Использование и охрана земельных и других природных ресурсов затрагивает интересы страны и регионов, хозяйственных образований и отдельных граждан. В Конституции Российской Федерации установлено, что земельные ресурсы используются и охраняются как достояние населения, проживающего на соответствующей территории. Тем самым подчёркивается непреходящая роль земли в жизнедеятельности общества.
Конституционные положения развивают Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ,. 06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве», другие государственные документы. Вместе они формируют земельный строй государства, системы земельных отношений, землевладения и землепользования, территориальной организации производства.
Иерархия административно-территориального устройства страны определяет развернутую систему землеустройства и землеустроительной документации. Наряду с территориальным (межхозяйственным) и внутри хозяйственным землеустройством, предусмотрены землеустроительные действия по планированию и организации рационального использования земель и их охраны страны, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и других административно-территориальных образований(АТО).
Каждый этап землеустройства имеет самостоятельное значение, но одновременно служит технико-эколого-экономическим обоснованием для последующих землеустроительных действий.
Субъекты Российской Федерации имеют важнейшее значение в системе административно-территориального устройства России, являясь основополагающими звеньями, на уровне которых концентрируются функции государственного и хозяйственного управления. Они представляют собой крупные региональные социально-экономические системы, включающие совокупность взаимосвязанных элементов: население, средства производства, производственную и социальную инфраструктуру. Субъекты Российской Федерации имеют свои специфические особенности экономики, размещения и структуры хозяйства, занимают определенное место в хозяйственном комплексе России и вместе с другими регионами являются частью единого экономического пространства страны.
Геополитические, социально-экономические и природоохранные интересы Российской Федерации, ориентация государства на ускоренный экономический рост путем включения земельно-имущественного комплекса в активный экономический оборот требуют существенного развития системы землеустройства, которое должно являться основным механизмом целенаправленного регулирования земельных отношений, планирования и организации рационального использования земель и их охраны как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах.
Паспортная система в Российской Федерации. Основные положения ...
... вопросы прав и обязанностей граждан в условиях паспортной системы Российской Федерации; Описание паспорта, как основного вида документа гражданина; - В данной работе будет произведен анализ существующей в Российской Федерации паспортной системы, в особенности ее системныхсвойств, ...
Вопросы планирования рационального использования земель и их охраны в схемах землеустройства различного уровня (республики, области, края, района) изучались целым рядом институтов системы РАН, РАСХН, учеными и специалистами научно-исследовательских, проектно-изыскательских и производственных организаций Роснедвижимости (Росземкадастра), Министерства сельского хозяйства, других министерств и ведомств. Они нашли отражение в трудах академиков И.Н.Буздалова, С.Н.Волкова, Н.В.Комова, Э.Н.Крылатых ,В.В.Кузнецова, В.Н.Хлыстуна, ученых-землеустроителей М.В.Андриишина, В.А.Вашанова, Г.А.Карцева, О.Б.Леппке, П.Ф.Лойко, С.Г.Мирошниченко, С.И.Носова, А.П.Огаркова, Ю.М.Рогатнева, А.З.Родина, В.А.Синдеева, В.Ф.Спиридонова, И.М.Стативки, В.П.Троицкого, А.А.Фадеева, Ю.В.Федоринаидр.
Вместе с тем, данные вопросы рассматривались применительно к условиям плановой экономики, когда существовавшая система планирования использования и охраны земель была ориентирована на централизованное распределение земельных ресурсов. При этом роль землеустройства сводилась, главным образом, к межотраслевому перераспределению земель, зачастую без учета экономических интересов непосредственных производителей продукции и качества земли.
В условиях рыночной экономики вопросы определения перспектив развития землевладения и землепользования государства и его субъектов стали более актуальными. В настоящее время стоит задача научно обоснованного планирования использования земли не только как объекта природы и главного средства производства в сельском и лесном хозяйствах, но и как недвижимого имущества, объекта товарно-денежных отношений с целью удовлетворения экономических интересов всех собственников земли. Необходимо усиление роли государства в регулировании охраны, планирования рационального использования и устойчивого воспроизводства земельных ресурсов, формировании модели долгосрочного развития экономики, базирующейся на эффективном использовании земельно-имущественного комплекса страны и регионов. Это возможно путем осуществления сквозного, взаимоувязанного, комплексного планирования использования и охраны земель на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и других административно-территориальных образований в системе землеустройства.
Рациональное использование и охрана земли особо значимы для Московской области, занимающей площадь, равную малоземельному европейскому государству, такому как Голландия или Бельгия, обеспечивающей многие нужды 6,5 млн человек собственного населения и 9,2 млн жителей г.Москвы. В состав области входят 39 административных районов. На территории области находятся: город Москва, 74 города областного и районного подчинения, 111 посёлков городского типа и более 6000 сельских поселений, тысяч и промышленных, транспортных, водохозяйственных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных организаций и предприятий, 11 железных и 6 автомобильных дорог. Магистральные трубопроводы, сети линий электропередач, водоснабжения, канализации создают сложную инженерную инфраструктуру. Поэтому организация рационального использования и охраны земель Московской области невозможны без планирования развития землевладения и землепользования на перспективу.
Понятие и общая характеристика государственного управления в ...
... пользователями) земли. Внутрихозяйственное управление землей предполагает организацию рационального использования и охрану земель собственниками, ... землю, а также льготы по взиманию платежей; разрабатывают и выполняют совместно с местными исполнительными и распорядительными органами республиканские программы по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в ...
Не смотря на то, что в результате научных исследований в прошлые годы был накоплен обширный материал по планированию использования земель в регионах, он нуждается в теоретической, методической и научно-практической корректировке с учетом современных требований рыночной экономики. Это и определило актуальность настоящего исследования.
Цель исследования – выявить пути совершенствования системы рационального использования и охраны земель.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать роль и значение земельных ресурсов;
- рассмотреть исторические предпосылки земельных преобразований и развития землеустройства территорий;
- выделить обоснование основных направлений планирования рационального использования земель и их охраны;
- выявить проблемы системы рационального использования и охраны земель;
- разработать меры по совершенствованию системы землевладений и землепользований района;
- определить основы по совершенствованию мероприятий по охране земельных ресурсов в административном районе.
Объект исследования – Московская область.
Предмет исследования – совершенствование системы рационального использования и охраны земель.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ
1.1. Роль и значение земельных ресурсов
Земельные ресурсы является основой и предпосылкой создания всех материальных благ. Земля –необходимое условие существования человеческого общества. Однако роль земельных ресурсов в сферах производственной деятельности человека может значительно отличаться. Здесь решающее значение имеют такие характеристики как пространство и рельеф. В добывающей промышленности рельеф не имеет значения, но особую роль играют недра. В сельском и лесном хозяйстве получение продукции непосредственно связано с качественным состоянием среды с характером и условиями ее использования. При этом, являясь важнейшей производительной силой, земля одновременно выступает как орудием труда, так и предметом труда. Земельные ресурсы представляют собой невоспроизводимые средства производства [12,18].
Земельные ресурсы как средство производства резко отличаются от других природных ресурсов и имеют свои специфические черты:
- Земля совмещает в себе как предмет так и средство труда. Обрабатывая землю, человек создает благоприятные условия для роста растений и в этом случае земля является предметом труда. Вместе с тем, давая урожай земля выступает в роли средства труда.
- Земля является продуктом природы и в первоначальном состоянии не имеет стоимости.
- Землю можно отнести к невозобновимым природным ресурсам, так как естественным путем она восстанавливается очень медленно.
- Землю можно отнести к незаменимым природным ресурсам, так как отсутствуют альтернативные ресурсы, способные удовлетворить первостепенные человеческие потребности [17].
Экономическая оценка земли выражает производительную способность земли как средства производства в сельском хозяйстве. В основе ее лежит доходность земли разного качества с учетом расположения участков.
Использование земли и ее оценка
... 2. Принципы и функции оценки земли Оценка земли подразумевает определение рыночной стоимости земли, либо рыночной стоимости права аренды земельного участка. Рыночная стоимость земли, в первую очередь, зависит ... и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в ...
Экономическая оценка земли осуществляется в двух аспектах: общая экономическая оценка земли как средства производства и частная оценка по эффективности возделывания сельскохозяйственных культур.
В качестве основных показателей для оценки используют: урожайность сельскохозяйственных культур с 1 га, ц.; продуктивность земель, исчисленную по валовой продукции растениеводства в кадастровых ценах с 1 га, дифференциальный чистый доход с 1 га. Экономическая оценка земли исчисляется в баллах по стобальной шкале.
Распространенная методика экономической оценки земли основывается на массовых данных о фактической урожайности культур и затрат на их производство в динамике не менее чем за 5 лет. Оценочные показатели рассчитываются по агропроизводственным группам почв, отдельно по орошаемым, осушенным и в целом по мелиорированным землям при выровненной структуре производства. Для исчисления валовой продукции применяют единые цены. Затраты на производство продукции берут фактические. Результаты экономической оценки земли представляются для их практического использования в относительном измерении, показывая, насколько та или иная земля лучше или хуже другой.
Экономическая оценка земли в баллах пригодна для решения ряда вопросов. А для обоснования многих народнохозяйственных проблем нужна денежная оценка земли, т.е. ее экономическая оценка в денежной форме. Особенно это необходимо для обоснования решения вопросов, связанных с отводом земель в несельскохозяйственных целях, например, при выделении участков под строительство.
Экономическая оценка земли имеет особенно большое значение для решения вопросов развития сельского хозяйства. Это проявляется в разных направлениях:
- При обосновании заказа для нужд государства по различным видам продукции по зонам, районам и хозяйствам, при определении их специализации;
- При государственном регулировании цен на сельскохозяйственную продукцию;
- При построении налоговой политики на основе оценки земель, благодаря чему можно правильно разграничить объективные и субъективные факторы, определить, в какой мере получаемые доходы являются результатом лучших условий, а в какой результатом высокого уровня хозяйствования;
- При расчетах эффективности производства;
- При сравнении результатов работы отдельных хозяйств и их подразделений.
Любые экономические показатели сами по себе недостаточно характеризуют уровень ведения хозяйств, если их рассматривать без учета качества закрепленной земли, ее оценки. Практически во всех развитых странах существует институт профессиональных оценщиков недвижимости — экспертов, определяющих цену земельных участков, по которой потенциальный покупатель и потенциальный продавец готовы совершить сделку в условиях равноценной информации, имеющей отношение к формированию этой цены. Основным приёмом оценки земли является метод сравнения продаж. В соответствии с этим методом оценщик собирает информацию о совершённых сделках с землёй в данной местности, предполагая при этом, что цены на близлежащие участки должны быть примерно одинаковыми. При сборе такого рода информации необходимо также оценивать, насколько были типичными условия сделки, чтобы исключить те из них, которые были совершены в экстраординарных условиях.
Земля, как товар. Оценка земельных ресурсов
... как это кажется внешне. Земля — специфический объект рыночных отношений. В идеале земельный рынок создает и поддерживает отношение к земле как ... производства и лесного хозяйства. Принципиальное значение для познания особенностей земли как товара имеет классификация земель по категориям в ... туция 1993 г., утвердившая право частной собственности на землю и ее куплю-продажу собственниками. В ...
Экономической формой реализации земельной собственности в сельском хозяйстве является земельная рента. Различают три формы земельной ренты: дифференциальную, монопольную и абсолютную. Существование первых двух рент не вызывает сомнений у исследователей, а вопрос об абсолютной ренте является по сей день спорным. Ни А. Смит, ни Д. Рикардо не выделяли абсолютной ренты. Это понятие ввел К. Маркс, связывая ренту с частной собственностью на землю и с более низкими, чем промышленности, органическим строением капитала в земледелии. Следует отметить, что в современной западной литературе этот термин не выделяется. Дискуссия, которая ведется среди современных отечественных авторов, сводится к наличию условий возникновения абсолютной земельной ренты.
Монопольной называют специфическую форму земельной ренты, которая возникает при продаже сельскохозяйственной продукции по монопольно высоким ценам. Образуется она, прежде всего, на землях исключительного качества, на которых возделываются редкие по своим потребительским свойствам сельскохозяйственные культуры.
Основной формой земельной ренты в сельскохозяйственном производстве является дифференциальная рента. Дифференциальная рента существует в двух видах: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II.
Дифференциальная рента I связана с различиями в качестве земли. Она, в свою очередь, делится на ренту по плодородию, получаемую с более плодородных земель, и ренту по местоположению земельных участков, получаемую с земель, стратегически выгодно расположенных по отношению к рынкам сбыта.
Дифференциальная рента II связана с различиями в эффективности последовательных затрат труда и капитала.
Дифференциальная рента, исходя из данной концепции, в количественном отношении возрастает от улучшенных земель к средним и лучшим или от менее производительных добавочных вложений к более производительным при условии, если рыночная цена на продукцию сельского хозяйства определяется издержками на худших землях или при менее производительных добавочных вложениях. Отсюда возникает специфическая для аграрной экономики проблема формирования цен на продукцию отрасли с учетом замыкающих затрат или издержек при относительно неблагоприятных условиях воспроизводства.
Таким образом, в рыночной экономике существуют объективные предпосылки образования дифференциальной ренты в двух ее формах: дифференциальной и монопольной. Факторами и условиями возникновения дополнительной прибыли и превращения ее в земельную ренту являются особые условия производства в сельском хозяйстве. Рынок и рыночная конъюнктура обуславливают подвижность рыночных отношений, методологическая и методическая основа которых требует совершенствования с позиции их практического применения. [13]
1.2. Исторические предпосылки земельных преобразований и развития землеустройства территорий
Исторический опыт развития землеустройства в России показывает, что его содержание всегда определялось экономическими, социальными и политическими задачами государства. Вместе с тем, даже следуя государственной политике, землеустройство находило рациональные формы организации территории, объективно сглаживая негативные политические тенденции. Не случайно, что проведение земельных реформ и этапы земельных преобразований были связаны с реорганизацией землеустроительной службы.
Третья закономерность землеустройства, определяющая его развитие в соответствии с потребностями народного хозяйства, наиболее четко проявилась в советский период.
Из курса «История земельных отношений и землеустройства» известны основные этапы реформирования земельных отношений после Октябрьской революции: земельные преобразования в период военного коммунизма; земельные отношения в период нэпа; коллективизация сельского хозяйства; земельные отношения в условиях колхозно-совхозного производства; земельная реформа 90-х годов. Известно также, что задачи, содержание и характер проведения землеустройства в эти периоды соответствовали единой политике государства.
Следует подчеркнуть: эта закономерность проявляется не в слепом следовании указаниям политического или хозяйственного руководства страны (даже если они облачены в форму закона), а во внесении профессионально обоснованного содержания во все землеустроительные действия.
Даже в период военного коммунизма на фоне сплошной ликвидации помещичьего землепользования и уравнительного перераспределения земли сохранялось рациональное звено сельскохозяйственного землепользования, обеспечивающее известные условия: сохранение крупных государственных «опорных» сельскохозяйственных предприятий, рациональное соотношение земельных, трудовых и материальных ресурсов в крестьянских хозяйствах, коллективное использование лесных, сенокосных и пастбищных угодий, охрану земель. В период нэпа в основу землеустройства также были заложены профессиональные требования: упорядочение крестьянского землепользования, повышение эффективности сельскохозяйственного производства и культура земледелия.
В 30-е годы, в связи с коллективизацией сельского хозяйства, землеустройство выполняло задачи по формированию землепользований колхозов и совхозов, юридическому и физическому закреплению земель, организации севооборотов, а позднее — по межхозяйственному и внутрихозяйственному землеустройству, нацеленному на организацию рационального и эффективного использования всех земель.
В течение 50-80-х годов были реализованы новые задачи землеустройства, соответствующие потребностям народного хозяйства: проводились крупномасштабные землеустроительные мероприятия в связи с освоением целинных и залежных земель; противоэрозионная организация территории, работы по укрупнению и разукрупнению хозяйств в целях оптимизации размеров землепользования; мероприятия по перераспределению земель и формирование многоукладного сельского хозяйства.
В настоящее время основные землеустроительные работы направлены на реализацию земельной реформы: формирование землепользования крестьянских хозяйств, установление черты сельских населенных пунктов, реорганизация землепользований и другие цели.
Таким образом, землеустройство не только развивается в соответствии с потребностями народного хозяйства, выполняя при этом определенный государственный заказ, но также активно влияет на государственную земельную политику. Для осуществления такого влияния необходимы два условия: во-первых, организация территории, реализуемая в процессе землеустройства, должна быть вполне рациональна и эффективна; во-вторых, само землеустройство должно постоянно совершенствоваться и развиваться.
Как первое, так и второе связано не только с накоплением профессионального опыта, но и с хорошо поставленным научно-методическим обеспечением. Вполне закономерно поэтому, что содержание и методы землеустройства постоянно совершенствуются на научной основе.
Как всякое многогранное социально-экономическое явление, землеустройство опирается на научные достижения различных направлений: естественного, технического, правового, экономического и других циклов. Среди естественных наук широко используются достижения почвоведения, земледелия и растениеводства; в техническом отношении землеустройство базируется на передовых методах геодезии, фотограмметрии, мелиорации, информатики; правовая сторона землеустройства регулируется гражданским, земельным, административным и другими направлениями юридической науки. В экономическом отношении землеустройство опирается как на общую экономическую теорию, так и на отраслевые экономики.
Вместе с тем землеустройство как социально-экономическое явление имеет свои закономерности проявления, свои предмет и методы научного исследования. На основе практического опыта и теоретического обобщения сложилась землеустроительная наука, изучающая функционирование земли и средств производства, неразрывно связанных с землей, а также методы организации территории.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Обоснование основных направлений планирования рационального использования земель и их охраны
Комплексное, устойчивое, эффективное развитие территории Московской области является основополагающей целью землеустройства и иных систем мероприятий, направленных на преобразование земле- и природопользования. Они призваны обеспечить территориальную гармонию производств и предприятий, производительного труда и условий жизни населения, отношений города и деревни. Устройство территории должно отвечать требованиям высокопродуктивного сельского хозяйства, развитой индустрии, транспортной доступности, защиты природных ресурсов, приумножения природного и культурного наследия, организации отдыха жителей и туризма.
Генеральные стратегические разработки прошлых лет в основном не реализованы. Предусматривалось существенное продвижение области по пути территориального развития, в частности:
- сельскохозяйственное производство снизилось до критического уровня, сократились урожайность сельскохозяйственных культур и кормовых угодий, поголовье животных;
- научное обеспечение оказалось в состоянии кризиса более тяжелого, чем падение промышленности и сельского хозяйства, других отраслей материального производства. Резко сократилась численность занятых в этой сфере;
- сохраняются диспропорции в уровне развития сферы обслуживания в городской и сельской местности, между коммерческими и социальными видами обслуживания населения;
- жилищный фонд области не достиг предусматриваемого показателя. Увеличение жилищного фонда происходило более медленными темпами по причине сокращения государственных инвестиций в жилищное строительство и активного перехода существующего индивидуального фонда в дачи, особенно в сельской местности.
Для обеспечения перехода от экстенсивного к интенсивному развитию необходимо провести коренную реорганизацию среды деятельности и проживания населения. Необходимы качественное улучшение отраслевых функциональных показателей и приведение их к современным нормативным требованиям, комплексное многоцелевое использование территории.
Землеустройство предполагает вариантность, альтернативность перспективных направлений в использовании земли. В связи с дефицитностью земли как природного ресурса с одной стороны, и наличием большого количества собственников на землю с другой, первоочередной задачей землеустройства субъекта Российской Федерации, требующей разработку вариантов развития, является перераспределение земель по категориям и угодьям на перспективу.
При решении данной задачи нами смоделировано два сценария развития экономики региона. По первому из них предполагается сохранить сложившуюся тенденцию увеличения закупок продовольствия из зарубежных стран и различных регионов России. При этом рост площадей поселений планируется за счет земель сельскохозяйственного назначения и активизации оборота земельных участков, в первую очередь, для градостроительных нужд.
По второму сценарию намечено интенсивное развитие поселений, увеличение плотности застройки в пределах их существующей городской черты и организация рационального использования земель в границах населенных пунктов. При этом рост потребности в продовольствии предполагается обеспечить за счет собственного производства путем повышения эффективности использования сельскохозяйственных угодий Московской области.
В настоящее время сложилась следующая ситуация с потреблением, производством и обеспечением продуктами питания в московском регионе (табл. 2.1).
Общественные хозяйства Московской области и хозяйства населения обеспечивают собственные потребности в продуктах питания ориентировочно на 45 %, а также потребности Москвы на 17%, в то время как в советский период эти цифры были, соответственно, 85% и 60%.
Таблица 2.1 — Потребление, производство и обеспечение продуктами питания в Московской области и г. Москве на 2013 год
№ п/п | Наименование продукта питания | Единица измерения | Валовое
производство (все категории хозяйств) |
Прибыль (+),
Убыток (-), млн. руб |
Потребность Московской области | Обеспечение Московской области за свой счет,% | Потребность Москвы | Обеспечение Москвы Московской областью, % | Завезено продуктов питания в Московскую область и г. Москву на сумму, млн. руб | Общие затраты (10-5), млн. руб |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 11 |
1 | Мясо
(всего) |
тыс.тонн | 173,5 | -1050 | 331 | 38 | 510 | 9 | 25195 | 26245 |
2 | Молоко | тыс.тонн | 994,3 | +1074 | 1430 | 42 | 2420 | 16 | 26845 | 25771 |
3 | Яйца | млн.шт | 1000 | +194 | 1,0 | 40 | 2,5 | 24 | 9000 | 8806 |
4 | Зерно (продовольственное) | тыс.тонн | 34 | +14 | 1100 | 3,1 | 1200 | 0 | 17800 | 17786 |
5 | Картофель | тыс.тонн | 847 | +39 | 576 | 8 | 990 | 35 | 8033 | 7294 |
6 | Овощи | тыс.тонн | 634 | +152 | 668 | 63 | 1120 | 19 | 8770 | 6618 |
Итого | — | +3123 | — | 45 | — | 17 | 95643 | 92520 |
Для покрытия потребности в продовольствии Московской области и городу Москве в 2013 году потребовалось привлечение 92,5 млрд. руб.
Рассмотрим обозначенные выше сценарии развития агропромышленного комплекса и, соответственно, необходимой площади земель сельскохозяйственного назначения.
По первому сценарию производство продуктов питания в Московской области к 2020 году остается на сегодняшнем уровне, следовательно, при увеличении численности населения г. Москвы с 10 до 13 млн. человек обеспеченность подмосковным продовольствием столицы снизится до 14% (табл. 2.2).
В то же время затраты на покупку продовольствия возрастут до 106,5 млрд. руб.
Второй сценарий отличается резким упором на развитие подмосковного сельского хозяйства. Планируется, что молоком, яйцом, картофелем и овощами область будет обеспечивать себя сама в полном объеме, обеспеченность в целом достигнет дореформенных показателей – 84%.
Также возрастет обеспеченность подмосковными продуктами питания столицы до 45%. Таким образом, на покупку продовольствия придется потратить 57,1 млрд. руб. Исходя из величины сметной стоимости областных целевых программ Московской области по развитию аграрного сектора экономики, животноводства, птицеводства, повышению плодородия, рассчитанная стоимость капитальных вложений в увеличение интенсивности производства составит 51 млрд. руб. В итоге с учетом прибыли от реализации продуктов питания 8,1 млрд. руб общие затраты составят 100 млрд. руб, что на 6,5 млрд. руб меньше, чем при первом сценарии.
В постреформенный период в России, а в московском регионе особенно, наблюдается систематическое возрастание доли импортного продовольствия. На закупку продовольствия за границей затрачиваются валютные средства, поступающие от импорта нефти и газа. Фактически мы проедаем наши природные ресурсы, стимулируя при этом иностранного производителя.
Таблица 2.2 — Сценарии развития производства и обеспечения продуктами питания в Московской области и г. Москве на 2020 год
№ сценария | № п/п | Наименование продукта питания | Единица измерения | Потребность | обеспечение Московской областью в 2020 г, | Валовое производство | Прибыль (+),
убыток (-), млн. руб |
Капвложения в увеличение интенсивности производства, млн. руб | План завоза продуктов питания в 2020 году в Московскую область и г. Москву на сумму, млн.руб | Общие затраты (11-9+10), млн.руб | |||
Московской области | Москвы | ||||||||||||
собственных потребн
стей |
потребностей Москвы | ||||||||||||
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
I | 1 | Мясо (всего) | тыс.тонн | 331 | 663 | 38 | 7 | 173,5 | -1050 | 3000 | 27070 | 31120 | |
2 | Молоко | тыс.тонн | 1430 | 3120 | 2 | 13 | 994,3 | +1074 | 3500 | 29445 | 31371 | ||
3 | Яйца | млн.шт | 1000 | 3,2 | 40 | 19 | 1000 | +194 | 3500 | 8680 | 11486 | ||
4 | Зерно (продов.) | тыс.тонн | 1100 | 1550 | 3 | 0 | 34 | +14 | 500 | 19160 | 19946 | ||
5 | Картофель | тыс.тонн | 576 | 1277 | 87 | 27 | 847 | +739 | 2000 | 8042 | 9303 | ||
6 | Овощи | тыс.тонн | 668 | 1402 | 63 | 15 | 634 | +2152 | 3500 | 10180 | 8028 | ||
Итого по I сц. | — | — | 45 | 14 | — | +3123 | 16000 | 93677 | 106554 | ||||
II | 1 | Мясо (всего) | тыс.тонн | 331 | 663 | 80 | 30 | 463,7 | -2806 | 11000 | 16439 | 30245 | |
2 | Молоко | тыс.тонн | 1
30 |
3120 | 100 | 37 | 2581 | +2788 | 11000 | 19690 | 27902 | ||
3 | Яй
а |
млн.шт | 1,0 | 3,2 | 100 | 78 | 3500 | +679 | 10000 | 1400 | 10721 | ||
4 | Зерно (продов.) | тыс.тонн | 1100 | 1550 | 27 | 0 | 300 | +123 | 6000 | 14160 | 20037 | ||
5 | Картофель | тыс.тонн | 5
6 |
1277 | 100 | 70 | 1470 | +1282 | 6000 | 2681 | 7399 | ||
6 | Овощи | тыс.тонн | 668 | 1402 | 100 | 60 | 1509 | +6072 | 7000 | 2805 | 3733 | ||
Итого по II сц. | — | — | 84 | 46 | — | +8138 | 51000 | 57175 | 100037 | ||||
Экономический эффект при втором сценарии | 6517 |
Данные таблиц 2.1 и 2.2 показывают, что Московская область – один из самых благополучных регионов России – не имеет продовольственного суверенитета – одного из элементов политического суверенитета. За прошедшее десятилетие мы дошли до того, что потребляем на 40% меньше продуктов питания нежели, чем в 1990 году. Подобная ситуация создает вполне реальную угрозу национальной экономической безопасности.
Таким образом, очевидно, что дальнейшее развитие Московской области тесно связано с развитием собственного сельского хозяйства, максимально высоким уровнем обеспеченности продуктами питания собственного производства. Данный вариант развития предполагает увеличение поголовья крупного рогатого скота, свиней (в 2 раза), птицы (в 3,7 раза), повышение продуктивности коров, усиление кормовой базы.
Для полного обеспечения животных кормами требуется 2573 тыс. корм.ед концентратов и 1882 тыс. корм.ед прочих кормов (сено, зеленый корм, сенаж и т.д., табл. 2.3).
Таблица 2.3 — Потребность в кормовых ресурсах
№ п/п | Виды
скота |
План. поголовье, тыс. гол | Потребность в корме, тыс. ц. корм.ед | Имеющиеся
корма на 2013 г., тыс. ц. корм.ед |
Дефицит
кормов, тыс. ц. к.ед. |
Потребность в посевных площадях,
тыс. га |
Имеющиеся посевные площади, тыс. га | |||||
концентраты | проч. корма | концентраты | прочие корма | концен
раты |
прочие корма | зерновые (фур.) | проч. корм. культуры | зерновые (фур.) | проч. корм. культуры | |||
1 | КРС, в т.ч: | 730,0 | 7250 | 14900 | 945 | 7810 | 6305 | 7090 | 242 | 489 | 48,0 | 392,0 |
1.1 | коровы | 360,0 | 5400 | 9720 | 674 | 5118 | 472 | 4602 | 180 | 319 | 34,0 | 257,0 |
1.2 | прочие | 370,0 | 1850 | 5180 | 471 | 2692 | 1579 | 488 | 62 | 170 | 24,0 | 135,0 |
2 | свиньи | 210,0 | 2520 | 1260 | 382 | 1100 | 2138 | 160 | 84 | 41 | 20,1 | 56,1 |
3 | птица | 38000 | 15960 | 2660 | 380 | 2530 | 15580 | 130 | 532 | 88 | 20,0 | 127, |
Итого | — | 25730 | 1
820 |
1707 | 11440 | 24023 | 5380 | 858 | 618 | 88,1 | 575,1 |
Концентраты в области на сегодняшний день выращиваются на площади 88 тыс. га, что составляет 221 т. к.ед. (9% от необходимого на перспективное поголовье).
На удовлетворение потребностей в фуражном зерне потребуется 858 тыс. га. Учитывая опыт советского периода в структуре посевов (1986-1990 гг.), наиболее оптимальной площадью зерновых в условиях Московской области на перспективный период можно считать площадь на уровне 250 тыс. га, в том числе 100 тыс. га продовольственного зерна и 150 тыс. га фуражного при увеличении средней урожайности с 23 ц/га до 30 ц/га. Недостаток в продовольственном зерне (800 тыс. тонн) и в фуражном (1694 тыс. тонн) области придется закупать в других регионах страны.
Посевные площади под прочие корма в области имеются в достаточном количестве, требуется лишь небольшое увеличение с 575 тыс. га до 615 тыс. га. Главной задачей при этом будет увеличение урожайности многолетних и однолетних трав.
Посевных площадей картофеля (90,1 тыс. га) хватает для указанного выше обеспечения с учетом повышения урожайности со 110 до 163 ц/га, приблизив ее, таким образом, к средней урожайности в разрезе сельскохозяйственных предприятий.
Валовое производство овощей согласно второму варианту развития увеличивается в 2,3 раза и составит 1509 тыс. тонн. Таким образом, при росте урожайности овощей на 40% относительно 2011 года, требуемая посевная площадь составит 40,0 тыс. га.
В результате расчетов выявлено, что оптимальная расчетная посевная площадь составит 1010 тыс. га, что превышает показатель 2011 года на 186 тыс. га, а среднего показателя за 2009-2011 гг. на 118,4 тыс. га (табл. 2.4).
Анализ структуры сельскохозяйственных угодий показывает, что числящаяся по учету на 01.01.2009 г. площадь пашни (1079 тыс. га) покрывает расчетную площадь посевов сельскохозяйственных культур. Для того чтобы максимально полно использовать этот потенциал по данным исследований института МосНииПИ землеустройства в перспективе необходимо произвести культуртехнические работы на более чем 150 тыс. га земель, числящихся пашней, но фактически заброшенных или заросших.
Говоря об общей площади земель сельскохозяйственного назначения на перспективу, необходимо помнить, что они относятся к наиболее продуктивным землям, имеющих большую ценность для области, обеспечивающих возможность ведения сельскохозяйственного производства и устойчивость агроландшафта, осуществляют экологические функции для создания благоприятной природной среды.
Таблица 2.4 — Фактическая и оптимальная расчетная площадь основных групп сельскохозяйственных культур в Московской области по всем категориям хозяйств
Наименование культуры | Фактическая в среднем | Оптимальная расчетная | Отклонения от оптимальной площади | |||||||
1986-1990 | 2009-2013 | 1986-
990 |
2009-2013 | |||||||
тыс. га | % | тыс.га | % | тыс. га | % | тыс. га | % | тыс. га | % | |
Посевная площадь, всего, в т.ч.: | 1240,4 | 100,0 | 891,6 | 100,0 | 1010,0 | 100,0 | +230,4 | 122,7 | -118,4 | 88,2 |
Зерновые и зернобобовые | 292,2 | 23,6 | 160,0 | 17,9 | 250,0 | 25,1 | +42,2 | 116,9 | -90,0 | 64,0 |
Карт
фель |
114,6 | 9,2 | 94,2 | 10,6 | 90,0 | 5,9 | +24,6 | 163,7 | 4,2 | 104,6 |
Овощи | 31,2 | 2,5 | 25,3 | 2,8 | 40,7 | 2,1 | -9,5 | 76,6 | -15,4 | 62,2 |
Кормовые культуры | 783,3 | 63,1 | 606,1 | 68,0 | 620,3 | 66,9 | +163 | 125,4 | -14,2 | 96,7 |
Прочие | 1
,1 |
1,5 | 12,4 | 1,4 | 9, | 9,0 | -10,1 | -52,1 | -3,4 | -28,3 |
3