Диалектический и метафизический методы познания

Контрольная работа

В 1969 году Хакен выступил в Штудгарте с докладом «Кооперативные явления в сильно неравновесных и нефизических системах». В системах различной природы (физико-химические системы, тайфун, цунами, геологические процессы, революция, мода) при переходе от порядка к хаосу и наоборот наблюдается сходные поведения элементов. В центре рассмотрения синергетики находятся так называемые диссипативные системы, которые характеризуются тремя отличительными чертами: отокрытость, нелинейность и неравновесность. Открытость – возможность обмениваться с окружающей средой веществом, энергией и информацией, описывается нелинейными функциями. Неравновесность – отклонение от равновесного состояния. Момент, когда система стоит перед необходимостью последующего качественного изменения, называется точкой бифуркации (характеризуется принципиальной непредсказуемостью).

Наибольший интерес представляют ситуации, когда незначительно малые изменения на входе приводят к глобальным сдвигам на выходе и наоборот, серьезные сдвиги на входе приводят к ничтожно малым изменениям на выходе («гора родила мышь», «мышь родила гору»).

3.Объективная и субъективная диалектика.

Диалектика — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

Объективная диалектика — это развитие реального мира (природы и общества).

Субъективная диалектика — это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) — отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и самого мышления.

Существует и так называемая «субъективистская диалектика» (особенно характерная для софистики и эклектики) — что, по справедливому замечанию Гегеля, «внешняя, пустая диалектика», не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их, а есть «гибкость понятий» (т. е. их текучесть, изменяемость), примененная чисто субъективистски, а не объективно.

Познание, диалектика понятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности, диалектики бытия (объективной диалектики).

Тем самым объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же всеобщим законам — законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой

5 стр., 2205 слов

Альтернативы диалектики

... реферате я попытался определить основные альтернативы диалектики, такие как метафизика, «Отрицательная» диалектика, софистика, догматизм и релятивизм. 1. Диалектика - учение о развитии 1.1 Принципы диалектики Почему мир ... в философской системе Гегеля (в открытых мыслителем законах) диалектика получила новую (теоретическую) базу для своего развития. В том же столетии вслед за гегелевской диалектикой ...

Объективная диалектика – признание в качестве безусловных принципов всеобщей связи вещей, явлений и процессов объективного мира и его движения независимо от нашего сознания. Субъективная диалектика – отражение данных процессов в понятийном мышлении, в процессе познания. По существу речь идет о единой диалектике, ибо законы развития бытия и познания по своему содержанию тождественны; различна лишь их форма. Диалектическое развитие всего сущего требует адекватного диалектического подхода в теоретико-познавательной деятельности людей. Таким образом, в диалектике органически сочетаются онтология и гносеология, теория и метод, а также историческое и логическое, ибо всякое развитие обусловлено генетически, а в логике этот процесс обобщается, суммируется.

Заключение.

На основании изученного материала необходимо сделать

Исторически сложились два альтернативных способа понимания связей, пронизывающих мир и обеспечивающих взаимодействие и развитие явлений: диалектическое и догматическое (метафизическое).

Догматическое мышление слабо учитывает связи. Диалектика же учение о наиболее общих закономерностях становления и развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле диалектика противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает явления и вещи как неизменные и независимые друг от друга. Умение схватить связь разнообразных моментов — черта диалектического метода мышления. Диалектика предстает как учение о связях, опыт осмысления, которых вплоть до единства противоположностей — считается ее достижением.

В истории философии сложились три основных формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, но на идеалистической основе; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Объективная диалектика природы обнаруживается в ее бесконечности и поразительной способности к творению оригинальных форм материального бытия. Окружающий нас физический мир — Вселенная — удивляет в продолжающихся научных открытиях своим структурным разнообразием.

Подводя итог, можно сказать, что учение о диалектике занимает важное место в культурной, научной жизни общества, а также в других сферах бытия.

Ответы тест (Вариант №4):

вопроса

Вариант

ответа

Пояснение

1

Народонаселение-непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо ее части

2

в

Народонаселение-совокупность людей, проживающих в пределах определенной территории

3

Мальтус- создатель теории, по которой рост народонаселения – главное зло, приводящее к бедствиям и нищете

4

Б

Географическая среда- часть природы, вовлеченная в сферу жизни общества, воспроизведенный процесс

5

В

Вернадский-русский ученый, изучавший влияние биосферы на общество и природу

6

Геккель- немецкий биолог который впервые употребил термин экология

7

А

Экология- наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой

8

Д

Социальная экология-наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды

9

Социальная экология-наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды

10

Анархия-форма правления, характеризуемая Кропоткиным, как «полная свобода, отсутствие власти»

11

Г

Анархия-общественное устройство, характеризуемая Кропоткиным, как «полная свобода, отсутствие власти»

12

Элемент-мельчайшая частица социальной системы

13

Структура-Система устойчивых связей, совокупность социальных групп и институтов

14

Деятельность- специфическая форма активного отношения к окружающему миру с целью освоения и преобразования

15

В

Материальная сфера общественной деятельности — производящая товары необходимые для удовлетворения базовых потребностей людей

Список используемой литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/ontologiya-prava-dialekticheskiy-i-metafizicheskiy-podhod/

  1. Философия: Учебник / Под ред. Кохановского В.П.- 6-е изд., перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-.206с.- . – ISBN 5-94062-009-1.
  2. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Митрошенкова О.А.- М.: Гардарики, 2007.-300 с. . – ISBN 5-92104-377-1.
  3. Волчек, Е.З. Философия: Учебное пособие для вузов/ Е.З. Волчек. — М., 2006. -487с. – ISBN 5-94062-007-1.
  4. Вундт, В. Введение в философию/ В. Вундт.- М., 2007.-375с. – ISBN 5-92104-367-1.
  5. Что такое диалектика. Философский очерк / Ивин А. А. – М. : Директ-Медиа, 2012. – 246. – ISBN 978-5-9903270-1-6.