Дипломной работы СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА РФ ОТ ИМПОРТА

В соответствии со стратегией национальной безопасности РФ до 2020 г., важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности является продовольственная безопасность, а также развитие фармацевтической отрасли. Для её развития предусматривается: преодоления сырьевой и технологической зависимости от импортных поставщиков; доступность качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств; совершенствование системы контроля качества, эффективности и безопасности за данной продукцией.

В последние годы всё возрастает доля фальсифицированной и контрафактной продукции. По данным Министерства промышленности и торговли РФ на 2015 год объем таких товаров составляет 35% в области легкой промышленности1. В докладах Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения за последние несколько лет количество изъятых лекарственных средств увеличилось более чем на 50% (2014 г. – 1109, 2015 г. – 1713)2. В этот показатель входят и изъятые фальсифицированные средства, объемы которых также увеличились в 3 раза. Из них доля зарубежных лекарственных средств составляет более 60%. Таким образом, защита национального рынка от такой продукции на данный момент является первостепенной задачей. При этом следует отметить, что существующие мероприятия недостаточно эффективны для защиты российского рынка от импортной фальсифицированной и контрафактной продукции.

В этой связи представляется необходимым формирование единого рынка лекарственных средств в рамках Евразийского Экономического союза, а также дальнейшее совершенствование механизмов таможенного регулирования импорта лекарственных средств и государственного надзора и контроля в сфере защиты национального рынка от импорта некачественных и опасных товаров. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://minpromtorg.gov.ru (дата обращения: 20.05.2016).

Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: http://roszdravnadzor.ru (дата обращения: 20.05.2016).

Степень разработанности проблемы. Исследованием данной проблемы занимались многие авторы. Так, изучению мер нетарифного регулирования, как эффективного инструмента защиты национального рынка, посвящены работы В.В. Идрисова, И.И. Димулин, М.Г. Шульга, Ю.В. Рожкова, З.А. Даудова, проблемы фальсификации и контроля за обеспечением качества фармацевтической продукции рассматривали Е.И. Третьякова, А.В. Ерохина, И.А. Бестужева, В.А. Пискунова, Н.А. Буданова, И.В. Григорьева, И.П. Юмашева, Е.И. Мазилкина, И.В. Торопова, В.В. Косенко, С.А. Тарасова, С.В. Глаголев, В.А. Поливанов, Д.А. Чижова, К.В. Горелов, М.А. Мурашко, Д.В. Пархоменко, И.В. Крупнова, Е.Н. Хосева, Т.Е. Морозова, Е.А. Тельнова, А.А. Калининская, В. А. Ковалев, Ю.А. Резвых, Г.Н. Ковальская, Р.А. Сафиуллина, С. Ю. Гармонов, С. М. Горюнова и др. Особенности импорта лекарственных средств затрагивали Н.Н. Зязева, Е.Р. Захарочкина, М.В. Еремин, А.А. Ступников, Р.В. Шабров, Н.Ю. Лущ.

13 стр., 6396 слов

Фальсификация лекарственных средств

... сложности при обсуждении этого вопроса и выработке мер, направленных на борьбу с фальсификацией. Например, международная Федерация Ассоциаций Производственной Фармацевтической Продукции (МФАПФП) определяют поддельное лекарственное средство как: произведенное лицом, отличным ...

Объектом исследования является российский рынок лекарственных средств.

Предметом исследования является механизм защиты национального рынка от импорта некачественных и опасных лекарственных средств.

Цель исследования – исследовать механизм и способы защиты внутреннего рынка РФ от импорта некачественных и опасных лекарственных средств и предложить рекомендации по их совершенствованию.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  •  Рассмотреть методы защиты внутреннего рынка страны от импорта некачественных и опасных товаров;
  •  Проанализировать состояние и выявить тенденции развития рынка лекарственных средств РФ;
  •  Оценить эффективность применяемых мер от импорта контрафактных и фальсифицированных лекарственных средств;
  •  Рассмотреть особенности таможенного регулирования импорта лекарственных средств;
  •  Определить перспективы функционирования единого рынка лекарственных средств в рамках ЕАЭС;
  •  Выработать рекомендации по совершенствованию контроля за импортом контрафактных и фальсифицированных лекарственных средств.

Нормативно-правовой основой исследования являются Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014), Таможенный Кодекс Таможенного Союза, Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23.12.2014г., Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования», Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования», Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза», Налоговый Кодекс РФ, Федеральный закон от 12.04.2010 г.

№ 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Федеральный закон от 08.12.2003 № 164ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 года № 1043 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств», Постановление Правительства РФ от 17.02.2011 № 91 «О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», Постановление Правительства РФ от 29.09.2010 № 771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» и др.

4 стр., 1549 слов

Проблема фальсификации лекарственных средств

... является достаточно актуальным, т.к. применение фальсифицированных лекарственных средств чревато развитием серьезных осложнений или летальных исходов. Фальсифицированные лекарственные средства наносят ущерб их потребителям ... неэффективное регулирование в экспортирующих странах и зонах свободной торговли. Классификация фальсифицированных ЛС. Поддельные медикаменты, реализуемые на российском рынке, в ...

Эмпирическую основу исследования составили статистические данные Евразийской экономической комиссии, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации, Федеральной таможенной службы России, а также отраслевых информационных порталов.

Теоретической основой исследования послужили труды в области внешнеэкономической деятельности, нетарифного и правового регулирования внешнеторговой деятельности, таможенного дела известных отечественных авторов Э.П. Бабина, Т.М. Исаченко, А.А. Арского, В.В. Идрисовой, А.А. Каширкиной, А.Н. Морозова, И.В. Тимошенко, И.И. Димулина, А.В. Толкушина, Н.И. Химичевой, Ю.Б. Порошина.

Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых диалектика, анализ, синтез, индукция, дедукция, статистический метод, сравнительно-правовой метод, системный подход.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

  •  конкретизировано определение нетарифного регулирования в части целей его применения для защиты внутреннего рынка от импорта некачественных и опасных товаров;
  •  предложены основные направления совершенствования функционирования единого рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза;
  •  установлены методы борьбы с контрафактными и фальсифицированными лекарственными средствами;
  •  выработаны рекомендации по совершенствованию контроля и надзора за импортными контрафактными и фальсифицированными лекарственными средствами.

Положения, выносимые на защиту. В ходе исследования на защиту выносятся следующие положения дипломной работы:

  •  уточнено определение понятия нетарифного регулирования, под которым следует понимать меры, используемые государством во внешней торговле товарами, которые реализуются путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического и неэкономического характера, с целью обеспечения экономической безопасности страны, защиты окружающей среды, здоровья и жизни общества в целом;
  •  определены основные направления совершенствования функционирования единого рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза, среди которых обеспечение эффективного функционирования системы фармаконадзора, введение различных реестров, совершенствование ТН ВЭД ЕАЭС, применение стандарта GMP;
  •  выявлены сферы взаимодействия ФТС и Росздравнадзора и предложена схема мероприятий по совершенствованию методов борьбы с фальсификатом и контрафактом лекарственных средств, среди которых обмен информацией, совместные проверки, разработка и реализация мер по совершенствованию контрольных мероприятий, разработка информационных технологий, разработка нормативных документов;

—  предложены рекомендации по совершенствованию контрольных и надзорных мероприятий в системе защиты национального рынка от импорта контрафактных и фальсифицированных лекарственных средств, среди которых совершенствование законодательства, совершенствование взаимодействия Росздравнадозра, ФТС и участников фармацевтического рынка, легализация параллельного импорта, разработка пилотных программ сериализации, сокращение числа дистрибьюторов, усиление просветительской деятельности в отношении функционирования АИС, унификация правил регистрации и разрешения на ввоз иностранной лекарственной продукции.

9 стр., 4227 слов

Правовое регулирование реализации товаров в хозяйственном товарообороте

... оценку правовым формам реализации товара в хозяйственном обороте; Провести исследование государственного регулирования и контроля в области торговли и ведения предпринимательской (хозяйственной) деятельности и т.п. 1. Механизм правового регулирования предпринимательской (хозяйственной) деятельности ...

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и пяти приложений.

ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА СТРАНЫ ОТ

ИМПОРТА НЕКАЧЕСТВЕННЫХ И ОПАСНЫХ ТОВАРОВ

§ 1. Нетарифные меры регулирования импорта и их роль в обеспечении

экономической безопасности страны

Обеспечение продовольственной и непродовольственной безопасности всегда играло важную роль в жизни государства и общества в целом. И для поддержания необходимой безопасности используются тарифные и нетарифные меры. Но в настоящее время предпочтение отдается именно нетарифным мерам, так как в них входит большое число разнообразных инструментов и возможность их применения намного больше, чем у тарифных. Следовательно, их эффективность намного выше. В частности вступление России в ВТО сказалось на уровне тарифной защиты – РФ обязана соблюдать принцип связывания тарифов (не повышения пошлин), в связи с чем ее уровень снижается, а вот роль нетарифных мер для защиты внутреннего рынка страны возрастает.

Контрафактная продукция всегда наносила ущерб государству и обществу (например, неуплата таможенных платежей в казну страны или нанесение вреда здоровью человека).

По данным Министерства промышленности и торговли РФ на 2015 год, доля такой продукции, например, в легкой промышленности занимает треть рынка, такая же ситуация и в автомобилестроении1. Не лучше ситуация и в других отраслях экономики. И поэтому для борьбы против контрафактной и фальсифицированной продукции в России используются запреты и ограничения во внешней торговли товарами, которые включают в себя нетарифные меры регулирования. Виктор Евтухов рассказал о работе комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции [Электронный ресурс]. URL: !viktor_evtuhov_rasskazal_o_rabote_komissii_po_protivodeystviyu_nezakonnomu_oborotu_promysh lennoy_produkcii (дата обращения: 20.01.2016).

Приведем несколько понятий таких мер.

Российский экономист Димулин И.И. дает следующее определение: «нетарифные меры – любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и других нормативных актов (кроме таможенно-тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран1».

Профессор Бабин Э.П., определяет нетарифные меры как «средства внешнеэкономической политики, не входящие в группу таможеннотарифных ограничений, которые играют роль регуляторов внешнеторгового оборота в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей2».

Конференция ООН по торговле и развитию (далее ЮНКТАД) дает следующее понятие: «Нетарифные меры являются политическими мерами, отличные от других таможенно-тарифных мер, которые потенциально могут иметь экономическое воздействие на международную торговлю товарами, а именно изменение их количества и цен3».

4 стр., 1767 слов

Перемещении товаров через таможенную границу

... соответствии с таможенным законодательством таможенного союза; 3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур; 4) лиц, пересекающих таможенную границу. Таможенный контроль ...

Данные определения абстрактны и в них не упоминается цель использования таких мер.

Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза «меры

нетарифного регулирования — комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств — членов таможенного союза, Комитет РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО [Электронный ресурс]. URL: http://www.rgwto.com/faq.asp?id=49911&topic_id=2970&full_mode=1 (дата обращения: 22.01.2016).

Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика: учебное пособие. М., 2010. С. 117.

Conference on Trade and Development (UNCTAD) [Электронный ресурс]. URL: http://unctad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx?publicationid=299 (дата обращения: 21.01.2016).

решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза1».