Научная разработка теории юридических фактов — одна из актуальных проблем правотворчества и правоприменительной практики. Устанавливая нормы права, правотворческий орган должен «увидеть» юридические факты, выбрать из их массы важных и второстепенных обстоятельств и правильно отразить их в действующем законодательстве. Принимая решение на основе норм права, правоприменительный орган обязан установить все необходимые для разрешения дела юридические факты, а в определенных случаях — и конкретизировать их.
Актуальность изучения юридических фактов в теории государства и права обусловливается необходимостью совершенствования законодательства, повышения эффективности действия уже существующих норм права и более детальной разработки теоретических категорий. Кроме того, юридические факты — это одна из основных проблем юридической практики. Неточное закрепление фактов в нормах права, неправильная их оценка ведут к тому, что одним обстоятельствам не придается должного значения, другим, напротив, приписываются несвойственные им качества. «Факты, — писал В.И. Ленин — если их взять в их целом, в их связи, не только «упрямая», но и, безусловно, доказательная вещь. Фактически, если они берутся вне целого, вне связи, если они отрывочны и произвольны, являются именно только игрушкой или еще кое-чем похуже» [23, с. 15].
С помощью хорошо продуманного набора юридических фактов, т.е. путем придания юридического значения тем или иным жизненным обстоятельствам, можно существенным образом влиять на динамику развития социальных процессов, направлять их в нужное русло.
Решение любого юридического дела предполагает, с одной стороны, точный анализ юридических норм и выяснение того, какие факты предусмотрены нормой в качестве юридических; с другой стороны, — тщательный анализ фактических обстоятельств дела и установление того, действительно ли наступили факты, предусмотренные нормой права. С практической точки зрения применение норм и представляет собой в значительной части деятельность органов юстиции. Вот почему практическим работникам необходимы точные и полные знания о юридических фактах, их особенностях, классификаций и составах. Юридические факты — это та область действия права, где правовые нормы соприкасаются с жизнью, с конкретной действительностью. Следовательно, юридические факты позволяют вывести правоотношения в плоскость проблематики фактических отношений, показать связь изучения правовых отношений с социологией, теорией управления и другими общественными науками.
Поняття норми права. Загальна характеристика правових норм
... Надаючи права одним, норма права покладає обов’язки на інших (наприклад, молоді люди мають право на навчання, обов’язок інших — забезпечити це право). Формальну визначеність норма права отримує ... нормою. Охоронна (кримінально-правова) норма, яка вказує на конкретні злочини і міри покарання, припускає заборону чинити злочини, але не містить заборони, оскільки її застосування розраховане на факт ...
Объектом исследования в данной курсовой работе выступают юридические факты.
Предметом исследования являются оценка юридических фактов и их классификаций в теории государства права.
Цель данной курсовой работы заключается в определении понятия юридических фактов, приведении и изучении их классификации, а также анализе юридического состава.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач таких как:
- рассмотреть и проанализировать концепции развития права;
- изучить принципы права;
- рассмотреть функции права;
- исследовать предпосылки возникновения правоотношений;
- проанализировать понятие и классификацию юридических фактов;
- провести комплексный анализ современных проблем правоотношений;
- провести анализ структуры правоотношений;
- провести анализ юридических фактов;
- выявить и проанализировать пути совершенствования института юридических фактов.
При раскрытии темы данной работы были использованы такие методынаучного познания, как: сравнительно-правовой, формально-юридический и некоторые другие методы.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней осуществлено комплексное исследование юридических фактов. Исследуемые в курсовой работе вопросы понятия юридических фактов, анализ классификаций определяют теоретически значимый аспект в структуре актуальных проблем современности.
Степень разработанности темы. Вопрос исследования юридических фактов и их классификации в современных условиях общества является относительно новой и актуальной в юридической науке. Однако при том, что исследование юридических фактов и их классификаций является предметом анализа достаточно широкого круга исследователей, существующие теоретические работы и труды по теории государства советских и современных ученых: С.С. Алексеева, А.Б. Венгерова, Н.И. Матузова, А.В. Малько, В.С. Нерсесянца, В.Н. Хропанюка, П.А. Якушева и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, основные выводы и результаты данной курсовой работы могут быть использованы в процессе преподавательской деятельности студентам учебных заведений по дисциплине «Теория государства и права».
Структура работы. Данная курсовая работа включает введение, три главы, объединяющие в себе девять параграфов, заключение и список используемых источников.
1. Развитие институтов юридических фактов
1.1 Концепции развития права
В юридической литературе существуют различныевоззрения касаемо концепции развития права. Их все можно свести к трем основным категориям. Одни не признают закономерного развития права и считаютсовершающиеся с течением времени изменения права случайными или произвольными. Эта точка зрения старых теорий, предшествующих появлению исторической школы. Они могут теперь считаться уже окончательно отвергнутыми. Идея закономерного исторического развития успела завоевать себе настолько общее признание, что учение о произвольном или случайном характере исторических изменений в праве едва ли найдет себе сторонников в современной литературе.
Другое воззрение на характер развития права, воззрение, еще и теперь сохраняющее свое значение, есть воззрение исторической школы. Оно может быть характеризовано как учение об естественно ростеправа.Всё историческое развитие правапредставляется не чем иным, как последовательным развитием исконных начал народного правосознания. И притом это различие, само собой совершающееся без всякой борьбы, мирное, подобно развитию растения или зерна. Как в зерне уже предопределены свойства растения, которое естественно и необходимо из негоразвивается, так и в народном духе уже при самом появлении народа на исторической арене являются заготовь заложенными начала, определяющиесодержание данной национальной системы права.В этом отношении право представляет полнейшую аналогию сязыком. Юридические нормы развиваются так же сами собой, так же без всякого участия личной воли, как и грамматические правила[23, с. 17].
Сделки как юридические факты
... разобрать формы сделок. 1. Понятие сделки. Место сделки в системе иных юридических фактов Гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основании жизненных обстоятельств, которые именуются в теории права юридическими фактами. К юридическим фактам относятся ...
Это учение исторической школы представляется, конечно, крайним преувеличением идеи закономерности исторического развития права. Восставая против признания права продуктом личного произвола, историческая школа естественно пришла к совершенному отрицанию какого-либо значения личной воли в развитии права. К этому присоединилась, еще усиливая это отрицательное отношение к значению человеческой воли в развитии права, консервативная тенденция школы. Дело в том, что историческое направление в начале настоящего столетия явилось прямой реакцией против революционных учений, опиравшихся на рационалистические системы XVIIIвека. Учение же об естественном росте права, без всякого участия человеческой воли, отнимало всякое значение у революционных попыток изменения издавна сложившихся порядков.
Однако, такой взгляд на развитие права не только не представляется необходимым последствием исторического направления, но даже находится в непримиримом противоречии с историческим пониманием права. История не есть как-то само собой совершающийся процесс, по отношению к которому люди являются лишь безучастными свидетелями. История слагается именно из людских действий, творится людьми. Если таков характер истории вообще, не может иметь иного характера в частности и истории права. Главным, непосредственно действующим фактором истории права также служат действия людей. И к юридическим нормам они не могут относиться так же безразлично, как к какому-нибудь грамматическому правилу, напр., к правилу об употреблении предлогов с тем или другим падежом, или союза с тем или другим наклонением. Юридические нормы непосредственно затрагивают самые жизненные интересы людей, и потому установление той или другой нормы не может не вызвать борьбы из-за нее[27, с. 35].
Таким образом, мирному естественному росту нет места: в действительности право рождается как плод борьбы, иногда долгой и упорной. Но это не ослабляет закономерности развития права. Вопрос только в том, что служит силой, вызывающей развитие права: борьба ли человеческих интересов или какой-то таинственный, неведомо откуда берущийся, народный дух. Закономерность действия правообразующей силы стоит вне вопроса.
Этот новый взгляд на процесс развития права, видящий в нем плод борьбы разнообразных общественных интересов, был противопоставлен учению исторической школы об естественном росте права Рудольфом Иерингом. Он сделал его предметом небольшой, но весьма содержательной и интересной брошюры «Борьба за право»[26, с. 37].
Идея «борьбы за право», конечно, гораздо проще объясняет историческое развитие права, как оно слагается в действительности, нежели идея «естественного роста» — с точки зрения теории естественного роста революционные перевороты бессмыслица, a между тем в истории они встречаются нередко. Теория естественного роста не может также удовлетворительно объяснить факта разнородности состава каждой национальной системы права, существование в них разнородных наслоений, не могущих по своей разнородности быть результатом естественного роста одних и тех же исконных начал народного духа.
Актуальные проблемы международного публичного права. Проблема ...
... проблема, которая на мой взгляд является актуальной – это проблема эффективности и справедливости правосудия в рамках Международного суда ООН. Как известно, правосудие во всех странах мира призвано защищать тех, чьи права ...
Идея «борьбы за право» представляет еще и другое преимущество пред идеей естественного роста права. Идея естественного роста необходимо приводит к признанию права исключительно продуктом народной жизни. Поэтому историческая школа должна была по необходимости отрицать существование, например, международного права, так как его никак нельзя было рассматривать как продукт жизни одного какого-нибудь народа. Поэтому для представителей исторической школы и общечеловеческие черты права совершенно заслонялись его национальными особенностями. Напротив, идея «борьбы за право» не приурочивает вовсе развития права к какой-нибудь одной специальной форме общежития. Поэтому с этой точки зрения вполне объяснима выработка права не только в рамках народной жизни, но и всяким другим общественным союзом безразлично.
При всем том учение Иеринга может быть принято лишь с некоторыми ограничениями. Нельзя признать, чтобы право было всецело продуктом сознательной деятельности, сознательной борьбы. Необходимо допустить первоначально бессознательное установление обычаев, становящихся со временем юридическими. Эти бессознательно установившиеся стародавние обычаи имеют на своей стороне всегда интерес определенности. Поэтому в интересе порядка всегда желательно сохранение старых исконных обычаев. Но они вместе с тем крайне формальны и как старые никогда не будут соответствовать новым условиям и новым потребностям общественной жизни. Они представляются при изменившихся условиях общественных отношений неудобными, стеснительными и чем дальше, тем больше. Все сильнее и сильнее дает себя чувствовать потребность заменить их новыми, сознательно выработанными и более соответствующимисовременным условиям жизни, юридическими нормами. В противоположность суровому, стеснительному старому праву, эти новые нормы представляются более справедливыми. И вот все развитие права представляет борьбу старого, бессознательно установившегося права с новым, сознательно вырабатываемым.
1.2 Принципы права
Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов[19, с. 284].
Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.
Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые).
Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым — принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.
Предпринимательское право. Правовой режим денег
... ее применения, а также о науке предпринимательского права). Целью данной работы является изучение правового режима денег и решение проставленной задачи. Правовой режим денег Деньги как объект правоотношений, регулируемых нормами ... то и могут быть отнесены к вещам, так и безналичных денег, которые, выполняя экономические функции денег, сами все же не являются вещами. Специальное законодательство, в ...
Ученые практически единодушны в общей характеристике правовых принципов, отмечая, что это не результат субъективного усмотрения законодателей, а объективно присущие праву качества. Однако, когда дело доходит до установления конкретного перечня общеправовых принципов, то каждый автор имеет здесь собственное мнение.
С.С. Алексеев выделяет принципы законности, справедливости, юридического равенства (всеобщности правосубъектности), социальной свободы, социального, гражданского долга (дисциплины), объективной истины, ответственности за вину [18, с. 215].
В.К. Бабаев видит в праве генеральные принципы справедливости и свободы, которые получают свое развитие в иных принципах права: демократизма в формировании и реализации права, законности, национального равноправия, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности [19, с. 285].
По мнению А.Т. Рагимова, российскому праву свойственны принципы народовластия, верховенства права, федерализма в устройстве государства и строении правовой системы, юридического равенства граждан перед законом, политического, идеологического и экономического плюрализма, гуманизма, незыблемости и неотчуждаемости прав человека, законности, справедливости, ответственности за вину [4, с. 315].
Еще один перечень правовых принципов предложен А.Б.Венгеровым. Это социальная справедливость, равноправие граждан, единство прав и обязанностей, гуманизм, сочетание убеждения и принуждения в праве, демократизм [19, с. 285].
Приведенных мнений достаточно, чтобы убедиться в существенных расхождениях во взглядах различных ученых. Причем субъективизм при решении данной проблемы представляется труднопреодолимым. Не случайно в некоторых учебниках вопрос о принципах права вообще не рассматривается.
И все-таки есть еще один автор, мнение которого необходимо учитывать. Это законодатель. Правовые принципы закреплены в Конституции Российской Федерации. Правда, здесь надо учитывать два момента: во-первых, не все принципы, сформулированные в Конституции РФ, являются правовыми (например, принцип разделения властей), во-вторых, Конституция РФ не дает полного перечня общеправовых принципов, которые могут быть закреплены в других нормативных актах или выводиться из общего смысла законов.
Содержание действующей Конституции РФ позволяет выделить следующие принципы права: демократизм, федерализм, уважение прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, верховенство Конституции и законов, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие.
В ГК РФ говорится о возможности применения при наличии пробелов в законодательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства, но и требований добросовестности, разумности и справедливости [2, ст. 6]. Указанные требования имеют общеправовую значимость, а потому логично предположить, что они вытекают из правовых принципов добросовестности, разумности и справедливости.
К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.
Правительство Российской Федерации: правовой статус, функции, ...
... вопросы, отнесенные к его компетенции, направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.2 По сравнению с правительствами зарубежных стран правовой статус Правительства Российской Федерации в значительной степени законодательно урегулирован и ...
Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.
Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости [5, с. 68].
Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В Конституции РФ записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» [1, ст. 18].
Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т.е. их равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» [1, ч. 2 ст. 19]. В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.
Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит Конституция РФ «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» [1, ст. 15].
Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» [1, ч 1 ст. 46].
За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие:
- закон обратной силы не имеет;
- все, что законом не запрещено, дозволено;
- никто не может быть судьей в собственном деле;
- нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение [9, с. 326].
Большинство правовых аксиом закреплено в законе.
1.3 Функции права
Право, как социальный институтфункционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.
Понятие Конституционно-правовых отношений
... как содержание отношений воплощается в определенную конституционно-правовую форму и структуру».6 Особенности конституционно-правовых отношений выражаются и в своеобразии их элементов, структурной организации. Эти правоотношения охватывают всю систему субъектов права, причем каждый ...
Функции права — это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления [7, с. 214].
С помощью понятия «функции права» можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность.
Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зависимости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.
Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие:
- экономическая (право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);
- политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);
- воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);
— коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим «посредником» между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами) [14, с. 93].
На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.
Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.
Формами осуществления регулятивной функции выступают: определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм; установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений; фиксацию моделей правоотношений.
Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия.
Для преодоления этих препятствий используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей — жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д.
Гражданско правовой договор как юридический факт
Получение работы. Выбрать вариант оплаты наших услуг Вы можете . Посмотреть примерную стоимость услуг Вы можете на странице Прайс-лист . Гражданско-правовой договор как юридический факт Необходимыми предпосылками возникновения экологических правоотношений являются: эколого-правовая норма; ...
Специфика охранительной функции состоит в следующем:
- во-первых, она характеризует право, как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности;
- во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний;
— в-третьих, она является показателем политического и культурного уровня развития общества, его гуманных начал, содержащихся в праве, ведь способы охраны весьма часто зависят от гражданской зрелости данного общества, от его политической сущности [17, с. 80].
Формами осуществления охранительной функции права выступают: установление обязанностей, запретов, приостановлений, мер пресечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций — наказаний и процедуры их реализации.
Таким образом, можно сделать вывод, чтоправо по своей сути направлено на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов, их групп, государства по отношению к своим гражданам. В нынешних условиях именно от права люди ждут надежных гарантий от произвола власти, корпоративных структур, засилия преступности.
Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга — каждая из них вносит свой вклад в упорядочение социальных связей.
Таким образом,право осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода юридических средств, выполняя тем самым свое предназначение.
2. Правоотношение как основа взаимодействия субъектов общества
2.1 Предпосылки возникновения правоотношений
Под предпосылками обычно понимают условия (факторы), порождающие правовые отношения.
Выделяют два вида предпосылок возникновения правоотношений:
1) материальные (общие);
2) юридические (специальные) [12, с. 125].
K материальным относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. В самом широком смысле под материальными предпосылками понимается система социально-экономических, культурных и иных, обстоятельств, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений. К материальным предпосылкам можно отнести также наличие объекта правоотношения (то, по поводу чего лица вступают в данные юридические связи), не менее двух субъектов (ибо само с собой лицо вступить в правоотношение не может) и соответствующее поведение участников правоотношений.
К юридическим предпосылкам относятся:
- норма права;
- правосубъектность;
- юридический факт (как реальное жизненное обстоятельство).
Без названных предпосылок правоотношение невозможно. Взаимосвязь между нормами права и правоотношениями может проявляться в следующем:
1) норма права и правоотношение выступают элементами механизма правового регулирования;
2) норма права — основа возникновения правоотношения;
ТГП. Взаимосвязь норм права и правоотношений
... отношения, а значит, и правоотношения как его юридической формы. Взаимосвязь между нормой права и правоотношением может проявляться в следующем: - норма права и правоотношение выступают элементами механизма правового регулирования - норма права - основа возникновения правоотношения - норма права устанавливает круг субъектов правоотношений - норма права в гипотезе ...
3) норма права устанавливает круг субъектов правоотношений;
4) норма права в своей гипотезе предусматривает условия возникновения того или иного правоотношения;
5) норма права в диспозиции определяет субъективныеправа и юридические обязанности участников правоотношения;
6) норма права в санкции содержит указание на возможные последствия выполнения диспозиции (наказания либо поощрения) [11, с. 149].
Таким образом, правоотношение есть — форма реализации нормы права. Правовая норма и правоотношение соотносятся как причина и следствие.
В юридической литературе есть две точки зрения на характер взаимосвязи нормы права и правоотношения:
- По мнению большинства ученых, правоотношение — это результат воздействия нормы права на общественные отношения (последовательность здесь такая: норма права — общественные отношения — правоотношения); согласно другой позиции, правоотношение — это средство регулирования общественных отношений (последовательность здесь уже другая: норма права — правоотношения — общественные отношения).
2.2 Понятие и классификация юридических фактов
Правоотношения возникают, изменяются или прекращаются вследствие наступления определенных жизненных обстоятельств.
Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. От наличия того или иного юридического факта зависит сам факт существования правоотношения. Все его структурные элементы (субъекты, объект, права и обязанности) «останутся без движения», просто не смогут функционировать, если в действие не вступит юридический факт. Он, словно искра, попавшая в камеру сгорания двигателя автомобиля, которая заставляет его работать. Юридические факты порождают отношения между субъектами на основе предписаний правовых норм. Они формулируются в гипотезах правовых норм[25, с. 3].
Признаки юридических фактов:
- предусмотрены нормативно-правовым актом (гипотезой нормы права);
- вызывают определенные правовые последствия (возникновение, изменение, прекращение субъективных права и юридических обязанностей субъектов и правоотношений);
- объективированы (выражены) вовне (то есть должны произойти именно в реальной действительности);
- подтверждены документально (справкой и др.);
- затрачивают интересы личности, отдельных социальных групп, общества, государства (то есть содержательны);
- выражаются в наличии либо отсутствии тех или иных явлений, событий, действий;
- имеют место на определенном пространстве и в определенное время;
- конкретны и индивидуальны;
- представляют собой различные жизненные обстоятельства, условия и факты;
- обеспечиваются государственным принуждением.
Только всестороннее исследование и правильное установление юридических фактов позволяет уяснить характер правоотношения, четко определить конкретные юридические права и обязанности его участников. Юридическим фактом является, например, договор, смерть лица в наследственных отношениях, землетрясение и др.
Нередко юридические последствия порождает не один какой-либо факт, а их совокупность. Фактический (юридический) состав — это совокупность нескольких юридических фактов, порождающих конкретные правовые последствия. Например, для получения наследства по завещанию необходимы три факта: наличие завещания, смерть наследодателя, истечение 6-и месячного срока со дня его смерти; для возникновения пенсионных отношений необходимы три факта — возраст, стаж работы и акт назначения пенсии.
По своему составу и качеству юридические составы могут быть простые и сложные. В число элементов фактических составов часто входит особый юридический факт — сроки. Важность сроков обусловлена тем, что многие общественные явления и процессы имеют временную протяженность. Особенность срока как юридического факта состоит в том, что он порождает юридические последствия только как элемент фактического состава, т. е. в совокупности с другими юридическими фактами. Сам по себе срок не влечет правовых последствий. Он может характеризоваться начальным и конечным моментом и измеряться во времени (год, месяц, день и т. д.) либо выступать в виде определенного события (например, достижение совершеннолетия).
В структуру фактических составов могут также входить и юридические условия. Юридические условия представляют собой обстоятельства, которые сами по себе не порождают возникновения, изменения или прекращения правоотношения, но имеют юридическое значение для возникновения правовых последствий. Например, само по себе гражданство Российской Федерации не порождает последствия в виде занятия должности на государственной службе, однако без наличия гражданства РФ стать государственным служащим в России невозможно.
Классификация юридических фактов: В зависимости от порождаемых юридических последствий:
1. Правообразующие юридические факты — такие факты влекут возникновение правоотношений;
2.Правоизменяющие юридические факты — изменяют правоотношения;
3 Правопрекращающие юридические факты — соответственно, прекращают правоотношения [20, с. 263].
Следует иметь в виду, что для субъектов, представляющих стороны в правоотношении, один и тот же юридический факт одновременно может быть правообразующим, правоизменяющим, правопрекращающим. Кроме того, один и тот же факт в разных правоотношениях может иметь различные последствия. Например, факт смерти человека является обстоятельством, прекращающим правовые отношения между умершим и его супругом, детьми, компаньонами; и в то же время, этим фактом (по истечении 6 месяцев со дня смерти) открывается право на его наследство (правообразующий факт).
По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия.
События — юридически значимые факты, которые возникают помимо воли и сознания человека (стихийные бедствия, смерть, т.д.).
Действия — юридически значимые факты, возникающие по воле и через сознание людей (заключение договора, убийство).
Правовые события, т.е. события, с которыми закон связывает определенные юридические последствия, в большинстве представляют собой природные явления, которые не связаны с человеческим поведением: землетрясения, наводнения и другие стихийные бедствия, истечение определенного срока, достижение установленного законом возраста, естественная смерть лица и т.п. Такие события называются абсолютными.
Но правовые события могут быть относительными, т.е. вызванными поступками и действиями тех людей, которые не становятся участниками возникающего правоотношения. Например, такие события, как смерть человека или уничтожение его имущества, могут быть следствием воздействия не только стихийных сил, но и актов человеческого поведения (убийство, поджог).
И если отношения юридической ответственности порождаются именно преступными деяниями, т. е. волевыми действиями (или бездействием) виновных лиц, то обстоятельства по договору страхования возникают как следствие не самих действий, а их результатов (смерть, утрата имущества), т.е. именно событий, независимо от причин, их порождающих [20, с. 267].
События бывают:
1) по длительности — моментальные (происшествия) и длящиеся (процессы);
2) по повторяемости — разовые и периодические;
3) по характеру последствий — обратимые и необратимые.
Юридические действия в свою очередь делятся на правомерные и противоправные.
Правомерные — влекут за собой возникновение у лиц юридических прав и обязанностей, предусмотренных и не запрещенных нормами права. К ним относятся:
1. Юридические акты — это юридические факты, в которых зафиксирована воля лиц или лица на достижение конкретного результата (любая сделка в письменном виде).
2. Юридические поступки — это юридические факты действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет (написание картины или стихов «для себя», без цели извлечь выгоду из их продажи или опубликования).
Юридические акты и поступки могут быть формальными (если для возникновения правовых последствий достаточно самих действий) и результативными (если правовые последствия порождаются не самими действиями, а их результатами) [13, с. 317].
Неправомерные — которые противоречат (не соответствуют) требованиям закона.
По степени общественной опасности различают:
1. Правонарушение — виновное противоправное деяние лица, влекущее за собой юридическую ответственность;
2. Преступление — это правонарушение, имеющее высокую степень опасности для общества и влекущее за собой уголовную ответственность;
3. Проступки — деяния, имеющие внешнее сходство с преступлением, но не содержащие его признаков вследствие отсутствия общественной опасности (дисциплинарные, административные и гражданско-правовые).
По мотиву: корыстные; хулиганские; иные;
- По объекту: преступления против личности;
- преступления против общественной безопасности и общественного порядка;
- государственные преступления;
- преступления против собственности;
- иные преступления, правонарушения, проступки;
- По составу субъектов: индивидуальные;
- групповые;
- совершенные организованной группой или преступным сообществом;
- По отраслям права: уголовные;
- административные;
- гражданско-правовые;
- иные.
Особое место среди юридических фактов занимают правовые состояния, т.е. длящиеся (непрерывные или периодически возникающие) обстоятельства, отражающие положение субъекта в обществе, его отношения с другими людьми и проч. (гражданство, брак, болезнь, трудовой стаж и т.п.).
Правовые состояния могут быть результатом как правомерных или неправомерных действий (нахождение в браке или в розыске), так и событий (родственные отношения).
Именно от тех или иных правовых состояний лица (его возраст, гражданство и др.) в решающей степени зависит его правосубъектность [3, с. 312].
Примером особых юридических фактов служат результативные действия — сравнительно новый вид юридических фактов, под которыми понимаются юридические поступки, направленные на достижение правового результата (занимающие промежуточное положение между юридическими поступками и юридическими актами).
Спецификой данных поступков является то, что правовые последствия вызывают не сами действия, а их результат; данные действия имеют юридическое значение, даже если их совершило недееспособное лицо.
2.3 Современные проблемы правоотношений
Общественные связи и отношения получают сейчас всё больший размах. Мы все являемся участниками разнообразных правоотношений, в этом и проявляется принцип социализации. Правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные правом. А правовые регулирование — это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью, а также реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, процесс превращения участников в субъектов правовых отношений.
Правоотношение — это особая юридическая связь участников различных социальных процессов, их вход в человеческое сообщество. Все элементы правового регулирования (запреты, дозволения, управомочия), распределяются между участниками общественных отношений в соответствии с социальной ролью и местом участников в общественной жизни[29, с. 37].
Но поскольку действие, реализация нормы права обеспечивается возможностью государственного принуждения, то государство всегда незримо присутствует в правоотношении.
Правоотношения, как правило, имеют волевой, сознательный характер. Участники общественных отношений сами желают вступить в правоотношения, хотят приобрести те или иные права и обязанности. Но и тогда, когда правоотношения возникают добровольно и по желанию самих участников, но всё равно государство контролирует эту сферу. Государство в правовых нормах устанавливает юридическую ответственность за нарушение прав, неисполнение обязанностей, которая может наступить, когда субъект правоотношения будет признан в установленном порядке правонарушителем. Но во многих случаях правоотношение возникает и помимо воли и желания субъектов — их порождает событие. В целом правоотношение упорядочивают отношения между людьми.
Нормы права в своей совокупности образуют то объективное, положительное право. В конкретных правоотношениях это объективное право преобразуется в конкретное субъективное право, то есть право, которое устанавливает конкретные правомочия, ответственность для конкретного субъекта в конкретной ситуации. Норма права определяет меру, границы, рамки того, что конкретный субъект мог бы делать или не делать в конкретных обстоятельствах, в конкретной ситуации. Поэтому субъективное право — мера возможного поведения, а юридическая обязанность — мера должного поведения. Правоотношение же в целом — это юридическая форма реализации нормы права.
Теория государства и права глубоко изучает проблему правовых отношений как одну из ключевых форм существования и действия права. Выводы теории права о содержательной стороне правоотношений сводятся к следующему. В правоотношении можно выделить 4 элемента: субъективные правоотношения, объект правоотношения, субъективное право, юридическая обязанность. Право превращает участника общественных отношений в субъекта правоотношений. Этим субъектом может быть физическое лицо или юридическое лицо[29, с. 38].
К физическим лицам относятся граждане, лица без гражданства, иностранные граждане. Организации же — это прежде всего юридические лица. Юридическими лицами могут выступать государство, государственные органы и учреждения, предприятия, организации, национально-государственные образования, избирательные округа, церковь.
Для понимания сути юридического лица нам необходимо раскрыть основные признаки, которые позволяют нам судить о юридическом лице. Существуют следующие признаки: 1) имущественная обособленность 2) организационное единство 3)выступление в гражданском обороте от своего имени 4) самостоятельная имущественная ответственность.
Субъектом правоотношений может быть и государство. Государство — субъект политический, властный, суверенный. Оно не зависит от других субъектов права, само устанавливает юридический статус всех участников правовых отношений, вступает в качестве субъекта международного права. Государство в целом как субъект права выступает в международных отношениях, конституционно-правовых, гражданско-правовых и уголовных правоотношениях.
Если в юридических лицах все более-менее четко, то вот о физических лицах долгое время шли споры. Например, о признании эмбриона участником правоотношений, так как раньше его считали только субъектом наследственных правоотношений. Также имеются различия в правомочиях у разных физических лиц. Так иностранцы обычно имеют одинаковые права в имущественном обороте с гражданами государства, но политические права у них различаются.
Далее необходимо рассмотреть следующие элементы — субъективное право и юридическая обязанность. Понятие субъективного права определяет распределение прав и обязанностей между как минимум двумя субъектами с тем, чтобы возможность определения поведения одного субъекта не уничтожала возможностей определенного поведения другого субъекта. Поэтому в этом аспекте и говорят о субъективном праве как мере возможного, свободного поведения одного субъекта и о юридической обязанности как мере должного, обязательного поведения другого субъекта. Традиционно в теории государства и права субъективные право определяется как гарантированная законом мера возможного поведения субъекта, а субъективная юридическая обязанность — это мера предписанного законом необходимого, должного совершения лицом определенного действия или воздержания от такового с целью соблюдения субъективного права[29, с. 39].
Субъективное право содержит в конкретном правоотношении возможность поведения, на меру этого возможного поведения, на осуществление прав в интересах управомоченного на обеспечение государственной охраны, защиты прав управомоченного. Это мера определяет сумму возможных правомочий в субъективном праве.
Теория права и отраслевые науки имеют свой первоочередной задачей анализ прав и свобод, доведение этого анализа до выявления составляющих их правомочий, рассмотрение того как они закреплены в нормативно-правовых актах, реализуются на практике, защищаются в судах.
Общая характеристика субъективного права убедительно показывает, что это право, в сущности, есть не что иное, как мера внешней свободы одного субъекта по отношению к другому субъекту. И поэтому субъективная юридическая обязанность — это тоже не что иное, как необходимое поведение, удовлетворяющее интерес управомоченного лица. Исполнение этой меры обеспечивается в необходимых случаях государством.
Объект правоотношения — различные блага, которые стремятся получить управомоченные субъекты, это состояния, которых они стремятся достичь, это то поведение, которого они ждут от обязанных субъектов. Но объект отношений — это не пассивный элемент. Он также влияет на содержание конкретного субъективного права, юридических обязанностей. Одни правомочия требуются для достижения необходимого общественного состояния, другие для возмещения вреда, третьи для организации требуемого поведения.
Правоотношение может быть простым либо сложным — когда в нём наличествуют несколько субъектов. Среди субъектов, имеющих субъективные права и юридические обязанности могут быть физические или юридические лица. Если правоотношение строится по схеме обязательного отношения — правомочиям одного субъекта соответствуют обязанности другого субъекта, то такие правоотношения называются обязательственными правоотношениями. Но бывают и правоотношения иного типа, когда правомочиям одного субъекта — его субъективному праву соответствуют обязательства неопределённого круга лиц. Это так называемые абсолютные правоотношения. По функциям различают охранительные и регулятивные правоотношения, а по отраслям права — материальные и процессуальные правоотношения [29, с. 40].
Таким образом, можно сделать вывод, что правоотношения, как и другие социальные процессы, имеют динамичный характер. Они живут социальной и правовой жизнью: возникают, изменяются, прекращаются.
Важное значение для раскрытия сути правоотношения имеют юридические факты. Во влиянии факторов на правоотношение, их возникновением, наличием и развитием как раз и проявляется юридическое значение юридических фактов. Это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений и они описываются в гипотезе нормы права. В правовую жизнь они воплощаются путем их соблюдения, исполнения, применения и использования конкретным субъектом правоотношения. Норма права, юридический факт, правосубъектность — всё это предпосылки возникновения правоотношений. Их наличие позволяет субъекту вступить в правоотношение, создать его.
Правоотношение — это комплексное понятие и весьма важное для теории государства и права понятие. Оно взаимодействует со многими другими понятиями в теории, такими как правосубъектность, понятия субъектов права, правовой статус, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность и иные понятия, а также включает и подразумевает некоторые из них.
3. Анализ механизма правового регулирования общественных отношений
3.1 Анализ структуры правоотношений
К элементам структуры правоотношения относятся: субъекты, содержание и объект правоотношения.
Субъекты правоотношений — это отдельные люди или организации, которые в соответствии с нормой права наделены способностью быть участниками правоотношений. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом. Нужно хорошо усвоить важнейшие в правовой теории и практике понятия правосубъектности, правоспособности, дееспособности и деликтоспособности[29].
Под социальным содержанием правоотношения понимается содержание фактического общественного отношения, т.е. деятельность, поведение участников отношения, осуществляемые в рамках их субъективных прав и юридических обязанностей, которые образуют юридическое содержание этого правоотношения.
Субъективное право — это установленная законом мера (вид, объем) возможного поведения конкретного субъекта права. Различают три вида правомочий:
- право на действия или вступление во взаимодействие в своих интересах, т.е. возможность поведения самого управомоченного лица;
- право требовать от обязательной нормы исполнения лежащей на ней юридической обязанности, т.е. возможность обладателя права требовать соответствующего поведения от обязанных лиц;
— право на официальную защиту своих правомочий в случае неисполнения другой стороной своих обязанностей либо возникновения явных препятствий реализации субъективного права, т.е. возможность правомочной стороны обращаться к компетентным органам за защитой нарушенных прав.
Юридическая обязанность — это установленная законом мера (вид, объем) должного поведения обязанного субъекта, которому оно должно следовать в интересах управомоченной стороны под страхом государственного принуждения. Юридические обязанности бывают трех видов:
- обязанность активного поведения и действия, т.е. совершать определенные положительные действия, требуемые законодательством;
- обязанность воздерживаться от каких-либо действий, т.е.
воздерживаться от поведения, поступков, запрещенных законодательством;
- обязанность нести юридическую ответственность, т.е. претерпевать нежелательные последствия за совершенное правонарушение[17].
Объект правоотношений — это то, на что воздействуют юридические права и обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Иными словами — это блага, ценности, ради которых субъекты вступают в правоотношения. Так, в имущественных правоотношениях это действия, поведение сторон по выполнению прав и обязанностей, связанных с удовлетворением их материальных и культурных потребностей.
3.2 Анализ юридических фактов
Новейшее гражданское законодательство и судебная практика позволяют выделять разнообразные классификации юридических фактов.
Примерный перечень юридических фактов дан в ГК РФ. Причем, как подчеркнуто в указанной статье, гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и сделок, а также иных действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают права и обязанности[2, ст. 8].
Так, юридические факты можно группировать по их принадлежности к определенному гражданско-правовому институту, типу отношений, группе норм. Так, особые юридические факты — это основания возникновения и прекращения права собственности. Иная специфика у фактов, порождающих, изменяющих и прекращающих договорные и деликтные обязательственные правоотношения.
Следует также разделять факты на социальные и формально юридические, факты волевого или технического характера, на факты права, факты действия, иные факты.
В научной литературе дискутировался вопрос о понятии юридического факта как состояния: состояние в браке, родстве, членство в определенной организации, обществе. К данным фактам относятся и такие, как недееспособность, неплатежеспособность, монопольное положение на рынке, попечительство. Это комплексные юридические факты, которые ничем не отличаются от иных действий и событий, кроме как тем, что имеют в количественном аспекте более сложное содержание в сравнении с некоторыми другими фактами. В то же время факты-состояния могут входить в качестве составного элемента еще более сложных юридических фактов.
С учетом деления юридических фактов на общие и специальные важным является изучение общей части гражданского права, общих правил определения внутриинституционных разновидностей юридических фактов. В связи с этим общее гражданско-правовое значение могут иметь факты, определяемые сообразно классификации сделок. Здесь можно выделить юридические факты: устные и письменные, реальные и консенсуальные и др.
С учетом положений обязательственного права следует выделить юридические факты: договорные и внедоговорные; основные (главные) и смежные (связанные, сопутствующие); конкурсы, тендеры; уступка прав и перевод долга и др.
Юридические факты так же можно классифицировать на административно-правовые и гражданско-правовые. К административным относятся решения органов власти и управления, нормативные факты (акты), государственные заказы, регистрация юридических лиц, нотариальные действия, действия судебных исполнителей и др. Классически гражданско-правовыми юридическими фактами являются сделки, действия в области интеллектуальной деятельности, чувства. К этой группе относятся правоустанавливающие и иные документы, их копии, влияющие на права и интересы граждан, выдаваемые частными юридическими лицами, унитарными государственными предприятиями, например, бюро технической инвентаризации недвижимости, частными нотариусами. Самостоятельным юридическим фактом являются юридические обстоятельства. В ГКРФ в качестве самостоятельных юридических фактов называют судебные решения, государственную регистрацию прав и имущества, приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом (приобретательная давность) и др. [2, ст. 8] Выделение среди юридических фактов административно-правовых обусловлено тем, чтобы выделить правоотношения, в которых участвуют соответствующие лица, действиями которых порождаются эти факты. Но эти же факты позволяют стыковать административно-правовые и гражданско-правовые отношения и способы регулирования гражданского оборота.