Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране в 90-х годах ХХ века повлекли коренные изменения в различных отраслях законодательства страны. В связи с этим изменилась и отрасль административного права.
«Административное право регулирует те общественные отношения, которые складываются в процессе управления или осуществления управленческой деятельности. Специфической особенностью отношений, регулируемых административным правом, является юридическое неравенство сторон: один из участников такого отношения подчинен другому. Административно-правовому регулированию свойственен метод властных предписаний, метод властвования. Соответственно отношения управленческого характера есть отношения власти и подчинения. Для административно-правовых отношений характерен обязательный субъект. Они не могут возникнуть без участия органа управления или другого субъекта, наделенного юридически властными полномочиями» .
Особенно велика роль административного права в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объём государственной собственности обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества.
Нормы административного (публичного) права появились в глубокой древности. В России нормы административного права встречаются уже в «Русской Правде» и царских судебниках. В 1649 г. при Алексее Михайловиче издается первый полицейский устав «Наказ о градском благочинии», содержавший в основном административно-правовые нормы, которые охраняли общественный порядок в Москве. Наука административного права возникла сравнительно недавно. Первые работы русских полицеистов появились в первой половине XIX века.
В основном законе Российской Федерации — Конституции РФ в ст.2 главы 1 определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. [1]
Права и обязанности личности, содержащиеся в административно-правовых нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние. Субъектами прав и обязанностей, закрепляемых административным правом, и соответствующих общественных отношений являются и граждане, и все существующие органы публичной власти, и все организации любых форм собственности.
По административному праву «Административно-правовые нормы»
... поведения, заключение административных договоров, стимулирующие, поощрительные нормы и т. д. Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т. е. административно-правовой ...
Существует огромное множество источников административно- правовых норм. Источниками административного права являются законы (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов РФ, Международные акты) и многочисленные подзаконные акты — нормативно-правовые акты самой различной субординации, конкретизирующие законы.
«Перед административным правом стоят важные задачи: упорядочение различных компонентов системы гос. управления, закрепление научно обоснованных и наиболее целесообразных взаимоотношений между управляющими и управляемыми системами, регламентация связей различных отраслей управления, взаимодействия государственных органов с предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами».
Объектом исследования работы являются общественные отношения, возникающие в результате реализации и действия административно- правовых норм.
В правовой науке исследовались проблемы административно- правовых норм такими учеными, как Алехиным А.Л., Бахрах Д.Н., Веремеенко И.И., Габричидзе Б.М., Козловым Ю.М., Корнеевым А.П., Петровым С.М., Сорокиным В.Д. и другими учеными-административистами.
Основная цель данной работы состоит в изучении особенностей административно- правовых норм, их основных видов, реализации и действия административно- правовых норм.
Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи: изучение отличительных особенностей административно- правовых норм, анализ нормативно- правовой базы, регулирующей административно- правовые нормы, выявление пробелов правового регулирования, ознакомление и анализ судебной практики. Структура работы состоит из следующих положений: понятие и особенности административно- правовых норм, виды административно- правовых, реализация и действие административно- правовых норм.
Актуальность исследования данной темы обусловлена необходимостью изучения и исследования административно- правовых норм права, с целью правильного применения норм права на практике.
Таким образом, актуальность исследования данной темы определяется социальной значимостью административно-правовых норм, а также тем обстоятельством, что правовая культура российского общества, до сих пор не достигла уровня, соответствующего уровню правового государства. Достаточно остро ощущается как нехватка уважения к правам других граждан, так и неумение защищать собственные гражданские права, незнание административно-правовых норм.
Заключение (выдержка)
Многообразие административно-правовых норм и источников административного права ставит проблему его систематизации и кодификации. Административное право относится к числу самых сложных отраслей правовой системы Российской Федерации. Во многом это объясняется его многопрофильностью.
В современных же условиях административное право отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификации).
По существу сейчас кодифицирован лишь один институт действующего российского административного права. Имеется в виду Кодекс об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это — лишь частичная кодификация. Законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Таким образом, составляющей данной отрасли законодательства всегда является нормативный правовой акт.
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
... системы, сформулировать понятие конституционного-правового статуса субъектов РФ в условиях современности. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографического списка. Признаки субъектов Российской Федерации Статус субъектов Российской Федерации обладает следующей совокупностью признаков. Субъекты Федерации самостоятельно разрабатывают и ...
Однако полная, всеобъемлющая кодификация административно-правовых норм вряд ли возможна в принципе. В силу этого на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведения их в соответствие с интересами проводимой экономической реформы, с институтами, закрепленными в новой Конституции. Для этого требуется существенное обновление административно-правового нормативного материала, а также устранение пробелов в административно-правовом регулировании управленческих общественных отношений, инкорпорация административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам) и т.п.
Сейчас многие управленческие отношения регламентированы в кодификационных актах других отраслей российского права (например, в Водном, Таможенном Кодексах Российской Федерации).
Налицо- многоступенчатость законодательства, что не может не сказаться на попытках сформировать единые для всей страны правовые основы государственно-управленческой деятельности. С учетом разделения властей было бы обоснованным отказаться от фрагментарного включения в законы, посвященные организации и деятельности представительных органов государственной власти, норм, относящихся к органам исполнительной власти.
Ныне действующая Конституция РФ не исключает возможности издания подзаконных актов — постановлений Правительства РФ и указов Президента РФ. Подзаконные акты будут относиться к правоустанавливающим нормативным правовым актам только в тех случаях, когда они содержат общеобязательные нормы и правила, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.
Таким образом, очевидны перспективы работ по систематизации административного права, связанные с решением глобальной задачи становления прочных основ российского правового государства.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/administrativno-pravovyie-metodyi/
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. — М.: ЗАО «Славянский дом книги». 2005.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. // СЗ РФ. — 1994. — № 32.
4. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 15.07.1995г. № 101-ФЗ // Собрание законодательств РФ. — 1995. — № 629.
5. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. — 1994. — № 13.
6. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006г. № 59-ФЗ // Российская газета. — 2006. -№ 061.
7. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.1993г. № 5 в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2000г. № 19 // Российская газета. – 2000. — № 105.
Административное право как отрасль российского права
... второй главе рассматривается взаимодействие административного права с другими отраслями российского права, а также значение принципов административного права. административный право юридический норма 1. Административное право как отрасль российского права, .1 Понятие административного права Административное право как отрасль в системе российского права играет, наряду с конституционным, гражданским ...
8. О милиции: Закон РФ от 18.04.1991г. // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. – 1991. — № 16.
9. О средствах массовой информации: Федеральный закон РФ от 27.12.1991г. № 2124-1. // Вестник Верховного суда РФ.- 1992. — №2.
10. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 51.
11. О системе федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 14.08.1996г. № 1176 // Собрание законодательств РФ. — 1996. — № 34.
12. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 22.09.1998 № 1142 // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 39.
13. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Изменения и дополнения к указу Президента РФ от 25.05.1999 № 651 // Российская газета. — 29.05.1999.
Научная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/administrativno-pravovyie-metodyi/
14. Административное право: Учебник под редакцией Попова Л.Л. — М. 2005.
15. Алексеев А.С. Общая теория права. — Т. 2005.
16. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. – М. 1997.
17. Бахрах Д.Н. Административное право России. — М. 2002.
18. Габричидзе Б.М., Чернявский А.Г. Административное право. — М. 2005.
19. Дмитриев Ю.А., Евтеева В.С. Административное право.
20. Козлов Ю.М. Административные правоотношения. — М. 1976.
21. Коренев А.П. Кодификация советского административного права. — М. 1980.
22. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М. 1978.
23. Мельникова В.И. Административно-процессуальные нормы права. Общий обзор. // Журнал российского права. 2004. № 3.
24. Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. — Л. 1972.
25. Петров С.М. Административное право. Учебник. — М. 2005.
26. Полянский И.А., Ширяев В.Н. Административное право в схемах и определениях.
27. Тихомиров Ю.Х. Административное право и процесс. Полный курс лекций. — М. 2004.
28. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. — М. 2004.
29. Юсупов В.А. Теория административного права. — Т. 2005.