Виды административных взысканий

Административное взыскание — реакция на совершение административного правонарушения. Статья 6.2 Кодекса об административных правонарушений (далее — КоАП) предусматривает следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест; лишение специального права; лишение права заниматься определенной деятельностью; конфискация; депортация; взыскание стоимости.

Система административных взысканий включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, как применение наказания к правонарушителю. При этом наказание выступает как общеправовая категория, присутствующая и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, назначенном по приговору суда, и во взыскании гражданско-правовой неустойки. административный правонарушение взыскание конфискация

Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах[1].

Целью данной курсовой работы является мера ответственности и применение в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

22 стр., 10928 слов

Административно-правовые процессы в государственном управлении

... написании курсовой работы были поставлены задачи: получить характеристику административного процесса рассмотреть субъекты административного процесса провести анализ арбитражных дел по административным правонарушениям Объектом исследования выступает государственное управление, которое составляет сферу административно-правовых процессов. ...

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть виды административных взысканий;

2.Изложить подробное описание каждого вида административных взысканий;

3. Рассмотреть наложения административных взысканий;

  • Исходя из цели и поставленных задач, структура работы состоит из введения, трех глав, подпунктов, заключения и списка использованных источников литературы.

1. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

Административное взыскание является мерой ответственности. Это принудительное средство административно-правового воздействия, применяемое за совершенное административное правонарушение на основании осуждения. Поэтому административные взыскания находятся в системе иных мер административно-правового принуждения и имеют с ними немало общих черт. Отличие состоит в том, что административные взыскания — это кара, наказание за совершенное правонарушение. В КоАП Российской Федерации меры административной ответственности называются наказаниями. Наказаниями называются и меры уголовной ответственности в Уголовном Кодексе Республики Беларусь. Между тем, как бы подобные меры не именовались, суть же их состоит в каре, наказании, оплате за совершенное деяние.

Кара, наказание, отплата — это лишение определенных прав, свобод, интересов осужденного, привлеченного к административной ответственности. Д.Н Бахрах пишет, что административные взыскания являются карательными, штрафными, санкциями, как правило они состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершенный проступок деликвент либо лишается какого-то субъективного права (права управления транспортным средством, лицензии и т.д.), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности.

Кара — это «правовой урон» привлеченному к ответственности. [Бахрах]

«Только административное взыскание… содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя… содержание административно-правовых санкций… носит наказательный характер, т.е. они являются санкциями, содержащими обязательность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага», — подчеркивают авторы учебника «Административное право» под редакцией Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. Пределы подобных ограничений и лишений должны быть разумными и в рамках санкций нарушенной нормы. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства или причинение физическому лицу страданий, а юридическому лицу и индивидуальном предпринимателю — причинение вреда их деловой репутации (ч. 8 и 9 ст. 4.2).

Административное взыскание — это пока единственная мера в системе мер административного принуждения и ответственности , посредством которой достигаются ее цели, в отличие от уголовного права. Полагаем, что это не совсем правильным. Целей административной ответственности можно было бы достичь применением и иных мер принудительного воздействия, а не только путем наложения и исполнения административного взыскания. Подобные меры в первую очередь можно было бы перенять из уголовного права. Это: 1) осуждение с отсрочкой исполнения административного взыскания; 2) осуждение с условным неприменением административного взыскания; 3) осуждение без назначения административного взыскания.

8 стр., 3937 слов

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

... государственных служащих ввиду особого характера выполняемых ими обязанностей. Дисциплинарные взыскания не могут быть наложены за деяние, за совершение которого законом предусмотрена иная ответственность. ... основанием для привлечения виновных к административной или уголовной ответственности. В целях обеспечения исполнительской дисциплины в системе государственной службы Указом предусмотрены и другие ...

Административное взыскание содержится в санкции, установленной за нарушение нормы-запрета и может быть применено уволоченным органом (лицом) к лицу, признанному виновным в таком нарушении. Это подчеркивается в ч.2 ст.6.1 и ч.1 ст. 6.2 КоАП. В случае совершения лицом не административного, а какого-либо другого иного нарушения к нему должны применяться другие, предусмотренные нарушенной нормой, меры принуждения. Подобному положению противоречит ст. 86 Уголовного Кодекса Республики Беларусь. Ее следовало бы формулировать примерно так: «Лицо, впервые совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности, и возместившее ущерб либо иным образом загладившее нанесенный преступлением вред, может быть освобождено судом от уголовной ответственности, если будет признанно, что его исправление возможно без применения наказания или иных мер уголовной ответственности с передачей материалов для привлечения к административной ответственности при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения». Часть 2 ст. 86 Уголовного Кодекса следует исключить.

Административное взыскание является следствием совершенного административного правонарушения. Первое и второе тесно связаны. За нарушение каждой нормы-запрета предусмотрено административное взыскание. Если совершенное деяние не влечет за собой административного взыскания, то оно не может считаться административным правонарушением. Административная наказуемость (наличие административного взыскания) является обязательным признаком понятия административного правонарушения. Этот признак четко обозначен в в ч.1 ст. 2.1 КоАП.

Говоря об административном взыскании как каре, нельзя исключить, что в нем заложена и воспитательная черта, т.е. воспитание путем определенных принудительных ограничений и лишений. Таким образом в административном взыскании содержатся карательные и воспитательные элементы.

Некоторые ученые не согласны с тем, что административные взыскания являются карательными. По их мнению, такое качество присуще только уголовным мерам воздействия, в ином случае административные взыскания отождествляются с уголовными мерами. По содержанию административные и уголовные меры одинаковые. «Уголовное наказание отличается от мер карательного воздействия административной и дисциплинарной ответственности тем, что оно применяется на основе специфического режима — режима осуждения лица в качестве преступника, определяющего особое качество самой уголовной ответственности, ее сущность, а следовательно, и сущность кары как уголовного наказания. С осуждением, порицанием правонарушителя связано и применение дисциплинарных и административных взысканий, но только в уголовной ответственности осуждению придается состояние, сопровождаемое ограничениями прав осужденного независимо от применения конкретного наказания (режим профилактического наблюдения)», — пишет профессор В.М. Хомич. Административное взыскание применятся не к преступнику и не за совершенное преступление, а к виновному лицу в связи с совершенным административным правонарушением. Кроме того, административные взыскания не столь суровы по сравнению с уголовными и соответствуют тяжести и общественной вредности административного правонарушения.

4 стр., 1631 слов

Административные взыскания

... как взыскания. Штраф – денежное административное взыскание, выраженное в получении с нарушителя в доход государства определенной сумы денежных средств. Установленный размер штрафа определяется с базовой ... лиц. Единая цель индивидуального и общего предупреждения – сформировать у физических и юридических лиц стойкие привычки правомерного поведения. Применение административных взысканий призвано ...

Учитывая сказанное, можно дать определение: административное взыскание — это принудительная мера административно-правового воздействия — морального, материально, (денежного) или иного характера, предусмотренного законом, применяемая к осужденному за административное правонарушение по решению уполномоченного органа (лица).

[8]

2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

2.1 Предупреждение

Предупреждение состоит в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения[2].

Предупреждение применяется в качестве самостоятельной меры наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Как и всякое взыскание, предупреждение налагается путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться, как взыскания.

О профилактической роли административного воздействия свидетельствует широкое применение такой меры пресечения, как предупреждение о прекращении противоправного поведения (ряд государственных инспекций дает предписание).

Данная мера состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Это производится письменно компетентным государственным органом, одновременно может быть установлен конкретный срок выполнения обязанности.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения является самостоятельным пресекательные средством, если закон устанавливает, что в начале к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальнейшего неисполнения правовой обязанности — более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, установить административный надзор можно, если и после сделанного ему предупреждения гражданин продолжает нарушать закон.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще и не окончено, с целью пресечения противоправного поведения, и в установленных законом случаях является обязательным первым принудительным средством. Во избежание путаницы необходимо рассматриваемое средство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскание, которое налагается за определенный проступок компетентным государственным органом путем вынесения специального постановления[6].

2.2 Штраф

Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, — в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки [2].

Штраф является основной мерой административного взыскания и широко применяется в сочетании с дополнительными мерами, особенно конфискацией. В качестве примера можно назвать такие статьи КоАП, как ст. 9.16 (отказ в приеме на работу); ст. 11.7 (нарушение порядка ведения кассовых операций); ст. 12.12 (Лжепредпринимательство) и др.

18 стр., 8621 слов

Административное право, административный процесс, участники административного ...

... ряд задач: изложить общую характеристику участников административного процесса; охарактеризовать граждан и иных индивидуальных участников административного процесса; проанализировать и дать характеристику органам и должностным лицам, имеющим права вести административный процесс; дать характеристику общественным объединениям, государственным ...

Согласно законодательству от уплаты штрафа освобождаются несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет в случаях, если они не имеют своего заработка, стипендии и (или) иного собственного дохода), а также военнослужащие срочной службы.

При исчислении размера штрафа органам и должностным лицам, его применяющим как административное взыскание, следует иметь в виду, что базовая величина является величиной переменной и по мере развития инфляции постоянно корректируется соответствующим постановлением правительства[6].

Увеличение базовой величины влечет и увеличение денежного выражения штрафа за одно и то же административное правонарушение. Поэтому законодателем установлено правило, по которому размер штрафа исчисляется в сумме, кратной базовой величине, установленной законодательством на момент окончания, пресечения или обнаружения (если день совершения установить невозможно) правонарушения.

Минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины. Минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее двух базовых величин, а на юридическое лицо — менее десяти базовых величин. Штраф, исчисляемый в базовых величинах, за административные правонарушения против порядка налогообложения, а также предусмотренные статьей 23.74 настоящего Кодекса, налагаемый на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, может быть установлен в меньшем размере, но не может быть менее одной десятой базовой величины для индивидуального предпринимателя, менее пяти десятых базовой величины для юридического лица.

Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления — двухсот базовых величин. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления — пятисот базовых величин. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на юридическое лицо, не может превышать тысячи базовых величин[2].

Административное законодательство в отличие от уголовного не предусматривает возможности назначения наказания ниже низшего предела. Поэтому наложение штрафа в меньшем размере, чем это указано в санкции соответствующей нормы, расценивается как нарушение законности [6].

Нужно отметить, что нередко нормы КоАП и других нормативных актов устанавливают размер штрафа в зависимости от того, какое по рангу должностное лицо этот штраф налагает. В таких случаях, если орган или должностное лицо, правомочные наложить штраф в определенном размере, видит, что нарушение серьезно, и потому штраф в таком размере будет явно несоразмерным тяжести содеянного, то он передает материал о проступке вышестоящему органу для наложения штрафа в более крупном размере.

12 стр., 5921 слов

Вина коллективного субъекта в административном праве

... ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Фактически ... существующие в юридической литературе, на понимание вины коллективного субъекта в административном праве; 2. проанализировать точки зрения как зарубежных законодателей на этот вопрос, так ...

Постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа исполняется должностным лицом органа, ведущего административный процесс, вынесшего постановление, а в случае вынесения постановления судом — судебным исполнителем [3].

2.3 Исправительные работы

Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Исправительные работы не могут быть назначены:

  • ь беременным женщинам;
  • ь инвалидам I и II группы;
  • ь лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
  • ь женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте старше шестидесяти лет;
  • ь несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет;
  • ь военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях; военнообязанным во время прохождения сборов, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

[10].

Из заработка физического лица, которому назначены исправительные работы в соответствии с частью 1 статьи 6.6 КоАП, производится удержание в доход государства в размере двадцати процентов[2].

Применение исправительных работ, помимо материальных потерь для нарушителя, предусматривает и некоторые другие ограничения:

  • ь невозможность в течение срока отбывания исправительных работ уволиться по собственному желанию;
  • ь время отбывания не засчитывается в общий трудовой стаж, дающий право на получение ежегодного отпуска, надбавок к заработной плате за выслугу лет и других льгот.

Срок отбывания исправительных работ исчисляется со дня получения администрацией предприятия, организации, где работает нарушитель, копии постановления судьи по делу, которым нарушителю определено это взыскание. Если нарушитель находится в очередном отпуске, то началом срока отбывания исправительных работ должен считаться первый день его выхода на работу.

Нарушитель обязан отбыть исправительные работы до полной отработки положенного числа рабочих дней. В этот срок засчитывается время, в течение которого нарушитель не работал по уважительным причинам, и ему в соответствии с законом выплачивалась зарплата.

Исправительные работы назначаются только судом, за исключением случаев, предусмотренных декретами Президента и другими законодательными актами Республики Беларусь.

2.4 Административный арест

К лицам, совершившим административные правонарушения, в ряде случаев применяется такая мера административной ответственности, как административный арест.

Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток[2].

9 стр., 4424 слов

Проблемы административной юстиции Республике Казахстан

... среду для коррупции; б) неоправданно жестоко карают предпринимателей за допущенные административные правонарушения; Конституции РК Кратко прокомментируем каждый из указанных тезисов. Тезис первый ... госучреждения. Значит, отмеченному вопросу не «впервые за годы существования суверенного Казахстана», а постоянно уделяется пристальное внимание. В-третьих, предприниматели заблуждаются, полагая, ...

Арест может назначаться только судьей (органами государственного управления административный арест не применяется).

В ст. 6.7 КоАП не указывается, какие случаи могут рассматриваться как исключительные. Однако основания для применения ареста содержатся в конкретных статьях кодекса, предусматривающих соответствующие санкции. Они применяются, если по обстоятельствам дела и с учетом личности нарушителя другие предусмотренные в статье взыскания будут признаны недостаточными.

Поскольку нижний предел административного ареста в законе прямо не указан, а продолжительность его исчисляется в сутках (в отличие от исправительных работ, которые исчисляются в днях), он назначается на срок не менее одних суток.

Часть вторая ст. 6.7 КоАП содержит перечень и указание на лиц, к которым не может применяться арест. Согласно ему данная мера административной ответственности не применяется к:

  • ь беременным женщинам;
  • ь инвалидам I и II группы;
  • ь женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • ь лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы;
  • ь лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста;
  • ь несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет;
  • ь военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях;
  • ь военнообязанным во время прохождения сборов, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

Все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.

Применение административного ареста не влечет судимости, не является основанием для увольнения с работы и не прерывает стажа работы. [2].

Необходимо отметить, что в юридической теории и практике закреплены и применяются два вида ареста: дисциплинарный (по дисциплинарным уставам) и арест как мера уголовного пресечения, предусмотренный уголовно-процессуальным законодательством. Их нельзя отождествлять с административным арестом.

Административный арест назначаются только судом, за исключением случаев, предусмотренных декретами Президента и другими законодательными актами Республики Беларусь.

2.5 Лишение специального права

Лишение специального права (ст. 6.8 КоАП) есть вид административного взыскания, состоящий во временном ограничении правосубъектности гражданина за административный проступок. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус.

Если гражданин совершает определенные административные проступки, орган исполнительной власти на время лишает его специального права. Предоставление такого специального права связано с наличием ряда обязательных условий. Особенно это касается права на управление транспортными средствами.

Управление источником повышенной опасности, каким является транспорт, требует определенных навыков вождения, знания правил дорожного движения, достижения определенного возраста, соответствующего состояния здоровья, поэтому право на управление автотранспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены и получившим соответствующие удостоверения.

4 стр., 1652 слов

Административно-процессуальное право в зарубежных странах

... лицом, должны признаваться инструментальными. Объектом исследования выступает административный процесс в зарубежных странах Предметом исследования являются законодательные акты регламентирующие деятельность ... партнерствами в рамках торгового права либо партнерствами, зарегистрированными в рамках гражданского права. Представители должны предоставить доказательства своих полномочий в виде ...

Законодатель ограничивает возможность применения рассматриваемого взыскания в настоящее время только случаями лишения права управления транспортными средствами и права охоты. Такая санкция применяется за грубые или систематические нарушения.

Взыскание относится к числу длящихся, минимальный его размер — три месяца, а максимальный — три года.

Исходя из принципа гуманизма закон не разрешает применять такую меру, как лишение права управления транспортным средством, в отношении лиц, которые пользуются им в связи с инвалидностью, за исключением случаев, когда они привлекаются за управление транспортным средством, будучи в состоянии опьянения.

Нельзя лишать права охоты лиц, для которых она является основным источником существования[6].

Виды нарушений правил управления транспортными средствами, за которые назначается лишение права управления, точно сформулированы в КоАП.

2.6 Лишение права заниматься определенной деятельностью

Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с управлением транспортными средствами либо с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности.

Лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, может применяться к лицу, не имеющему права управления транспортными средствами, совершившему административное правонарушение, за которое в соответствии с Особенной частью КоАП может быть наложено административное взыскание в виде лишения права управления транспортными средствами.

Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.

Лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, устанавливается в пределах срока лишения права управления транспортными средствами, указанного в санкции статьи Особенной части КоАП [2].

2.7 Конфискация

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, а также предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение.

В случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, конфискации подлежат также предмет административного правонарушения, орудия и средства совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) они находятся [2].

Кроме «обычной» конфискации правонарушитель, может быть, подвергнут и специальной конфискации, включающей в себя принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения.

Если лицо, совершившее административное правонарушение, не установлено, вещи, являющиеся объектами правонарушения, обращаются в доход государства по решению суда.

4 стр., 1870 слов

Административное устройство Беларуси

... административно-территориальному устройству Республики Беларусь и его видам, а также законодательству которое определяет его место в Республике Беларусь. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством. Ныне действующий Закон «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» ...

Конфискация вещей, являющихся непосредственными объектами административных таможенных правонарушений, производится независимо от того, находятся они в личной собственности лица, совершившего административное таможенное правонарушение, или нет. В случае если лицо, совершившее административное таможенное правонарушение, не установлено, вещи, являющиеся непосредственным объектом такого правонарушения, подлежат обращению в собственность государства по решению суда [10].

2.8 Депортация

Депортация — административное выдворение за пределы Республики Беларусь — применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

Депортация может применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания [2].

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. N 2435-XII (в ред. Законов Республики Беларусь от 10.07.2012 N 426-З), Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека и отказывающиеся от лечения, могут быть депортированы за пределы Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.[4]

2.9 Взыскание стоимости

Взыскание стоимости состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения.

Взыскание стоимости может применяться, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрена конфискация предмета административного правонарушения, орудий и (или) средств совершения административного правонарушения:

  • ь при отсутствии имущества, являющегося предметом административного правонарушения, орудием или средством совершения административного правонарушения;
  • ь при невозможности реализации или экономической нецелесообразности реализации имущества, являющегося предметом административного правонарушения, орудием или средством совершения административного правонарушения;

— ь если имущество, являющееся предметом административного правонарушения, орудием или средством совершения административного правонарушения, не находится в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение [2].

3. НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

3.1 Общие правила наложения административного взыскания

Административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части КоАП в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части КоАП, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. Специальная конфискация, взыскание стоимости или лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, применяются независимо от того, указаны ли они в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.

При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица.

Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание.

В случаях, предусмотренных частями 1 — 3 статьи 4.9 КоАП, административное взыскание налагается в виде штрафа. При этом применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления в санкции статьи Особенной части КоАП размер штрафа составляет пять десятых базовой величины[2].

3.2 Обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

  • ь чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;
  • ь предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
  • ь добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
  • ь наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;
  • ь совершение административного правонарушения физическим лицом вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
  • ь совершение административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • ь совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;
  • ь совершение административного правонарушения беременной женщиной.

Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства.

Смягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части КоАП в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.

3.3 Обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

  • ь продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;
  • ь совершение административного правонарушения повторно;
  • ь вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;
  • ь совершение административного правонарушения группой лиц, то есть хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;
  • ь совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • ь совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;
  • ь совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;
  • ь совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;
  • ь совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
  • ь совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей;
  • ь совершение административного правонарушения в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии.

Суд, орган, ведущий административный процесс, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать отягчающим административную ответственность обстоятельство, указанное в пункте 2.

Отягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части КоАП в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение [2].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в представленной работе достигнута поставленная цель и решены необходимые задачи. Какой же вывод можно сделать из всего материала изложенного в работе?

Таким образом, можно сделать вывод, что административное взыскание налагается в пределах, установленных актом, предусматривающим ответственность за совершенное административное правонарушение.

Взыскание может применяться лишь к лицу, его совершившему, в пределах санкции, предусмотренной за данное правонарушение. Не допускается применение взыскания ниже низшего предела.

Взыскания за административные правонарушения должны налагаться с учетом: характера совершенного правонарушения, определяемого объектом посягательства, его последствиями, распространенностью данного вида правонарушений и состоянием борьбы с ними; личности нарушителя и степени его вины (предшествующее поведение на работе и в быту, умышленное или неосторожное нарушение и т. д.); имущественного положения, с тем чтобы при применении взысканий, влекущих неблагоприятные для нарушителя последствия (штрафа, исправительных работ, лишения специальных прав), не были ущемлены интересы его малообеспеченной семьи.

Административные взыскания являются карательными, «штрафными» санкциями и состоят в лишении или ограничении прав, благ.

Задачу специального предупреждения некоторые наказания решают не только своим воспитательным воздействием, но и лишением субъекта возможности совершать новые нарушения.

Поэтому можно различать меры, которые оказывают только исправительно-воспитательное воздействие (штраф, исправительные работы) и которые наряду с исправительно-воспитательным воздействием создают невозможность совершения новых нарушений (конфискация, лишение прав).

Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости, и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/vidyi-administrativnyih-vzyiskaniy/

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. И доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).

— Минск: Амалфея, 2005. — 48 с.

2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 г. 194-З: с изменениями и дополнениями // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2013.

3. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 г. №194-З: с изменениями и дополнениями // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2013.

4. Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. N 2435-XII (в ред. Законов Республики Беларусь от 10.07.2012 N 426-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2013.

5. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право. Учебник. — М., 1994., с. 195.

6. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник [для студ. юрид. вузов и фак.] / Д.Н. Бахрах. — М.: БЕК, 1993. — 301 с.

7. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР./Бахрах Д.Н. — Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. — 204 с.

8. Крамник А.Н. Административно-деликтное право / А.Н. Крамник. — Минск: БГУ. 2011. — 379 с.

9. Постникова А.А., Сухаркова А.И. Административное право Республики Беларусь: Учебн. пособ. Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 1998., с 127.

10. Административное право Республики Беларусь. Альбом схем: Учебн. Пособ. / Под ред. А.И. Сухарковой. Мн.: Академия МВД РБ, 1995., 286 с.