Этапы антикризисного управления: досудебные и судебные процедуры

«Антикризисное управление — такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы».

Антикризисное управление — это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от ранней диагностики кризиса до мер по его преодолению. Антикризисное управление базируется на некоторых принципах, которые и отличают антикризисное управление от обычного. Большую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент.

Цель контрольной работы — рассмотреть этапы антикризисного управления: досудебные и судебные процедуры.

Антикризисное управление понятие довольно широкое, а финансовый анализ включает в себя множество приемов и способов, поэтому целью данной работы является рассмотреть их пересечение. Как будет отмечено ниже, мероприятия по антикризисному управлению осуществляются на различных стадиях банкротства, мы рассмотрим цели и методы проведения финансового анализа на каждой из этих стадий.

Антикризисное управление не ограничивается рамками судебных процедур, поэтому можно говорить о мероприятиях по выходу из кризиса или во избежание кризиса на предприятиях с виду нормально функционирующих, и никак не ассоциирующихся со словом банкрот. Однако с помощью средств финансового анализа перспектива возможного банкротства может быть своевременно обнаружена.

Антикризисное управление — это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития. Антикризисное управление можно представить как специфическое управление, осуществляемое на различных стадиях банкротства предприятия. Схематично эти стадии представлены на рисунке 1.

Рис. 1 Стадии банкротства предприятия

Досудебные процедуры осуществляются по решению собственников или менеджмента предприятия. Обычно такие процедуры проводятся на первых стадиях потери платежеспособности должником для смягчения проявлений кризиса и недопущения развития ситуации до необходимости введения судебных процедур. Досудебные процедуры включают весь спектр применяемых мероприятий: антикризисный мониторинг, регулирование и управление. Анализируя сущность досудебных процедур экономического оздоровления необходимо выделить их задачи: изменение структуры управления; выход на прямые связи с поставщиками и потребителями, избавление от посредников; взаимное снижение цен в технологических цепочках; диверсификация товаров и увеличение объемов производства конкурентоспособных товаров. Решение таких задач связано, с проведение мероприятий по снижению издержек производства, цен и тарифов, а также с увеличением доли денежной составляющей в выручке. Проведение экономического оздоровления в досудебных процедурах регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и т.д. В данных нормативных актах установлены порядок, условия и ограничения для антикризисных процедур.

5 стр., 2170 слов

Этапы кризисного состояния предприятия. Арбитражное управление ...

... поверхностный характер. Антикризисное (арбитражное) управление, следует понимать как комплементарный банкротству институт, обеспечивающий ... арбитражного управления неплатежеспособным предприятием и особенности их проведения Наиболее часто используемыми в российской практике процедурами банкротства являются: внешнее управление, ... материальных благ. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые ...

В досудебных процедурах традиционными методами экономического оздоровления предприятий являются: методы санации; методы реструктуризации и методы сокращения деятельности.

Досудебная санация заключается в предоставлении собственником, государством, иными лицами финансовых ресурсов, необходимых для урегулирования отношений с кредиторами. Получение финансовой помощи собственников осуществляется в форме взносов участников в уставный капитал, дополнительной закрытой эмиссии акций или выпуска облигаций. Государственная поддержка производится на основе предоставления налоговых льгот, отсрочек и рассрочек, налоговых кредитов, субсидии, дотации. Зачастую процессы досудебной санации сопровождаются реструктуризацией.

На досудебной стадии реструктуризация связана со структурными преобразованиями в деятельности организации. Инициаторами процессов реструктуризации могут выступать менеджеры или собственники предприятия. По инициативе собственников реструктуризация производится для увеличения акционерного капитала, повышения доходности бизнеса, подготовки бизнеса к продаже, защиты от поглощений. Руководство организации инициирует реструктуризацию для улучшения как текущих результатов (текущей платежеспособности и безубыточности), так и для долгосрочных результатов (увеличение стоимости бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности).

банкротство санкция задолженность процедура

Как мы выяснили выше антикризисное управление имеет своей целью устранение возможности банкротства предприятия. В нашей стране процедуры банкротства регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 8 января 1998 года №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

В самом законе несостоятельность (банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение трех месяцев. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств и обязательных платежей обладают должник, кредиторы, налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы [8, с.206]

3 стр., 1417 слов

Банкротство и ликвидация предприятий

... кредиторов; - Ш стадия — катастрофическое банкротство — возникает на этапах «банкротство» и «ликвидация» жизненного цикла предприятия, сопровождается его закрытием или принудительной ликвидацией, следствием которых является распродажа имущества для погашения требовании кредиторов. В этом случае должник ...

Понятно, что кредиторы и налоговые органы обращаются в арбитражный суд, когда перед ними не исполнены обязательства по оплате задолженности. Руководитель же должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами (т.е. как раз случай, когда собственный капитал должника истрачен и стоимость обязательств превышает обоснованную рыночную стоимость активов);

— Отметим, что если обращение кредиторов добровольное, то тут идет речь об обязанности, причем если такое заявление вовремя непредъявлено, то это влечет субсидиарную ответственность руководителя должника по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим через месяц после того как это заявление должно быть подано, т.е. фактически по всем новым обязательствам взятым на себя должником.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

  • наблюдение;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение [2, с.213].

Процедура внешнего управления вводится в рамках судебного разбирательства дела о банкротстве предприятия.

Так, согласно Федеральному закону №6-ФЗ от 08.01.98г. «О несостоятельности (банкротстве)» статья 2 главы I «внешнее управление (судебная санация) — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему». В результате внешнего управления должно произойти удовлетворение всех обязательств должника, возникших на момент введения внешнего управления, а предприятие вернуться в разряд нормально функционирующих. Хотя закон о банкротстве и направлен в первую очередь на удовлетворение интересов кредиторов, а не собственников предприятия успех внешнего управления должен определятся не только и не столько удовлетворением требований кредиторов, сколько восстановлением производства.

Присутствует и жесткое ограничение по времени. Так Статья 68 Главы V гласит: «Внешнее управление вводится на срок не более двенадцати месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев, если оно не предусмотрено настоящим Федеральным законом.»

Таким образом, действия внешнего управляющего в рамках процедуры внешнего управления можно смело назвать антикризисным управлением.

Рассмотрим остальные судебные процедуры банкротства.

Так, «наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника», т.е. это фактически вспомогательная процедура, введенная для того, чтобы сохранить имущество должника от растаскивания и подготовки решения арбитражного суда о возможности санации предприятия.

21 стр., 10379 слов

Банкротство предприятий

... внешний управляющий, конкурсный управляющий). Процедуры банкротства. При рассмотрении дела о банкротстве должника -- юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; ... банкротстве); 3. Описание методических основ банкротства предприятий; 4. Выявление сущности банкротства ... очередности удовлетворения требований кредиторов. Анализируя ...

«Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов» На этой стадии понятно уже не может идти речи о восстановлении финансово-хозяйственных параметров предприятия на докризисном уровне, вследствие этой процедуры предприятие, как правило, ликвидируется.

Отмечу, что, конечно же, антикризисное управление может происходить и вне рамок процедур банкротства предприятия. Тем более что и закон о банкротстве допускает возможность проведения, так называемой, досудебной санации. По своему смыслу и методам данная процедура (досудебная санация) совпадает с, так называемой, судебной санацией. Различие состоит лишь в том, что досудебную санацию инициируют собственники предприятия, которые своей целью ставят собственно избежание процедур банкротства, т.к. в этом случае они зачастую теряют контроль над деятельностью предприятия, а процедуру внешнего управления инициируют кредиторы, которые своей основной целью считают возврат долгов.

И, наконец, мировое соглашение — это договоренность о прекращении дела о банкротстве между кредиторами и должником. Оно должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии процесса о банкротстве и фактически является результатом реструктуризации долгов предприятия.

Мировое соглашение может содержать условия:

  • об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника;
  • об уступке прав требования должника;
  • об исполнении обязательств должника третьими лицами;
  • о скидке с долга;
  • об обмене требований на акции;
  • об удовлетворении требований кредиторов иными способами, не противоречащими федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации [4, с.15]

Можно сказать, что заключение мирового соглашения это одно из направлений работы с кредиторской задолженностью в рамках антикризисного управления.

Рассмотрим к каким последствиям ведет введение процедуры внешнего управления.

Согласно статьи 69 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» говорится, что: «С момента введения внешнего управления:

  • руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
  • прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с настоящим Федеральным законом к другим лицам (органам).

Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;

2 стр., 989 слов

Внешнее управление как процедура банкротства

... Внешнее управление как процедура банкротства Для гибкого регулирования отношений, связанных с неплатежеспособностью участников торгового оборота, Закон о банкротстве предусматривает множественность процедур, которые могут применяться к должникам ... учредителями (участниками) должника, выте...6.213778972625732 Похожие темы: Дипломные работы, отчеты по практике, курсовые, выполненные специалистами ...

  • снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  • аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
  • вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По окончании внешнего управления неустойки (штрафы, пеня), а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления».

Прокомментируем эту статью. Во-первых, после введения внешнего управления старое руководство предприятия отстраняется, а все полномочия по управлению предприятием переходят к внешнему управляющему. Это разумная мера, потому что, несмотря на то, что существует множество причин, приводящих компанию к финансовым трудностям, банкротства многих фирм происходят прямо или косвенно по вине их руководства.

Особенно это верно в России, где часто встречаются следующие нарушения законодательства — преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение им ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел. Администрация предприятия создает на своей базе несколько юридически самостоятельных ЗАО, ООО и т.п., выделив их из состава предприятия и поставив во главе этих предприятий доверенных лиц. Каждая из этих новых фирм по существу превращается в частное предприятие своего руководителя и по договору с «прародителем» начинает обеспечивать его каким-либо видом сырья или реализовывать готовую продукцию. С точки зрения здравого смысла, предприятие осуществляет странные действия: приобретает необходимые ему материалы не напрямую у изготовителей, а через эти фирмы — посредники и по более высоким ценам. Посреднические деньги уходят с предприятия. Прибавка к доходу руководителей обеспечена, сам же «прародитель» влезает в долги к своим дочерним фирмам, и его совладельцы — акционеры (часто — трудовой коллектив или государство) остаются без дохода и зарплаты. Планы администрации состоят в том, чтобы довести предприятия до критического финансового состояния, превратить в банкрота и купить его через одну из своих коммерческих фирм (3, с.94).

Во-вторых, снимаются аресты, наложенные на имущество предприятия кредиторами в целях удовлетворения своих требований. Это также необходимо, т.к. зачастую именно эти аресты и усугубляют положение предприятия. Так стоит только предприятию просрочить свои платежи, как тут же кредиторы начинают арестовывать счета и имущество предприятия, чтобы хоть как-то вернуть свои деньги. При этом вся работа на предприятии может быть парализована, а пени и штрафы за просроченные обязательства начисляются и ситуация становится безвыходной.

В-третьих, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Это обстоятельство также облегчает положение внешнего управляющего, предоставляя ему «передышку» для финансового оздоровления предприятия.

3 стр., 1431 слов

Основы управления имуществом предприятия

... целью курсовой работы является ознакомление с основными понятиями, определяющими сущность имущества и его правовое положение и роль в производственном процессе, определение того, что дает предприятию эффективное использование имущества. Цель работы ...

Статья 70 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» раскрывает условия моратория:

Во-первых, мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

Во-вторых, в течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам: не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке; приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом; не начисляются неустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты.

На сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В-третьих, мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, вызванных отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника.

В мировой практике существуют несколько концепций моратория. По одной из них к концу срока внешнего управления штрафы, пени и иные санкции предъявляются в полном объеме. В нашей стране это было бы неприемлемо из-за огромного долгового бремени, которое весит на предприятиях, значительную часть которого составляют именно финансовые санкции (пени, штрафы и т.д.).

По другой концепции выплата долгов приостанавливается, они фиксируются на момент введения внешнего управления, и с этого момента никакие штрафные санкции и проценты не начисляются. Это естественно наносит довольно сильный удар по интересам кредиторов, особенно в условиях высокой инфляции. Наш же закон о банкротстве занимает промежуточную позицию: финансовые санкции не применяются, однако по окончании внешнего управления кредиторы могут требовать выплаты процентов по ставкам рефинансирования Центрального банка[9, с.64].

Рассмотрим как регламентируется деятельность арбитражного управляющего в рамках процедуры внешнего управления.

Права: Согласно п.1 ст.74 главы V Закона «О несостоятельности (банкротстве)» с момента своего назначения внешний управляющий вправе: «самостоятельно распоряжаться имуществом должника с ограничениями, предусмотренными Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве); заключать от имени должника мировое соглашение; заявлять отказ от исполнения договоров должника».

Право самостоятельно распоряжаться имуществом должника закрепляет переход управления имуществом должника к внешнему управляющему, т.е. внешнему управляющему дано право «нормального» управления предприятием. Права же заключать мировое соглашение и заявлять отказ от исполнения договоров должника фактически говорят о передаче прав на чрезвычайные действия, т.е. внешнему управляющему даются права на осуществления антикризисного управления.

15 стр., 7234 слов

Банкротство как инструмент реформирования предприятий: обзор ...

... банкротстве и согласие с прекращением производства по делу. Схожая ситуация складывается и с завершением производства по делу в связи с заключением мирового соглашения. Кредиторам и органам управления должника ... Следующим этапом развития рыночных отношений в России стала приватизация. Основной целью приватизации было провозглашено создание класса собственников. По замыслу, собственники будут ...

Отказ от исполнения договоров должника регламентируется ст.77 главы V Закона о банкротстве:

«Внешний управляющий в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров должника.

Отказ от исполнения договоров должника может быть заявлен только в отношении договоров, не исполненных сторонами полностью или частично, при наличии одного из следующих обстоятельств: если исполнение договора должника повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах; если договор является долгосрочным (заключен на срок более одного года) либо рассчитан на получение положительных результатов для должника лишь в долгосрочной перспективе; если имеются иные обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника.

Контрагент должника вправе потребовать от должника возмещения реального ущерба, вызванного отказом от исполнения договора должника.

Эти положения не применяются в отношении договоров должника, заключенных в ходе наблюдения с согласия арбитражного управляющего.

Эта мера является вынужденной, так как, как уже упоминалось выше, часто руководство должника заключает крайне невыгодные для предприятия контракты, преследуя личные цели. Однако часто эти сделки оформлены в соответствии с существующим законодательством и поэтому невозможно признать их недействительными и истребовать все полученное контрагентом по такой сделке.

Однако некоторые виды сделок внешний управляющий все же вправе признать недействительными, что регламентируется ст.78 главы V Закона о банкротстве: сделки совершенные должником с заинтересованным лицом в случае, если в результате исполнения указанной сделки кредиторам были или могут быть причинены убытки; сделки должника, влекущие предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими, заключенные или совершенные должником после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и (или) в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом; сделки должника, связанные с выкупом акций (паев) у собственников предприятия, совершенные после возбуждения дела о банкротстве или в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом».

Мировое соглашение может быть заключено в том случае, если кредиторы согласятся на реструктуризацию своих долгов (прекращения долга выплатой его части, переоформление долга на других условиях (новация), прощение долга).

Обязанности:

Согласно п.2. ст.20 главы I и п.2 ст.74 главы V Закона «О несостоятельности (банкротстве)» с момента своего назначения внешний управляющий обязан:

  • принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию;
  • анализировать финансовое состояние должника;
  • анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных рынках;
  • разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления;
  • вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
  • принимать меры по взысканию задолженности перед должником.

Описывая обязанности внешнего управляющего законодатели, как бы лишний раз подталкивают его к совершению действий в рамках антикризисного управления предприятием. Это обязанности анализа состояния должника и планирования действий по выходу из кризиса (план внешнего управления).

5 стр., 2211 слов

Диагностика банкротства предприятия и механизм финансового оздоровления ...

... кризис в стране, общий спад производства, банкротство должников и другие внешние факторы). В этом случае государство должно оказывать помощь предприятиям по выходу из кризисной ситуации; - ... то или иное предприятие от окончательного развала благодаря передаче управления неплатежеспособным предприятием от неэффективного собственника более эффективному. В России процедура банкротства пока не отработана ...

Таким образом, в существующем законодательстве проблема антикризисного управления в рамках судебных процедур банкротства достаточно хорошо освещена и проработана. Арбитражный управляющий в рамках процедуры внешнего управления обладает всеми необходимыми полномочиями для восстановления платежеспособности предприятия, причем законодатели максимально постарались облегчить его задачу, предусмотрев такие меры как мораторий на выплату по денежным обязательствам, возможность отказа от невыгодных договоров и т.д.

В отличие от рассмотренных направлений экономического оздоровления судебные процедуры восстановления платежеспособности накладывают особые ограничения на выбор методов. В частности, запрещается реорганизация предприятия, создание дочерних предприятий, изменение организационно-правовой формы и т.д.

При этом законодательством допускаются использование таких методов как перепрофилирование, закрытие нерентабельных производств, продажа имущества и переуступка прав требования должника, продажа предприятия должника. Как показывает практика, наиболее действенным инструментом является реструктуризация. При проведении судебных процедур различают: реструктуризацию в ходе судебных процедур финансового оздоравления (самостоятельно, но под контролем кредиторов); реструктуризацию в ходе внешнего управления, которую проводит арбитражный управляющий под контролем кредиторов.

Антикризисное управление — это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития.

Досудебные процедуры осуществляются по решению собственников или менеджмента предприятия. Досудебные процедуры включают весь спектр применяемых мероприятий: антикризисный мониторинг, регулирование и управление.

Кредиторы и налоговые органы обращаются в арбитражный суд, когда перед ними не исполнены обязательства по оплате задолженности. При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

  • наблюдение;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Процедура внешнего управления, вводимая в рамках судебного разбирательства дела о банкротстве предприятия, как нельзя ближе соответствует дух к антикризисного управления.

В итоге, современную систему экономического оздоровления следует рассматривать как сложную и многогранную совокупность процедур ликвидации финансовых затруднений неплатежеспособности и предотвращения банкротства. Организация данной системы включает ряд существенных вопросов затрагивающих: проблемы связанные с фазами развития кризиса; проблемы системы управления; методологические проблемы. Для их решения необходимо использовать весь потенциал современного менеджмента, а так же ресурс собственников и кредиторов.

2 стр., 990 слов

Процедура банкротства предприятия

... нарушителя, что влечет за собой для такого арбитражного управляющего необходимость немедленно прекратить управление процедурой банкротства. Таким образом, арбитражные управляющие теперь стали практически полностью зависимыми от саморегулируемой организации. ... организации от риска утраты контроля над своей собственностью в результате недобросовестного применения процедур банкротства.

1. Федеральный закон» О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ (редакция от 17.07.2009)

2. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению. Под ред. Г.П. Иванова. М.: Закон и право, 2008. — 460 с.

3. Балабанов И.Т. «Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?». — М.: Финансы и Статистика, 2008

4. Давыдова Г.В., Беликов А.Ю. Методика количественной оценки риска банкротства предприятий // Управление риском. 2009. №3. С. 13-20.

5. Попов Н.А. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» М.: Элит — 2009 С.560

6. Свириденко О.М. Российское законодательство о банкротстве: к истории становления. М.: Норма — 2008 с.60

7. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов / Г.З. Базаров , С.Г. Беляев, Л.П. Белых и др.; Под ред. С.Г. Беляева и В.И. кошкина. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2009.

8. Уткин Э.А. Антикризисное управление. М.: ЭКМОС, 2010. — 420 с.

9. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Шохина. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.