Чартерные договоры

Начиная с 60-х годов объемы авиаперевозок, выполняемых посредством нерегулярных полетов, прежде всего так называемых «чартерных», настолько возросли, что эти полеты, носившие первоначально только вспомогательный, дополнительный к регулярным, эпизодический характер, приобретают самостоятельное значение. На воздушном транспорте чартер использовался и на внутренних линиях. Морской чартер также широко применялся в международном (зарубежном) сообщении для перевозки экспортных и импортных грузов.

Актуальность темы. С переходом России к рыночным отношениям, рынок транспортных услуг все активнее заполняется коммерческими, частнопредпринимательскими структурами, становящимися постоянными субъектами воздушно-транспортных отношений, легализация воздушного чартера в новом ГК имеет положительное влияние на дальнейшее развитие чартерных договорных отношений.

Значение второй части ГК в регулировании перевозок грузов нельзя недооценивать. Несмотря на то, что глава 40 ГК «Перевозки» содержит всего 17 статей, и в данной главе, только статья 787 ГК определяет договор фрахтования (чартера), а особенности правового регулирования договора чартера на воздушном и морском видах транспорта устанавливаются Воздушным кодексом РФ и Кодексом торгового мореплавания РФ, это позволит расширить сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки.

Любая турфирма, например, заинтересована в том, чтобы у нее было как можно больше клиентов. Как их привлечь? Прежде всего — установить невысокие цены. Для этого многие фирмы закупают билеты на чартерные рейсы. Ведь тогда перелет обойдется туристу гораздо дешевле, чем, если бы ему пришлось лететь обычным рейсом. Однако чартерные перевозки имеют свои особенности. Например, на такие рейсы обычно можно забронировать либо весь самолет, либо большую часть мест.

С переходом России к рыночным отношениям морские и речные суда фрахтуются для перевозок грузов, пассажиров, багажа также во внутреннем сообщении. Что касается других видов транспорта, то трудно себе представить использование чартера в отношениях с железнодорожным перевозчиком. Здесь более вероятно применение норм об аренде транспортных средств.

Первое, что бросается в глаза при рассмотрении регулирования вопросов фрахтования (чартера) в новом Воздушном кодексе России, Кодексе торгового мореплавания России, Кодексе внутреннего водного транспорта Российской — это разительное, по сравнению с этими же кодексами только СССР, изменение пропорций в сторону сокращения норм гражданско-правового характера и значительное увеличение объема административно-правового регулирования. Такая тенденция говорит не о расширении сферы государственного, административного вмешательства в регулирование деятельности чартера, а как раз наоборот.

20 стр., 9688 слов

Государственное лицензирование перевозок пассажиров автомобильным ...

... по совершенствованию контроля за перевозками пассажиров автомобильным транспортом. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть нормативно-правовые основы государственного регулирования пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Исследовать процесс лицензирования пассажирских перевозок автомобильным транспортом как инструмент государственного контроля ...

Цель: раскрыть особенности договора чартера.

Задачи:

  1. Дать общую характеристику договора фрахтования (чартер).

  2. Рассмотреть историю возникновения фрахтования (чартера).

  3. Раскрыть понятие договора фрахтования (чартер) и чартерного рейса.
  4. Перечислить виды чартерных перевозок.
  5. Проанализировать особенности правового регулирования договора фрахтования (чартера) и воздушного и морского судна.

1. Общая характеристика договора фрахтования (чартер)

1.1. История возникновения фрахтования (чартера)

В СССР фрахтование осуществлялось планомерно на основе государственной монополии на фрахтование, являющейся составной частью государственной монополии внешней торговли, специализированной всесоюзными организациями: «Совфрахт», «Совинфлот» министерства морского флота, «Аэрофлот», «Совтрансавто». СССР — член ряда международных организаций, занимающихся вопросами международного судоходства и фрахтования, например Комитета по морскому судоходству ЮНКТАД, Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО).

Советские судоходные хозяйственные организации являются членами международных неправительственных организаций в области судоходства, например Балтийская и международная морская конференция (БИМКО) и др1.

Впервые договор чартера был предусмотрен Воздушным кодексом Союза ССР 1983 г. главой IХ «Чартер». В этом кодексе регулировались права и обязанности фрахтовщика и фрахтователя, ответственность по договору чартера, ответственность фрахтовщика перед пассажирами, отправителями и получателями. На воздушном транспорте чартер использовался и на внутренних линиях. Договор фрахтования морского судна также является одним из старейших в международном праве и широко применялся в Советском Союзе в международном (зарубежном) сообщении для перевозки экспортных и импортных грузов.

В других социалистических странах фрахтование также проводилось на основе государственной монополии. В рамках СЭВ с 1963 действует специализированный орган — Совещание фрахтовых и судовладельческих организаций стран — членов СЭВ, цель которого — разработка и осуществление мероприятий сотрудничества социалистических стран в области морских перевозок и фрахтования в соответствии с Комплексной программой социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ (1971).

В капиталистических странах фрахтование осуществляется, как правило, через частные специализированные посреднические (брокерские) компании. Однако во многих странах постепенно возрастает роль государства в области фрахтования.

Для развивающихся стран фрахтование играет важную роль. Не располагая необходимым флотом, эти страны вынуждены использовать тоннаж капиталистических монополий, уплачивая высокие тарифные ставки за перевозку, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности их товаров, с которыми они выступают на мировом рынке. С целью объединения усилий в борьбе с господством капиталистических судовладельческих монополий развивающиеся страны создают региональные международные судовладельческие компании, например «Namucar» (в странах района Карибского моря), «Arab Meritime petroleum transport Company» (в странах ОАПЭК — организации арабских стран — экспортеров нефти), «Malajzia International Corporation» (в странах Юго-Восточной Азии) и др2.

11 стр., 5319 слов

Курсовая гп. договор фрахтования (чартер)

... понятие договора фрахтования; Исследовать элементы договора фрахтования; Определить договор фрахтования транспортного средства; Раскрыть воздушный чартер; Рассмотреть морской чартер. Предметом исследования курсовой работы является действующее законодательство регулирующее договор чартера. Объект исследования составляют правоотношения договора фрахтования. ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ (ЧАРТЕРА) Фрахт ...

С переходом России к рыночным отношениям морские и речные суда фрахтуются для перевозок грузов, пассажиров, багажа также во внутреннем сообщении. Кроме того, учитывая постоянный спрос на услуги, оказываемые судовладельцами и другими перевозчиками, договоры фрахтования заключаются очень часто.

1.2. Понятие договора фрахтования (чартер) и чартерного рейса

Фрахтование (чартер) (англ. chartering) — это разновидность коммерческой деятельности, связанная с заключением договоров о перевозке грузов или пассажиров морским, речным, авиационным транспортом. Что касается других видов транспорта, то трудно себе представить использование чартера в отношениях с железнодорожным перевозчиком. Здесь более вероятно применение норм об аренде транспортных средств.

Наиболее развито фрахтование в морских перевозках, где оно имеет различные формы: на отдельные рейсы, на последовательные рейсы, на условиях контрактов, в аренду. Договоры морской перевозки в трамповом судоходстве обычно имеют форму чартер-партия и букинг нот в линейном судоходстве3.

Договор фрахтования помещен в главе 40 ГК РФ о перевозках и, следовательно, должен рассматриваться в качестве соглашения, заключаемого для перемещения грузов, пассажиров и багажа. Как разновидность договора морской перевозки чартер (договор фрахтования судна, его части или отдельных помещений) предусмотрен в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ).

Нормы о чартере имеются и в Воздушном кодексе Российской Федерации (ВК).

По Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ) договор фрахтования заключается для перевозки пассажиров.

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК).

Это традиционное для транспортного права определение договора фрахтования именуется еще чартером. Чартер используется в международных морских или воздушных торговых перевозках.

Договор фрахтования (чартер) является двусторонним и возмездным. Его содержание состоит в праве фрахтователя зарезервировать все обусловленное договором судно, другое транспортное средство (часть его вместимости) для перевозки за плату в течение одного или нескольких рейсов предусмотренных данным договором грузов, пассажиров и багажа, а фрахтовщика- получить за предоставленное транспортное средство (часть его вместимости) установленную соглашением сторон плату (именуемую в морском праве фрахтом).

15 стр., 7404 слов

Договор аренды транспортного средства

... для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов . Объектом же договора аренды (фрахтования на время) мугут служить только те транспортные средства, ... работы являются: 1) Выявление особенностей договора аренды транспортного средства, выделяющих его в самостоятельный вид договора аренды (имущественного найма); 2) рассмотрение отдельных видов договора аренды транспортного средства ...

Чартер — двусторонний договор. Поэтому документ, в котором выражен этот договор, должен быть подписан обеими сторонами — фрахтовщиком и фрахтователем либо их представителями. В качестве представителей фрахтовщика и фрахтователя договор обычно подписывают брокеры (ст.240-245 КТМ).

Договор фрахтования является консенсуальным, поскольку стороны обычно заблаговременно заключают соглашение о предстоящих перевозках, в этой части договор воздушного чартера имеет некоторые признаки договора об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК).

Чартерный рейс — это рейс вне расписания, в противоположность регулярным рейсам, которые летают по данному маршруту в определенные дни по расписанию, вне зависимости от количества пассажиров, приобретших билеты на данное направление. Чартерные рейсы (перевозки) организуются конкретной фирмой или авиакомпанией для перевозки конкретной группы людей.

Первоначально, с начала 60-х годов эти полеты носили вспомогательный и дополнительный к регулярным, эпизодический характер. Самым крупным в мире являлся международный рынок нерегулярных (чартерных) перевозок, осуществляющий перевозки между 22 западноевропейскими государствами, входящими в Европейскую конференцию гражданской авиации (ЕКАК), объем которых соизмерим с объемом регулярных перевозок. Чартерные перевозки в Европе выполняются на большие расстояния, чем регулярные перевозки, поэтому объем чартерных перевозок в пассажиро-километрах составляет около 60% от общего объема пассажирских авиаперевозок в Западной Европе. Вторым по емкости после Западной Европы считается международный рынок чартерных перевозок через Северную Атлантику.

Нерегулярные перевозки осуществляются как специализированными чартерными авиакомпаниями, так и регулярными авиакомпаниями.

В настоящее время объемы авиаперевозок, выполняемых посредством нерегулярных полетов «чартерных», настолько возросли, что приобрели самостоятельное значение.

Неорганизованному туристу купить билеты на чартерный рейс практически невозможно. Как правило, такими рейсами летят организованные туристические группы и билет на чартерный рейс можно получить вместе с туристической путевкой. Все чартерные рейсы выполняются на основе особого договора (контракта) между заказчиком и перевозчиком. Как правило, заказчик покупает всю вместимость самолета на определенных участках перевозки и на определенных условиях. Он имеет право использовать вместимость зафрахтованного самолета по своему усмотрению. Применяются заказы на выполнение чартерных перевозок как на отдельные рейсы, так и на серию рейсов для целевой перевозки, например для перевозки между пунктами, не связанными между собой регулярными авиалиниями.

1.3. Виды чартерных перевозок

По методу организации авиачартерные перевозки классифицируются по следующим видам4.

Закрытый чартер — некоммерческая перевозка, заказчиком которой является, как правило, какая-либо организация для доставки своих работников к месту работы, деловой встречи или отдыха. Заказчик непосредственно входит в контакт с авиакомпанией, и поездка организуется по ценам, согласованным между ними. Удельный вес такого типа чартерных перевозок в настоящее время сокращается.

13 стр., 6449 слов

Договор перевозки грузов в деятельности ОАО «Гомельский ...

... правовыми актами РБ, и, в первую очередь, Гражданским кодексом Республики Беларусь регулируются общие правила заключения сделок, к которым, на ряду с другими, относится и договор перевозки грузов. В соответствии с ...

Эфинити-чартер — полукоммерческая (полузакрытая) целевая поездка, организуемая для своих членов клубами или ассоциациями, объединяющими лиц одной профессии или определенной общности интересов (спортивные клубы, союзы ветеранов и т. д.).

Руководство клуба или ассоциации самостоятельно или через туристическую фирму заключает договор с авиакомпанией, выступая в качестве юридического лица с финансовой ответственностью и обязательством соблюдать правила, установленные для комплектования групп пассажиров.