Международные гарантии, информационные права и свободы

Контрольная работа

Основные информационные права и свободы и основания их ограничения

Основные права и свободы граждан в информационной сфере, основываются на принципах свободы информации и запретительном принципе права (все, что не запрещено законом, разрешено).

Объектом правоотношений здесь выступает право на информацию, а субъектами являются любые физические и юридические лица. Во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет право на свободу (ст. 3), право на свободу мысли (ст. 18); право на свободу убеждений и на свободное выражение их. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19).

« Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия..»(Ст. 2).

«Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств» (ст. 12).

«Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.» (ст.27.1).

Так же права и свободы граждан в информационной сфере закреплены в ряде международных документов:

в (ст. 10) Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод указано, что: Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

В Международном пакте о гражданских и политических правах, уточняется, что эти свободы относятся ко всякого рода информации, идеям и способам их распространения; (Ст.17)

1.«Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию.

5 стр., 2449 слов

Проблема свободы человека

... проблемы. Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, ...

2. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

«Статья 19 1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.

2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору. «Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. — М., 2006. — С. 241».

3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц, б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

«Статья 20 1. Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. 2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом».

В (ст. 13) Декларации прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.), где в дополнение к перечисленным правам провозглашена свобода слова.

Эти права и свободы также закреплены в Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.):

  • право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени — ч. 1 ст. 2;право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений — ч. 2 ст. 23;
  • свобода мысли и слова — ч. 1 ст. 29;
  • свобода массовой информации — ч. 5 ст. 29;
  • право на свободу выражения своих мнений и убеждений (никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них) — ч. 3 ст. 29;
  • право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом — ч.

4 ст. 29;

  • право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления — ст. 33;
  • право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды — ст. 42;
  • Свобода всех видов творчества — ч. 1 ст. 44;
  • свобода преподавания — ч. 1 ст. 44;
  • право на доступ к культурным ценностям — ч. 2 ст. 44;

— право на получение квалифицированной юридической помощи — ст. 48. Эти права и свободы личности при своей реализации могут быть ограничены как правами и свободой других лиц, так и по другим основаниям и в случаях, прямо указанным в федеральных законах.

В п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека говорится: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью: обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других (в ст. 12 Декларации перечисляются права и свободы других лиц: личная и семейная жизнь, неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции, честь и репутация); удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». « Права человека (Саблин Д.А.) Оренбург: ОГУ, 2004. — 166 с.»

3 стр., 1137 слов

Глава 1. Общая характеристика конституционно-правового механизма ...

... Чичерин, Г.Ф. Шершеневич и др. Работы отдельных специалистов в области теории государства и права и философии права, посвященные правам человека, их сущности, содержанию, в той или иной степени касались проблем ограничения прав и свобод человека и гражданина. Это ...

Если во Всеобщей декларации прав человека устанавливаются основания для ограничений только в интересах других граждан и общества в целом, то в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 2 ст. 10) наряду с подтверждением ограничения прав только по закону расширяется и уточняется перечень оснований для такого рода ограничений:

  • в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия;
  • в целях предотвращения беспорядков и преступлений;
  • для охраны здоровья и нравственности;
  • для защиты репутации или прав других лиц;
  • для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально;
  • для обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

В п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах выделены следующие основания для ограничений:

  • для уважения прав и репутации других лиц;
  • для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Наряду с этим в ст. 20 устанавливается прямой перечень ограничений: всякая пропаганда войны, всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должны быть запрещены законом. В Декларации прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 2) выделяются следующие основания для ограничений по закону в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе. В ст. 4, 9 и 13 Декларации определен перечень ограничений. Там указано, что информационные права и свободы ограничиваются, если они используются в целях насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны, нарушения неприкосновенности частной жизни, права на уважение и защиту чести и достоинства, тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны. «О.Г.Рмянцев, Основы конституционного строя России,1994г. (208 с.)» Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55) к основаниям для ограничения основных информационных прав и свобод гражданина относит: защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Кроме того, в ст. 56 предусматривается возможность ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия в условиях чрезвычайного положения в соответствии с федеральным конституционным законом.

К прямым ограничениям прав и свобод Конституция (ч. 1 и 2 ст. 23, ч. 1 ст. 24, ч. 2 и 4 ст. 29) относит все случаи, предусмотренные Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Из этого перечня исключено ограничение, связанное с пропагандой классовой ненависти, насилия и войны, с коммерческой и профессиональной тайнами, и дополнительно введены ограничения на использование информационных прав и свобод с целью пропаганды социальной ненависти, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Кроме того, в ст. 51 Конституции закреплено, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. «Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — М., 2005. — С. 472.»

4 стр., 1694 слов

Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации

... органами государственной власти существует организационно- правовая связь. Важнейший принцип системы органов государственной власти - принцип выборности. Этот принцип распространяется на формирование высших представительных органов Российской Федерации ... на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды ...

В ст. 42 закреплено право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое не может быть ограничено. В случае возникновения угрозы жизни и здоровью людей должностные лица обязаны информировать население о ней под страхом привлечения к ответственности (ч. 3 ст. 41).

К такого рода информации, например, относится: информация общего пользования предоставляемая пользователям (потребителям) бесплатно информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении (информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении) — сведения (данные), полученные в результате мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения. (Федеральный закон от 2 мая 1997 г. «Об уничтожении химического оружия»); информация в области работ по хранению, перевозке, уничтожению химического оружия — сведения о состоянии здоровья граждан и объектов окружающей среды в районах размещения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, мероприятиях по обеспечению химической, санитарно-гигиенической, экологической и пожарной безопасности при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также о мерах по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий при выполнении указанных работ, предоставляемые по запросам граждан и юридических лиц, в том числе общественных объединений (Федеральный закон от 2 мая 1997 г. «Об уничтожении химического оружия», ст. 1).

В ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» приведен общий перечень случаев, когда не могут быть отнесены (запрещено относить) к информации с ограниченным доступом следующие сведения:

  • законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
  • документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
  • документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

— документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

33 стр., 16256 слов

Роль органов внутренних дел (милиции) в защите прав, свобод и интересов граждан

... защите прав, свобод и интересов граждан. Целью работы является рассмотреть роль ОВД (милиции) в защите прав, свобод и интересов граждан. Чтобы рассмотреть роль ОВД (милиции) в защите прав, свобод и интересов граждан ... федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом» Конституция Российской ...

В ряде законов, устанавливающих ограничения доступа к информации, также вводится перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен. Эта тенденция получила широкое распространение в подзаконных актах. Так, в Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г., также включен перечень сведений, которые не могут быть отнесены к такой информации: акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов; описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес; порядок рассмотрения и разрешения заявлений, в том числе юридических лиц, рассмотренных в установленном порядке; сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения; документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Это создает опасность замены запретительного принципа права разрешительным, когда основные информационные права и свободы можно будет реализовать только в установленных чиновником случаях. Отсюда вытекает потребность унифицировать перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен в соответствии с единым перечнем видов конфиденциальной информации и, исходя из необходимости минимизации подобных случаев, предусмотреть механизмы обязательного обнародования подпадающих под этот перечень сведений в средствах массовой информации. «Бачило, И.Л. Б32 Информационное право: учебник». Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен:

  • законы (подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются) (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ);
  • любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч.

3 ст. 15 Конституции РФ);

  • информация о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ);
  • достоверная информация о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ);
  • информация о чрезвычайных ситуациях (происшествиях, катастрофах, стихийных бедствиях), угрожающих безопасности и здоровью граждан, их официальных прогнозах;
  • экологическая, метеорологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и иная информация, необходимая для обеспечения безопасности граждан, населенных пунктов, производственных и иных объектов;
  • информация о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
  • информация о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых гражданам, должностным лицам и организациям;
  • информация о состоянии здоровья лиц, отнесенных к категории высших должностных лиц РФ;
  • информация о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц;
  • информация о правовом статусе и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • информация об использовании бюджетных средств;
  • информация о состоянии борьбы с преступностью;
  • документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан;
  • иная информация, ограничение доступа к которой запрещено законодательством РФ.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв- Президентом РФ 09-09-2000 Пр-1895) (2016)

3 стр., 1306 слов

Интеллект человека

... известность тест структуры интеллекта Амтхауэра. Польза практического применения этого теста, точнее знание степени развития тех или иных интеллектуальных возможностей человека, дает возможность оптимизировать взаимодействие руководителя и исполнителя в процессе ...

На сегодняшний день роль информационной сферы в развитии общества имеет большую тенденцию и представляет собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, очень активно влияет на политическую, экономическую и оборонную составляющую России.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы личности, общества и государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, а так же политической, экономической и социальной стабильности.

Одна из основных составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Для достижения этого требуется:

  • повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации;
  • усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации;
  • обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
  • обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;
  • укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;
  • гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;
  • не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;
  • обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 29) каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это положение Конституции РФ, в соответствии со ст. 17 Конвенции о правах ребенка, обеспечивает каждому ребенку возможность доступа к информации и материалам, которые направлены на содействие его социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С другой стороны, любой субъект информационного пространства имеет возможность предоставлять детям любую информацию и материалы, самостоятельно определять их характер и направленность. Такое положение содержит в себе потенциальную возможность нарушения прав детей путем предоставления им информации и материалов, наносящих вред их здоровью и благополучию, физическому, нравственному и психическому развитию. Ситуация усугубляется тем, что ребенок в силу своей физической и умственной незрелости не может в полной мере отдавать отчет своим действиям, «фильтровать» предоставляемую ему информацию, критически воспринимать направленные на него действия других лиц.

5 стр., 2424 слов

Исследование конституционных обязанностей человека и гражданина ...

... разработчиков Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. и Конституции России, ... и многообразия конституционного законодательства Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - № 2. 34. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2002. 35. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. ... обязанности и военной службе" (с изм. и ...

Из анализа описанных документов можно сделать вывод, что информационные права и свободы человека и гражданина закреплены во всех перечисленных документах и одинаковы по своему содержанию, то основания для ограничения зачастую не совпадают между собой.

2. Понятие и сущность международных гарантий обеспечения прав и свобод человека

информационный право свобода международный

Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в открытых, демократических обществах — права и свободы человека считаются самыми важными. В основе этих взглядов лежит либерально-демократическая традиция общественно-политической мысли. «Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма-Инфра-М, 2001.»

Права человека регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом всё более возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во всё более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться государствами, во-вторых, в создании международных органов по контролю за выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.

6 стр., 2806 слов

Понятие, содержание и значение принципа разумного срока в гражданском ...

... за нарушение сроков судопроизводства, необходимо утвердить перечень условий, определяющих защиту прав граждан на разумные сроки судопроизводства. Для этого ... судопроизводства. Для оценки понятия «разумный срок» необходимо изучение и анализ нормативных правовых актов, как национального, так и международного законодательства, которые поспособствовали закреплению в Российской Федерации права ...

В цивилизованном государстве, основанном на подлинно гуманитарных и демократических ценностях, всё более чётко выражается идея о неразрывной связи цивилизованности и прогресса с реальным участием человека в решении политических, экономических и социально-культурных проблем как внутри государства, так и в глобальном мировом масштабе. Составляя приоритет демократического государственного и правового порядка, права человека не только определяют содержание и смысл конкретного политического строя, но и призывают превратить человека из пассивного наблюдателя в активного участника всех событий и действий, происходящих в мире.

В правовом государстве, главной ценностью является человек, его права и свободы. Отсюда вытекает и необходимость в гарантиях соблюдения этих прав не только на уровне государства, но и на международном.

История человечества показала, что права и свободы человека не могут быть ограничены узко национальными рамками, ибо все крупнейшие мировые события накладывают на нее свой отпечаток, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров. Поэтому вполне закономерно, что мировое сообщество пришло к пониманию и осознанию идеи прав и свобод человека и гражданина как важнейшей фундаментальной юридической и философско-правовой проблемы. «Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М.: БЕК, 1996»

2.1 Международные документы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина

По общепризнанному мнению фундамент современного международного права был заложен Уставом ООН. Данное положение также широко признано в международно-правовой доктрине и в официальных кругах. Разумеется Устав ООН появился не на пустом месте. Он опирается на предшествующий опыт регулирования международных отношений. Но главное в том, что его содержание отразило особые условия, сложившиеся в канун победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. В политическом отношении положения Устава ООН отражали новое международное политическое мышление, в основу которого лег принцип сотрудничества. Устав предписывал отказ от доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права и справедливости. Устав порвал с легализацией колониализма, в результате чего, при немалой роли ООН колониальная система была полностью разрушена. Тем самым Устав ООН в корне изменил систему субъектов международно-правовых отношений, сделав ее более демократичной и представительной. Другим прогрессивным достижением ООН является то, что впервые в истории во главу угла был поставлен вопрос значимости и неприкосновенности прав человека и именно отражение этого принципа в Уставе ООН дало стимул для развития целого международно-правового института и свода международно-правовых актов, посвященных данной тематике. «Гаврилов В.В. ООН и права человека. Механизмы создания и осуществления нормативных актов. Владивосток, Изд-во ДВГУ, 1998».

Представители различных народов мира, образовавшие после войны ООН, с горечью отмечали: “Пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества”. Эти слова взяты из Всеобщей декларации прав человека. В ней провозглашены права, которыми обладает каждый член человеческого сообщества. Никакие чрезвычайные обстоятельства (война, общая опасность, разруха), красивые идеи или законы не могут оправдать нарушения прав человека. Всеобщая декларация прав человека была принята ООН 10 декабря 1948 года. Всеобщая декларация была одобрена подавляющим большинством стран мира, только 10 членов ООН проголосовали против нее или воздержались. Это страны, в которых идеи братства и справедливости были забыты. В их число входил и Советский Союз. В 90-х годах Россия включила права человека в свой основной закон — Конституцию. Например ст. 20 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на жизнь». Вот некоторые статьи из Всеобщей декларации прав человека:

6 стр., 2824 слов

Учение В.С. Соловьева о праве и государстве

... права Владимира Соловьева. // Ященко A.C. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. СПб.: Алетейя, 1999. Вахрин В.Г. Учение Вл. Соловьева о государстве и праве. // Жизнь. Безопасность. Экология. - СПб., 2006. № 1. Там же. Вахрин В.Г. Учение Соловьева о государстве. ...

Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.

Статья 7. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона…

Статья 9. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Сегодня Всеобщая Декларация прав человека — это основной международный правовой акт в области прав и свобод человека. И хотя Декларация не создает для государств правовых обязательств, тем не менее она оказывает серьезное влияние на регулирование отношений между государствами, так как на основе ее положений в настоящее время разрабатываются и заключаются все новые международные договоры.

На основании этой Декларации были приняты два обязательных для участников договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международные пакты о правах человека — это договоры, государства- участники которых официально договорились и согласились придерживаться их положений, заключили их с тем, чтобы уважать, гарантировать и принимать меры для полного осуществления широкого спектра прав и свобод человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах принят 16 декабря 1966 года, вступил в силу 23 марта 1976 года. Универсальный международный документ, содержащий каталог прав, включающий в себя все права. Записанные во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Пакт является международным договором и, следовательно, имеет обязательную силу для государств-участников. Пактом создается Комитет по правам человека- один из 7 конвенционных органов ООН, наделенный компетенцией получать и рассматривать доклады от государств-участников, формулировать замечания общего порядка, принимать жалобы от одного государства-участника на другое, а также рассматривать сообщения о нарушении прав человека от отдельных лиц. Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР 18 сентября 1973 года.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах принят16 декабря 1966 года. Пакт вступил в силу 3 января 1976. Ратифицирован в СССР 3 января 1976. В данном Пакте признается, что «согласно Всеобщей декларации прав человека идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами, принимая во внимание, что по Уставу Организации Объединенных Наций государства обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека, принимая во внимание, что каждый отдельный человек, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблюдения прав, признаваемых в настоящем Пакте».

Еще одним важным документом является Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г. и те Протоколы, которые представляют собой дополнительные договоры к Конвенции, своего рода ее продолжение (Протоколы № 1, 4,6 и 7), но не вносят изменений в текст самой Конвенции, занимают центральное место среди договоров Совета Европы, относящихся к правам человека. В принципе участие в Совете Европы не предполагает обязательного участия во всех таких договора. В первом разделе (ст. 2-13) содержатся права и свободы, подлежащие международной защите, а именно:

  • право на жизнь;
  • запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания;
  • запрещение рабства, подневольного состояния и принудительного или обязательного труда;
  • право на свободу и безопасность;
  • право на независимый и беспристрастный суд и демократические процессуальные права;
  • неприкосновенность жилища и тайны переписки;
  • свобода мирных собраний и ассоциаций.

Перечень прав и свобод, закрепленных в Европейской Конвенции по защите прав и свобод человека, расширен следующими протоколами. Первый протокол от 20 марта 1952 г. содержит право собственности, право на образование, обязанность государств-участников периодически проводить свободные выборы при тайном голосовании. Четвертый протокол от 16 сентября 1963 г. расширяет круг прав и обязанностей, предусмотренных Конвенцией и первым протоколом. Это запрещение лишения свободы из-за невозможности выполнения договорных обязательств, право свободно передвигаться по территории страны и свободно избирать место жительства, право покидать любую страну, включая собственную, запрещение изгнания из страны гражданина и безусловного права въезда на территорию страны своего гражданства, запрещение коллективного изгнания иностранцев. Шестой протокол отменяет смертную казнь. Седьмой протокол от 22 ноября 1984 г. устанавливает порядок выписки иностранцев, право обжаловать решения нижестоящих судов в судах высшей инстанции, право на возмещение убытков, причиненных неправомерным наказанием, установление равноправия супругов. Девятый протокол от 6 ноября 1990 г. (вопросы рассмотрения докладов; процедуры подачи петиций, передачи их в Европейский Суд).

Десятый протокол от 25 марта 1992 г. и одиннадцатый протокол от 11 мая 1994 г., вносящие структурные изменения в созданный контрольный механизм.

Конвенция и Протоколы не являются частью Устава Совета Европы. Однако с течением времени сложилась практика, которая, скорее всего, свидетельствует о проявлении обычной нормы, согласно которой участие в Совете Европы должно влечь за собой участие в Конвенции. Вступая в Совет Европы в 1996 году, Россия взяла на себя обязательство подписать и ратифицировать Конвенцию и Протоколы к ней. К настоящему времени, что выполнено через ФЗ от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» за исключением ратификации подписанного Россией Протокола № 6, предусматривающего отмену смертной казни. Статьи Конвенции носят общий характер, но конкретизированы в сотнях дел, что соответственно делает положения Конвенции жизнеспособными и придает им силу — формируется на основе них прецедентное право в области прав человека, так как Европейский суд считает для себя обязательным придерживаться вынесенным решениям в аналогичных делах. Практика показывает, что любой гражданин (независимо от его дееспособности) имеет возможность обратиться в Европейские структуры по защите прав и свобод человека в том случае если он считает, что правительство нарушило его права и свободы, закрепленные в Европейской Конвенции и протоколах к ней с учетом интерпретации их содержания Европейским Судом.

На сегодняшний день существует множество нормативных документов, закрепляющих основные права и свободы. Но ни один из них не может полностью гарантировать их реализацию. Для этого международными организациями был разработан специальный механизм их защиты. «Жарков Б.Н. Права человека в современном мире: проблемы и решения. М.: Изд-во «Знание», 1988.»

2.2 Международный механизм реализации права на международную защиту

Можно сделать некоторые выводы вытекающие, непосредственно из текста Конвенции. Во-первых, согласно ст. 32 только Суд наделен исключительной компетенцией официального толкования положения Конвенции и разъяснять порядок ее применения. Во-вторых, Суд в своем постановлении не только констатирует факт нарушения Конвенции, но и осуществляет толкование отдельных конвенционных положений, применяемых Судом в ходе рассмотрения этого дела. В-третьих, из Конвенции прямо вытекает то, что толкование Конвенции, данное Европейским судом по правам человека, является обязательным для любого государства, являющегося стороной в споре, переданном на рассмотрение суда.

При этом Европейский суд «не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции». Обязательства, которыми могут быть возложены на государство непосредственно решением Европейского суда, сводятся лишь к обязанности выплатить потерпевшей стороне справедливую компенсацию за причинение материального ущерба, морального вреда, а также возместить выигравшей стороне понесенные ей судебные издержки и расходы. Вместе с тем, наряду с выплатой компенсации по ст. 41, государства, в отношении которых принято решение о нарушении ими положений Конвенции, обычно предпринимают меры по устранению таких нарушений, в том числе и путем внесений изменений в законодательство и правоприменительную практику. Надзор за выполнением решений Страсбургского суда осуществляется Комитетом министров Совета Европы (ст. 54 Конвенции), который в принципе уполномочен приостанавливать членство или исключать любого члена Совета, «в случае серьёзных нарушений прав человека» (ст. 3, ст. 8 Устава Совета Европы), в частности — в случае нежелания государства исполнять решения Суда — ст. 52, ст. 53 Конвенции.

Сегодня Россия участвует в целом ряде договорно-правовых актов СЕ. Ратификация Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод дает российском гражданам возможность обращаться в Совет Европы за защитой своих нарушенных прав при условии исчерпания национальных средств защиты. Но возможности российских граждан обращаться в Совет Европы серьезно ограничены довольно сложной процедурой обращения в Европейский суд в Страсбурге и реальными возможностями самого суда по рассмотрению дел. «Бекназар-Юзбашев, Т. Б. Права человека и международное право. — М. : Наука, 1996. — С.64».

Важное место в структуре ООН занимает Международный суд. Он состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованием, предъявляемым в их странах для назначение на высшие судебные должности или являющиеся юристами с признанными авторитетом в области международного права. Судьи избираются Генеральной Ассамблеи и Советом Безопасности на срок в девять лет с правом переизбрания. При этом для избрания Советом Безопасности кандидату достаточно получить в 8 голосов (все прочие решения требуют большинства в 9 голосов).

Кандидатуры для избрания в суд выдвигаются национальными группами членов Постоянной Палаты третейского суда (по 4 члена в каждой группе).

Местопребывание Суда г. Гаага.

В отличие от Европейского Международный суд защищает интересы не конкретного лица, а всех граждан государства в целом. Цель его работы заключается в том, чтобы разрешать споры, возникающие между государствами мирным путем, тем самым защищая его граждан от возможности вооруженного продолжения конфликта.

Помимо судебной, Международный суд осуществляет и консультативную юрисдикцию. Согласно ст.96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут запрашивать у Международного Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Международный суд призван стать одним из ключевых компонентов в стратегии мирного решения споров и разногласий между государствами и обеспечения правопорядка и законности в мире.

Комиссия по правам человека основывает свою деятельность на ст.68 Устава ООН. Она была создана в 1946 г. В настоящее время прилагаются усилия с целью распространить знания о принципах и средствах защиты прав человека среди населения всех стран мира. В этой связи в 1988 г. Комиссия решила развернуть Всемирную кампанию за права человека.

Сессии Комиссии проходят ежегодно в Женеве в течение шести недель с начала февраля до середины марта.

Учреждение института Уполномоченного по правам человека одно из важнейших достижений демократических преобразований .

В России должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт «д» части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

  • рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
  • анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • развитие международного сотрудничества в области прав человека;
  • правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
  • подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;
  • выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
  • направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;
  • обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;
  • обращение в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, а также непосредственно или через представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях;
  • обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;
  • принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
  • анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;
  • информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;
  • направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

В случаях грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заедании Государственной Думы, а также обратиться в Государственную Думу с предложением создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания РФ при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии. Согласно п.п. 1, 2 ст. 33 Федерального закона, по окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство России, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ. Кроме того, по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

Утверждение принципа уважения прав человека и основных свобод для всех — свидетельство универсального политико-правового признания государствами всеобщего значения прав человека как существенного фактора мира, развития норм и дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами. Все больше и больше в нашу жизнь входит принцип, что «защита прав человека и основных свобод — неотъемлемый элемент международных отношений, важное направление деятельности государств и международных организаций».

Многолетняя деятельность ООН, других международных органов и организаций в том числе и регионального уровня показывает, что международная защита прав человека в наши дни состоит в том числе в разработке национальных механизмов по защите прав человека и, самое главное, обеспечению их эффективной работы.

Задача:

Посол государства А. совершил тяжкое преступление в государстве пребывания Б. и дал согласие на привлечение его к уголовной ответственности по законам этой страны. На основании приговора суда государства Б. он был осужден к 10 годам лишения свободы. Государство А заявило протест, обвинив государство Б. в нарушении норм дипломатического права.

Оцените законность действий государства Б. Обоснован ли протест государства А.?

Ответ:

В науке уголовного права выделяют несколько принципов, которые характеризуют действие уголовного закона в пространстве, один из них:

Территориальный принцип — все преступления, совершённые на территории определённого государства, подпадают под действие уголовных законов этого государства. Посольства иностранных государств являются маленькими кусочками стран, владельцев посольства, следовательно, на них законы страны не распространяются. Согласно принципу иммунитета (правило дипломатического иммунитета), послы иностранных государств не могут быть подвергнуты уголовной ответственности, максимум воздействия — депортация из страны.

В нашем случае посол не прав, дав согласие на привлечение его к уголовной ответственности, в свою очередь государство Б, так же не вправе его судить по своим законам.

Я считаю, что протест обоснован, ибо посол обладает дипломатическим иммунитетом, являясь «дипломатическим агентом», согласно статьи 1. Венской Конвенции о Дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)

Далее согласно Статье 29 Венской конвенции 1961 года Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.

Так же ч. 1 ст. 31 Венской конвенции 1961 года, «дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания». Этот иммунитет действует в отношении любой деятельности дипломатического агента.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Венской конвенции 1961 года, совершившего преступление члена дипломатического персонала (или члена его семьи) власти страны пребывания могут объявить persona non grata («нежелательной персоной»).

Такое лицо должно быть отозвано аккредитующим государством. Отзыв дипломатического агента, объявленного persona nоn grata является обязанностью аккредитующего государства.

В противном случае (отказа в отзыве либо истечения «разумного срока» для отзыва) государство вправе не признавать данное лицо сотрудником дипломатического представительства. Следовательно, лицо, объявленное persona non grata и не отзываемое аккредитующим государством, лишается дипломатического иммунитета. В данном случае оно должно нести уголовную ответственность на общих основаниях.

Заключение

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Отдельные ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в точном правовом смысле этого слова возможны лишь в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законом.

Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены пределы пользования основными правами и свободами в соответствии с принципом правового равенства.

Объем прав и свобод не может быть уменьшен без введения чрезвычайного положения в тех случаях, когда они не нарушают принцип правового равенства и когда пользование ими не связано со злоупотреблениями со стороны субъектов этих прав и свобод.

Таким образом, ограничение права человека (гражданина) — это установленные законодательством пределы реализации человеком (гражданином) прав, выражающиеся в запретах, обязанностях, ответственности, существование которых детерминировано необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей и назначением которых является обеспечение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства.

Далее Утверждение принципа уважения прав человека и основных свобод для всех — свидетельство универсального политико-правового признания государствами всеобщего значения прав человека как существенного фактора мира, развития норм и дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами. Все больше и больше в нашу жизнь входит принцип, что «защита прав человека и основных свобод — неотъемлемый элемент международных отношений, важное направление деятельности государств и международных организаций.

Многолетняя деятельность ООН, других международных органов и организаций в том числе и регионального уровня показывает, что международная защита прав человека в наши дни состоит в том числе в разработке национальных механизмов по защите прав человека и, самое главное, обеспечению их эффективной работы.

В результате усилий и мер, предпринятых в ходе международного сотрудничества государств, были выработаны многие рекомендации, решения и договоры о демократических правах и свободах, накоплен определенный опыт международной проверки выполнения государствами своих обязательств в этой гуманной области международных отношений.

Следует иметь в виду, что, как правило, «механизм» проверки или контроля распространяется на государство только в том случае, если оно дало свое согласие на это. Современной международной практике известны различные формы выражения государствами такого добровольного согласия.

Отрадно, что становятся реальностью слова выдающегося российского юриста Г.И. Тункина, сказанные незадолго до его кончины. Он считал появление в современном международном праве института прав человека великим переворотом, так как классическое право считало суверенитет государства непроницаемой границей для международного права. Человек оставался в неограниченном подчинении государству. Лишь современное право, по мнению ученого, «взяло человека под свою защиту» и обязало государство обеспечить права и свободы всем людям, проживающим на его территории. «Тункин, Г. И. Международное право: наследство XX века. — СПб.: Лениздат, 2006».

Только при таком подходе к основным правам и свободам человека и их эффективной защите можно построить правовое государство, ибо само понятие прав человека означает главенство, примат закона, одинаково обязательного для всех граждан того или иного государства, примат международного права над внутригосударственными установлениями, верховенство общечеловеческих ценностей над всеми другими. Но помимо закрепления прав и свобод в таких важных международных документах как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и гражданина, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, необходим еще хорошо налаженный механизм реализации этих прав.

Необходимо разработать ряд мер, направленных на реализацию конституционного права граждан на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, гак как это далеко не автоматический процесс координационным центром в нем мог бы стать Верховный Суд России.

Во-первых, целесообразно признать не только Европейскую Конвенцию, но и решения Европейского Суда источником российского права. Пленум Верховного Суда мог бы стать той нормативной базой, которая позволила бы судам всех уровней в своих решениях ссылаться на Страсбургское прецедентное право. Его использование в практике российских судов позволило бы обезопасить государство от лавины решений Европейского Суда, принятых не в пользу российского правительства.