Организация потребительского кредитования

Банк – это кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. [1]

В России на сегодняшний день самыми активными операторами рынка потребительского кредитования являются банки. Потребительское кредитование часто называют «самой демократичной» банковской услугой. Потребительский кредит представляет собой продажу торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставление банком ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера. [2]

Потребительская услуга банка становиться все более необходимым условием жизни населения, она позволяет решить многие задачи. Но кредитование населения сталкивается с множеством проблем, и в первую очередь недоверием со стороны клиентов, что и является актуальностью изучения данной темы.

Исходя из актуальности темы, цель данной работы — проанализировать кредитное поведение россиян и выявить основные тенденции развития потребительского кредитования и факторы, сдерживающие его потенциал.

Объект исследования – население, пользующиеся данным видом банковского продукта, используя заемные средства для удовлетворения потребительских нужд.

Предмет исследования — процесс организации выдачи и погашения потребительского кредитования, рассмотренный на примере проведения потребительского кредитования в учреждениях ООО КБ «Мегаполис»

Гипотеза: потребительское кредитование будет успешным при условии доверительных отношений между кредиторами и заемщиками, посредством установления положительной процентной ставки.

Для достижения указанной цели и выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретические аспекты проведения потребительского кредитования;
  • проанализировать процесс организации выдачи и погашения потребительского кредита;
  • провести анализ динамики потребительского кредитования.

На основе цели и задач можно провести следующие методы исследования: провести анализ имеющихся источников; наблюдение за организацией потребительского кредитования; провести беседу с сотрудниками банка по поводу выдачи заемных средств физическим лицам; на основе графиков и расчетов провести обработку данных.

3 стр., 1270 слов

Потребительский кредит

... 23. Годовникова А.М. Некоторые актуальные теоретические и правовые аспекты договора потребительского кредитования // Юрист. – 2016. – № 24. – С. ... Сущность и значение потребительского кредита в экономике // Экспериментальные и теоретические исследования в XXI веке: ... работа по изъятию квартир за долги // Жилищное право. – 2019. – № 9. – С. 69 - 82. 20. Варфоломеева Л.Н., Рудых Е.С. Потребительский ...

Выполнение банковских операций с широкой клиентурой важная особенность современных банков, имеющих развитую кредитную систему. Кредитные операции служат важным доходообразующим фактором в деятельности российских банков.

Посредничество в кредите банк осуществляет путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц.

Для того чтобы грамотно подойти к предмету исследования, было изучено множество литературы. В нее входили, как и специальные издания для вузов, журналы для профессионалов банковского дела, так и литература, созданная для широкого круга лиц, пособия для возможных пользователей потребительским кредитом. Также были проработаны новейшие информационные программы, типа «Гарант» и «Консультант». ООО КБ «Мегаполис» была предоставлена финансовая информация его деятельности, на основании которой были произведены необходимые для исследования расчеты.

Главная задача банка – это забота о своих клиентах, которая выражается в том, что разработанная система кредитования населения обусловлена его целями и направлена, прежде всего, на создание условий для реализации потребностей каждого гражданина в таких вопросах, как приобретение, строительство и реконструкция жилья, обучение, приобретение мебели, бытовой техники и многое другое, что и составляет практическую значимость данного исследования. Кредитование населения является одной из перспективных в сфере предоставляемых банком услуг, которая с каждым годом должно получать наибольшее распространение и развитие.

1. Теоретические основы потребительского кредитования

1.1 Общая характеристика потребительского кредитования

Кредит (От лат. Credere — верить) — доверие, которым пользуется данное лицо, общество или государство в имущественном отношении. Конечно, экономическое понятие кредита намного объёмнее и сложнее, но именно доверие является основой кредитных отношений.[1]

На сегодняшний день существует ряд трактовок понятия кредита, но унифицированным в них считается определение кредита как сделки юридических и физических лиц о предоставлении одной стороной другой определенной суммы денежных средств (иногда имущества) на условиях платности, возвратности и срочности. Эти условия и являются основными принципами кредитования. Принципы кредитования — принципы, на основе которых принято предоставлять кредит заемщику. Определяющими принципами кредитования являются также обеспеченность кредита, дифференциация кредитов (кредитоспособность заемщика), целевое назначение. Коротко рассмотрим их.

Возвратность — принцип финансовых, денежных отношений, согласно которому кредитные средства, полученные заемщиком во временное пользование, подлежат обязательному и своевременному возврату кредитору, владельцу средств.

Платность — принцип, выражающий необходимость не только прямого возврата заемщиком полученных кредитных ресурсов, но и оплаты их использования.

19 стр., 9453 слов

Восстановление объектов основных средств

... с которыми в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств изменяется их первоначальная стоимость. К достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, ... в размере фактических затрат. Однако при отнесении работ, связанных с восстановлением ОС, к ремонту (текущему, среднему, капитальному) или модернизации (реконструкции) ...

Срочность кредита — соблюдение сроков возврата кредитных средств, полученных заёмщиком.

Дифференциация кредитов — принцип, определяющий дифференцированный подход со стороны кредитной организации к различным категориям потенциальных заемщиков. Практическая реализация его может зависеть как от индивидуальных интересов конкретного банка, так и от проводимой государством централизованной политики поддержки отдельных отраслей или сфер деятельности (например, малого бизнеса) [2]

Принцип обеспеченности кредита выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств и находит практическое выражение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или под финансовые гарантии.

Принцип целевого назначения распространяется на большинство видов кредитных операций, выражая необходимость целевого использования средств, полученных от кредитора. Находит практическое выражение в соответствующем разделе кредитного договора, устанавливающего конкретную цель выдаваемой ссуды, а также в процессе банковского контроля за соблюдением этого условия заемщиком. Нарушение данного обязательства может стать основанием для досрочного отзыва кредита или введения штрафного (повышенного) ссудного процента.[4]

Субъектами кредитования являются кредитор и заемщик.

Кредитор – банк или иная кредитная организация, предоставляющая денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором. Заемщик – субъект кредитных отношений, получающий средства в пользование (в кредит) и обязанный их возвратить в установленный cpoк. Объект кредитования – предмет, по поводу которого совершается кредитная сделка, то есть цель кредита. Могут быть как товары, так и деньги. Цель кредита выражает временную потребность заемщика в дополнительных платежных средствах. Объекты кредитования классифицируются в зависимости от их количества в кредитуемом мероприятии и обособленности от других объектов (совокупные и частные) и в зависимости от их характерности для различных отраслей хозяйства (общие и специфичные).

Совокупные объекты кредитования – объекты, не обособленные друг от друга, а объединенные в один (общий, совокупный) объект, например, строительство жилого дома, весенне-полевые работы, временной разрыв в платежном обороте и т.п.

Частные объекты кредитования – конкретные объекты, например, легковой автомобиль, определенный вид сырья, горючее и т.п.

Общие объекты кредитования – объекты, характерные для всех отраслей хозяйства, например, покупка недвижимости, пополнение оборотных средств, затраты на выплату заработной платы и т.д.

Специфичные объекты кредитования – объекты, характерные для конкретных отраслей хозяйства, например, молодняк скота, семена, минеральные удобрения (для сельскохозяйственных предприятий); торговое оборудование (для торговых организаций) и т.п.[5]