В мире не существует ни одной фирмы, которая не несла бы трансакционные издержки, и поэтому их величина – очень важный показатель эффективности деятельности фирм. Так как данный вид издержек свойственен любому предприятию, тема влияния на экономику и тема способов сокращения этих затрат очень актуальна на сегодняшний день. Снижение трансакционных издержек – значительный способ экономии для предприятия. В условиях современной рыночной экономики предприятие может самостоятельно влиять на увеличение чистой прибыли, лишь уменьшая величину издержек. Понимая огромное значение данной проблемы, множество российских ученых (например, Абалкин Л.И., Безруких П.С., Булатова А.С., Кантор Л.М., Гильде Э.К., Палий В.Ф.) и зарубежных ученых (Естрем, р. Ленквист, Ф. Котлер, У. Ульсон, П. Хейне) посвятили работы по данной теме.
Цели курсовой работы:
- Определение влияния трансакционных издержек на эффективность экономической деятельности фирмы
- Определение особенностей структуры и способов снижения трансакционных издержек в российской экономике.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- Изучить понятие, виды и роль трансакционных издержек в экономике.
- Проанализировать основные факторы, определяющие величину и структуру трансакционных издержек в российской экономике.
- Определить, каким образом государство может регулировать величину трансакционных издержек.
- Определить основные способы снижения трансакционных издержек в Российской экономике.
- Охарактеризовать трансакционные издержки в качестве экономических потерь общества
В ходе выполнения курсовой работы в ярко выраженной форме мною были применены следующие
1. Влияние трансакционных издержек на эффективность деятельности фирмы
1.1 Понятие и сущность трансакционных издержек
Одним из важнейших аспектов исследования деятельности государственных предприятий в рыночной экономике, по мнению экономистов, следует считать проблему трансакционных издержек. Исследования трансакционных отношений в сфере агропромышленного комплекса и сельского хозяйства представляет самостоятельную научную и практическую проблему, т.к. этот сектор национального хозяйства отличается тем, что имеет ряд особенностей в области трансакций, которые не могут быть выражены в других секторах и отраслях национального хозяйства.
Издержки и результаты деятельности фирмы
... деятельности. Прибыль выполняет воспроизводственную функцию; стимулирующую функцию и контрольную функцию. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы: от размера издержек ... пособие. - М.: МЭСИ, 2012. – 204 с. Экономика. Учебник / Под ред. С.А.Бартенева, И.И. Большакова, А.С. ... продукт – это общий объем произведенных фирмой това-ров и услуг за указанный промежуток времени (месяц). ...
С целью выяснения значимости трансакционных издержек для практики предприятий в условиях рынка обратимся к понятию названной категории и её видам. [11]
Впервые понятие трансакционных издержек ввёл в научный оборот в 1937 г. Р. Коуз, понимая под ними издержки использования механизма цен или рынка. В 1960 году была опубликована статья Рональда Коуза «Проблема социальных издержек», на основе которой в 1966 году Джорджем Стиглером была сформулирована теорема о трансакционных издержках: Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности.
Теорема Коуза — положение новой институциональной экономической теории, согласно которой при нулевых трансакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами. Коуз доказывал эту концепцию на примере рассмотрения так называемых экстерналий — побочных результатов любой деятельности, которые касаются не непосредственных ее участников, а третьих лиц. Ниже приведены проблемы и понятия, фигурирующие в теореме Коуза. Внешние эффекты (экстерналии) — дополнительные издержки или выгоды, не получившие отражения в ценах. Несколько позже К. Эрроу пришёл к выводу, что «под трансакционными издержками обычно (хотя и не всегда) понимают так называемые издержки эксплуатации экономической системы», по существу характеризуя трансакционные издержки как издержки по поддержанию экономических систем на ходу. Р. Капелюшников при определении трансакционных издержек делает акцент в их содержании на взаимодействие людей, что даёт основание противопоставить трансформационные издержки издержкам взаимодействия с природой. Исходя из этого, данные издержки можно подразделить на явные (эксплицитные) и неявные (имплицитные); измеримые и неизмеримые; отражённые и неотражённые в бухгалтерском учёте (статистике); абсолютные и средние; ех ante и ex post (затраты, связанные с составлением проекта контракта, проведением переговоров, обеспечением гарантий реализации соглашения, а также издержки переговоров, обусловленные расходами на тяжбы, организационные и эксплуатационные расходы); предконтрактные, контрактные, постконтрактные. [12]
Системное видение поведения экономического агента позволяет выделить различные модели перечня трансакционных издержек. Наиболее логичной представляется позиция А.Е. Шаститко, который, исходя из шести видов трансакций, выделяет следующие издержки: поиска альтернатив (обусловленные дифференциацией цен на один и тот же продукт, основу которой составляет феномен неопределенности); осуществления расчётов; измерения; заключения контракта с учетом защиты прав собственности; оппортунистического поведения, т. е. уклонения от условий контракта.[4]
Трансакционными являются издержки, которые возникают в процессе обслуживания и осуществления обменных соглашений между экономическими субъектами. Чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о покупателях (продавцах), ценах и качестве товаров и услуг, договориться об условиях, проконтролировать
Трансакционные издержки и их виды
... Трансакционные издержки ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества. Развивая анализ Коуза, сторонники трансакционного подхода предложили различные классификации трансакционных издержек (затрат). ... Ресурсы, используемые втрансакции иожидаемые результаты, Права участников наресурсы ирезультаты, Обязанности сторон. 3. Трансакционные издержки и их виды Трансакционные издержки ... чем следует по ...
Так же следует отметить, что важной чертой трансакционных издержек является то, что они связаны с экономией на масштабе: по мере того, как объём выпуска увеличивается, удельные издержки на одну сделку падают. Это обусловлено тем, что во всех видах трансакционных издержек имеются постоянные компоненты: так, если информация собрана, ею может пользоваться любое количество потенциальных продавцов и покупателей; договоры стандартизируются. Поэтому растущая «рыночность» хозяйства может увеличивать доходы населения даже при отсутствии технического прогресса за счёт экономии трансакционных издержек на масштабах рынка.[4]
Роль трансакционных издержек в экономическом мире нередко сравнивается с ролью трения в мире физическом: «Подобно тому, как трение мешает движению физических объектов, распыляя энергию в форме тепла, так и трансакционные издержки препятствуют перемещению ресурсов к пользователям, для которых они представляют наибольшую ценность, «распыляя» полезность этих ресурсов по ходу экономического процесса. Подобно тому, как каждому известному физическому объекту придается такая форма, которая способствует либо минимизации трения, либо получению за счет него какого-либо полезного эффекта (колесо, например, служит и тому, и другому), так фактически и любой известный нам институт возникает как реакция на присутствие трансакционных издержек и для того, по-видимому, чтобы минимизировать их воздействие, увеличив тем самым выгоды от обмена. Поэтому экономист, игнорирующий существование трансакционных издержек, будет сталкиваться с такими же трудностями при объяснении экономического поведения, с какими сталкивался бы физик, игнорирующий факт трения при описании движения физических объектов».[10]
1.2 Влияние различных видов трансакционных издержек на деятельность фирмы
Для осуществления сделки может требоваться совершение множества самых различных операций. Каждая из них обходится фирме в
Современные экономисты в качестве основных обычно рассматривают следующие группы трансакционных издержек (табл. 1).
Следует отметить, что каждый вид по-своему оттеняет проблемы обмена, с которыми сталкиваются экономические агенты.
В ходе проведенного экономистами исследования было установлено, что в структуре трансакционных затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей доминируют затраты на поиск контрагентов (как форма выражения затрат на поиск информации), затраты на получение достоверной информации, ведение переговоров и заключение контрактов, соблюдение соглашений, затраты на определение и подтверждение качества продукции.
Одним из наиболее крупных элементов трансакционных издержек являются издержки поиска информации. Поиску информации следует уделять особенное внимание, так как для заключения сделки необходимо иметь достаточные сведения о деятельности, местонахождении нужного
[11]
Тип трансакционных издержек |
Классификация |
Поиск информации |
Затраты времени и ресурсов, необходимых для поиска покупателей и продавцов соответствующих товаров. Потери, связанные с неполнотой и несовершенством |
Ведение переговоров |
Затраты на ведение переговоров, заключение и оформление контрактов |
Издержки измерения |
Затраты на измерительную технику, оценку качества товара |
Спецификации и защиты прав собственности |
Затраты на содержание судов, арбитража, государственных органов. Затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав. |
Издержки оппортунистического поведения |
Моральный риск, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение информации о ее поведении требует больших издержек. Вымогательство – потери, возникающие в ситуации «незаменимости» покупателя (продавца) |
Издержки политизации |
Издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций (издержки коллективного принятия решения и издержки влияния) |
Табл. 1 – Трансакционные издержки участников рынка
Издержки поиска информации являются обязательным условием предотвращения потерь эффективности в работе организации. Это касается как фирм, работающих в быстро развивающихся отраслях, где основная стратегическая цель — завоевать как можно большую долю рынка, так и фирм, работающих в стабильных, зрелых отраслях, где нужно прилагать усилия для удержания уже занятой доли, одновременно осуществляя поиск новых перспективных направлений деятельности.
Фирмы, не тратящие денег на исследования рынка, обычно теряют своих постоянных покупателей и не приобретают новых. Такие фирмы «занимают позицию пассивных продавцов (когда у них хотят купить), а не активных (когда они хотят продать), хотя активная позиция в большинстве, случаев выгоднее.
Исследования рынка особенно важны в инновационной деятельности, так как стремление сэкономить на издержках поиска информации может обернуться значительными потерями в случае «провала» на рынке новой продукции. Вместе с тем между поиском информации и положительными результатами этого поиска, которые проявляются на заключительных этапах освоения новшества, практически невозможно установить функциональной связи. Более того, на этапе поиска может быть неизвестно, будет ли полезна вся собранная информация. Поэтому сигналом к прекращению поиска становится субъективное мнение «ищущего» о том, что дальнейший поиск нецелесообразен. Или, используя терминологию теории предельной полезности, предельные информационные издержки сравнялись с предельной полезностью полученной информации.
По мере увеличения времени поиска информации сокращается вероятность потерь организации и повышается вероятность получения
Затраты организации на исследования рынка складываются из двух элементов: фактических расходов и издержек упущенной выгоды в виде потери дохода от инновационной деятельности за срок осуществления поиска информации.
Выгоды организации от исследований рынка также состоят из двух элементов: предотвращения, во-первых, прямых убытков инновационного проекта в результате сокращения неопределенности условий его реализации, во-вторых, издержек упущенной выгоды в виде доходов, не полученных из-за некачественных или недостаточно продолжительных маркетинговых исследований.