«Телесные наказания детей как педагогическая традиция и социальная проблема»

Содержание скрыть

Тема телесных наказаний на сегодняшний день довольно актуальна в науке. В современной педагогике идут споры о целесообразности применения физических наказаний в семье. Об этой проблеме пишут врачи, педагоги, психологи. О насилии над детьми говорят очень много.

По данным комитета Государственной думы по делам женщин, семьи и молодежи в 2001 году в России около 2 млн детей в возрасте до 14 лет подвергались избиению в семье. Более 5о тыс. детей убегают из дома. При этом мальчиков бьют в 2 раза больше, чем девочек. Две трети избитых – дошкольники. По данным опросов правозащитных организаций, около 60 % детей сталкиваются с насилием в семье, а 30 % — в школах. Уголовная статистика отражает лишь 5-10 % реального количества избиений.

В 2010 году защита детей стала центральной темой президентского послания Федеральному собранию:

«Поистине страшная проблема — насилие в отношении детей. По официальным данным МВД, в 2009 году от преступных посягательств пострадали более 100 тыс. детей и подростков… Известно, что жестокость порождает встречную жестокость. Дети ведь усваивают ту модель поведения, которую обычно демонстрируют им взрослые. Долг всего общества — сформировать атмосферу нетерпимости к проявлениям жестокого обращения с детьми, выявлять и пресекать подобные случаи».

В современном гуманитарном знании существует немало работ по проблеме насилия над детьми. В подобного рода исследованиях речь, как правило, идет о статистике этого феномена, его социально-экономическом и психолого-медицинском измерении. Этнографическое изучение форм физического наказания, которые применялись в различных этнокультурных традициях в отечественной науке, не продвинулось дальше описания и нередко поверхностного анализа с последующей сдержанной и часто «идеологически выверенной» оценкой. Телесное наказание как способ воспитания в народной педагогике может быть найдено в любом академическом труде, посвящённом этнографии какого-либо народа либо истории образования. Однако работы, в которых проводился бы комплексный анализ телесного наказания как культурного явления, стали появляться только в к. XX – н. XXI вв. Среди современных отечественных социологов и антропологов, которые работают в близком круге тем, можно отметить Н.Л. Пушкарёву, И.С. Кона, М.Г. Муравьеву, Цымбала Е. И. и других.

Среди работ отечественных авторов особенно стоит отметить книгу выдающегося российского ученого-обществоведа Игоря Семеновича Кона, написанную им незадолго до смерти весной 2011 года. В этой книге, опираясь на многочисленные мировые и отечественные антропологические, социологические, исторические, психолого-педагогические и иные научные исследования, автор представил общую картину телесных наказаний детей как социокультурного явления.

14 стр., 6905 слов

Курсовая работа поощрение и наказание

... взгляды на использование методов поощрения и наказания в процессе воспитания детей и не всегда правильное их применение. Цель исследования: теоретическое обоснование влияния методов поощрения и наказания, применяемых в школе и семье, на эмоциональное состояние ...

Другой отечественный исследователь Цымбал Е. И. в своей монографии «Жестокое обращение с детьми : причины, проявления, последствия» исследует понятие телесного и физического наказания детей, их отличие друг от друга, причины жестокого обращения с детьми, проявления этого явления и последствия применения физических наказаний в воспитании детей для всего общества.

К числу работ, близкой данной теме, можно отнести сборник статей Муравьевой М. Г. «Вина и позор в контексте становления современных европейских государств.» Данный сборник посвящен анализу категорий вины и позора, связанных в том числе с телесными наказаниями.

Тему телесных наказаний рассматривает еще один отечественный исследователь Пушкарева Н. Л. в свой работе «Позорящие наказания для женщин в России XIX – начала XX в.»

Цель данного исследования — раскрыть

Такая цель предполагает решение следующих задач:

1.Определить понятие телесное наказание в современном научном дискурсе.

2.Определить понятие телесное наказание в обывательском сознании россиян.

3. Изучить масштабы применения практики телесных наказаний.

4. Выяснить отношение к телесному наказанию детей современной молодежи на примере студенческого сообщества Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко.

5. Сравнить полученные данные с общероссийскими показателями.

Объектом исследования являются телесные наказания детей, предметом исследования – отношение к телесному наказанию современных россиян.

Источниковедческую базу нашего исследования представляют материалы социологических исследований, проведенных ведущими российскими аналитическими агенствами — Фонд общественного мнения, Левада-центр, Всероссийский центр изучения общественного мнения, Институт социологии РАН, Фонд поддержки детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Данные социологические исследования можно разделить на 2 группы. К первой группе относятся исследования общероссийского характера, ко второй — материалы социологических и антропологических исследований регионального уровня, в частности, интересное региональное исследование проведено саратовским Центром социальной политики и гендерных исследований ( Ярская — Смирнова и др., 2008 год).

В 2006 году в трех городах России (Ижевске, Самаре и Саратове) были проведены уличный опрос горожан, анкетирование школьников и родителей, а также интервью со специалистами. В опросе приняли участие 1783 человека, результаты опроса вполне могут быть применимы к данной работе. К этой же группе источников относится собственное исследование, проведенное в апреле 2014 года на студенческой аудитории Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко.

16 стр., 7810 слов

Юридический анализ простого состава умышленных тяжких телесных повреждений

... наказания. Основная задача данной работы состоит в попытке выяснить место умышленных тяжких телесных повреждений среди преступлений против личности, в разграничении умышленных тяжких телесных повреждений с другими преступлениями против личности на ...

Однако необходимо систематизировать материал, имеющийся в этих источниках, провести собственное исследование по теме, сравнить полученные результаты с общероссийскими показателями, чему и будет посвящена данная исследовательская работа.

Глава 1. Телесные наказания детей как педагогическая традиция

1.1. Понятие «телесное наказание детей» в современном научном дискурсе

Для понимания сущности понятия телесное наказание необходимо уяснить, что такое наказание вообще. Толковые словари определяют наказание по-разному. В словарях Даля и Фасмера этого слова нет. Согласно словарю Ожегова, наказание — это «мера воздействия против совершившего преступление, проступок». По словарю Ушакова, это «взыскание, налагаемое имеющим право, власть или силу, на того, кто совершил преступление или проступок.»

В юридической, особенно уголовно-правовой литературе «наказание» обычно рассматривается в связи с «преступлением». Большой юридический словарь определяет наказание как «меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда».

Наказание – это сложное социальное явление, отдельные стороны которого изучаются разными науками (социологией, психологией, медициной, уголовным и семейным правом).

Однако в самом общем значении слова, наказание — это применение к человеку или животному каких-то неприятных или нежелательных для него мер воздействия, причинение ему страдания в ответ на неповиновение или нежелательное, антинормативное поведение.

Итак, мы определились с понятием наказания. Что же тогда значит «телесное наказание» или «физическое насилие», и есть ли разница в этих понятиях?

Под телесным наказанием понимается применение родителем или замещающим его лицом физической силы с намерением причинить ребенку боль, но не повреждения, с целью коррекции и контроля его поведения.

К тому же необходимо отметить, что причинение физической боли неразрывно связано с душевными страданиями ребенка, с его общим психическим состоянием. Зачастую душевные переживания бывают мучительнее телесной боли.

Под физическим насилием же понимается умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любое иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск * возникновения таких нарушений. Физическое насилие может проявляться в форме бездействия, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке.

В отличие от физического насилия, телесное наказание — это :

1) легитимный акт, который не признается преступлением,

4 стр., 1671 слов

Наказание и принуждение как средство воспитания

... и средств. Методом воспитания является система воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и воспитанников. В целом, метод воспитания является одним из инструментов, как воздействия, так и взаимодействия между людьми. Методы воздействия ...

2) не приводит к телесным повреждениям и психологическим травмам ребенка,

3) культурно и социально приемлемая форма поведения родителей в отношении собственных детей.

Если сформулировать проблему в терминах легитимности-нелегитимности и инструментальности-экспрессивности, то можно сказать, что телесное наказание ребенка является легитимно-инструментальной формой насилия, а физическое насилие над ребенком — нелитимно-экспрессивной (выместить свою злость на ребенке) или нелегитимно-инструментальной ( то есть родитель считает свое поведение необходимым «ради блага ребенка», но общество определяет это как насилие) формами насилия.

Таким образом, понятие «телесное наказание детей» с современном научном дискурсе определяется как «применение родителем или замещающим его лицом физической силы с намерением причинить ребенку боль, но не повреждения, с целью коррекции и контроля его поведения.»

1.2. Понятие телесное наказание в обывательском сознании

Массовые опросы, проведенные независимыми общественными организациями, такими как Фонд общественного мнения, Всероссийский центр изучения общественного мнения, Фонд поддержки детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, Левада-центр позволяют утверждать о том, что россияне так или иначе сталкиваются с практикой применения телесных наказаний в своей жизни.

Что вообще подразумевают россияне под этим понятием? Часть респондентов Фонда общественного мнения убеждена, что «физические наказания — это унижение личности ребенка.

По данным исследования, проведенного Институтом социологии РАН по заказу Фонда поддержки детей, 52% родителей в России используют физические наказания в процессе воспитания. Вопрос возник не случайно – большинство родителей искренне считает, что ребенок – их собственность, а физические наказания – адекватный способ его воспитания.

Интересное региональное исследование проведено саратовским центром социальной политики и гендерных исследований(Ярская-Смирнова и т.д., 2008 год).

С одной стороны, россияне в большинстве своем нетерпимы к жестокому обращению с детьми и неравнодушны к страданиям ребенка: из трех человек двое сообщили, что вмешаются, увидев, как родитель бьет свое дитя, а третий пройдет мимо. С другой стороны, эти представления достаточно противоречивы: телесные наказания в качестве воспитательной меры применяются в каждой второй семье, и лишь половина опрошенных считают их недопустимыми. Практически все опрошенные родители полагают, что применение физических наказаний это воспитательная мера – с таким вариантом ответа согласились почти все респонденты.

Что люди понимают под разумным, приемлемым, допустимым физическим наказанием? Чаще всего – битье с использованием тех или иных «подручных средств»: «дать ремня»; «крапивой по заднему месту»; «лозина»; «палками бить»; «прутиком жигануть»; «скакалкой» (11%).Для многих пределом разумного наказания выступает «легкий шлепок» («отшлепать слегка»; «по попе рукой, не более двух раз»; «слегка шлепнуть, но не по лицу или голове»; «шлепнуть рукой» – 7%).

11 стр., 5095 слов

Уголовная ответственность за злостное уклонение от уплаты средств ...

... со злостным уклонениям от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, которые, к сожалению, малоэффективны. Около 10 миллионов российских детей живут в неполных семьях и вправе по закону рассчитывать на алименты. ...

Некоторые респонденты в диапазон допустимых мер воспитания включили подзатыльники, затрещины и прочие спонтанно ситуативные реакции взрослых на детские проступки («дать подзатыльник»; «если только легкий подзатыльник»; «ухо надрать, затрещину дать» – 3%), другие – «воспитательный угол» («слегка, если только в угол поставить»; «в угол на горох» – 2%).

Специалистами Левада-центра в 2013 году в ходе проведенного опроса респондентам был задан вопрос: «как вы считаете, можно ли для пользы дела ударить ребенка или этого нельзя делать ни в коем случае?» Более трети респондентов (37%) считают, что можно, но большинство (58%) полагает, что нельзя.

Все родители время от времени наказывают своих детей. Судя по данным опроса, физические наказания в России распространены достаточно широко. Так, по словам каждого второго респондента, в детстве его наказывали подобным образом, в том числе 16% утверждают, что это случалось часто, 33% – редко.

Таким образом, можно утверждать, что большинство россиян так или иначе сталкивались с проблемой телесного наказания детей, более того, их самих наказывали, и они сами применяют наказания в своей практике.

1.3 Масштабы распространения практики телесных наказаний в России

По данным опроса, проведенного в 2004 году Фондом общественного мнения, использование наказаний как метода воспитания соотносится с разделением семейных ролей, а также с взаимоотношениями ‘родители–дети’ – наказания чаще распространены в семьях с патриархальной ролевой структурой, а также в семьях, где не было эгалитарных отношений с детьми; в семьях же, где существовал паритет между родителями в принятии решений, наказания использовались реже. Респондентам был задан открытый вопрос о том, в какой форме их обычно наказывали родители. Чаще всего респонденты вспоминали о физических наказаниях – по словам 22% опрошенных (или трети от ответивших на открытый вопрос), именно таким образом родители их наказывали в детстве. При этом речь идет преимущественно о довольно жестких санкциях – прежде всего, о порке:

«Били тем, что было под рукой»; «веревкой, палкой»; «крапивой или прутиком»; «офицерский ремень»; «плетью один раз»; «полотенцем или ремешком»; «порки давали»; «шлангом били» (открытый вопрос, 19% по выборке в целом).

Реже, говоря о телесных наказаниях, респонденты имеют в виду более легкие формы физического воздействия – шлепки, подзатыльники:»За ухо трепали»; «отшлепывали»; «по заднице шлепнут»; «подзатыльник»; «получал иногда подзатыльники в шутку, слегка»; «шлепком показывали, бывало и тапочкой»(открытый вопрос, 3% по выборке в целом).И совсем редко речь заходит о различных формах физического принуждения и унижения:»Закрыли в туалете»; «на колени ставили на улице перед всеми»; «сажали в темную кладовку» (открытый вопрос, 3% по выборке в целом).

Другая форма наказаний, о которой тоже весьма часто вспоминали россияне, – выговор, ругань и повышение голоса (об этом говорят 19% россиян, или почти треть ответивших на открытый вопрос):»Говорили повышенным тоном»; «кричали»; «очень сильно ругали»; «ругали, отчитывали словами»; «ругали, стыдили» (открытый вопрос).Еще одно «популярное» наказание, о котором вспоминают респонденты, – «поставить в угол» (13% по выборке).Запреты, лишение удовольствий и развлечений – о такой форме воздействия вспоминают 12% респондентов:»Запрещали гулять»; «запрещали ходить на каток»; «не пускали в клуб на танцы, в кино»; «оставляли дома»; «лишали развлечений»; «не давали смотреть ТВ» (открытый вопрос).»В чем-нибудь отказывали, не покупали»; «лишали денежных довольствий»; «не покупали мороженое» (открытый вопрос).Еще 8% опрошенных вспоминают о наказаниях в словесной форме, воспитательных беседах – «назидательные разговоры»; «воспитывали, беседовали, убеждали»; «объясняли, беседовали»; «воспитывали словами» (открытый вопрос).

4 стр., 1605 слов

А.С.Макаренко о поощрении и наказании. Современный взгляд на проблему

... из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. ГЛАВА I. Роль поощрения и наказания в воспитании детей В обыденной жизни эти два понятия воспринимаются как две противоположности. ... по проблеме исследования. 2. Определить роль и место поощрения и наказания в педагогическом процессе. 3. Разработать систему вопросов - заданий для диагностики учащихся. 4. Проанализировать опыт ...

О других типах наказаний респонденты вспоминают реже – 2% говорят о моральном воздействии, 1% – о бойкоте со стороны родителей («мама не разговаривала со мной»), еще 1% в качестве санкций называют принудительное выполнение домашней работы («заставляли выполнять работу по дому»).

Все родители время от времени наказывают своих детей. Судя по данным опроса,проведенног в 2008 году Фондом общественного мнения, физические наказания в России распространены достаточно широко. Так, по словам каждого второго респондента, в детстве его наказывали подобным образом, в том числе 16% утверждают, что это случалось часто, 33% – редко.

Лишь 2% участников опроса высказали мнение, что сегодня в России нет родителей, которые бы физически наказывали своих детей. Каждый четвертый (26%) считает, что таких родителей – большинство, каждый третий (35%) – что меньшинство (остальные затруднились ответить).

Сравнивая сегодняшнюю ситуацию в сфере домашнего воспитания с периодом своего школьного детства, 26% опрошенных высказали предположение, что сейчас детей физически наказывать стали реже, 17% – что чаще, а еще столько же – думают, что в этом отношении мало что изменилось (остальные затруднились ответить).

Те, кто считает, что практика физического наказания уходит из российских семей, поясняя свою позицию в ответах на открытый вопрос, говорили о том, что «раньше строже относились к детям», а сейчас их «больше жалеют, балуют» (5%).

Респонденты отмечали перемены в «общественном климате»; так, по мнению 4%, многое в жизни современного человека, в том числе семейной, стало другим: «изменились устои общества»; «социальная среда не такая, как раньше»; «время другое, нравы другие»; «другие родители и дети, отношения были другие между детьми и родителями»; «другие семейные морали».

По данным опроса, проведенного 01.06.2012 Всероссийским центром изучения общественного мнения, телесные наказания применяют только треть родителей в целом(33%), те, кто сталкивался с этим — 52 %.

Какие социальные слои склонны чаще пороть своих детей? Несколькими опросами, проведенными с 1998 года под руководством кандидата социологических наук Н.Д.Шеляпина, повышенная склонность к телесным наказаниям выявлена в семьях военных и сотрудников милиции. На распространенность телесных наказаний в семье больше всего влияют 2 фактора : уровень дохода и уровень образования. Среди обеспеченных респондентов уровень распространения физических наказаний намного ниже, чем среди бедных ( соответственно 40 и 62 %).

17 стр., 8101 слов

Правовая природа нормы об уголовной ответственности за неисполнение ...

... наказание смягчалось, если убийство было «воспитанием» ребенка. Дальнейшее развитие российского законодательства привело к дальнейшему расширению перечня правонарушений в отношении несовершеннолетних, как за счет формулировки правонарушений законодателем, так и, по ... нарушениях прав и обязанностей родителей в отношении детей или наоборот, ... дети без жизненного опыта, социально незрелые и физически ...

Более образованные респонденты применяют физическое наказание реже, чем необразованные.

Глава 2.Отношение к телесному наказанию современной молодежи на примере студенческой аудитории Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко

Все мы были детьми, а у кого-то из нас уже есть свои дети. У каждого из нас свой уникальный опыт взросления и воспитания. При этом мы хорошо знаем, что в процессе воспитания похвала и наказание идут рядом. Наказание – важный элемент воздействия на поведение ребенка. Однако его воспитательный арсенал может быть самым разным: от строгого слова до «отцовского ремня». Вопрос в том, насколько распространено и допустимо использование телесных наказаний в практике воспитания детей? Именно ответу на этот вопрос было посвящено социологическое исследование, проведенное в апреле 2014 года среди студентов ГГПИ им. В. Г. Короленко. Данная категория была выбрана неслучайно, ведь они будущие педагоги, нам важно знать их мнение по данной проблеме.

Мы попытались выяснить, какого мнение респондентов о распространенности телесных наказаний сегодня. Мы задали вопрос: » Как Вы считаете, сегодня родителей, которые наказывают своих детей большинство или меньшинство, или таких родителей нет вообще? » И вот какие результаты мы получили: л ишь 1% участников опроса высказали мнение, что сегодня в России нет родителей, которые бы физически наказывали своих детей. 25 % респондентов считает, что таких родителей – большинство, 63 % – что меньшинство. Остальные затруднились ответить.

Сравнивая сегодняшнюю ситуацию в сфере домашнего воспитания с периодом своего школьного детства, 68 % опрошенных высказали предположение, что сейчас детей физически наказывать стали реже, 4,6 % – что чаще, а 10 % – думают, что в этом отношении мало что изменилось (остальные затруднились ответить). Почему же наши респонденты считают, что сегодня детей физически наказывать стали реже, чем вчера? Они аргументировали это следующим образом. Респонденты отмечали перемены в «общественном климате»; так, по мнению 4%, многое в жизни современного человека, в том числе семейной, стало другим: «изменились устои общества»; «жизнь изменилась».

Проведенный социологический опрос описывает не только поведение, но и нормативные установки и ценностные ориентации студентов. На вопрос о том, какую точку зрения придерживаются респонденты (допустимо или недопустимо применять телесные наказания), мнения разделились. 47 % считают, что в ряде случаев допустимо применять физические наказания, 49 % считают, физически наказывать детей недопустимо.

Физические наказания, по мнению респондентов, утвердительно ответивших на предыдущий вопрос, допустимо применять в «крайних» случаях : » когда другие меры не помогают», «исходя из проступка», «когда очень сильно провинился», «когда не слушается», «когда игнорирует родителя».

3 стр., 1024 слов

Поощрение и наказание как методы воспитания

... и мировоззрение. Среди различных методов воспитания выделяют методы, прямое назначение которых заключается в стимулировании положительного и коррекции или торможении отрицательного поведения воспитанников путем непосредственного воздействия на их чувства и мотивы. Это методы поощрения и наказания. Методы поощрения ...

Посмотрим, в каких случаях, по мнению респондентов допустимо применять телесные наказания. В качестве допустимых мер наказания были названы шлепок, ремень, крапива, воспитательный угол («шлепнуть слегка», «шлепнуть по попе», «поставить в угол», «крапивой по попе», «ремня дать чуток).

Также названа такая мера, как «строгий разговор», «разговор по душам». В качестве же недопустимых мер респонденты отмечают такие меры, как избиение ребенка, жестокие удары, в том числе по голове, пинать ребенка, за уши таскать. («избивать», «бить по голове», «пинать изо всех сил», «за уши таскать»).

«Унижать ребенка словесно» также недопустимо, по мнению опрошенных.

Понять отношение молодежи к физическому наказанию детей, игнорируя личный опыт респондентов, невозможно. Поэтому мы попытались выяснить у нашей аудитории ряд принципиальных фактов, касающихся их личного опыта телесного наказания. Во первых, мы постарались выяснить, имели ли наши респонденты опыт наказаний в детстве. О пережитых телесных наказаниях упомянул каждый второй респондент, причем 31 % опрошенных наказывали часто, 30 % редко. Во-вторых, мы выяснили, есть ли у опрошенных опыт телесного наказания детей. Как показало исследование, 36 % опрошенных вообще не имеют опыта воспитания детей. Остальное большинство так или иначе участвовали в воспитании детей. Из них 42 % указали, что никогда не наказывали детей физически. И только 16 % отметили, что применяли физические наказания в своей практике воспитания детей. Остальные затруднились ответить.

На вопрос о том, сожалеют ли они о том, что применяли к ребенку физическое наказание, 11 % ответили утвердительно, 4,6 % же вообще не сожалеют о совершенном деянии. Остальные затруднились ответить.

Среди женщин наказывавших детей в своей воспитательной практике процент выше, чем среди мужчин, связано это с тем, что в современное время воспитанием детей чаще занимается женщина.

82 % респондентов имеют высшее или неоконченное высшее образование, каждый второй из которых считает допустимым в ряде случаев применять телесные наказания. Это вызывает тревогу, поскольку даже среди образованных людей преобладает это мнение.

Еще большую тревогу вызывает то обстоятельство, что 17,8 % респондентов имеют детей, и многие из них отмечают, что применяли наказание в отношении своего ребенка.

Таким образом, сравнивая ситуацию с общероссийскими показателями, необходимо отметить, что респонденты так или иначе тоже сталкиваются с проблемой телесного наказания детей. Практика телесных наказаний нечужда современной молодежи, несмотря на то, что больше трети респондентов не имеют собственных детей. В отечественной культурной традиции телесные наказания детей не считают запретом. Проведенной исследование позволяет делать вывод о том, что есть допустимые меры наказания детей, которые сами респонденты применяют в своей жизни или так или иначе сталкивались с ними. Многие респонденты телесные наказания считают элементом воспитания. Эта тенденция прослеживается в социологических исследованиях как общероссийского уровня, так и регионального.

4 стр., 1627 слов

Поощрение и наказание

... детей, правильно использовать в своей практике методы поощрения и наказания. Нужно сказать, что эти методы не универсальны, добиться положительного результата в воспитании ребёнка, используя только методы поощрения и наказания невозможно. Результат воспитания ... Впоследствии такие дети делаются нечувствительными и становятся материальными циниками. Телесные наказания вредно воздействуют на половую ...

Заключение

Сегодня в России, как и во всем мире, широко обсуждается проблема защиты детей от насилия. Один из важнейших аспектов данной проблемы — телесные наказания. Проведенное исследование позволяет утверждать, что, действительно, проблема телесных наказаний достаточно актуальна и в наше время.

В ходе проведенного исследования мы определились с понятием телесного наказания детей. Понятие «телесное наказание детей» с современном научном дискурсе определяется как «применение родителем или замещающим его лицом физической силы с намерением причинить ребенку боль, но не повреждения, с целью коррекции и контроля его поведения.»

Какие социальные слои склонны чаще пороть своих детей? Несколькими опросами, проведенными с 1998 года под руководством кандидата социологических наук Н. Д. Шеляпина, повышенная склонность к телесным наказаниям выявлена в семьях военных и сотрудников милиции. На распространенность телесных наказаний в семье больше всего влияют 2 фактора: уровень дохода и уровень образования. Среди обеспеченных респондентов уровень распространения физических наказаний намного ниже, чем среди бедных (соответственно 40 и 62 %).

Более образованные респонденты применяют физическое наказание реже, чем необразованные.

Сравнивая мнение современной молодежи на примере студенческой аудитории ГГПИ им. В. Г. Короленко с общероссийскими показателями, необходимо отметить, что респонденты так или иначе тоже сталкиваются с проблемой телесного наказания детей. Практика телесных наказаний не чужда современной молодежи, несмотря на то, что больше трети респондентов не имеют собственных детей. В отечественной культурной традиции телесные наказания детей не считают запретом. Проведенной исследование позволяет делать вывод о том, что есть допустимые меры наказания детей, которые сами респонденты применяют в своей жизни или так или иначе сталкивались с ними. Многие респонденты телесные наказания считают элементом воспитания. Эта тенденция прослеживается в социологических исследованиях как общероссийского уровня, так и регионального. Вызывает тревогу то обстоятельство, что примерно половина респондентов считает допустимым применять наказания в практике воспитания детей. К тому же, 16 % опрошенных сами применяли физические наказания в своей жизни, и что еще тревожнее, только 11 % сожалеют об этом, 4,6 % вообще не сожалеют о совершенном деянии.

Проблема телесных наказаний касается практически каждой семьи в обществе, следовательно, эта проблема становится общественным явлением. Поэтому она имеет огромное социальное значение.

Родители для детей – это жизненный идеал. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им. Именно дети несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья. Ребенок – явление социальное. Отношение ребенка к среде, в которой он живет, и среды к ребенку проявляется в переживаниях и деятельности самого ребенка. В связи с этим особое значение приобретает создание надлежащих условий воспитания детей. Родителям следует знать, что физическое наказание — это выражение собственного бессилия перед негативным поведением ребенка, неумение изменить ситуацию при помощи других методов воспитания.

Еще раз приведем слова из президентского послания Федеральному собранию в 2010 году : «Долг всего общества — сформировать атмосферу нетерпимости к проявлениям жестокого обращения с детьми, выявлять и пресекать подобные случаи».В заключении хочется отметить, что, действительно, телесные наказания детей наряду с педагогической традицией, становится серьезной социальной проблемой.

Список использованной литературы, Опубликованные документы и материалы

1.Словарь Ожегова //

2. Словарь Ушакова // ushakovdictionary. ru

3.Большой юридический словарь //, Полевые материалы автора

4. Анкетный опрос., Респондентами явились 197 студентов ГГПИ им. В. Г. Короленко. Опрос проводился в апреле 2014 года., Книги одного, двух, трех авторов

5.Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми : причины, проявления, последствия // cpmssozon. ucoz. ru/doc/uchebnik.doc

6.Кон И. С. Бить или не бить? – М. : Время, 2012. – 448 с.

7.Муравьева М. Г. Вина и позор в контексте становления современных европейских государств.

8. Пушкарева Н. Л. Позорящие наказания для женщин в России XIX – начала XX в // www . twirpx . com

Статьи из журналов и газет

9.Ярская –Смирнова Е. Р., Романов П. В. , Антонова Е. П. Домашнее насилие над детьми : стратегии объяснения и противодействия // Социологические исследования. 2008. № 1.

Электронные источники

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/telesnyie-nakazaniya/

10. Педагогический арсенал : физические наказания // http : // bd. fom. ru

11. Воспитание детей // http : // bd. fom.

12. Фонд поддержки детей, находящихся в сложной жизненной ситуации //

13. Свободы больше-ответственности меньше //

14. Институт социологии РАН //

15. Всероссийский центр изучения общественного мнения //

16. Телесные наказания детей: бить или не бить? //

17. Телесные наказания детей. Мифы и реальность //

www.russian.fi/info/…/telesnye_nakazaniya_detei_mify_i_realnost.

18. Телесные наказания как социально-педагогическая проблема //

19. Телесные Наказания Детей – Вред Для Ребенка //

www.ja-zdorov.ru/blog/telesnye-nakazaniya-detej-vred-dlya-rebenka

Приложение 1

Анкета

1. Как Вам кажется, сегодня в России родителей, которые физически наказывают детей большинство или меньшинство? Или таких родителей нет вообще?

а) большинство; в) таких родителей нет вообще;

  • б) меньшинство;
  • г) затрудняюсь ответить;

2. Если сравнить сегодняшнее время с периодом Вашего детства, то, как Вы думаете, сегодня детей физически наказывают чаще или реже?

а) чаще; в) реже;

  • б) также; г) затрудняюсь ответить.

3. Почему Вы думаете, что сегодня детей физически наказывают чаще, чем это было в годы Вашего детства? (если Вы выбрали ответ (а) в предыдущем вопросе)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Скажите, пожалуйста, когда Вы были ребенком, Вас наказывали или не наказывали физически? И если наказывали, то часто или редко?

а) не наказывали; в) редко;

  • б) часто; г) затрудняюсь ответить.

5 . Как Вы считаете, в большинстве случаев Вас наказывали заслуженно или незаслуженно?

а) заслуженно; б) не заслуженно; в) затрудняюсь ответить.

6. Все родители время от времени наказывают своих детей. При этом одни считают, что в ряде случаев допустимо применять физические наказания. Другие считают, что физически наказывать детей недопустимо. Какую точку зрения Вы лично скорее разделяете — первую или вторую?

а) первую; б) вторую; в) затрудняюсь ответить.

7. В каких случаях допустимо, на Ваш взгляд, физически наказывать детей?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Скажите, пожалуйста, когда Вы говорите о физическом наказании детей, какие конкретно меры наказания Вы считаете допустимыми?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. А какие меры физического наказания детей Вы считаете недопустимыми в принципе?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Есть ли у Вас опыт воспитания детей или такого опыта нет? И если есть, то Вы когда-либо наказывали или никогда не наказывали детей физически?

а) опыта воспитания детей нет; в) не наказывал физически;

  • б) наказывал физически; г) затрудняюсь ответить.

11. Вы сегодня сожалеете или не сожалеете о том, что применяли к ребенку (детям) физическое наказание?

а) сожалею.

б) не сожалею.

в) затрудняюсь ответить.

Ваш пол: а) муж. б) жен.

Ваш возраст (полных лет): __________, Ваше образование:

а) высшее (незаконченное высшее);

  • б) среднее профессиональное;
  • в) среднее.

Ваше семейное положение:

а) никогда не состоял(а) в браке; в) состою в неофициальном браке;

  • б) состою в официальном браке; г) разведен(а)

Есть ли у Вас дети:

  • а) да; б) нет.

Спасибо за Ваши ответы!