Автомобильная травма: судебно-медицинская классификация. Травма в салоне автомобиля

Автомобильная травма: судебно-медицинская классификация

Под автотравмой следует понимать транспортную травму, причиненную элементами движущегося автомобиля, совокупность повреждений, полученных в результате выпадения из движущегося автомобиля, а также повреждения тела человека, полученные в результате его динамического контакта с наружными или внутренними элементами автомобиля.

Существует огромное разнообразие вариантов автомобильные травмы. Наиболее часто встречаются:

  • наезд (совокупность повреждений тела человека, находящегося вне автомобиля, в результате контакта первого с элементами кузова транспортного средства);
  • травмы, полученные внутри автомобиля (получают водитель и/или пассажиры автомобиля при различных вариантах столкновения его с теми или иными предметами);
  • травмы, полученные в результате выпадения из движущегося автомобиля;
  • травмы, полученные прижатием тела человека кузовом автомобиля к другим неподвижным предметам;
  • комбинированная автотравма (например, сочетание выпадения из автомобиля с последующим наездом/переездом).

Не следует путать такие термины, как автотравма и дорожно-транспортное происшествие (ДТП).

ДТП является собирательным понятием, может сопровождаться только повреждением частей автомобиля без причинения телесных повреждений участникам.

При расследовании автодорожных происшествий заключение судебно-медицинской экспертизы имеет исключительно важное значение. На основании научной оценки полученных данных при исследовании трупа или освидетельствовании потерпевшего судебномедицинская экспертиза имеет возможность установить определенные факты, касающиеся как механизма автодорожного происшествия в целом, так и отдельных его этапов. Это имеет существенное значение для следственных органов, так как помогает им на основании научных данных восстановить картину дорожно-транспортного происшествия во всех ее деталях. Однако значение судебно-медицинской экспертизы не ограничивается только этим. При помощи заключения судебно-медицинской экспертизы следственные органы могут проверить версии, выдвигаемые свидетелями, подозреваемым или обвиняемым. Это позволяет им подтвердить или исключить определенные факты, касающиеся возникновения следов и повреждений на одежде и теле пострадавших на том или другом этапе происшествия, а следовательно, и объективно установить виновность или невиновность того или другого участника происшествия. Все это в еще большей степени повышает значение экспертизы по данной категории дел.

3 стр., 1190 слов

Методы обследования больных с травмой лица. Неогнестрельные повреждения ...

... Методы обследования больных с травмой лица. Неогнестрельные повреждения мягких тканей лица. Классификация травм челюстно-лицевой области: I. Механические повреждения верхней , средней, нижней и боковых зон лица. 1. По локализации А. Травмы мягких тканей с повреждением: а) языка б) ...

Вопросы, требующие для своего разрешения проведения судебномедицинской экспертизы, могут возникнуть в любой стадии уголовного процесса. Однако наиболее часто они возникают в стадии предварительного следствия, когда эксперта приглашают для участия в осмотре места происшествия, исследования трупа, освидетельствования лиц, пострадавших при катастрофе, освидетельствования водителя, а также для исследования вещественных доказательств. На этой стадии судебно-медицинскому эксперту иногда поручается также проведение дополнительных экспертиз по вновь открывшимся обстоятельствам или проведение экспертизы по материалам дела.

На разрешение судебно-медицинской экспертизы следственные органы ставят широкий круг различных вопросов. Практика показывает, что многообразие вопросов чаще определяется отсутствием в распоряжении следственных органов достаточных доказательств по делу, и реже — необходимостью проверки или подкрепления других доказательств. Эти вопросы могут относиться к пешеходу, пассажиру и водителю как в несмертельных, так и в смертельных случаях.

Предусмотреть перечень всех вопросов, которые могут предлагаться следственными органами, практически нельзя. Их число зависит от каждого конкретного дела, а в ряде случаев определяется и полнотой имеющихся у следователя доказательств.

В зависимости от исхода травмы у пострадавших при автодорожных происшествиях вопросы, предлагаемые экспертам для решения, могут быть подразделены на три группы.

В первую группу должны быть включены общие вопросы, касающиеся всех участников происшествия (пешехода, водителя, пассажира) и во всех случаях, во вторую — вопросы, которые предлагаются только при исследовании трупа и в третью — вопросы, разрешаемые только при освидетельствовании живых лиц.

Успешное решение вопросов, интересующих следственные органы, во многом зависит от знания экспертом материалов дела, особенно таких, как протокола осмотра места происшествия, осмотра автомобиля, заключения по исследованию одежды, показания свидетелей и др.

Заключение эксперта по делам об автомобильных происшествиях должно базироваться на объективных данных, полученных на основании освидетельствования живого лица, результатов вскрытия трупа, дополнительных исследований с учетом материалов дела.

Общая классификация автомобильных травм

Вид автомобильной травмы

Возможные варианты травмы

I

Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (пешеходом, велосипедистом, мотоциклистом)

а) Травма от столкновения

тела с передней частью

автомобиля

б) Травма от столкновения те-

ла с боковой частью авто-

мобиля

в) Травма от столкновения те-

ла с задней частью авто-

мобиля

II

Травма при выпадении (пассажира, водителя) из движущегося автомобиля

а) Травма при выпадении из

кабины автомобиля

б) Травма при выпадении из

кузова автомобиля (вперед,

в сторону, назад)

в) Травма при падении с под-

ножки автомобиля и др.

III

Травма от переезда (пешехода) колесом автомобиля

а) Полный переезд—передним,

задним или обеими колесами

б) Неполный переезд—перед-

ним колесом; задним ко-

лесом

IV

Травма в кабине автомобиля (пассажира, водителя)

а) Травма пассажира перед-

него сидения

б) Травма пассажира задне-

го сидения

V

Травма в результате сдавле-ния тела (пешехода, водителя, пассажира) между частями автомобиля и другими предметами или преградами

Травма в результате сдавле-ния между:

а) двумя автомобилями

б) автомобилем и другими

транспортными средства-

ми

в) автомобилем и неподвиж-

ными предметами (стена,

забор)

г) автомобилем и грунтом

д) частями автомобиля (двер-

цей и рамой)

е) частями автомобиля и пе-

ревозимым грузом и т. д.

VI

Комбинированные виды автомобильной травмы:

а) травма от столкновения

движущегося автомобиля

с человеком с последую-

щим его переездом коле-

сом;

б) травма при выпадении пас-

сажира или водителя из

движущегося автомобиля

с последующим переездом

их тела колесом;

в) травма водителя или пас-

сажира в кабине автомо-

биля с последующим вы-

падением из машины и

переездом колесом;

г) травма при выпадении во-

дителя или пассажира из

автомобиля с последую-

щим сдавлением их тела

частями перевернувшего-

ся автомобиля и др.

Варианты, характерные для отдельных видов автомобильной травмы

Механизм образования, локализация и характер специфических и характерных повреждений при отдельных видах автомобильной травмы различны. Автомобильной травме свойственны четыре механизма образования повреждений.

  1. Повреждения в результате удара частями автомобиля, о части автомобиля, о грунт или покрытие дороги.
  2. Повреждения вследствие общего сотрясения тела, вызванного одним из перечисленных ударов.
  3. Повреждения от сдавления тела между колесом автомобиля и покрытием дороги, между частями автомобиля и другими неподвижными предметами или между частями автомобиля и другими транспортными средствами.
  4. Повреждения в результате трения тела об автомобиль, о покрытие дороги при его волочении частями автомобиля или при скольжении тела по грунту.

При отдельных видах автомобильной травмы сочетания указанных механизмов могут быть различными. Это определяет возможность возникновения неоднородных повреждений как по локализации, так и по характеру и степени выраженности. Различия в локализации и характере повреждений, а также разнообразие их сочетаний лежит в основе дифференциальной диагностики конкретного вида автомобильной травмы.

Каждый вид автомобильной травмы протекает циклично и состоит из нескольких последовательно наступающих фаз.

Подробнее остановимся на таком виде травмы, как травма в салоне автомобиля.

Травма в салоне автомобиля

При автомобильной травме, полученной внутри движущегося автомобиля, имеет место следующее:

  • контакт с элементами салона автомобиля;
  • общее сотрясение тела;
  • повреждения, нанесенные сдавлением тела между элементами кузова автомобиля.

Наиболее безопасным местом в салоне автомобиля является пассажирское место за водителем, наиболее опасным – переднее пассажирское место.

Характер повреждений, которые может получить водитель вследствие автотравмы, напрямую зависит от скорости движения автомобиля непосредственно в момент столкновения. На низких скоростях (не более 25 км/ч) рулевая колонка и ремень безопасности предотвращают сильные повреждения водителя, на более высоких скоростях – становятся их главной причиной. Возможны многочисленные переломы костей грудной клетки и лицевого отдела черепа при их контакте о рулевое колесо, полосовидный кровоподтек и переломы ребер от ремня безопасности, переломы пальцев кисти, локтевых костей из-за того, что водитель держит рулевое колесо, травмы руки при соударении ее о рычаг коробки передач, переломы костей голени, стопы и области голеностопного сустава вследствие сильного удара ног о педали тормоза и сцепления, и контакта колен с элементами салона автомобиля. Кроме того, все пристегнутые пассажиры могут получить так называемые хлыстообразные переломы шейного отдела позвоночника вследствие его чрезмерного сгибания (в момент лобового столкновения) или разгибания (при ударе автомобиля сзади).

Непристегнутые водитель и пассажиры получают тяжелые повреждения в результате динамического контакта с элементами салона, пробивают головой лобовое стекло и могут в итоге вылететь через него на дорожное покрытие. У таких пострадавших находят круговые переломы основания черепа и множественные переломы костей свода черепа.

Травма, полученная внутри кабины или салона автомашины встречается часто при столкновении, ударе о неподвижное препятствие, переворачивании автомашины, а также при резком ускорении или торможении. Основными являются повреждения, возникающие при ударе и сдавлении внутренними частями автомобиля, в результате резкого перемещения тела. Так, при столкновении автомашины находящиеся внутри водитель и пассажир смещаются вперед. Водителя можно установить по ряду характерных повреждений. Это образующиеся от сдавления груди рулевым колесом ссадина или кровоподтек, обычно неполной кольцевидной формы, переломы грудины и ребер, разрывы кожи между первым и вторым пальцами; ссадины или раны передней поверхности коленного сустава, переломы надколенника при перемещении вперед и сдавлении панелью приборов; повреждения голеностопных суставов; повреждения на лице в виде кровоподтеков, ушибленных ран, переломов костей лицевого отдела черепа; перелом вертлужной впадины таза, иногда с лобковой костью, вывихи бедра при резком упоре ногами.

Если водитель или пассажир был пристегнут ремнями безопасности, то у него образуется полосчатый кровоподтек, реже другие повреждения от сдавления ремнем, и вместе с тем, снижается число тяжелых травм вследствие удерживания тела от перемещения по салону. При резком изменении скорости, что бывает при ударе в машину сзади, у водителя и пассажиров наблюдается хлыстообразные переломы VI—VII шейных позвонков, реже — IV—V поясничных, разрывы связок и межпозвоночных дисков вследствие отбрасывания, сдавления кзади, разгибания шейного отдела позвоночника и запрокидывания головы. Профилактическим средством таких переломов служит подголовник.

Наибольшее число травм человек, находящийся в автомобиле получает при ударе о двери, рулевое колесо. Анализ случаев со смертельным исходом показал,

что 52% из них по причине деформации кузова и 46% из-за удара пассажира о внутреннюю часть автомобиля. Необходимо помнить, что повреждения головного покрова и контузии более опасны, чем повреждения черепа. При ударе по голове мозг смещается и вследствие этого нарушение его функционирование. На повреждения человека оказывают: его вес, возраст, рост, пол человека, скорость и характер столкновения, массы автомобилей, использование ремней

безопасности, наличие безопасной рулевой колонки, квалификация водителя. При столкновениях люди малых габаритов (маленькие Дети) могут оказаться в более тяжелых ситуациях.

Основная причина получения тяжелых и смертельных травм это удары о рулевую колонку и переднюю панель. Особую опасность представляет ветровое стекло. Использование ремней безопасности снижает процент тяжести ДТП наполовину. Среди водителей и пассажиров, не пользующихся ремнями безопасности, получают ранения 46,3% и гибнут 3%. Для пристегнутых ремнями эти величины составляют 19,2% и 0,8%. Эту истину многие не знают, а из тех лиц кто знает, не всегда надевают ремень безопасности. Пожелание надевать ремень безопасности относится к начинающим и опытным водителям.

Тяжесть травм зависит от расположения места на котором сидит человек в салоне автомобиля. Чем больше элементов автомобиля, о которые он может удариться, тем больше вероятность получить травму. Исходя из этого, самыми опасными местами в автомобиле являются передние, т.е. водителя и пассажира сидящего рядом с ним. Опасность размещения человека в автомобиле зависит в основном от вида ДТП и его особенностей.