Функции и полномочия прокурора в административном процессе

1. Функции и полномочия прокурора в административном процессе.

Прокурор осуществляет надзор за исполнением законодательных актов Республики Беларусь при ведении административного процесса.

Руководствуясь ПиКоАП Республики Беларусь, осуществляя надзор за ведением административного процесса, прокурор в пределах своей компетенции:

1) требует от должностного лица органа, ведущего административный процесс, представления материалов об административном правонарушении;

2) дает письменные указания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, и направляет их органам, ведущим административный процесс;

3) санкционирует производство процессуальных действий и применение мер обеспечения административного процесса в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом;

4) проверяет законность применения административного задержания физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, и иных мер обеспечения административного процесса, а также наложения административных взысканий;

5) освобождает своим постановлением физическое лицо, незаконно подвергнутое административному задержанию;

6) отменяет своим постановлением противоречащие законодательным актам Республики Беларусь постановления о производстве процессуальных действий и применении мер обеспечения административного процесса, за исключением постановлений, вынесенных судом;

7) опротестовывает противоречащие законодательным актам Республики Беларусь постановления по делам об административных правонарушениях;

8) поручает органу, ведущему административный процесс, подготовку дела об административном правонарушении для рассмотрения (по административным правонарушениям, протоколы по которым не составляются прокурором);

9) истребует из соответствующих суда, органа, ведущего административный процесс, дела об административных правонарушениях;

10) приостанавливает исполнение вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, за исключением постановлений о наложении административного взыскания в виде административного ареста или депортации.

Поручения, постановления и указания прокурора по делу об административном правонарушении направляются органу, ведущему административный процесс, и подлежат рассмотрению и исполнению в срок, установленный прокурором.

4 стр., 1653 слов

Законодательная власть в Республике Беларусь

... принципы защиты прав и интересов граждан. 1. Законодательная власть в Республике Беларусь Понятие «правовое государство» включает в себя такие принципы как верховенство права, ... системы законодательства Республики Беларусь, ознакомление с важнейшими международными актами в области прав человека, нормами конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного, трудового права ...

В соответствии со ст. 12.1 ПиКоАП Республики Беларусь, постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.

Руководствуясь ст. 12.7 ПиКоАП, жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом, уполномоченными рассматривать жалобу (протест), в месячный срок со дня ее поступления, а жалоба (протест) на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации — в трехдневный срок со дня поступления.

2. Задача

Проверяя законность содержания заключенных в следственном изоляторе, прокурор обнаружил, что находящийся под следствием Иванов водворен в карцер на 7 суток за то, что он в грубой форме отказался отвечать в ходе допроса на вопросы следователя.

Как должен поступить прокурор? Составьте необходимый акт прокурорского реагирования.

Согласно статье 35 Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей», лица, содержащиеся под стражей, могут быть водворены в карцер за:

  • ограничение в правах и действиях, унижение и оскорбление лиц, содержащихся под стражей;
  • нападение на сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц;
  • неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за их оскорбление;
  • неоднократное нарушение мер изоляции;
  • хранение, использование предметов, веществ, запрещенных к хранению и использованию;
  • участие в азартных играх.

Таким образом, наказание в виде водворения в карцер применяется за конкретные нарушения указанные в законодательстве. Отказ давать показания следователю в перечень этих нарушений не входит, следовательно Иванов был неправомерно водворен в карцер.

Согласно п. 2 ст. 35 Закона «О прокуратуре», при установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования: отменяет своим постановлением взыскания, наложенные в нарушение законодательства на лиц, содержащихся под стражей, немедленно освобождает их своим постановлением из штрафного и дисциплинарного изоляторов, помещения камерного типа, одиночной камеры (одиночной камеры на гарнизонной гауптвахте), карцера.

Постановление об освобождении из карцера

г. Минск 18 января 2014 г.

Прокурор Первомайского района г. Минска Комаровский В.В., проверяя законность содержания заключенных

УСТАНОВИЛ:

что Постановлением начальника СИЗО полковника Черткова С.А. обвиняемый Иванов водворен в карцер на семь суток за то, что в грубой форме отказался отвечать в ходе допроса на вопросы следователя.

Данное Постановление противоречит нормам статьи 35 Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под

17 стр., 8341 слов

Полномочия и процессуальное положение прокурора в уголовном процессе

... Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: провести исторический анализ становления института прокуратуры и закрепления правового статуса прокурора как участника уголовного судопроизводства; определить полномочия прокурора ...

ПОСТАНОВИЛ:

Отменить Постановление начальника СИЗО полковника Черткова С.А. и освободить Иванова А.А. из карцера.

Прокурор Первомайского района г.Минска

Комаровский В.В.

3. Задача

В исправительно-трудовом учреждении № УЖ 111 прокурор вскрыл факт изъятия без санкции прокурора администрацией ИТУ обнаруженных у осужденных к лишению свободы денег и иностранной валюты.

Какие меры должен предпринять прокурор?

Согласно ч. 9 ст. 73 УИК, обнаруженные у осужденных деньги, иностранная валюта изымаются и, как правило, зачисляются на счет исправительного учреждения по мотивированному постановлению начальника исправительного учреждения, санкционированному прокурором.

Согласно ч. 2 ст. 35 Закона «О прокуратуре», при установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования: в установленном порядке вносит представления, приносит протесты, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами, другими организациями, должностными лицами и иными гражданами.

На мой взгляд, в данном случае прокурорского реагирования будет официальное предупреждение. Согласно ст. 42 Закона «О прокуратуре», официальное предупреждение – акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый таким должностному лицу, иному гражданину в целях предупреждения совершения ими правонарушений.

На совершение каких действия администрация ИТУ обязана получать санкцию у прокурора?

Администрация ИТУ обязано получать санкцию прокурора на:

  • изъятие у осужденных денег, иностранной валюты (ч. 9 ст. 73 УИК);
  • реализацию изъятых ценных вещей и предметов (ч. 9 ст. 73 УИК);

— продление в исключительных случаях срока пребывания в воспитательной колонии осужденным, достигшим возраста двадцати одного года, еще до одного года (ч. 4 ст. 132 УИК).

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/prokuror-v-administrativnom-sudoproizvodstve/

  1. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16 июл. 1999 г., № 295-З: (в ред. Закона Респ. Беларусь от 3 января 2012 г. № 335-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь, 11 янв. 2000 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  4. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  5. О порядке и условиях содержания под стражей: Закон Республики Беларусь от 16.06.2003 N 215-З (с изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  6. Кеник, А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / А.А. Кеник. – Минск: «Амалфея», 2008. – 576 с.
  7. Середа, Г.Н. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания в виде ограничения свободы / Г.Н. Середа. – Минск: Тесей, 2007. – 160 с.
  8. Прокурорский надзор: Учеб.-метод. комплекс. / А.К.Соловьев. – Мн., 2004. – 228с.