Сегодня, в век постиндустриального, информационного общества, времени перехода к новым ориентирам развития и необходимости сохранения традиционных ценностей жизни и развития государства и общества, времени, которое требует мобильного члена общества, умеющего самостоятельно принимать важные решения, ориентироваться в огромном количестве информации, возрастает роль не только знаний как таковых, но и умения добывать эти знания. Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования — это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное — умение ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе. Ученые и педагоги ищут новые методики, технологии, формы, способы изменения преподавания для воспитания активной, творческой, мобильной личности.
Одной из наиболее значимых форм получения высокого качества образования и развития творческих способностей, самостоятельности обучающихся являются предметные олимпиады. Согласно «Положению о школьных предметных олимпиадах» предметная олимпиада — это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умения применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления «Положение о Всероссийской олимпиаде школьников», утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 695..
Предметные олимпиады школьников в условиях современной школы — действенное средство формирования мотивации к учению, повышения познавательной активности учащихся, развития их творческих способностей, углубления и расширения знаний школьника по предмету. Предметные олимпиады школьников в нашей стране проводятся уже в течение многих десятилетий. Столь длительный период существования олимпиадного движения доказывает педагогическую и общественную значимость данной формы внеурочной работы с обучающимися и жизненность олимпиад. Всероссийская олимпиада школьников по истории достаточно «молодая» и проводится лишь с 2000 г. Если в период зарождения и становления движения олимпиады организовывались преимущественно с целью отбора наиболее способной молодежи в вузы страны, то сегодня они предстают как мероприятие государственное, охватывающее миллионы учащихся, и проводимое ежегодно по всей стране под руководством центрального оргкомитета. Ни в одной стране мира олимпиадное движение не достигало подобного размаха, не было столь массовым.
Современные проблемы и тенденции развития правового образования
... развития правового образования. Предмет исследования: основные тенденции, этапы и содержание развития системы правового образования школьников. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотреть историю возникновения традиций правового воспитания; 2) изучить характеристику правового образования школьников и ...
В условиях перехода на ФГОС второго поколения олимпиадное движение приобретает наибольшую актуальность. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся. Перечисленные характеристики актуальны при подготовке к участию школьников в олимпиадном движении Приказ от 17 . 12. 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».. Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Предметная олимпиада является одним из важных факторов развития и средством активизации познавательного интереса обучающихся, так как она требует не только высокой работоспособности, но и умения анализа, синтеза, отбора информации, сопоставления фактов, выявления логических факторов, формулирования выводов, а это все способствует развитию творческого потенциала, к чему и стремятся участники олимпиад.
Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства после распада СССР в 1991 г., но история олимпиадного движения в России начинается гораздо раньше. Еще в XIX в. «Олимпиады для учащейся молодежи» проводило Астрономическое общество Российской Империи, но до нас не дошли подробности олимпиадного движения тех лет. История олимпиадного движения в России позволяет увидеть, как расставлялись акценты в системе образования России (СССР) на протяжении более чем полувека. По ней можно проследить, какие учебные предметы и в какое время считались главными, а какие — второстепенными, какие новые предметы активно входили в жизнь, а какие утрачивали свои позиции, и с чем были связаны эти процессы. В то же время менялись и подходы к определению содержания образования в средней школе, а содержание образования, как известно, является социальным заказом общества государству. История олимпиадного движения отражает эволюцию подходов к определению содержания образования в средней школе, произошедшую в прошлом веке и существующую и в настоящее время.
Необходимо выделить принципиальные отличия развития олимпиадного движения в период СССР и современности. Основная цель олимпиад периода СССР — выявление наиболее одаренных детей и привлечение их способностей к потребностям государства, с подавлением их творческих индивидуальных потребностей и способностей.
Предметные олимпиады школьников в СССР начались с олимпиад по математике. Первая такая олимпиада прошла в 1934 г., начиная с середины XX в., пришелся расцвет олимпиад по математике, физике, химии, астрономии. СССР бурно развивался в техническом отношении, покорял космос, стране нужны были активные и талантливые инженеры, «технари», но идея формирования интеллектуальной элиты в советском обществе считалась идеологически сомнительной.
«КОМПЕТЕНЦИИ И ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ...
... В любой развитой стране необходимо поддерживать науку и образование на высоком уровне в целях наиболее эффективного научно-технического и культурного развития общества, что обеспечит неуклонный ... этого международно-правового акта закреплено право каждого человека на образование и определены основные гарантии реализации этого права. Другой пример - Конвенция о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 ...
историографии
Первые «советские» предметные олимпиады школьников по точным наукам были организованы в 30-е гг. Так в 1934 г. состоялась математическая олимпиада по инициативе выдающегося математика Б.Н. Делоне, его соратников О.К.Житомирского, В.А.Тартаковского, Д.К.Фадеева и Г.М.Фихтенгольца, а 1938 г. на физическом факультете Московского университета была проведена школьная олимпиада по физике. Она положила начало городским олимпиадам — сначала в Москве и Ленинграде, а затем и в других городах Советского Союза. Для организации и проведения олимпиад постепенно формировалась правовая и методологическая база. Существенный вклад в становление и развитие олимпиадного движения, в разработку методик организации и проведения, содержания олимпиад в советский период внесли такие ученые и педагоги, как П.С. Александров (математик, разработчик олимпиадных заданий по математике), Л.Д. Глейзер, Б.Н. Делоне, В.Ф. Каган, М. Клайн, А.Н. Колмогоров, A. Люстерник, А.И. Маркушевич, И.С. Петраков, Д. Пойа, В.И. Смирнов, C.JI. Соболев, В.А.Тартаковский, Г.А. Тоноян, Г.М. Фихтенгольц, С.И. Шварцбурд, Л.Г. Шнирельман и др.
Отдельные аспекты подготовки школьников к участию в олимпиадном движении по математике исследовались А.В. Усовой, Н.Н. Тулькибаевой, Л.М. Фридманом, М.А. Драпкиным, И.В. Старовиковой. Вопросы истории физических олимпиад и связанные с ней аспекты подробно разработаны под руководством доктора педагогических наук, профессора Н.Н. Тулькибаевой.
Значительный вклад в становление и развитие олимпиадного движения по физике, в разработку методик организации и проведения олимпиад внесли ученые и педагоги Б.Н. Делоне, В.И. Смирнов, Г.М. Фихтенгольц, В.А. Тартаковский, А.Н. Колмогоров, П.Л. Капица, И.К. Кикоин, Б.Б. Буховцев, С.М. Козел, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, В.И. Лукашик, A.C. Кондратьев, О.Я. Савченко, Л.Д. Глейзер, И.С. Петраков, С.С. Чураков, Н.Е. Парфентьева, И.Ш. Слабодецкий, В.Г. Сурдин, О.Ю. Овчинников, А.Р. Зильберман и др.
Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как сув еренного государства в 1991 г.
В постсоветское время, в 90-е гг. появилось большое количество исследований, посвященных предметным олимпиадам и исследовательской деятельности школьников и студентов, эта тема стала даже модной в среде преподавателей школ и ВУЗов. Среди наиболее ярких представителей педагогов и методистов, работавших и работающих по данной тематике можно назвать следующие: С.Д. Абдурахманов, Т.М. Адамович, A.Л. Брудно, П. Буруджак, Г.И. Васильева, И. Вендти, С.У. Гончаренко, B. Горшковский, Р.Г. Иванова, П.Л. Капица, Л.И. Каплан, 3. Кванневский, М.О. Кицай, С.М. Козел, Л.Г. Корнеева, К.К. Кудава, М.А. Лаврентьев, В.И. Лукашик, Р.И. Малафеев, В.А. Орлов, И.С. Петраков, П.Н.Протасов, В.Г. Разумовский, А.П. Савин, И.П. Середа, Л. Силверберг, И.Ш. Слободецкий, Г.А. Тоноян, А.Л. Тоом, Т. Шаршаневич, Б.П.Вирачев и др.
В данных исследованиях большое внимание уделяется новым тенденциям развития системы образования в постперестроечный период, рассматриваются педагогические условия гуманизации процесса подготовки и проведения предметных олимпиад школьников, внедрение заданий творческого характера в содержание олимпиад. Внимание уделяется анализу психолого-педагогических характеристик предметных олимпиад школьников и особенностей состава ее участников, возможностям и особенностям организации метапредметных олимпиад.
Курсовая работа интеллектуальное развитие младших школьников
... младших школьников ; изучить нетрадиционный урок как средство развития интереса к обучению у младших школьников; реализовать работу по использованию нетрадиционных форм уроков для развития мотивации у младших школьников ... интеллектуального развития ... истории в виде нетрадиционных уроков. Актуальность темы нетрадиционных форм уроков как способа повышения интереса к учебному процессу у младших школьников ...
Начиная с 2000 г. внимание к теме предметных олимпиад школьников еще более возросло, в основном это также диссертационные проекты, но больше появляется сборников олимпиадных заданий и методических рекомендаций. Среди основных исследований можно выделить работу И.В.Старовиковой «Развитие умения решать задачи как основное звено в подготовке учащихся к выступлениям на физических олимпиадах», С. В. Ильинского «Методика формирования учебно-познавательной компетенции учащихся в условиях олимпиады школьников», Н.А. Белан «Методическое сопровождение учащихся в олимпиадном движении». В них раскрываются вопросы методики и особенности работы с одаренными детьми, методического обеспечения олимпиад школьников, организации олимпиад по школьным дисциплинам на различном уровне, системы подготовки учащихся к олимпиадам, особенности содержания олимпиадных заданий. Содержание олимпиад направлено в основном на практическое применение знаний, развитие творческих способностей и активизацию инициативы олимпадников, на решение нестандартных заданий, привлечение знаний на метапредметном уровне. В целом, сделаны выводы об удовлетворительном состоянии системы олимпиадного движения на современном этапе в России. Также акцентируется внимание на необходимости совершенствования системы организации олимпиадной подготовки школьников, технического обеспечения подготовки к олимпиадам естественно-научного цикла, психологического сопровождения олимпиадной подготовки, увеличение финансирования олимпиад.
Олимпиада по истории появилась лишь в 2000 г., поэтому описываемый опыт олимпиадного движения по истории только начинает накапливаться и глубоко разработанной историографии, серьезных монографий, исследований с теоретическим обоснованием становления, организации олимпиад по истории не существует. В становление российских олимпиад по истории на современном этапе внесли большой вклад такие ученые, как С.И. Козленко, С.П. Карпов, С.Г. Кашенко, А.Ю. Лазебникова, А.А. Талызина, Д.А. Хитров, Д.А. Черненко.
Методические рекомендации по составлению содержания олимпиадных заданий школьного и муниципального уровней и организации проведения олимпиады по истории на всех уровнях составлены С.И. Козленко, А.А.Талызиной, Д.А.Хитровым, Д.А.Черненко. Начиная с 2003 г. под руководством С.И. Козленко выходят сборники олимпиадных тренировочных заданий по истории, например, «История. Всероссийские олимпиады» (3 выпуска) С.И. Козленко сборники «История. Всероссийские олимпиады» (3 выпуска), М., 2003., «Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии» С.И. Козленко сборник «Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии» М., 2003., «Всероссийская олимпиада школьников по истории: Методическое пособие» С.И. Козленко сборник «Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии» М., 2003.. В работах определена структура олимпиад, типология заданий, критерии выполнения заданий, рекомендации по эффективному выполнению заданий, основная часть работы содержит варианты олимпиад с ответами и комментариями .
Урок по истории Дагестана «Установление Советской власти в Дагестане»
... защищали? Что такое гражданская война? Что такое интервенция? Установление Советской власти в Дагестане. После победы Февральской революции в Дагестане, как и во всей стране, создалась сложная ... все события, которые происходили в мире, в России эхом отдавались и в Дагестане. Политическая обстановка в Дагестане в начале XX века. Коллективная работа в группах (задание получает каждая группа ...
В 2007 г. выходит пособие Уткина Э.В. «Подготовка к олимпиадам по истории» в 2 частях Уткин Э.В. пособие. «Подготовка к олимпиадам по истории» (2 части), М., 2007.. Первая часть пособия посвящена методике подготовки к олимпиаде, а вторая часть содержала варианты олимпиад по истории. Пособие предназначено для самостоятельной подготовки к олимпиаде по истории и рассчитано на учащихся 8-11 кл. Книга содержит полезные советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в школе, городе, районе или области. Тренировочные упражнения подобраны по принципу «от простого к сложному». Типичные задания подробно разбираются.
Также появляются сборники олимпиадных заданий, например, «Олимпиадные задания по истории России. В зерцалах времени былого» (9-11кл.) В. И. Пискарев Пискарев В. И. «Олимпиадные задания по истории России. В зерцалах времени былого» (9-11кл.) ТИД Русское слово, 2010., «Сборник олимпиадных заданий. Школьный, муниципальный и региональный этапы История» (9-11 кл.) Е. В. Шандулин, М. В. Пятикова Шандулин, М. В. Пятикова Е. В. «Сборник олимпиадных заданий. Школьный, муниципальный и региональный этапы. История». (9-11 кл.), «Легион», 2014., «Сборник олимпиадных заданий. 6-11 кл. Дидактические материалы для учителя», О.Н. Журавлева, «Олимпиадные задания по истории России. 9-11 кл.», Н.И. Чеботарева и другие Н.И. Чеботарев «Олимпиадные задания по истории России. 9-11 классы», М., 2017..
Значительно продвинулось развитие олимпиад благодаря использованию новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и развитию Интернета. Практически все ведущие ВУЗы страны, желая привлечь к обучению в своих ВУЗах талантливую молодежь, проводит массу олимпиад как заочного, так и очного характера, следовательно, но сайта этих учебных заведений существует объемный архив непосредственно олимпиад по истории, их характеристика и анализ.
Для отбора содержания олимпиадных заданий используются практически все группы исторических источников. За основу классификации исторических источников возьмем систему классификации Л.Н.Пушкарева.
При составлении олимпиадных заданий активно используются письменные источники (отрывки летописей, законодательных актов, делопроизводственная документация, актовые материалы (грамоты), статистика, периодическая печать, документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка), литературные памятники («Слов о полку Игореве»), публицистика и политические сочинения (переписка А,Курбского с Иваном Грозным) и научные труды (диссертации историков); устные (фольклорные) (народные загадки, песни), этнографические, лингвистические (задания на древнеславянском языке), делопроизводственные (описи) и статистические материалы, периодическая печать, документы личного происхождения, литературные памятники, публицистика и политические сочинения, научные труды (монографии), фото, — кинодокументы.
История государства и права России
... начала 50 – х гг. были проникнуты духом классовой розни и нетерпимости, определяя «классовую сущность государства» как «государства рабочих и крестьян». Так , в Конституции ПНР (ст.1), Конституции ВНР ( ... уголовного и гражданского права и процесса. Введение В середине 40 – х гг. XX в. в странах Центральной и Восточной Европы прокатилась волна революций. Как и Октябрьская революция в России 1917 ...
В настоящее время существует достаточная полная информационная, но не систематизированная база в Интернете по участию и подготовке обучающихся к олимпиаде. Например, — федеральный портал «Российское образование». содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты; федеральный портал российских олимпиад школьников; электронная версия газеты «История» — приложение к газете «Первое сентября»; российский электронный журнал «Мир истории»; сайт содержит основные материалы для изучения русской истории. Здесь можно найти следующие тексты: Н.М. Карамзин. История государства Российского; В.О. Ключевский. Курс русской истории; Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей; С.М. Соловьев. История России с древнейших времен; В.Н. Татищев. История Российская; Митрополит Макарий. История Русской церкви; С.Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории…
Таким образом, на современном этапе развития олимпиадного движения по истории историография по данному вопросу находится в стадии активного формирования и развития. Созданы методические пособия по подготовке к олимпиадам различного уровня, разработаны нормативно-правовая база и условия проведения олимпиад, в свет выходят сборники с олимпиадными заданиями. Тем не менее, стоит отметить, что тираж выше обозначенной литературы, особенно сборников олимпиадных заданий достаточно ограничен и возможность приобретения данных источников весьма мала.
Подходы к организации и проведению олимпиад советского и постсоветского периода очень отличаются. Прежде всего, это связано непосредственно со сменой общественно-экономического и политического развития нашей страны, следовательно, и со сменой образовательных целей, приоритетов и парадигм школьного образования, переходом от авторитарного образования к личностно-ориентированному. Особенно это стало заметно с 2009 г. — с момента утверждения нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования России. Академик Российской академии образования Днепров Э.Д. особо подчеркивал кардинальные изменения новой общеобразовательной политики, в основу которой заложена личностно-ориентированная и деятельностно-развивающая педагогика. Непосредственно это повлияло и на олимпиадное движение, которое решает целый спектр задач не только по возможности приобретения качественного образования, но и активного развития и воспитания обучающихся. История олимпиадного движения отражает эволюцию подходов к определению содержания образования в средней школе, произошедшую в прошлом веке и существующую и в настоящее время:
Цель олимпиад не только выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний, но и развитие личности ребенка. Современная школа, призвана дать ученику не только и не столько готовые знания и опыт осуществления деятельности по образцу, а, прежде всего, опыт деятельности творческой, опыт эмоционально-ценностных отношений личностного порядка, развития его инициативности, талантов, самостоятельности, ответственности, коммуникабельности, что всецело требует и олимпиада. В постсоветское время олимпиада стала весьма популярной формой образования, как среди школьников, так и среди студентов. Количество участников олимпиад различного уровня и характера за последние годы растет, хотя и ограничено квотой. Также резко выросло и количество предметов, по которым проводятся олимпиады в России. Российские школьники втянуты и в международное олимпиадное движение, они являются участниками, призерами и победителями Международных олимпиад по точным наукам. Олимпиадное движение в России стало массовым явлением не только потому, что популярно в среде учащихся, но и среди российского социума. В олимпиадное движение втянуты родители, учебные заведения, как органы власти системы образования, так и Российской Федерации, культурные и общественные организации. Немаловажную роль играет и тот фактор, что победители и призеры Заключительного этапа имеют возможность поступления в ВУЗ без дополнительных экзаменов и испытаний. Важнейшим отличием современных олимпиад стало содержание заданий. Они носят творческий и поисковый характер, благодаря которым ребенок становиться субъектом познавательной деятельности и собственного развития. В целом олимпиада на современном этапе развития нашего государства стали массовыми, более интересными, творческими, разнообразными, а система организации олимпиад более прозрачной и демократичной.
Условия развития интеллектуальных процессов младших школьников ...
... развивая при всём этом интеллектуальные способности учащихся; он позволяет усилить интересы ученика, без которого невозможно интеллектуальное развитие. Цель исследования - изучить условия развития интеллектуальных процессов младших школьников средствами компьютерного обучения. Задачи ...
Если говорить о сходных моментах развития олимпиадного движения советского и постсоветского периода, судя по историографии, то стоит отметить, что советские сборники заданий по точным наукам актуальны и по сей день. В Советском Союзе были созданы замечательные школы математики и физики. Ведущие ученые этих школ разрабатывали олимпиадные задания для школьников и студентов, которыми и сейчас увлеченно занимаются современные школьники.
Сравнить развитие олимпиады по истории не представляется возможным, потому что ее просто не было, поэтому история с олимпиадой по истории только начинается.
Несмотря на то, что современная школа накопила богатый опыт организации занятий, неразрывно связанных с подготовкой к олимпиадам, в этом направлении имеются свои проблемы, которые волнуют в настоящее время педагогическую общественность страны, о чем свидетельствуют беседы с учителями, публикации в печати, слабое теоретическое обоснование олимпиадного движения в России.
К началу XXI в. в нашей стране появилось большое количество школ нового типа (лицеи, гимназии, колледжи и т.д.), в которых обучаются дети, проявляющие повышенный интерес к тем или иным предметам, прошедшие конкурсный отбор. Деятельность таких школ чаще всего направлена на подготовку обучающихся к активному участию их в олимпиадном движении и нуждаются в материалах теоретического обоснования олимпиадного движения в России на данном этапе, а не только в олимпиадных заданиях.
Отметим также, что в настоящее время учителя общеобразовательных организаций испытывают нехватку современной методической литературы, предназначенной для работы со способными учащимися по организации и проведению дополнительных занятий, олимпиад по истории.
Кроме этого на сегодняшний день отсутствует какое-либо теоретическое обоснование формирования системы олимпиадной подготовки обучающихся на разных этапах обучения. Известны немногочисленные примеры обобщения опыта педагогов, которые принимают участие в олимпиадной подготовке школьников.
Также на уровне многочисленных регионов Российской Федерации вообще не создана система сопровождения, помощи в развитии олимпиадного движения. Отсутствуют не только отделы, советы, соответственно и финансирование по оказанию помощи в развитии олимпиадного движения в регионе, но даже должности, связанной с этой проблемой. Чаще всего эта задача пытается выполняться заинтересованными людьми и энтузиастами.
Всероссийское добровольное пожарное общество
... общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» и к двадцатилетнему ... пожарных» Всероссийский Фестиваль детско-юношеского творчества по пожарной безопасности, Всероссийский полевой лагерь «Юный пожарный», Всероссийская Олимпиада школьников по ОБЖ, Первый Чемпионат мира по пожарно-спасательному спорту среди юношей (г. Казань - Россия) Всероссийские соревнования по пожарно ...
Более глубокой проблемой является и наличие малого количества психолого-педагогических исследований, связанных с понятием «ранняя одаренность», «гуманитарная одаренность», «специальные способности», «научное мышление подростка», «научная культура школьника», «исследовательские возможности и способности».
Таким образом, возникает проблема — отсутствие разработанного теоретического обоснования развития олимпиадного движения по истории в России на современном этапе. Проблема обусловлена противоречием между потенциальными возможностями олимпиад по истории в области развития познавательного интереса, способностей и углубления знаний учащихся по истории и недостаточным уровнем научно-методических разработок и, как следствие, недостаточной реализацией этих возможностей.
актуальность исследования
Опыт, накопленный в данном направлении, требует глубокого и системно-аналитического изучения. Исходя из этого, теоретическая ценность и практико-прикладной потенциал нашей работы могут оказаться востребованными, поскольку она в определенной степени восполняет пробелы в деле изучения развития организационно-педагогических условий проведения олимпиад, анализа содержания олимпиадных материалов и оказания влияния на формирование познавательной активности обучающихся при изучении истории.
тема исследования:
предположения
Объектом исследования, Предметом исследования являются, Цель исследования, Задачи исследования
- изучить нормативную базу для подготовки и организации олимпиад по истории на различных этапах;
- выяснить соответствие системы олимпиадной подготовки логике и содержанию школьным программам и региональному компоненту;
- выявить психолого-педагогические особенности развития познавательного интереса у школьников 8-11 кл. во внеурочной деятельности по истории для подготовки к олимпиадам;
- разработать и апробировать авторскую программу олимпиадной подготовки и проследить развитие познавательных интересов и результаты качества знаний обучающихся по истории;
- проанализировать групповую и индивидуальную динамику развития познавательных интересов обучающихся контрольных и традиционных групп;
- проследить групповую и индивидуальную динамику уровня знаний по истории обучающихся контрольных и традиционных групп.
Основой данного исследования будут служить нормативно-правовые акты, постановления, приказы, методические рекомендации, письма министерства образования, департаментов субъектов Российской федерации. Основополагающими являются: «Положение о всероссийской олимпиаде школьников», утвержденное приказом Минобрнауки России от 02.12.2009 № 695., Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 N 1252 (ред. от 17.03.2015) «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников», Приказ Минобрнауки России «Об утверждении перечня общеобразовательных предметов, по которым проводится всероссийская олимпиада школьников», Приказы Рособробразования о сроках и местах проведения регионального этапа и заключительного этапов. А также докмены Регионального, муниципального и школьного уровней, такие как «Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников», Приказ Департамента образования региона «Об установлении количества баллов по общеобразовательным предметам и классам, необходимых для участия на региональном этапе всероссийской олимпиады школьников на территории области», Приказ Департамента образования региона «О формировании состава региональных предметно-методических комиссий по общеобразовательным предметам», Приказ Департамента образования региона «О составе оргкомитета регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в Вологодской области» и другие (см. список использованных документов).
Исследования ………………..54 Приложение Б Анализ активной деятельности ...
... обучения считался учебник. Книжка позволяла младшим школьникам не только лишь реально и объемно представить изучаемый материал благодаря изображениям, да и представляет возможность ... объекта, предмета, постановка задач. Подготовка констатирующего эксперимента. Второй этап (декабрь – февраль 2017) организация и проведение констатирующего эксперимента. Анализ и интерпретация результатов эксперимента. ...
А также в источниковую базу войдут немногочисленные авторефераты, методические рекомендации по подготовке, организации олимпиад и сборники олимпиадных заданий, например работы Талызиной А.А. по организации олимпиад по истории.
Гипотеза исследования:, Методологическую основу
В ходе исследования использованы следующие методы: теоретического исследования (анализ и синтез, обобщение, классификация, сравнение и др.), социологического исследования (анкетирование, интервьюирование, опрос), изучение нормативных документов, изучение, обобщение и распространение по теме исследования передового педагогического опыта.
Научная новизна и теоретическая значимость
— разработана система олимпиадной подготовки по истории для развития познавательных интересов и углубления знаний обучающихся по истории;
- разработаны методические требования к совершенствованию подготовки обучающихся 8-11 кл. к олимпиадам по истории, ориентированные на развитие познавательного интереса и углубления знаний по предмету;
- выявлено соответствие содержания олимпиадных заданий со школьным и региональным компонентами;
Практическая значимость
— возможности использования в работе материалов олимпиадной подготовки с обучающимися в 8-11 кл. учителями общеобразовательных организаций;
- разработке методических рекомендаций по проведению занятий олимпиадной подготовки по истории, которые могут быть использованы учителями общеобразовательных организаций для развития познавательного интереса и углубления знаний по истории;
— разработке адаптированных по форме и содержанию олимпиад и конкурсов с учетом возрастных особенностей для 7-11 кл., таких как заочная, межшкольная и дистанционная олимпиады.
Экспериментальная база исследования:, Апробация
1. МЕСТО ОЛИМПИАД В СИСТЕМЕ УЧЕБНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
1.1 Нормативная база проведения олимпиад
Всероссийская олимпиада школьников — одно из наиболее заметных явлений на образовательном пространстве страны, которое не имеет зарубежных аналогов и по праву считается национальным достоянием страны. Олимпиадное движение в сферу своего влияния включает педагогов школ и ВУЗов, работников управления системой образования, деятелей культуры, непосредственно школьников, родителей, общественные организации. Организационно-методический аспект олимпиад различного уровня включает в себя разнообразные элементы. Необходимо тщательно продумывать и организовать непосредственную подготовку школьников к участию в олимпиадах различного уровня, процедуры проведения олимпиад, разработать систему определения победителей и призеров олимпиады, а также условия награждения этих школьников. Также надо определить порядок участия и сроки, разработать методическое обеспечение организации олимпиад, создать профессиональные предметно-методические комиссии и жюри, обеспечить их условиями работы в рамках подготовки и проведения олимпиад.
Такое важное, массовое по своему охвату участников и размаху движение должно сопровождаться хорошо продуманной нормативной базой и организационно-педагогической средой.
На каждом уровне проведения Всероссийской олимпиады школьников разработана необходимая нормативно-правовая база, начиная с «Положения о всероссийской олимпиаде школьников», Приказов Минобрнауки России «Об утверждении порядка проведения всероссийской олимпиады школьников», приказов Министерства образования и заканчивая приказами директоров школ.
Организация олимпиад на различном уровне регулируется следующими документами:
На федеральном уровне основополагающим документом для организации олимпиад являются «Положение о всероссийской олимпиаде школьников», утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Положение о Всероссийской олимпиаде школьников», утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «2 декабря 2009 г. N 695».. В данном документе в первом разделе «Общие положения» определяется порядок организации и проведения олимпиад школьников, ее организационное и финансовое обеспечение, порядок участия в Олимпиаде, определения победителей и призеров. А также сформулированы основные цели и задачи, определены этапы, организаторы, общее руководство проведения Олимпиады, дается характеристика составов различных советов и комиссий, которые являются организаторами Олимпиады. В этом документе подробно регламентирован порядок проведения всех уровней олимпиад, состав оргкомитета, жюри, порядок и квота определения победителей и призеров, оформление результатов олимпиад, финансовое и методическое обеспечение олимпиад на каждом уровне проведения Олимпиады. Определены условия возможного участия от субъектов Российской Федерации при условиях недобора определенного количества баллов, необходимых для участия в Заключительном этапе Всероссийской олимпиады.
На основании «Положения о всероссийской олимпиады школьников» каждый год разрабатываются Приказы Минобрнауки России «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников», в которых определяются этапы всероссийской олимпиады школьников, сроки и места проведения олимпиады, перечень общеобразовательных предметов, по которым они проводятся, определяется организационно-технологическая модель проведения олимпиады, участники олимпиады, их права и обязанности, возможность внесения изменений в порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, устанавливаются правила утверждения результатов олимпиады и определения победителей и призеров олимпиады, образцы дипломов победителей и призеров олимпиады.
Практически каждый год выходят «Методические рекомендации к проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников» по разным предметам, в том числе по истории.
Таким образом, на федеральном уровне организации и проведения российской предметной олимпиады школьников разработаны все необходимые документы по подготовке, организации и проведению Заключительного этапа Всероссийской олимпиады, которые регулярно дополняются в соответствии с изменениями в перечне предметных олимпиад, месте проведения, минимальном количестве баллов, необходимых для участия в Заключительном этапе олимпиады, комплектовании методических комиссий и состава жюри.
Для организации и проведения регионального уровня олимпиад также используются вышеуказанные документы ? «Положение о всероссийской олимпиаде школьников», Приказ Минобрнауки России «Об утверждении порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» и приказы Министерства образования и науки Российской Федерации.
Основой отличительной чертой комплектования нормативной базы при проведении регионального и заключительного этапов олимпиад является то, что материалы и задания для них составляются Центральной методической комиссией, следовательно, документы в большей степени должны регулировать саму процедуру проведения олимпиады и определение состава предметно-методической комиссии и жюри. Пакет нормативных документов дополняют требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, которые включают общие положения проведения олимпиад, перечень материально-технического обеспечения, необходимого для выполнения олимпиадных заданий, справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенной к использованию (в зависимости от предмета).
Также определяется порядок проведения соревновательных туров, порядок кодирования и декодирования работ, критерии и методика оценивания олимпиадных заданий, процедура анализа олимпиадных заданий, их решений и показа работ, порядок рассмотрения апелляций по результатам проверки жюри олимпиадных работ, порядок подведения итогов регионального этапа, формы и бланки.
Также важно, что Департаменты или Министерства образования регионов Российской Федерации ежегодно издают приказы об установлении количества баллов по общеобразовательным предметам и классам, необходимых для участия на региональном этапе всероссийской олимпиады школьников на территории региона. На уровне регионов Российской Федерации ежегодно издаются приказы о формировании региональных предметно-методических комиссий по общеобразовательным предметам, а также о составе оргкомитета регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, об установлении мест проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам, об организационно-технологическом, в том числе информационном сопровождении регионального этапа всероссийской олимпиады школьников на территории области, об утверждении порядка показа олимпиадных работ и рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников на территории области
Таким образом, нормативно-правовая база регионального уровня строится в соответствии с положениями федеральных документов и дополняется документами организационного характера. Основной задачей организации регионального уровней является создание благоприятных организационно-педагогических условий проведения олимпиады.
При проведении муниципального уровня Всероссийской олимпиады школьников применяются те же принципы создания нормативной базы, что и при организации школьного этапа.
Основополагающим документом для организации муниципального уровня предметных олимпиад остается «Положение о Всероссийской олимпиаде школьников». Организация олимпиад строится на основе методических рекомендаций по подготовке и разработке заданий и требований муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Муниципальные органы образования издают приказы о составе муниципальных предметно-методических комиссий, об утверждении состава оргкомитета и жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, о составе комиссий по кодированию олимпиадных работ, о результатах муниципального этапа по истории Всероссийской олимпиады, об установлении количества баллов, необходимых для участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады.
Таким образом, при организации муниципального уровня организации олимпиад, большая ответственность ложится на плечи муниципальных органов образования, чаще всего ими выступают органы Управления образования городов и районов, представители региональных ВУЗов.
Вышеуказанные документы при организации муниципального уровня проведения олимпиад, дают возможность выявить роль и возможности муниципальных органов власти при организации олимпиад, уровня преподавания различных предметов, степень профессионализма преподавательского корпуса, а также проблем по организации олимпиадной подготовки по различным предметам.
При организации школьного уровня Всероссийской олимпиады школьников необходимо руководствоваться всеми вышеуказанными основополагающими документами. Организации олимпиад на школьном уровне во многом зависит от профессиональных, методических и технических возможностей учебного заведения. Учебное заведение самостоятельно формирует предметно-методические комиссии, оргкомитет и жюри, состав комиссий по кодированию олимпиадных работ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников, который утверждается приказом директора учебного заведения. Кроме этого издается приказ о назначении уполномоченного специалиста-организатора по проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады и приказ о результатах школьного этапа по истории Всероссийской олимпиады.
При подготовке к школьному этапу олимпиады методическая комиссия учебного заведения может разработать методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий по предметам в соответствии с обязательными минимумами содержания и уровня подготовленности учащихся по предмету, сформулированные в документах Минобразования России по основному общему образованию, школьным образовательным стандартам.
При дополнительных условиях организации обучения, проживания (интернаты) и проведения олимпиад школьного уровня могут быть разработаны дополнительные нормативные документы.
Документы, регламентирующие работу на муниципальном и школьном уровнях олимпиад, такие как «Методические рекомендации по подготовке муниципального этапа олимпиад» «Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников», «Организационно-технологическая модель проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников», Приказы «Об утверждении состава оргкомитета муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников», «О составе муниципальных предметно-методических комиссий Всероссийской олимпиады школьников», «Об утверждении состава жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады», «О составе комиссий по кодированию олимпиадных работ муниципального этапа Всероссийской олимпиады», «О результатах муниципального этапа по истории Всероссийской олимпиады», «Об установлении количества баллов, необходимых для участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады» (аналогичные и на школьном уровне), определяют функции и накладывают серьезную ответственность на организаторов проведения олимпиад на данных этапах. На основе этих документов лица, ответственные за организацию, а также формирование содержания олимпиадных заданий, должны тщательно учесть организационно-педагогические и технические возможности муниципального и школьного уровней организации олимпиад, профессионализм членов методических комиссий и жюри.