Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных и автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных и городских Советов народных депутатов, нотариат, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения и другие подведомственные им учреждения и организации составляют единую систему Министерства юстиции СССР.
Цель моей работы – рассмотреть деятельность органов и учреждений юстиции в
70-80 гг. ХХ века.
Основные задачи:
- Рассмотреть образование Министерства юстиции с 1970 г., на качественно новой основе, посредством создания общесоюзных и союзно-республиканских министерств, которые наделялись функциями руководства порученной ему отраслью государственного управления и непосредственно подчиненными ему учреждениями и организациями;
- Исследовать структуру центрального аппарата Министерства юстиции СССР и их функции;
- Изучить направления деятельности Министерства юстиции: вопросы руководства судами; систематизация законодательства и подготовка законопроектов; правовая работа в народном хозяйстве; правовая пропаганда; кадровые вопросы; судебно-экспертные и научные проблемы; ответственность за работу нотариата, органов загса, адвокатуры; вопросы деятельности органов юстиции и судов и др.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что этот период был ознаменован подъемом и активизацией юридической работы в стране, оживилась и деятельность самих органов юстиции; вопросы права, усиления борьбы с преступностью стали предметом неоднократных и непосредственных рассмотрений в ЦК КПСС, Президиуме Верховного Совета СССР и Совете Министров СССР. Министерство юстиции в этот период выглядело очень солидно. Здесь работали лучшие специалисты с мировым именем. На высоком уровне находилась исполнительская дисциплина, ответственность работников за порученное дело.
Глава 1. Образование Министерства юстиции СССР в 1970 г.
В 1970 г. система Министерства юстиции была воссоздана, и это было оправдано. Важнейшее значение для повышения роли министерств в системе органов советского государственного управления имели решения сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС по вопросам «дальнейшего улучшения управления промышленностью и строительством». Пленум, проводя курс новой администрации на централизацию, признал необходимым восстановить на качественно новой основе отраслевой принцип управления народным хозяйством через министерства, отказавшись от действовавшего с 1957 г. территориального принципа управления через совнархозы. 12 октября 1965 г. было принято постановление Совета Министров СССР № 755 «Вопросы, связанные с образованием общесоюзных и союзно-республиканских министерств».
Органы государственного управления как объект административного права
... органов государственного управления как субъектов административного права через их адиминистративно-правовой статус, виды и систему органов исполнительной власти и место органов ... отраслью управления (министерства, некоторые комитеты и ведомства, отделы и управления); — межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, ...
30 июля 1970 г. было принято постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов», в котором отмечалось, что имевшиеся упущения в деятельности юридических учреждений во многом обусловлены несовершенством руководства ими. «В целях повышения уровня государственного руководства судами и другими учреждениями юстиции и дальнейшего совершенствования их деятельности, осуществления методического руководства правовой работой в народном хозяйстве, совершенствования законодательства и укрепления социалистической законности, а также улучшения работы по систематизации и подготовке предложений о кодификации законодательства» было признано целесообразным образовать союзно-республиканское Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных и автономных республик, отделы юстиции в краях и областях.
31 августа 1970 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании союзно-республиканского Министерства юстиции СССР.
Министерство юстиции СССР возглавил Владимир Иванович Теребилов.
Глава 2. Структура и функции Министерства юстиции СССР
В ноябре 1970 г. постановлением Совета Министров СССР была утверждена структура центрального аппарата Министерства юстиции СССР:
- Управление общих судов;
- Управление систематизации законодательства и подготовки законопроектов;
- Управление правовой работы в народном хозяйстве;
- Второй отдел;
- Отдел кадров;
- Отдел по вопросам правовой пропаганды и правового воспитания граждан;
- Отдел адвокатуры;
- Отдел судебно-экспертных учреждений;
- Отдел нотариата и загсов;
- Отдел судебной статистики;
- Первый отдел;
- Приемная (на правах отдела);
- Канцелярия (на правах отдела);
- Хозяйственное управление.
12 августа 1971 г. в составе Министерства образовано Управление военных трибуналов. В ноябре 1972 г. в аппарате Минюста СССР создан Организационно-методический отдел. В августе 1976 г. вновь образовано Управление хозяйственного законодательства.
В Министерстве юстиции СССР была образована коллегия в составе министра (председатель) и заместителей министра по должности, а также других руководящих работников Министерства. Члены коллегии Министерства утверждались Советом Министров СССР.
При Министерстве юстиции СССР в этот период состояли: ВНИИСЗ; Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз (ВНИИСЭ); Всесоюзный институт усовершенствования работников юстиции (ВИУРЮ); Научно-консультативный совет. В сентябре было принято решение о создании печатного органа Министерства юстиции СССР — журнала «Человек и закон».
Для рассмотрения научных рекомендаций и иных предложений по улучшению организации и деятельности учреждений юстиции и по другим вопросам при Министерстве юстиции СССР были созданы Научно-консультативный совет и Координационно-методический совет.
Деятельность органов и учреждении юстиции в 40-60 г. ХХ века
... в систему юстиции были включены судебно- экспертные учреждения. Незаконное воздействие органов юстиции на суды положило одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1956 году. Позже были ликвидированы и республиканские министерства юстиции. В РСФСР Министерство юстиции ... пошло по пути ужесточения политического режима, поиска «виновных» в недостатках и срывах в экономике. Этот путь был ...
Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных и автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных и городских советов народных депутатов, нотариат, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения и другие подведомственные им учреждения и организации составляли единую систему Министерства юстиции СССР.
В развитие принятых решений в сентябре—ноябре 1970 г. были приняты указы президиумов верховных советов союзных республик об образовании министерств юстиции. 24 сентября было воссоздано Министерство юстиции РСФСР. Министром юстиции РСФСР назначен Владимир Михайлович Блинов.
В рассматриваемый период
Главными задачами Министерства юстиции СССР определялись: укрепление социалистической законности, охрана прав и законных интересов государственных, кооперативных, общественных организаций и граждан; совершенствование деятельности по борьбе с преступностью и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений; обеспечение организационного руководства судами, повышение уровня этой работы, всемерное содействие осуществлению целей правосудия и задач суда при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону; систематизация и подготовка предложений о кодификации законодательства, всемерное содействие повышению уровня кодификационных работ, проводимых министерствами и ведомствами СССР, по совершенствованию законодательства; совершенствование деятельности нотариата, органов записи актов гражданского состояния, адвокатуры, судебно-экспертных и других подведомственных организаций и учреждений юстиции; совершенствование правовой работы в народном хозяйстве в целях усиления ее влияния на повышение экономической эффективности общественного производства, охраны социалистической собственности, дальнейшего укрепления государственной и трудовой дисциплины, строгого соблюдения прав и законных интересов предприятий, организаций, учреждений и граждан; организация пропаганды правовых знаний и разъяснение законодательства среди населения; содействие развитию правовой науки и использованию ее достижений в государственном, хозяйственном и культурном строительстве; обеспечение учреждений и организаций системы Министерства и судов квалифицированными кадрами; переподготовка и повышение квалификации кадров этих организаций, учреждений и органов.
В русле этих задач работало и Министерство юстиции РСФСР.
Большими правами и обязанностями был наделен министр юстиции СССР, персонально отвечавший за выполнение возложенных на Министерство задач. Министр издавал приказы и инструкции и давал указания, обязательные для исполнения министерствами юстиции союзных и автономных республик, отделами юстиции исполнительных комитетов краевых, областных и городских Советов народных депутатов, органами записи актов гражданского состояния, адвокатур, учреждениями судебных экспертиз, нотариата, другими подведомственными Министерству учреждениями юстиции и организациями, а по вопросу организации работы — судами союзных республик и военными трибуналами; проверял исполнение этих приказов, инструкций, указаний.
Юридическая деятельность Министерства образования Республики Башкортостан
... Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан. Министерство является юридическим лицом, имеет счета, открываемые в соответствии с законодательством, гербовую печать ... представляемых на подпись министру; - представление в установленном порядке интересов Министерства в судах и других органах; - систематизированный учет и хранение нормативных ...
Важную роль в работе Министерства юстиции играла коллегия Минюста СССР. На своих регулярно проводимых заседаниях она рассматривала основные вопросы деятельности Министерства: заслушивала доклады министров юстиции союзных и автономных республик, начальников отделов юстиции исполнительных комитетов краевых, областных и городских Советов народных депутатов, руководителей органов записи актов гражданского состояния, нотариата, адвокатуры, научно-исследовательских учреждений, учебных заведений и других подведомственных Министерству учреждений и организаций, доклады председателей Верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных, городских, районных народных судов и военных трибуналов по вопросам организации работы судов, отчеты управлений и отделов Министерства, вопросы проверки исполнения, подбора и воспитания кадров, обсуждала разрабатываемые Министерством проекты важнейших законодательных актов и постановлений Правительства СССР, заключения по проектам нормативных актов, вопросы систематизации законодательства, проекты важнейших приказов и инструкций.
К функциям органов и учреждений юстиции относилось участие в различных конференциях, семинарах, симпозиумах и их организация, деловые поездки, в том числе по вопросам борьбы с правонарушениями.
В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. Новая Конституция, сохраняя существовавший порядок выбора судей и народных заседателей, подчеркивала их ответственность и подотчетность перед избирателями и избравшими их органами. Эти и другие важные положения определили новые задачи для органов юстиции. Главной среди них являлась задача совершенствования советского законодательства на базе новой Конституции. Прежде всего должны быть разработаны законы, прямо названные в Конституции, а также вытекающие из ее содержания.
Глава 3. Деятельность Минюста в 1970-1980 гг.
3.1. Министерство юстиции и судебное управление
Первостепенной задачей, поставленной перед Министерством юстиции в рассматриваемый период, являлось организационное руководство судами. В этой сфере Минюст разрабатывал предложения по вопросам организации судов союзных республик и военных трибуналов (дислокация, структура, штаты), проведения выборов судей и народных заседателей; руководил организацией отчетов судей перед избирателями; проверял организацию работы судов союзных республик и военных трибуналов, заслушивал по этим вопросам доклады председателей судов и военных трибуналов и принимал меры к улучшению работы по изучению и распространению положительного опыта; обеспечивал создание надлежащих условий для осуществления правосудия; в целях дальнейшего совершенствования деятельности судов изучал и обобщал судебную практику, координируя эту работу с Верховным Судом СССР, а также использовал результаты обобщения для устранения выявленных недостатков в организации работы судов; проверял организацию работы судов по рассмотрению материалов об административной ответственности и принимал меры к улучшению этой работы; организовывал работу по ведению судебной статистики и использовал ее данные для улучшения организации и деятельности судов союзных республик и военных трибуналов по осуществлению правосудия и для подготовки предложений по совершенствованию законодательства; организовывал социологические исследования в целях разработки мер по борьбе с преступностью и укреплению социалистической законности, координируя эту работу с Прокуратурой, Верховным Судом, Министерством внутренних дел СССР и другими заинтересованными учреждениями и организациями; осуществлял руководство и контроль за работой по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий; оказывал правовую помощь товарищеским судам, добровольным народным дружинам и другим общественным организациям, ведущим борьбу с правонарушениями.
Организация работы военной прокуратуры
... правовых актах и во внесенных изменениях, а некоторые в оптимальной и добросовестной работе органов военной прокуратуры. Действуют разные кодексы такие как: Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Гражданский ... государем, фискалы образовались при всех центральных и местных органах - коллегиях, канцеляриях, судах и др. В их основную обязанность входило тайно проведывать, доносить и обличать ...