Вопросы правового регулирования малого предпринимательства традиционно находятся в центре внимания, как ученых, так и практических деятелей, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. В юридической литературе прозвучало справедливое мнение, что в секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса.
Число малых предприятий на 1 января 2010 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей — 3,4 млн. субъектов. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства можно рассматривать как положительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет.
Кроме того, в 2006-2009 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив, как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.
Однако указанные положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных государств и Российской Федерации.
К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.
Российский малый бизнес, поставленный в сложные условия вследствие ограниченного доступа к кредитам банков и скудности средств в региональных фондах поддержки предпринимательства демонстрирует, тем не менее, высокую институциональную стойкость. Он проявляет необычайную активность в поиске средств для продолжения своего дела и новых сфер деятельности. Имеется множество фактов, свидетельствующих о большом экономическом и организационном потенциале малого предпринимательства.
К 2020 г. малый бизнес должен охватить в России 60 — 70% населения. Такое заявление сделал президент Д.А. Медведев на выездном заседании президиума Госсовета в Тобольске. Д.А. Медведев назвал развитие малого бизнеса ключевой задачей для стабильного долговременного развития страны. «Малый бизнес — это база для расширения предпринимательской активности и основа для увеличения среднего класса», — подчеркнул он.
Оценка бизнеса как инструмент планирования
... методы оценки, из которых оценщик и выбирает наиболее подходящий для конкретного предприятия. Сложности с «упрощенцами» Одной из трудностей, с которой сталкиваются оценщики на практике, является оценка малого бизнеса. ... Когда оцениваем Существует ряд ситуаций, когда необходима оценка бизнеса: обоснование сделки купли-продажи бизнеса или его доли; определение стоимости залогового обеспечения по ...
Следует заметить, что в России пока на долю малого бизнеса приходится не более 17% ВВП, тогда как в развитых европейских странах малый и средний бизнес производит до 70% ВВП.
Актуальность выбранной темы дипломной работы определяется тем, что в сфере, которая будет рассматриваться, существует множество проблем. Как отмечают ученые определение «субъект малого предпринимательства» закрепилось в научной, юридической, экономической литературе, однако в настоящее время оно не имеет четких правовых границ. Для того чтобы малый бизнес стал прочной основой хозяйства страны, необходимо создать экономику малого предпринимательства, и прежде всего — выработать режим наибольшего благоприятствования. По неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, малое предпринимательство призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан.
Для достижения поставленной цели предстоит разрешить следующие задачи:
- рассмотреть понятия и значения малого предпринимательства;
- проанализировать законодательные основы правового статуса субъектов малого предпринимательства;
- выяснить основные цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации;
- рассмотреть основные формы, условий и порядка поддержки субъектов малого предпринимательства;
- произвести анализ особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Объектом дипломной работы будут являться общественные отношения, связанных с правовым статусом субъектов малого предпринимательства.
Предмет работы будут составлять нормы законодательства Российской Федерации по вопросам правового положения субъектов малого предпринимательства.
К вопросам правового положения субъектов малого предпринимательства обращаются С.Э. Жилинский, В.С.Белых, Г.Э. Берсункаева, С.И. Винниченко и другие авторы. Их научные разработки будут служить теоретической основой представленной дипломной работы.
Информационной базой исследования будут служить материалы федеральных и региональных статистических органов.
Содержащийся в работе анализ будет опираться на федеральное и региональное законодательство и в частности ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 209-ФЗ) .
Структурно дипломная работа будет состоять из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1 Понятие и признаки малого предпринимательства в Российской Федерации
В научной литературе правовое положение субъекта правоотношений обычно отождествляется с его правовым статусом, правосубъектностью.
Как отмечает Н.И. Матузов: «Слово «статус» в переводе с латинского означает «положение, состояние кого-либо или чего-либо».
Законодательные (представительные) органы государственной власти ...
... поправок к главам 3−8 Конституции Российской Федерации также закреплено за органами законодательной власти субъектов РФ. К. С. Законодательная «Термин «законодательный» применительно к характеристике органа государственной власти дает возможность показать его функциональное назначение. Что ...
При определении правового статуса существуют два основных подхода. Одни авторы рассматривают понятие «правовой статус» и «правовое положение» как синонимы. Другие авторы разграничивают эти понятия, причем, как правило, первое рассматривается частью (ядром) второго, более того, этими понятиями нередко определяются различные по содержанию явления: правовой статус представляется как некая модель поведения, а правовое положение — как реальные общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации норм права в конкретных правоотношениях.
Особенности правового статуса для каждого субъекта раскрываются применительно к отрасли права, определяющей сферу правоотношений, участником которых тот или иной субъект становится, реализуя при этом ту или иную группу субъективных прав и обязанностей.
С принятием ФЗ № 209-ФЗ интерес исследователей к различным аспектам деятельности малого предпринимательства усилился. Закон вносит некоторые изменения в понятие «малое предприятие». Кроме того, он впервые вводит в оборот такие понятия, как «среднее предприятие» и «микропредприятие».
Любое исследование должно начинаться с основных понятий, так же одной из задач ФЗ № 209-ФЗ является определение понятий, которые используются в сфере регулирования отношений по развитию малого и среднего предпринимательства. Таким образом, выясним каких субъектов предпринимательской деятельности можно отнести к малым.
Ст. 3 ФЗ № 209-ФЗ закрепляет, что «субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными ФЗ № 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям».
Упомянутые положения установлены ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ, которая имеет важное практическое значение, так как определяет требования, выполнение которых дает возможность хозяйствующим субъектам получить статус субъекта малого или среднего предпринимательства и, следовательно, воспользоваться предусмотренными специальным законодательством гарантиями.
Согласно ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
- а) физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица — индивидуальные предприниматели;
- б) малые (включая микропредприятия) и средние предприятия.
Необходимо выяснить критерии отнесения предприятий к малым. Важным новшеством ФЗ № 209 по сравнению с ФЗ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который утратил силу, является то, что он устанавливает практически универсальные требования, как к предприятиям, так и к индивидуальным предпринимателям, соблюдение которых позволит отнести их к субъектам малого или среднего предпринимательства.
Критерии, закрепленные ст. 3 ФЗ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ