Успешное выполнение правоохранительных задач в условиях формирования новой социально-экономической и политической ситуации в стране неразрывно связано с обеспечением эффективности управляемыми органами внутренних дел, способствующие созданию нормальных условий для функционирования всей инфраструктуры общества. Известно также, что стабильный правопорядок в стране образует соответствующие общественные предпосылки для социально-экономического и научно-технического прогресса, духовном и нравственном развитии.
Отсюда следует, что управление органами внутренних дел как разновидность социального управления должно осуществляться на уровне современных научных требований. Организация управления деятельностью органов внутренних дел на научной основе означает разработку и реализацию правоохранительных функций путем теоретического изучения закономерностей возникновения и конкретно-исторического характера антиобщественных явлений и принятия соответствующих мер соответствующих мер управляющего воздействия на них с учетом многообразия их связей и взаимозависимостей с другими социально-экономическими тенденциями и процессами.
Таким образом научное управление органами внутренних дел означает сознательное и целенаправленное воздействие на определенный вид социальной системы (преступности либо ее составные элементы) например преступность несовершеннолетних, на основе использования познаний закономерностей и тенденций в интересах обеспечения оптимального функционирования и достижения поставленных целей и задач развития общества.
1.СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.
Значение информации в управлении органами внутренних дел трудно переоценить. Информация позволяет субъекту управления иметь достоверное представление о статичном и динамичном состоянии социальной системы (ее элементах), достижении (недостижении) поставленных целей и задач, необходимости и целесообразности принятия определенных (в том числе и корректирующих) мер воздействия на систему (ее элементы) с тем, чтобы обеспечить реализацию тех или иных управленческих решений.
На современном этапе реорганизации органов
Акты управления органов исполнительной власти: понятие, виды, значение
... роль в управлении. С позиции юридического содержания правовых актов управления рассмотрим основные требования предъявляемые к актам управления. Рассмотрим один из наиболее важных вариантов правовых актов управления – как опротестование и обжалование. Правовые акты управления - акты исполнительных органов и должностных ...
Организационная связь управления и информации состоит в том, что последняя, являясь атрибутом управления, основным условием и средством его реализации по существу, обеспечивает процесс управления.
Признание единства управления и информации, определяет виды и раскрывает содержание таких функций информации, как коммуникативная, научно-познавательная и социального регулирования. Отсюда следует, что управление в данном аспекте означает целенаправленную деятельность по организации информационных процессов в целях обеспечения взаимодействия социальной системы с внутриструктурными элементами и внешней средой.
Известно, что основным содержанием процесса управления является выработка, принятие и организация исполнения решений, которые в свою очередь должны иметь соответствующую основу, т.е. сведения и данные о внутреннем состоянии субъекта и объекта управления и внешней среде
Иными словами как процесс управления в целом, так и каждая из его стадий предполагает создание систем (подсистем) информации и соответственного информационного обеспечения.
Рассмотрение различных вопросов, связанных с системой информации и информационным обеспечением управления органами внутренних дел, изначально предполагает определение понятий «информация» вообще и «социальная информация» в частности.
Научное понятие информации охватывает чрезвычайно широкие многообразия взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимозависимых материальных объектов и мыслительных процессов. Отсюда возникают сложности в его однозначном определении. В целом современная наука трактует это понятие, как правило в строго определенном аспекте рассмотрения: социальном, философском, психологическом, кибернетическом и т.д. Именно поэтому, по общему мнению ученых, единое универсальное понятие информации и единая теория информации вряд ли могут существовать, поскольку специалисты различных отраслей науки (философия, биология, технические науки) содержание этого понятия трактуют исходя из своего «отраслевого аспекта видения, и «оказывается для них предметом познания».
Теоретико-методологической основой изучения понятия информации и ее содержательных сторон является теория отражения, согласно которой информация представляет собой специфический отражательный процесс, форму проявления и интегративный результат
Первоначальное понимание информации как сумма сведений, описывающих те или иные факты, относится к 20-м годам 20 века. С развитием технических средств массовых и других коммуникаций (радио, телеграф, телефон и т.п.) и ростом объема передаваемых сообщений появилась необходимость их изменения для улучшения условий передачи. Так появилась математическая теория информации (1948 г.) в которой ее основатели
Отличия аудита, ревизии и внутреннего конроля
... Таблица 2. Сравнение служб внутреннего контроля (аудит и ревизия) Вид внутреннего контроля, положение в организации, основные цели и задачи, периодичность контроля Положение собственников Использование информации, недостатки и преимущества Внутренний аудит, отдел – орган назначаемый руководством ...
К.Шеннон и У.Уивер использовали вероятностные методы для измерения количества информации.
В вероятностной теории под информацией понимались не любые сообщения, которыми оперировали люди непосредственно по техническим каналам связи, а лишь такие, которые уменьшали неопределенность у получателя информации в результате этих сообщений. При этом неопределенность признавалась тогда, когда из-за неполноты информации субъекту управления предстоял выбор одной из двух или большего числа возможностей. Таким образом, выдвинутое Шенноном понятие информации отождествлялось с понятием количества информации и ее вероятности и применялось в ходе использования сведений, содержащих неопределенность.
В 1948 г. Н.Виннер обосновал «информационное введение информации как науки об управлении и связи в живых организмах, общества и машинах.»Информация по определению Н.Винера, это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших чувств.
Понимание информации стало с 60-70 гг. общенаучным, т.е. общим для всех частных наук, а информационный подход превратился в общенаучное средство исследования.
Процесс развития понятия информации в современной науки позволил такие ее характеристики и свойства, как количество, ценность, содержание, достоверность, глубина, полнота, точность, убедительность, новизна, эффективность, оптимальность, оперативность, надежность выразительность, которые находят свое применение в рамках социальной теории. С помощью социальной информации т.е. информации, используемой в социальных системах, становится возможным познать и управлять общественными процессами, действиями людей, оптимизировать общественные, групповые и личностные отношения.
Социальная информация в сфере деятельности органов внутренних дел
- это синтез различных видов экономической , политической, научно-технической, оперативно-служебной и др. информации, используемой в процессе реализации правоохранительных и иных задач, возложенных на МВД.
Таким образом, в управлении органами внутренних дел наиболее широко используется социальная информация, содержание которой может иметь как общий так и специфический характер.
Общий характер содержания социальной информации достаточно подробно раскрыт в управленческой литературе с позиции теории отражения и трактуется как результат и форма проявления отраженного разнообразия внешнего мира (социальных отношений) в сознании субъекта управления. Иными словами, информация может быть представлена как отраженное разнообразие как разнообразие которое отражающий объект содержит об отражении.
Специфический характер содержания социальной информации определяется поставленными перед органами внутренних дел целями и задачами и отражает процессы функционирования и результаты воздействия данной социальной системы как на внутриструктурном уровне, так и на внешнюю среду.
Каждый из видов социальной информации, имея свои подвиды, направленные на узкоспециализированное информационное обеспечение, не может существовать изолировано друг от друга или противопоставляется друг другу. Наоборот, на стадии выработки управленческих решений, каждый из этих условных видов и подвидов социальной информации находится в тесной взаимосвязи и путем взаимодополнения, взаимопроникновения дополняют и помогают субъекту управления составить более глубокое, разнообразное суждение о конкретном объеме управленческого воздействия. В процессе социального управления наиболее часто находит свое выражение информация социологического, криминологического, криминалистического, оперативно-розыскного и т.п. характера. При этом каждый вид информации качественно характеризует какую-либо сторону состояния оперативной обстановки или иного рассматриваемого объекта анализа. Качественная характеристика условий и результатов работы органа внутренних дел, построенная на многофакторном анализе состояния правопорядка, является определяющей в оценке оперативной обстановки и служит основой для принятия конструктивных, научно обоснованных управленческих решений на перспективу.
Методы управления организацией
... в области правовых отношений и быть высококомпетентным психологом и воспитателем. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Экономические методы управления организацией – это совокупность приемов, правил исследования социально–экономических явлений посредством сбора информации, ее ...
В неразрывной связи с качественной стороной анализа негативных и позитивных явлений, процессов и тенденций в состоянии
Таким образом под информацией применительно к деятельности органов внутренних дел можно понимать сведения, сообщения, данные характеризующие состояние и развитие субъекта и объекта управления (с учетом воздействия вышестоящих субъектов управления и внешней среды) т.е. результаты управляющих воздействий на объект управления.
Отсюда следует, что специфическое содержание социальной информации используемой в органах внутренних дел, составляют «сведения, которые отражают состояние преступности и охраны общественного порядка, характеризуют силы и средства органов внутренних дел, способы и методы воздействия на управляемую систему и результаты управляющих воздействий, условия и проявления внешней среды, влияющие на состояние сферы управления и эффективность органов внутренних дел.
К информации об объектах управляющего воздействия относятся
- о преступности и
правонарушениях (уровень,структура, динамика и т.д.); - о контингенте лиц, попавших в сферу управляющего воздействия органов
внутренних дел; - о причинах и условиях, способствующих совершению
преступлений и иных правонарушений.
Как видно приведенный перечень сведений раскрывает лишь основные черты специфики содержания социальной информации, используемой в сфере деятельности органов внутренних дел.
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Социальная информация имеет большое научное и практическое значение для разработки эффективных систем управления органами внутренних дел, формирование стиля и методов планирования, принятия и исполнения решений, контроля и оценки эффективности работы.
Деятельность органов внутренних дел по обеспечению правопорядка, охране прав и законных интересов граждан должна быть социально оцениваемой, что необходимо для реализации управленческих правоохранительных функций в единой и целостной системе. Основное содержание системы составляет «сама деятельность органов внутренних дел по укреплению правопорядка, охране прав и законных интересов граждан, состояние правопорядка (оперативной обстановки в регионе) как часть социальной действительности.
Органы государственного управления как объект административного права
... органов государственного управления как субъектов административного права через их адиминистративно-правовой статус, виды и систему органов исполнительной власти и место органов внутренних дел в этой системе. 1. Понятие и административно-правовой статус органов ... деятельность, т. е. управляющее воздействие и исполнительство полностью совместимы. ... исполнения. Законодатель не в состоянии взять на себя ...