С получение независимости в Республике Казахстан началось
зарождение нового государства – государства, которое должно осуществить
многочисленные реформы, в том числе и реформы в земельном праве. Реформы в
этой отрасли имели большое значение, так как земля, на наш взгляд, является
основным достоянием любого государства. Испокон веков земля считается
богатством страны. От того, как обеспечена в государстве ее правовая
защита, зависит будущее страны. Поэтому не случайно земельный вопрос был
одним из центральных в Послании Президента Республики Казахстан народу
Казахстана – 2030, где сказано, что институты частной собственности будут
укреплены за счет собственности на землю, а также создания такой
юридической системы, которая защищает право собственности.
В Казахстане по сравнению с большинством других стран Содружества
земельная реформа происходила без существенных социальных издержек,
поскольку республике удалось избежать чрезмерной политизации проблем,
связанных с правом собственности на землю. При осуществлении земельной
реформы государство и юридическая общественность сконцентрировали свои
усилия на правовых и социальных составляющих этого не простого и
достаточно болезненного процесса.
Строя государство, выбирающее путь рыночной экономики во всех
отраслях народного хозяйства, невозможно было не затронуть и земельные
правоотношения. Рыночная экономика предполагает оборот всего, что не изъято
из гражданского оборота, в данном случае земли, то есть мы можем продавать,
покупать, сдавать в аренду и т.д.
Для того чтобы осуществлять эти действия, субъекты должны обладать
определенными правами на землю, а именно правом собственности на землю,
правом землепользования и иными вещными правами.
Всем известно, что предоставление этих прав осуществляется на
основании действующего законодательства, и начинает список таких
нормативных правовых актов Основной Закон государства, а именно Конституция
РК.
Политическая и правовая оправданность подобной схемы
преобразований, подтверждается тем, что мировая история знала немало
примеров, когда резкая смена форм собственности на землю сопровождалась
революционными ломками старых устоев, трагически отразившихся на судьбах
широких слоев населения той или иной страны. Напрямую это касалось
Земельная реформа и право
... норм в области земельного права. Институтом государства и права РАН по гранту Международного центра частного предпринимательства проведено исследование одного из главных направлений земельной реформы в Российской Федерации - становления и реализации права собственности на землю в сельском ...
населения, занятого именно в сфере аграрного производства, именно эта часть
населения, наиболее уязвима в социальном плане, более других была
подвержена воздействию негативных процессов.
Поэтапный подход создал весьма необходимые условия к практическому
решению проблемы реального вовлечения земли в оборот.
Цели и задачи написания курсовой работы – определение и понятие
содержания права собственности на землю в Республике Казахстан.
Методология работы – основывается на изучении законодательных,
документальных нормативов по данной теме.
Структура курсовой работы – состоит из введения, четырех глав,
заключения, а также списка использованных источников.
В заключении представлен анализ и вывод по настоящей работе.
Объем работы составляет 27 страниц.
1. Понятие права собственности на землю и его виды
Право государственной собственности на землю в Республике Казахстан
впервые установлено в Конституции еще в период нахождения в составе СССР и
оно закреплено в Конституции Республике Казахстан 1995 года.
Право государственной собственности позволяет планомерно и
рационально использовать все земли в интересах настоящего и будущих
поколений. Она позволила государству осуществлять все задачи земельного
законодательства, предусмотренные в ст. 5 Земельного Кодекса Республики
Казахстан.
В Республике Казахстан признается и равным образом защищается
государственная и частная собственность.
Собственность означает, пользование ею должно служить общественному
благу, субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления
собственниками своих прав, гарантии их защиты определяется законом. Таким
законом является Земельный кодекс Республики Казахстан и другие законы
республики, регулирующие земельные отношения, возникающие по поводу права
собственности и землепользования.
Конституция Республики Казахстан впервые в праве собственности на
первое место ставит право пользования собственностью, так как основным
содержанием права государственной собственности на землю и права частной
собственности является право пользования землей, которое служит
общественному благу.
Введение частной собственности на земли сельскохозяйственного
назначения для крестьянского (фермерского) хозяйства и товарного
сельскохозяйственного производства связано с интересами субъектов этих
видов землепользования и рационального и эффективного использования и
охраны земель сельскохозяйственного назначения, что является главной
задачей нового земельного законодательства.
Право частной собственности на эти земли повышает материальную
заинтересованность субъектов этого права в повышении плодородия почв,
оборота земли и экологическом благополучии. В проведении экономических,
социальных и экологических мероприятий эти субъекты права частной
собственности на земельные участки на земли сельскохозяйственного
назначения независимы от сельскохозяйственных органов, в то же время они
Административное Право Республики Казахстан
... договорами и соглашениями; лишеныполитических прав (избирать, избираться, быть членом политической партии). ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Президент РКявляется субъектом административного права РК,как глава государства. Должность Президента РК носитярко выраженный политический характер. ...
могут опираться на оказываемую многостороннюю помощь государства в объеме
эффективности сельскохозяйственного производства в интересах благополучия
всего народа Республики Казахстан.
В этом легко убедиться проводимыми мероприятиями Республики
Казахстан в подъеме экономики, культуры, быта и других социальных и
экономических вопросов села и аула.
Установление права частной собственности на земельный участок
граждан и негосударственных юридических лиц — это объективная
необходимость. Это связано, во-первых, с тем, что земельные участки
являются не только средством производства в сельском и лесном хозяйстве, но
и местом расположения, базис — территорией производства и деятельности
членов общества, существует неразрывная связь между объектами
имущественного характера (жилые, садовые, дачные, производственные дома,
постройки, сооружения, здания и т.д.) и земельными правоотношениями
(использование земельного участка под постройки, сооружения, здания их
субъектами права пользования объектами собственности на земельном участке и
использования земельного участка по целевому назначению является одно лицо
(за исключением аренды).
На практике, когда отчуждаются объекты права
собственности или земельный участок (при купле-продаже, наследовании), то
одновременно переходят указанные оба объекта.
Поэтому земельное законодательство, учитывая эти обстоятельства в
ст. 29 ЗК РК предусматривает, что в частной собственности граждан
Республики Казахстан могут находиться земельные участки для ведения
крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства,
лесоразведения, садоводства и индивидуального жилищного и дачного
строительства, а также предоставленные (предоставляемые) под застройку или
застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми
зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли,
предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в
соответствии с их назначением.
Указ, Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О
земле» от 22 декабря 1995 года в ст. 1, которая называлась «Основные
термины и определения» предусматривал вещное право на землю, которое
определялось как право собственности, право землепользования, право
временного пользования земельным участком, находящимся в частной
собственности, сервитут и иные вещные права. Раздел 11 этого Указа
назывался: «Право собственности и иные вещные права на землю»; гл. 3:
- «Земельный участок как объект права собственности и иных вещных прав»;
- глава 5: «Право собственности на землю».
Закон Республики Казахстан «О земле» от 24 января 2001 г. отказался
от понятия вещного права на землю и раздел 2 называется: «Право
собственности, право землепользования и иные права на землю», а глава 3
названа: «Право собственности на землю»; глава 4 «Право землепользования».
Глава 5 этого Закона «Земельный участок как объект права собственности,
права землепользования и иных прав» тоже не имеет понятия вещного права на
Возникновение прав на землю. Основания прекращения прав на землю
... правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю. Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом. К субъектам правовых отношений, связанных с возникновением права собственности на землю, ... следующие виды прав и способы их возникновения и прекращения постоянное ( ...
землю. Однако новый Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003
года раздел 2 называет: «Право собственности, право землепользования и иные
вещные права на землю», а в главе и статьях этого раздела понятие вещного
права, их виды и его правовой режим не имеется.
По Земельному кодексу РК в настоящее время, земля, земельные
участки и право землепользования, сервитут не могут быть объектами вещного
права по следующим основаниям.
Понятие права собственности на землю дано в ст.З ЗК РК. Земля в
Республике Казахстан находится в государственной собственности. Земельные
участки могут находиться также в частной собственности на основаниях,
условиях и в пределах, установленных Земельным кодексом.
Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие
природные ресурсы находятся в государственной собственности.
Важное значение для права собственности имеет определение в нормах
Конституции Республики Казахстан характера земли, ее недр, воды,
растительного и животного мира как природного ресурса.
Земля — это не только экономическая необходимость для человека и
общества, она имеет и экологическое значение со своими связями с другими
объектами природы. Не случайно земля аккумулирует все природные ресурсы,
создавая им природную среду. Это влияет на ее правовой режим, как объекта
собственности, так и как объекта использования и охраны, т.е. как
природного ресурса.
Законом установлены принципы сохранения земли как природного
ресурса, основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан,
рационального и целевого использования. Для него экологическое
использование земли не менее важно, как и экономическое.
Особенность земли как объекта собственности, заключается в ее
ограниченности в пространстве в определенных границах, недвижимости, а
также зависимостью от природных условий или окружающей среды.
Особенность использования земли учитывается при определении
целевого назначения земельного фонда РК (п. 1 ст. 1 ЗК РК).
Однако новый Земельный Кодекс от 20 июня 2003 года предусматривает
без юридических оснований, как отмечали выше, в разделе 2: «Право
собственности, право землепользования и иные вещные права на землю», в
главе 5:» Земельный участок как объект права собственности, право
землепользования и иных вещных прав», а в ст. 28: — Право землепользования»
применяется термин «вещное право». В тексте этой статьи указано, что «право
землепользования является вещным правом. К праву землепользования
применяются нормы о праве собственности постольку, поскольку это не
противоречит настоящему Кодексу или природе вещного права».
Собственность на землю в Республике Казахстан служит задачам
земельного законодательства Республики Казахстан, необходимым условием
развития экономики в условиях рынка.
Собственность на землю в Республике Казахстан как указано в
Конституции РК и Земельном Кодексе РК имеет два вида: государственную и
Право государственной собственности
... Республики Казахстан. Задачи данной курсовой работы являются в следующем: Раскрыть понятие права государственной собственности; Определить содержание права государственной собственности; Раскрыть порядок приватизации государственной собственности; Цель данной курсовой работы заключается в определении права и объектов государственной собственности. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.1 ПОНЯТИЕ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ...
частную.
Государственная собственность – это земля в пределах территории
Республики Казахстан, признанная его собственностью.
Частная собственность на земельный участок – право граждан и
негосударственных юридических лиц владеть, пользоваться и распоряжаться
принадлежащим им земельными участками на основаниях, условиях и в пределах,
установленным Земельным Кодексом (п. 32 ст. 12 ЗК РК).
2. Объекты и субъекты права собственности на землю
Объектами права государственной собственности являются все земли,
не предоставленные в частную собственность. Более подробно об этом указано
в ст. 26 ЗК РК. Она гласит, что в государственной собственности находятся
земельные участки, предоставленные органам государственной власти,
государственным организациями и учреждениям, используемые для нужд обороны,
занятые особо охраняемыми природными территориями, оздоровительного и
историко-культурного назначения, лесного и водного фондов, общего
пользования на землях населенных пунктов, запаса, в том числе специального
земельного фонда, пастбищные и сенокосные угодья при поселках и сельских
населенных пунктах, а также отгонные пастбища и другие земли, не переданные
в частную собственность.
Объектами частной собственности могут быть в порядке,
предусмотренном в Земельном Кодексе, земли населенных пунктов,
сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов (см. ст.24, п.6
ст. 97, ст. 109, п. 2 ст. 128, п.2 ст. 133 ЗК РК и другими законодательными
актами о транспорте и т.д.).
Земельный Кодекс строго разграничивает объекты частной и
государственной собственности.
В ст. 26 ЗК РК предусмотрены земельные участки, которые не могут
находиться в частной собственности земельные участки, занятые:
1. для нужд обороны и государственной безопасности, оборонной
промышленности, находящейся в государственной собственности;
2. инженерно – техническими сооружениями, коммуникациями, возведенными
для защиты и охраны Государственной границы Республики Казахстан;
3. таможенных нужд;
4. особо охраняемыми природными территориями;
5. лесным фондом, за исключением земельных участков, перечисленных в
п.4 ст. 128 Земельного Кодекса;
6. водным фондом, за исключением земельных участков, перечисленных в п.
2 ст. 133 Земельного Кодекса;
7. магистральными железнодорожными сетями и автомобильными дорогами
общего пользования;
8. территориями общего пользования на землях населенных пунктов, за
исключением земельных участков, занятых зданиями и сооружениями,
находящимся на праве частной собственности и необходимыми для их
обслуживания.
Не могут быть предоставлены в раздельную собственность граждан и
негосударственных юридических лиц земельные участки занятые:
- пастбищами и сенокосными угодьями, используемые и предназначенные для
нужд населения;
- дорогами общего пользования, в том числе дорогами межхозяйственного и
межнаселенного значения, а также предназначенными для доступа на земельные
Функции государственного управления земельным фондом
... ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ Учетная функция земельного кадастра отражена в тексте ст. 4 Закона о ГЗК и постановления РФ (функция, не порождающая факт установления, перехода или прекращения прав на земельный участок). По ...
участки общего пользования;
- обводнительными сооружениями совместного пользования (обводнительные
каналы, сбросы, колодцы, пункты водопоя), двух или более собственников
земельных участков, или землепользователей.
Земельные участки, зарезервированные в установленном порядке для
развития особо охраняемых природных территорий, магистральных
трубопроводов, а также предназначенные в соответствии с утвержденной
архитектурно – строительной (иной) строительной документацией для
строительства объектов административного и социального значения (аэропорты,
аэровокзалы, вокзалы, станции, дороги общего пользования, административные
здания государственных органов, больницы, школы, государственный жилищный
фонд, парки, бульвары, скверы и другие объекты общественного пользования),
могут предоставляться землепользователям для других целей на праве
временного землепользования до их проектного освоения.
Земельные участки, занятые объектами промышленности, транспорта,
связи и иного несельскохозяйственного назначения, могут быть переданы в
частную собственность в связи с разгосударствлением и приватизацией
объектов государственной собственности в тех случаях, когда это
предусмотрено в специальном законодательстве (о связи, железнодорожном
транспорте, об автодорожном транспорте, об энергетике и т.д.).
Например, в Законе «Об автомобильных дорогах» от 17 июля 2001 г.
предусмотрено, что автомобильные дороги могут находиться в государственной
и частной собственности. Автомобильные дороги общего пользования являются
основными путями сообщения в республике, находятся в собственности
государства и не подлежат приватизации (п. 1,2 ст. 4)[1].
Согласно пункта 2 ст.20 ЗК РК субъектом права государственной
собственности на землю на территории Казахстана является Республика
Казахстан. Субъектами права частной собственности на земельные участки
являются граждане и негосударственные юридические лица на основаниях,
условиях и в пределах, установленных ЗК РК. При этом под гражданами
понимается граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без
гражданства, если иное не установлено Земельным Кодексом.
Субъектами частной собственности на земельные участки могут быть
иностранные граждане и лица без гражданства и иностранные негосударственные
юридические лица в порядке, предусмотренном пунктом 4 ст. 23 ЗК РК, т.е. на
земельные участки под застройку или застроенные производственными и
непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями,
сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для
обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением.
Осуществляющие свою деятельность на территории Республики Казахстан
разные объединения граждан — кооперативы, общества, корпорации и другие
организации не являются субъектами ни государственного, ни частного
Основания возникновения, изменения и прекращения прав граждан ...
... работы является раскрытие основ возникновения и прекращение прав на землю, а также особенности их правового регулирования. Глава 1. Возникновение прав на землю Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим ...
земельного участка.
Все их землепользование основано на государственной или частной
собственности граждан в пределах установленных земельным законодательством.
В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются
государственная и частная собственность. Однако впервые частная
собственность на земельные участки установлена в ст. 6 Конституции
Республики Казахстан 1995 года. На основании этой нормы Конституции
установлена и получила развитие частная собственность на земельные участки
в законодательном порядке. По этому, можно отметить, что частная
собственность на земельные участки граждан и негосударственных юридических
лиц производна от права государственной собственности Республики Казахстан,
и она не только служит интересам указанных лиц, но отвечает интересам
рыночной экономики.
Право государственной собственности имеет приоритетное значение,
поскольку управление земельным фондом на территории Республики Казахстан
осуществляется самим государством – Республикой Казахстан, от его имени
государственными органами, а земельный фонд Республики Казахстан является
материальной основой права государственной собственности на землю.
Такое положение двух видов субъектов права собственности на землю в
Республике Казахстан не создает их конкуренции, наоборот они
взаимодействуют в службе общественному благу.
Субъекты и объекты собственности на землю, объем и пределы
осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются
Земельным кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан.
Кондоминиум — особая форма собственности (иного права) на недвижимость, при
которой отдельные части недвижимости находятся в раздельной
(индивидуальной) собственности (ином праве) физических или юридических лиц,
а та часть недвижимости, которая не находится в раздельной собственности, в
том числе и земельный участок, принадлежит им на праве общей долевой
собственности (ином общем праве) и не отделимы от прав на части
недвижимости, находящейся в раздельной (индивидуальной собственности (ином
общем праве) ( п. 18 ст. 12 ЗКРК).
Право на земельный участок при доме, в
котором находится несколько квартир (или) нежилых помещений, в других
объектах кондоминиума предусмотрено в ст. 62 ЗК РК. Согласно этой статье
многоквартирного дома или иного объекта кондоминиума, переходит в
установленном порядке в общую долевую собственность собственников
помещений, находящихся в составе объекта кондоминиума.
Участники кондоминиума — государственные землепользователи, которым
помещение принадлежит на праве хозяйственного ведения или праве
оперативного управления, приобретают на земельные участки в установленном
порядке право общего постоянного землепользования, если иное не установлено
Земельным Кодексом.
Право на земельный участок участников кондоминиума, которым на
территории Республики Казахстан земельные участки не могут принадлежать на
праве собственности или на праве постоянного землепользования, определяется
в соответствии с пунктом 7 ст. 6 ЗК РК.
Экологическое право Казахстана
... выполняет «Экологический кодекс Республики Казахстан» от 9 января 2007 года. Этим законом определяются основные понятия в области охраны окружающей среды, права общественности (граждан и общественных объединений), полномочия государственных органов ...
Деление земельного участка, входящего в состав объекта
кондоминиума, допускается с письменного согласия всех участников
кондоминиума при условии соблюдения санитарно-гигиенических, экологических,
противопожарных, строительных и других норм.
Доля каждого собственника помещений (иного правообладателя) в общем
имуществе не отделима от раздельной (индивидуальной) собственности (иного
вещного права) на принадлежащее ему помещение. Размер доли, если иное не
установлено соглашением участников кондоминиума, определяется отношением
полезной площади жилого и площади нежилого помещения, находящегося в
раздельной (индивидуальной) собственности (ином вещном праве) к сумме
полезных площадей всех жилых площадей нежилых помещений, находящихся в
данном объекте кондоминиума. Такая доля не может быть выделена в натуре
(идеальная доля).
Порядок пользования земельным участком, расположенным вне (за
пределами) фундамента здания, определяется соглашением участников
кондоминиума с условием соблюдения общественных интересов, санитарно-
гигиенических, экологических, противопожарных, градостроительных других
норм.
Земельный участок при здании (строении, сооружении) может быть
предоставлен в раздельную собственность участникам кондоминиума в случаях
необходимости обеспечения технологических нужд функционирования нежилых
помещений при условии, что этот земельный участок будет расположен вне
контура здания (строения, сооружения) и его использование не будет
противоречить условиям эксплуатации земельного участка, входящего в состав
объекта кондоминиума, а также санитарно- гигиеническим, экологическим,
противопожарным, строительным и другим нормам.
Переход права собственности на квартиру (помещение) к другому лицу
влечет переход к приобретателю квартиры (помещения) соответствующей доли в
праве на земельный участок (земельные участки).
Для управления общей долевой собственностью и ее эксплуатации,
надлежащим содержании всего дома (строения, здания, сооружения) и
придомового земельного участка (земельных участков) участники кондоминиума
избирают форму управления объектом кондоминиума в соответствии с
законодательством Республики Казахстан.
Реализация права на земельный участок, находящийся в общей
собственности участников кондоминиума (общем землепользовании), а также
плата за землю осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных
законодательством Республики Казахстан.
В гаражных, дачных и других потребительских кооперативах к правам
участников на земельные участки, находящихся в общей собственности,
применяются нормы о кондоминиуме.
В соответствии с пунктом 2 ст. 102 ЗК РК граждане, являющиеся
собственниками земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства,
садоводства и дачного строительства, вправе в общих интересах объединятся в
простые товарищества, садоводческие или иные потребительские кооперативы,
правовое положение которых определяется законодательными актами Республики
Казахстан. В тех случаях, когда земельные участки, предназначенные для
садоводства или дачного строительства, находятся в раздельной собственности
граждан, а земельные участки и другое имущество, предназначенные для
Основания прекращения права собственности на земельные участки
... 2002 г. N 576 ""О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю"" // СЗ РФ. 2002. N 32. Ст. ... Право частной собственности на землю. М.: Юристъ, 2000. С. 305. 46.Крысанов А. Проблемы конфискации имущества по российскому законодательству // Юрист. 2002. N 2. 47.Лапаева В.В. Конституция РФ об основаниях ...
удовлетворения общих нужд собственников земельных участков, находятся в их
общей долевой собственности, к отношениям между собственниками, связанными
общим имуществом, применяются нормы о кондоминиуме.
3. Содержание права государственной собственности на землю
Последовательная реализация социальной функции права собственности
предполагает необходимость дальнейшего совершенствования организационно-
правового механизма реализации права собственности, включающего
институциональные меры по обеспечению оптимального сочетания публичного и
частного интересов при осуществлении государственной земельной политики.
Отрадно отметить, что Земельный Кодекс занимает достаточно взвешенную
позицию в вопросах о соотношении права государственной и частной
собственности на землю. Это один из положительных моментов, который
позволяет товаропроизводителю свободно выбрать форму собственности,
сообразуясь co своими возможностями.
Новое законодательство рассматривает право государственной
собственности как социально важное функциональное средство обеспечения,
реализации и защиты публичных интересов в земельной сфере.
С правом государственной собственности современное законодательство в
первую очередь связывает необходимость повышенной охраны тех категорий
земель, которые как составные части природного комплекса имеют особую
экологическую ценность и подлежат изъятию из активного хозяйственного
использования как общенациональное достояние.
Поэтому в отношении земель особо охраняемых природных территорий и
природных фондов установлена по существу исключительная государственная
собственность. Это не является особенностью казахстанского земельного
законодательства.
Многие страны с развитой рыночной инфраструктурой проблемы охраны
особо ценных земель органически увязывают с правом государственной
собственности на землю. Такой подход является оправданным и в наших,
отечественных условиях, поскольку именно на государстве и на его органах
лежит ответственность по обеспечению законности в земельном процессе.
В качестве примера можно привести опыт США. Так, сохранение
первозданных или экологически ценных природных комплексов в американской
системе правового регулирования достигается резервированием необходимых
площадей государственной земельной собственности для природоохранных целей.
Резервирование как правовой инструмент реализации земельной политики
предполагает изъятие земельного участка из действия законов,
предусматривающих возможность их продажи в иную собственность. Такие земли
сельского хозяйства.
Признание приоритетного значения права государственной
собственности на землю в сфере охраны природы, а также в вопросах
обеспечения безопасности страны и удовлетворения общественных потребностей
составляет одну из существенных особенностей новейшего земельного
законодательства республики.
Государство — Республика Казахстан субъект права собственности
имеет право самостоятельно совершать определенные действия. Закон
определяет эти действия в рамках правомочий собственника земли. Согласно
ст. 21 ЗК РК собственнику принадлежат права владения, пользования и
распоряжения принадлежащим ему земельным участком. Собственник земельного
участка может осуществлять права собственника на основаниях, условиях и в
пределах, предусмотренных земельным законодательством и иными
законодательными актами.
Право владения землей — юридически обеспеченная возможность
осуществлять фактическое обладание землей.
Право землепользования — право лица владеть и пользоваться
земельным участком, находящимся в государственной собственности, бессрочно
(постоянное землепользование) или в течение определенного срока (временное
землепользование) на возмездной и (или) безвозмездной основе.
Право распоряжения землей — юридически обеспеченная возможность
государства определять юридическую судьбу земли (п.п.29,30,31 ст. 12 ЗК
РК).
Эти правомочия собственника и землепользователей, правомочия
субъектов частной собственности на земельные участки и землепользователей
отличаются от правомочий государства. Их правомочия Земельным кодексом и
другими законодательными актами Республики Казахстан могут быть ограничены.
Государство как собственник земли пользуется исключительным правом
распоряжения всем земельным фондом, в том числе в отношении земельных
участков, предоставленных в частную собственность, т.е. государство,
осуществляет функцию распоряжения не зависимо от формы собственности и
хозяйствования субъектов земельного права. Поэтому не следует
противопоставлять функцию распоряжения субъектов частной собственности и
землепользователей функцией распоряжения государства.
Правомочия распоряжения субъектов права землепользования тоже
отличается от правомочия субъектов частной собственности на земельные
участки. Например, согласно п. 4 ст. 39 ЗК РК в случаях сдачи
государственным землепользователем земельного участка, на котором
расположены здания (строения, сооружения), в аренду другому лицу без
соответствующей сдачи в аренду самого здания (строения, сооружения) не
допускается, также не допускается сдачи государственным землепользователем
принадлежащего ему земельного участка во временное безвозмездное
землепользование, кроме случаев предоставления земельного участка в порядке
служебного надела (п. 5 ст. 39 ЗК РК).
Указанные правомочия государства по распоряжению земельным фондом,
т.е. распоряжение всей землей Республики Казахстан, нельзя понимать как
беспредельные. Государство само в законодательном порядке устанавливает все
возможные действия своих уполномоченных органов в пределах и порядке,
предусмотренном земельным законодательством и другими правовыми актами.
Например, ст. 84 ЗК РК предусматривает все основания изъятия земельного
участка для государственных надобностей.
Никто не может быть лишен права землепользования иначе как по
основаниям, установленным ЗК РК и другими законодательными актами. Это
означает, что органы государственного управления не имеют права лишать
права землепользования, если оно не предусмотрено в законе и не имеется
правовое основание (п.2 ст. 29 ЗК РК).
Конкретным примером этого положения служит нормы п.5 ст. 26 ЗК РК,
где предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в
собственность гражданам и негосударственным юридическим лицам земельных
участков, находящихся в государственной собственности, если в соответствии
с настоящим Кодексом эти земельные участки могут находиться в частной
собственности.
Установленные законами права физических и юридических лиц не может
ограничиваться актами государственных органов (п.5. ст.6. ЗК РК).
Обязанности собственника земли – государства – определены
Конституцией Республики Казахстан; органов государственного управления –
Земельным Кодексом, Законом «О местном