Международное воздушное право — это отрасль международного права, представляющая собой совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, которыми определяется правовое положение воздушного пространства и находящихся в нем
Пространственная сфера действия данной отрасли международного права определяется прежде всего с учетом физических свойств атмосферы — убывания ее плотности (разрежения) по мере удаления от земной поверхности, в связи с чем верхний предел воздушного пространства оценивается высотой в 100-110 км. Это обусловливается, во-первых, тем, что здесь пролегает граница, за которой химический и молекулярный составы воздуха уже не могут оставаться неизменными, так как его атомы, преодолевая земное тяготение, постепенно уходят в межпланетное пространство; во-вторых, тем, что до этой границы еще возможны полеты искусственных объектов с использованием аэродинамического свойства; в-третьих, тем, что на этой высоте находятся наиболее низкие орбиты искусственных спутников Земли.
В правовом отношении сфера действия международного воздушного права определяется с учетом подразделения атмосферы на воздушное пространство суверенное, расположенное над сухопутной и морской территорией
Международное воздушное право как отрасль международного права основывается на общих принципах международного права. Вместе с тем в систему норм воздушного права входят и специальные принципы и нормы, непосредственно регулирующие деятельность международной авиации в целом.
Воздушное пространство государства может использоваться для полетов иностранных летательных аппаратов только в соответствии с разрешительным порядком (разрешение в форме договора о воздушных сообщениях или разовое разрешение на полет, выдаваемое компетентным государственным органом).
Разумеется, государство обязано обеспечить осуществление прав других государств в пределах своей территории в соответствии с международными договорами (предоставление маршрутов и аэропортов для международных полетов, содействие в реализации коммерческих прав, предоставленных иностранным авиакомпаниям, и пр.).
Право международных договоров
... государства, может стать объектом международного договора. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора. Под целью международного договора понимается то, что стремятся осуществить или достигнуть субъекты международного права, заключая договор. Договор является тем средством, ...
Государство также должно использовать свое воздушное пространство таким образом, чтобы при этом не наносился ущерб правомерным интересам других государств.
Международное воздушное право – совокупность юридических норм и принципов, устанавливающих режим воздушного пространства и регулирующих отношения между субъектами международного права по вопросу использования этого пространства и организации международных воздушных сообщений. Это отрасль современного международного права и его составная часть 1 .
В истории воздушного права выделяют три периода:
1) первый (начальный) период (до 1919 г), когда в основном происходило формирование понятий воздушного права. Борьба шла между сторонниками принципа «свободы воздуха» и сторонниками принципа «суверенитета на воздушное пространство». Сторонники принципа «свободы воздуха» исходили из того, что воздушное пространство не подлежит национальному присвоению и на него не должна распространяться юрисдикция государства. Разновидностью этой теории была «теория зон», сторонники которой пытались провести аналогию правового режима водных пространств с правовым режимом воздушного пространства (нижние слои воздушного пространства должны находиться под суверенитетом государства, а верхние слои – в режиме «свободы воздуха»).
В этот период многие государства приняли национальные акты, закрепившие суверенитет на свое воздушное пространство;
2) второй период – между Первой и Второй мировыми войнами, когда произошло окончательное признание принципа полного и исключительного суверенитета государств над их воздушным пространством. Этот суверенитет был закреплен не только в национальных законодательствах большинства государств, но и в многосторонних конвенциях о воздушных передвижениях – Парижской (1919), Варшавской (1929), Чикагской (1944) и др.;
3) третий период – после принятия Чикагской конвенции (1944) – связан с научно-технической революцией в авиации, появлением качественно новых летательных аппаратов (реактивных, сверхзвуковых), а также с принятием новых принципов международного воздушного движения.
В основе современного воздушного права лежит принцип полного и исключительного суверенитета государств над воздушным пространством над своей территорией, закрепленный в ст. 1 Чикагской конвенции. Государственный суверенитет над воздушным пространством обладает как основными свойствами, характерными для государственного суверенитета вообще, так и особенностями, обусловленными спецификой воздушного пространства и связанным с ним международным сотрудничеством. Специфика этого принципа проявляется в совокупности прав по регулированию воздушной навигации, коммерческой деятельности авиапредприятий, по осуществлению административной, гражданской и уголовной юрисдикции по отношению к летательным аппаратам, а также экипажам, авиапассажирам и грузам.
Государственный суверенитет ограничен пределами самого воздушного пространства, границы которого можно условно определить как расстояние от поверхности Земли до перигея полета искусственных спутников Земли. В настоящее время сложилась норма обычного международного права, согласно которой граница между космическим и воздушным пространством не должна превышать 100–110 км. Государственный суверенитет распространяется и на воздушное пространство, находящееся над территориальным морем
Право международных договоров (2)
Субъектами права международных договоров являются субъекты международного права. Длительное время единственным источником права международных договоров являлись обычаи. Первый кодификационный акт в области права международных договоров был принят в 1928 году на конференции американских государств. Им явилась Гаванская конвенция ...
Вторым принципом
Находясь в таком воздушном пространстве, воздушное судно подчиняется «праву флага».
Третьим принципом международного воздушного права является принцип обеспечения безопасности полетов самолетов гражданской авиации. Он обязывает государства:
- а)принимать меры, обеспечивающие надежность авиационной техники, аэропортов и служб;
- б) вести борьбу с незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации.
Однако перечень принципов международного воздушного права не является исчерпывающим. Например, можно говорить о принципе иммунитета военных летательных аппаратов, которые выступают как органы государства, предназначенные для защиты его прав и интересов. Военный самолет должен иметь опознавательные знаки, находиться под командованием офицера, состоящего на службе данного государства, иметь соответствующий экипаж, подчиненный воинской дисциплине. Находясь в воздушном пространстве над суверенными государствами или над открытым морем, самолет пользуется иммунитетом от иностранной юрисдикции, свободой от административного и иного принуждения.
Основным документом в области международного воздушного права является Конвенция о международной
Чикагская конвенция устанавливает общие принципы межгосударственного сотрудничества в области международных полетов, регулирования деятельности воздушного транспорта и обеспечения его безопасности, а также включает уставные положения Международной организации гражданской авиации (ИКАО).2
Нормативная система международного воздушного права включает также ряд других договоров, как то:
- Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве в 1929 году;
- дополняющие Варшавскую конвенцию Гаагский протокол 1955 года, Гвадалахарская конвенция 1961 года, Гватемальский протокол 1971 года, Монреальские протоколы (№ 1—4) 1975 года;
- Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952 года (действует взамен Римской конвенции 1933 г. и Брюссельского протокола к ней 1938 г.);
- в 1978 году к ней принят Монреальский протокол;
- Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна 1963 года;
- Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года;
- Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года;
- Монреальский протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международные полеты, 1988 года (Дополнительный к Монреальской конвенции 1971 г.);
- Женевская конвенция о признании прав на воздушное судно 1948 года;
- Соглашение о транзите 1944 года;
- Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 года.
Большую роль в международном воздушном праве играют принимаемые или одобряемые Советом ИКАО стандарты, рекомендуемая практика, процедуры и т. п., которые известны под общим названием «международные авиационные регламенты».
Цели и функции ИКАО
... уставе международной организации. Основными задачами ИКАО являются: обеспечение безопасности осуществления полетов гражданской авиации; обеспечение упорядоченного развития в сфере гражданской авиации; координация международного сотрудничества в области гражданской авиации; обеспечение международного сотрудничества в области эффективности перевозок. Правила ИКАО разделили воздушное ...
Стандарты и рекомендации ИКАО закреплены в 18 приложениях к Чикагской конвенции, процедурах аэронавигационного обслуживания, дополнительных аэронавигационных процедурах и других документах, содержащих рекомендательные нормы. За исключением обязательных правил полетов, содержащихся в Приложении 2 к Чикагской конвенции (только применительно к полетам над открытым морем), требований к бортовым журналам и признания свидетельств экипажа и удостоверений летной годности, указанные регламенты соблюдаются государствами по собственному усмотрению.
В юридической литературе встречается точка зрения о якобы договорной (особого рода) природе всех технических регламентов ИКАО. Однако в соответствии со ст. 37 Чикагской конвенции государства — члены ИКАО вправе представлять Совету ИКАО любые отклонения от авиационных регламентов (стандартов и рекомендаций), то есть исходить из своей национальной практики, воспринимая стандарты и рекомендации ИКАО лишь как желательный ориентир в унификации весьма разнообразных правил полетов, управления воздушным движением, выдачи свидетельств членам экипажа, связи, маркировки и т. д. Вместе с тем, как показывает международная практика, в сущности все государства стремятся учитывать важнейшие рекомендации ИКАО в интересах дальнейшего развития международных воздушных коммуникаций.
2. Международные полеты и режим воздушного
Международные воздушные передвижения регулируются Чикагской конвенцией 1944 года и национальным законодательством.
Исходя из принципа полного и исключительного суверенитета государств на воздушное пространство, каждое государство устанавливает
Государственный суверенитет над воздушным пространством ограничен пределами самого воздушного пространства и не может продолжаться за такими пределами. Однако до сих пор нет общепризнанной договорной нормы относительно высотной границы суверенитета государств на воздушное пространство. Позиции государств по этому вопросу значительно отличаются друг от друга.
Разрешение на осуществление полетов необходимо как для регулярных, так и для нерегулярных (разовых, эпизодических) международных полетов. Понятие «международный полет» не кодифицировано на универсальной основе и регулируется национальным правом.
Международные правила, соглашения и конвенции перевозки грузов ...
... CMR Конвенция о договоре по международной перевозке грузов с применением книжки МДП (carnet TIR) Данная Конвенция используется для осуществления контроля за доставкой товарных грузов, перевозимых автомобильным транспортом ... и нечетные номера) отрывных листов при пересечении более шести границ государств. На каждую перевозку одним транспортным средством выдается только одна книжка МДП (покупается у ...
Международное воздушное право не содержит единообразных правил относительно порядка влета на территорию государства или вылета с его территории воздушных судов иностранных государств. Такие вопросы относятся к внутренней компетенции государства. Из этого общего положения исходит и ст. 11 Чикагской конвенции 1944 года «Применение правил о воздушных передвижениях» 3 . Поэтому при международных полетах необходимо знание правил не только своего, но и иностранного государства, являющегося государством пролета. Многообразие таких правил создает определенные затруднения при осуществлении полетов. Исходя из этого, ИКАО проделала большую работу по унификации аэронавигационных правил, оформив их в виде технических приложении к Чикагской конвенции 1944 года, получивших название «Международные стандарты».