как экономическая основа рационального ...

... социальная выгода от введения дифференциальной ренты. Глава 1. Понятие дифференциальной ренты При использовании ценных и уникальных природных ресурсов, то есть природных ресурсов лучшего качества, возникает экономический выигрыш, именуемый дифференциальной рентой или дифференциальным рентным эффектом. Дифференциальная рента ... газа могут иметь различный доступ к трубопроводам, транспортную ...

Для повышения эффективности региональных программ адресной социальной помощи населению требуется переход на качественно иные принципы ее предоставления, предполагающие активное участие семьи в решении своих проблем.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/sotsialnyiy-kontrakt/

1. Американская энциклопедия социальной работы. Т. 2: Пер. с англ. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2005. — 417 с. (С. 282-284).

2. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Проект: «Социальный контракт — новая форма оказания государственной адресной социальной помощи населению в субъектах Российской Федерации». № 8 (394) 2010 г. [электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.garant.ru. Время обращения: 26.04.2013.

3. Антохина С.В. Социальная защита и социальное обслуживание населения республики Карелия в современных условиях // Социальное обслуживание. 2012. № 10. — С. 23-26.

4. Бедность в современной России. / А.А. Розумов, М.А. Ягодкина. — М.: Формула права, 2011. — 336 с.

5. Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе. — СПб.: «Питер», 2008. — 369 с.

6. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации. — М.: ИНФРА- М, 2008. — 172 с.

7. Доклад Министра социальной защиты Калининградской области Майстер А.В. «Итоги работы Министерства социальной защиты Калининградской области за 2012 год». [Электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.consultant.ru Время обращения: 20.04.2013.

8. Ежегодный отчет Министерства социальной защиты г. Тюмени «Отчет о работе отрасли 2011 год» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://admtyumen.ru. Время обращения: 26.04.2013.

9. Закон Соединенных Штатов Америки от 01.07.1997 г. «О личной ответственности и возможностях трудоустройства» [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] Портал Внешнеэкономической информации//. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru.

8 стр., 3897 слов

Административно-правовой режим оборота оружия в РФ

... юридических режимов18. Особенность административно – правового режима оборота оружия состоит в том, что такого рода правовые режимы охватывают правовым регулированием большое количество субъектов правоотношений. Помимо воздействия на предмет правового регулирования режимы при помощи разных правовых средств должны обеспечивать ...

10. Закон Тульской области от 28.12.2004 г. № 495-ЗТО «О государственной социальной помощи». [электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.garant.ru. Время обращения: 26.04.2013.

11. Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. Т. 3. — М.: Мысль, 2009. — 336 с.

12. Лебедева Л.Ф. США: Государство и социальная политика. — М.: Наука, 2007. — 147 с.

13. Макинтайр Р. Социальная политика в странах с переходной экономикой в аспекте развития человеческих ресурсов // Проблемы прогнозирования. 2009. № 2 — C. 48-52.

14. Материалы сайта Департамента Занятости и Пенсионного обеспечения Правительства Великобритании, август 2009 г [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dwp.gov.uk/. Время обращения: 24.04.2013.

15. Материалы к докладу министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан А.Р. Шафигуллина на коллегии Министерства «Подведение итогов 2011 года и перспективы развития отрасли в 2012 году» [электронный ресурс]. Режим доступа: //http://mtsz.tatar.ru. Время обращения: 22.04.2013.

16. Материалы Департамента социальной защиты Республики Карелия за 2012 год «Итоги года. Работа отросли в области социальной защиты населения»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.consultant.ru Время обращения: 20.04.2013.

17. Материалы к докладу министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан А.Р. Шафигуллина на коллегии Министерства «Подведение итогов 2012 года и перспективы развития отрасли в 2013 году» [электронный ресурс]. Режим доступа: //http://mtsz.tatar.ru. Время обращения: 21.04.2013.

18. Методология и теория социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 267 с

19. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 272 с.

20. Постановление Правительства Республики Коми от 06.06.2007 г. № 116 «О внесении изменений в Постановление Правительства от 31.12.2004 г. № 281 «О мерах по реализации закона Республики Коми»: [электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.garant.ru. Время обращения: 26.04.2013.

21. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 1142 от 30.12.2010 г. «Об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта в Республике Татарстан»: [электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.garant.ru. Время обращения: 26.04.2013.

22. Приказ Минздравсоцразвития России № 399 от 31 мая 2011 г. «О проведении в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой портал. http://www.garant.ru. Время обращения: 21.04.2013.

23. Приказ Министерства Хабаровского края от 20 апреля 2012г. № 89-П «Об оказании государственной социальной помощи одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта»: [электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.garant.ru. Время обращения: 27.04.2013.

27 стр., 13286 слов

«здравоохранение» — 6,81% от общего числа обращений или ...

... Предмет исследования – организация работы с обращениями граждан в Администрации г. Челябинска. Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации работы с обращениями граждан в Администрации ... письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган ...

24. Распоряжение Правительства РФ № 1663-р от 17.11.2008 г. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года». Раздел 6. Создание условий для стабильного роста доходов населения // »: [электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.garant.ru. Время обращения: 26.04.2013.

25. Работа по оказанию социальной помощи на основе социального контракта в центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов // Работник социальной службы. 2012. № 5. — С. 33-35.

26. Социальное положение и уровень жизни населения Ярославской области. Стат. Сборник. — Ярославль: Яроблстат, 2009. — 147 с.

27. Социальный контракт: от заключения до исполнения: Учебно-методическое пособие / Е.И. Холостова, Г.И. Климантова. — М.: Издательско-торговая организация «Дашков и К», 2012. — 169 с.

28. Социальный контракт для малоимущих // Вопросы социального обеспечения. 2013. № 1. — С. 25 — 29.

29. Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты Максима Топилина на расширенном заседении Колегии Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.consultant.ru Время обращения: 27.04.2013.

30. Теория социальной работы: учебник для бакалавров / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 455 с.

31. Тимофеева С.Н. Опыт оказания социальной помощи на основе социального контракта в Ярославской области // Социальная работа. 2011. № 5. — С. 19-22.

32. Тишенская Т.М. Социальные контракты в практике работы социальных служб // Социальная работа. 2012. № 6. — С. 28-31.

33. Указ Губернатора Пермской области от 27 мая 2005 г. № 83 «Об установлении в 2005 году форм социальной поддержки отдельных категорий малоимущих семей по технологиям «самообеспечение» и «от пособия к зарплате»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.garant.ru . Время обращения: 20.04.2013.

34. Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ. [электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.consultant.ru Время обращения: 20.04.2013.

35. Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ. [электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.consultant.ru Время обращения: 20.04.2013.

36. Холостова Е.И. Технологии социальной работы по преодолению бедности. Социальный контракт // Социальное обслуживание. 2011. № 9. — С. 82-102.