Международные акты об обращении с осужденными

1. Классификация международных актов в области исполнения наказаний

Система действующих международных актов об обращении с осужденными является частью системы международных актов по противодействию преступности, которая содержит стандарты поведения в данной области.

Стандарты, содержащиеся в международных актах об обращении с осужденными, необходимо классифицировать, как минимум, по трем основаниям: 1) масштабам действия; 2) специализации; 3) обязательности для государств-применителей.

По масштабам действия все стандарты в изучаемой сфере можно разделить на две группы: универсальные и региональные.

Универсальные — это стандарты, вырабатываемые ООН, а региональные — Советом Европы или иными региональными объединениями государств. В настоящей теме будут затронуты только универсальные стандарты, освещению региональных норм препятствует их многочисленность.

По специализации международные акты, содержащие универсальные стандарты обращения с осужденными, распадаются на два класса: 1) акты общего характера, не предназначенные специально для регламентации обращения с осужденными, но содержащие отдельные интересующие нас стандарты; 2) акты специализированного характера, имеющие своей целью изложение стандартов обращения с осужденными. Практическое значение этой классификации заключается в том, что при поиске стандартов обращения с осужденными они ориентирует не только на специализированные международные акты, но и на акты общего характера.

По обязательности для государств-применителей рассматриваемые стандарты можно отнести к двум основным разрядам: 1) обязательные нормы — принципы и общие положения; 2) конкретные стандарты-рекомендации, не носящие обязательного характера. Необходимость данной классификации связана с тем, чтобы можно было отделить обязательные нормы от рекомендательных. Если стандарты-принципы и общие положения обязательны для каждой стороны, ратифицировавшей соответствующие международные акты, то стандарты-рекомендации внедряются тем либо иным государством в той степени, в какой имеются необходимые экономические, политические и другие предпосылки для их реализации.

Исходя из приведенных классификаций в систему действующих международных актов об обращении с осужденными можно включить следующие универсальные международные акты, принятые ООН.

Акты общего характера:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
  • Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963 г.);
  • Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.);
  • Декларация о правах ребенка (1959 г.);
  • Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.);
  • Декларация о правах инвалидов (1975 г.).
    11 стр., 5332 слов

    Соотношение внутригосударственного и международного права

    Внутригосударственное, т.е. национальное, право и международное право представляют собой две различные, самостоятельные системы права. Это означает, что эти системы права имеют в своей характеристике как общие черты, так и особенности. Внутреннее право государства регулирует ...

Специализированные акты:

  • Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.);
  • Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.);
  • Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.);
  • Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.);
  • Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.);
  • Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.);
  • Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 г.);
  • Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.);
  • Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила 1990 г.);
  • Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.);
  • Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (1990 г).

Анализ приведенных международных актов показывает, что действие их целесообразно освещать относительно двух основных сфер обращения с осужденными: а) при использовании мер, не связанных с лишением свободы; б) при применении лишения свободы. Дело в том, что в рассматриваемых направлениях действует значительное количество специфических принципов, общих положений и конкретных норм, совокупность которых требует раздельного рассмотрения стандартов в каждой сфере.

2. Основное содержание международных стандартов об обращении с осужденными к мерам, не связанным с лишением свободы

Подавляющая часть стандартов рассматриваемого профиля сосредоточена в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила 1990 г.).

В связи с этим целесообразно показать их основное содержание исходя из данного международного акта.

Целью стандартов рассматриваемой группы является содействие рациональному использованию мер, не связанных с тюремным заключением, как альтернативы лишению свободы.

В процессе применения стандартов государствам — членам ООН предлагается руководствоваться следующими принципами: 1) обеспечить активное участие общественности на всех стадиях реализации рассматриваемых мер; 2) создать надлежащее соотношение между правами преступников, их жертв, интересами общественной безопасности и предупреждения преступности; 3) использовать стандарты с учетом национальных условий страны и целей системы уголовного правосудия; 4) иметь широкий набор мер с тем, чтобы гибко реагировать на характер и степень тяжести преступления, личность и интересы общества; 5) минимизировать вмешательство при применении мер.

13 стр., 6404 слов

Международные стандарты обращения с заключенными и осужденными ...

... в отношении мер, не связанных с тюремным заключением 1990 г. и иных международных стандартах. На наш взгляд, наиболее содержательным документом, определяющим права тех, кто находится в тюрьмах, остаются Минимальные стандартные правила обращения ... Конституция Республики Беларусь гарантировала заключённым и осужденным к лишению свободы наравне с иными гражданами права и свободы в соответствии ...

Стандартные правила рекомендуют следующий набор мер, не связанных с тюремным заключением:

  • устные санкции: замечание, порицание, предупреждение;
  • условное освобождение от ответственности;
  • поражение в гражданских правах;
  • экономические санкции и денежные наказания, такие как разовые и поденные штрафы;
  • конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество;
  • возвращение имущества жертве или постановление о компенсации;
  • условное наказание или наказание с отсрочкой;
  • условное освобождение из заключения и судебный надзор;
  • постановление о выполнении общественно полезных работ;
  • направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием;
  • домашний арест;
  • любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заключением;
  • сочетание перечисленных выше мер.

В целях отказа от тюремного заключения и оказания помощи осужденным в быстром возвращении к нормальной жизни в обществе после вынесения приговора могут применяться следующие меры: 1) отпуск и помещение в исправительное учреждение полутюремного типа; 2) освобождение в связи с работой или учебой; 3) различные формы освобождения под честное слово; 4) сокращение срока; 5) помилование.

Если компетентным органом определяются условия применения меры, не связанной с тюремным заключением, то они должны быть практическими, точными, по возможности малочисленными и уменьшающими опасность возвращения осужденного к преступной деятельности.

Определенные требования предъявляются и к режиму обращения. В рамках применяемых мер должны использоваться различные методы, в том числе индивидуальная работа, групповая терапия, программы по месту жительства, особое обращение с различными категориями преступников. Выбор обращения зависит от биографии личности, наклонностей, уровня умственного развития, системы ценностей, обстоятельств, которые привели к совершению преступления. При исполнении соответствующей меры могут привлекаться общественность и система общественной поддержки.

При нарушении условий отбывания назначенной меры, не связанной с тюремным заключением, она может быть изменена или отменена. Такое решение принимается только после тщательного исследования фактов. При этом сначала следует попытаться изменить содержание назначенной меры либо перейти к другой мере, не связанной с тюремным заключением. Только исчерпав эти возможности, можно переходить к лишению свободы.

Токийские правила рекомендуют поощрять участие общественности в исполнении мер, не связанных с тюремным заключением, рассматривая его как один из важнейших факторов укрепления связей между осужденными, их семьями и обществом. Следует регулярно проводить конференции, семинары, симпозиумы и другие мероприятия, содействующие осознанию общественностью необходимости участия в реализации рассматриваемых мер. С той же целью необходимо использовать средства массовой информации. С учетом склонностей и интереса к данной работе могут привлекаться добровольцы, которых следует подготовить для выполнения конкретных обязанностей. Добровольцы оказывают осужденным и их семьям необходимые виды помощи.

17 стр., 8421 слов

Пожизненное лишение свободы как вид уголовного наказания в Концепции ...

... Пожизненное лишение свободы: международные стандарты и практика». Объектом исследования курсовой работы являются нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, регулирующих институт пожизненного лишения свободы. Предметом исследования являются особенности назначения и исполнения пожизненного лишения свободы. пожизненное лишение свобода ... предусмотрены следующие телесные наказания: ...

Стандартами рекомендуется планировать и осуществлять программы не связанных с тюремным заключением мер как неотъемлемую часть планирования национальной системы уголовного правосудия.

3. Основное содержание международных стандартов об обращении с осужденными к лишению свободы

Главная масса стандартов в данной области сосредоточена в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.

Основные положения рассматриваемых стандартов можно разделить на пять групп: 1) организация родовой и видовой классификации лиц, лишенных свободы; 2) организация микросоциальных условий отбывания лишения свободы; 3) организация режима в местах лишения свободы; 4) организация труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы; 5) организация воспитательного воздействия на лиц, лишенных свободы.

Родовая и видовая классификация представляют собой разделение осужденных на группы по полу, возрасту и иным признакам с целью осуществления дифференцированного подхода к организации отбывания наказания. Классификация направлена на создание благоприятных условий для достижения целей уголовного наказания.

Организация микросоциальных условий отбывания наказания — объект другой группы стандартов. Группа стандартов микросоциальных условий отбывания наказания состоит из шести подгрупп, определяющих требования к организации: 1) жилых помещений для осужденных; 2) личной гигиены; 3) одежды и спальных принадлежностей; 4) питания; 5) упражнений и спорта; 6) медицинского обслуживания.

Большое значение для совершенствования национальных пенитенциарных систем имеют стандарты организации режима в местах лишения свободы. Их основное содержание состоит в следующем:

  • режим следует организовывать так, чтобы, по возможности, не разрушать социально полезные связи осужденных с внешним миром;
  • до сведения заключенных следует регулярно доводить новости, позволяя читать им газеты, журналы или тюремные издания, слушать радио, присутствовать на лекциях либо использовать иные средства, допустимые администрацией;
  • в случае смерти, серьезного заболевания или ранения осужденного или перевода его в заведение для психически больных немедленно уведомляется его супруг (супруга) либо ближайшие родственники или лицо, указанное осужденным;

— режим в местах лишения свободы должен стремиться свести до минимума разницу между жизнью в тюрьме и на свободе. В обращении с осужденными следует подчеркивать не исключение их из общества, а то, что они продолжают оставаться его членами. В целях возвращения осужденных к жизни в обществе при каждом учреждении необходимо иметь социального работника, привлекать к сотрудничеству общественность, поддерживать связь с семьями осужденных.

8 стр., 3799 слов

Диплом — Понятие и цели наказания в Российском уголовном праве

... Достижение цели предопределило необходимость постановки и решения следующих задач: рассмотреть развитие российского законодательства, определяющего основы института наказания. исследовать понятие и сущность наказания в уголовно – правовой теории; выявить особенности процесса формирования целей наказания в ...

Важную роль выполняет группа стандартов по организации труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы. Их основное содержание заключается в следующем:

  • осужденные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом;
  • работа осужденных должна быть по возможности такой, чтобы давать им квалификацию, позволяющую честно трудиться после освобождения;
  • осужденные должны иметь возможность выбора работы, если это совместимо с требованиями управления и дисциплины в учреждении;
  • организация и методы работы осужденных должны быть максимально близки к условиям труда на свободе, чтобы они привыкли к одинаковым требованиям;
  • интересы осужденных и их профессиональную подготовку не следует подчинять соображениям прибыли от тюремного производства;
  • рабочее время осужденных следует распределять так, чтобы они имели не менее одного дня отдыха в неделю и располагали временем, достаточным для учебы и других видов деятельности, необходимых для их перевоспитания.

Еще одна группа стандартов регламентирует организацию воспитательного воздействия на лиц, лишенных свободы. Основные рекомендации:

  • каждое учреждение должно иметь библиотеку, доступную для всех категорий осужденных;
  • в учреждениях, где находится достаточное количество осужденных одного вероисповедания, следует назначать квалифицированного служителя культа или разрешать ему регулярно отправлять там религиозные обряды и вести с осужденными беседы на религиозные темы;
  • обращение с осужденными должно укреплять у них чувство собственного достоинства и сознание своей ответственности;
  • после поступления осужденного в учреждение необходимо на основе изучения его личности разрабатывать программу работы с ним, учитывая его индивидуальные потребности, способности и склонности;
  • осужденным, способным извлечь из этого пользу, следует обеспечивать возможность дальнейшего образования, в том числе религиозного.

Описанные группы стандартов создают в совокупности общую модель организации исполнения наказания в виде лишения свободы, реализация которой позволяет ускоренно совершенствовать национальные пенитенциарные системы.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/mejdunarodnyie-aktyi-ob-obraschenii-s-osujdennyimi/

международный правовой осужденный наказание

1. Мелентьев М.П. Проблемы разработки проекта Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации // Человек: преступление и наказание. Вестник Рязанской высшей школы МВД РФ. — 1995. — № 2 (7).

— С. 15-20.

2. Минаков Г.Л. Права и законные интересы лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и гарантии их реализации: учебное пособие. — М., 1993. — 73с.

3. Минязева Т.Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации — М.:НОРМА, 2001. — 320с.

4. Миронов В. Трудности в применении некоторых норм УИК // Преступление и наказание.- 1999. -№ 8. — С. 34.

5. Михлин А. Закон есть закон // Преступление и наказание.- 1995.- № 3. -С. 48-49.

6. Михлин А.С. Высшая мера наказания: История, современность, будущее. -М., 2000. -176с.

9 стр., 4179 слов

Особенности трудовых отношений осужденных к лишению свободы

... свободы и иные меры наказания должны быть направлены на перевоспитание и социальную реабилитацию и не могут быть связаны с принудительным трудом. Осужденный имеет право на оплачиваемую работу и на ... пользование благами социального страхования". Рассмотрим ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК РФ), ...

7. Михлин А.С., Шмаров И.В. Актуальность разработки нового уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе // Проблемы уголовно-исполнительного законодательства в свете правовой реформы: сб. научн. труд. — М.: ВНИИ МВД СССР, 1991. — С. 3-11.

8. Орлов В.И. Проблемы назначения и исполнения исправительных работ: учебное пособие. — Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. — 176с.