Тему данной курсовой работы я выбрала потому, что в настоящее время она является актуальной, а так же значимой как для отрасли конституционного права, так и для России в целом.
Актуальность темы определяется в первую очередь тем, что в настоящее время конституция является действующей, и в соответствие с этим она является фундаментом для всего Российского законодательства, а также бесспорно влияет на развитие правовой системы. В настоящем 2013 году основному Закону нашего государства исполнилось 20 лет, а это значит, что уже 20 лет Российская Федерация является свободным и демократическим государством, которое постоянно развивается.
Объектом курсовой работы являются складывающиеся общественные отношения в процессе изучения Конституции Российской Федерации.
Предметом курсовой работы является Конституция Российской Федерации.
Целью данной работы является изучение и анализ Конституции Российской Федерации: понятия, юридических свойств и сущности.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
- дать понятие Конституции;
·рассмотреть юридические свойства Конституции;
·определить сущность Конституции.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
В первой главе раскрывается понятие Конституции, а также история развития.
Вторая глава посвящена Юридическим свойствам Конституции.
В третьей главе рассматривается сущность Конституции.
В заключении делаются выводы, которые выносятся после изучения данной темы.
Библиографический список включает в себя источники, на основании которых была написана данная работа. Я использовала нормативно-правовые акты, научную литературу, периодические издания, а также электронные ресурсы.
При написании курсовой работы я использовала диалектический метод познания (т.е. метод аргументации, рассуждения), сравнительный метод.
1. Понятие Конституции Российской Федерации
Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного.
Общая характеристика Конституции Швейцарии
... работы. Курсовая работа состоит из вступления, двух взаимосвязанных разделов, выводов и списка использованной литературы. В разделе 1 рассматривается характеристика действующей Федеральной Конституции, в частности, конституции ... конституционного статуса личности в Швейцарии, а также, акты, которые регулируют судебную власть государства, в частности Федеральный Верховный Суд, на который Конституцией ...
Для того чтобы рассматривать юридические свойства и сущность Конституции Российской Федерации нужно дать понятие данного юридического документа.
Термин «конституция» (от лат. constitutio — установление) имеет многовековую историю, употреблялся он еще в Древней Греции и Древнем Риме. Однако в нынешнем понимании (т. е. в качестве основного закона государства) он стал применяться в Новое время, в эпоху буржуазных революций и соответствующих государственно-правовых преобразований. Вообще конституция — обязательный атрибут и важнейший институт демократии.
Конституция — это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.
За всю историю Российской Федерации принято 5 Конституций: в 1918- ом, 1925-ом, 1937-ом, 1978-ом и 1993-ем годах. Принятие каждой из них означало, существенные изменения в жизни общества и определяло новый этап развития государства.
Первые четыре Конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими Конституциями. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, а затем его руководящей роли. При этом необходимо отметить, что всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере «фиктивный» характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни.
По сравнению со всеми последующими основными законами страны, первая Конституция 1918-го года не опиралась на принцип преемственности конституционного развития. Определяя основы устройства общества, она руководствовалась лозунгами, под которыми шли к власти большевики и опиралась на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918-го года. Конституция закрепляла власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Конституция лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые они могли использовать в ущерб интересам социалистической революции.
Причиной замены Конституции 1918-го года Конституцией 1925-го года стало объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924-го года. Последняя устанавливала, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции». В отличие от своей предшественницы, Конституция РСФСР 1925-го года не включала в свой текст «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», однако декларировала, что исходит из основных ее положений и воспроизводила многие из них. Оставаясь открыто классовой, она существенно смягчила при этом формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Кроме того в тексте косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов СССР, однако прямого указания на суверенитет РСФСР в Конституции не содержалось (не было предусмотрено права выхода из состава Союза ССР, несмотря на то, что в союзной конституции такая норма имелась.
Конституция РСФСР 1978 года
... гражданина РФ. 1.2. Политическая система Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества. Статья 1 обозначала, что РСФСР «есть социалистическое общенародное государство, ... с принципом демократического централизма и давала его определение. 21 апреля 1992 года эта статья была изложена в новой редакции, в соответствии с ...
Принятие Конституции РСФСР 1937-го года явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936-го года. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, «полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементом, что сделало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии». В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку и введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Статья 127 предусматривала равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы». Также впервые были введены главы, содержащие широкий спектр основных прав и обязанностей граждан. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя».
Кроме того, следует отметить введение в текст Конституции постулата о руководящей роли коммунистической партии. Помимо политических вопросов в текст Конституции были включены также нормы, утверждающие все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства. Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР.
Последующее развитие конституционной системы РСФСР осуществлялось в связи с принятием Конституции СССР в 1977-ом году. На протяжении своего 15- летнего срока действия она претерпевала значительные изменения не только в содержании конкретных норм, но и в самой своей сущности. Она закрепляла статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем — и как независимого государства после распада Союза. Первые 10 лет Конституция характеризовала Россию как страну «развитого социализма», что означало превращение советского государства из инструмента диктатуры пролетариата в общенародное государство, а сама диктатура трансформировалась в «ведущую роль рабочего класса». Классовый характер Конституции подчеркивался и тем, что в тексте прямо отражалась роль коммунистической партии в качестве «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций». Вместе с тем рамки «социалистической демократии» были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и места жительства. Конституция закрепила также более полный перечень прав и свобод граждан, впервые включив в него право на жилище и охрану здоровья.
Эволюция советских конституций и динамика советской системы
... поправками. Объект исследования – конституции советского периода и советская система. Предмет исследования – взаимосвязь между эволюцией советских конституций и динамикой советской системы. Хронологически рамки работы ... В.И. Лениным и последующими руководителями советского государства неизбежно корректировались. Отношение большевиков к конституции неверно было бы рассматривать изолированно ...
С 1985 года реформирование Конституции осуществлял Съезд народных депутатов. Общий смысл более пятисот поправок, которые были внесены в ее текст заключался, в основном, в отказе от «строительства коммунизма как общей цели государства» и от «руководящей роли коммунистической партии». В Конституцию также были введены нормы о приоритете прав человека и гражданина, о частной собственности, об отказе от республики Советов, о переходе на парламентскую систему, о признании принципа разделения властей, о введении поста президента и установлении местного самоуправления.
Таким образом, после введения всех поправок и изменений, Конституция 1978- го года превратилась из конституции субъекта федерации в конституцию независимого государства. Однако, необходимо отметить, что именно процесс внесения в текст конституции столь многочисленных поправок и изменений придал ей противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность служила правовой основой ожесточенного противостояния законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события октября 1993-го года. В этих условиях единственным выходом способным разрешить сложившиеся противоречия было принятие нового основного закона страны.
Действующая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993-го года.
Данный закон состоит из:
Преамбулы
Раздел первый, включающий в себя следующие главы:
·Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
·Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)
·Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)
·Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)
·Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)
·Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)
·Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)
·Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)
·Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134-137)
Раздел второй, включающий в себя заключительные и переходные положения.
Конституция — основа правовой системы республики башкортостан
... Конституции Российской Федерации. Это определено тем, что Республика Башкортостан, будучи суверенным демократическим правовым государством, является субъектом обновленной Российской Федерации. В соответствии со статьей 5 Конституции Российской федерации республика в составе Российской Федерации является государством и имеет свою Конституцию ...
Характерными чертами конституции являются также ее легитимность и стабильность. Легитимность конституции означает, что она принята нормативным путем, признана обществом или его большей частью, большинством его представителей. Это — основа демократической власти, правовой системы и политики, источник их авторитета, уважения, признания, добровольного подчинения и соблюдения правовых норм. Поэтому конституции, принятые иным путем (например, в результате дворцовых переворотов без их легитимизации) и не получившие одобрения со стороны большинства народа или его представителей, не могут быть признаны легитимными и пользоваться необходимым уважением со стороны мирового сообщества.
Стабильность отражает иное свойство конституции, состоящее в том, что ее установления, в отличие от положений многих других законов и иных правовых актов, обычно носят более устойчивый, постоянный, фундаментальный характер и не подвержены частым изменениям под влиянием временных перемен в социально-экономической и политической конъюнктурах. Стабильность конституций не означает, однако, их неизменность вообще, поскольку их реальное действие, функционирование неизбежно вызывает со временем назревшую потребность частичного обновления и совершенствования любой конституции в соответствии с серьезно изменившимися условиями, вновь обнаружившимися ее недостатками, достигнутым новым уровнем развития конституционной теории и т.д.
Как идеологический документ конституция представляет собой теоретическое выражение определенных мировоззрений, интересов, целей и идеалов, декларацию, охрану и защиту соответствующих ценностей и норм. Сегодня демократические общество и государство выдвигают и отстаивают в конституции как высшую ценность человека, его права и свободы. К числу важнейших демократических ценностей и норм относятся и институты народовластия и народного представительства, разделения властей и парламентаризма, гражданского общества и правового государства, многопартийности, политического и идеологического плюрализма, гласности и др.
Некоторые авторы отрицают какую-либо связь конституции с идеологией, ссылаясь на то, что это якобы свойственно лишь тоталитарному государству, что «конституция — вне идеологии» и что «сумма ценностей, лежащих в основе конституции демократического правового государства, находится как бы за пределами идеологического плюрализма».
. Юридические свойства Конституции Российской Федерации
Юридическими свойствами Конституции являются ее правовые признаки, как основного закона государства.
Любой правовой акт в государстве должен рассматриваться как элемент законодательно-правовой системы. Поэтому Конституции свойственны общие черты, присущие праву, а именно, её нормативность, формальная определенность, регулятивность, принудительность, системность и др. Однако конституция характеризуется и рядом весьма специфических свойств, которые выделяют её среди законодательных актов.
В отличие от обычного закона, Конституция — основной закон государства, хотя в тексте Конституции Российской Федерации об этом прямо не сказано.
Прокуратура Российской Федерации и её конституционно-правовой статус
... работе определенный взгляд на проблему конституционно-правового статуса прокуратуры в Российской Федерации. Таким образом, актуальность темы повлияла на выбор предмета курсовой работы. Предмет курсовой работы – основные положения организации прокуратуры Российской Федерации, ее система, место в системе других органов государства ...
Уже само наименование — основной закон — говорит о его особом месте в системе законов, издаваемых в государстве, в его особом значении в сравнении с любым другим законом. Следовательно, Конституция предопределяет иерархическое построение всей системы права в государстве.
Если представить себе многочисленные нормативные правовые акты в виде пирамидального целостного комплекса, то конституция займет в нем верховенствующее положение. Как в формальном, так и в материальном смысле конституция выступает в качестве правовой основы государственной и общественной жизни.
Положения конституции всегда являются первичными, учредительными. Все остальные законы в той или иной форме, тем или иным способом развивают, конкретизируют конституционные положения. Отсюда следует вывод о том, что законы, противоречащие конституции или же разработанные и принятые с нарушением установленных ею условий, объявляются недействительными. Никакой другой акт не может стать высшей юридической нормой по отношению к конституции.
Приоритет конституции обеспечивается соответствующими правовыми нормами и организационными структурами. Правовая природа конституции как основного закона в наибольшей степени характеризуется её юридическими свойствами, т.е. такими сторонами, которые обусловливают её общность и различие с другими правовыми нормами.
Одни авторы учебных пособий считают в качестве значимых юридических свойств конституции:
·Легитимность(Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства — парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, — учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти. Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.);
·Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.
·Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.
Законодательная власть в системе управления государством
... Федерации и его участие в управлении государством. Поскольку Совет Федерации — составная часть парламента, органа законодательной власти, то главное его полномочие — участие в законодательной деятельности. Согласно ст. 105 Конституции ... или на издание акта по определенному, конкретному вопросу. Такой акт подлежит контролю парламента: представляется «на стол парламента» (сдается в библиотеку, в ...
Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:
а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
·Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической).
Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.
О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.
·Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.
·Фундамент системы права.
Другие авторы к таким наиболее значимым юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относит её верховенство и стабильность.
Верховенство Конституции в системе законодательных актов обусловлено, прежде всего, её содержанием, ибо это единственный в государстве нормативный правовой акт, который охватывает своим регулированием всю систему государственно-политической организации общества. В ч.2 ст.4 Конституции РФ сказано: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Этим подчеркивается, что Конституция Российской Федерации, вместе с федеральными законами, возглавляет и скрепляет всю правовую систему государства.
Наказание по российскому уголовному праву: сущность и содержание
... неусыпной охраной государства. Хотя, разумеется, не только это является единственно-важной целью института уголовного наказания. Настоящая работа призвана осветить наиболее животрепещущие аспекты, связанные с уголовным наказанием его признаки, сущность и отличия ...
Верховенство Конституции РФ означает, что:
Во-первых, нормы Конституции являются основополагающими источниками не только государственного права, но и других отраслей права в Российской Федерации;
Во-вторых, в ч.1 ст.15 Конституции сказано, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации;
В-третьих, для системы законодательства в Российской Федерации обязателен приоритет общефедеральных конституционных и иных нормативных правовых предписаний, изданных в пределах прав Федерации, перед соответствующими актами субъектов Российской Федерации (п.5 ст.76 Конституции РФ);
В-четвертых, как основной закон государства, Конституция является юридической базой всего текущего законодательства. Это означает, что основной закон играет определяющую роль в осуществлении текущей законодательной деятельности, указывая главные направления и устанавливая конституционные принципы законодательства. Иначе говоря, Конституция является ядром правовой системы государства;
В-пятых, в ч.2 ст.15 Конституции установлено положение, в соответствии с которым органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, то они обязаны уважать Конституцию Российской Федерации и исполнять законы (ч.3 ст.62 Конституции РФ);
В-шестых, Конституции Российской Федерации не могут противоречить заключаемые государством международные договоры, они должны полностью соответствовать ей (ст.60 Конституции РФ).
Стабильность Конституции Российской Федерации, т.е. незыблемость её конституционных предписаний, обусловлена демократической природой государственного строя, устойчивостью общественных отношений. В свою очередь, стабильность Конституции обеспечивает важнейшие условия дальнейшего развития государственного и общественного строя, упорядоченности механизма осуществления властных функций.
Стабильность Конституции и в том, что её нормы, являясь юридически первичными, содержат исходный правовой материал, который затем используется при формировании предметов правового регулирования других отраслей права, сохраняя их устойчивость в течение длительного времени.
Стабильность Конституции — это также важнейшее условие легитимности власти, правопорядка и режима законности, устойчивости всей правовой системы.
Гарантиями стабильности являются особый порядок внесения в неё изменений и дополнений, особый порядок принятия новой конституции введения её в действие.
Порядок пересмотра Конституции и принятия конституционных поправок.
Стабильность Конституции не означает её неизменности. Стабильность сочетается с подвижностью, динамизмом. Это может быть обусловлено высокими темпами социально-экономического и общественно-политического развития государства и общества. Именно поэтому конституции периодически приводятся в соответствие с новыми условиями жизни государства и общества, социальной действительности.
Сущность государства и закономерности его развития
... Морозова, Ю.А. Тихомиров, В.Е. Чиркин и других учёных. Объектом исследования предмета исследования Целью дипломной работы задачи исследования: раскрыть содержание понятия «государство», изучить его сущность, социальное назначение, показать отличительные ...
В действующей Конституции Российской Федерации этому вопросу посвящена глава IX, которая называется — «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Главными являются следующие положения:
во-первых, в статье 134 Конституции определен перечень субъектов, которые могут вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. Это Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;
во-вторых, на повышение стабильности Конституции направлено и то, что её главы, выражающие концептуальную сущность Конституции, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это относится к главам: I-й — «Основы конституционного строя», II-й — «Права и свободы человека и гражданина», IX-й — «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Предложение о пересмотре этих глав требует значительной поддержки членов и депутатов обеих палат. Их число должно составить 3/5 от общего числа каждой из палат. Но и при такой ситуации поправки в эти главы не допускаются. В таком случае должно быть созвано Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего его числа ил выносится на всенародное голосование;
в-третьих, поправки в соответствии с Конституцией допускаются к главам с 3 по 8. Они принимаются в порядке, предусмотренном федеральным Конституционным законом, т.е. требуют одобрения не менее 3А от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы. Кроме того, Конституция закрепила в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органами законодательной власти не менее, чем двух третей субъектов Российской Федерации (статья 136 Конституции).
И, далее, в Федеральном законе от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституцию Российской Федерации» установлено, что после соблюдения всех требований, установленных в статье 136 Конституции, Председатель Совета Федерации направляет уже федеральный закон о поправках в Конституцию на подпись Президенту Российской Федерации и для последующего опубликования в печати;
в-четвертых, положения Конституции об её возможных изменениях (статья 137 Конституции) относятся только к нормам статьи 65 Конституции, в которой устанавливается субъектный состав Федерации и наименование субъектов. Поэтому, при изменении наименования субъекта, что, прежде всего, относится к компетенции самих субъектов, новое наименование субъекта на основании официального представления законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации включается в статью 65 Конституции Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации и учитывается при переиздании текста Конституции.
Порядок принятия новой Конституции Российской Федерации. — Конституция Российской Федерации 1993 года право принятия Конституции не относит к компетенции какого-либо государственного округа. В п. «а» статьи 71 Конституции установлено, что принятие Конституции составляет предмет исключительного ведения Российской Федерации. Принятие новой Конституции отнесено к полномочиям специального органа -Конституционного Собрания, которое только и может принять её 2/3 от общего числа своих членов, или вынести проект на всенародное голосование.
Вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации в обязательном порядке выносится на референдум Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации.
В случае референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей (ч.3 ст.135 Конституции).
При этом, в ФКЗ говорится уже не об избирателях, как в Конституции, а о «гражданах, принявших участие в голосовании». Тем самым, конституционное положение свидетельствует о том, что в Российской Федерации воспринята концепция возможного принятия Конституции особой учредительной властью — Конституционным Собранием, а не обычным органом законодательной власти, т. е. конституантой.
3. Сущность Конституции Российской Федерации
Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.
По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.
Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.
Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.
Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от «революционных» конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.
Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.
Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.
Конституции можно классифицировать по различным основаниям:
В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и не писанные — состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.
По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.
По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции.
По формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии, России, Индии, — унитарными — конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России.
В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.
Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты.
Прежде всего, необходимо отметить, что Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция было связано именно с этой ее чертой.
Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».
Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции — ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением — учредительной властью. В содержании последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.
Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому данного государства.
Важной чертой, характеризующей конституцию является особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.
Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.
Сущность Конституции Российской Федерации заключается в выражении воли народа
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что наш основной Закон выражает волю народа, в этом и заключается ее сущность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе я рассмотрела наиболее важные аспекты Конституции Российской Федерации.
Поставленная цель достигнута: изучена и проанализирована Конституции Российской Федерации: понятие, юридические свойства и сущность.
Также выполнены задачи, поставленные в соответствие с целью:
·Дано понятие Конституции: это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.
·Рассмотрены юридические свойства Конституции: наиболее значимыми юридическими свойствами являются верховенство (то есть это единственный в государстве нормативный правовой акт, который охватывает своим регулированием всю систему государственно-политической организации общества, а также законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации) и стабильность (то есть незыблемость её конституционных предписаний, обусловлена демократической природой государственного строя, устойчивостью общественных отношений).
Так же к юридическим свойствам относятся: легитимность, учредительный характер, реальность, прямое действие, программность, фундамент системы права.
·Определена сущность Конституции: одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.
Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.
Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от «революционных» конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.
Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.
Сущность Конституции Российской Федерации заключается в выражении воли народа.
конституция закон юридический
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/yuridicheskie-svoystva-konstitutsii/
Нормативные акты:
.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. № 237. 1993г.
2.Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. №5-ФКЗ » О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. ч.3 ст.37.
.Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.п.3 ст.5
Научная литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/yuridicheskie-svoystva-konstitutsii/
.Беспалый И.Т. Государственное право Российской Федерации: Учебное пособие. — Самара.: «Самарский университет», ред.2009 г.- 56 с.
.Дорохов Н.И. Конституционное (государственное) право России. Часть 1.-М.: МИЭМП, 2010.- 83 с.
.Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: учебник для ВУЗов. — М.: ЮРИСТЪ, ред. 2011г. — 98 с.
.Ключевский В.О. Исторические портреты: учебное пособие.- М.,ред. 2006г.-45с.
.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебное пособие. — М.: ЮРИСТЪ, ред.2011 г.- 189 с.
.Комарова С.А., Основы государства и права. — М.: Манускрипт, Русь-90, ред.2006.- 175 с.
.Некрасов С. И. Конституционное право Российской Федерации: конспект лекций. — М.: Юрайт-Издат, 2011. — 18 с.
.Нуденко Л.А. Конституционное право России: Учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2012. -126 с.
.Сизько И.А., Чепурнова Н.М. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: Учебно-практическое пособие. — М.: МЭ-СИ, 2007.- 184 с
.Стрекозов В.Г. Конституционное право России: Учебник для ВУЗов. — М.: Юрайт, 2011. -76 с.
.Чиркин В.Е., Основы государственной власти. — М.: Юристъ, 2003. — 112 с
.Эбзеев Б.С., Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. — М.: Закон и Право, ред. 2007.- 243 с.
Периодические издания:
1.Российская газета. № 237. 1993г.