Судебная власть в государстве

Судебная власть имеет определенные формы и определенную организацию. Форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население это государственная власть. Она осуществляет организованное воздействие на сознание и поведение людей с помощью различного рода средств, направленное на достижение общественно-значимых целей права, авторитета, воли, убеждения или принуждения. Власть всегда выражена в официальных формах. Одно из проявлений общего понятия власти и понятия государственной власти, в частности, судебная власть. Что же понимается под судебной властью?

Судебная власть — это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства 1.

Анализируя понятие “судебная власть” К. Ф. Гуценко пишет: “Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как государственному органу… властью является то, что данный орган может и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но не исполнитель”. В. И. Швецов считает, что, “исходя из семантики слова, “власть” следует понимать не как орган или систему органов, ее осуществляющих, а как право, основанную на законе возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий”.

РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Следовательно, судебную власть следует рассматривать как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от любых посягательств на конституционный строй, политическую и экономическую системы, права и законные интересы граждан, государственных органов и других организаций 2.

Структура судебной власти состоит из трех ветвей: это Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ и арбитражные суды. Закон о судебной системе определил и суды субъектов Российской Федерации, отнеся к ним конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировых судей.

По процессуальной компетенции суды подразделяются на: суды первой инстанции; суды второй (кассационной) инстанции; суды надзорной инстанции.

4 стр., 1773 слов

Назначение уголовного судопроизводства (2)

... обязано вести государство, все его органы и ветви власти в формах и пределах их компетенции и конкретных задач. Конечно, суд, судебная система - это не орган борьбы с преступностью. ... предлагается с точки зрения эффективности уголовного судопроизводства целесообразным в ч. 1 ст. 6 УПК РФ, в п. 1, закрепить в качестве назначения уголовного судопроизводства «1) быстрое и полное раскрытие преступлений, ...

Процессуальный порядок рассмотрения тех или иных дел устанавливается следующими основными законами: Федеральным Конституционным законом РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации, УПК, ГПК, АПК Российской Федерации, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объект исследования — судебная власть. Предмет исследования — судебная власть в государстве.

Цель курсовой работы — мы попытаемся рассмотреть роль судебной реформы в Российском государстве и определим проблемы судебной власти в современной России с помощью различных источников и литературы. Выделим основные проблемы современной судебной реформы и механизмы их разрешения, проанализировать ближайшие и перспективные задачи судебной реформы. Задачи исследования вытекают из поставленной цели и для этого необходимо точно знать основы, фундамент, на котором базируется идея судебного контроля, проведем анализ нормативных актов и литературы по теме и сделаем соответствующие выводы.

судебный власть юрисдикция реформа

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВОСУДИЯ

1.1 Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями государственной власти. Разделение властей

В соответствии с теорией разделения властей судебная власть — одна из трех основных ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть», Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», другими федеральными конституционными и федеральными законами Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» 1.

Принцип разделения властей — фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации. Суть его в том, что демократический правовой режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующими органами государственной власти. Таким образом, Конституцией РФ признано, что судебная власть является одним из видов государственной власти.

Однако самостоятельность и независимость судебной власти в известном смысле относительны. Таковой она должна быть только во взаимоотношениях с другими ветвями власти. По отношению к народу судебная власть, будучи частью государственной власти, своим происхождением обязана народу, являющемуся единственным источником любой власти, не должна быть самостоятельной. В этой связи существует необходимость взаимодействия трех видов государственной власти как равновесных, но подчиненных власти народа, призванных обеспечивать и оберегать власть народа.

1.2 Признаки судебной власти

Судебная власть характеризуется следующими основными признаками:

1. Судебная власть — вид государственной власти. Она одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.

2 стр., 816 слов

Преступления против государственной власти, интересов государственной ...

... характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Глава 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" включена в разд. X "Преступления против государственной власти" УК ...

2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами — судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд — орган государственной власти, который создается и упраздняется только в соответствии с Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда. Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

3. Исключительность судебной власти — признак, тесно связанный с названным выше. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Так, только суд может признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию. Законодательный императив не допускает выбора иного варианта действий: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом статья 14 УПК РФ.

4. Судебная власть едина, вследствие чего установлено единство судебной системы страны. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Конституция РФ запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов, в том числе и в условиях чрезвычайного и военного положения 1.

5. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий суды подчиняются только Конституции РФ и закону ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона о судебной системе. Никто не вправе давать судьям указания, как разрешить то или иное конкретное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность. Одновременно с этим независимость судебной власти означает, что судьи не имеют права подчиняться чьему-либо мнению и обязаны противостоять попыткам такого воздействия, должны обладать высокими нравственными качествами, хранить верность закону 2.

Самостоятельность судебной власти означает, что судебная власть неделима, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в какую-либо другую государственную структуру; организационно они никому не подчинены. Взаимодействие судов с другими ветвями государственной власти осуществляется в рамках закона, гарантирующего независимость судей и выделившего суды в самостоятельную, обособленную систему.

6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе. Судопроизводство — это форма реализации судебной власти. В более узком смысле под судопроизводством понимают порядок рассмотрения дел судами. В соответствии с законом ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного — разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; гражданского — рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административного — рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях; уголовного — досудебного и судебного производства по уголовному делу. Разновидностью гражданского и административного судопроизводства, исходя из ст. 127 Конституции РФ, является арбитражное судопроизводство — разрешение экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. 1

4 стр., 1698 слов

Судебная власть в Республике Беларусь (2)

... Главной функцией всякого суда является осуществление правосудия. Однако как органы судебной власти суды общей юрисдикции, наравне с правосудием, выполняют и ... власти - судебной, всех ее подсистем и на всех уровнях. Конституция Республики Беларусь признает за органами судебной власти право действовать самостоятельно и независимо от других ветвей государственной власти. Независимая судебная власть ...

7. Процессуальный порядок деятельности — еще один важный признак судебной власти. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданское, уголовное и арбитражное — по правилам, установленным соответственно ГПК РФ, УПК РФ и АПК РФ. По делам об административных правонарушениях процессуальный порядок деятельности определяется КоАП РФ . 2

Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры, важная гарантия законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.

8. Подзаконность судебной власти означает, что она действует в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону статья 120 Конституции РФ, ч. 1, 2 статья 5 Закона о судебной системе.

Подзаконность судебной власти распространяется на правосудие, конституционный и судебный контроль, толкование законов и других нормативных правовых актов и т. д., а также на все без исключения органы, ее представляющие.

9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Это означает, что решения суда имеют властный характер и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории государства. Их неисполнение влечет ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ. Реализация судебных решений составляет функцию органов исполнительной власти, прежде всего Минюста России. Эти органы наделены правом применять принудительные меры (привод, наложение ареста на имущество, арест ценных бумаг и т.) с целью реализации судебных решений.

Если иметь в виду, что ч. 5 ст. 32 Конституции РФ предусматривает право граждан участвовать в отправлении правосудия, то можно отметить и такое свойство судебной власти, как участие представителей народа в ее осуществлении. Участвуя в отправлении правосудия, граждане участвуют и в осуществлении судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить присяжные и арбитражные заседатели.

Таким образом, структура судебной власти состоит из трех ветвей: это Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ и арбитражные суды. Закон о судебной системе определил и суды субъектов Российской Федерации, отнеся к ним конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировых судей.

4 стр., 1883 слов

Судебная система Украины

... системе судов общей юрисдикции принадлежат: местные суды; апелляционные суды; высшие специализированные суды; Верховный суд. Судебная система общих судов 1) местные суды района, района в городе, горрайонные и городские; 2) апелляционные суды; 3) высшие специализированные суды; 4) Верховный Суд Украины. специализированными судами в системе судов общей юрисдикции Система ...

2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ. ВЕТВИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Судебная власть осуществляется специально учреждаемым государственным органом — судом. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». В юридическом значении суд — это орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел в порядке, установленном процессуальным законом. В соответствии с Конституцией РФ суд — единственный орган, который вправе осуществлять особую функцию государственной власти — правосудие. 1

В соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе в настоящее время существует три системы судов: Конституционный Суд РФ, суды общей компетенции (юрисдикции), арбитражные суды.

Кроме того, арбитражи могут создаваться на самодеятельных началах, выбираться самими участниками спора; могут создаваться и третейские суды. Данный перечень носит исчерпывающий характер. Изменение его возможно только на основе изменения указанных актов.

Субъекты РФ могут создавать суды, но в пределах установленного федеральным законодателем перечня. Правила судопроизводства установлены федеральными законами и обязательны для всех судов. Равным образом обязательно для всех судов применение Конституции и законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Акты судов, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения на всей территории РФ. Федеральное законодательство закрепляет единый статус для судей всех судов. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом статья 124 Конституции РФ.

Перечисленными и рядом иных свойств суды отличаются от органов, выполняющих законодательные и исполнительные функции. Суд как орган государства представляет собой учреждение, где работают на профессиональной основе не один, а несколько судей. Правосудие по конкретным делам осуществляется не всеми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. В судебный состав могут входить, как уже упоминалось, представители народа в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Независимо от того, в каком составе рассматривается то или иное конкретное дело, — судьей единолично, коллегией из трех судей, судом присяжных, все они являются государственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие, т. е. судом, и действуют не от своего имени, а от имени государства.1

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом. Районный суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд помимо этого проверяет обоснованность и законность решений районного суда.

Кроме того, районные суды рассматривают в порядке апелляционного судопроизводства судебные решения, вынесенные мировыми судьями. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела; принять к своему производству гражданское или уголовное дело они не вправе. 1

4 стр., 1783 слов

Система судов общей юрисдикции

... ряда подсистем: конституционных судов, судов общей юрисдикции, арбитражных судов. В свой работе я рассмотрю суд как орган судебной власти, признаки суда, состав суда и структуру судов общей юрисдикции; постараюсь показать значимость в судебной системе судов общей юрисдикции. Раскрыть основные задачи, ...

Юрисдикция каждого суда распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил РФ (гарнизон, военный округ).

Название суда соответствует административно-территориальной единице (Костромской областной суд) или структурной сфере его деятельности (военный суд Северного флота).

В отдельных случаях судебная юрисдикция распространяется на определенных лиц или социальную группу. В соответствии со ст. 93 Конституции РФ высшие судебные инстанции дают заключение при возбуждении вопроса об отрешении от должности Президента РФ; Верховным Судом РФ рассматриваются уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства (ст. 452 УПК РФ).

В системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным делением

2.1 Суды общей компетенции (юрисдикции)

В соответствии с Законом о судебной системе суды общей юрисдикции входят в единую систему судов страны как организационно обособленные и самостоятельные. Напомним, что в судебную систему входят федеральные суды и суды субъектов РФ.

Тем самым законодатель не сводит суды общей юрисдикции только к федеральным судам, а закрепляет возможность существования судов общей юрисдикции субъектов РФ в виде мировых судов.

Система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ, подразделяется на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие (гражданские) суды, рассматривающие общие уголовные, гражданские и административные дела, другую — военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Исходя из принятого трехзвенного деления судов, суды общей юрисдикции представлены во всех звеньях. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. Среднее звено судов общей юрисдикции наиболее представительно верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения — Московский городской суд и Санкт-Петербургский городской суд, суд автономной области и суды автономных округов. Низшее звено составляют районные суды. Низшее звено военных судов включает гарнизонные военные суды. Среднее звено составляют окружные (флотские) военные суды. Высшее звено военных судов — Военная коллегия Верховного Суда РФ. 1

2.2 Верховный Суд Российской Федерации. Место Верховного Суда РФ в системе судов общей юрисдикции и его функции

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судебную власть в пределах полномочий Российской Федерации.

Он призван обеспечивать правильное и единообразное применение законов при осуществлении правосудия, всемерную охрану прав и свобод граждан, законных интересов предприятий, учреждений, организаций.

В этой связи его полномочия, организация деятельности имеют свои особенности. Помимо рассмотрения дел в пределах своих полномочий в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики ст. 126 Конституции РФ. Кроме того, Конституция РФ наделяет Верховный Суд РФ, наряду с двумя другими высшими судебными инстанциями Конституционным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ, правом законодательной инициативы, что в совокупности определяет его роль и место в системе судов общей юрисдикции.

5 стр., 2017 слов

Военные суды в судебной системе России

... судами общей юрисдикции системы военных судов, призванных осуществлять судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Цель . Изучение системы военных судов в судебной системе Российской Федерации. ...

Роль и место Верховного Суда РФ как равного среди других указанных судов, возглавляющих судебную власть страны, состоящую из двух подсистем гражданских и военных судов общей юрисдикции, производны от его функций, закрепленных Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Его юрисдикция распространяется на всю территорию России. Судебные акты Верховного Суда РФ в кассационном порядке обжалованию и опротестованию не подлежат. Он вправе пересматривать в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу.

В соответствии со ст. 126 Конституции РФ и ст. 19 Закона о судебной системе круг деятельности Верховного Суда РФ как вершины судов общей юрисдикции и самостоятельной триединой ветви государственной власти судебной власти, определяется выполнением задач, которые возлагаются на него как на высший судебный орган страны. В этом качестве Верховный Суд РФ наделен следующими полномочиями:

1. Рассматривать по существу (по первой инстанции) наиболее сложные и ответственные гражданские, уголовные, административные и иные дела, подсудные судам общей юрисдикции, кроме тех, которые отнесены к ведению Конституционного Суда РФ. Практически Верховному Суду РФ принадлежит окончательное слово по конкретным судебным делам, рассмотренным общими (гражданскими) и военными судами, в первую очередь относящимися к среднему звену. Верховный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск (п. 4 ст. 19 указанного Закона);

2. Осуществлять с соблюдением установленных законом правил судопроизводства, судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Реализация этой функции, направленная на выявление и исправление возможных судебных ошибок, является важным средством обеспечения независимости судов общей юрисдикции, законности и обоснованности принимаемых ими решений;

3. Изучать и обобщать судебную практику, анализировать судебную статистику, давать на этой основе разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

4. Очень важной функцией Верховного Суда РФ является реализация предоставленного ему Конституцией РФ права законодательной инициативы, т. е. внесения проекта закона или поправок к законопроекту в законодательный орган с целью его обсуждения и принятия решения. Это в высшей мере эффективное средство совершенствования законов на основе обратной связи правотворческих органов с практикой применения издаваемых ими нормативных правовых актов.

При возбуждении Государственной Думой процесса об отрешении Президента РФ от должности Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

8 стр., 3690 слов

Судебная система в Российской Федерации

... судебной системы Российской Федерации является законодательное утверждение допустимости создания федеральных специализированных судов общей юрисдикции для ... судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. В соответствии со ст. 18. ФК закона «О судебной системе» Конституционный Суд Российской Федерации является судебным ...

Верховный Суд РФ совместно с Высшим Арбитражным Судом РФ стал учредителем государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российской академии правосудия. Она создана для повышения квалификации судей, работников аппаратов и Судебного департамента, подготовки кандидатов на должности судей, специалистов судебной системы в России. 1

2.3 Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ

Арбитражный суд был создан в соответствии с законом РСФСР от 4 июля 1991г. «Об арбитражном суде». Они заменили систему органов государственного и ведомственного арбитража страны. Экономическая реформа, развитие рыночных отношений, отказ от административно-командной системы управления экономикой создали для этого объективные условия.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Высший арбитражный суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практике. 2

В настоящее время арбитражный суд — это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Арбитражные суды, являясь федеральными судами, входят в единую судебную систему РФ. Их место в ней определяется тем, что арбитражные суды составляют особую ветвь (подсистему) судов; в силу подведомственности дел они непосредственно не связаны с другими ветвями судебной власти — судами общей юрисдикции и Конституционным Судом РФ.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

  • Арбитражные суды субъектов федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся:

1) рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ

2)пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов

3) изучение и обобщение судебной практики

4) анализ судебной статистики. В настоящий момент функционирует 82 арбитражных суда субъектов федерации. Срок вступления решения суда 1-й инстанции в законную силу — 1 месяц со дня формирования судом решения в полном объеме (по установленной форме).

Часто, в завершение судебного процесса оглашается лишь резолютивная часть, тогда как полностью оформленное решение оформляется позже. Арбитражные апелляционные суды — создаются два суда на один судебный округ. Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума и судебных коллегий. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 20 апелляционных судов;

4 стр., 1830 слов

Судебная реформа в Российской Федерации

... Концепции судебной реформы были зафиксированы в Конституции Российской Федерации 1993 года и ряде российских законов, принимавшихся в 1991 году и последующие годы. В курсовой работе будут рассмотрены основные этапы становления и развития судебной реформы в РФ, ...

— Федеральные арбитражные суды округов — один судебный округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. К полномочиям относится проверка в кассационном порядке законность судебных актов по делам, рассмотренными арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, а также подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в данном деле,

— Высший арбитражный суд Российской Федерации — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, в состав входят председатель, заместители председателя, председатели коллегий и судьи — члены высшего арбитражного суда. К полномочиям этого суда относятся рассмотрение дел в первой инстанции, рассмотрение в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов всех арбитражных судов, изучение и обобщение практики применения судом законов и иных нормативных правовых актов, решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров РФ.

Задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в этой сфере, органов государственной власти РФ, ёе субъектов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • обеспечение доступности правосудия в указанной сфере;
  • справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;
  • укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • формирование уважительного отношения к закону и суду;
  • содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Как и суды общей юрисдикции, арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских, административных и иных правоотношений. В АПК РФ такие споры названы экономическими (ст. 1).

Их разрешение и рассмотрение иных дел, отнесенных к ведению данных судов АПК РФ и другими федеральными законами, является исключительной компетенцией арбитражного суда.

Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам, процедура судебного разбирательства и принятия решений, порядок и основания их обжалования определены АПК РФ. Эти прерогативы разработаны с учетом задач и особенностей функционирования арбитражных судов и не могут использоваться никакими другими органами. Так, не может использоваться арбитражная процессуальная форма в процессе третейского разбирательства экономических споров, отнесенных законом к ведению арбитражных судов. Осуществляемая третейскими судами деятельность по защите прав сторон не является правосудием.

Согласно АПК РФ (ст. 27) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, возникающие из экономических отношений, а именно: между юридическими лицами (организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя; между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами РФ.

Кроме того, на арбитражные суды возлагается разбирательство дел о некоторых административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. 1

2.4 Конституционный Суд РФ

Сущностные отличия Конституционного Суда РФ от других судов обусловлены его главной функцией — обеспечением конституционного контроля, т. е. проверкой федеральных законов, других актов на предмет их соответствия Конституции РФ. Конституционный Суд РФ как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ.

При этом он не устанавливает фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов и лежит в основе их правоустанавливающих решений по конкретным делам. Это закреплено в ч. 3 и 4 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ: «Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права» Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном суде Российской Федерации».

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов».

Статус Конституционного Суда РФ не предполагает обжалование принимаемых им решений. Иное не соответствовало бы его природе как органа конституционного контроля. В судебной системе РФ нет иного органа конституционного судопроизводства, проверять соответствие нормативных правовых актов Конституции РФ и в случае их неконституционности лишать их юридической силы (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ является органом, принимающим окончательное решение по этому вопросу. Конечно, и другие суды применяют Конституцию РФ и истолковывают ее положения, но у каждого свои полномочия. Однако официальное истолкование Конституции и тесно связанное с этим истолкование смысла закона, в том числе с учетом его реализации, то исключительная прерогатива Конституционного Суда РФ. Поэтому решения Суда о неконституционности закона предопределяют обязанность пересмотреть соответствующее правоприменительное решение, в том числе и решения других судов, основанное на таком законе.

Деятельность Конституционного Суда РФ представляет собой особую процедуру конституционное производство, которое не вправе осуществлять другие суды. Председатель Конституционного Суда РФ, в отличие от назначаемых Советом Федерации председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, избирается судьями Конституционного Суда РФ.

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по отношению друг к другу выступают органами одного уровня, являясь высшими судебными органами по конкретным делам, подсудность которых определена федеральными законами; Конституционный Суд РФ, по мнению ряда авторов, является не только судебным, но и одним из высших конституционных органов, что отличает его от первых двух судов. Конституционный Суд РФ наделен правом прекратить действие правового акта, что делает его своеобразным «негативным законодателем», а учитывая то, что он толкует конституционные нормы, привнося в их содержание новые моменты. Полномочия Конституционного Суда РФ за время его существования претерпели ряд изменений. Отчасти это связано с более четким разграничением его полномочий, с ограничением правовых возможностей Суда в системе разделения властей. Полномочия Конституционного Суда РФ, закрепленные главным образом в Конституции РФ ст. 125, с точки зрения существа решаемых дел подразделяются на следующие семь групп.

1. По проверке соответствия Конституции РФ федеральных законов и иных актов:

  • а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ;
  • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Под законами и иными нормативными актами субъектов РФ понимаются нормативные акты, принимаемые законодательными (представительными) органами и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ (правительствами, губернаторами, президентами и т. д.).

Акты министерств, ведомств в очерченный круг не входят;

  • в) договоров между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
  • г) не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный Суд РФ ограничивает круг договоров, конституционность которых проверяет, сводя их только к государственно-правовым договорам.

2. По разрешению споров о компетенции:

  • а) между федеральными органами государственной власти;
  • б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд рассматривает споры о компетенции между государственными органами с точки зрения разделения властей.

3. По толкованию Конституции РФ. Конституционный Суд РФ единственный орган, которому при рассмотрении дел в любой из установленных законом процедур принадлежит исключительное право официального, а потому обязательного для всех правоприменителей толкования конституционных норм. Тем самым Суд устраняет неясности в понимании Конституции РФ при ее применении, что может быть одним из достаточно эффективных способов ее приспособления к изменяющимся общественным отношениям при неизменности текста. Конституция РФ содержит исчерпывающий перечень должностных лиц и государственных органов, имеющих право обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции. По своей инициативе толковать Конституцию Суд не вправе.

4. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле).

5. Связанные с дачей заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционный Суд РФ выступает предпоследней инстанцией в процедуре отрешения Президента от должности. По запросу Совета Федерации Суд обязан дать одно из следующих заключений: или о соблюдении, или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Второй вариант заключения влечет прекращение процедуры отрешения Президента (ч. 1 ст. 93 и ч. 7 ст. 125 Конституции РФ).

6. По реализации права выступления с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Конституционный Суд почти не использует указанное полномочие, что объясняется его статусом. Чаще в его решениях содержатся рекомендации для Федерального Собрания об урегулировании в законах тех или иных вопросов.

7. Другие полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.1

Таким образом, в Российской Федерации судебной властью обладают только суды, другие правоохранительные органы ею не наделены.

Вместе с органами законодательной и исполнительной власти иными государственными органами суды осуществляют государственную власть, источником которой является народ.

Непосредственным выражением этого служит включение в состав судов наряду с профессиональными судьями народных и присяжных заседателей. Иногда наряду с государственными судами действуют суды на общественных началах — товарищеские, третейские суды. Некоторые полномочия суда по отношению к священнослужителям выполняет Синод православной церкви. Суды, действующие на общественных началах, не обладают государственной властью, не входят в единую систему судов, их решения не обеспечиваются государственным принуждением.

3. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

3.1 Понятие «современной судебной реформы»

Прежде всего, обратимся к понятию судебной реформы: что такое судебная реформа? Реформа — предполагает не просто формальное изменение, а кардинальное изменение прежних устоев, их сути. Судебная же реформа — изменения направленные на становление в России самостоятельной судебной власти. В литературе даются и более широкие определения судебной реформы как «реформы суда, прокуратуры, адвокатуры, следствия, системы подготовки и переподготовки судей, следователей, прокуроров и адвокатов»[1].

На наш взгляд «широкое» определение выходит за рамки судебной реформы. Представляет, что не утратило актуальности определение судебной реформы, как «преобразование судоустройства и судопроизводства на новых началах…»[2].

3.2 Основные проблемы в судебной реформе и задачи для и их решения

В качестве основных проблем можно выделить:

1. Обеспечение конституционных гарантий реализации прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности на судебную защиту

— недостаточная численность судей, изучение кадровой динамики за последние несколько лет свидетельствуют о наметившейся негативной тенденции к усилению текучести кадров, оттоку судей и квалифицированных специалистов. Эти тенденции вызваны высокой судебной нагрузкой, низким материальным обеспечением судей и работников аппаратов судов.

  • удаленность судов

2.Дефицит финансирования

  • обеспечения судов материально-техническими ресурсами
  • строительство и приобретение жилья для судей и работников аппаратов судов

3. Отсутствие современных технологий информатизации судов и ведения судебного делопроизводства

4.Низкая заработная плата судей и работников аппаратов судов

5.Одной из неразрешенных проблем в ходе судебной реформы — является фактическое отсутствие в федеральном законодательстве норм, регулирующих порядок определения нормативной численности федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей, работников аппаратов судов, а также государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации. Как следствие данной проблемы — неравномерная, ненормированная нагрузка на судей. Судьи попросту не справляются с массивом исков, что, безусловно, сказывается на эффективности всей системы правосудия.

Основными задачами для реализации проблем в судебной системе являются:

  • обеспечение открытости и прозрачности правосудия;
  • повышение доверия к правосудию, в том числе за счет повышения эффективности и качества рассмотрения дел;
  • создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;
  • обеспечение независимости судей;
  • повышение уровня исполнения судебных актов.

На наш взгляд можно внести предложения, которые должны разрешить многие вопросы, в том числе и большой загруженности судей. Новые нормы нагрузки должны определить необходимую в современных условиях численность судей и других категорий работников для обеспечения эффективного функционирования судов, усовершенствовать организационное обеспечение деятельности судов, в т.ч. своевременную подготовку предложений по изменению численности судей судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей, работников аппаратов судов и государственных служащих системы Судебного департамента.

Не лишнем будет установить систему расчета необходимой численности судей в соответствующем суде, что обеспечит своевременное и качественное рассмотрение поступающих дел в пределах установленной трудовым законодательством нормативной продолжительности рабочего времени.

Таким образом, в случае изменения законодательства Российской Федерации или при возникновении других обстоятельств, изменяющих нагрузку судей, необходимости принятия нового федерального закона по этому поводу не будет.

Данный закон позволит оптимально использовать имеющийся штат судей, обоснованно перераспределять их штатную численность между судами в соответствии со служебной нагрузкой. Закон будет являться правовой основой для установления штатной численности судей и аппаратов судов, численности мировых судей и порядка их финансирования.

Наряду с нагрузкой судей, как следствие количественной составляющей кадров судебных органов, исследователи говорят и о проблеме «качества» кадров. Как отмечает Г.Н. Колбая, именно качественный состав судейского корпуса, уровень подготовки которого оставляет желать лучшего, о чем свидетельствуют данные, приведенные на съезде судей Председателем Верховного Суда России В.М. Лебедевым: «Сегодня 30 процентов кандидатов, претендующих на должность федерального судьи, не выдерживают экзамена»[1].

По словам Председателя Верховного Суда России В.М. Лебедева, 48 процентов судей районных судов вышли из мировых судей, а они, в дальнейшем пополняющие вышестоящие суды судебной системы страны, на свои предыдущие должности мировых судей пришли из секретарей судебных заседаний[2].

Актуальной задачей и проблемой современной судебной реформы — остается проблема повышения авторитета судебной власти. Средства массовой информации активно публикуют различные материалы по поводу коррупции в органах судебной власти. В них иногда произвольно толкуются обстоятельства рассмотренных дел и принятые по ним судебные решения. При этом допускаются высказывания о коррупции судей, не основанные на фактических материалах и носящие предположительный характер. Такими высказываниями наносятся удары как по судебной системе в целом, так и по авторитету судей.

В целом ряде случаев судебная система остается в информационной блокаде, что лишает ее возможности публично отстаивать свои интересы, делает уязвимой и, в известной степени, зависимой от интересов как отдельных социальных групп, так и конкретных лиц. Серьезный урон авторитету судов наносят некомпетентные, тенденциозные, нередко заказные выступления отдельных средств массовой информации. Все это, в конечном счете, противоречит интересам общества, подрывает веру граждан в судебную власть и правосудие.

В заключение остановимся проблеме, без разрешения которой невозможно в полной мере говорить о совершенствовании работы судебной власти. Основой для успешного проведения реформ в судебной системе является качественный уровень нормативно-правовой базы. Между тем, следует сказать, что качество ряда принятых в последнее десятилетие законов заслуживает серьезной критики. Нормы многих из них признаны Конституционным Судом Российской Федерации противоречащими Конституции Российской Федерации, большое число законов внутренне противоречиво, постоянно изменяется и дополняется, в том числе по причинам, не носящим объективно-необходимого характера. Примеров нестабильности федеральных актов можно привести множество. Так, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (принят в 2001 г.) изменен 15 законами, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (2002 г.) — 7, Уголовный кодекс Российской Федерации (1996 г.) — 35, Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая (1998 г.) — 17, часть вторая (2000 г.) — 44, Бюджетный кодекс Российской Федерации (1998 г.) — 21, многочисленные изменения внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частые изменения создают проблему и это может привести и приводит к судебным ошибкам. Более того «низкое качество судебных актов открывает широкую дверь для судебного субъективизма и произвола; будущий судья должен в первую очередь владеть самостоятельно основами толкования законодательства»[1].

Можно рассчитывать на то, что с принятием указанных нормативных актов процесс разработки и принятия нормативных актов станет совершенным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Судебная власть — это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. Признаки судебной власти: судебная власть — вид государственной власти. Она одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти; судебная власть осуществляется только специальными государственными органами судами; исключительность судебной власти признак, по которому никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия; единство судебной власти; независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти; судебная власть осуществляется путем судопроизводства; процессуальный порядок деятельности; подзаконность судебной власти и др. Судебная власть осуществляется только судом. Суд — это орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел в порядке, установленном процессуальным законом. В соответствии с Конституцией РФ суд единственный орган, который вправе осуществлять особую функцию государственной власти правосудие.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе в настоящее время существует три системы судов: Конституционный Суд РФ, суды общей компетенции (юрисдикции), арбитражные суды.

В процессе выполнения курсовой работы установлено, что судебная власть является важной составляющей частью в государстве и структура судебной власти имеет четкую иерархию, существует четыре вида судопроизводства и три вида процессуальной компетенции, судебная власть осуществляется на основе требований и положений закона.

В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, он осуществляет государственную власть в форме правосудия. Государственная власть суда имеет конкретный характер. Она реализуется в процессе рассмотрения судом различных дел и споров. Суд призван разрешать конфликты в обществе используя государственную власть.

По закону власть суда очень велика. Только он может лишить человека свободы, приговорив к длительному тюремному заключению, ликвидировать политическую партию, лишить недостойных родителей родительских прав, запретить забастовку, признав ее незаконной. Судебная реформа в Российской Федерации началась в 1993 г. с принятием Конституции РФ. В последующие годы вышли различные нормативные акты (Закон «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», закон «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и др.), более четко сформулировавшие характер, организацию и реализацию судебной власти в России.

Наиболее важными моментами, я считаю, являются: «отделение» суда от Министерства Юстиции и создание Судебного департамента; возрождение суда присяжных; возрождение института мировых судей; попытки упорядочить гражданское и уголовное процессуальное законодательство. Тем не менее, несмотря на все попытки и реформы, очень многое так и осталось на бумаге, т.к. суды просто не имеют возможности справиться с объемом работы теми силами, которыми располагают сейчас. Наиболее остро стоят проблемы финансирования судов (необходимо финансировать суды исключительно из федерального бюджета, а на сегодняшний день суды сами вынуждены напрямую обращаться к органам местного самоуправления за финансированием, т.к. зачастую нет денег на такие необходимые вещи, как почтово-телеграфные расходы, отопление помещения суда и пр.) и кадров (которые заключаются как и в отсутствии необходимого количества судей, так и в квалификации некоторых); также немаловажно и то, что очень часто встречаются несоответствия между законами и Конституцией, что попросту отвлекает судей от работы и вносит беспорядок в российское законодательство. Судебная власть была учреждена именно потому, что надо было надежно защитить права человека. Эта задача и сейчас является для судебной власти самой важной. Положения о правах человека, закрепленные в Российской Конституции, не уступают самым высоким международным стандартам. Причем основным гарантом соблюдения этих прав выступает суд. Однако на практике судебная власть в России еще слаба. «Судебная реформа» призвана для укрепления судебной власти, но, как показывает опыт многих стран, уважение к суду и соответствующее правосознание граждан воспитывается многими десятилетиями.