Общественно-профессиональная экспертиза программ высшего образования

В условиях новой многоканальной системы финансирования сферы образования уровень инвестиционной привлекательности и бюджетирования во многом зависит, во-первых, от возможностей самой организации обеспечить гарантии качества предоставляемых образовательных услуг, а, во-вторых, от масштаба публичной демонстрации ключевых конкурентных преимуществ, связанных с возможность получения «ликвидной» квалификации и диплома, соответствующих актуальным требованиям работодателя и рынка труда в целом. В этом контексте вопрос гарантии качества образования подтверждает свою актуальность и на национальном, и на международном уровнях.

Уровень и качество образования в вузах напрямую отражает образованность студентов, обучающихся в нем. На сегодняшний день вузы России, имеющие возможность гарантировать качество предоставляемых образовательных услуг, успешно проходят процедуры общественно — профессиональной экспертной оценки реализуемых программ в рамках профессионально-общественной аккредитации. Для отечественной системы образования данная процедура явилась новым этапом развития системы высшего образования, с одной стороны поставив во главу угла качество подготовки молодых специалистов, с другой их соответствие современным требованиям рынка труда [45].

B мировой практике образовательные программы создаются на основании квалификационных требований, сформулированных работодателями.

Международная аккредитация программ высшего образования зарубежными экспертами (или с их привлечением в экспертную комиссию) — явление относительно новое, однако активно развивающееся на российской образовательной платформе высшего образования. Возрастающее число аккредитованных зарубежными организациями программ высшего образования говорит о том, что образовательные организации высшего образования стремятся выйти на международный рынок образовательных услуг с желанием соответствовать международным стандартам. Внедрение передового опыта ведущих мировых вузов в отечественной систему высшего образования, его изучение и систематизация дается нелегко в связи с условиями всеобщей глобализации и интеграции образовательных систем [43].

Для процедур профессионально-общественной аккредитации создаются экспертные комиссии, в состав которых привлекаются, как правило, зарубежные агентства или российские, но с участием зарубежных коллег, специализирующихся в экспертной сфере. Данное взаимосотрудничество это не только факт констатации на предмет соответствия международным стандартам, но и услуги консалтингового экспертного сообщества, а также погружение в мировую практику, по качественной оценке, программ высшего образования.

3 стр., 1371 слов

Современная образовательная система России

... прогрессирующе высокой. 2. Среднее (школьное) образование. Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации которое включает в себя: ... России характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ. Современное дошкольное образование России ...

В последнее время всё чаще и чаще общество слышит и является свидетелем тесного взаимодействия с работодателями, совместно разрабатываются новые профессиональные и образовательные стандарты, реализовываются процедуры общественно-профессиональной экспертизы программ. Проблема качества вузовского образования в России — в числе самых обсуждаемых. В различных вузах отдельных российских регионов специальности часто дублируются, при этом качество обучения — абсолютно разное, в зависимости от возможностей конкретных институтов и университетов [48].

На настоящий момент имеется некий практический опыт институционального оформления общественно-профессиональной экспертизы программ высшего образования в рамках деятельности некоммерческих аккредитационных организаций и объединений/ агентств. Несмотря на это профессионально-общественные организации, занимающиеся экспертизой программ, не дожидаясь выработанной государством нормативной регламентации, самостоятельно или совместно с образовательными организациями высшего образования разрабатывают свои перечни профессиональных компетенций, профессиональные стандарты и обращаются и с учетом всех вышеперечисленных нововведений к образовательному сообществу с предложением обновления образовательных программ [54].

Главная цель общественно-профессиональной экспертизы — это определение показателей качества реализации программ в данном случае высшего образования. В данном случае особое внимание уделяется не только самому учебному процессу, но и его результату — полученным знаниям, их соответствию реальным требованиям современного рынка труда. Главная задача экспертного сообщества выявить, действительно ли выпускники, пройденные обучение по данной программе подготовлены к работе по полученной специальности.

Bместе с тем, такие ученные как О.Е. Лебедев, А.А. Седельников, А.Н. Поздняков и др. рассматривают экспертизу как элемент государственно — общественного управления, характеризующий процессы модернизации российского образования и развития инновационных практик. Для разработки теоретико-методологических и прикладных аспектов контроля качества программ высшего образования, в науке уже накоплен некоторый потенциал и работы Ю.С. Авраамова, JI.H. Глебовой, Н.П. Калашникова, Ю.П. Похолкова, В.М. Приходько, Ю.Г., Фокина А.И. Чучалина, Ю.В. Шленова и др. являются этому подтверждением.

Проблема научного обоснования системы профессионально — общественной оценки программ высшего образования, изучение роли данной процедуры в повышении эффективности качества образовательной деятельности в области педагогической теории и практике недостаточно исследована. Таким образом, назрела необходимость изучения и применения зарубежного опыта независимой оценки качества образования, в разработке и применении универсальных критериальных показателей экспертизы качества организации образовательного процесса, а также разработки базовой модели общественно-профессиональной экспертизы качества программ высшего образования.

4 стр., 1815 слов

Образование в системе социальных институтов и в правовом пространстве общества

... мировой интеграции. 2. Сфера образования (образовательное пространство) объективно относится к числу организационных социальных институтов уже только по той причине, что общественные отношения в сфере образования (образовательные отношения), как и ...

Oснованием развития системы общественно-профессионального участия в оценке программ высшего образования на государственном уровне в России являются:

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [77];
  • Указ Президента РФ от 07.05.2012 №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в части комплекса мер направленных на разработку Дорожной карты «Национальная система компетенций и квалификаций» [75];
  • Указ Президента РФ от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [76];
  • Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 №2148-р «Об утверждении Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [63];
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.02.2005 г.

№ 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» [60].

противоречиями

  • необходимостью, продиктованной современной нормативно — правовой базой в отечественном образовании общественно-профессиональной экспертной оценке программ высшего образования и недостаточной сформированностью методологических и технологических подходов к ее осуществлению;
  • потребностями профессионального сообщества в общественно — профессиональной экспертизе образовательных программ высшего образования и недостаточной разработанностью процедур системы показателей их экспертной оценки.

тему исследования

Цель исследования, Объектом исследования

предмета исследования выступает

Гипотеза исследования

  • обобщены теоретико-практические основы общественно — профессиональной оценки программ высшего образования в странах европейского союза и США;
  • проведен сравнительный анализ практики общественно — профессиональной экспертизой оценки программ высшего образования в отечественной и зарубежной теории и практике;
  • описана практика оценки качества программ высшего образования негосударственными аккредитационными организациями в России;
  • разработана и теоретически обоснована базовая модель общественно-профессиональной экспертизы программ высшего образования.

задачи исследования:

1. Проанализировать теоретико-методологические основы и опыт осуществления общественно-профессиональной экспертизы программ высшего образования в странах европейского союза и США.

2. Провести сравнительный анализ содержания общественно — профессиональной оценки программ высшего образования в отечественной и зарубежной теории и практике.

3. Описать практику проведения оценки качества программ высшего образования негосударственными аккредитационными организациями в России.

4. Разработать и теоретически обосновать базовую модель общественно-профессиональной экспертизы программ высшего образования.

Методологическая основа исследования

Комплекс названных методологических подходов позволяет проводить исследование на основе принципов системности, дифференциации, информационности, вариативности, инновационности, объективности и целесообразности использования ресурсного потенциала вуза и измерения множества не конкретизированных показателей деятельности и их влияние друг на друга.

4 стр., 1665 слов

Профессиональное обучение

... к профессиональному обучению. Комплексное социологическое исследование состояния и перспектив развития профессионального обучения ... профессиональному обучению. Их адаптивные способности к новым условиям работы выше, а требования к условиям оплаты ниже, чем у мужчин. Большая готовность (и желание) получить профессиональное образование ... импульсом к активизации этой программы может стать выявление ...

методов исследования

теоретические:

эмпирические:

статистические методы

На первом этапе были определены исходные параметры исследования, его проблема, цели, задачи, современное состояние, методология и методы исследования. На данном этапе использовались теоретический анализ научной литературы по теме исследования, изучение и систематизация нормативных актов, стандартов качества образования, изучение практического опыта общественно-профессиональной экспертизы и обобщение информации по проблеме исследования.

На втором этапе были проведены констатирующий и формирующий этапы практики проведения независимой оценки качества программ высшего образования в целях разработки и теоретического обоснования базовой модели общественно-профессиональной экспертизы программ высшего образования. На данном этапе использовались методы: моделирование, наблюдение, анкетирование.

На третьем этапе осуществлена разработка и теоретическое обоснование базовой модели общественно-профессиональной экспертизы программ высшего образования, проведен сравнительный анализ по итогам опросной анкеты и дана интерпретация результатов экспериментальной работы по оценке программы (на примере профессиональной программы учебной дисциплины 11.04.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» профиль «Многоканальные телекоммуникационные системы» ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»), разработан экспертный лист для анализа официального сайта образовательной организации высшего образования на предмет наличия полной информации по реализуемым программам (предъявленным на общественно-профессиональную экспертизу), разработан Информационно-просветительский портал общественно — профессиональной экспертизы программ высшего образования на странице Мой МПГУ.

Научная новизна исследования, Теоретическая значимость исследования, Практическая значимость исследования

1. Профессионально-общественная экспертиза программ высшего образования представляет собой инструмент признания высокого качества реализации образовательных программ высшего образования и подготовки специалистов по различным отраслям социальной сферы на соответствие стандартам профессионально-общественной аккредитации, гармонизированным с европейскими стандартами гарантии качества высшего образования ESG-ENQA.

2. Базовая модель общественно-профессиональной экспертизы представляет собой социальный и профессиональный заказ, который сводится, с одной стороны, к потребности получить гарантированное качество образования, а с другой — предусматривает объективность внешней независимой оценки качества подготовки и образовательной деятельности для повышения уровня конкурентоспособности образовательной организации высшего образования и создании долгосрочной стоимости на рынке образовательных услуг. Симбиоз интересов названных целевых групп — социума и профессионального сообщества, — трансформируется в общественно-профессиональную инициативу, которая может быть реализована в рамках различных процедур негосударственной, независимой и государственной и иной оценки качества образования.

6 стр., 2902 слов

«Технологии проектирования дополнительных образовательных программ»

... программы дополнительного образования детей в их решение. Важно выделить нормативные правовые документы (государственные и ведомственные), регламентирующие образовательный процесс по разрабатываемой программе ... разработки программ дополнительного образования детей, в данной статье обратим внимание на компоненты программы, проектирование которых вызывает затруднения. Название программы должно ...

Достоверность полученных результатов

Основные результаты нашего исследования опубликованы в сборниках материалов конференций:

1. Научно-методический журнал «Педагогическое образование и наука», Москва, декабрь 2015 год.

2. Восьмые Всероссийские Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами, г. Москва, январь 2016 год.

3. Международная научно-практическая конференция «Современное образование: векторы развития», Москва, МПГУ, апрель 2016 год.

4. Седьмая международная научно-практическая конференция «Развитие современного образования: теория, методика и практика», Чебоксары, май 2016 год.

Кроме этого, базовая модель общественно-профессиональной экспертизы программ высшего образования нашла свое отражение в учебно — методическом пособии для студентов вузов, обучающихся в магистратуре по педагогическому направлению подготовки (44.04.01) [57], которое было подготовлено в соавторстве с доктором педагогических наук, профессором кафедры управления образовательными системами и научным руководителем данного диссертационного исследования О.П. Осиповой.

Структура, Во введении

В первой главе «Общественно-профессиональная экспертиза программ высшего образования в зарубежной и отечественной теории и практике» были обобщены теоретико-практические основы общественно — профессиональной экспертизы в странах европейского союза и концептуальные основы общественно-профессиональной экспертизы программ высшего образования в отечественной системе образования и странах США, а также уточнено определение общественно-профессиональной экспертизы программ высшего образования.

Во второй главе «Практика оценки качества программ высшего образования негосударственными аккредитационными организациями в России» была описана практика оценки качества программ высшего образования, проводимая негосударственными аккредитационными организациями в России. На основании анализа существующего опыта оценки качества программ высшего образования в России разработана и теоретически обоснована базовая модель общественно-профессиональной экспертизы программ высшего образования, разработан экспертный лист для оценки сайта образовательной организации высшего образования на предмет наличия полной информации о реализуемых программах, проведен анкетный опрос среди участников Информационно-просветительского портала общественно — профессиональной экспертизы программ высшего образования разработанного нами на странице Мой МПГУ.

В заключении, Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/na-temu-ekspertiza-v-obrazovanii/

1.1 Теоретико-практические основы общественно-профессиональной оценки качества программ высшего образования в странах европейского союза и США

Система управления качеством образования и повышение эффективности ее развития является неотъемлемой частью национальной политики во всех развивающихся странах. Для имиджевой конкурентоспособности и престижности современным образовательным организациям высшего образования необходимо быть инновационными, преактивными постоянно держать руку на пульсе современным требованиям рынка труда соответственно и удовлетворять потребностям различных заинтересованных социальных групп. Это говорит о том, что помимо преподавания вузы непосредственно должны участвовать в социальном и экономическом развитии региона и страны, а также учитывать международный запрос к современному образованию и следить за тенденцией развития существующих стандартов, предъявляемых к качеству высшего образования. Благодаря анализу международной практики у нас появилась возможность перечислить основные направления развития системы экспертной оценки программ зарубежом. К ним можно отнести непосредственно: возможность принятия решений, благодаря полномочиям переданным от центрального уровня местному; формирование непрерывной национальной системы образования; повышение эффективности функционирования всех ее звеньев через координацию и кооперацию их усилий; введение многоуровневого обучения и модернизация содержания образования; внедрение современных ИК-технологий в образовательный процесс; формирование механизмов контроля качества предоставляемых образовательных услуг.

4 стр., 1642 слов

Законодательные основы управления качеством образования в РФ

... по контролю и надзору в сфере образования также приостанавливает действие свидетельства о государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых ...

Наблюдая в последнее время повышенную международную активность в высшем образовании можно сказать, что данный спектр образовательной области является экономически привлекательным и стремительно набирающим развивающиеся обороты. Можно сказать, что главная идея концепции качества образования становится все более вовлеченной в межинституциональную конкуренцию. Однако национальный характер и процедурный регламент обеспечения качества образования приводит к запутывающей совокупности предъявляемых стандартов и критериев к ним. B большой степени системы оценки качества высшего образования, в том числе и механизм оформления проводимой оценочной процедуры качества и содержание национальной структуры оценки качества, значительно отличаются своей не прозрачностью и не удобочитаемостью в других странах. В момент, когда интернационализация высшего образования требует большей прозрачности рынка труда, имеется серьезная нехватка процедур экспертной оценки в отношении реализуемых образовательными организациями высшего образования программ, являющимися универсальными для определения стандартов в международном масштабе.

B этой связи возникла необходимость обобщения существующего некоторого опыта общественно-профессиональной экспертной оценки качества программ высшего образования в странах европейского союза, у которых понимание «общественно-профессиональный институт оценки качества» существует порядка пятидесяти лет, и соответственно здесь уже накоплен значительный опыт, являющийся приоритетом в формировании доверия к европейскому образовательному пространству высшего образования [65].

B развитии национальных и международных систем гарантии качества в европейском пространстве и на международном уровне Европейские стандарты гарантии качества высшего образования (далее — ESG) играли и продолжают играть важную роль.

Eвропейская система гарантии качества и ее совершенствование строится на определенных стандартах, которые в свою очередь связаны с контекстом, областью, целями и принципами их применения.

Eвропейское сообщество активно закрепляет свою направленность к созданию прочного фундамента знаний в целях повышения социально — экономического, культурного развития и глобальной конкуренции на рынке образовательных услуг, соответственно в данном случае высшее образование выступает главным его компонентом.

В условиях оптимизации требований, повышается необходимость в специальных умениях и профессиональных компетенциях, предъявляемых к высшему образованию. С целью повышения эффективности в ответ на возрастающие ожидания высшее образование должно внести коренные изменения в преподавание и внедрять процессы студентоцентрированного обучения в свои образовательные программы.

15 стр., 7368 слов

«Реорганизация и ликвидация образовательных учреждений» материал

... тем, что продолжает считать своё образование недостаточным. Управление качеством в рамках СПО направлено на реализацию единой государственной политики в области образования, сохранение единого образовательного ... экспертной оценки последствий принятого решения о реорганизации, ликвидации образовательных учреждений». ... образовании»; Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях ...

Основной целью европейских стандартов гарантии качества высшего образования является внесение вклада в общее понимание гарантии качества обучения и преподавания в высшем образовании, включая образовательную среду и необходимую связь с научными исследованиями и инновациями (управления) во всех странах и среди всех заинтересованных субъектов образовательных отношений [69].

Для описания всех включенных внутри цикла постоянного совершенствования видов деятельности в Стандартах применяется термин

«Гарантия качества». В своей деятельности гарантия качества высшего образования опирается на две основополагающие цели — это «отчетность» и «совершенствование». Именно достижение этих двух целей и способствует формированию доверительных отношений к деятельности образовательной организации высшего образования. Гарантия качества и совершенствование качества являются взаимосвязанными и взаимодополняющими.

Европейский стандарт качества относится ко всей сфере высшего образования, которое реализуется на европейском пространстве, вне зависимости от вида, места или способа обучения, включая трансграничное и транснациональное обучение по программам высшего образования [70].

Названные стандарты носят рекомендательный характер и затрагивают жизненно важные аспекты гарантии качества и образовательной среды высшего образования. Безусловно, стандарты имеют свои цели и принципы, которые образуют структуру, внутри которой стандарты могут быть использоваться и применяться заинтересованными сторонами различными путями и способами.

Цели ESG определяют общую структуру, способствуют гарантии и совершенствованию качества высшего образования, поддерживают взаимное доверие, содействуя тем самым признанию и мобильности за рамками национальных границ, а также информационное обеспечение по вопросам гарантии качества высшего образования на территории Европейского союза. Европейское образовательное пространство основано на четырех принципах гарантии качества:

1. Установление ответственности образовательной организации высшего образования за качество и гарантию предоставляемого образования.

2. Обеспечение гарантии качества, отвечающего потребностям разнообразных систем высшего образования, вузов и студентов.

3. Направленность гарантии качества на поддержку развития культуры качества.

4. Учет потребностей и ожиданий всех заинтересованных субъектов образовательных отношений как обеспечение гарантии качества [70].

В действующих европейских стандартах гарантии качества внимание особо акцентируется на «инструментах прозрачности»: Европейская структура квалификаций» (EQF), Европейская система зачета периодов обучения (ECTS), Результаты обучения (LO), которые раньше рассматривались как самостоятельные направления деятельности образовательных организаций в рамках Болонского процесса и не учитывались в первом варианте европейских стандартов качества (ESG).

Стоит отметить, что в мировой практике существуют различные подходы к оценке качества работы вузов. Основными из них являются репутационный, результативный и общий подходы. Для оценки качества профессиональных образовательных программ и учебных заведений в целом используется экспертный механизм репутационного подхода. Количественные показатели деятельности вуза основаны на измерении результативного подхода. Принципы «всеобщего управления качеством» (Total Quality Management, TQМ) и требования к системам менеджмента качества Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) основываются благодаря общему подходу.

3 стр., 1414 слов

Лицензирование образовательной деятельности

... Федерации. 2. Образовательная деятельность, подлежащая лицензированию Лицензированию подлежат все виды образовательной деятельности, осуществляемые с целью оказания образовательных услуг в сфере дошкольного, среднего и высшего образования, а также военного и специального образования, включая деятельность по проведения ...

Независимая оценка качества образовательных программ высшего образования в своей истории выделяет несколько типов моделей: «английская модель», центральное место в которой отведено внутренней самооценке академического сообщества университета; «французская модель», которая основана на оценке вуза с внешней стороны с точки зрения его ответственности перед обществом и государством; «американская модель» для оценки качества деятельности образовательных организаций и качества образовательных программ, которая отражает в своей методике симбиоз двух моделей «английской» и «французской» [69].

В результате процесса формирования обеспечивающих национальных систем качества высшего образования около 75% вузов подвергаются процедуре внешней экспертной оценки качества реализуемых ими программ. Необходимо подчеркнуть тот факт, что в основном данную процедуру практикуют вузы, реализующие программы в сфере бизнеса, экономики, инновационной деятельности и инженерных технологий. Акцент делается на соответствии при проведении внешней оценки нововведенных квалификаций, новых типов образовательных организаций высшего образования и частных заведений, реализующих образовательные программы [42].

Переход от «оценки соответствия» к стратегиям совершенствования наблюдается по мере развития оценки качества. Непосредственными целями внешнего оценивания являются соответственно: подотчетность вузов; обеспечение информационной прозрачности; повышение качества высшего образования; достижение национальной и международной сопоставимости; ранжирование образовательных организаций высшего образования. Контроль качества и оценивания программ высшего образования можно разделить на следующие типы: институциональная аккредитация; институциональный аудит; программная аккредитация; оценивание реализуемых вузом программ (программы); оценивание преподаваемой дисциплины (предмета); эталонное сравнение предмета; эталонное сравнение программы.

Европейские стандарты гарантии качества высшего образования включают в себя 10 стандартов и рекомендации к каждому стандарту, описывающие важность стандарта и путь его реализации, результаты которых могут быть различными в зависимости от различающихся контекстов [69].

Ниже приведено описание всех десяти стандартов ESG.

1.2 Политика гарантии качества

Образовательные организации должны иметь опубликованную политику гарантии качества, отражающую институциональное видение и стратегию и, таким образом, связанную со стратегическим менеджментом вуза. Внутренние стейкхолдеры должны разрабатывать и внедрять эту политику посредством соответствующих структур и процессов с привлечением внешних стейкхолдеров.