В мировой юриспруденции термин «источник права» применяется в значении внешней формы объективизации, выражения права или нормативной государственной воли. Современное понимание источников налогового права не вызывает существенных разногласий.
Конституцией РФ
Источник налогового права, должен: устанавливать определенные правила поведения, которые исключают его индивидуализацию по отношению к отдельному субъекту; быть изданным компетентным органом (в основном органами государственной власти); иметь четкое соответствие материальной и процессуальной стороны функционирования налогового механизма Реализация принципов налогового права/под ред. Кучерова И.И.-М.:Юриспруденция, 2012. 543с.
Таким образом, источниками налогового права является форма выражения правотворческой деятельности государства по поводу принятия компетентными государственными органами нормативных актов, устанавливающих нормы налогового права. Источники налогового права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права.
- формальная определенность;
- общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;
— законность, заключающаяся в наличии юридической силы, т. е. источник налогового права должен быть издан в пределах компетенции соответствующим государственным или муниципальным органом, соответствовать актам вышестоящих органов, надлежащим образом опубликован (обнародован) Миляков Н. В, Налоговое право.—М:Инфра-М, 2013.-256с.
Вместе с тем источники налогового права имеют свои характерные черты, отличающие их от совокупностей нормативноправовых актов, регулирующих иные отрасли (подотрасли) права.
Конституции РФ
Однако отсутствие возможности принятия нормативного правового акта о налогах и сборах всенародным голосованием не означает малозначительности налогового законодательства. Напротив, обсуждение на референдуме неоправданно усложнило бы налоговый процесс, сделало его весьма дорогостоящим. Обсуждение проектов налоговых законов осуществляется через средства массовой информации, а принятие осуществляется парламентом, т. е. посредством представительной демократии.
Н. И. Налоговое
Система источников налогового права включает множество элементов, представляющих собой нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения. Источником налогового права может считаться нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Понятие, предмет, методы, принципы, нормы, источники и система налогового права
... находит выражение тот правовой режим, в рамках которого должна действовать налоговая система. Материальные нормы налогового права определяют основы взаимодействия налогоплательщиков и органов управления в налоговой сфере - Процессуальные нормы налогового права регламентируют государственное управление и связанные ...
Содержанием источников налогового права являются правовые нормы, регулирующие вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.
1) они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления; в результате осуществления государством и органами местного самоуправления правотворческой функции и образуются источники налогового права;
2) они представляют собой форму существования налоговых норм, т. е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях; форма источника налогового права содержит знания о действующем законодательстве, регулирующем налоги и сборы.
С. Н. Бочарова
В налоговом праве определяющую роль играют внутригосударственные (национальные) источники. К ним относят законы, подзаконные правовые акты, судебную практику (решения органов конституционной юстиции и акты иных судебных органов), правовой обычай.
Определенное влияние на налоговые отношения оказывает и юридическая доктрина — научные труды и теории в области налогового права. Однако необходимо рассматривать ее не как самостоятельный источник права, а как одну из основ развития иных источников налогового права.
Международно-правовые источники налогового права представлены двухи многосторонними договорами, соглашениями, затрагивающими различные аспекты налогообложения. Системе источников налогового права свойственно единство, основой которого служат отношения субординации ее элементов. Субординация исключает конкуренцию различных источников в регулировании одного и того же аспекта налогообложения. Она основана на принципе законности: соответствии всех норм налогового права основным принципам налогообложения, закрепленным или вытекающим из Конституции; соответствия подзаконных нормативных актов законам.
в Конституции РФ
Крохина Ю А
Налоги и сборы следует считать «законно установленными» при наличии как минимум следующих условий. Во-первых, как уже отмечено, федеральные налоги и сборы должны быть установлены федеральным законодательным органом, а региональные и местные налоги и сборы — соответствующими представительными органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
Во-вторых, они должны быть установлены в надлежащей форме — федеральным законом субъекта Федерации, актом представительного органа местного самоуправления.
Конституцией РФ
в Конституции РФ
Налоговый кодекс Российской Федерации установил, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 6, 7 ст. 3 НК РФ).
Налоговое право в системе российского права
... и внешней торговле. Полагаем, что в современных рыночных условиях налоговое право следует признать подотраслью финансового права, формируемой в комплексную отрасль российского законодательства. 2.2. Проблемы определения места налогового права в системе российского права В рамках этих правоотношений государство ...
Налоговый кодекс Российской Федерации относится к общим налоговым кодексам. Общие налоговые кодексы содержат материальные и процессуальные нормы, регламентирующие налогообложение в целом. Такими кодексами регулируются основы взимания налогов, права и обязанности налогоплательщиков, структура и правовой статус налоговых органов, процедуры исчисления и уплаты налогов, порядок контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, обжалование действий и решений налоговых органов и их должностных лиц, ответственность за нарушения налогового законодательства. Налоговый кодекс Российской Федерации — основа налогового законодательства РФ.
Н. С. Налоговое, И. А. Подзаконные
Конечно, совсем обойтись при налогообложении без подзаконных нормативных актов невозможно. Это объясняется рядом причин Крохина Ю, А. Налоговое право.-М.:Юнити, 2012.-487с. Во-первых, некоторые вопросы налогообложения требуют достаточно оперативного решения, что не обеспечивается законодательной процедурой. Во-вторых, решение ряда проблем, имеющих технический характер, целесообразно поручить специализированным ведомствам, а не «загромождать» ими закон. Втретьих, поскольку налогообложению присуща и регулирующая функция, решение некоторых вопросов может быть отнесено к компетенции органа, ответственного за проведение социальной и экономической политики в той или иной области. Налоговый кодекс Российской Федерации не включает подзаконные нормативные акты в состав законодательства о налогах и сборах, отводит им исключительно подчиненную роль.
Выделяют две категории подзаконных нормативных актов — источников налогового права: акты, принятые на основе законодательного делегирования, и акты, издаваемые в развитие законов и имеющие целью обеспечить их выполнение. Обе категории подзаконных актов издаются на основании и в соответствии с законодательством, не могут противоречить ему, изменять его или дополнять.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления и органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
НК РФ не предусматривает никаких специальных мер парламентского контроля в отношении актов, принятых на основе делегированных полномочий. Эти акты вступают в действие без какого-либо их одобрения Федеральным Собранием Российской Федерации.
И. И. Кучеров, Конституция РФ
Необходимо учитывать, что информационные письма не являются источником права, на них нельзя ссылаться в качестве обоснования прав, обязанностей и ответственности спорящих сторон. Однако содержащаяся в них информация, безусловно; является авторитетной, выражающей правоприменительную политику высшей судебной инстанции.
Налоговая система Российской Федерации
... принципов построения налоговой системы, ее сущности, функций и правовых основ. Вторая глава – структуре налоговой системы и видам ответственности за нарушение налогового законодательства. Третья глава раскрывает виды систем налогообложения, существующие на территории Российской Федерации. налоговая система законодательство Глава ...
Конституция РФ, Конституции РФ
Непосредственному применению эти акты не подлежат, содержащиеся в них принципы реализуются во внутреннем законодательстве.
Собственно налоговые соглашения. Это двухили многосторонние соглашения заключаются в целях избежания двойного налогообложения, недискриминации налогоплательщиков, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории зарубежных стран, предотвращения уклонений от налогообложения. В этой группе можно выделить три подгруппы. 1. Общие налоговые соглашения (конвенции).
Они охватывают все вопросы, относящиеся к взаимоотношению государств по линии прямых налогов (налогов на доходы и на имущество) или косвенных налогов (например, таможенных тарифов).
2. Ограниченные налоговые соглашения. Они посвящены либо отдельным налогам (например, соглашения о налогах на наследства, о налогах по социальному страхованию), либо налогообложению отдельных видов деятельности (например, соглашения об устранении двойного налогообложения морских и воздушных перевозок и т. п. ).
3. Соглашения об оказании административной помощи по налоговым делам. Эти соглашения заключаются между налоговыми органами различных стран в целях обмена информацией, усиления налогового контроля и т. п.
3. Третью группу составляют различные международные соглашения, которые наряду с другими вопросами рассматривают вопросы налогового права.
Особую подгруппу составляют договоры международных организаций и стран их базирования. Для разрешения межгосударственных экономических споров могут создаваться и специальные организации. Пример — Экономический Суд Содружества Независимых Государств. Он действует на основе Соглашения от 6 июля 1992 г. о статусе Экономического Суда СНГ в соответствии с Положением об этом Суде и его регламентом.
налоговый процедурный акт кодекс
Задание 2
Гражданин А.П.С. является участником ООО «Звездочка»» и ежеквартально получает дивиденды, выплачиваемые обществом. Иных источников дохода у А.П.С. нет. В текущем году А.П.С. купил квартиру стоимостью 2 млн. рублей и подал документы в налоговый орган по месту учета о предоставлении ему имущественного налогового вычета.
Какое решение должны вынести налоговые органы? Ответ обоснуйте.
Налоговые органы откажут в предоставлении вычета.
В соответствии с п. 2 статьи 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 — 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В соответствии с п. 1 статьи 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Однако доходы, получаемые А.П.С. облагаются по другой ставке в соответствии с п. 4 ст. 224 НК РФ: налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
Методика расчета налоговых обязательств
... налоговое поле и рассчитаем налоговые обязательства. При обычной системе налогообложения ... 91 «Прочие доходы и расходы» 73 «Расчеты с персоналом ... системе налогообложения. Условно разделим трудовые соглашения на трудовые соглашения и ... налогообложения прибыли, соответственно, не являются объектом налогообложения ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование на основании абз. 2 п. 3 ст. ...
А пункт 4 статьи 210 гласит: для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218 — 221 настоящего Кодекса, не применяются.
Таким образом, предоставление вычетов возможно лишь с налогообложения доходов, облагаемых по правила п. 1 ст.224. (т.е. 13%).
Задание 3
Укажите, какой нормативно-правовой акт содержит определение перечисленных ниже правовых терминов. Дайте их нормативное определение:
- объект налогообложения. Часть первая статьи 38 НК РФ.
Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения
- учетная политика для целей налогообложения — определение дано в статье 11 НК РФ.
учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;
- взаимозависимые лица для целей налогообложения
В отношении физических лиц понятие определено пп.10 и пп.11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ: Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению (пп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
Физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный (пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
В отношении юридических лиц:
Одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25% (пп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)
Одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25% (пп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)
Единоличные исполнительные органы либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этих организаций назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)
Более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этих организаций составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) (пп. 6 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)
Полномочия единоличного исполнительного органа в этих организациях осуществляет одно и то же лицо (пп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)
Нормативные правовые акты:
от 05.02.2014
ФЗ от 29.12.2014
Специальная и научная литература:
Особенности налогообложения иностранных лиц
... и перечислен в бюджет налоговым агентом. 3 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ЛИЦ – НЕРЕЗИДЕНТОВ РФ Иностранные граждане, получающие доходы в Российской Федерации, являются плательщиками налога на доходы физических лиц. Причем физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, уплачивают ...
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/istochniki-nalogovogo-prava-3/
А. Н. Значение, Н. С. Налоговое, Н. И. Налоговое, Крохина Ю А, В. Е. Международные, И. И. Налоговое
7. Миляков Н. В, Налоговое право.—М:Инфра-М, 2013.-256с.
С. Н. Бочарова, Парыгина В. А.
10. Реализация принципов налогового права/под ред. Кучерова И.И.-М.: Юриспруденция, 2012. 543с.
-ur