Актуальность темы исследования обусловлена тем , что среди различных методов административного воздействия принуждение представляет собой крайнюю меру, которой располагает исполнительная власть для реализации распоряжения. Административное принуждение – один из видов государственно-правового принуждения (оно осуществляется от имени государства, призвано обеспечить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.).
В то же время ему характерен ряд особенностей, которые и предопределяют его качественное своеобразие.
Надлежащее использование метода административного принуждения в деятельности органов государственной власти позволяет обеспечить эффективность управленческой деятельности, правомерность действий участников такой деятельности. При этом сложность и разнообразность общественных отношений, складывающихся в сфере управленческой деятельности, определяет разнообразие мер административного принуждения.
При всей важности института административного принуждения, в научном сообществе не сложилось как однозначного его понимания, так и четкой классификации мер административного принуждения, что создает определенные трудности. При этом надлежащее использование метода административного принуждения позволяет обеспечить эффективность управленческой деятельности, правомерность действий участников такой деятельности, что обуславливает важность дальнейшего изучения данного института и необходимость его четкой нормативной регламентации.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации мер административного принуждения.
Предметом работы является совокупность нормативных актов, регулирующих административное принуждение.
Цель курсовой работы состоит в исследовании понятия и видов административного принуждения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие административного принуждения, его основные признаки и черты;
- рассмотреть особенности административного принуждения в разных странах;
- проанализировать виды административного принуждения;
отразить тенденции развития мер административного
Административное принуждение
... процесса. В данной курсовой работе большое внимание мы уделим административно-правовому принуждению, обсуждение которого пойдет в следующих пунктах работы. 1.2 Общая характеристика административного принуждения Административное принуждение - особый метод государственного управления. Сущность административного принуждения можно раскрыть ...
Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания социальных и правовых явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Обоснованность выводов, содержащихся в курсовой работе, достигается за счет комплексного применения системного, сравнительно-правового, логико-теоретического методов исследования, а также таких методов, как анализ, обобщение, толкование, классификация.
Нормативно-правовой базой исследования является Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ), Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
Теоретической основой исследования являются труды по административному праву таких ученых, как Ю.А. Дмитриева, Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Л.Л. Попов, Ю.Н. Старилов и других.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что сформулированные теоретические положения и выводы развивают и дополняют взгляды ученых-административистов о понятии, классификации и особенностях административного принуждения как отраслевого вида государственного принуждения.
Структура курсовой работы определяется целью и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие и правовая природа административного принуждения
Административное принуждение – это особая разновидность государственно-правового принуждения , то есть определенные нормами административного права способы официального физического или психологического воздействия уполномоченных государственных органов, а в некоторых случаях и общественных организаций, на физических и юридических лиц в виде личных, имущественных, организационных ограничений их прав, свобод и интересов в случаях совершения этими лицами противоправных деяний (в сфере отношений публичного характера) или в условиях чрезвычайных обстоятельств с целью достижения четкого выполнения установленных обязанностей, развития общественных отношений в рамках закона, обеспечения правопорядка и законности 1 .
Признаками административного принуждения являются:
- носит официальный, государственно властный характер,применение его осуществляется лишь от имени государства уполномоченными государственными органами и их должностными лицами в процессе реализации ими государственно властных полномочий, отсюда и возникает соответствующий характер принудительной деятельности. Субъектами применения административно принудительных мероприятий являются, как правило, органы исполнительной власти. С целью привлечения граждан к охране общественного правопорядка государство может предоставлять определенным общественным формированиям (например, по охране общественного правопорядка и государственной границы) право применять административно принудительные меры воздействия к физическим и юридическим лицам по поручению государства в установленных законодательством случаях и, как правило, под государственным контролем;
- множественность и разнообразие субъектов применения административно принудительных мер, в противовес моносубъектному характеру применения мер всех других разновидностей государственно-правового принуждения. Количество соответствующих субъектов постоянно изменяется;
- многочисленность лиц, относительно которых осуществляется применение административно принудительных мер.
Среди них не только физические, но и юридические лица разнообразных форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе и органы государственной исполнительной власти, местного самоуправления;
Административное взыскание
... исполнить административное взыскание. Недобросовестное исполнение административного взыскания дает возможность для совершения повторных правонарушений. Особенности административного взыскания: Круг должностных лиц правомочных применять административные взыскания гораздо уже круга субъектов уполномоченных законом на применение других мер административного принуждения. ...
- отсутствие служебного подчинения между субъектами применения административно принудительных мер (активными участниками) и лицами, относительно которых осуществляется применение отмеченных мер (их можно назвать пассивными участниками соответствующих правоотношений, поскольку именно их поведение является объектом определенного влияния);
- специфика юридически-фактических оснований применения.
Наличие этого признака административного принуждения следует особенно выделить, поскольку оно является характерным лишь для этого вида государственно-правового принуждения. А именно, для любых других видов государственно-принудительной деятельности единственным юридически-фактическим основанием является противоправное деяние и при его отсутствии не существует вообще правовых оснований для применения государственного принуждения. Административно-принудительные мероприятия могут применяться как при совершении противоправных деяний, так и при наступлении особых условий, предусмотренных в законодательстве (эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций), когда соответствующие мероприятия проводятся с целью предупреждения возникновения тех или иных вредных (опасных) последствий, их локализации, а также для профилактики противоправных деяний;
- многоаспектная целевая направленность административного принуждения. Оно предусматривает не только реакцию на правонарушение, но и их превенцию, прекращение, предупреждение и борьбу с чрезвычайными ситуациями. Цель административного принуждения сложна, включает у себя несколько составляющих, а именно: предупредительно-воспитательную, пресекающую и карательную, которые детализируются в предупреждении, пресечении противоправных деяний и чрезвычайных ситуаций , локализации их последствий, создании условий для возможного в будущем привлечения виновных лиц к ответственности, обеспечении производства в делах о правонарушении, наказании, перевоспитании правонарушителей 1 ;
- многовариантность внешних форм проявления административного принуждения – психическое или физическое влияние в виде ограничений личного, организационного, имущественного характера, то есть тех или иных неблагоприятных для лица последствий, которые достаточно разнообразны, что объясняется разнообразием отношений, которые охраняются с их помощью, целью, основаниями, компетенцией субъектов и тому подобное;
- принудительный характер, на что указывает уже само название, то есть «принуждать» лицо, сознательно осуществлять те или иные действия, или же воздержаться от них, покорившись вопреки своим желаниям;
- Применение мер административного принуждения осуществляется преимущественно во внесудебном порядке, который еще раз подтверждает его название.
Невзирая на то, что некоторые административно принудительные мероприятия применяются исключительно судьями, подавляющее их большинство – прерогатива административных органов. Процедура применения достаточно упрощена (не предусмотрены требования к осуществлению многочисленных процессуальных действий), оперативна (специфика оснований, субъектного состава применения, цели, обусловливают возможность немедленной реакции государства на появление соответствующих обстоятельств), экономна (существенных расходов не требуется).
Применение административно принудительных мер осуществляется в порядке, регламентированном административно процессуальными нормами, в пределах административного производства с соответствующей фиксацией результатов в правоприменительных (юрисдикционных) актах;
- правовой характер. Применение административно принудительных мер осуществляется на основе норм права (административного права) 1 .
Административное принуждение включает в себя такие общие черты как повелительный и воспитательный характер, вместе с тем административное принуждение характеризуется и рядом специфических черт:
-
мера административного принуждения применяется в отношении большинства граждан, совершающих административные проступки;
-
административное принуждение применяется преимущественного органами государственного управления;
-
административное принуждение применяется на базе убеждения, воспитания;
-
административное принуждение осуществляется на основе внеслужебного подчинения;
-
назначение административного принуждения состоит в том, что осуществляется исправление, предупреждение новых правонарушений;
-
множественность субъектов административного принуждения (много органов, помимо суда, имеющих право назначить административное наказание);
-
применяется к лицам и организациям , но это ограниченный круг;
-
применяется не всеми субъектами управленческой деятельности, а только теми, которые законом управомочены на это;
-
административное принуждение не имеет целью причинить человеку физические страдания, а также унижение;
-
ограничения к лицам, к которым применяется административное принуждение менее жесткие, чем напр. в уголовном праве;
-
процессуальный порядок решения административных дел, отличается оперативностью и т.д.;
-
мера административного принуждения, применяемая к правонарушителю, строго регламентирована законом и другими нормативными актами;
-
мерами административного принуждения охраняются общественные отношения, урегулированные административным правом, и другие общественные отношения.
Порядок применения мер административного принуждения установлен нормами административного права.
Основанием административного принуждения является административный проступок, но далеко не во всех случаях.
Отличие административного принуждения от убеждения:
Административное принуждение отличается от уголовного:
Принуждение заключается в применении субъектами исполнительной власти установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в отношении субъектов административного права.
Таким образом, административное принуждение — это метод психического или физического воздействия на сознание, поведение людей, применяемый в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения административных правонарушений. Административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении органами государственного управления в установленных законом случаях и порядке, закрепленном нормами административного права, принудительных мер к правонарушителю с целью защиты охраняемым правом общественных отношений. Под содержанием принуждения следует понимать систему мер, в которых проявляется управляющее воздействие государства в целях обеспечения желаемого и необходимого поведения.
В современном мире человеку приходится работать и существовать в условиях сложных общественных отношений. А потому приходится обретать определенные, хотя бы поверхностные знания в той или иной области, в том числе и в сфере права. В настоящей статье мы общих чертах поговорим об объектах преступления, и обо всем, что с ними связано. Содержание: 1 Параметры объекта преступления 2 Объекты и их классификации 2.1 Общий объект 2.2 Родовой объект 2.3 Непосредственный объект 3 Объект преступления и его значение Объект преступления: виды объектов преступления. Под объектом преступления мы понимаем то, чему причиняется вред в результате преступных действий , или может быть причинен, а также то, что стало жертвой преступления. В общей сложности в перечне объектов найдем и социальные ценности, и интересы, и блага. Существует такое понятие, как элементы общественных отношений. Речь идет об участниках (то есть — субъектах), вторую группу формируют предметы и блага, определяющие существование отношений; в третью группу входит социальная связь, которая установлена между субъектами. Общественные отношения могут воплощаться в самые сложные формы, но, тем не менее, они не теряют своей главной характерной черты, которая состоит в том, что в них присутствуют, в первую очередь, отношения между людьми. Все объекты, перечислены в Уголовном кодексе, охраняются уголовным законом. Их перечень (объектов) составлен в зависимости от их значения. Именно потому, данный список начинается с охраны человеческих и гражданских прав и свобод, жизни и здоровья. Это и есть главный объект общественных отношений. В целом перечень упомянутых объектов обладает несколько изменчивым характером. Ведь развитие и изменение определенных отношений социально-экономического характера зачастую дает серьезные основания для внесения корректировок. Тот, кто хотя бы немного интересовался Уголовным кодексом и его составлением, знает, что нередко его содержание пополняется за счет новых составов преступлений, или наоборот – конкретные преступления могут декриминализоваться. Общая часть УК РФ характерна обобщенным перечнем данных объектов, которые попадают под охрану уголовно-правовых норм. Здесь встретим и конституционный строй, и общественный порядок, и права и свободы человека. Напротив, в Особенной части УК данный перечень существенно конкретизирован. Чтобы не пересказывать его содержание, обратим внимание, что преступлением, в принципе, являются действия, которые несут ущерб общественным отношениям или интересу, которые охраняемые законом. То есть, здесь срабатывает принцип, следуя которому, без объекта посягательства нельзя говорить о преступлении. И далее – нет состава преступления без объекта преступления. Объект преступления может быть любым Объектов преступлений существует множество. Именно поэтому понадобилось создать определенную их классификацию по видам, что дает возможность: более полно раскрыть их сущность и социально-правовую значимость; определить их влияние на совершенствование уголовного законодательства. В уголовном праве чаще всего встречаем т.н. трехчленную классификацию объектов преступления, созданную «по вертикали». Здесь выделяют объекты: общие; родовые; непосредственные. Ценность упомянутой классификации в том, что она не является «сухой» теорией, а вполне отвечает практическим потребностям. Также специалисты отмечают ее простоту и логичность (основанную на таких философских категориях как «общее», «особенное» и «отдельное»). Разберемся, что стоит понимать под каждой из этих категорий. Итак, общее – это общественные отношение, охраняемые законом, во всей своей совокупности. Особенное – общественные отношения, которые являются однородными и отдельными, формируя, таким образом, конкретные группы. Отдельное – те общественные отношения, которые охраняются конкретной уголовно-правовой нормой. Соответственно каждой из этих категорий существует общий, родовой и непосредственный объект. Благодаря данной классификации , становится более ясным определение объектов уголовно-правовой охраны в зависимости от их обобщения на самых разных уровнях. Что касается схемы «по вертикали», то стоит упомянуть еще и т.н. видовой объект. Его, правда, выделяют только некоторые ученые. Этот параметр является чем-то средним, если сравнивать родовой и непосредственный. Видовой объект позволяет выделять подгруппы близких социальных благ. Классификацию видов объектов преступления проводят не только «по вертикали», но и «по горизонтали». Речь идет о основном и дополнительном объектах, о которых говорят в связи с родовым объектом. Существует и такое понятие, как факультативный объект. Его учитывают, если в в преступлении имеет место, к примеру, причинение вреда флоре и фауне из-за загрязнения вод и т.п. Материальные ценности как объект преступления Жизнь и здоровье людей, система хозяйства и собственность, политическая и экономическая основа государства, мирное сосуществование стран создают совокупность общественных отношений, которые относят к общему объекту. Данные отношения охраняются действующим уголовным законодательством. Общественные отношения, которые входят в общий объект, имеют отличительные черты, прежде всего, по сфере действия и социальной значимости. Данный объект называют иногда групповым. Здесь речь идет об однородных или тождественных отношениях, если брать в основу характеристики экономическую и социально-политическую их сущность. Все отношения данного вида должны в полном объеме быть поставлены под охрану уголовно-правовых норм, которые выступают единым комплексом и взаимосвязаны между собою. Если говорить о значении родового объекта преступления, то отметить стоит, что на его основании очень удобно проводить классификацию любых преступлений, а соответственно и уголовно-правовых норм, на основе которых устанавливают за совершение тех или иных преступных действий ответственность. Кстати, упомянутое свойство родового объекта преступления дало возможность оптимально объединить в главе УК норму, где предусмотрено ответственность за преступные действия по отношению до однородных или тождественных общественных отношений. Именно потому в ходе построения Особенной части уголовных кодексов в основе рассматривался именно родовой объект. Бывают и двух объектные преступления Не секрет, что для правоприменительной и правотворческой деятельности приоритетное значение имеет именно непосредственный объект. Когда говорим о непосредственном объекте, то понимаем конкретное общественное отношение, поставленное под защиту конкретного уголовного закона. Поскольку мы разобрались с определениями и некоторыми особенностями, стоит заметить, что все три объекта имеют отношение только к общественным отношениям. К ним нельзя причислять ни блага, ни ценности. Мы можем рассматривать объект преступления на любом из уровней обобщенности, но всегда им будут оставаться только общественные отношения, поставленные под охрану уголовного закона. Рассматривая данный вопрос, начать необходимо с того, что объект преступления является неотъемлемой частью такого понятия, как состав преступления. Его присутствие или отсутствие будет влиять на решение о том , присутствует или отсутствует основания для уголовной ответственности. То есть, если в УК не предвиденным является объект, в отношении которого был нанесен ущерб, то нельзя говорить о преступлении, и, соответственно, об уголовной ответственности. Во многом характер опасности, который конкретная деятельность несет для общества, определяется объектом. А потому, он и влияет на то, к какой категории будет отнесено преступление. Недолго остановимся на определение установки объекта преступления. Речь идет об определении вреда, причиненному конкретному отношению, имеющего охрану УК. Естественно, что в разных отношениях значимость может ощутимо отличатся. Определение объекта преступления дает возможность сделать отграничение его от других действий аморального характера, коими нарушается закон. Необходимо учитывать, что существуют объекты, которые находятся исключительно под охраной уголовно-правовых норм. На практике нередко бывает так, что преступные действия в отношении конкретного объекта сопрягаются с опасностью, которую они (действия) несут другому. Подобные преступления принято называть двух объектными. Если же говорить о непосредственном объекте, то на этом уровне говорят о его двух составляющих – объекте дополнительном и основном. Объект как составляющая преступления Характер преступного действия определяется основным объектом, а отсюда и определяется его принадлежность к определенной группе преступлений, предвиденной главой Особенной части УК России. Следовательно, дополнительный объект – это тот, который потерпел в ходе посягательства в отношении основного. К примеру, основным может быть личность, дополнительным – собственность, или наоборот. Преступление в целом является таковым, когда присутствуют все его критерии, в числе которых объект является одним из определяющих. Ведь, например, предмет не обязательно должен присутствовать. Современная законодательная система РФ дает исчерпывающее определение объекта преступления и максимально объемно определяет те действия, которые в отношении объекта общественных отношений можно считать преступными. Естественно, те особенности деятельности в отношении объекта, которые в УК не предусмотрены, нельзя считать преступными. Законодательная база находится в динамике, а потому статьи Уголовного кодекса иногда получают дополнения: преступные действия обретают новые особенности состава преступления, а некоторые статьи и вовсе выпадают из кодекса. Понятие административного права можно отнести к главной части механизма права, которое является инструментом регулирования всех отношений в обществе, возникающих в государственном органе управления и в органах самоуправления на местном уровне. С помощью такого инструмента все органы правления государственными институтами и их должностные лица могут выполнять свои непосредственные управленческие функции. Для полного понимания административного права стоит рассмотреть его виды отношений (или связей): Связи управления – они существуют в организации управления хозяйственной, социальной, культурной и политической отраслью, а также обеспечивают их функционирование Вид отношений, обеспечивающий защиту прав и свобод граждан нашей страны. Этот вид отношений предусматривает собой административную юстицию , которая решает все споры в отношении права, возникающие между гражданами. Связи или правовые отношения, которые имеют правовой принужденный характер. Этот вид обеспечивает коллективную безопасность и социальный порядок. Вид отношений внутреннего характера, который регулирует управление и функционирование органов судебной власти и прокуратуры. Отношения, которые управляют социальными организациями общественного направления и наделены полномочиями специально государственного характера. Основой административного права являются его источники, которые раскрывают его административные и правовые нормы. Одним словом, все юридические нормативные и законодательные документы, независимо от их принадлежности к органам управления, это и есть источники административного права. Эта основа административного права состоит из целой системы, которая выглядит следующим образом: нормативные юридические акты на федеральном уровне нормативные юридические акты на региональном уровне нормативные юридические акты на местном уровне Субъекты административного права – это лица государственных органов, которые обладают полномочиями административного права, определяющими их правовые и обязывающие функции. По форме разделения субъекты административного права могут быть коллективного и индивидуального характера. К субъектам индивидуального характера относятся все граждане России, а также иностранные граждане и лица, не являющиеся гражданами государства. К коллективной составляющей субъектов административного права относятся: государственного направления организационные органы управления негосударственные общественного и коммерческого направления организации Административное право тесно связано с гражданским (регулирование имущественных отношений), трудовым (организация и прохождение государственной службы), уголовным (совершение административных правонарушений), земельным, финансовым и другими видами права. В итоге стоит отметить, что административное право является по своей сути и содержанию органом управления всеми частями государственного механизма. |