Древняя Индия, как и другие раннеклассовые цивилизации,
Изучение шастр позволяет заметить, как по мере преобразования первобытно-общинных отношений в рабовладельческие, нравственные и религиозные начала в них сужаются, укрепляется нормативность права, расширяется сфера правового регулирования, правовые нормы формулируются все более категорично, усиливается применение принудительных средств государства, совершенствуется техника изложения юридических норм.
В настоящее время, под правом понимается совокупность обязательных правил поведения, установленных или санкционированных высшим законодательным органом власти в целях регулирования общественных отношений. Для понимания же права древней Индии необходимо прояснить понятие дхармы.
Дхарма- понятие сложное, многогранное, его нельзя перевести как закон или право. В широком смысле слова, дхарма обозначает совокупность законов, правил поведения, которым должны следовать боги, страна, варны, кулы (семьи) и т.д. (ЗМ, I,118).
В применении ко вселенной дхарма означает вечный, всеобщий, нерушимый закон, поддерживающий космический порядок и управляющий сочетанием вещей и явлений. В применении к индивиду — это нравственный долг, благочестие, моральный кодекс, т.е. совокупность нравственно- этических норм поведения. Дхарма – это также закон, которым руководствуется царь, комплекс различных обязанностей, связанных с верованиями, которые следует исполнять. Индийская традиция считает, что предусмотренные шастрами возможности поведения предопределены богами.
Боги, царь, страна, варна, отдельные семьи – все обязаны следовать своей дхарме. Дхарма могла стать общей лишь в исключительных случаях (ЗМ,I,116).
Римское право древнейшего периода. Законы 12 таблиц
... фактический отказ в повседневной правовой практике от устаревших норм Законов XII таблиц и квиритского права в целом. Итак, можно сделать вывод, что Римское право Древнейшего периода характеризуется замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером ...
Главной целью дхарма, как свод религиозно-этических норм, ставила регулирование поведения индуса — указание ему наилучшего пути достижения великой цели, открытие смысла бытия и помощь в обретении “истинной” и “абсолютной свободы”.
Соблюдение установленных норм поведения обеспечивалось как моральными, религиозными и юридическими карами, так и нравственным убеждением, поощрением должного поведения, обещаниями прижизненных и загробных благ. Нарушение дхармы влекло изменение правового статуса, следовательно, и вида наказания. Основу дхармы составляют, согласно индийской традиции, шрути (священное предание, внушенное богами), срити (священное предание, передаваемое из поколение в поколение), поведение добродетельных (т.е. брахманов и дваждырожденных, мнение которых, есть сам закон) и самоудовлетворение( активное исполнение предписанных свыше правил)
Появление первых сборников правовых норм датируется второй половиной I тыс. до н.э. Создавались эти сборники определенными брахманским школами, претендовавшими на общеиндийскую значимость. Подобные сочинения входят в разряд смрит и иногда их обозначают этим термином. Традиция называет разное число сборников-дхармашастр — 18,19, 21, иногда 36. Дхармашастры были своего рода кодексами, сборниками поучений и предписаний для членов различных социальных групп. Вместе с тем указанные тексты содержат и правовые нормы (в том числе в области уголовного и гражданского права), сложившееся в результате длительной практики государственного управления.
Дхармашастры заметно
По своей форме Законы Ману выступают как сборник религиозно- моральных наставлений, священных текстов, норм обычного права.
Для написания своей курсовой работы я выбрала тему » Преступление и наказание, судебный процесс по Законам Ману», т.к. изучение древних источников права, одним из которых и являются Законы Ману, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Законы Ману являются фактически самыми первыми законами в Древней Индии, а их составители — первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы как-то управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса — это закон. Хотя законы (в частности уголовного права) и наказания по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно почерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня.
Этикет и нормы поведения специалиста в сфере социально-культурного ...
... нормы и принципы в деятельности специалиста; Рассмотреть кодекс профессиональной этики работников; Рассмотреть принципы этики делового общения; Гипотеза исследования, Глава 1. Этика специалиста в сфере социально - культурного сервиса и туризма 1.1 Особенности происхождения этики Этика ...
Целью проведенного исследования является характеристика и анализ особенностей уголовного права и судебного процесса согласно Законам Ману. В рамках достижения поставленной в курсовой работе цели были решены
- Анализировать Законы Ману в качестве источника права Древней Индии
- Изучить теоретические аспекты и выявить природу понятий «преступление» и «наказание» согласно Законам Ману
- Выявить и дать подробную характеристику судебному процессу в Древней Индии, согласно Законам Ману.
При исследовании данной темы были применены следующие методы: аналитический, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических публикаций и статей, конкретно- исторический, обобщения.
Глава 1. Законы Ману как источник права Древней Индии
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/zakonyi-manu-pamyatnik-drevneindiyskogo-prava/
Законы Ману – один из самых известных памятников древнеиндийского права и наиболее часто используемое специалистами-индологами произведение древнеиндийской литературы. Полное название — Manavadharmasastra (sastra — откровение; dharma — разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.).
Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Название дает нам шанс четко проследить связь права и религии, характерная для всех древневосточных государств, в том числе и древнеиндийского общества, ввиду чего Законы Ману могут быть названы памятником сакрального права. По форме законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права, в нем же помещен перечень прав, обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга.
Законы Ману состоят из 12 глав, в которых содержится 2685 стихов-шлок, ритмической прозой, с целью облегчить их запоминание. Стихотворная, или, по крайней мере, ритмизированная форма изложения — характерная особенность многих древних законодательных и в особенности религиозно-законодательных сводов и текстов.
Законы Ману были переведены с санскрита в конце XVIII в., тем самым раскрыв многие непонятные до того особенности устройства древнеиндийского государства. Так здесь подробно раскрывается суть и обоснование деления общества на варны, а позднее — на касты. «Несмотря на кажущуюся бессистемность, в Законах Ману присутствует внутренняя логика, прослеживается тесная связь права с нормами религии и морали, дается религиозное обоснование правовых норм и их связь с религиозными ритуалами и обрядами».2 В главах Законов, посвященных собственно праву (главным образом VIII и IX главы), делается попытка систематизировать нормы права, при этом берутся за основу виды исков или «поводы для судебного разбирательства».
«Появление Законов Ману знаменовало
Политико-правовые учения Древней Индии
... и притчи. Древнейшие правовые предписания являлись одновременно общемировоззренческими принципами (законами всего мира), религиозными заповедями и моральными предписаниями. В полном соответствии с этой традицией политические и правовые учения ... за пределами этих учений. Ведущими направлениями в идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Философия права Древней Индии была менее подвержена ...
Содержание Законов Ману
«На процесс образования 4 сословий воздействовали многие обстоятельства- особенности родоплеменных отношений, этнические и религиозные различия, но в первую очередь факторы общественно-экономического развития. Решающим фактором в возникновении оформленной иерархической системы варн было усиление социального неравенства, которое привело к выделению знати, захватившей функции, которые обеспечивали ей соответствующий статус».4 Версия происхождения варн представлена в Законах Ману. Согласно ей, варны произошли от мифических великих риши — сыновей Ману, бывшего в свою очередь, сыном Брахмы: брахманы — от КАви(Бхригу), кшатрии- от Ангираса, вайшьи- от Пуластьи, шудры- от Васиштхи.
Огромную роль в древней индии играли стоявшие на вершине иерархической лестнице брахманы (brahmana- «знающий священное учение»).
Они оказывали большое влияние на все стороны общественной и социальной жизни общества: являлись советниками царя в государственных делах, участвовали в отправлении правосудия, давали рекомендации не только царю, но и его сановникам, хранили и толковали законы. Брахманы были хранителями ритуально-мифологической памяти и организаторами культовых обрядов.
Вторым господствующим классом были кшатрии (ksatia-«наделенный могуществом»), в руках которых была сосредоточена политическая власть. Из этой Варны происходили цари, воины, чиновники.
Третье место в системе варн занимали вайшьи (vaisya-свободный общинник).
Это были свободные крестьяне-общинники, основные производители материальных благ, но ограниченные в политических правах.
Самый низший класс-сословие составляли шудры. Основными причинами выделения этой варны явились: увеличение числа лиц, потерявших экономическую самостоятельность; развитие ремесла, занятие которым, по мере его специализации, становилось уделом разорившихся соплеменников, утративших прежний гражданский статус. Шудры были ограничены не только в политических правах, но и в хозяйственной жизни. Ограничение их прав заключалось в следующем: они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании, не проходили обряда посвящения – «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дваждырожденными» (двиджати).
Шудры являлись «единождырожденными». В Законах Ману сказано: «Брахманы, кшатрии и вайшьи — три варны дваждырожденных, четвертые же – шудры- рожденные один раз; пятой же нет».
Большинство представителей этой Варны составляли жители покоренных племен, составляющие роль слуг. Шудры жили ремеслами, актерством , могли иметь только одну жену . В целом эта варна не представляла собой однородную общественную среду: в нее включалось неполноправное население.
Судебно-правовая система Древней Индии (Законы Ману)
... варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. В Законах Ману об этом сказано: «Брахманы, кшатрии и вайшьи — три варны дваждырожденных (санскр. «двиджати»), четвертые же — шудры — рожденные один раз; ... что не установлено ни полного количества дхармашастр, писавшихся и распространявшихся в Древней Индии в течение столетий, ни точного времени их появления. Они содержали материалы ...
Это закрепленное деление практически всегда отражало реальное положение человека в системе общественного производства и распределения продукта. Права, обязанности и тяжесть наказания тоже определялись в зависимости от принадлежности к той или иной варне.
Законы Ману пользовались большим авторитетом у индийцев как в древности, так и в средние века. Они часто цитировались в средневековых сборниках обычного права — нибандхах, представляющих собой не просто свод правил поведения, извлеченных из древнеиндийских шастр, но и их юридический разбор».Законы Ману в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. Однако то обстоятельство, что комментаторов отделяли от времени составления Законов Ману многие века, что они жили в эпоху с иными общественными условиями и воззрениями, не могло не наложить отпечатка на их деятельность».5 При толковании отдельных стихов сборника, мнения комментаторов редко бывают схожими. Однако работы средневековых индийских комментаторов (в частности Медхатитхи и Куллюкабаты) имеют огромное значение – без них многие стихи Законов Ману оказались бы совершенно непонятными.