Налоговые правоотношения в российском законодательстве

Налоговое право России сегодня содержит достаточное количество актуальных вопросов и спорных моментов, каждый из которых демонстрирует разные грани существующей налоговой системы. Одним из таких вопросов можно признать вопрос правовых отношений в сфере налогообложения.

Актуальность моей дипломной работы состоит в том, что налоговое законодательство не совершенно, имеют место пробелы в законодательстве, противоречии с основным документом страны – Конституцией РФ1 .

На лицо такие правовые проблемы как:

— формулирование определения понятия «налогообложение в регулировании предпринимательской и инвестиционной деятельности» с учетом регулирующей и стимулирующей роли институтов налогового законодательства в других отраслях права;

— выработка концепции формирования, адекватной налоговой системе России, ее экономическим и социальным условиям, основам налогово-бюджетного федерализма нормативной базы, включая выводы о надлежащем сочетании уровней налогового законодательства, его общих и специальных институтов;

— классификация форм регулирования налоговых отношений с учетом частного и публичного интереса;

— обоснование перспективности развития нового направления финансово-правовых исследований, посвященного изучению общепризнанных в мировой практике национальных и международно-правовых условий оптимального и стимулирующего налогообложения с анализом широкого круга научных проблем о реальном значении распространенных принципов налогообложения как регуляторов исполнения бюджетов и развития национальных экономик;

— раскрытие характера регулятивного воздействия судебных и арбитражных органов на налоговые отношения и выделение ряда положений, выработанных в российской и зарубежной арбитражной практике;

— разработка подходов к анализу проблем реализации нормативно-правовых актов и других регуляторов, а также эффективности правового регулирования в налоговой сфере.

Задача моей дипломной работы состоит в рассмотрении и оценки связи между налоговыми нормами и нормами других подотраслей финансового законодательства (бюджетного, о бухгалтерском учете, о ценообразовании, валютного, страхового, банковского и др.), в целях разработка мероприятий по исключению пробелов в налоговом законодательстве, приведение в соответствии норм права, регулирующих налоговые правоотношения основному закону РФ. Ведь через призму научного анализа комплекса проблем налогового законодательства обогащается содержание таких теоретических категорий, как ответственность, состав законодательства, правовая система, публичный и частный элементы, законность, правопорядок.

7 стр., 3347 слов

Правовой статус органов налогового контроля

... объеме налоговый контроль в сфере налогообложения физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей), в том числе: проведение всех видов камеральных налоговых проверок (включая ... повышение налоговой культуры населения и правовой регламентации взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками, а с другой - совершенствование работы по контролю за соблюдением налогового законодательства. ...

Глава 1. Налоговое правоотношение как особый вид финансовых правоотношений

§ 1.1. Правовое регулирование налогообложения в РФ. Понятие налогового правоотношения

Формирование эффективной системы норм налогового законодательства и ее позитивное влияние на экономику Российской Федерации — неотъемлемая предпосылка успешного развития страны. Это предполагает надлежащее правовое регулирование налоговых отношений в общей финансовой деятельности государства.

Налоговые отношения как самостоятельный объект уже в начале XIX века становятся предметом теоретических исследовании зарубежных и русских ученых. Общая теория налогов, система налогов, принципы налогообложения, порядок взимания налогов, проблемы правового регулирования налоговых отношений, все эти вопросы, рассматриваются в рамках финансовой науки, которая включала в себя отдельное учение о государственных доходах. Теоретическое освещение проблем налоговой системы России нашло свое отражение в научных трудах многих русских ученых дореволюционного периода2 .

В 20-е годы XX в. теория налогов в рамках финансовой науки продолжала развивать традиции, которые были заложены русской и европейской финансово-налоговыми школами.3 Налоговая политика НЭПа нашла яркое сражение в работах M.Г. Сокольникова «Финансовая политика Революции» и М.Г. Бродского «Финансовая политика». После проведения в России финансовой реформы 1930-1932 г.г. на длительное время, учение о налогах, ею теоретические основы, разработанные с русскими учеными, были забыты. Более того, они сознательно были отвергнуты, так как было провозглашено построение первого в мире государства без налогов.

Только в конце 80-х годов, когда в пашей стране начали происходить коренные изменения, связанные с реформированием российской экономики. Жизнь снова поставила ученых перед необходимостью вернуться к проведению научных исследовании в области теории налогов.

Важные положения теории налогов и налогового права, отвечающие условиям современной России, были сформулированы в работах ученых: Л.В. Брызгалина, О.П. Горбуновой, И.В. Горского, В.И. Гуреева, П.Л. Козырчна, Л.П. Окуневой, С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой, В.М. Пушкаревой, Г.П. Толстопятенко, Н.И. Химичевой, Д.Г. Черника и других.

В последние годы ученые-правоведы уделяют большое внимание проблемам налогового права. В новейших учебниках по финансовому праву имеются большие разделы, посвященные налоговому праву4 . Под редакцией С.Г. Пепеляева выпущена фундаментальная коллективная монография, затрагивающая основные вопросы налогового права России.5 Следует упомянуть исследования Н.И. Химичевой6 и В.И. Гуреева.7

11 стр., 5044 слов

Налоговые органы Российской Федерации: структура, функции и полномочия

... полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Целью данного исследования является системный анализ структуры налоговых органов РФ, их прав и обязанностей. ... консультации. Профессия весьма необходимая, так как налоговое законодательство Германии довольно сложно. В больших инспекциях существуют отделы налога с юридических лиц, следственные и розыскные ...

Вопросам ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства посвящена монография, подготовленная С.Г. Пепеляевым и А.П. Алехиным.8 По проблемам, налогового права защищены кандидатские диссертации С.Г. Пепеляевым9 , М.Ф. Ивлиевой10 , Е.В. Покачаловой11 , С.Л. Сухолинским-Местечкиным12 , В.В. Казаковым13 , М.Ю. Орлов.14 Подробный анализ судебно-арбитражной практики применения налогового законодательства дан С.А. Герасименко15 и В.В. Витрянским.16 Следует также обратить внимание на детальный анализ теоретических и практических вопросов ответственности за нарушение налогового законодательства, данный А.Я. Курбатовым.17

Несмотря на достаточно большой объем работ, посвященных исследованию налоговых правоотношений, пока еще нельзя признать, что все проблемы в части исследования правового регулирования налоговых отношений решены. В большинстве своем вышеназванные работы посвящены характеристике налогового законодательства, рассмотрению предмета, метода налогового нрава, анализу налоговых правоотношений, исследованию правового режима взимания отдельных налогов.

Вопросы организации правового регулирования налогообложения относятся к числу наименее разработанных в отечественной и зарубежной юридической литературе. Среди них: характеристика сущности правового регулирования налоговых отношений как одною из способов реализации государственного управления, определение принципов осуществления правового регулировании налоговых отношений, выявление факторов, обуславливающих содержание правового регулирования налоговых отношений и другие.

Нельзя не отметить также отсутствие единого концептуального подхода в создании такой налоговой системы, которая отвечала бы потребностям российской действительности. Имеются большие резервы в исследовании с позиций правового урегулирования комплекса взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, порядке осуществления налоговой проверки и применении мер юридической ответственности за налоговые правонарушения и многие другие. Все это делает крайне актуальным исследование правового обеспечения налоговой реформы в Российской Федерации в целом.

Вот уже несколько лет в Российской Федерации проходит масштабная налоговая реформа. В третье тысячелетие Россия вступила с Налоговым кодексом18 , и это впервые за всю историю российской государственности. Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей — общей и специальной. Создана совершенно новая основа правового регулирования налоговой системы в период перехода к рыночной экономике.

Часть первая Налогового кодекса РФ (далее по тексту НК РФ), принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ19 в редакции Федеральных законов от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ20 и 155-ФЗ, действует с 1999 г. формулирует основные принципы современной системы налогообложения в Российской Федерации, дает определения, касающиеся таких понятий, как «налоги и сборы по уровням бюджетов», «налоговая база», «налоговый агент», «налогоплательщик», «налоговые ставки», «налоговые правонарушения», «меры ответственности за налоговые правонарушения», «налоговый контроль» и др.

8 стр., 3504 слов

Налоговые льготы: анализ практики применения и оценка эффективности действия

... их решения. Целью работы В соответствии с целью работы вытекают следующие задачи: проанализировать экономико-правовое содержание налоговых льгот и налоговых преференций; изучить виды налоговых льгот и их роль ... в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования условий для финансирования инновационной деятельности» внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ, в ...

Сейчас вторая часть состоит уже из 11 глав, половина которых была принята в 2002 году и которыми определен порядок исчисления и уплаты основных налогов.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации происходит быстрое развитие налогового права. Появляются новые виды налогов и существенно меняются уже существующие. Многие нормы налогового права долгое время носили подзаконный характер, т.е. регулировались в основном указами президента и постановлениями правительства. Но сейчас наконец-то появился единый кодифицированный законодательный акт — Налоговый кодекс, — который является значительным шагом вперед в налоговой реформе в России. Только в рамках кодекса можно было закрепить основные цели и задачи налоговой политики, создать отвечающую требованиям экономической и социальной эффективности налоговую систему. Общие нормы и принципы Налогового кодекса Российской Федерации распространяют свое действие на все нормы налоговых институтов, что способствовало развитию правовых возможностей разрешения споров в налоговом праве. Форма целостного, комплексного акта дала возможность увязать и сбалансировать права и обязанности, как налогоплательщика, так и налоговых органов. Это также дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерацией, ее субъектов и органами местного самоуправления.

В рамках такой масштабной реформы налогового законодательства достигнуты

Во-первых, снизилось налоговое бремя на налогоплательщика. Для этого, в частности, были отменены неэффективные и оказывающие негативное влияние на экономическую деятельность налоги, прежде всего налоги, уплачиваемые с выручки от реализации товаров, работ и услуг, существенно снижено налогообложение фонда оплаты труда, изменился подход к определению налогооблагаемой базы при взимании налога на прибыль.

Во-вторых, произошло выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, которое было обеспечено отменой многих необоснованных льгот, устранением деформаций в правилах определения налогооблагаемой базы по отдельным налогам.

В-третьих, произошло упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов.

В-четвертых, активно начали работать основные качества кодифицированных актов:

— всеобщность применения, что особенно важно в условиях поиска баланса интересов, прав и обязанностей Российской Федерации и ее субъектов;

— системность — целостный и комплексный охват экономического и правового материала;

— особая правовая значимость;

5 стр., 2111 слов

Налоговое обязательство и его исполнение

... налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения данных обязанностей. Способы исполнения обязанности по уплате налогов и ... им налога. Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором. Процедура подачи и рассмотрения ...

— высшая технико-юридическая отработанность;

— длительность действия, стабильность юридических режимов.

Осуществление налоговой реформы по перечисленным направлениям привело к более справедливому распределению налоговой нагрузки, существенно ослабило стимулы к уклонению от уплаты налогов, позволило стабилизировать и снизить номинальные ставки налогов.

С 1 января 2001 г. начала действовать часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.

Большинство положений части второй Кодекса отличается несомненной новизной.

Во-первых, часть вторая Кодекса является особенной и включает нормы, регулирующие конкретные виды налогов. Как уже говорилось, их одиннадцать: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог; налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, налог с продаж, единый налог на сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, транспортный налог.

Во-вторых, положения части второй Кодекса вносят принципиальные изменения в систему законодательства о налогах и сборах. Появились совершенно новые налоги, например, единый социальный налог. Правовое регулирование ранее существующих налогов идет по пути их объединения и упрощения, что значительно видоизменяет его характер.

В-третьих, часть вторая Кодекса очень часто дополняет, а также изменяет, уточняет) нормы первой части. Например, все элементы налога, которые перечислены в статье 17 части первой НК РФ, а также специфические понятия («объект налогообложения», «налоговая база», «особенности определения налоговой базы», «освобождение от налогообложения по конкретным видам налогов») конкретизируются и раскрываются применительно к каждому налогу во второй части Налогового кодекса.

В этой работе рассматриваются основные этапы налоговой реформы, главные черты налоговой системы Российской Федерации и ее особенности на современном этапе, а также содержится подробный анализ конкретных налогов, составляющих вторую часть Налогового кодекса РФ.

Общественные отношения, возникающие в процессе установления и взимания налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, объединенных в налоговую систему РФ, и урегулированные нормами налогового права, называются налоговыми правоотношениям21 .

Содержание этих отношений определяется нормами, устанавливающими принципы налогов и правоспособность сторон конкретных налоговых правоотношений.

1.2. Особенности налоговых правоотношений

Постановлении от 23 декабря 1997 г. N 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»22 в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации: «…Налоги являются важнейшим источником доходов бюджета, за счет которого должны обеспечиваться соблюдение и защита прав и свобод граждан, а также осуществление социальной функции государства (статьи 2 и 7 Конституции Российской Федерации).

9 стр., 4340 слов

Предмет и принципы гражданского права. Гражданский кодекс Российской ...

... которые способны сложиться между отдельными лицами в гражданском обороте. Несколько упрощая, можно пояснить это так: наличие в Гражданском кодексе норм о договоре, например займа, не ... и целей гражданско-правового регулирования. Составляющие основу гражданского права современной России принципы (или основные начала) указаны непосредственно в Гражданском кодексе (ст. 1). Важнейшими из них выступают ...

Без поступлений в бюджет налоговых платежей невозможно финансирование предприятий, выполняющих государственный заказ, учреждений здравоохранения, образования, армии, правоохранительных органов и т.д., а следовательно, также выплата заработной платы работникам бюджетной сферы…».

Опыт налогового регулирования иностранных государств выводит аксиому, что часть конституционных норм непосредственно составной частью входит в налоговое право.23