Кодификация и развитие уголовного права в первой половине ХIX века

Человек, общество, общественные отношения находятся в процессе постоянного развития, следовательно, и нормы права должны постоянно изменяться, совершенствоваться. Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства, то есть к кодификации. Кодификация Русского права в первой половине XIX века является важным этапом в развитии отечественной правовой мысли. По масштабам выполненной работы, по продолжительности, компетентности исполнения это было беспрецедентное преобразование отечественного права. В ходе кодификации были объединены в единый источник нормативные акты, выпущенные со времен уложения 1649 года. Была проделана колоссальная работа по сбору, сличению, отбору нормативных актов. Реестр отобранных актов составлял 53 239 наименований. Изданное в 1830 году Полное собрание законов включало 40 томов законов (30920 актов) и 6 томов приложений. В ходе систематизации Сперанским были разработаны концептуальные основы построения системы права и законодательства с учетом европейских образцов государственного управления и профессионального юридического образования, которые с некоторыми коррективами сохранялись до 1917 г. Тема кодификации Русского права в первой половине XIX века широко рассмотрена во всех учебниках по истории отечественного государства и права, монографиях Платова С.Ф.

«Полный курс лекций по Русской истории», Исаева И.А. «История государства и права России» и др. изданиях. Все рассмотренные источники имеют академический характер. Имеются некоторые несущественные различия в отношении авторов к предопределяющим факторам того исторического периода в котором была проведена кодификация, авторы в разной степени критично относятся к результатам кодификации. Но все они едины в том, что проведение кодификации было велением времени, сама кодификация являет собой пример проведения работ подобного характера, что внешние силы препятствовали проведению комиссией новации в законодательстве, в результате чего завершающий этап в кодификации- выработка норм, которые способствовали бы развитию общественных отношений – не был выполнен. Целью настоящей работы является изучение вопроса кодификации Русского права в первой половине XIX века.

1. Российское государство в первой половине XIX века

1.1 Социально-экономическое положение России в первой половине XIX века

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века определялось разложением феодально-крепостнических форм хозяйства и созреванием новых, капиталистических отношений. Это был важный период в переходе от феодализма к капитализму, в создании глубинных предпосылок отмены крепостного права. Всякий переходный период характерен своей противоречивостью, обусловленной тем, что в нем одновременно сосуществуют поздняя стадия старой социально-экономической формации и ранняя новой. Здесь можно наблюдать многообразные формы переплетения, взаимодействия и борьбы прогрессивных и регрессивных тенденций. К Началу XIX века Россия представляла собой огромную континентальную страну, занимавшую обширную территорию Восточной Европы, северной Азии (Сибирь и Дальний Восток) и часть Северной Америки (Аляску).

7 стр., 3430 слов

Кодификация Русского Права в первой половине XIX века

... приступить к исследованию кодификации Русского права первой половины XIX в., мы ... кодификации. Нас заинтересует и национально-государственный вопрос, общественный строй Российской Империи. Систематизация законодательства ... больше укрепилось при императоре Николае I в силу его ... США с середины XIX века кодификация активно развивалась на уровне ... царя, приведенная в ст. 1 Основных законов 1832 г., ...

В первой половине XIX века территория её ещё больше расширилась с 16 млн. до 18 млн. кв. км за счет присоединения Финляндии, части Польши, Бесарабии, Кавказа, Закавказья, Казахстана, Приамурья и Приморья. Население возросло (как вследствие естественного прироста, так и присоединенных территорий) с 37 млн. до 74 млн. чел, т.е. вдвое. Огромные пространства, большое разнообразие природных, экономических и этнических условий, накладывали отпечаток на социальную структуру населения и на характер экономического развития страны. Для Росси первой половины XIX века было характерно широкое распространение мелкой, преимущественно крестьянской, промышленности. В сфере обрабатывающих отраслей промышленности, изготавливавшей продукцию для массового потребления, мелкие крестьянские промыслы занимали господствующее положение. В 50-х годах XIX века на их долю приходилось до 4/5 таковой продукции. Российская буржуазия первой половины XIX века была преимущественно торговой, представленной гильдейским купечеством и «торгующими крестьянами» — богатыми крестьянами, получившими специальные свидетельства («билеты») на право торговли. Точных данных о числе «торгующих крестьян» не имеется, известно лишь, что число выданных им свидетельств на право торговли составляло примерно 3/5 числа купеческих гильдейских свидетельств. Существенным показателем социально-экономического развития страны был рост городского населения. За первую половину XIX века численность городского населения увеличилась вдвое (с 2,8 млн. до 5,7 млн. человек).

Рост городского населения и промышленности способствовали расширению внутреннего рынка. К середине XIX века все больший удельный вес во внутренней торговле стала занимать продукция крупной обрабатывающей промышленности, преимущественно текстильной. Расширялись внешнеторговые связи. Страны Европы покупали в Росси хлеб и сырье; развивающаяся российская промышленность нуждалась в машинах, инструментах, хлопке, красках и пр. Среднегодовой вывоз товаров из России в 1800-1850 гг. вырос в четыре раза (с 60 млн. до 230 млн. рублей), а ввоз в пять раз (с 40 млн. до 210 млн. рублей).

Для внешней торговли России был характерен активный торговый баланс – превышение экспорта над импортом, что обусловливалось и протекционистской таможенной политикой правительства.

1.2 Международное положение России в первой половине XIX века

Внешнеполитическая ситуация в первой половине XIX века складывалась очень непросто. Ведущие державы: Россия, Англия, Франция, Османская империя, стремясь укрепить собственные позиции, постоянно находились в состоянии конфронтации между собой, что приводило к возникновению военных конфликтов. Россия, имея большую протяженность границ, будучи сопряжена со многими государствами, была вынуждена участвовать в военных действиях чаще других. В этот период Россия открыто воевала с Францией, Турцией, Ираном, Англией, Швецией; участвовала, с целью расширения своего влияния, в разрешении конфликтов в Европе и на Балканах. Надо сказать, что вплоть до 50-х годов XIX века Россия последовательно укрепляла свои внешнеполитические позиции, что не могло не беспокоить Англию и Францию. Воспользовавшись агонией Османской империи, Англия и Франция, объединившись, в 1853 году втянули Россию в Крымскую войну. Исход войны был плачевен для России: России запрещалось иметь на Черном море военный флот, военные крепости и арсеналы; устанавливалось свободное плавание судов всех стран по Дунаю, что наносило большой ущерб экспорту России. Поражение Росси подорвало ее престиж на международной арене. Под влиянием этого поражения явно проявилась несостоятельность крепостного строя.

3 стр., 1445 слов

Сущность и цели национализации и приватизации собственности. ...

... и последствий процесса приватизации и национализации. Предметом курсовой работы является исследование вопросов процесса национализации и приватизации, проведенных в ХХ веке в России. Исходя из этого целью нашей курсовой работы является выявление особенностей национализации и приватизации, ... производство и др.) и управлению им. В экономическом смысле под приватизацией понимается преобразование ...

1.3 Изменения в системе государственного управления в начале XIX века

С 1807 г. на арену политической жизни страны выдвигается М.М.Сперанский. Выходец из семьи бедного сельского священника Сперанский благодаря своему выдающемуся уму, энергии и необычайной работоспособности, быстро сделал блестящую карьеру государственного деятеля. Все важные законы, начиная с 1802 года, составлялись или редактировались Сперанским.

В начале XIX века была предпринята попытка осуществления реформ государственного управления. Сперанским, по поручению Александра I, была разработана стройная система центральных и местных учреждений на принципе «разделения властей» — законодательной, исполнительной и судебной, при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной. Вводилась выборность в распорядительные и исполнительные органы власти четырех степеней – на уровне волости, уезда, губернии и империи. Но участие в управлении было представлено лишь лицам, обладавшим определенным имущественным цензом. Высшим представительным органом являлась Государственная дума. При императоре создавался Государственный совет, подготавливавший и обсуждавший законопроекты, которые, по их одобрении императором, поступали на обсуждение в Государственную думу, а после их принятия ею окончательно утверждались императором. Александр I признал проект Сперанского «удовлетворительным и полезным», однако встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, считавших его слишком радикальным и опасным. Александр I пошел навстречу их требованиям, и проект Сперанского был отклонен.

Преобразовательная деятельность Сперанского вызвала недовольство в высших дворянских кругах. Под влиянием их интриг в марте 1812 года последовала опала и ссылка Сперанского — сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь. В начале XIX в были проведены серьезные преобразования в высших органах управления. В 1802-1811 гг. была проведена министерская реформа. Были созданы: Государственный совет в качестве законосовещательного органа при императоре (1810г.), Комитет Министров – высшее административное учреждение, где император совещался с наиболее доверенными высшими чиновниками по вопросам управления государства. Вместо упраздненных коллегий были образованы министерства как центральные отраслевые управления, в которых дела решались единолично министром, ответственным только перед императором. Введение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствование центрального аппарата. Созданная Александром I министерская система с некоторыми изменениями просуществовала до 1917 года. Важную роль в государстве играла Собственная его императорского величества канцелярия, делившаяся на несколько отделений. Наибольшую известность получило третье отделение, ставшее органом политического сыска. В распоряжении третьего отделения находился корпус жандармов, разветвленный аппарат политической полиции. Местное управление не претерпело в названный период никаких существенных изменений, кроме управления инонациональными территориями. Существовали районы, имевшие особый правовой статус (Польша, Финляндия), но господствовала тенденция к упрощению управления этими территориями, обусловленная политикой царизма, направленной на укрепление централизации, единообразия и, в определенной степени, на русификацию национальных окраин.

4 стр., 1983 слов

Политические воззрения Сперанского

... устройства Сперанского, или «Введение к уложению государственных законов», имеет задачей реформу общественного строя и государственного управления. Сперанский ... В данном случае во взглядах Сперанского сквозит излишний бюрократический утилитаризм. В то ... Николае I – Свод законов Российской Империи (1832–1839, 15 тт.) и Полное Собрание законов Российской Империи (1830, 45 ...

2. Преобразования права в первой половине XIX века

2.1. Состояние законодательства в России к началу XIX века, этапы его преобразования в первой половине XIX века

существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства. Последним универсальным

систематизированным сборником, охватывающим почти все отрасли русского права, было Соборное Уложение 1649 г. В XVIII веке неоднократно предпринимались попытки создать новое Уложение, во времена царствования Екатерины II, Павла I, однако они не привели к успеху. К началу XIX века неразбериха в законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в судах. Александр I уже в 1801 г. учредил новую, десятую по счету, комиссию во главе с П. В. Завадовским. Она получила название комиссии составления законов и провела значительную подготовительную работу. Неудача всей кодификационной деятельности, осуществлявшейся до 1801 г., объяснялась тем, что комиссии бессистемно соединяли все старые законы или занимались сочинением новых. Новые задачи кодификации формулировались следующим образом:

а) законы должны утверждаться на «непоколебимых основаниях права»;

б) они должны определять все части государственного управления, пределы компетенции государственных органов, права и обязанностей подданных в соответствии с «духом правления, политическим и естественным положением государства и народным характером»;

в) они должны располагаться

г) они должны содержать в себе правила для отправления правосудия;

— д) комиссии поручалось составить общие государственные законы, действующие на пространстве всей России. Из массы действующих законов следовало выбрать те, которые «наиболее полезны для блага народа и соответствуют духу нации и естественным условиям

1767 г. – Образована комиссия для создания проекта нового Уложения.

1796 г. – Создана “Комиссия для составления законов”.

1801 г. – Член комиссии А.Н.Радищев представил на обсуждение “Проект для разделения Уложения Российского” и “Проект Гражданского уложения”, проникнутые антикрепостническим духом.

1803 г. – Комиссия реорганизована и передана в ведение Министерства юстиции.

4 стр., 1632 слов

Германское гражданское уложение 1896 г

... гражданского уложения. Каким способом в нем регулировалось возникновение и оформление правоспособности юридического лица? Важнейшим событием на пути эволюции немецкого права XIX в. стало принятие Германского гражданского кодекса 1896 г. ... термин «уложение», строго говоря, означает не кодекс, каковым был БГБ, а свод, собрание законов. История Германия получила свой гражданский кодекс сравнительно ...

1808 г. – Во главе комиссии поставлен М.М. Сперанский.

1810 г. – М.М.Сперанский подготовил проект гражданского уложения, вызвавший взрыв негодования со стороны помещиков–крепостников и чиновничьего аппарата, в результате чего попал в опалу.

1826 г. – Учреждено второе (кодификационное) отделение Собственной его императорского величества канцелярии. М.М.Сперанский не числится в штатах отделения, но как член Государственного совета по Департаменту законов фактически стал душой и мозгом всей работы отделения.

1830 г. – Вышло в свет первое издание “Полного собрания законов Российской империи”, состоявшее из 46 томов и включавшее в себя 30920 актов, действовавших с 1649 по 1825 гг.

1832 г. – Началась публикация “Свода законов Российской империи” (в 15 томах).

1835 г. – С 1 января Свод законов введен в действие.

1845 г. – Утверждено подготовленное М.М.Сперанским “Уложение о наказаниях уголовных и исправительных”.

Неуспех всех десяти комиссий определялся еще и тем, что они раздирались, серьезными противоречиями, борьбой между новым и старым, в основе которой лежал вопрос о существовании крепостного права, то есть о существе феодализма. Так было и с последней, десятой комиссией. Когда «главный исполнитель работ» комиссии Г. А. Розенкампф предложил начать дело с пересмотра законодательства о крестьянстве, он натолкнулся на резкий отпор Александра I.

Придя к власти, Николай I, несмотря на его размышления о необходимости отмены крепостного права, дал директиву ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы император наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не при Государственном совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов. Кодификационная комиссия была просто преобразована во второе отделение Собственной его величества канцелярии. Впоследствии, когда уже был готов Свод законов, император учредил семь ревизионных комиссий с целью проверить тождество Свода существовавшему законодательству. Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: ее фактически возглавлял М.М. Сперанский, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808 – 1809 гг. Сперанский, отрешившись от прежних либеральных позиций, вполне принял установки Николая I и действовал на основании их.

кодификации: Полное собрание законов, Свод законов Российской империи, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, Свод местных узаконений губерний Остзейских

Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Соборного Уложения, затем привести их в определенную систему и, наконец, на базе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке работа эта и развернулась. Сначала приступили к созданию Полного собрания законов. Оно включило в себя все нормативные материалы с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тысяч, составивших 46 толстых томов. Впоследствии Полное собрание законов дополнялось текущим законодательством. Так появились второе Полное собрание законов Российской империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого года. Полное собрание законов все-таки было не совсем полным. Некоторые акты кодификаторам не удалось найти. Дело в том, что государственные архивы России находились в скверном состоянии. Ни в одном из них не было даже полного реестра существующих законов. В некоторых же случаях отдельные акты умышленно не вносились в Полное собрание законов. Речь идет о документах внешнеполитического характера, сохранявших еще оперативную секретность. Не вносились также законы, изданные по обстоятельствам чрезвычайной важности, и частные дела, касающиеся какого-либо лица или содержащие правила внутреннего распорядка для государственных органов. В первое Полное собрание законов не вошло несколько тысяч документов. В то же время в Полное собрание вошли акты, по существу не имеющие характера законов, поскольку само понятие «закон» в теории не было разработано. В Полном собрании законов можно найти акты неюридического характера, судебные прецеденты. После издания Полного собрания законов комиссия приступила ко второму этапу работы — созданию Свода законов Российской империи. В качестве образца был избран свод Юстиниана, сверх того ближайшим руководством положено было принять начала установленные Бэконом, с ограничениями, признанными необходимыми по свойству наших законов. Правила эти состоят в следующем:

4 стр., 1513 слов

Основные принципы и понятия оценки собственности, регулируемые ...

... решаются дать определение оценки собственности; рассмотреть основные принципы оценки собственности. ОЦЕНКА СОБСТВЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СТОИМОСТИ Оценка собственности является одним из ... прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в ... затраты на добавленные ресурсы. Принцип является иллюстрацией закона предельной производительности, а также ...