2013 год был юбилейным для нашей Конституции. Большое количество статей, монографий вышло в прошлом году, в них были обозначены преимущества и недостатки Конституции РФ, проблемы реформирования Основного закона. Итак, в результате проведенного нами исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Конституция является основным законом. Существуют различные точки зрения. Часть правоведов считают, что конституция является основным законом государства, в то время как другие утверждают, что этот документ является и основным законом общества. Дело в том, что если рассматривать конституцию только как основной закон государства, то получается, что конституция регулирует только публичную правовую сферу, но, посмотрев на конституцию РФ 1993 г. и конституции других государств, мы увидим, что очень большой объем занимают нормы, которые посвящены гражданскому обществу, правам и свободам человека и гражданина. То есть можно сделать вывод, что конституции являются и основным законом общества.
На наш взгляд, конституцию нужно рассматривать как основной закон государства и общества. Таким образом, конституция — основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
2. Создание Конституции 1993 года представлял собой долгий и дискуссионный процесс, в результате которого наш основной закон государства и общества представляет собой единый, достаточно лаконичный документ, содержащий принципиальные положения, закрепляющие и регулирующие различные аспекты общественных отношений.
3. Сущность конституции проявляется через ее основные юридические свойства (то есть характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа), к которым относятся: выступление в качестве Основного Закона государства; прямое действие; верховенство; высшая юридическая сила; особый порядок охраны Конституции РФ.
К числу содержательных особенностей Конституции РФ относятся: сжатое, но комплексное закрепление устройства государства и негосударственных институтов; приоритетное регулирование прав и свобод людей по сравнению с их обязанностями; учреждение федерализма, республиканской формы правления, демократического правового режима. Одни положения российской Конституции могут быть квалифицированы как реальные (например, нормы о статусе Президента), другие остаются в значительной мере фиктивными (нормы о правах и свободах человека и гражданина).
Взаимоотношения государства и гражданского общества
... описывает модели взаимодействия структур гражданского общества и государственных структур. В одной из работ автор выделяет три основных варианта взаимодействия: сотрудничество, отсутствие сотрудничества (игнорирование), конфронтация. Для более детального изучения процесса взаимодействия государства и гражданского общества необходимо ...
4. Исходя из анализа статей, мы можем выделить следующие недостатки Конституции РФ, которые можно отнести и к ее отличительным особенностям.
- Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» должна называться «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», что соответствовало бы ее содержанию, а также подчеркнуло бы взаимную ответственность государства и личности.
— Принцип равноправия субъектов РФ, сформулированный в ч. 1 и ч. 4 ст. 5 Конституции РФ, является изначально недействующим в силу асимметричности самой Федерации и неравенства статуса ее субъектов (так, республики имеют согласно ч. 1 ст. 66 свою конституцию, равно как и право на установление своего государственного языка (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ).
— Отсутствие в Конституции РФ института парламентского контроля над исполнительной властью, в том числе института депутатского запроса, наказов избирателей, расследовательских комитетов и других форм парламентского контроля и обратной связи с народом, превращает парламент в слабое звено государственного механизма, зависимое от исполнительной власти, полностью сросшееся с государственной бюрократией.
- Институт Президента РФ возвышается над тремя ветвями власти, названными в ст. 10 Конституции РФ, и не соответствует принципу разделения властей в том виде, в каком он сформулирован в указанной статье.
- Часть 3 ст.
80 Конституции России, предоставляющая Президенту РФ право единолично определять основные направления внутренней и внешней политики государства, имеет авторитарный характер, уничтожающий принцип сдержек и противовесов как основу принципа разделения властей; эта норма должна быть уравновешена правом Федерального Собрания РФ определять основные направления внутренней и внешней политики.
- Перечисление субъектов права законодательной инициативы в ст. 104 Конституции РФ начинается с Президента РФ, что противоречит принципу разделения властей, превращая Президента в главную часть законодательного процесса.
- В ст. 3 Конституции РФ отсутствует единое понятие представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
- Отсутствие главы «Избирательная система России».
— Непонятен статус прокуратуры, которая в идеале образует отдельную ветвь власти в системе разделения властей, В тексте действующей Конституции РФ в главе 7 «Судебная власть» (ст. 118 — 129) ст. 129 посвящена прокуратуре РФ как единой централизованной системе с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Более правильно было бы назвать главу 7 Конституции РФ «Судебная власть и прокуратура».
Существуют сторонники реформирования конституции РФ и те, кто отстаивает неизменность ее положений. Последние делают акцент на совершенствовании действующего законодательства, деятельности Конституционного Суда, повышении авторитета и охране Конституции, они предлагают развить текст Конституции путем законодательной конкретизации конституционных положений или же ее толкования. Эта задача требует значительных усилий и Федерального Собрания, играющего ключевую роль в принятии российских законов, и Конституционного Суда, который, интерпретируя конституционные положения, призван связать Конституцию с реальной жизнью, сделать ее ясной и применимой на практике.
Конституция как основной закон государства
... власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве. конституцию Конституция - это Основной закон государства, ... Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции». И, наконец, государственный строй в Российской Федерации ...
Итак, Конституция РФ, как и любой другой закон, несовершенна. Она может содержать в себе противоречия и отставать от общественной практики или же, напротив, чрезмерно опережать ее, превращаясь в своего рода декларацию, недостижимый идеал. Однако нельзя забывать о том, что Конституция – это особый нормативный правовой акт, регулирующий основы жизни государства и общества, одним из главных свойств которого является стабильность. Необдуманная переработка ее положений может негативно сказаться на ее правовых и духовных ценностях, разделяемых обществом, и на правовой стабильности, повлечь стремительное и непродуманное преобразование законодательства, базирующегося на конституционной основе.