Исключение составляет совершение деяний, указанных в ч.1 данной статьи, в зонах экологического бедствия или в зонах чрезвычайных экологических ситуаций. Они окончены с момента их выполнения в указанных зонах. Если же такие деяния повлекли смерть человека или массовое заболевание людей, имеет место конкуренция двух частей одной статьи и применению подлежит ч.3 статьи.
Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 18.12.2006) и др.
С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч.1 характеризуется умышленной виной, преступление, предусмотренное ч.2, — как умыслом, так и неосторожностью, ч.3 – неосторожностью по отношению к последствиям деяния.
Также является новой статья 254 «Порча земли». Данная статья восполняет пробел в российском уголовном законодательстве, тем самым защищая такой важный элемент окружающей среды — землю как ценнейшее национальное достояние.
Цель статьи — охрана земли путем предотвращения ее порчи, то есть ухудшения качественного состояния земель вследствие нарушения правил хозяйственной или иной деятельности, объектом которой земля является.
Предмет преступления – земля в узком смысле слова как поверхностный почвенный слой, выполняющий экологические (взаимосвязь живой и неживой природы), экономические (как средство производства в промышленности, сельском, лесном хозяйстве, как пространственный базис), культурно-оздоровительные, рекреационные и иные функции.
Для обозначения процессов вредного воздействия на земли специальное земельное и экологическое законодательство использует следующие термины: загрязнение, захламление, заболачивание, засоление, подтопление, опустынивание, иссушение, переуплотнение, эрозия почвы, порча, уничтожение плодородного слоя почвы, заражение почвы возбудителями бактериальных, паразитарных и инфекционных заболеваний и т.п.
Перечисленные процессы вызывают деградацию земель, использование которых может привести к угрозе жизни и здоровью человека, чрезвычайными ситуациям, катастрофам, разрушению историко-культурного наследия и природных ландшафтов, негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников К деградированным относятся земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свыше ПДК или радиоактивными веществами свыше ПДУ, пестицидами, относящимся к классам чрезвычайно ядовитых, высокоядовитых или средне ядовитых и т.п.
Оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций
... на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возможность оперативной оценки ущерба по упрощенной процедуре. Для ... поверхностных и подземных вод, почв и поверхности земли – при авариях на ... ущерба. Остальные пореципиентные локальные ущербы рассчитываются, если соответствующие реципиенты оказались в зоне воздействия ЧС (зона затопления, зона паводка, зона подтопления). Последний вид ущерба ...
Преступление считается оконченным с момента наступления одного из указанных последствий.
С субъективной стороны преступления, предусмотренные ч.1 и 2 данной статьи, совершаются как умышленно, так и по неосторожности, а предусмотренные ч.3 – только по неосторожности.
Статья 259 «Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации» также является новой для российского уголовного права.
Целью статьи является предотвращение гибели редких и исчезающих видов животных и растений как одного из наиболее ценных и усиленно охраняемых объектов окружающей среды, способствующего сохранению биологического разнообразия жизни на Земле. Предмет преступления – организмы, занесенные в Красную книгу РФ: млекопитающие животные, рыбы, насекомые и т.п., а также растения. Красная книга — своеобразный кадастр редких и исчезающих видов растений и животных. Включение в Красную книгу означает повсеместное изъятие животных и растений из хозяйственного оборота и полный запрет на какое-либо использование. С объективной стороны преступление состоит в уничтожении критических местообитаний животных и растений, включенных в Красную книгу РФ, повлекшим гибель популяций этих организмов. Преступление считается оконченным с момента гибели соответствующей популяции организмов.
И наконец, новой статьей УК РФ является ст.262 «Нарушение режима особоохраняемых природных территорий и природных объектов». Данное преступление посягает на отношения в области охраны особо ценных в экологическом плане природных территорий и природных объектов.
Предметом преступления — особо охраняемые природные территории и природные объекты.
С учетом различий в статусе и режиме особо охраняемых территорий устанавливаются следующие их категории:1)государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения); 2) национальные парки;3) природные парки (субъектов РФ); 4)государственные природные заказники (федерального и регионального значения, субъектов РФ); 5) памятники природы; 6)дендрологические парки и ботанические сады; 7) лечебно — оздоровительные местности, курорты (федерального, регионального и местного значения)28 .
Перечисленные особо охраняемые территории и объекты образуют природно — заповедный фонд. Решениями органов государственной власти они изымаются полностью или частично из хозяйственного оборота.
С объективной стороны
Система составов экологического преступления
... курсовой работы состоит в исследовании системы составов экологических преступлений. Задачи курсовой работы состоят в: рассмотрении понятия экологического преступления; исследовании видов экологических преступлений; Для написания данной курсовой работы ... обеспечение экологической безопасности, улучшение и воспроизводство природной среды и ее ресурсов. Попытка рассматривать экологические преступления ...
С субъективной стороны преступление характеризуется умыслом или неосторожностью., ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с возникновением экологического кризиса, его обострением, а также влиянием международного экологического права наметилась тенденция к экологизации различных отраслей внутреннего права. Российское уголовное законодательство не осталось в стороне от данного процесса.
Свидетельством тому является работа по кодификации уголовно-правовых норм, определяющих составы экологических
Однако перечень экологических преступлений, содержащийся в главе 26 УК РФ, не должен рассматриваться как исчерпывающий. На это указывает либо содержащиеся в других разделах статьи с чисто экологическими составами преступлений (например — ст.358 «Экоцид»), либо положения так называемого смежного законодательства.
Уголовный кодекс расширяет и конкретизирует круг непосредственных объектов преступных посягательств, указывая на окружающую среду, взятую в целом, комплексно, и на отдельные ее компоненты (воды, атмосферу, морскую среду, животный и растительный мир, леса, континентальный шельф и т.п.).
«Уголовный кодекс РФ значительно усилил ответственность за преступления против окружающей среды: норм о ней стало почти в три раза больше, увеличилась и максимальная планка наказаний, что свидетельствует об изменении взглядов на степень общественной опасности вторжения человека в окружающую среду, о критической оценке современного состояния окружающей среды, когда необходима реализация всего комплекса мер, направленных на ее спасение, иначе может оказаться поздно».29
Большинство диспозиций норм об ответственности за экологические преступления остались бланкетными: законодатель широко использует оборот «нарушение правил…». В связи с этим проблема противоправности экологических преступлений как в теоретическом, так и в практическом аспектах не только не утрачивает, но приобретает еще большую
Обращают на себя внимание существенные пробелы в отечественном экологическом законодательстве и масштабы предстоящей нормотворческой работы в рассматриваемой сфере. Социологические исследования и данные природоохранительных органов свидетельствуют о низком уровне знаний законодательства об охране окружающей среды должностными лицами государственных органов, руководителями предприятий. Речь идет о круге лиц, которые уполномочены принимать экологически значимые решения. Если они не знают законодательства, которое должны исполнять, то наивно ожидать, что принимаемые ими решения будут экологически обоснованными.
К сожалению, приходится констатировать, что в рамках проводимой судебной реформы не уделено абсолютно никакого внимания усовершенствованию работы судов в области рассмотрения экологических споров, либо созданию специализированных экологических судов. Опыт работы экологических судов в США, во Франции и в других Западных странах убедительно доказывает их эффективность, результатом чего является тот факт, что около 80-ти % экологических споров разрешаются в досудебном порядке. В случае же с Россией медлительность и неквалифицированность российских судей в экологических проблемах ни к чему иному, кроме как к неверию в правосудие и силу экологического законодательства не приводит.
Экологические преступления
... этапы истории уголовного законодательства об экологических правонарушениях, основные классификации и группы экологических преступлений. Курсовая работа посвящена теме уголовной ответственности за экологические преступления. Этой теме ... лишь подзаконными нормативными актами. Уяснения содержания понятия «экологическое преступление» и отдельных норм главы 26 УК РФ приводит к необходимости использовать ...