Становление и развитие юриспруденции в Древнем Риме

Контрольная работа
Содержание скрыть
  • Политическая мысль Древнего Рима находились под сильным влиянием различных древнегреческих теорий. Однако политики и мыслители римской империи внесли немало нового в исследование и организацию политической жизни общества. Одной из крупных заслуг древнеримской мысли стало создание самостоятельной науки — юриспруденции. В Древнем Риме получили дальнейшее развитие идеи греков о тесной связи между государством, политикой и правом, законом.
  • Своеобразие древнеримской политической мысли определялось и тем, что Римская империя стала местом утверждения и развития христианской идеологии, провозгласившей идеи всеобщего равенства и свободы людей и отрицавшей позитивную роль частной собственности.
  • В условиях рабовладельческого общества, где рабы не были самостоятельными субъектами политической и правовой жизни и оставались лишь объектами чужой собственности, борьба за политическую власть развертывалась внутри привилегированного меньшинства.
  • Цель работы — рассмотреть политическую мысль Древнего Рима.
  • 1. Общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли в Древнем Риме

    История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни Древнего Рима. Историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754 -510 гг. до н.э.), республиканский (509 — 28 гг. до н. э.), императорский (27 г. до н.э. — 476 г. н.э.).

    Причем единая Римская империя в 395 году н. э. была окончательно разделена на Западную (столица — Рим) и Восточную (столица — Константинополь) империи, и последняя (Восточно-римская, Византийская империя) просуществовала до 1453 года. Политико-правовые институты и воззрения в Древнем Риме развивались на протяжении его долгой истории в условиях острой борьбы между различными слоями населения — патрициями и плебеями, нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и неимущими, оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками свободных низов), свободными и рабами Политология, Г. А. Белов. — М.: ЧеРо, 2001. С. 215..

    Хотя движения рабов не выдвинули сколько-нибудь четких и самостоятельных политико-правовых концепций и программ, однако они, нанося чувствительные удары по устоям рабовладельческого строя, несомненно, оказывали влияние на развитие политической и правовой идеологии тогдашнего общества. Это влияние заметно и в том внимании к «проблеме рабов», которая характерна для ведущих теорий Древнего Рима, для учений Цицерона, стоиков, юристов, идеологов раннего христианства.

    9 стр., 4205 слов

    Политические учения Древнего Рима

    ... Древнего Рима представлены учениями Цицерона, Августина Аврелия и ранних христиан. 1.Предпосылки возникновения политических учений Существенную роль в истории Древнего Рима ... верхов общества) и популярами (сторонниками свободных низов), свободными и рабами. Политико-правовая мысль Древнего Рима находилась ... Этому посвящен ряд максим раннехристианской правовой идеологии: «Каким судом судите, таким ...

    Древнеримская политико-правовая мысль находилась под заметным воздействием соответствующих древнегреческих концепций. Примечательно, что, когда в середине V века до н. э. плебеи потребовали составления писаного законодательства, в Грецию были направлены римские посланцы для ознакомления с греческим законодательством, и особенно с законами Солона. Результаты этого ознакомления были использованы при составлении важного источника древнеримского права — знаменитых 3аконов ХII таблиц (первые десять таблиц были приняты в 451 году до н. з., две последние составлены и приняты в 45О — 449 гг. до н.э.).

    Значительное влияние на древнеримских авторов оказали, кроме того, взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков, Полибия и многих других греческих мыслителей.

    В своих теоретических построениях римские авторы использовали естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о политике и политической справедливости, о формах государства, о смешанной форме правления и т. д.

    Римские авторы в своих построениях теоретически отразили ту новую, отличную от древнегреческой, историческую и социально-политическую реальность, в обстановке которой они жили и действовали (высокое развитие рабовладения и отношений товарного производства, кризис полисного устройства государства и старой полисной идеологии, превращение Рима в мировую державу, переход от республики к империи, от традиционных форм правления к новым формам единоличной власти — к принципату и доминату, кризис рабского труда и становление колоната и т. д.).

    Оставаясь идеологическими защитниками основ существовавшего строя, они вместе с тем в теоретическом отношении внесли своим творчеством заметный вклад в историю учений о государстве и праве и тем самым оказали большое влияние на последующее развитие политико-правовых учений в средневековье и новое время. История политических и правовых учений./ Под ред. В.С. Нерсесянца. — М.: НОРМА-ИНФРА, 2003. — С. 46

    2. Вклад ученых в развитие древнеримской политической мысли

    2.1 Полибий

    Заметный вклад в становление древнеримской политической мысли внес Полибий (205-125 гг. до н.э.), бывший латинизированным греком. Он был связан отношениями дружбы со многими известными римскими семьями и был принят римской элитой как друг.

    Вместе с римскими легионерами Полибий побывал в Ливии, Галлии, Корсике, Испании. Он присутствовал при разрушении Карфагена в Северной Африке.

    Восхищаясь своими «покровителями», Полибий решает написать на греческом языке свою «Историю».

    Огромное впечатление на Полибия произвел тот факт, что Рим всего за 53 года (223-168 гг. до н.э.) сумел навязать свое господство почти всему обитаемому миру, который в те времена отождествлялся со Средиземноморьем. И он задается вопросом: «Как и благодаря какому правлению Римское государство смогло — что является беспрецедентным, — распространить свое господство почти на всю обитаемую землю, и это менее, чем за 53 года»1.

    19 стр., 9251 слов

    По предмету «Право» : «Теория разделения властей»

    ... выделял судебную власть, полагая ее составным элементом исполнительной власти. Основоположником же современной теории разделения властей по праву, считается выдающийся ... Аристотель уже выделял «три элемента» всякого политического устройства, считая, что от их организации зависит ... и содействие, с другой — сдерживать власть другого. По мнению Полибия, Ликург отдавал предпочтение форме правления не ...

    Полибий находился под большим влиянием произведений Платона и Аристотеля. Однако, в свою очередь, он оказал сильное влияние на Ш. Монтескье, который частенько его цитировал в своих произведениях.

    О глубокой связи подходов Полибия и Платона, как и Аристотеля, свидетельствует следующее размышление латинизированного грека: «Примитивное, стихийное и естественное правление — это правление одного лица, из которого, после некоторого улучшения с помощью искусства, появляется монархия, Этот режим, вырождаясь, преобразуется в режим такой же природы — деспотию. Потом на руинах и того, и другого устанавливается аристократия, которая, в соответствии с законом природы, вырождается в олигархию. Потом, когда разгневанный народ накажет руководителей за злоупотребление, рождается демократия. Наконец, с течением времени безмерной вольности и презрения к закону устанавливается в конце этого ряда охлократия». Термин «охлократия» в политической науке означает власть толпы, или популистское правление, что античные авторы определяли как демагогия и даже анархия.

    Критикуя организацию власти в Афинах и отдавая должное римлянам в вопросе организации власти, Полибий достаточно проницательно отмечал, что «афинский народ всегда напоминал экипаж судна, не имеющего капитана»3. Полибий отмечает превосходство политической системы Рима по сравнению с такой системой Греции. Это превосходство, по его мнению, связано с тем, что политическая система в Риме имеет смешанный характер, сочетая в себе черты монархии, аристократии и демократии в ее наилучшем и почетном смысле. Монархической политическая система Рима была потому, что она включала в свой состав институт консула, аристократической — в силу наличия Сената и демократической — так как в ней были представлены комиции и трибы.

    Полибий, характеризуя «смешанный» режим пишет:

    «Все виды деятельности государства в каждой из областей их осуществления были организованы и отрегулированы под руководством этих трех властей, столь уравновешенных и столь разумных, что никто, ни один римский гражданин не мог бы сказать с уверенностью является ли такая власть аристократической, демократической или монархической. И были основания для такой растерянности. Тому, кто все свое внимание сосредоточивал на власти консула, последняя казалась как полностью монархическая, со всеми присущими ей характеристиками. Тому, кто рассматривал власть Сената, последняя казалась как аристократическая. А если рассматривали власть народа, очевидным казалось, что речь шла бы о демократии».

    Полибий выявил и показал, что все эти власти действуют согласованно.

    Он пишет: «Таковыми являются средства, которыми располагает каждая из трех властей, чтобы противостоять друг другу или взаимно поддерживать друг друга. В силу этого в критических ситуациях превосходная согласованность утверждается между ними и такая сильная, что мы не смогли бы найти лучшей системы правления… Когда одна из властей, надувшись от своей важности, стремится восторжествовать над другими и стремится присвоить себе больше власти, чем ей положено, очевидно, что ни одна из них -не может довлеть над другими, а воля каждой из них может быть остановлена и парализована двумя другими, и никогда одна из властей не может покушаться на область полномочий других или говорить о другой власти с пренебрежением. Все остается на месте, т. к. все предусмотрено для того, чтобы обуздать непомерные амбиции и чтобы каждая власть опасалась реакции соседней власти».

    4 стр., 1631 слов

    Политическая и правовая мысль Арабского Востока

    ... политической мысли Арабского Востока. Наряду с произведениями, в которых резко осуждается религиозный фанатизм и социально-политическое неравенство, появляются многочисленные политические ... аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас». Коран обосновывает необходимость общественного и политического ... на антифеодальное движение крестьян и городской бедноты. Учение этой секты стало ...

    А в современных условиях в демократических странах взаимодействие ветвей власти, в основном, строится в русле представлений Полибия.

    2.2 Марк Туллий Цицерон

    Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) вошел в историю не только как блестящий политик, великолепный оратор, но и как политический мыслитель, оставивший после себя интересные и глубокие произведения.

    В своих произведениях Цицерон исследует три традиционных формы правления и считает наилучшей формой правления «смешанную», в чем сказалось влияние Полибия.

    Цицерон является противником демократии, которая для него является режимом отнюдь не свобод, а распущенности. С презрением и даже с отвращением говорит Цицерон о недостойной для него практике, когда неважно кто может взять слово. Демократия для Цицерона является свидетельством испорченности мира, разрыва с традициями отцов и дедов.

    В глубине души Цицерон является сторонником монархии, или, говоря точнее, принсипата. В своем произведении о законах он пишет: «Я никогда не был сторонником народных институтов, и я верю, что лучшим государством является то, где господствуют лучшие, как во времена консульства твоего брата».

    Цицерон осуждает и олигархическое правление, в котором устанавливается господство ограниченной группы лиц, не брезгующих никакими средствами в утверждении своего господства. Такое правление является, в конечном счете, несправедливым и угнетательским.

    Цицерон полагал, что государство и власть в нем представляют собой выражение и форму защиты общего интереса (общей пользы) всех свободных членов общества, их правового общения между собой, естественного «общего правопорядка». Осуществление власти требует «равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий», предполагает сочетание науки и искусства. Властители должны быть мудрыми, справедливыми, воздержанными, красноречивыми, сведущими в делах, «владеть основами права» и следовать закону. Им необходимо не только обладать знаниями и добродетелями, но и уметь использовать их на практике для общего блага.

    Считается, что Цицерон является защитником аристократической республики, и в этом он не расходится с Полибием. Заслугой Цицерона является то, что принципы, сформулированные Полибием, он адаптирует к новой социально-политической ситуации в стране.

    Будучи проницательным мыслителем, Цицерон, как и Полибий, и большинство греческих мыслителей, понимал, что формы правления приходят в упадок. Не является исключением и Римская республика, страстным защитником которой был Цицерон. Он предполагал, что и форма правления, сложившаяся в Риме, рано или поздно вступит в полосу кризиса. И что тогда? Прибегать к услугам диктатуры? Этого Цицерон не допускал. Он выдвинул формулу рппсерз, лица, «способного заботиться о достоинстве и интересах граждан, опекуна и защитника публичного начала». Такой политик будет действовать по требованию Сената, а не кого-либо другого. В представлениях Цицерона идея аристократической республики подкрепляется участием народа в решении политических проблем. Позднее эта идея Цицерона будет взята на вооружение в период империи.

    19 стр., 9244 слов

    Развитие политических и правовых идей в Древнем Риме. Цицерон

    ... империи, от традиционных форм правления к новым формам единоличной власти - к принципату ... Цицероном и юристами) при создании, по существу, новой концепции - понятия юридического лица (правовой ... представления Демокрита о прогрессивном развитии людей от первоначального естественного состояния до ... древнеримских авторов оказали, кроме того, взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков, ...

    Следует сказать и о том, что Цицерон рассматривал участие в политике как моральный долг граждан. И значит, правящая деятельность является самой высокой функцией. И потому, по Цицерону, участие в политической жизни является самой высокой формой добродетели. Римский политик был убежден в том, что все граждане должны заниматься политикой. Если этого не происходит, государство оказывается в опасности, т. к. граждане в таком случае вынуждены подчиняться людям, лишенным добродетели, а это самое великое из всех возможных зол.

    Лучшая максима Цицерона, которой он, вероятно, руководствовался, звучит так: «Не следует видеть добродетель в искусстве, которым обладают, не имея возможности его применить». И Цицерон, овладев искусством политической мысли греков, сумел применить его на практике. И это то, что, помимо своих работ, оставил после себя Цицерон.

    В идейной жизни Рима первого века отмечено значительное влияние философии стоиков. Основными представителями римского стоицизма были ЛуцийАнней Сенека (ок. 5 г. до н.э. — 65 г. н.э.), Эпиктет (ок, 50 — ок. 140 гг.) и Марк Аврелий Антонин (121-180 гг.).

    2.3 Сенека

    Значительное место в стоицизме занимает Сенека, бывший к тому же крупным политическим деятелем. Он выдвинул идею духовной свободы для всех людей независимо от их социального положения. Подвергнуться рабству может лишь физическая сила человека, но духовно любой раб равен всем остальным. Отсюда следовала необходимость гуманного отношения к рабам.

    Стоики полагали, что для империи приемлемым является правление только одного человека — императора. Однако это правление должно осуществляться таким образом, чтобы сохранялась свобода как самое ценное достояние человека. Такое возможно только в том случае, когда правит добродетельный человек, моральные качества которого являются гарантией свобод граждан.

    Это означает, что едва ли основной проблемой политической жизни становится задача отыскания хорошего императора, который действовал бы в интересах народа, а не в своих собственных интересах. К тому же император, по Сенеке, должен строго следовать букве и духу закона.

    Не трудно видеть, что это довольно беспомощная позиция. История многих государств показала, что логика власти приводит ее обладателей к дальнейшей концентрации власти в одних руках, а мораль далеко не всегда является надежным спутником монархов Основы политологии. Д. П. Зеркин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С. 109..

    2.4 Августин Блаженный

    В Древнем Риме заявляют о себе и идеологи христианской церкви. Наиболее известным из них был Аврелий Августин (354-430), прозванный православной церковью «Блаженный», а католической — признанный святым и учителем церкви.

    Августин Блаженный открывает в политической мысли новую традицию, которая позволяет соединить воедино начало двух до того различных источников — Библию и греческую философию, переработанную Цицероном и бывшую для него прямым источником, если не сказать сильнее — инструментом концептуализации содержания новой веры. Эта новая вера утверждает, что сверхъестественные цели человека выходят за пределы условий обычной жизни, а также и то, что человек, созданный по образу Бога, отождествляемого с Христом, обладает абсолют-, ной ценностью. Это справедливо и в том случае, когда человек должен осуществлять земные задачи и нести земную ответственность, которые являются мирскими, а не «божественными»1.

    12 стр., 5772 слов

    Каноническое право (2)

    ... в особую систему канонического права. В силу значимости христианских правил для средневекового религиозного общества каноническое право обязывало своими требованиями не только священнослужителей и людей церкви, но и ... доктрину исключительной, “единоспасающей роли церкви”. Её разработал крупнейший политический и духовный мыслитель, один из отцов церкви св. Августин (IV в.). Согласно этой доктрине, ...

    Его основные произведения: «О граде Божьем», «О свободной воле», «Апология гонений». В своих произведениях Августин утверждал, что все социально-политические установления есть следствие греха. Греховность земного общества заложена божеством в виде свободной воли человека, который в праве жить по-человечески, по-своему. По-божьему могут жить лишь избранные. Соответственно весь человеческий род делится на две части, два града: живущие по богу и живущие по человеку.

    Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: «Град Земной», т. е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «Град Божий» — духовная общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».

    Эти два града не могут отождествляться с небом и землей. Согласно Августину, все социальные, правовые и государственные учреждения, созданные человеком, весь «Град Земной» — результат греховности человека, его извращенной свободной воли. Греховный земной град рушится. Сигнал тому — падение Рима. Но гибель Рима — это не конец истории. Свои надежды Августин связывает с так называемым «Градом Божьим», который следует не земным, а Божественным установлениям. Отметим, что Августин не отождествляет «Град Божий» с церковью. Последняя является «предызображением небесного Града».

    Греховность государства проявляется в отношениях рабства и господства. Оправдание государства в том, утверждал Августин, что оно поддерживает земной, временный порядок и служит церкви и тем самым оказывает помощь небесному граду направлять мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа человеческих мыслей и желаний. Идеал государственного устройства, по Августину, — малые государства, «правления народов», живущие как добрые соседи-христиане. Это лучше, чем мировая Римская империя. По ряду вопросов Августин разделяет позиции античных авторов. Он говорит, например, что сама природа толкает людей к объединению сначала в семье, потом в государстве для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. Стремление к объединению приводит к «общественному договору», понятие, которое, по мнению некоторых авторов, является новеллой Августина. С общественным договором он связывает представления о взаимных обязательствах. Августин полагал, что Бог создал человека так, что объединение в общество и политическая власть для него являются необходимыми. Отдельный индивид, общество, народ — лишь средства для установления божественного порядка. Главное в оценке формы правления — отношение к религии. Отсюда вытекала идея верховенства церковной власти.

    Августин высказывает ценные суждения о власти. Формы власти и ее носители, как он считает, определяются и устанавливаются людьми. Цель власти — обеспечение справедливости, мира и согласия между правителями и подданными. Государства, в которых не соблюдается справедливость, представляют собой грабеж. «При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, так же как и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре», — утверждал Августин. Всякая власть идет от Бога. Эту идею в полной мере поддерживает Августин. Он утверждает, что человек имеет власть над животными, но не над другими людьми. Сам феномен власти берет начало от Бога, а ее земная материализация — дело людей. Августин Блаженный обращает внимание на авторитет эффективной власти. Авторитет принадлежит Богу, а властью наделяются люди в соответствии с определенными процедурами (наследственность, выборы или жребий).

    9 стр., 4435 слов

    Основные виды деликтов в законах XII таблиц

    ... Семейно-брачное право О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, ...

    Бог не вмешивается в процедуру, рассматривая ее как вторичное явление. Августин полагал, что, поскольку Бог регулирует все в этом мире, невозможно, чтобы он оставил земное царство вне Провидения. История политических обществ не является только проявлением случайности, но она и не является результатом только божественного управления. В общем плане история является участником Провидения, а его пути непостижимы. Августин признает божественное происхождение авторитета, но говорит, что Бог не связан с определенной формой власти Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. — М.: Наука, 1999. С. 66..

    Августин выделяет три функции авторитета в обществе:

    • Функция командования обращена к тому, кто обладает особыми качествами.

    — Функция предвидения обращена к тем, кто подпадает под подчинение авторитета. Не следует угождать капризам народа, но следует решать все вопросы в интересах его блага. Правление должно быть добродетельным и должно быть нацелено на утверждение справедливости и аскетической жизни.

    • Функция рекомендаций побуждает правителя советовать своему народу. Авторитет не навязывается извне. Он, согласно Августину, должен быть принят как необходимая функция и должен быть любим как благодеяние.

    Вслед за великими греками Августин использует традиционное деление властной организации общества на правильные и неправильные формы. Несправедливый царь — тиран, несправедливый народ — тоже тиран, несправедливая аристократия — власть эгоистической группировки. Августин не затрудняет себя определением правильных форм власти. Любая форма правления, по его мнению, может оказаться хорошей или хотя бы терпимой, когда уважают Бога и человека, т. е. облюдают справедливость, верность заветам религии. Главной проблемой, которая занимала Августина, является отношение церкви к государству, духовной власти — к светской. В работах Августина нашла свое полное выражение теория разделения церковной и государственной властей. Он считал, что светская и церковная власти различны, хотя между ними есть точки соприкосновения. Государство призвано защищать церковь от ее врагов, варваров, еретиков. Церковь, в свою очередь, воспитывает паству в духе лояльности, гражданственности. В то же время Августин полагал, что высшей является церковная власть, потому что духовная сфера выше мирской. Церковь характеризуется тенденцией утверждения ее господства в обществе в силу того, что она является обладателем Истины. Августин — один из первых церковников, призывавших насильственно приобщать к христианской церкви, вооруженным путем искоренять ереси История политических и правовых учений./ Под ред. В.С. Нерсесянца. — М.: НОРМА-ИНФРА, 2003. С. 106..

    18 стр., 8776 слов

    Право собственности в древнем Риме (2)

    ... Рима. Сложившийся в нашей юридической, главным образом в учебной, литературе теоретические представления о римском праве собственности не вполне соответствуют римским юридическим источникам. “Обращение непосредственно к Институциям Гая и Дигестам Юстиниана ...

    3. История составления и источники Законов XII таблиц. Их общая характеристика

    3.1 Институты вещного права. Виды договоров в Законах XII Таблиц

    политический правовой древний рим

    Примечательной чертой Законов XII таблиц было четко проведенное разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй — все остальные вещи.

    Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе отчуждения вещей; при их продаже, дарении и пр. Именно по этому признаку определилось и само название указанных категорий. Первая называлась res mancipi (рес манципи), вторая — res пес mancipi (рес нек манципи).

    Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было совершаться в строго установленной форме. Она называлась mancipatio (манципация).

    Слово это происходит от manus — рука.

    Первоначальное образное представление о собственности шло от завладения вещью, захвата. Отсюда «манус». Манципация производилась следующим образом. 7 7 Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2005. С. 68.

    Продавец и покупатель (если взять наиболее частый случай) приглашали пять свидетелей (не менее) и весодержателя. Покупатель (приобретатель) касался рукой купленной им вещи («хватал раба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот… (предположим, раб) принадлежит мне и я купил его за эту медь».

    Продавец мог ограничиться молчанием, которое считалось знаком согласия. Медный слиток бросался на весы, символизируя уплату денег. В этом обряде пережиточно сохранилось воспоминание о тех временах, когда еще не умели чеканить монету и металл переходил из рук в руки в виде слитков определенного веса. Из этого можно заключить, что обычай манципации много древнее Законов XII таблиц, знающих уже и денежный штраф. Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы одного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде и т. д. были достаточными основаниями для признания сделки недействительной, даже если были уплачены деньги. Присутствие свидетелей, как и все другие условия манципации, — дань традиции. Они играли двоякую роль.

    В условиях неразвитости товарно-денежных отношений (появление собственно монет в Древнем Риме относят к середине V в. до н.э.) такая форма фиксации обязательств как договор (контракт) использовалась крайне редко и отличалась ярко выраженным формализмом. При одностороннем характере древнейших договоров (право требования принадлежало только одной стороне, а обязательства возлагались на другую сторону) именно внешняя формальная сторона определяла характер контракта.

    Договор займа по которому средством обеспечения являлись «мясо и кровь» должника, назывался в Риме — NEXUM (кабала), по способу заключения похож на манципацию (свидетели, медь, формула).

    При просрочки платежа кредитор пользуясь дозволением суда, «налогал на должника руку», что означало заточение в оковы. Помещённый в подвал дома кредитора должник трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь у своих друзей и родственников. 8 8 Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2005. С. 69.

    Тем временем, пока должник находился в заточении, он имел право помириться с кредитором, но если этого не происходило, то должник оставался в заточении 60 дней. В течении этого срока его три раза подряд в базарные дни приводили к претору на комициум и при этом объявлялась присуждённая с должника сумма денег.

    15 стр., 7262 слов

    Законы 12 таблиц в Древнем Риме

    ... право). Таблица IX -- публичное право, об общественных делах (равных). Таблица Х -- погребальное (церемониальное) право. Таблица XI -- божественное право (религиозные обряды). Таблица XII -- брачное право (мужа). закон публичный право рим ... в сочинениях древних авторов - Цицерона, Ульпиана, Гая и других величайших римских юристов. Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста II ...

    В третий базарный день его казнили, или продавали в рабство за Тибр, когда у должника оказывалось несколько кредиторов то: «в третий базарный день пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им в вину. (Таб III — 6) «По некоторым данным, это предписание не применялось буквально».

    Экономическая выгода стимулировала кредитора к продаже должника в рабство. Признавалось, что при выплате долга должник возвращал себе свободное состояние.

    Долговое рабство больше всего угрожало плебеям, лишённым той защиты и помощи, которую давали патрициям род и курия. Ликвидация долгового рабства стала вопросом острой борьбы.

    Правящая верхушка Рима пошла на уступки. В 326 г.до н.э. долговое рабство в Риме было отменено. Никто не должен был содержаться в оковах, кроме преступников. За долги следовало отвечать имуществом, но не телом.

    Законы XII таблиц определяют ряд обязательств, которые возникают вследствие причинения вреда, и рассматривают их не как правонарушение, а как посягательство на права частного лица (частные деликты), которое ставило обидчика в положение должника пострадавшего.

    К категории таковых частных правонарушений относились личная обида, которая наказывалась штрафом в 25 ассов (VIII. 4.).

    Особо жестоко наказывалась клевета или позорящие слова (смертная казнь) (VIII.1a; VIII. 1б).

    Обязательство в виде штрафов или возмещения причиненного ущерба полагалось в случае порубки чужих деревьев, неосторожного уничтожения чужого имущества, хранение краденых вещей, ростовщичество, предъявление суду поддельных вещей, потрава или кража урожая в ночное время (для несовершеннолетних).

    9 9 Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2005. С. 71.

    При этом наряду со штрафами сохраняется древнейший принцип талиона («VIII.2. Кто причинит членовредительство и не помирится с (потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое»).

    Законам XII таблиц известны и публичные деликты, относящиеся, прежде всего к посягательствам на государство. «IX.5. Закон XII таблиц повелевает предавать смертной казни того, кто подстрекает врага (римского народа к нападению на Римское государство), или того, кто предает врагу римского гражданина»

    Однако, несмотря на достаточно широкий спектр преступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении жизни римского гражданина могло быть принято только в центуриатной комиции.

    3.2 Правовое регулирование брачно-семейных отношений по Законам XII таблиц

    О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец.

    Такое родство называлось агнатическим, отчего все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами.

    Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца).

    Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений. Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа.

    В первом случае (confarreatio) брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. 110 Винничук Л. «Люди, нравы, и обычаи Древней Греции и Рима», Высшая Школа, М. 1988 г. С. 87.0 Вторая форма (coemptio) брака состояла в форме покупки невесты (в манципационной форме).

    Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака — «sine manu» — то есть «без власти мужа».

    Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение.

    Специфической особенностью брака sine manu было то, что его следовало возобновлять ежегодно, иначе на основании Законов супруг получал все права как в браке conventio in manum в силу давности владения.

    Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. Что позволяло ему говорить таким образом?

    Во- первых, несомненно, та власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas. В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias.

    Другое отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными- связь когнатическая, но связь юридическая — по римской терминологии агнатическая.

    В состав агнатической семьи входили: его жена, его дети, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias , а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей.

    В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом. Никто из остальных членов семьи полной правоспособности не имеет. Третья особенность заключалась в том, что термином familia обозначались не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные. Рабовладельцы стремились как- то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи.

    Первым видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом.

    Второй вид брака- sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей.

    Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.

    Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был па триархальным, по мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью. Личные и имущественные отношения между супругами были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.

    В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, под чинена власти мужа, которая в принципе не отличается от patria potestas отца над своими детьми. 111 Винничук Л. «Люди, нравы, и обычаи Древней Греции и Рима», Высшая Школа, М. 1988 г. С. 89.1

    Муж может истребовать покинувшую дом жену при помощи иска, подобного виндикации.

    Он может продать ее в кабалу, вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений.

    Все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа.

    Все, чем она будет обладать за время брака, принадлежит мужу. Столь бесправное положение жены смягчалось римскими обычаями и традициями в области семейных отношений. Например, обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу.

    По преданию, первый развод в Риме имел место в 231 г. до н.э., однако, очевидно, что семьи в Риме распадались и раньше.

    Так в Законах XII таблиц уже встречается статья, регулирующая эту сферу семейно-брачного права.

    Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке sine manu. Для формального развода мужу достаточно было произнести жене «Бери свои вещи и иди прочь» и отнять ключ (IV.3.).

    Также Законам XII таблиц известен и институт опеки, которая устанавливалась над женщинами («V.I.. … вследствие присущего им легкомыслия…», несовершеннолетними, безумными и расточителями (V.7. а.б.).

    Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции. 112 Винничук Л. «Люди, нравы, и обычаи Древней Греции и Рима», Высшая Школа, М. 1988 г. С. 91.2

    Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таковыми являлись:

    Смерть супруга, Заявление об отказе от брачного союза — развод

    Утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением его сословного положения, тем более утратой свободы, или изменением гражданства.

    Современное понимание уголовного преступления как социально опасного деяние в Законах XII таблиц распространяется только на преступления против Римской республики. Все прочие преступления рассматриваются в качестве деяний, наносящих вред отдельному гражданину Рима.

    Однако, рассмотрение правонарушений с точки зрения жестокости наказания и современного уголовного права позволяет отнести к этой категории следующие преступления, карающиеся по Законам XII таблиц.

    1. Кража, при поимке с поличным, наказывалась телесным наказанием и последующей выдачей потерпевшему для свободных, — телесным наказанием и казнью для рабов, для несовершеннолетних — телесным наказанием или простым возмещением убытков).

    При этом совершение кражи в ночное время могло повлечь за собой убийство преступника на месте, при этом убивший освобождался от ответственности, однако, в случае, если совершающий кражу в дневное время защищается с оружием в руках убийство его могло вызывать неприятные последствия для убийцы, ибо законы XII таблиц повелевали созывать народ для задержания преступника (VIII.12.).

    113 Винничук Л. «Люди, нравы, и обычаи Древней Греции и Рима», Высшая Школа, М. 1988 г. С. 92.3

    Вместе с тем, если вор не был пойман с поличным, на него лишь налагался штраф в двойном размере стоимости украденной вещи. (VIII.16.; VIII. 18a.) Потрава поля, преднамеренный поджог — карались смертью. (VIII.9.10.) Лжесвидетельствование — каралось смертной казнью (уличенный сбрасывался с Тарпейской скалы).

    Хранение краденой вещи — штраф в размере тройной суммы стоимости вещи (VIII.15а.)

    Убийство, очевидно также наказывалось смертной казнью, как это видно из текстов поздних римских авторов: «VIII.24б. По XII таблицам за тайное истребление урожая (назначалась) смертная казнь, более тяжкая, чем за убийство человека».

    Коррупция. Уличенные во мздоимстве судьи и посредники подлежали смертной казни.

    Однако, несмотря на достаточно широкий спектр преступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении жизни римского гражданина могло быть принято только в центуриатной комиции.

    3.3 Преступления и наказания в Законах XII Таблиц

    Современное понимание уголовного преступления как социально опасного деяние в Законах XII таблиц распространяется только на преступления против Римской республики. Все прочие преступления рассматриваются в качестве деяний, наносящих вред отдельному гражданину Рима. Однако, рассмотрение правонарушений с точки зрения жестокости наказания и современного уголовного права позволяет отнести к этой категории следующие преступления, карающиеся по Законам XII таблиц.

    Кража, при поимке с поличным, наказывалась телесным наказанием и последующей выдачей потерпевшему для свободных, — телесным наказанием и казнью для рабов, для несовершеннолетних — телесным наказанием или простым возмещением убытков).

    При этом совершение кражи в ночное время могло повлечь за собой убийство преступника на месте, при этом убивший освобождался от ответственности, однако, в случае, если совершающий кражу в дневное время защищается с оружием в руках убийство его могло вызывать неприятные последствия для убийцы, ибо законы XII таблиц повелевали созывать народ для задержания преступника (VIII.12.).

    Вместе с тем, если вор не был пойман с поличным, на него лишь налагался штраф в двойном размере стоимости украденной вещи. (VIII.16.; VIII.18a.).

    Потрава поля, преднамеренный поджог — карались смертью. (VIII.9.10.).

    Лжесвидетельствование — каралось смертной казнью (уличенный сбрасывался с Тарпейской скалы).

    Хранение краденой вещи — штраф в размере тройной суммы стоимости вещи (VIII.15а.) Убийство, очевидно также наказывалось смертной казнью, как это видно из текстов поздних римских авторов: «VIII.24б. По XII таблицам за тайное истребление урожая (назначалась) смертная казнь, более тяжкая, чем за убийство человека». Коррупция. Уличенные во мздоимстве судьи и посредники подлежали смертной казни. Однако, несмотря на достаточно широкий спектр преступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении жизни римского гражданина могло быть принято только в центуриатной комиции.

    Для уяснения дальнейшей истории римской государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскому судебному процессу указанной поры — процессу легисакционному (legis actio — совокупность ритуальных и строго формальных действий, жестов и слов, которые совершались на суде сторонами и магистратом).

    Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется законами XII Таблиц. Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая — ин юдицис. 114 Виппер Р. «Очерки по истории Римской империи», Издательство «Феникс», 1995 г. С. 51.4 Первая стадия была строго формальной, вторая — характеризуется свободной процедурой. В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных точно определенных для каждого данною случая словах, претор если никто не сбивался в произнесении должной, строго определенной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в кассу понтификов в виде залога правоты (II.1.).

    Малейшее нарушение формальной стороны процесса рассматривалось как вмешательство богов и влекло за собой проигрыш дела. Проигрыш дела вел к проигрышу залога и таким образом Рим защищал себя от сутяжников. Для второй стадии процесса претор назначал судью, самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало. С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору.

    Подавляющее большинство судебных дел в данный период в Риме рассматривалось в частном (гражданском) порядке. С древнейших времен особенностью организации судебной системы и процесса было то, что они предусматривали две стадии судебного производства: «ин юре «(in jure)» и «ин юдицио» (in judicio).

    На первой стадии дело рассматривалось у магистрата (обычно у претора), к которому должны были явиться лично истец и ответчик. В Законах XII таблиц предусматривалась особая процедура вызова ответчика истцом к магистрату. Неявка ответчика отдавала его во власть истца, который мог «наложить на него руки», т. е. поступить с ним как с неоплатным должником. У претора истец в торжественной форме заявлял свои претензии к ответчику. В случае, если ответчик соглашался с истцом, процесс завершался на первой стадии. Но, как правило, ответчик также в торжественных выражениях заявлял о своем несогласии. Совокупность ритуальных и строго формальных действий, жестов и слов, которые совершались на суде сторонами и магистратом, называлась «легисакцио» (legis actio), а отсюда и сам процесс получил название легисакционного. Было выработано пять основных легисакционных формул.

    Если же обе стороны у претора соблюдали установленную процедуру, дело переходило во вторую стадию и рассматривалось назначенным претором судьей или коллегией судей, которые разрешали спор по существу. На этой стадии допускались представители сторон и защитники (адвокаты).

    Если одна из сторон без уважительных причин не являлась в суд, то проигрывала дело. На данной стадии процесс не был связан строгими формами. Судьи знакомились с доказательствами, выслушивали речи сторон и их защитников. Решение судей было окончательным и обжалованию не подлежало.

    В уголовных делах магистрат, который вел дело, использовал инквизиционную процедуру. В течение всего процесса он поддерживал обвинение, вел допрос. Если консул выносил смертный приговор, то для приведения его в исполнение требовалось одобрение народного собрания.

    Заключение

    Однако следует иметь в виду, что римские авторы не ограничивались лишь простым заимствованием положений своих предшественников, а применяли их творчески и развивали дальше с учетом специфических социально-политических условий и задач римской действительности. Например, характерная для древнегреческой мысли идея взаимосвязи политики и права получила свое дальнейшее развитие и новое выражение в трактовке Цицероном государства как публично-правовой общности. Представление греческих стоиков о свободном индивиде было использовано римскими авторами (Цицероном и юристами) при создании, по существу, новой концепции — понятия юридического лица (правовой личности, персоны).

    Значительным достижением древнеримской мысли было создание самостоятельной науки — юриспруденции. Римские юристы тщательно разработали обширный комплекс политико-правовых проблем в области общей теории государства и права, а также отдельных юридических дисциплин (гражданского права, государственного и административного права, уголовного права, международного права).

    Римское право древнейшего периода отличалось строгостью, формализмом. Особое внимание было уделено урегулированию отношений, связанных с движением имущества и правом частной собственности, которое рассматривалось как полное господство собственника над объектом права.

    Однако община долгое время сохраняла право верховного контроля за распоряжением землей и прочим хозяйственно важным имуществом, которое имело семейный характер.

    К III в. до н.э. консервативное по своей сути цивильное право стало превращаться в определенное препятствие на пути роста торгового оборота и пришло в противоречие с потребностями развивающейся рабовладельческой системы. Однако, римляне не отменили действие Законов XII таблиц, дополнив законодательство более гибким преторским правом.

    Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов, — Цицерона, Ульпиана, Гая и др.

    Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста II века н. э. Гая, автора «Институций» — учебника для римских юридических школ. Его случайно обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне. «Институций» Гая были найдены под текстом сочинения богословского содержания.

    Список литературы

    [Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/yurisprudentsiya-v-drevnem-rime/

    1. Бирюков Ю.М. «Государство и право Древнего Рима». М.: Изд-во ВПА, 1969г.

    2. Винничук Л. «Люди, нравы, и обычаи Древней Греции и Рима», Высшая Школа, М. 1988 г.

    3. Виппер Р. «Очерки по истории Римской империи», Издательство «Феникс», 1995 г.

    4. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. Проф. К.И.Батыра. — М.: Юристъ, 2004.

    5. Гарридо М.Х.Г. Римское частное право: казусы, иски, институты. М., 2005.

    6. История политических и правовых учений./ Под ред. В.С. Нерсесянца. — М.: НОРМА-ИНФРА, 2003.

    7. Кузницин А.А. «История Древнего Рима», М.: Изд-во Наука 1980 г.

    8. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. — М.: Наука, 1999.

    9. Основы политологии. Д. П. Зеркин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

    10. Покровский И.А. История римского права. Минск: Харвест, 2004.

    11. Политология, Г. А. Белов. — М.: ЧеРо, 2001.

    12. Политология. Л. В. Сморгунов, В. А. Семенов. — СПб.: Нева, 2006.

    13. Политология. М. Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2003.

    14. Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2005.

    15. Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право (базовый учебник).

    Пер. с македонского/Под ред. д.ю.н., проф. В.А.Томсинова. М.: Зерцало, 2006.

    16. Хрестоматия истории Древнего Рима, «Высшая Школа», М. 1987 г.