Аренда государственного и муниципального имущества

акционерные общества, акции которых находятся в собственности субъекта Российской Федерации 4021 по отраслям: непроизводственная сфера 1194 промышленность 1262 строительство 485 сельское и лесное хозяйство 745 транспорт и связь 335 по размеру пакета акций, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации: 100 процентов 688 от 50 до 100 процентов 731 от 25 до 50 процентов 859 менее 25 процентов 1743 государственные унитарные предприятия, в т.ч.: 8087 непроизводственная сфера 3811 промышленность 1128 строительство 951 сельское и лесное хозяйство 1431 транспорт и связь 766 объекты недвижимого имущества 408751

Сведения о приватизации муниципального имущества в 2005 году представлены в таблице 4.

Таблица 4

Количество объектов муниципального имущества, включенных в Программу приватизации на 2004г. (шт) 8994 из них: акционерные общества, акции которых подлежат приватизации 919 муниципальные унитарные предприятия 462 объекты недвижимого имущества 8236 Количество приватизированного муниципального имущества в 2004г. (шт.) 6602 Количество приватизированного муниципального государственного имущества в 2004г. (%) 73% из них: акционерные общества, акции которых подлежат приватизации 296 муниципальные унитарные предприятия 116 объекты недвижимого имущества 5567

Нужно отметить, что решая вопросы будущей приватизации, надо максимально соблюсти интересы как города, так и нынешних арендаторов. Естественно, что местная власть заинтересована в скорейшей приватизации, ведь это солидное пополнение городского бюджета. Сейчас чиновники изучают, что оставить в собственности города, а что продать частнику. Причем продать грамотно. Так, чтобы начавшиеся аукционы “не обвалили” цены на недвижимость.

Если со сроками аукционов, условиями и прочими техническими проблемами местные власти справятся легче, то вот реально помочь предпринимателю не так-то просто. В идеале нынешние арендаторы хотели бы получить первоочередное право на покупку этих помещений. Но беда в том, что закон такого не позволяет. Конечно, можно обратиться к федеральным органам власти, прежде всего в Государственную думу с предложением внести соответствующие поправки в закон. Или, например, определить некоторые льготы для нынешних арендаторов — предприятий торговли, сферы обслуживания, которые работают по социальным программам. То есть обслуживают горожан, относящихся к людям с низкими доходами. Речь идет в первую очередь об инвалидах, ветеранах, многодетных семьях — той категории, для которой выпущены специальные муниципальные социальные карты.

18 стр., 8837 слов

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

... только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия находится в государственной или городской собственности и передается такому предприятию в оперативное управление или на правах хозяйственного ведения. В связи с актуальностью выбранной темы, целью курсовой работы является ...

Чиновники Департамента имущественных и земельных отношений видят один из возможных вариантов в том, чтобы предоставлять в аренду муниципальные площади на большие сроки — до пяти лет. Как правило, сегодняшние сроки аренды не превышают года. Долговременная аренда, по мнению специалистов мэрии, дает предпринимателям время и шанс отрегулировать отношения даже в том случае, если придет новый собственник.

Идея вроде бы разумная. Но чтобы реализовать ее, потребуется время, а также необходимость узаконить многочисленные переделки, которые произведены на муниципальной площади нынешними владельцами. Дело в том, что арендаторы, как правило, перестраивают помещения под свои цели, причем иногда достаточно серьезно. Однако эта реконструкция далеко не всегда подтверждается документально. То есть не проходит регистрацию в бюро технической инвентаризации. А без технического паспорта, который выдает такое бюро, выставить на торги помещение невозможно. Неизбежно придется договариваться с нынешним владельцем о том, чтобы он узаконил все произведенные переделки. А значит, и идти ему навстречу, давая определенные гарантии будущей победы на аукционе.

Чиновники предлагают и ряд других возможных льгот для арендаторов, готовых перейти на долговременные сроки аренды. В том случае, если они сами претендуют на данное помещение, то возможен выкуп его в рассрочку.

Правда, скептиков на этот счет тоже немало: ведь по Гражданскому кодексу новый собственник вовсе не обязан сидеть и ждать, пока нынешний владелец освободит купленное им помещение.

Разговор на “круглом столе” получился достаточно острым. Часть проблем в ходе обсуждения удалось решить, но наиболее острые вопросы остались пока без ответа. Однако организаторы пообещали все предложения, высказанные арендаторами, в дальнейшем изучить и постараться учесть.

3.1. Отмена необоснованных ограничений на приватизацию

Освобождение государства от имущества, не соответствующего основанным на законе функциям государственных органов, зачастую затрудняется из-за наличия действующих, но фактически и порой давно устаревших ограничений на приватизацию (отчуждение) такого имущества. Анализ таких нормативных актов выявил порядка 80 федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, принятых с 1991 года. Одна только Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 № 2284, в действующем разделе 2.1 содержит более 40 позиций, запрещающих приватизировать различные виды федерального имущества.

Так например, пунктом 2.1.17 данного нормативно-правового акта установлено ограничение на приватизацию объектов и предприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации. Однако МВД России отмечает, что большинство действующих предприятий в системе Министерства созданы в 80-х и 90-х гг. Их создание было обусловлено тем, что крупные промышленные предприятия не были экономически заинтересованы в выпуске непрофильной и мелкосерийной продукции для МВД России. В настоящее время деятельность большинства унитарных предприятий малоэффективна, а по ряду предприятий убыточна и не всегда отвечает интересам Министерства. Доля продукции, идущая на нужды МВД России, в среднем не превышает 50% от общего объема. Следовательно, установленное ограничение в отношении имущества, закрепленного за унитарными предприятиями системы МВД России, в настоящее время не актуально.

4 стр., 1655 слов

Перестройка отношений собственности в переходной экономике, особенности ...

... определить насколько эффективно произошло формирование собственности в рыночной экономике. Объектом работы являются отношения собственности в российской экономике. Предметом работы является формирование новых экономических субъектов в процессе приватизации в российской экономике. Цель работы: провести исследование ...

Пунктом 2.1.24 указанной программы установлено ограничение на приватизацию объектов и предприятий Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации. Концепция реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2002№ 885-р, предусматривает проведение трех этапов реструктуризации, на последнем этапе которой предполагается акционирование федерального оператора почтовой связи с сохранением контроля со стороны государства. Соответствующие изменения в Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 № 2284 возможны после вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О почтовой связи».

Некоторые установленные ограничения на приватизацию требуют частичного пересмотра, так на рынке уже существуют организации, оказывающие аналогичные услуги. В этом смысле уже правомерно говорить о приватизации в отрасли (посредством разрешения и развития в ней частной инициативы).

К числу таких ограничений можно отнести ряд пунктов указанной программы, которые устанавливают запреты на приватизацию таких видов имущества, как предприятия, организации и объекты научно-технической сферы, государственной санитарной эпидемиологической службы Российской Федерации (пункт 2.1.9), государственные семенные инспекции, селекционно-гибридные центры, лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, льносеменоводческие и коноплесеменоводческие станции (пункт 2.1.22), организации, осуществляющие содержание федеральных автомобильных дорог общего пользования (пункт 2.1.38).

В связи с вышеизложенным, в соответствии с планами законопроектных работ Правительства Российской Федерации на 2003 и 2004 годы в настоящее время осуществляется подготовка законопроекта, а одновременно и проекта указа Президента Российской Федерации, предусматривающих отмену устаревших ограничений на государственного и муниципального имущества">приватизацию государственного и муниципального имущества. Надо отметить, что работа по отмене устаревших ограничений на приватизацию не приведет к тотальной отмене установленных ограничений. Напротив, в силу Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (пункт 6 статьи 43) актуальным на сегодняшний день запретам на приватизацию, введенным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, изданными им до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и федеральными законами, придана сила актов, изымающих соответствующее имущество из гражданского оборота.

3.2 Приватизация государственных учреждений

Результаты работы Правительственной комиссии по проведению административной реформы показали наличие на настоящий момент, как минимум, 6 503 федеральных государственных учреждений, излишних для выполнения функций федеральных органов исполнительной власти. Наряду с передачей их в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (посредством безвозмездной передачи имущества в установленном порядке), а также преобразованием в иные формы некоммерческих организаций (автономные учреждения и государственные автономные некоммерческие организации) в соответствии с разрабатываемыми федеральными законами, одним из способов оптимизации сети федеральных государственных учреждений является их приватизация.

6 стр., 2686 слов

Законодательство Российской Федерации о единой государственной ...

... органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; население, не занятое в сферах производства ...

В целях нормативного обеспечения реструктуризации бюджетного сектора по этому направлению был разработан проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», направленный на определение законодательного механизма приватизации государственных и муниципальных учреждений, который в настоящее время согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и находится на экспертизе в Минюсте России.

Принципы подготовки и проведения приватизации учреждений аналогичны применяемым при приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий. Тем самым обеспечивается единое правовое регулирование приватизационного процесса на всей территории Российской Федерации, включая необходимость планирования приватизации государственных и муниципальных учреждений.

Законопроект распространяет на государственные и муниципальные учреждения способ приватизации — преобразование в открытое акционерное общество, который в настоящее время применяется в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Не все государственные и муниципальные учреждения попадают в сферу действия законопроекта. Не подлежат приватизации государственные и муниципальные учреждения, приватизация которых запрещена нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, изданными им до вступления в силу части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации, и федеральными законами. Под этот запрет попадают, в частности, образовательные учреждения, а также учреждения, финансирование которых более чем на 50 процентов осуществляется из государственного бюджета.

В рамках нормативного обеспечения приватизации федеральных государственных учреждений целесообразно на уровне подзаконных актов Правительства Российской Федерации отразить специфику приватизации организаций научно-технической сферы. Предлагается предусмотреть особый механизм предпродажной подготовки объектов научно-технической сферы, существенно снижающи й вероятность их покупки в целях дальнейшего перепрофилирования.

Речь идет о случаях, когда рыночная оценка подлежащего приватизации имущества показывает, что стоимость недвижимого имущества существенно превышает стоимость иных активов, находящихся в распоряжении научной организации. В этом случае научная организация с ее согласия может быть переведена в иное помещение, стоимость которого сопоставима со стоимостью ее научного потенциала и иного имущества, подлежащего приватизации. Освободившееся здание, обладающее самостоятельной высокой инвестиционной привлекательностью, приватизируется отдельно на торгах.

12 стр., 5983 слов

Институт государственной собственности в российском гражданском праве

... настоящей работы будет рассмотрен и проанализирован институт права государственной собственности в исторической ретроспективе и в рамках двух экономических формаций: социалистической (СССР, РСФСР) и капиталистической (Российская Федерация). В чем же заключается значение государственной собственности? Государственная собственность ...

Представляется, что одобрение Правительством Российской Федерации данного механизма снимет последнее препятствие на пути согласования проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» — мнение Минобрнауки России о введении дополнительных условий приватизации научных организаций, направленных на сохранение их профиля.

Заключение

Несмотря на сокращение объема государственной собственности, государственный и муниципальный сектор экономики остаётся излишне громоздким, и неэффективно управляемым. Политика управления государственной и муниципальной собственностью в 2005-2008 годах должна строиться на принципах строгого соответствия состава государственного имущества функциям государства.

Основные задачи Правительства в этой сфере до 2008 года:

  • принятие законодательных и организационных мер, направленных на сокращение избыточной части государственного и муниципального сектора, которая не обеспечивает выполнения функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
  • повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества, необходимого для обеспечения выполнения функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
  • определение стратегических направлений трансформации государственного сектора.

Нельзя не отметить, что программа приватизации, ее сроки и охват объектов вызывают возражения, обуславливают необходимость глубокого изучения мирового опыта, согласно которому в первую очередь должны быть приватизированы и переданы в частную собственность малые и средние предприятия по производству товаров народного потребления, а также предприятия, связанные с социальной сферой, торговлей, общественным питанием. Крупные же предприятия и те сферы производства, которые определяют экономический потенциал страны, в переходный период должны находиться в ведении государства или трудового коллектива — акционерные предприятия. При этом основной пакет акций должен находиться в руках государства.

Практика работы даже арендных предприятий показывает, что коллектив предприятия, взяв в аренду на определенный срок имущество, принадлежащее государству, становится совладельцем государственной собственности, фактически хозяином процесса производства и распорядителем произведенной продукции. Уже при аренде преодолевается отчуждение трудящихся от собственности, создается ее новый тип — собственность трудового коллектива. Поэтому аренду в системе мер, осуществляемых по совершенствованию производственных отношений, направленных на качественное обновление производительных сил, в переходный период можно рассматривать как одну из форм реализации собственности. Арендные отношения создают реальные условия для действия рыночного механизма и ставят в партнерские отношения арендатора и арендодателя. Еще больший простор для действия рыночного механизма наряду с приватизируемыми предприятиями создают акционерные общества и другие формы хозяйствования, базирующиеся на коллективной собственности единственным субъектом присвоения произведенной продукции государственными предприятиями является государство.

7 стр., 3301 слов

Правовой статус личности в Российской Федерации : Конституционное ...

... пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (1993 г.); федеральные конституционные законы «О референдуме Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и многие другие. ^ Конституционно правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности отражает наиболее ...

Список литерауры

Конституция Российской Федерации. — М.: 2004.

Федеральный закон от 06.10.03 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Морозова Т.Г. «Муниципальный менеджмент», М.2005, «Юнити».

Баранчиков В.А. Муниципальное право: учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 390 с.

Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА(М,2004.

Введение в институциональную экономику: Учеб. Пособие / Под ред. Д.С. Львова. – М.: «Издательство «Экономика», 2005. – с. 639 (Высшее образование).

Косякова Н.И. Государственное предприятие в рыночной экономике. М.: Юриспруденция, 2001. – с. 440

Политическая экономия и история экономических учений: Учебник. – 2-е изд., доп. И перераб. / Под общ. Ред. А.Г. Поршнева, Б.А. Дениова. – М.: Гос. Ун- управления, 2004. – 390 с.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)

Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 384 с. – (Высшее образование).

Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: учебник / Л.Г. Ходов. – М.: Экономистъ, 2005. – 620 с.

Косякова Н.И. Государственное предприятие в рыночной экономике. М.: Юриспруденция, 2001. – с. 28

Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА(М,2004, с 19

Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА(М,2004, с 17

Баранчиков В.А. Муниципальное право: учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. –76с.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)

Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: учебник / Л.Г. Ходов. – М.: Экономистъ, 2005. –512с.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)

1