Субъекты РФ: Виды и правовой статус

Курсовая работа

По сути, все вышеперечисленное является признаками республики в составе РФ, так как именно данные конституционные положения позволяют отделить республику от других видов субъектов РФ.

Что касается иных субъектов, то здесь регламентация гораздо более скромная. Так, автономной области и автономным округам предоставлено право инициировать принятие федеральных законов соответственно об автономной области, отдельных автономных округах (ч. 3 ст. 66 Конституции РФ); Москва, помимо статуса субъекта РФ, также выполняет функции столицы Федерации (ч. 2 ст. 70 Конституции РФ), то есть наделена и особым статусом.

Что касается областей как субъектов федерации, то их статус Конституцией никак не регламентирован, то есть, исходя из вышеприведенной классификации, по сути, область на сегодняшний день обладает только общим статусом; регламентация видового и специального статусов для данного субъекта РФ отсутствует.

Вызывает множество споров принцип равноправия субъектов РФ закрепленный ч. 1 ст. 5 Конституций РФ. Одни авторы в этой связи говорят о недоработанности концепции федеративных отношений, указывая на несовместимость принципа равноправия (предполагающего равные права и обязанности субъектов федерации во всех сферах) и наличие видовых (специальных) статусов субъектов РФ. Так, А. Н. Лебедев отмечает, что равенство прав и обязанностей означает, что категории «республика», «край» и т.д. не являются специальной организационно-правовой формой субъекта федерации. Это лишь варианты различных названий (наименований) субъектов, имеющих единую организационно-правовую форму – субъект федерации. Иных различий между ними не должно быть, так как Конституция РФ провозглашает их равными в юридических правах и обязанностях. Однако данная позиция не подтверждается вышеприведенными нормами, устанавливающими видовой и специальный статус для части субъектов РФ.

Другие исследователи свою задачу видят в проникновении в сущность конституционных норм, в таком их толковании, чтобы совместить, связать все положения Конституции РФ. Они не отказываются ни от «концепции видов», ни от практической реализации принципа равноправия между ними. В основе их рассуждений лежат следующие теоретические выкладки.

Россия, считают они, асимметричная федерация, основанная на сочетании национального и территориального принципов (подходов).

Асимметрия заключается в том, что в РФ входят субъекты, имеющие различные права в зависимости от того, к какой организационно-правовой форме (виду субъекта) они принадлежат исходя из перечня, указанного в ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 65 Конституции РФ: республика, край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ. То есть Конституция РФ устанавливает статус республики, статус края, статус области, статус города федерального значения, статус автономной области и статус автономного округа. Название субъекта выступает в качестве обобщенного критерия, юридического «титула» обладания субъектом РФ тем или иным статусом.

3 стр., 1148 слов

Статус президента по Конституции США 1787 года

Статус президента по конституции США 1787 года Конституция наделяет президента США значительной властью. Президент США по Конституции 1787 года - является главой исполнительной власти. Основной закон США объединил в его лице главу ... история государства и права – М.: Юристъ, 2000. [1] Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. В.Е. Чиркина. – ...

Наибольшие затруднения у сторонников рассматриваемой концепции вызывает совмещение принципа равноправия субъектов РФ с их различными правами. Проведенный анализ позволил выявить несколько способов толкования данного вопроса.

Первый – толкование равноправия субъектов РФ как их равноправия между собой во взаимоотношениях с федеральными органами власти, то есть ч. 1 ст. 5 Конституции РФ толкуется как ч. 4 ст. 5 Конституции РФ.

Второй способ – авторы толкуют ч. 1 ст. 5 без «уклонения» в сторону ч. 4 ст. 5. Так, К. Т. Курашвили утверждает, что равноправие субъектов «проявляется в общем для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ».

Проблема равноправия субъектов Российской Федерации затрагивается практически во всех работах ученых-конституционалистов, но она до сих пор не решена. На основе норм Конституции РФ невозможно сделать однозначный вывод, имеют ли субъекты РФ равный статус или статусы субъектов, перечисленных в ч. 1 ст. 5, различны. Этот вывод основывается на выявленных в Конституции РФ внутренних противоречиях, во-первых, между нормами гл. 1 и нормами гл. 3, во-вторых, между отдельными частями ст. 5 Конституции РФ.

Таким образом, из текста Конституции РФ невозможно сделать «единственно правильный», неоспоримый вывод о равноправии субъектов, наличии или отсутствии специальных статусов и симметричности РФ.

Руководствуясь всем вышеизложенным, можно сделать следующие выводы:

1. статус субъекта федерации – это правовое положение субъекта, обусловленное сущностью и природой федерации, установленное законодательством федерации и субъекта в виде определения границ власти субъекта путем закрепления его прав, обязанностей, гарантий деятельности и ответственности в интересах всей федерации в целом и каждого субъекта в отдельности;

2. анализ положений Конституции РФ позволяет выделить группы субъектов РФ, обладающих специальными статусами: республики; области, края, города федерального значения, автономная область, Чукотский автономный округ; автономные округа в составе областей (краев); края и области, в состав которых входят автономные округа;

3. рассмотрение принципа равноправия субъектов и наличия различий в их конституционном статусе как серьезного противоречия, заложенного в Конституции РФ, приводит к необходимости разъяснения и интерпретации принципа равноправия субъектов РФ. Суть данного принципа заключается в предоставлении на уровне федерального законодательства равных для всех субъектов федерации прав и равных возможностей исходя из учета особенностей каждого из этих субъектов. Такая позиция базируется на различиях между понятиями «равноправие» и «равный статус» субъектов федерации.

Заключение

В рамках настоящей курсовой работы были рассмотрены понятие, сущность, виды правового статуса субъектов РФ. По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

17 стр., 8483 слов

Правотворческий процесс в субъектах Российской Федерации

... нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон ...

1. Федерализм является исходным понятием, на основе которого базируется как система теоретических взглядов, так и практика правореализации взаимоотношений, возникающих между центральной властью и властью на местах (о есть между властью федеральной и власью в субъектах федерации);

2. Федерализм необходимо рассматривать, как:

  • политико-правовую идею относительно государственного устройства на основе идеи баланса централизации и децентрализации власти, учета как интересов центральной власти, так и населения конкретных территорий;
  • совокупность отношений, складывающихся в связи с оформлением и закреплением отношений между государством и его составными частями (субъектами);
  • совокупность отношений, складывающихся при реализации государственной власти в федеративном государстве.

3. Федеративное государство является воплощением идеи федерализма; оно может сроиться по национальному, национально-территориальному или территориальному принципам, в зависимости от национального состава и территориального фактора, присущего данному государству.

4. Статус субъекта федерации – это правовое положение субъекта, обусловленное сущностью и природой федерации, установленное законодательством федерации и субъекта в виде определения границ власти субъекта путем закрепления его прав, обязанностей, гарантий деятельности и ответственности в интересах всей федерации в целом и каждого субъекта в отдельности;

5. Анализ положений Конституции РФ позволяет выделить группы субъектов РФ, обладающих специальными статусами: республики; области, края, города федерального значения, автономная область, Чукотский автономный округ; автономные округа в составе областей (краев); края и области, в состав которых входят автономные округа;

6. Рассмотрение принципа равноправия субъектов и наличия различий в их конституционном статусе как серьезного противоречия, заложенного в Конституции РФ, приводит к необходимости разъяснения и интерпретации принципа равноправия субъектов РФ. Суть данного принципа заключается в предоставлении на уровне федерального законодательства равных для всех субъектов федерации прав и равных возможностей исходя из учета особенностей каждого из этих субъектов. Такая позиция базируется на различиях между понятиями «равноправие» и «равный статус» субъектов федерации.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/subyektyi-rossiyskoy-federatsii-vidyi-i-pravovoy-status/

Нормативные правовые акты и Постановления Конституционного Суда РФ

Декларация Съезда народных депутатов РСФСР от 12.06.1990 г. № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. – 1990. – № 2. – Ст. 22.

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

Закон РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 (ред. от 04.03.2013 г.) «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1992. – № 30. – Ст. 1792.

2 стр., 842 слов

Трудовой договор как институт Российского права

... работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации личностью своей способности к труду. Предмет исследования трудовой договор как институт российского права. Вопросу определения сущности трудового договора, ... к институту трудового договора. Цель работы: Рассмотреть вопросы правового регулирования трудовых отношений в современной России. Для достижения цели дипломного ...

Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 30.12.2012 г.) «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. – 19989. – № 22. – Ст. 2331.

Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 г. № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 20. – Ст. 2383.

Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. – 2000. – № 5.

Учебники

Бахрах Д. Н. Административное право. – М.: Эксмо, 2010. – 624 с.

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник. – М.: Норма, 2005. – 832 с.

Поляков А. В. Общая теория права: Курс лекций. – СПб: Пресс, 2003. – 876 с.

Научная литература, справочники

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/subyektyi-rossiyskoy-federatsii-vidyi-i-pravovoy-status/

Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия: опыт комплексного исследования. – М.: Статут, 1999. – 610 с..

Большой юридический словарь / Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. – М.: Инфра-М, 2001. – 790 с.

Гатинян А. А. Проблемы правового статуса субъектов права. – Калининград, 1976. – 299 с.

Конституционное (государственное) право: Справочник / Под ред. В. И. Лафитского. – М.: Юристъ, 1995. – 320 с.

Курашвили К. Т. Федеративная организация российского государства. – М.: Компания Спутник+, 2000. – 172 с.

Лебедев А. Н. Статус субъекта Российской Федерации (Основы концепции, конституционная модель, практика).

– М.: Институт государства и права РАН, 1999. – 197 с.

Федерализм: теория, институты, правоотношения / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. – М.: Юристъ, 2001. – 376 с.

Федерализм: Энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 379 с.

Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. – М.: Юрид. лит., 1974. – 351 с.

Диссертации, авторефераты диссертаций

Борисова М. М. Концепция правового статуса субъекта Российской Федерации. Дисс. … канд. юрид. наук. – Саранск, 2005. – 224 с.

Глигич-Золотарева М. В. Конституционно-правовые основы российского федерализма: проблемы теории, методологии и практики. Автореф. дис. … докт. юрид. наук. – Тюмень, 2009. – 49 с.

Научные статьи

Богданова Н. А. Категория статуса в в конституционном праве // Вестник Московского университета. – Серия 11. – Право. – 1998. – № 3. – С. 3-21.

Глигич-Золотарева М. В., Добрынин Н. М. Синергетика федерализма (часть 1) // Право и политика. – 2006. – № 11. – С. 5-16.

10 стр., 4510 слов

Государственные внебюджетные фонды по законодательству Российской ...

... внебюджетных целевых фондов социального назначения функционируют: Пенсионный Фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В действующем бюджетном кодексе определены общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Установлено, что ...

Дамдинов Б. Д. Теоретические проблемы правового статуса субъекта Российской Федерации // СибЮрВестник. – 2002. – № 3. – С. 3-7.

Конев Ф. Ф. Федерализм: целостность федеративного государства // Конституционное и муниципальное право. – 2004. – № 4. – С. 24-27.

Ливеровский А. А. О статусе субъекта Российской Федерации // Правоведение. – 2000. – № 2. – С. 82-91

Михалева Н. А. Правовые аспекты современного российского федерализма. Обзор // Федеративное устройство России: история и современность: сб. ст. / Под ред. Н. А. Михалевой. – М.: ИНИОН РАН, 1995. – С. 76-118.

Ржевский Б. А., Киселева А. В. Субъекты Российской Федерации: типология и конституционные основы организации // Государство и право. – 1994. – № 10. – С. 7-12.

Тавадов Г. Т. Конституционные принципы российского федерализма // Социально-политический журнал. – 1995. – № 6. – С. 39-48.

Ягудин Ш. Особенности статуса республики в Российской Федерации // Федерализм в России / Под ред. Р. Хакимова. – Казань: Казанский институт федерализма, 2001. – С. 79-92.

Якимов А. Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. – 2003. – № 4. – С. 5-10.

Декларация Съезда народных депутатов РСФСР от 12.06.1990 г. № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. – 1990. – № 2. – Ст. 22.

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

См.: Большой юридический словарь / Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. – М.: Инфра-М, 2001. – С. 584.

См.: Конев Ф. Ф. Федерализм: целостность федеративного государства // Конституционное и муниципальное право. – 2004. – № 4. – С. 24.

См.: Глигич-Золотарева М. В., Добрынин Н. М. Синергетика федерализма (часть 1) // Право и политика. – 2006. – № 11. – С. 6.

См.: Федерализм: Энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 248 — 249.

См.: Глигич-Золотарева М. В. Конституционно-правовые основы российского федерализма: проблемы теории, методологии и практики. Автореф. дис. … докт. юрид. наук. – Тюмень, 2009. – С. 12 — 13.

См: Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия: опыт комплексного исследования. – М.: Статут, 1999. – С. 70.

Лебедев А. Н. Статус субъекта Российской Федерации (Основы концепции, конституционная модель, практика).

– М.: Институт государства и права РАН, 1999. – С. 26.

См.: Бахрах Д. Н. Административное право. – М.: Эксмо, 2010. – С. 15-16.; Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник. – М.: Норма, 2005. – С. 512.; Поляков А. В. Общая теория права: Курс лекций. – СПб: Пресс, 2003. – С. 558.

См.: Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. – М.: Юрид. лит., 1974. – С. 31.

См.: Гатинян А. А. Проблемы правового статуса субъектов права. – Калининград, 1976. – С. 43.

См.: Якимов А. Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. – 2003. – № 4. – С. 5-8.

Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 30.12.2012 г.) «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. – 19989. – № 22. – Ст. 2331.

3 стр., 1073 слов

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

... сформулировать понятие конституционного-правового статуса субъектов РФ в условиях современности. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографического списка. Признаки субъектов Российской Федерации Статус субъектов Российской Федерации обладает следующей совокупностью признаков. Субъекты Федерации самостоятельно разрабатывают и ...

Закон РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 (ред. от 04.03.2013 г.) «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1992. – № 30. – Ст. 1792.

См.: Борисова М. М. Концепция правового статуса субъекта Российской Федерации. Дисс. … канд. юрид. наук. – Саранск, 2005. – С. 14.

Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. – 2000. – № 5.

Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 г. № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 20. – Ст. 2383.

См.: Ливеровский А. А. О статусе субъекта Российской Федерации // Правоведение. – 2000. – № 2. – С. 91.

См.: Богданова Н. А. Категория статуса в в конституционном праве // Вестник Московского университета. – Серия 11. – Право. – 1998. – № 3. – С. 20-21.

Богданова Н. А. Указ. соч. – С. 3.

См.: Богданова Н. А. Указ. соч. – С. 3.

См.: Ливеровский А. А. Указ. соч. – С. 89.

Якимов А. Ю. Указ. соч. – С. 6.

См.: Ливеровский А. А. Указ. соч. – С. 90-91.

См.: Дамдинов Б. Д. Теоретические проблемы правового статуса субъекта Российской Федерации // СибЮрВестник. – 2002. – № 3. – С. 5-6.

См.: Федерализм: теория, институты, правоотношения / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. – М.: Юристъ, 2001. – С. 200-212.

См.: Богданова Н. А. Указ. соч. – С. 4.

Ягудин Ш. Особенности статуса республики в Российской Федерации // Федерализм в России / Под ред. Р. Хакимова. – Казань: Казанский институт федерализма, 2001. – С. 89.

См.: Богданова Н. А. Указ. соч. – С. 10.

См.: Ржевский Б. А., Киселева А. В. Субъекты Российской Федерации: типология и конституционные основы организации // Государство и право. – 1994. – № 10. – С. 8.

Тавадов Г. Т. Конституционные принципы российского федерализма // Социально-политический журнал. – 1995. – № 6. – С. 48.

См.: Курашвили К. Т. Федеративная организация российского государства. – М.: Компания Спутник+, 2000. – С. 128.

См.: Лебедев А. Н. Указ. соч. – С. 46.

См.: Михалева Н. А. Правовые аспекты современного российского федерализма. Обзор // Федеративное устройство России: история и современность: сб. ст. / Под ред. Н. А. Михалевой. – М.: ИНИОН РАН, 1995. – С. 86.

См.: Конституционное (государственное) право: Справочник / Под ред. В. И. Лафитского. – М.: Юристъ, 1995. – С. 132.

См.: Курашвили К. Т. Указ. соч. – С. 126.

26

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/subyektyi-rossiyskoy-federatsii-vidyi-i-pravovoy-status/

Нормативные правовые акты и Постановления Конституционного Суда РФ

1.Декларация Съезда народных депутатов РСФСР от 12.06.1990 г. № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. – 1990. – № 2. – Ст. 22.

4 стр., 1718 слов

Правительство Российской Федерации: правовой статус, функции, ...

... как и с органами исполнительной власти субъектов федерации, местными администрациями. К числу нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты статуса Правительства, можно отнести Указы Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.05.1999 N 651 ...

2.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

3.Закон РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 (ред. от 04.03.2013 г.) «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1992. – № 30. – Ст. 1792.

4.Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 30.12.2012 г.) «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. – 19989. – № 22. – Ст. 2331.

5.Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 г. № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 20. – Ст. 2383.

6.Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. – 2000. – № 5.

Учебники

1.Бахрах Д. Н. Административное право. – М.: Эксмо, 2010. – 624 с.

2.Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник. – М.: Норма, 2005. – 832 с.

3.Поляков А. В. Общая теория права: Курс лекций. – СПб: Пресс, 2003. – 876 с.

Научная литература, справочники

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/subyektyi-rossiyskoy-federatsii-vidyi-i-pravovoy-status/

1.Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия: опыт комплексного исследования. – М.: Статут, 1999. – 610 с..

2.Большой юридический словарь / Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. – М.: Инфра-М, 2001. – 790 с.

3.Гатинян А. А. Проблемы правового статуса субъектов права. – Калининград, 1976. – 299 с.

4.Конституционное (государственное) право: Справочник / Под ред. В. И. Лафитского. – М.: Юристъ, 1995. – 320 с.

5.Курашвили К. Т. Федеративная организация российского государства. – М.: Компания Спутник+, 2000. – 172 с.

6.Лебедев А. Н. Статус субъекта Российской Федерации (Основы концепции, конституционная модель, практика).

– М.: Институт государства и права РАН, 1999. – 197 с.

7.Федерализм: теория, институты, правоотношения / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. – М.: Юристъ, 2001. – 376 с.

8.Федерализм: Энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 379 с.

9.Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. – М.: Юрид. лит., 1974. – 351 с.

Диссертации, авторефераты диссертаций

1.Борисова М. М. Концепция правового статуса субъекта Российской Федерации. Дисс. … канд. юрид. наук. – Саранск, 2005. – 224 с.

2.Глигич-Золотарева М. В. Конституционно-правовые основы российского федерализма: проблемы теории, методологии и практики. Автореф. дис. … докт. юрид. наук. – Тюмень, 2009. – 49 с.

Научные статьи

1.Богданова Н. А. Категория статуса в в конституционном праве // Вестник Московского университета. – Серия 11. – Право. – 1998. – № 3. – С. 3-21.

23 стр., 11418 слов

Законодательные (представительные) органы государственной власти ...

... органы законодательной власти субъектов РФ (ч.2 ст. 125). В статье 136 Конституции России право субъектов РФ решать вопрос об одобрении принятых Федеральным Собранием поправок к главам 3−8 Конституции Российской Федерации также закреплено за органами законодательной власти субъектов РФ. ...

2.Глигич-Золотарева М. В., Добрынин Н. М. Синергетика федерализма (часть 1) // Право и политика. – 2006. – № 11. – С. 5-16.

3.Дамдинов Б. Д. Теоретические проблемы правового статуса субъекта Российской Федерации // СибЮрВестник. – 2002. – № 3. – С. 3-7.

4.Конев Ф. Ф. Федерализм: целостность федеративного государства // Конституционное и муниципальное право. – 2004. – № 4. – С. 24-27.

5.Ливеровский А. А. О статусе субъекта Российской Федерации // Правоведение. – 2000. – № 2. – С. 82-91

6.Михалева Н. А. Правовые аспекты современного российского федерализма. Обзор // Федеративное устройство России: история и современность: сб. ст. / Под ред. Н. А. Михалевой. – М.: ИНИОН РАН, 1995. – С. 76-118.

7.Ржевский Б. А., Киселева А. В. Субъекты Российской Федерации: типология и конституционные основы организации // Государство и право. – 1994. – № 10. – С. 7-12.

8.Тавадов Г. Т. Конституционные принципы российского федерализма // Социально-политический журнал. – 1995. – № 6. – С. 39-48.

9.Ягудин Ш. Особенности статуса республики в Российской Федерации // Федерализм в России / Под ред. Р. Хакимова. – Казань: Казанский институт федерализма, 2001. – С. 79-92.

10.Якимов А. Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. – 2003. – № 4. – С. 5-10.