Рассматриваются и другие предположения в отношении обстоятельств, которые возможно являются причинами высокой коррупции:
- низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором;
- государственное регулирование экономики;
- зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определённые услуги;
- оторванность бюрократической элиты от народа;
- экономическая нестабильность, инфляция;
- этническая неоднородность населения;
- низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения);
- культура страны в целом.
На сегодняшний день не существует единого мнения касательно подтверждения данных гипотез.Так, повышение заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором не приводит к немедленному снижению коррупции. С другой стороны, это способствует постепенному повышению уровня квалификации бюрократии и в долгосрочной перспективе имеет позитивный эффект. В странах с наиболее низким уровнем коррупции зарплата чиновников в 3—7 раз превышает заработки в производственном секторе.Одним из наиболее спорных вопросов является роль государственного регулирования рынков и государства как монополиста. Сторонники свободного рынка указывают, что уменьшение роли государства и рост конкуренции способствуют снижению коррупции, поскольку тем самым снижается объём необходимых дискреционных властных полномочий и сокращаются возможности добиться преимущественного положения на рынке посредством протекционного регулирования, а следовательно, возможности для поиска ренты.
Действительно, для всех стран с низкой коррупцией характерна относительно свободная экономика. Наоборот, плановая экономика, характеризующаяся монопольной властью чиновников и поддерживающая цены на уровне ниже рыночных, порождает стимулы для взяточничества как средства получения дефицитных товаров и услуг.Существует также ряд возражений данному аргументу. Во-первых, частный сектор не всегда в состоянии предложить удовлетворительное решение проблем, и в таких случаях большинство людей считает оправданным вмешательство государства. Это, в свою очередь, создаёт предпосылки для недобросовестного надзора и сбора государственной ренты. Таким образом, полное избавление от коррупции оказывается невозможным даже в открытой экономике. Во-вторых, процесс экономической либерализации осуществляется правительством, и поэтому по своей сути также является активным вмешательством в экономику (которое вдобавок может сопровождаться созданием источников коррупционного обогащения на приватизации).
Деструктивное влияние коррупции на экономику. Борьба с коррупций ...
... чиновникам. Крайне слабо осознаются негативные последствия коррупции, что, естественно, усугубляет терпимое отношение к ней. Несомненно, что коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни. Итак, подводим итоги… Экономические ... коррупции) на 2,4 балла снижает темп страны примерно на ... уровень коррупции был многократно превзойден, это привело к низкому ... Как следствие: государство теряет ...
Поэтому на практике начальный период либерализации нередко характеризуется противоположным эффектом — всплеском коррупции. В-третьих, исследования показывают отсутствие зависимости уровня коррупции при либерально-демократической политической системе от того, придерживается ли руководство страны неолиберальной или социал-демократической идеологии. Более того, во многих странах с низкой коррупцией относительно большие налоги и государственные расходы (Канада, Нидерланды, Скандинавия).
Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности
6.В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:
-Нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции.
- Влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ.
- Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества.
- Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных «накладных расходов» в результате чего страдает потребитель.
-Является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.
В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся
— Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.
-Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране.
Гражданское общество и правовое государство
... прав человека, решительно отвергались узурпация публичной политической власти и ее безответственность перед людьми и обществом. Естественно, при всей новизне эти идеи и концепции правового государства, разработанные прогрессивными мыслителями - голландским правоведом Г. ...
- Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.
В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в
- Коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок.
- Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, превращаются в «пятую колонну» и способствуют предательству интересов национальной безопасности страны.
- Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции.
- Коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства — диктатуре.
7.Для борьбы с коррупцией прежде всего необходимо оздоровление общественной жизни в целом:
— Отказ государства от заведомо неисполнимых обещаний, включая стопроцентное и своевременное исполнение бюджета, и по всем расходным статьям, а не по общей сумме расходов в течение года. Только в этом случае удастся создать гарантию того, что бюджетополучателю не нужно будет идти на поклон к конкретному чиновнику и быть полностью в его власти. Необходимо срочно принять законы, по которым многие функции государства по принятию решений (но не их исполнению!) — те, которые оно не умеет исполнять, — делегируются профессиональным сообществам, саморегулируемым организациям, которые выполняют их намного эффективнее.
- Укрепление и развитие добросовестной конкуренции, включая усиление борьбы не с самими монополиями, а лишь со злоупотреблениями с их стороны своим монопольным положением.
— Создание благоприятных правохозяйственных условий для деловой и инвестиционной активности, включая совершенствование налоговой системы и существенное сужение числа видов деятельности, основанных на разрешительном, а не уведомительном принципе, прежде всего, в малом и среднем бизнесе.
— Создание действенных механизмов защиты института частной собственности как ключевого элемента общественной стабильности. Обеспечение реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров.
В частности, представляется совершенно необходимой декриминализация процедур банкротств путем усиления контролирующей роли государственных органов
Слабость судебной системы – одна из основных проблем переходного периода. Система тотального партийного надзора приучала людей искать защиты в партийных организациях, а не в судах (последнее считалось почти неприличным).
После распада этой системы на ее месте образовалась правовая брешь, незаполненная до сих пор.
Исполнительная власть в системе государственного управления
... непосредственно реализуются его цели. Государственное управление осуществляется системой специальных субъектов управления, и поскольку эта система иерархична, закономерен интерес к каждому ее звену. Предметом рассмотрения в работе является исполнительная власть Республики Беларусь, представляющая собой ...
Сейчас в Украине слабость судебной системы проявляется в том, что:
- бюджет и исполнительная власть плохо обеспечивают содержание судей и деятельность судов;
- слабо исполняются судебные решения;
- низка пропускная способность арбитражных судов, а значит, резко увеличиваются сроки рассмотрения дел в них, что нередко парализует коммерческую деятельность;
- не хватает квалифицированных кадров, соответствующих требованиям новых экономических условий.
- В противостоянии коррупции практически не используется серьезный потенциал гражданского судопроизводства.
— Отсутствие административной юстиции не позволяет освободить уголовное и гражданское судопроизводство от дел по рассмотрению административных нарушений, что затрудняет решение множества задач именно в той сфере, которая смыкается с коррупцией.
Проведение судебной реформы, направленной на достижение следующих основных целей:
- создание механизмов исполнения судебных решений;
- создание системы независимого контроля их качества;
- реализацию программ защиты судей, потерпевших и свидетелей.
Органы судебной власти должны быть абсолютно независимы от органов исполнительной власти — в том числе, в нынешней украинской системе власти — и от президента как фактического главы исполнительной власти.
Не только органы прокуратуры, но и контрольно-счетные органы, депутаты и, более того, сами граждане должны иметь неограниченное право выступать в судах с исками в защиту интересов общества и государства, в том числе о признании незаконными
Неразвитость правового сознания населения порождена той же причиной – укорененной при советском режиме системой партийного квазиправа. Помимо слабого исполнения законов и иных норм, помимо отсутствия культуры и традиции использования права гражданами, проявляются и другие эффекты: в частности, пониженный правовой иммунитет приводит к тому, что практически отсутствует массовое сопротивление “низовой” коррупции.
Традиция подчинения чиновников не закону, а инструкции и начальнику имеет в Украине корни более древние, чем 70 лет коммунистического режима. Это приводит к тому, что попытки правового регулирования вязнут в старой бюрократической системе, продолжающей работать по своим собственным законам, установленным несколько столетий тому назад. Следовательно, любая антикоррупционная программа в Украине должна быть сопряжена с коренным реформированием системы государственной службы.
Представляется целесообразным введение административной юстиции как отдельного вида судопроизводства, позволяющего гражданину эффективно защищать свои права и законные интересы, нарушенные чиновничьим произволом.
Если каждый человек в Украине
- Государство должно осознать свою ответственность за исполнение законов. В частности:
— По многим из приватизационных аукционов закончились сроки, в течение которых инвесторы должны были вложить деньги в предприятия, но инвестиций нет. С точки зрения закона о приватизации, такие предприятия должны вновь перейти по судебной процедуре в руки государства, либо должны быть предусмотрены соответствующие процедуры, которые распространяются на часть этого пакета.
Коррупция ее причины и пути устранения
... государственной политики по противодействию коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органахместного ... страны в Европе досталось Украине. Безусловно, бороться с коррупцией можно только законным порядком. ... работы по борьбе с коррупцией, должностными преступлениями и задачах по обеспечению собственной безопасности таможенных органов ...
— Доходы от аренды составляют крупные суммы и на государственном, и на региональном уровнях. Государственная собственность часто вопреки закону сдается коммерческим организациям в субаренду. Государство теряет колоссальные деньги, и ясно, что это серьезная питательная среда для тех или иных «договоренностей» по всей вертикали власти. А если бы государственные органы следовали процедурам, четко установленным законом, то уже одно это само по себе способно было бы очень серьезно «очистить» ситуацию именно с точки зрения упорядочения финансовых потоков.
— Привычная ориентированность правоохранительных органов и их представителей на защиту исключительно “интересов государства” и “общенародной собственности” – типично украинская проблема. Защита прав и интересов граждан, в том числе – частных собственников, еще не стала центральной задачей. В итоге предприниматели, не находя защиты в сфере права, ищут ее в сфере свободной купли-продажи незаконных услуг чиновников.
Правоохранительные органы должны в полном объеме использовать возможности борьбы с коррупцией, предоставляемые им действующим Уголовным кодексом в части деяний, в которых проявляются
8.Здоровые силы Украины не одиноки в своей борьбе с коррупцией. Еще в середине 90-х гг. мировое сообщество осознало, что в условиях формирования глобального финансового рынка криминальные деньги могут стать фактором дестабилизации не только развивающихся, но уже и развитых экономик. И этот фактор в последние годы в значительной степени учитывается западными странами.Бесплодная антикоррупционная кампания, предпринимаемая исключительно в целях приобретения каким-либо политиком или какой-нибудь партией дополнительного кусочка власти, еще больше усугубит и без того критическое разочарование граждан в нынешнем политическом истеблишменте. Будет окончательно подорвано доверие людей к нынешней политической системе. Понятия “демократия” и “коррупция” сольются. Но беда не только в том, что очередная кампания захлебнется. Будет крайне опасно, если борьба с коррупцией сведется к борьбе с коррупционерами. Ведь даже довольно “подкованные” политики в Украине убеждены, что борьба с коррупцией сводится к претворению в жизнь одного лозунга: “Вор должен сидеть в тюрьме”. Трудно оспаривать этот тезис. Несомненно, если мы хотим победить коррупцию, то эта сфера деятельности должна быть зоной повышенного риска. Но мировая практика и опыт нашей собственной истории настойчиво напоминают: если ограничиваться только борьбой с коррупционерами, то место тех, кто попадает на нары, быстро занимают новые энтузиасты, более решительные и изощренные. Это как с тараканами: чем больше их моришь, тем более крепкая порода выводится. Если хотите победить тараканов, не сорите на кухне. Точно так же и с коррупцией: чтобы ее победить, надо искоренять условия, ее порождающие. Политики, утверждающие, что они победят коррупцию, пересажав всех коррупционеров, обманывают граждан. Подобная пропаганда – коррумпирование, разложение общественного сознания: политик покупает голоса избирателей за сладкую ложь, которой он одурманивает людей. Борьба с коррупцией – это не разовая кампания. Это постоянная часть государственной политики, которая должна пронизывать всю законодательную, административную и правоохранительную деятельность даже тогда, когда власть с полным на то основанием может сказать: “У нас в стране коррупции практически нет”. Это связано с изменением мотиваций под действием коррупции, которая превращает значимые элементы государства в принципиально антигосударственные силы, ориентирующиеся зачастую на зарубежные интересы. Наряду с проблемой наркомафии это стало одной из причин активизации борьбы с международной преступностью и коррупцией. Проблема «К» была запретной для обсуждения в наиболее престижных международных организациях еще 5 лет тому назад. Сейчас положение кардинально изменилось. В этой борьбе развитые страны сделали не просто шаг, а прыжок навстречу Украине и другим постсоветским республикам. Одной из ключевых причин стало осознание «большой семеркой» невозможности борьбы с мировой организованной преступностью без их активного участия. В частности, по имеющейся информации, был зафиксирован «кругооборот» СНГ-ских капиталов. Уходя из Украины, России, Казахстана и других стран СНГ в США и Западную Европу, они шли затем в «золотой» или «серебряный» «треугольники» (территории в Юго-Восточной Азии и Колумбии, производящие соответственно опиум и кокаин), оттуда — в Гонконг и Японию, а затем возвращались в основном в Европу, увеличившись по пути в два раза. В результате на каждый доллар, вышедший из стран СНГ, приходилось два наркодоллара, вернувшихся в развитые страны — со всем грузом криминальных, социальных и политических проблем. Таким образом, несмотря на самолюбивые заявления украинских представителей, сотрудничество с Украиной возможно не только из-за своего политического, стратегического и экономического значения, но и из-за криминального значения для вовлечения в совместную борьбу с оргпреступностью. К сожалению, Украина, не исключено, упустила свой шанс, зазнавшись и забыв о некоторых целях ее международного сотрудничества. Ее официальные представители, убаюкав общество сладкими речами о его мнимой экономической значимости, использовали нежданно полученный плацдарм не столько для борьбы с коррупцией, сколько для выколачивания из Запада экономической помощи. В результате авансы, полученный Украиной, так и не был отработаны — и это стало одной из причин жесткости международных коррупционных скандалов (Лазаренко, Волков, Кириченко, дело НБУ, «Бласко»), принимающего порой и прямо антиукраинский характер. При этом предполагается перенос акцентов помощи международных финансовых организаций с правительства Украины на «реформаторски настроенные» регионы. Для Украины есть только один выход: играть по правилам. В цивилизованном мире подробно и гласно анализируют все обвинения, обязательно исправляя недостатки (они есть у всех) и обязательно карая за клевету. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы превратить антиукраинское шоу в триумф международного сотрудничества. Для этого нужно перехватить инициативу — энергично взяться за расследование, самим став его главным мотором, имея в виду признание выявленных реальных фактов. Принцип должен быть прост: война против криминала и коррупции должна стать войной не против Украины, а за нее, за ее оздоровление, за ее будущее. И в этой борьбе все должны сделать только одно — встать плечом к плечу против общего противника — коррупции, которая, по Радищеву, «чудище обло, озорно, стозевно и лаяй». Это возможно, если руководство Украины очистит себя. Сегодня его продолжающаяся пассивность вызывает новые опасения. Сейчас во многих развитых странах Европы уже идет выявление и блокирование «нечистых денег», идет выявление реальных собственников престижной недвижимости. В Украине об этом практически молчат, усугубляя тем самым поражение в «информационной войне», продолжая подрывать свою репутацию.
Понятие организованной преступности и коррупции
... преступность столь же стара, как и цивилизация. Однако организованная преступность ... (за счет коррупции чиновников и обычных служащих), ... и экономических реформ, Украина попала в область хаоса, разделяющую старый социально-экономический порядок и ... и расширение своих позиций в конкурентной борьбе ... и неглубоко. Представим, что в течение нескольких лет эти причины будут устранены. Но инерция организованной ...