Тушение пожара и защита (охлаждение) требуют осуществления определенного количества мероприятий. Оперативно-тактические действия по защите (охлаждению) могут включать вентиляцию, защиту водяными струями (экранами), орошение находящихся под угрозой зданий и оборудования, наполнение пеной помещений (отсеков), примыкающих к тому, где произошел пожар и др. Каждое из перечисленных мероприятий также должно быть эффективно в плане достижения цели. Главное отличие между тушением пожара и защитой (охлаждением) — оперативно-тактические действия. При защите (охлаждении) цель — сдерживать распространение огня и опасных факторов пожара, пока на участке пожара не кончится горючий материал. При тушении пожара цель — потушить огонь и остановить образование опасных факторов пожара. Современное развитие общества способствует созданию новых систем, действия которых приводят к непрерывному снижению уровня безопасности людей и к возрастанию риска возникновения пожаров, в результате чего принципы и методы оперативно-тактических действий пожарных подразделений выходят на первый план. Анализ, формализация, обобщение, оценка эффективности и разработка новых методов и способов тушения пожара является весьма актуальной темой. пожарный охрана ликвидация пожар
Актуальность работы. Подавляющая часть населения многие годы не считала необходимым вникать в вопросы своей сохранности. Для изменения ситуации важна пропаганда в области пожарной безопасности между гражданами и раскрытие более эффективных, инновационных методов борьбы с пожароопасной обстановкой. Анализ многолетнего опыта борьбы с пожарами в XX и в начале XXI веков свидетельствует, что накопленный в этой области практический опыт и теоретические знания весьма высокого уровня позволяют присвоить этой деятельности статус искусства — искусства борьбы с пожарами (пожарное искусство).
Что же представляет собой «искусство борьбы с пожарами», что составляет содержание. Как уже отмечалось, под искусством понимается практика выполнения работы. И эта практика в области борьбы с пожарами, как свидетельствует исторический опыт, до настоящего времени базируется на пожарной тактике. Зарождение науки «пожарная тактика» и введение в научный оборот этого термина относят к 1913 г.
Основной целью исследования — является рассмотрение видов и задач пожарной охраны, а также разработка наиболее эффективных форм и приемов тушения пожаров в минимальные сроки.
Объектом исследования в данной работе является обеспечение пожарной безопасности.
Организация и деятельность пожарной охраны
... мероприятий по борьбе с пожарами путем непосредственного тушения возникших пожаров и проведение профилактических мероприятий. Пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана. Основными задачами пожарной охраны являются: организация и ...
Предметом в настоящей курсовой работе выступают средства и способы пожаротушения, а также тактика и деятельность противопожарных служб.
Задачами данной работы служат:
- Изучение процессов подготовки и ведения действий по тушению пожаров;
- Анализ процессов по проведению аварийно-спасательных работ;
- Определение ключевых пунктов тушения пожаров в кратчайшие сроки;
- Выявление наиболее эффективных способов тушения пожара за наиболее минимальный промежуток времени;
- Оценка реальной и возможной обстановки на пожаре;
- Наблюдение за деятельностью оперативных пожарных подразделений, путём анализа и изучения процессов.
В ходе написания курсовой работы использовались общетеоретические и практические методы исследования, которые также называются эмпирическими, например, такие как:
1. Выявление закономерностей пожарной тактики, путём наблюдения за работой пожарных подразделений;
2. Классификация оперативно-тактических действий, путём анализа и изучения процессов по ликвидации пожаров;
3. По результатам проведённого сравнительного анализа наиболее эффективного гашения огня, был сделан вывод о разнообразии и соответствии средств и способов конкретной ситуации и воспламенившейся поверхности;
4. Экспериментальный метод является одним из самых действенных. Он позволил определить минимальный предел промежутка времени от момента возникновения до начала тушения пожара;
5. Измерение времени горения позволил наглядно увидеть и поделить процесс тушения на периоды, т.е. определить точный момент локализации и ликвидации пожара.
Структура данной курсовой работы включает в себя следующие пункты:
1. Общее понятие и характеристику пожарной охраны, её задачи, деятельность и структуру.
2. Изучение и исследование способов, средств и материалов для эффективной ликвидации пожара в кратчайшие сроки.
ГЛАВА 1. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА
1.1 Виды и основные задачи пожарной охраны
Пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
Рис. 1. Виды пожарной охраны
Основными задачами пожарной охраны являются:
- организация и осуществление профилактики пожаров;
- спасение людей и имущества при пожарах;
- организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
Рис. 2. Задачи технической службы ГПС
В Государственную противопожарную службу входят:
- федеральная противопожарная служба;
- противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба включает в себя:
Организация службы в пожарной охране
... противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке. Подразделения всех видов пожарной охраны, установленных законодательством Российской Федерации (далее - подразделения), осуществляющие тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (далее - АСР), входят в состав гарнизона пожарной охраны, в ...
1.Структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
2.Структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
3.Органы государственного пожарного надзора;
4.Пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
5.Подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и их тушения в организациях (объектовые подразделения);
6.Подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).
7.Подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения).
8.Подразделения противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе.
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.
Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.
При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организаций (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.
Правовое регулирование в области пожарной безопасности
... -ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". «Закон» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, ...
Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.
Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.
Добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров.
Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Органами государственного пожарного надзора являются:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;
- структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;
- структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;
- подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.
Руководители соответствующих органов государственного пожарного надзора по должности одновременно являются:
- главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
- главными государственными инспекторами закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору.
Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора.
Органы исполнительной власти Российской Федерации
... РФ в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.); органы исполнительной власти субъектов федерации (президенты, правительств ... непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция); информационное обеспечение органов государственной власти и информационно-аналитическая деятельность. Функции исполнительной власти реализуются через ...
Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право:
- организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;
- осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
- вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;
- проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
- входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и безопасности людей;
- давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров, снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров, не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
- производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
- вызывать в органы управления и в подразделения государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;
-налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей, за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.
Организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке.
Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения, — федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области промышленной безопасности.
Безопасность и охрана труда при производстве аммиака
... зависит от строгого соблюдения норм и правил охраны труда. В связи с этими вопросами охраны труда в химических отраслях занимается Всесоюзный Научно-исследовательский институт техники безопасности в химической промышленности (ВНИИТБХП) и множество лабораторий отраслевых институтов. ...
Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с ФЗ № 69 «О пожарной безопасности», если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
1.2 Организация и деятельность пожарной охраны
Организация пожарной охраны — процесс создания подразделений пожарной охраны, осуществляющих профилактику пожаров, спасание людей, имущества при пожарах, их тушение и проведение АСР.
К нормативным правовым основам организации пожарной охраны в РФ относятся: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», ФЗ РФ от 22.07.2008 №123 «Технический регламент о требованиях ПО», Постановление правительства РФ от 22.06.2005 №385 «О фед. Против. Охране», ФЗ №100 от 5.05.2011 «О добровольной ПО».
Подразделения ФПС создаются в целях организации профилактики и тушения пожаров в организациях, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения), в населённых пунктах (территориальные подразделения).
Финансовое обеспечение деятельности ФПС, социальных гарантий и компенсаций её личному составу является расходным обязательством РФ. Материально-техническое обеспечение ФПС осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством РФ.
Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ. Финансовое обеспечение деятельности подразделений ГПС , созданных органами государственной власти субъектов РФ, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов РФ является расходным обязательством субъектов РФ.
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок её взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Ведомственная пожарная охрана создается федеральными органами исполнительной власти, организациями в целях обеспечения пожарной безопасности. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями.
Государственная служба и эффективность государственной жизнедеятельности ...
... особом порядке и наемные работники, которые заключают договор о службе (прежде всего работники государственного сектора экономики). Таким образом, здесь государственная служба рассматривается шире. Структурообразующим элементом органов государственной власти является государственная должность, которая ...
Частная пожарная охрана создается в населённых пунктах и организациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с ГК РФ.
Добровольная пожарная охрана создается для участия в деятельности по предупреждению и (или) тушению пожаров в населённых пунктах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Финансовое обеспечение добровольной пожарной охраны осуществляется её учредителями. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу осуществляется их учредителями за счёт собственных средств.
Общие требования к пожарной охране организаций устанавливаются нормами пожарной безопасности НПБ-201-96. При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.
1.3 Органы управления, состав противопожарной службы
Государственная противопожарная служба координирует деятельность других видов пожарной охраны. В государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарные службы субъектов РФ.
В свою очередь, федеральная противопожарная служба включает в себя:
- структурные подразделения центрального аппарата МЧС России;
- структурные подразделения территориальных органов МЧС России и органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
- органы государственного пожарного надзора;
- пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
- подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);
- подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);
- подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения).
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в котором имеется департамент пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны. В каждом субъекте РФ имеется структурное подразделение министерства.
К подразделениям федеральной противопожарной службы, созданным в целях обеспечения профилактики пожаров и их тушения в организациях, следует отнести пожарные части в аэропортах, морских портах, на атомных электростанциях, нефтеперерабатывающих заводах и других крупных объектах. Их задачи ограничены указанными объектами, хотя они и могут привлекаться для тушения «других» пожаров при наличии экстренной необходимости.
К подразделениям федеральной противопожарной службы, созданным в целях обеспечения профилактики пожаров и их тушения в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, следует отнести специальные и воинские подразделения, задачи которых ограничены соответствующим объектом. Помимо закрытых административно-территориальных образований сюда можно отнести космодромы, военные аэродромы, полигоны и т.д.
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке. Таковым является Положение о федеральной противопожарной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385, согласно которому Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему МЧС России.
Задачи, функции и порядок деятельности органов управления, подразделений и учреждений федеральной противопожарной службы определяются положениями о них.
Основными задачами федеральной противопожарной службы являются:
- организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории РФ, за исключением объектов, государственный пожарный надзор за которыми отнесен в соответствии с законодательством РФ к компетенции иных государственных органов;
- организация и осуществление профилактики пожаров;
- организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации;
- координация деятельности других видов пожарной охраны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- осуществление научно-технического обеспечения пожарной безопасности и координация научных исследований в области пожарной безопасности;
- организация в пределах своей компетенции подготовки в образовательных учреждениях МЧС России, других образовательных учреждениях специалистов для пожарной охраны и организаций;
— * осуществление методического руководства и контроля деятельности по вопросам обучения населения в области обеспечения пожарной безопасности, а также организации подготовки в установленном порядке должностных лиц органов государственной власти в области пожарной безопасности.
Деятельностью федеральной противопожарной службы руководит Министр МЧС России.
Государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами ФПС ГПС РФ. В соответствии с Положением о государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 290, которое изучается в отдельной теме.
Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз) (Положение об Агентстве утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства»), а на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения, — Ростехнадзором (Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401).
Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы; военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее — работники).
Таким образом, данная норма права подразделяет личный состав Государственной противопожарной службы на военнослужащих, сотрудников и работников. При этом сотрудники от работников отличаются тем, что первые могут иметь специальные или воинские звания, а вторые — не могут.
Порядок регулирования статуса членов всех трех категорий установлен ч. 3 ст. 7 ФЗ № 69:
- статус сотрудников определяется положениями о прохождении службы в органах внутренних дел;
- статус военнослужащих определяется положениями о прохождении службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- статус работников определяется действующим трудовым законодательством.
Полномочия должностных лиц МЧС России по назначению на должности лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, освобождению их от должностей, присвоению им специальных званий и увольнению со службы утверждены приказом МЧС РФ от 21 июля 2003 г. N 442.
Приказы по личному составу имеют право издавать:
- Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- начальник управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны;
- начальники региональных центров;
- начальники главных управлений;
- начальники образовательных учреждений;
- начальники научно-исследовательских учреждений;
- начальники подразделений Государственной противопожарной службы центрального подчинения;
- начальники подразделений Государственной противопожарной службы, подчиненные непосредственно начальникам региональных центров;
- начальники органов управления специальных подразделений Государственной противопожарной службы;
- начальники специальных подразделений Государственной противопожарной службы;
- начальники филиалов образовательных учреждений;
- начальники подразделений Государственной противопожарной службы, подчиненные непосредственно начальникам главных управлений, в которых штатами предусмотрены кадровые органы.
Сотрудники Государственной противопожарной службы при назначении на должность, связанную с организацией и осуществлением государственного пожарного надзора проходят внеочередную аттестацию в соответствующих аттестационных комиссиях в установленном порядке (Центральной аттестационной комиссии МЧС России, аттестационных комиссиях управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны, региональных центров, главных управлений, подразделений Государственной противопожарной службы центрального подчинения, научно-исследовательских и образовательных учреждений, органов управления специальных подразделений Государственной противопожарной службы, подразделений Государственной противопожарной службы).
Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством РФ. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что согласно указанной норме права правом ношения форменной одежды и знаков различия обладают две из трех категорий личного состава Государственной противопожарной службы: сотрудники и военнослужащие. Работники Государственной противопожарной службы, в связи с тем, что не имеют специальных или воинских званий, носить форменную одежду и знаки отличия не могут.
Подробно указанные вопросы регулируются постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 789 «О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы», приказом МЧС РФ от 16 ноября 2007 г. N 599 «Об утверждении Описания предметов формы одежды и знаков различия сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, имеющих специальные звания внутренней службы», а также Правилами ношения формы одежды сотрудниками Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, имеющими специальные звания внутренней службы, утвержденными приказом МЧС РФ N 364 от 3 июля 2008 г. (далее — Правила).
В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы).
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
- руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
- помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
- специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
— обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
ГЛАВА 2. ТАКТИКА ТУШЕНИЯ ПОЖАРА. ЕГО ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ
2.1 Пожарная тактика
Пожарная тактика — это наука о закономерностях развития пожара, способах его тушения и спасания людей с использованием сил и средств пожарной охраны. Основным предметом изучения пожарной тактики является подготовка к тушению и тушение пожаров различными силами и средствами.
В настоящее время основное направление исследований пожарной тактики — выявление закономерностей, присущих процессам подготовки и ведения действий по тушению пожаров и проведению связанных с ними аварийно-спасательных работ. Основная цель исследований — разработка наиболее эффективных форм и приемов тушения пожаров в минимальные сроки.
Пожарная тактика обеспечивает научно-методическое сопровождение деятельности пожарных подразделений по спасанию людей в случае угрозы их жизни, здоровью, достижению локализации и ликвидации пожара в кратчайшие сроки и обеспечивается своевременным и эффективным задействованием личного состава, пожарной и аварийно-спасательной техники, огнетушащих веществ, пожарного инструмента и оборудования, аварийно-спасательного оборудования, средств связи и иных технических средств, стоящих на вооружении подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.
Подготовка к тушению включает: разработку и корректировку оперативных документов, планирующих тактическую и психологическую подготовку подразделений пожарной охраны, а также разработку мероприятий, обеспечивающих необходимые условия для успешного тушения пожаров в населенных пунктах и организациях.
Пожарная тактика решает следующие задачи:
- изучение закономерностей элементов обстановки на пожаре;
- познание сущности действий по тушению пожара и проведению связанных с ними аварийно-спасательных работ;
- выявление и обоснование наиболее целесообразных форм и методов организации тушения пожаров;
- изыскание форм и методов по дальнейшему совершенствованию тактической и психологической подготовки рядового и начальствующего состава гарнизонов пожарной охраны.
Пожарная безопасность складывается из двух составляющих — во-первых, это предупреждение и, во-вторых, тушение пожаров. Второе направление в свою очередь условно разделяется на подготовку сил и средств и собственно тушение пожара. Пожарная тактика как научная дисциплина регламентирует действия пожарных при тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и определяет основные направления организации учебной подготовки сотрудников и работников пожарных подразделений.
Методологические основы оценки социальной и экономической эффективности деятельности достаточно подробно определены положениями ГОСТ 12.1.004-91, но в основном это касается первой составляющей — предупреждения пожаров. Что касается второй составляющей — тушения пожаров, то в настоящее время нет объективной методики оценки деятельности оперативных пожарных подразделений. Экономический эффект деятельности специалистов пожаротушения может быть оценен только косвенно, например, сравнением величин материальных потерь от пожаров, при гипотетическом отсутствии противопожарной службы и фактических потерь.
С экономической точки зрения, значение пожарной тактики, может быть определено как — повышение эффективности деятельности отдельного бойца-пожарного и пожарных подразделений в целом, что в конечном итоге должно приводить к снижению затрат и при этом позволяло бы добиваться более высоких социальных и экономических показателей при тушении пожаров в условиях необходимости неукоснительного соблюдения законодательных норм.
Успех тушения пожаров достигается комплексом служебных и оперативно-технических действий. Среди них особое значение имеют:
- ? умение анализировать явления, происходящие на пожаре;
- ? факторы, способствующие развитию горения;
- ? умение оценивать эти факторы и принимать наиболее рациональные решения по осуществлению боевых действий;
- ? грамотное использование пожарной техники на пожаре, тактических возможностей подразделений и управление ими.
Рис.4. Основные приемы ограничения распространения пожаров
Для оценки реальной и прогнозирования возможной обстановки на пожаре, разработки мероприятий по тушению и управлению боевыми действиями необходимо знать:
? закономерности развития пожара, его параметры, характеристику огнетушащих средств, тактико-технические данные пожарной техники.
Рис. 5. Методы противодействия пожара
Существует три основных способа гашения огня: охлаждение горящего вещества, например водой; изоляция его от доступа воздуха (землёй, песком, одеялом) и, наконец, удаление горючего вещества из зоны горения (перекачка горючей жидкости, разборка сгораемых конструкций).
При тушении воспламенившейся крепи горных выработок струю воды нужно направлять на самые отдалённые горящие рамы по всему сечению выработки, ведя тушение в направлении «к себе». Если протяжённость горящей выработки превышает длину струи, то тушение производится частями в таком же порядке.
Тушение горящих кабелей, электродвигателей, трансформаторов, пускателей и другого электрооборудования должно производиться после отключения электроэнергии. Тушение оборудования, находящегося под напряжением до 1000 В допускается только огнетушащими порошками, песком или инертными газами.
Тушение горючих жидкостей производится огнегасительным порошком, пеной, песком, распылённой водой или инертной пылью.
Если возникший пожар не представляется возможным ликвидировать путём непосредственного воздействия на очаг огнегасительными средствами, его необходимо изолировать перемычками, возводимых во всех примыкающих к нему выработках, или изолировать шахту в целом.
Если по условиям развития пожара имеется угроза распространения огня по выработке с исходящей струёй или в другие выработки, то первой сооружается перемычка в выработке с исходящей струёй воздуха. При этом вентиляционная струя реверсируется, а выработке с поступающей вентиляционной струёй осуществляются меры для предотвращения распространения пожара (установка водяных завес, извлечение горючих элементов крепи, оборудования и др.).
Для успешной и безопасной борьбы с пожарами решающее значение имеет сокращение до возможного предела промежутка времени от момента возникновения до начала тушения пожара. Немедленное введение в действие первичных средств пожаротушения обеспечивается тем, что эти средства размещаются вблизи мест, где наиболее вероятно загорание. Пожары, которые не удается потушить в начальный период первичными средствами, при несвоевременном введении в действие всего комплекса мероприятий, предусмотренного планом ликвидации аварий, часто развиваются до размеров стихийного бедствия и не редко сопровождаются человеческими жертвами.
Поэтому полагаться только на действие первичных средств пожаротушения недопустимо.
Все способы тушения пожаров сводятся к прекращению доступа кислорода к горящим материалам и снижению их температуры до приделов, исключающих повторное возгорание. Существенное отличие подземного пожара от пожара на земной поверхности заключается в том, что при пожаре на поверхности большая часть тепла рассеивается в окружающую атмосферу, в то время как при подземном пожаре значительная часть тепла аккумулируется горными породами. Активные способы тушения заключаются в непосредственном воздействии на очаг огнегасительными средствами: водой, пеной, инертными газами, сыпучими и другими материалами. При этом на очаг действуют как непосредственно в месте его образования, так и при разборке и выемке горящего материала. Активные способы обычно применяют в начальный период развития экзогенного пожара, а также во всех случаях, когда очаг пожара доступен и имеется достаточно сил и средств для непосредственного его тушения.
Рис. 3. Способы тушения пожаров
Способы изоляции заключаются в прекращении притока к пожару свежего воздуха путем возведения изоляционных перемычек и закрытия трещин и провалов, через которые проникает к нему воздух с поверхности. При этом в воздухе изолированного пожарного участка снижается содержание кислорода до уровня, при котором прекращается горение (2-3%).
Способ изоляции применяется в тех случаях, когда очаги находятся в местах, недоступных для непосредственного воздействия на них огнегасительными средствами, как, например, при эндогенных пожарах в выработанном пространстве, когда отсутствует возможность выемке пожарных очагов. К изоляции прибегают также в тех случаях, когда при бурно развивающемся пожаре в проветриваемой выработке на месте нет достаточных средств для непосредственного воздействия на очаг.
Комбинированные способы заключаются в сочетании предварительной изоляции пожара перемычками с последующим тушением его активным способом. Комбинированные способы применяются в тех случаях, когда пожар быстро развивается или принимает большие размеры, доступы к нему затруднены из-за высокой температуры и на месте отсутствует достаточное количество огнегасительных средств. Для предотвращения дальнейшего развития пожара пожарный участок изолируют перемычками (ил» противопожарными дверями).
После частичного затухания пожара последовательно переносят перемычки, уменьшая объем изолированных выработок, и ведут борьбу с пожаром по частям подготовленными к этому времени активными средствами. В некоторых случаях после изоляции пожара перемычками для более эффективного тушения изолированное пространство заполняют заливкой или инертными газами. Такую последовательность приёмов тушения также можно отнести к комбинированным способам. Преграждение распространения пожара, удержание его в возможно меньшем объёме горных выработок при помощи водяных завес, зон из несгораемой крепи и другими методами называется локализацией пожара. Надёжная локализация пожара приводит к его затуханию вследствие выгорания горючего материала или снижения содержания кислорода в границах локализации. Поэтому изоляция подземного пожара является частным случаем его локализации.
2.2 Огнегасительные средства и материалы
Первичными средствами пожаротушения являются: песок, земля, вода, огнетушители.
Рис. 6. Первичные средства пожаротушения
Пены — коллоидные системы, состоящие из пузырьков газа, окружённых плёнками жидкости, характеризуются агрегативной и термодинамической неустойчивостью.
К воде добавляют пенообразователи (ПО) и пенопорошки, в качестве которых применяют некоторые природные и синтетические поверхностно-активные вещества. Для улучшения эксплуатационных характеристик ПО (морозоустойчивости и др.) вводят различные добавки и стабилизаторы.
Основной классификационной характеристикой ПО является кратность образующейся пены — отношение объёма пены к объёму её жидкой фазы.
Пены подразделяются на виды: химическая и воздушно-механическая.
Химическая пена образуется при взаимодействии растворов кислот и щелочей. Из-за низкой кратности пены, высокой коррозионноактивности широкого применения не нашла (огнетушители ОХП-10).
Воздушно-механическая пена в зависимости от её кратности подразделяется на:
- низкократную — до 20;
- среднекратную:
- а) не менее 60 — для пенообразователей общего назначения и углеводородных;
- б) не менее 40 — для фторсодержащих пенообразователей;
- высокократную — не менее 200.
Рис. 7. Установки пожаротушения
Порошковые огнетушащие средства.
Основу огнетушащих порошков составляют аммонийные соли (моно- , диаммонийфосфаты, аммофос), карбонат и бикарбонат натрия, хлориды натрия и калия и др. В качестве добавок применяются кремнийорганические соединения, стеараты металлов, нифелин, тальк и др.
Также существуют инертные разбавители, хладоны, аэрозольные огнетушащие составы, комбинированные составы.
Классификация пожаров.
Классификация пожаров осуществляется в зависимости от вида горящих веществ и материалов.
Классы и подклассы пожаров
Обозначение класса пожара |
Характеристика класса |
Обозначение подкласса |
Характеристика подкласса |
|
А |
Горение твёрдых веществ |
А1 |
Горение твёрдых веществ, сопровождаемое тлением (например, дерева, бумаги, соломы, угля, текстильных изделий) |
|
А2 |
Горение твёрдых веществ, не сопровождаемое тлением (например, пластмассы) |
|||
В |
Горение жидких веществ |
В1 |
Горение жидких веществ, нерастворимых в воде (например, бензина, эфира, нефтяного топлива), а также сжижаемых твёрдых веществ (например, парафина) |
|
В2 |
Горение жидких веществ, растворимых в воде (например, спиртов, метанола, глицерина) |
|||
С |
Горение газообразных веществ |
— |
(например, бытовой газ, водород, пропан) |
|
D |
Горение металлов |
D1 |
Горение лёгких металлов, за исключением щелочных (например, алюминия, магния и их сплавов) |
|
D2 |
Горение щелочных и других металлов (например, натрия, калия) |
|||
D3 |
Горение металлосодержащих соединений (например, металлоорганических соединений, гидридов металлов) |
|||
Ручные переносные огнетушители
По типу пускового устройства огнетушители подразделяются на четыре группы: с вентильным затвором; с запорно-пусковым устройством пистолетного типа; с пуском от пиропатрона; с пуском от постоянного источника давления.
Показатели |
Химические и воздушно-пенные |
Углекислотные |
Порошковые |
||||||||
ОПШ-9 |
ОХВП-10 |
ОУ-2 |
ОУ-5 |
ОУ-8 |
ОП-8Б1 |
ОП-8У |
ОПШ-10 |
ОП-10Г |
ОП-6Г |
||
Вместимость корпуса, л |
9 |
10 |
2 |
5 |
8 |
10 |
10 |
10 |
10 |
6 |
|
Продолжительность действия, с |
60 |
50 |
15 |
15 |
20 |
20 |
20 |
18 |
17 |
17 |
|
Длина огнетушащей струи, м |
8 |
4 |
1,5 |
2 |
2 |
7 |
4,5 |
7 |
4,5 |
3,5 |
|
Масса огнетушителя с зарядом, кг |
14 |
13 |
6,5 |
13 |
20 |
15 |
14 |
14 |
15 |
11 |
|
Габаритные размеры, мм: высота диаметр |
714 148 |
750 148 |
440 108 |
540 141 |
920 141 |
604 165 |
715 148 |
4 165 |
609 165 |
420 165 |
|
Избыточное давление при испытании корпуса огнетушителя, МПа |
2 |
2 |
22,5 |
22,5 |
22,5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Кратность пены |
6,5 |
50 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
Рабочее давление в корпусе, МПа |
— |
— |
6 |
15 |
15 |
1 |
1 |
1 |
0,8 |
0,8 |
|
Объём газа, выделяемого газогенерирующим элементом, л |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
50 |
50 |
|
Давление разрыва предохранительной мембраны, МПа |
0,4-0,5 |
— |
16-19 |
16-19 |
16-19 |
— |
— |
— |
— |
— |
|
Системы пожаротушения
Для противопожарной защиты применяют установки пожаротушения. Эти установки классифицируются:
- по способу пуска:
автоматическая установка пожаротушения с дублирующим ручным пуском (местным или
дистанционным);
- автоматическая установка пожаротушения без дублирующего ручного пуска;
- ручная установка пожаротушения (с местным и/или дистанционным пуском);
- по способу тушения:
- установка объёмного пожаротушения;
- установка пожаротушения по площади;
- установка локального пожаротушения (по объёму, по площади);
- по виду огнетушащего средства:
- установка водяного пожаротушения (сплинкерная, дренчерная, лафетными стволами);
- установка пенного пожаротушения (сплинкерная, дренчерная);
- установка порошкового пожаротушения;
- установка газового пожаротушения (СО2, хладонового, азотного, парового и др.) пожаротушения.
Автоматические установки пожаротушения классифицируются:
- по конструктивному исполнению — на сплинклерные, дренчерные, агрегатные, модульные;
- по виду огнетушащего вещества — на водные, пенные, газовые и порошковые;
— Необходимость применения и выбор типа АУПТ обуславливаются уровнем пожарной опасности конкретного объекта с учётом скорости развития пожара в начальной стадии и экономической целесообразности их применения. По назначению установки подразделяются на установки для предупреждения, тушения пожаров, сдерживания горения (установки локализации пожаров) и блокирования объектов от пожаров.
Установки для предупреждения пожаров предназначены для введения в опасную зону огнетушащих (флегматизирующих) средств или изменения режима работы технологического агрегата (аппарата) и тем самым предотвращения возникновения пожара.
Установки для тушения пожаров предназначены для полной локализации возникших очагов горения огнетушащим средством или создания условий, в которых горение прекращается.
Установки локализации пожаров предназначены для сдерживания развития очага горения воздействием огнетушащих средств на огонь до прибытия пожарной техники и аварийно-спасательных служб предприятия.
Установки блокирования от пожаров предназначены для защиты объектов от опасного воздействия возникающих при пожаре высоких температур. Эти установки применяют для охлаждения и создания завес.
Классификация по виду используемых средств тушения пожаров:
- водяные — для подачи сплошных, капельных, распылённых и мелкораспылённых водяных струй (дренчерные и сплинлерные);
- водохимические — подающие водные растворы химических веществ;
- пенные — для подачи пены;
- газовые (аэрозольные) — для подачи диоксида углерода, галогенуглеводородов, пара и инертных газов;
- порошковые — для подачи порошковых составов;
- комбинированные — для одновременной подачи нескольких средств тушения, например, пены и порошка, воды и газа.
По продолжительности пуска пожарные установки подразделяются:
1. сверхбыстродействующие (безынерционные, продолжительность пуска — до 0,1 с);
2. быстродействующие (безынерционные; продолжительность пуска — до 0,1 — 3 с);
3. средней инерционности (продолжительность пуска — 3 — 30 с);
4. инерционные (продолжительность пуска — свыше 30 с).
По продолжительности тушения (действия) пожарные установки могут быть: кратковременного действия — до 15 мин, средней продолжительности действия — до 30 мин и длительного действия — более 30 мин.
2.3 Локализация и ликвидация пожаров
Процесс тушения пожара условно принято делить на два периода: первый — до наступления момента локализации, второй — после этого момента, т.е. когда пожар остановлен, ограничен в каких-то пределах. Пожар считается локализованным, когда распространение огня ограничено и имеется возможность ликвидировать его имеющимися силами и средствами.
Вопрос о способах и приемах локализации пожара — один из принципиальных в пожарной тактике. Именно для локализации пожара требуется наиболее полное проявление тактического мастерства начальствующего состава пожарной охраны. Особым умением и активностью должны отличаться действия всех участников борьбы с пожаром.
Каждый пожар даже на одной и той же группе объектов (в резервуарных парках хранения нефти, на лесобиржах, новостройках и особенно в общественных, жилых и промышленных зданиях) наряду с общими чертами имеет множество особенностей, которые надо учитывать при расстановке сил и средств, определении способа действий.