Международный договор как основной источник международного права

Государства с древнейших времен определяли свои права и обязанности путем заключения договоров. Документы Древнего мира свидетельствуют о нравственной вседозволенности в межгосударственных отношениях того времени. Раньше такие нормы носили обычно-правовой характер. В частности, в древнейших нормативно-правовых и договорных актах Древней Месопотамии и Армянского нагорья, Египта и Древнего Китая, древнеиндийских Законах Ману, в договорах между Хайаским (армянским) царем (XIV в до н.э.) и царем Хеттской державы и другие относительно мирных договоров говорилось, что они должны заключаться с равными или более сильными царями, а на слабого — надо нападать. Одновременно отмечалось, что “враг — это ваш сосед…” поэтому войны в истории были повседневным явлением. Только в результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, устанавливающие порядок заключения, применения, толкования и прекращения действия договоров [27, с.7].

Следует отметить, что длительное время единственным источником права международных договоров являлись обычаи и традиции народов мира . Первый акт в области права международных договоров был принят в 1928 году на Конференции американских государств, который действовал лишь в Латинской Америке — это Гаванская конвенция о договорах 1928 года.

В 1968-1969 годах в Вене состоялась конференция, созванная в целях кодификации и прогрессивного развития права международных договоров. Результатом конференции явилась Венская конвенция о праве международных договоров (далее — Венская конвенция 1969 года), которая вступила в силу в 1980 году (СССР в свое время присоединился к данной Конвенции в 1986 году).

В 1978 году была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, кодифицировавшая соответствующие обычные международно-правовые нормы. Эта Конвенция вступила в силу 6 ноября 1996г.

Кроме норм права международных договоров определенное значение имеют нормы национального права, устанавливающие внутригосударственный порядок заключения и обеспечения выполнения международных договоров. Такие нормы содержатся, как правило, в конституциях либо в специальных законах. В частности, в Республике Беларусь действует Закон “О международных договорах Республики Беларусь” [7].

Конвенции кодифицировали не все действующие обычные нормы в области права международных договоров. В частности, не подверглись кодификации обычные нормы, касающиеся влияния войны на международные договоры. Поэтому наравне с договорными нормами продолжают действовать и обычные нормы.

2 стр., 871 слов

Международный договор. Международное частное право

... внутреннего права в соответствие со своими международными обязательствами» . В юридической доктрине проблема применения норм международного договора в национальном праве вызывает острые дискуссии. 1. С одной стороны, международно-правовые нормы, регулирующие международные частноправовые отношения, сохраняют все изначальные свойства норм международного права. ...

В современных условиях международный договор должен стать основным инструментом правового регулирования международных отношений. Вот почему сегодня уделяется так много внимания вопросам реализации конкретных форм международных договоров, что определяет актуальность данной темы.

  • Цель данной работы состоит в том, что она предусматривает изучение и описание форм и правовых основ международного договора. В соответствии с этой целью выделены следующие основные задачи данной работы: даём определение понятию «международный договор», как соглашению между субъектами международного права, раскрываем объект, цель, классификацию, структуру и содержание;
  • изучение основных форм заключения, исполнения и прекращения международного договора;
  • исследование основной формы применения международных договоров Республики Беларусь;
  • анализ форм и юридической значимости международных договоров Республики Беларусь;
  • выработка предложений и рекомендаций в сфере заключения, ратификации, исполнения и денонсации международных договоров.

Объектом исследования является само право международных договоров. Предмет составляют международно-правовые нормы и нормы национального законодательства, составляющие специфику заключения, исполнения и прекращения международного договора.

Методологическую основу данной работы составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.) и прикладные методы (метод сравнения).

В качестве теоретической базы были исследованы нормативно-правовые акты национального и международного законодательств, специализированные периодические печатные издания, учебная литература, а также работы таких ученых как Ю.М.Колосов, И.И.Лукашук, Г.И.Тункин, А.Н. Талалаев, М.Н.Ляхс, В.М.Шуршалов и др.

Структура дипломной работы состоит из введения, трёх глав, включающих одиннадцать подглав, а также заключения и списка используемых источников.

Во введении раскрывается актуальность темы, цель и основные задачи настоящей работы, объект исследования, указывается методологическая и теоретическая основа исследований.

В первой главе рассматривается понятие международного договора, основной субъект в международно-договорном праве, классификация международных договоров, их содержание и структура, а также роль государства, как субъекта международного договора.

В последующих главах раскрывается содержание заключения, применения, прекращение и приостановление письменных форм международных договоров, а также их юридическая значимость в правовой системе Республики Беларусь и других государствах. Завершается работа заключением и списком используемых источников.

Теоретическая и практическая ценность работы заключается в результатах, полученных при решении ее основных задач.

Глава 1. Международный договор как соглашение субъектов международного права

1.1 Понятие, объект, цели и классификация международного договора

Большинство юристов определяют международный договор как соглашение. Термин «договор», — писал Г.Тункин в своем проекте Кодекса международного права, — означает письменное соглашение между двумя или более нациями для установления или отмены акта, создающего, прекращающего или другим образом затрагивающего международное право или отношение 40, с.15. А.Тиковенко определял международные договоры как «соглашения между народами, имеющими своим предметом установление, регулирование или прекращение какой-либо юридической связи или международного отношения»39,с.46. По мнению Л.Павловой, «международный договор — это соглашение двух или нескольких государств относительно государственных верховных прав, с целью установления, определения, изменения или прекращения политического или юридического отношения между ними»31. с.6.

16 стр., 7537 слов

Договор франшизы. Права и обязанности сторон

... уже было отмечено выше, договор является важнейшим основанием возникновения обязательства. Под договором в праве стран континентальной Европы понимается соглашение, направленное на установление, прекращение или изменение прав и обязанностей (ст. ...

М.Ляхс писал, что «международно-правовой договор есть соглашение воль, состоявшееся между двумя или несколькими государствами относительно государственных верховных прав» 29, с.134.

Представляет интерес определение юриста М.Машуановой, понимающей международный договор как соглашение не только между государствами, но и вообще субъектами международного права: «Международный договор есть сознательное и добровольное объединение согласующихся волеизъявлений по меньшей мере двух субъектов международного права, которое направлено на возникновение, изменение и отмену правовых отношении»30, с.36. Наиболее полным из всех вышеперечисленных определений международного договора является определение, данное английским юристом Дж. Фицморисом в его первом докладе, представленном в Комиссию международного права на VIII сессии в 1956 году: «Договор есть международное соглашение, воплощенное в единый формальный акт (независимо от его названия, титула или обозначения), заключенное между сторонами, две или все из которых являются субъектами международного права, обладающими международной правосубъектностью и правоспособностью заключения международных договоров, имеющее целью создавать права и обязанности или устанавливать отношения, регулируемые международным правом» 33, с.288.

В целом, приведенные определения международного договора содержат положения о том, что международный договор есть соглашение или согласованное волеизъявление государств и других субъектов международного права.

Под международным договором, как следует из Венской конвенции от 21 марта 1986 года и Венской конвенции от 23 мая 1969 года, понимается регулируемое международным правом соглашение, заключенное между государствами и другими субъектами международного права в письменной форме [1], независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования [2].

Такое же понятие содержится и в белорусском законодательстве: международный договор Республики Беларусь — межгосударственный или межправительственный договор, заключенный в письменной форме с иностранным государством или государствами, с правительством иностранного государства или правительствами иностранных государств либо с международной организацией или международными организациями, который регулируется международным правом независимо от того, содержится договор в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования и способа заключения (договор, соглашение, конвенция, решение, пакт, протокол, обмен письмами или нотами и другие) [8,с.3]. Хотя в Конвенциях говорится лишь о договорах в письменной форме, это не означает, что государства не могут заключать договоры в устной форме и распространить на них действие.

Договорами в международно-правовом смысле выступают только соглашения между субъектами международного права. К таким договорам не относятся соглашения, заключаемые международными транснациональными компаниями с какими-либо государствами. Международными договорами не могут считаться и такие международные акты в письменной форме, которые вполне могут напоминать договоры. В качестве примера можно назвать Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года и Парижскую хартию для Новой Европы 1990 года. Как следует из содержания этих актов, государства-участники не пожелали придать им форму договоров. В частности, названные акты не подлежали регистрации в Секретариате ООН, хотя такая регистрация и является обязанностью членов ООН, что предусмотрено Уставом этой организации. Международным договором является соглашение, которое может содержаться в двух или более связанных между собой документах. В качестве примеров таких договоров являются соглашения, заключенные путем обмена нотами или письмами или путем принятия международными организациями параллельных резолюций.

5 стр., 2141 слов

Договоры и соглашения в системе социальной защиты населения

... т.д. Все договоры и соглашения в системе социальной защиты по сфере действия могут быть разделены на международные и внутригосударственные. В соответствии с Конституцией, общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры, ратифицированные Российской ...

Международный договор — это явно выраженное соглашение воль субъектов международного права, прежде всего и главным образом государств, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их отношения путем создания взаимных прав и обязанностей в соответствии с основными принципами международного права.

Это определение отражает прежде всего юридическую сущность международного договора как волевого акта соглашения его участников, а также включает другие элементы, составляющие понятие «международный договор. К ним относятся: субъекты международного договора, его объект, который не должен противоречить основным принципам международного права; его специфическая форма, которая отличает договор от других источников международного права.

В отличие от других государственных актов, международный договор предполагает наличие в нем волеизъявления по крайней мере двух субъектов международного права, причем эти волеизъявления в договорах существуют не изолированно друг от друга, а являются согласованными, т.е. одинаково направленными на одну определенную цель и объект воли. Такие согласованные и взаимосвязанные волеизъявления называются соглашениями. Соглашение составляет юридическую сущность международного договора. Без соглашения, даже при наличии внешней договорной формы, нет международного договора.

С другой стороны, соглашения между государствами не обязательно воплощаются в международных договорах. Они могут приобретать форму международного обычая как молчаливого соглашения государств или быть выраженными в других формах, не относящихся к этим двум видам.

Соглашение в международном договоре достигается в результате уступок и взаимных признаний интересов договаривающихся сторон, т.е. компромиссов. В условиях сосуществования государств, противоположных общественных систем такие компромиссы неизбежны. Само мирное сосуществование предполагает компромиссы, взаимные уступки, взаимный учет интересов 3, с.12.

Объект и цель международного договора

Вопрос об объектах международного договора имеет важное значение, поскольку, как и субъект, объект является обязательным элементом международно-договорный правоотношений. Разными учеными были высказать различные точки зрения по этому вопросу. Так, И.И.Лукашук, например, считает, что объектами международного договора является все, что принадлежит к области международных отношений 27, с.85. В.М. Шуршалов относит к объектам международного права и международных договоров материальные и нематериальные блага, достижение которых немыслимо силами одного государства (мир, международная безопасность, международная торговля, культурное сотрудничество).

22 стр., 10501 слов

По предмету «Право» : «Договор дарения»

... сменилось несколько экономических эпох советского государства. Разным также было отношения к гражданскому законодательству и договору дарения в целом. Как отмечалось ... Договор дарения является одним из старейших договоров гражданского права. Еще со времен римского права дарение признавалось одним из оснований возникновения права собственности. В римском праве, под дарением, признавался договор, ...

Он исключает из этих объектов внутренние дела государств, хотя понятие их не дает и отрицает правильно, что объектом международного права в правоотношениях являются международные отношения. В то же время он не считает объектами международного права территорию, действия или воздержание от действий 42, с.140. Напротив, Ю.М.Колосов под объектом международно-правового отношения понимает «все то, по поводу чего субъекты права вступают в правоотношения между собой на основе общепризнанных принципов и норм международного права». От уточняет, что эти объекты могут быть трех видов: 1) территория (например, в мирных договорах); 2) действия (например, в договорах о союзе, взаимопомощи и т.п.); 3) воздержание от действий (например, в патах о ненападении, о нейтралитете) 22,с.140. А.Н. Талалаев считает это определение недостаточным и не вскрывающем специфику объекта международно-правовых отношений. По его мнению, в понятие объекта международного права непременно включают такие вопросы, которые: 1) входят в компетенцию высшей государственной власти, т.е. в сферу государственного суверенитета, и 2) определяются в порядке разграничения и согласования высшей государственной компетенции или сферы государственного суверенитета двух или большего числа государств на основе их взаимного соглашения. С этой точки зрения территория является объектом международного права не как вещь, не как земля, а как территориальное верховенство, включая и юрисдикцию над населением данной территории 35,с.77. Недостатком многих определений является прежде всего то, что в них смешиваются понятия объекта права в правоотношении и объекта правового регулирования. По сути дела любой вопрос может стать объектом международного права и таким образом перестать находиться во внутренней компетенции договаривающихся государств. Вопрос об объекте международных договоров затрагивался и в Комиссии международного права ООН при рассмотрении вопроса об определении понятия международного договора. Дело в том, что многие юристы считали, что соглашения между государствами не являются международно-правовыми договорами, если их объектами являются объекты гражданских сделок или если субъекты этих соглашений — государства, выступающие как гражданские частные лица.

Таким образом, при определении природы договора, является ли он частным или международно-правовым, решающее значение имеет не объект договора, а его субъекты [24, с.12]. Поскольку объектами международного договора являются все объекты договорных международно-правовых отношений, для правильного определения понятия объекта международного договора нужно установить сначала понятие объекта правоотношения вообще и международно-правового отношения в особенности. Прежде всего, объект международно-правового отношения не следует смешивать с объектом регулирования международного права как совокупности норм. Очевидно, что объектом регулирования международного права и международных договоров являются определенные международные отношения. Нельзя согласиться с теми юристами, которые проблему объекта ограничивают вопросом об объекте регулирования международного права и международных договоров, объект же договорного международно-правового отношения не рассматривают вовсе. Между тем этот вопрос представляет особый теоретический и практический интерес. С точки зрения общей теории государства и права, наиболее правильное решение вопроса о понятии объекта международно-правового отношения дано профессором Ф.И.Кожевниковым. Однако в его определении недостаточно выявлена специфика этого объекта, в частности не подчеркнуто, что при решении данного вопроса необходимо учитывать прежде всего принципы уважения государственного суверенитета и невмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. Учитывая эти принципы международного права и все вышесказанное, можно дать следующее определение объектов международных договоров: это все, о чем субъекты международного права договариваются между собой (материальные или нематериальные блага, действия и воздержание от действий) в соответствии с основными принципами международного права, прежде всего с учетом принципа невмешательства и суверенитета государств 27, с.93. Для большей конкретизации этого определения нужно выяснить, какие вопросы, дела или объекты составляют внутреннюю компетенцию государств. Это положение требует специального глубокого рассмотрения. Можно назвать некоторые вопросы, которые бесспорно относятся к внутренним. Это такие вопросы, как социально-экономический строй государства, формы государственного устройства, планирование народного хозяйства, государственный бюджет, финансовая система, государственная безопасность, оборона и др.

4 стр., 1621 слов

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров

... нормами российского гражданского законодательства. С 01.09.1991г. на территории РФ применяется Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров. Правовой эффект участия в Конвенции состоит в том, что её положения становятся частью национального права государства - участн

Есть такие внутренние «дела», которые представляют собой общественно-социальные явления: это социально-экономический строй, забастовки, национально-освободительная борьба. Такие явления составляют исключительно внутреннюю компетенцию народов и наций, и поэтому они никогда не могут быть объектами международного права и международных договоров. Другие же вопросы, которые входят во внутреннюю компетенцию государств, могут быть объектами международных договоров, но в определенных пределах — при условии уважения суверенитета государств, соблюдения принципов добровольности и взаимности. Так, международные договоры об обмене почтовыми посылками, о телеграфных, телефонных и железнодорожных сообщениях, договоры, затрагивающие правовое положение тех или иных категорий населения, в частности права иностранцев, имеют своими объектами и вопросы, входящие во внутреннюю компетенцию договаривающихся государств.

Планирование народного хозяйства, являющееся внутренним делом государства, в то же время может быть объектом международных договоров. Отказаться от одностороннего регулирования какого-либо внутреннего вопроса с целью установления в данном вопросе согласованности или взаимности действий нескольких государств — это суверенное право государств. Однако тот факт, что некоторые внутренние дела становятся объектом международных договоров, не означает, что они перестают быть по существу входящими во внутреннюю компетенцию государств [23, с.22]. Таким образом, в понятие объектов международных договоров включаются не только международные вопросы, но и вообще все вопросы, решение которых представляет для договаривающихся субъектов общий интерес, при условии соблюдения принципов уважения государственного суверенитета, невмешательства и др. принципов международного права. Развитие международных отношений, укрепление связей между различными государствами неизбежно влечет за собой увеличение числа объектов международных договоров.

9 стр., 4012 слов

Международное гуманитарное право

... состояние войны. Только подписание мирного договора полностью восстанавливает мир и определяет правовое положение субъектов международного права. Настоящее исследование не охватывает всех существующих проблем международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных ...

На протяжении последних лет международные договоры в большом числе заключаются по вопросам транспорта и связи, здравоохранения и правовой помощи, культуры и науки, в области экономических и политических отношений, законов и обычаев войны и т.д. Все эти объекты можно разделить на политические, экономические и административно-правовые. В соответствии с ними можно различать три большие группы международных договоров: политические, экономические и административно-правовые. Большое значение объект международного договора имеет и для определения круга вопросов и отношений, на которые распространяется данный договор, поэтому международный договор регулирует лишь те вопросы, по которым его субъекты договаривались между собой, на которые была направлена воля сторон. Необходимо отметить, что от объекта нужно отличать цель в международном договоре. Цель международного договора — это не что-то внешнее и стоящее над договором, а та конкретная цель, на которую направлены согласованные воли субъектов, заключивших данный договор. Договорная цель — это то, чего хотят достичь государства в результате действия международного договора 27, с.98. В договорной цели находит свое проявление служебная роль международного договора. Цель международного договора чаше всего указывается в его преамбуле, где иногда после изложения общей цели прямо указывается, что стороны «с этой целью решили заключить настоящий договор». Иногда цель международного договора формулируется в основной его части. В Уставе Организации Объединенных Наций, например, цели ООН изложены как в его Преамбуле, так и в ст.1. Изложение целей в Преамбуле ведется в более торжественной форме. В ней также указываются средства, которые должны быть применены для достижения этих целей. Формулируемая в договорах цель является совместной целью, которая есть результат соглашения субъектов международного договора. Эта совместная цель имеет исключительно большое значение. Она определяет и помогает лучше уяснить сам предмет международного договора и его содержание. В случае неясности и сомнений в отдельных формулировках текста международного договора они должны толковаться в соответствии с целью, ради которой международный договор был заключен. Оговорки отдельных государств не должны противоречить совместной цели международного договора [19, с.12]. Классификация международных договоров.

Классификация международных договоров относится к числу сложных и до сих пор нерешенных проблем науки международного права. Отсюда само собой понятна полезность теоретического исследования данного вопроса. В науке о международном праве довольно обстоятельную классификацию договоров попытался дать еще Гуго Гроций. В своей работе «О праве войны и мира» Гроций делит международные договоры на две группы: а) на договоры, которыми определяются обязательства, сами собой вытекающие из естественного права и б) договоры, дополняющие эти обязательства, известные естественному праву, новыми обязательствами, не известными ему. Такое деление международных договоров вытекает из более общей посылки — деления Гроцием всего международного права на ius naturale (естественное право) и ius voluntarium (добровольное право); при этом нормы естественного права представляются как нечто неизменное, независимое от человеческой деятельности, и трактуются автором как должное и обязательное к исполнению.

3 стр., 1334 слов

Соотношение международного и национального права

... взаимосвязанности международного и внутригосударственного права в современном мире проявляется в увеличении числа международных договоров и национально-правовых ... международных и межэтнических конфликтов. Данная курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. В процессе написания данной работы я раскрыла понятие международного права, его форм и ...

Другую точку зрения о классификации международных договоров высказывали Бергбом, Трипель, а из числа русских ученых — Н.М.Коркунов, С.А.Котляровский и Н.А.Захаров. Они делили международные договоры на две категории: 1) Нормоустанавливающие или правоустанавливающие договоры и 2) Договоры-сделки, которые заключаются в пределах существующих международно-правовых норм. Деля международные договоры таким образом, Бергбом и Трипель исходили из того, что при заключении соглашений воля контрагентов не всегда тождественна. Различие воль и интересов, говорили они, ведет к возникновению прав и обязанностей. Договоры, устанавливающие права и обязанности, выступают как юридическая сделка, а потому не могут рассматриваться в качестве источника международного права. Но существует такая категория соглашений, где контрагенты выступают с тождественными интересами, единой волей, с общим стремлением.

Подчинение государства созданной таким образом норме есть подчинение своей суверенной воле. Последнюю категорию договоров Бергбом и Трипель рассматривают в качестве источника международного права. Следует отметить, что русские ученые (Коркунов, Захаров и др.), соглашаясь с делением договоров на правоустанавливающие и договоры-сделки, не разделяли мнения о том, что только первые можно рассматривать в качестве источника международного права. Одинаковым источником они считали и договоры-сделки. Руссо считает единственно приемлемой классификацию договоров по различию в материальном смысле — правообразующий договор (закон) и договор-сделка.

Гефтер делит международные договоры на три вида: а) договоры установительные, на основании которых государства приобретают известные права (договор о границах, о займе и т.д.); б) договоры определительные, которыми регулируются политические и социальные отношения государств (соглашения, регулирующие взаимные отношения государств); в) Договоры о товариществе и союзах, обязывающие государства к общим действиям ради достижения определенной цели. Прежде всего бросается в глаза непоследовательность данной классификации. Известно, что не только установительные, но и все другие договоры создают определенные права и полагают обязанности. Поэтому нет оснований для выделения особой группы установительных договоров. Еще более неопределенна группа определительных договоров, регулирующих политические и социальные отношения. Русский ученый М.Капустин сделал попытку дать классификацию международных договоров, как он выразился, «по главным предметам международных отношений». В этой связи он разбивает все договоры на четыре группы: а) договоры, имеющие цель обеспечить силу государства и его самостоятельность (договоры о союзах и гарантиях); б) договоры, касающиеся религиозных интересов народа (конкордаты); в) договоры, обеспечивающие отправление правосудия (о выдаче преступников, о взаимной помощи судебных и следственных органов и т.д.; г) договоры, заключаемые с целью «охранения и развития материальных интересов народа».

Если, например, первую группу договоров мы отнесем к разряду политических соглашений, то данная группа не исчерпывается союзами и гарантийными договорами. Сужено и обеднено понятие третьей группы договоров, т.к. все сведено к задачам сторон в отправлении правосудия. Четвертый вид договоров совсем лишен определенности: в эту категорию могут быть отнесены и политические, и экономические, и другие договоры, ввиду того, что все они могут рассматриваться, как заключенные с целью «охранения и развития материальных интересов народа». Что касается конкордатов, то они вообще не могут рассматриваться как договоры международные, а потому их нельзя считать какой-то особой группой договоров [38, с.85]. Довольно неясную классификацию международных договоров дал А.Стоянов. Он делит международные договоры на четыре группы: а) договоры между государствами от имени наций; б) личные, дипломатические договоры, заключенные от имени правителей; в) договоры и соглашения правительств с частными и юридическими лицами, подданными других государств; г) договоры между подданными различных государств. Легко заметить, что из названных четырех групп договоров международно-правовое значение имеет только первая группа. Отсюда можно сделать вывод, что А.Стоянов, по существу, не дал никакой классификации. Более того, вторая, третья и четверная группы договоров дают основания полагать, что А.Стоянов признавал правосубъектность личности в международных отношениях.

11 стр., 5366 слов

Понятие международного экологического права. Международные экологические ...

... международного экологического права, его исполнимости и определение мер стимулирования государств к исполнению права. II. Международные экологические правоотношения Международные экологические правоотношения — урегулированные правом отношения между государствами и иными субъектами международного права по поводу взаимодействия человека, народов, международного ...

Это, однако, несостоятельно в научном отношении. Интересная классификация международных договоров дана итальянским ученым Лаги. Этот автор различает три категории международных договоров: а) договоры политические (о мире, союзах, нейтралитете, гарантиях, уступках территории, пограничные, капитуляции, перемирии и др.); б) договоры экономические (торговые, навигационные, почтовые, телеграфные, монетные, таможенные и др.); в) договоры судебные, или юридические (консульские, о выдаче преступников, об исполнении решений иностранных судов и др.).

Несмотря на некоторые недостатки классификации договоров, предложенной Лаги, она представляется в научном отношении наиболее удачной. По числу участников соглашения договоры можно разделить на двусторонние и многосторонние. Двусторонними являются договоры, в которых участвуют два государства. «Двусторонний международный договор — международный договор, заключенный двумя договаривающимися сторонами» [2, с.1]. Двусторонними могут быть и такие договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой — несколько (например, мирные договоры 1947г.).

«Многосторонний международный договор — международный договор, заключенный несколькими договаривающимися сторонами» [2, с.1]. Многосторонние договоры подразделяются на договоры универсальные (общие) и договоры с ограниченным числом участников. К универсальным договорам относятся договоры, в которых участвуют и могут участвовать все субъекты международного права. Объект таких договоров представляет интерес для всех субъектов международного права. Договоры с ограниченным числом участников, которые называются региональными, или партикулярными, это такие договоры, число участников которых ограничено. К первому виду договоров относятся, например, Венские конвенции 1969г. и 1986г., а ко второму — Римский договор о создании ЕЭС 1957г. Наконец, по предметному содержанию международные договоры могут иметь самую разнообразную номенклатуру. Ф.И.Кожевников, например, придерживается классификации международных договоров по двум направлениям: во-первых, деление международных договоров по числу участников соглашения, в этой связи различают договоры двусторонние и многосторонние; во-вторых, деление международных договоров по предметному содержанию, автором приведено восемь групп договоров с учетом этого признака, но подобных групп можно привести еще несколько.

Необходимо различать договоры правомерные и противоправные, т.е. соответствующие международному праву или противоречащие ему. Первая группа договоров — это источники международного права, основа укрепления мира и прогрессивного развития данной отрасли науки. Вторая группа договоров — это противозаконные акты, которые нельзя рассматривать как источники международного права. Они, как правило, подрывают мир между народами и вместе с тем игнорируют основные принципы международного права. С учетом сказанного, классификация должна касаться только равноправных и правомерных договоров. Договоры могут быть закрытыми либо открытыми. К закрытым относятся, как правило, уставы международных организаций, двусторонние договоры. Участие в таких договорах для третьих государств предполагает согласие их участников. В открытых договорах может участвовать любое государство, и такое участие не зависит от согласия сторон договора. Открытыми договорами являются, например, Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года, Венская конвенция о праве договоров 1986 года и др.[36, c.45]. Договоры экономического характера: например, Соглашение о регулировании взаимоотношений государств Содружества в области торгово-экономического сотрудничества в 1992 году от 14 февраля 1992 года; Соглашение о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 года; Декларация глав государств-участников Содружества Независимых Государств от 14 мая 1993 года; Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 года; Соглашение о проведении согласованной политики в области транзита природного газа от 3 ноября 1995 года. Наряду с договорами политического и экономического широко распространены соглашения между государствами о сотрудничестве в области науки и культуры. Наконец, существует четвертая группа международных договоров, регулирующая отношения между государствами главным образом юридического характера (консульские конвенции, соглашения о правовой помощи, по вопросам дипломатического права, о гражданстве, о режиме иностранцев и репатриации, по вопросам наследства, социального обеспечения, конвенции по моральному праву и т.д.).

В качестве примера можно назвать Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 года; Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам от 24 октября 1994 года; Решение Совета глав государств Содружества о создании Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 10 февраля 1995 года. Таким образом, все договоры по объекту их правового регулирования можно было бы разбить на четыре группы: а) договоры политические; б) договоры экономические; в) договоры по вопросам науки и культуры и г) договоры по вопросам юридическим.

1.2 Содержание и структура международного договора

Не всякое соглашение, даже между субъектами международного права, является международным договором. Договор является наиболее употребительной, но не единственной формой соглашения между государствами. Неотъемлемым качеством всякого международного договора, в отличие от международного обычая, является то, что воля субъектов явно выражена вовне. Средства и способы, при помощи которых воля субъектов международного права приобретает характер явно выраженного соглашения, составляет форму международного договора. Сюда относятся воплощающие эту волю словесные формулировки и определения, а также расположение, соотношение и роль различных частей договора, его структура и наименование. Общеобязательной формы международных договоров нет. Форма конкретного договора зависит от соглашения сторон. Она не влияет на обязательную силу договора и его юридическую действительность. Главное — в содержании договора, однако и форма договора имеет значение. 3, с.114. Таким образом, форма международных договоров бывает письменной и устной. Из определения понятия международного договора следует, что под действие Венских конвенций 1969 и 1986 годов подпадают договоры в письменной форме [2, с.1]. Однако государства могут заключать договоры и в устной форме.

Договоры в устной форме получили наименование «джентльменских соглашений». Они имеют такую же юридическую силу, что и договоры в письменной форме. К элементам формы международного договора относится также структура договора. Международный договор представляет собой единую систему взаимосвязанных норм. Поэтому он должен рассматриваться как целое, в котором все постановления обязательны для сторон. Основными элементами структуры договора является название договора, преамбула (вступительная часть), центральная часть, касающаяся содержания нормативного положения по существу регулируемых отношений, и заключительные положения (о порядке вступления договора в силу, способах толкования, прекращения и т.п.).

Центральная часть международного договора в настоящее время обычно делится на статьи, а иногда на главы (Устав ООН) и даже на части (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944г.).

В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. Эти подразделения часть имеют свои названия. Такая разбивка облегчает пользование текстом международных договоров, особенно если они имеют значительный объем. Юридическая техника в этом отношении требует, чтобы все подобные разделения служили целям лучшего уяснения содержания воли договаривающихся сторон. В преамбуле указываются не только мотивы переговоров, наименование договаривающихся сторон, уполномоченные и действительность полномочий, но и цели договора.

Иногда в преамбуле содержатся и постановления нормативного характера. Так, в преамбулах мирных договоров 1947г. указывается о прекращении состояния войны между подписавшими их государствами. Наконец, встречаются случаи, когда преамбула содержит правила о восполнении пробелов в тексте договора. Международный договор может иметь те или иные примечания (дополнительный протокол, заключительный протокол, протокол подписания, обмен нотами или письмами при подписании договора, правила процедуры, регламенты, описание границ, списки товаров, правила технической эксплуатации и т.п.).

В отличие от преамбулы, основной и заключительной статей, приложение составляет часть международного договора только в том случае, если об этом прямо не указывается в договоре или в приложении. Международный договор может представлять собой один документ или состоять из двух и более связанных между собой документов. Типичным примером может служить обмен нотами как форма соглашения обычно двух государств [29, с.109]. Международный договор обычно скрепляется подписями уполномоченных лиц в порядке так называемого альтерната и печатями. Важнейший элемент формы международного договора, посредством которого воля его субъектов получает ясное проявление вовне, — это язык. Именно в языке договора, его словесных формулировках в тексте выражается реальность воли и согласования государственных воль в международном договоре. Отрывать, а тем более противопоставлять договор как соглашение и договор как текст глубоко ошибочно. Международный договор — и в этом одно из его важных отличий от международного обычая — существует лишь как соглашение, воплощенное в тексте. Момент согласования воль здесь четко фиксируется словесно. Сам текст международного договора, воплощающий соглашение субъектов международного права, есть главный непосредственный итог успешно завершившихся переговоров. В этом смысле можно сказать, что международный договор есть словесное соглашение сторон. Молчаливых и подразумеваемых договоров нет. Если признать существование молчаливого или подразумеваемого договора, то исчезает разница между договором и обычаем. Это может привести к принижению роли международного права. Какого-либо одного общеобязательного языка международных договоров не существует. Двусторонние договоры обычно составляются на языке обеих договаривающихся сторон.

В этом случае договор составляется в двух экземплярах, каждый из которых содержит два соответствующих языковых текста. Тексты на языках обеих сторон имею одинаковую юридическую силу, или, как говорят, аутентичны, что часто указывается в договоре. Это имеет важное значение при толковании и применении международного договора, в случаях расхождения между разноязычными текстами, если иное не оговорено в самом документе. Если же никаких указаний на этот счет в договоре нет, то, исходя из принципа равенства государств, следует считать, что оба языковых варианта являются одинаково аутентичными, хотя в процессе осуществления договора каждая сторона чаще всего руководствуется текстом на своем языке. В настоящее время, когда в отношения друг с другом вступают нации, которые прежде не имели ни экономических, ни культурных, в том числе языковых связей и даже не знали о существовании друг друга, двусторонний договор иногда составляется не в двух, а в трех языковых вариантах. По согласованию с другой стороной международного договора языком договора может быть избран иной язык [4, с.2]. При этом указывается, что аутентичным является текст на третьем языке в случае возникновения противоречия, когда язык одного государства не понятен для другого. Наиболее важные многосторонние договоры составляются на распространенных языках мира: русском, английском, французском и испанском. Договоры, заключаемые в рамках ООН, обычно составляются на шести языках этой организации: русском, арабском, английском, французском, испанском и китайском, чаще всего в одном экземпляре, но иногда в трех. Иногда в договоре содержится специальное положение, что лишь определенный языковой текст должен считаться аутентичным. Это может быть признаком неравноправного положения одного из участников договора, чей язык не рассматривается как равноправный, или же быть своего рода санкцией в отношении государства, нарушившего международное право. В последнем случае указанное ограничение будет правомерным. Так, в мирном договоре 1947г. с бывшими государствами-агрессорами только русский, английский и французский тексты являлись аутентичными, в то время как, например, итальянский или финский таковыми не являлись. Исправление данной нормы, могло бы ликвидировать тот недостаток, как ущемление права народов, первичных носителей суверенитета. Многосторонние договоры по специальным вопросам могут составляться на языках лишь некоторых сторон с согласия других договаривающихся сторон.

Так, уставы специализированных учреждений ООН составлены на английском и французском языках. Иногда на одном из этих языков, как мы видели, составляются и двусторонние договоры. Языки, на которых составлен текст международного договора, указываются в той его части, где определяется аутентичность и официальность текстов данного договора [4, с.2]. В понятие «форма» входят наименования международных договоров. Таковы наименования: договор, конвенция, соглашение, пакт, протокол, устав, статут, совместное заявление, декларация, коммюнике, хартия, меморандум, регламент, акт, обмен нотами и другие. Юридического различия в наименованиях международных договоров нет, как нет и общепризнанной классификации таких наименований. Об этом свидетельствует тот факт, что одни и те же виды международных договоров имеют различные наименования (договоры и пакты о нейтралитете, ненападении; консульские договоры и конвенции и т.д.).

Более того, встречаются случаи, когда в тексте одного и того же договора стороны употребляют несколько терминов для его наименования. Так, например, соглашение между Швейцарией и Лихтенштейном от 20 ноября 1920г. называется в тексте то соглашением, то конвенцией, а в конце — трактатом. Все же нужно отметить, что некоторые наименования в результате их длительного практического употребления как бы прикрепились к определенным видам международных договоров.

Так, уставами, или статутами, называются международные договоры, создающие международные организации. Договоры о законах и обычаях войны чаще всего именуются конвенциями. Соглашения о прекращении состояния войны и заключении мира называются договорами (мирными).

Соглашения о союзе и взаимопомощи чаще всего называются договорами. В международной торговле договорами обычно называются акты, которые служат правовой базой для всех остальных соглашений и имеют особенно большое значение для контрагентов, содержат принципы торговли между ними. Акты, которые регулируют текущий товарооборот между государствами, называются торговыми соглашениями. Наименования международных договоров могут обозначать уровень развития отношений между ними. В последние годы наблюдается тенденция к появлению новых наименований международных договоров, к увеличению их многообразия. Во время обсуждения вопроса о различных наименованиях договоров в Комиссии международного права ООН большую дискуссию вызвал вопрос, должен ли в понятие «международный договор» включаться обмен нотами. Большинство комиссии правильно решило, что обмен нотами должен остаться одним из способов заключения международного договора, поскольку этот обмен оформляет соглашение сторон. Венская конференция подтвердила это. Следует отметить, что обмен нотами является не только особым наименованием, но и своеобразным, упрощенным способом заключения международного договора, при котором соглашение оформляется путем обмена документами с тождественным содержанием между должностными лицами, представляющими свои правительства, причем обмениваемые документы не обязательно называются нотами. В договорной практике все чаще имеют место случаи обмена меморандумами, письмами и даже телеграммами. Все эти договоры имеют такую же юридическую силу, как и обычный международный договор, т.к. воплощают согласование воль государств. Предметом их обязательств нередко являются важнейшие вопросы международных отношений [37, с.183].

В настоящее время все большую роль в международных отношениях играют такие договорные акты, как заявления и коммюнике глав правительств и глав государств, в которых фиксируются результаты переговоров, соглашения по важнейшим политическим, экономическим и другим вопросам. По характеру и значению их можно поставить в один ряд с важнейшими политическими договорами. Таким образом, термин «договор» в настоящее время употребляется не только в узком смысле как одно из наименований, но является также понятием, охватывающим все различные наименования и виды соглашений субъектов международного права. Именно в таком смысле он употребляется в Венской конвенции 1969г. о праве международных договоров.

1.3 Государство как субъект международного договора

В разные исторические эпохи круг субъектов международного права был различным, но всегда основным субъектом его было и остается государство Оно обладает высшей и универсальной правовой властью — суверенитетом. В силу суверенитета, государство обладает в полном объеме международной правосубъектностью (право — и дееспособностью), которая находит конкретное выражение в наличии у государства и осуществлении им так называемых основных (суверенных) прав и обязанностей (право на мир и мирное сосуществование, на уважение суверенитета, право участвовать в международных организациях и т.д.).

В числе этих основных прав — право государства заключать и участвовать в международных договорах.

Договорная право- и дееспособность является важнейшим элементом международной правосубъективности. Как и международная правосубъективность в целом, она не зависит от воли отдельных государств, в том числе от признания его другими государствами в качестве субъекта международного права. Государство приобретает право быть субъектом международных договоров не вследствие его признания другими государствами — участниками данного договора, а в силу факта своего возникновения в качестве суверенного государства. Огромное, подавляющее большинство международных договоров заключено именно государствами. Государство выступает в качестве субъекта международного права как таковое. Право заключать международные договоры принадлежит всем государствам 27, с.16. Это положение зафиксировано и в ст.6 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года: «Каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры» [1].

Однако в силу международных соглашений право государства заключать определенные виды договоров может быть ограниченным. Так, постоянно нейтральные государства в соответствии с международными соглашениями не имеют права заключать союзные договоры даже оборонительного характера, соглашения о военных базах, военной помощи и т.п. Субъектами международных договоров могут быть как унитарные, так и федеративные государства. Однако члены федерации обладают международной правосубъективностью, включая право заключать международные договоры, далеко не всегда. В качестве субъектов международных договоров могут выступать конфедерации, т.е. союзы суверенных государств, объединенных для совместного решения определенного круга вопросов внешней и внутренней политики. Конфедерация имеет свои внешние общие органы, которые, однако, носят совещательный характер, их решения проводятся через центральные органы государств — членов конфедерации. Поэтому последние сохраняют качество субъектов международного права и после вступления в конфедерацию. Если международный договор открыт для присоединения, то любое государство может присоединиться к нему в соответствии с предусмотренной в нем процедурой присоединения и стать его субъектом, независимо от его признания другими субъектами этого международного договора. В некоторых случаях заявление государства о непризнании присоединяющегося государства в качестве участника международного договора можно расценивать как оговорку, и в отношении этого заявления должны применяться правовые принципы, относящиеся к оговоркам 25, с.215.

Глава 2. Заключение международного договора

В международной правоприменительной практике под заключением международного договора понимается процесс становления договорной нормы международного права и формирование соглашения между государствами, которые отражаются в ряде последовательных стадий и юридических действий, содержание которых зависит от взаимных интересов, намерений, позиций и практики сторон, от сущности, предмета, целей и формы договоренности Процесс заключения международного договора состоит, как правило, из следующих самостоятельных последовательно осуществляемых этапов:

1) возникновение инициативы по заключению договора, неофициальные консультации;

2) внесение предложения о проведении переговоров и получение полномочий на их проведение;

3) переговоры;

4) внесение предложения о заключении договора и получение полномочий на его подписание, собственно подписание.

Этапы 2) и 4) реализуются путем принятия соответствующих решений. В исключительных случаях они могут совмещаться в одном решении [34, с.12].

Всякий международный договор проходит стадии выработки текста и имеет ту или иную форму, в которой выражается согласие государства на обязательность для него договора.

Необходимо отметить, что в современной литературе нет единого мнения относительно таких понятий как правоспособность государства (capacity) и компетенции высших государственных органов (competence), уполномоченных заключать договоры [42, с.132].

Что же касается полномочий, то наделение ими, как и договорная инициатива, предшествует заключению международного договора [36, с.126]. Если международный договор заключается непосредственно главами государств, то они действуют ex officio, и естественно, не нуждаются ни в каких полномочиях.

В подавляющем большинстве случаев органы государства, заключая международные договоры, действуют через специально уполномоченных на то лиц. Для того им выдают специальные документы, называемые полномочными. Полномочия могут выдаваться не на все стадии заключения договора, а, например, только на ведение переговоров без права подписания. Полномочия должны выдаваться компетентными органами государства в соответствии с его внутригосударственным правом.

По Венской конвенции 1969 года следующие лица не нуждаются в полномочиях и считаются представляющими свое государство ex officio: