Правовые основы обращения с промышленными отходами

Развитие промышленности и сельского хозяйства приводит к образованию все большего количества отходов. Только города мира ежегодно выбрасывают в окружающую среду до 3 млрд. тонн твердых промышленных и бытовых отходов и более 500 кубических километров стоков. Первое место по количеству загрязняющих органических веществ занимают промышленные отходы, затем, городские и сельскохозяйственные. В России ежегодно образуется 5–7 млрд. тонн отходов производства и потребления.

Невосполнимый ущерб флоре и фауне наносит химическое загрязнение почвы в результате несоблюдения и нарушения правил складирования и захоронения промышленных отходов. Необходимо помнить, что любое загрязнение может пагубно отразиться на состоянии поверхностных вод и на возможности эксплуатации подземных вод.

Среди социальных последствий загрязнения окружающей среды отходами центральное место занимает угроза здоровью человека.

Обращение с отходами – одна из наиболее масштабных и сложных экологических проблем. Она проявляется, с одной стороны, в причинении экологического вреда, с другой – для удаления твердых отходов требуется выделение земельных территорий.

В контексте экологического права выделяются отходы производства и потребления:

  • отходы газообразные;
  • жидкие и твердые;
  • опасные отходы;
  • радиоактивные отходы.

Переработка, утилизация и захоронение промышленных и бытовых отходов является одной из приоритетных экологических проблем крупных городов.

В законодательстве предусмотрен всесторонний подход к регулированию обращения с отходами, включая деятельность, в процессе которой образуются отходы в сферах производства и потребления, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Государственная политика в области обращения с отходами в Российской Федерации основывается на принципах:

  • охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия;
  • научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
  • использования новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;
  • комплексной переработки материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
  • использования методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
  • доступа в соответствии с законодательством РФ к информации в области обращения с отходами;
  • участия в международном сотрудничестве РФ в области обращения с отходами.

Информацию об объемах образования, использования, обезвреживания и размещения токсичных отходов в РФ, в субъектах РФ и на предприятиях различных отраслей экономики можно найти в годовой форме статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики. По данным Доклада о состоянии окружающей среды в 2007 г. проблемы, связанные с образованием, обезвреживанием и переработкой отходов производства и потребления, актуальны для всех субъектов Российской Федерации. При росте числа отчитывающихся предприятий с 2002 по 2007 гг. в 2,2 раза количество образовавшихся отходов выросло в 1,9 раза. Средний показатель использования и обезвреживания отходов, в последние годы постоянно уменьшавшийся, в 2007 г. увеличился до 57,9%.

12 стр., 5613 слов

Особенности государственного управления в области использования ...

... ЕС. 1. Государственное управление водными ресурсами в РФ 1.1 Особенности государственного регулирования правового режима земель водного фонда Государственное управление в области использования и охраны водных объектов является частью государственного регулирования водными ресурсами. Согласно Водному кодексу, государственное управление в области использования и охраны водных объектов осуществляют ...

На конец 2007 г, на территориях, принадлежащих предприятиям, размещено 26,7 млрд т отходов, из которых 44,5% приходится на Кемеровскую область. Следовательно, на каждого гражданина РФ приходится примерно по 188 тонн промышленных отходов. Однако значительная часть этих отходов является неопасной (V класс), и представляет собой отвалы горных пород.

В России основными документами, определяющими правовые основы обращения с отходами, являются:

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;
  • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»;
  • Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 г. №786;
  • Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения».

Регулирование в области импорта, экспорта и транзита опасных отходов ведется в соответствии с обязательствами РФ по выполнению требований Базельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, которая была ратифицирована Федеральным законом от 25 ноября 1994 г. №49-ФЗ.

К опасным отходам относятся непригодные для производства продукции либо утратившие свои потребительские свойства виды сырья, его неупотребимые остатки, изделия, продукты или возникающие в ходе технологических процессов твердые, жидкие, пасто-, газо- и парообразные вещества и энергия, способные вызвать отравление или иное поражение живых существ и среды их обитания.

Опасные отходы разделяются на токсичные (ядовитые), радиоактивные и иные.

Ст. 3 Федерального закона «Об использовании атомной энергии определяет радиоактивные отходы как ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. При этом под ядерными понимаются материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, а под радиоактивными веществами – не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. В понятие радиоактивных отходов включаются не только не подлежащие дальнейшему использованию вещества и материалы, но и те изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными актами. Они образуются:

  • при добыче и переработке радиоактивных руд;
  • при изготовлении ядерного топлива;
  • в процессе производства энергии на атомных электростанциях;
  • при переработке отработавшего ядерного топлива;
  • при производстве оружейных ядерных материалов;
  • процессе эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками;
  • при проведении научно-исследовательских работ с использованием радиоактивных веществ и делящихся материалов;
  • при использовании радионуклидов в медицине, науке, технике, а также при подземных ядерных взрывах.

Токсичные отходы – это не подвергающиеся утилизации в процессе производства продукты, изделия, виды сырья, содержащие токсичные (ядовитые) вещества. Действующее экологическое законодательство содержит в различных нормативно-правовых актах весьма широкий круг правил обращения с радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами и отходами.

Общие правила сформулированы в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается:

  • сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
  • размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  • захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
  • ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды.

Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определен Правительством Российской Федерации. Ныне действующий порядок лицензирования деятельности, в процессе которой образуются опасные отходы, а также деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов установлен Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006 г. №524 (в действующей редакции).

Этим Положением определены органы, уполномоченные на ведение лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами. Такими органами являются Министерство природных ресурсов и экологии России и его территориальные органы, которые выдают лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на всей территории Российской Федерации и на территориях субъектов Российской Федерации.

Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на ОПС и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями (таблица 1).

Эти критерии установлены специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией и Приказом Министерства природных ресурсов России от 15.06.2001 г. №511.

Класс опасности отходов – характеристика относительной экологической опасности отхода, которая устанавливается по степени его возможного негативного воздействия на окружающую среду.

Таблица 1 – Классификация опасных отходов

Степень вредного воздействия на ОПС

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для ОПС

Класс опасности отхода для ОПС

Очень высокая

Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует

1 класс

Чрезвычайно опасные

Высокая

Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия

2 класс

Высокоопасные

Средняя

Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника.

3 класс

Умеренно-опасные

Низкая

Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 3 лет

4 класс

Малоопасные

Очень низкая

Экологическая система практически не нарушена

5 класс

Практически неопасные

Определение класса опасности отходов осуществляется двумя методами:

  • расчётным
  • экспериментальным.

Расчёт класса опасности отходов производится в соответствии с установленными Критериями, которые классифицируют все отходы на пять классов. Так, в соответствии с первым классом, отходы, выброс которых необратимо нарушает экологическую систему без возможности её восстановления, обладают очень высокой степенью вредоносного воздействии на окружающую природную среду и относятся к чрезвычайно опасным. Соответственно отходы пятого класса почти не нарушают экосистему и являются практически не опасными, в связи с их очень низкой степенью вредоносного воздействия на окружающую среду.

Отнесение отходов к конкретному классу опасности осуществляется в соответствии с критериями и в порядке, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с опасными отходами.

Перечень компонентов отхода и их количественное содержание устанавливается по составу исходного сырья и технологическим процессом его переработки или по результатам количественного химического анализа.

Для того чтобы рассчитать класс опасности доходов необходимо определить степень опасности отхода для окружающей природной среды (ОПС) при условии его воздействия на неё. Таким образом, для определения степени опасности отхода, а соответственно его отнесения к тому или иному классу опасности отходов, производится ряд математических расчётов. Многие показатели определяются в соответствии с таблицами и формулами, учитываются различные поправки и погрешности. И в итоге получается конечный результат, который имеет численное выражение коэффициента опасности. Он в свою очередь и переводится по установленным нормативам в определённый класс.

Установленный производителем отходов класс опасности отхода заносится в паспорт опасного отхода и согласовывается в Федеральной службе по технологическому, экологическому и атомному надзору.

Паспорта отходов 1–5 классов опасности необходимо прикладывать к разработанному проекту нормативов образования отходов для выдачи Лимита на их размещение.

На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство РФ. В соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях: