Курсовая гп. договор фрахтования (чартер)

Актуальность темы настоящей работы состоит в том, что договор фрахтования (чартер) — особая разновидность договора перевозки. Этот договор двусторонне обязывающий, возмездный, консенсуальный. Он может применяться при перевозке грузов, а также пассажиров и багажа. Одна из особенностей фрахтования — возможность возложения на перевозчика обязанности предоставить для перевозки всю или часть вместимости конкретного транспортного средства. При наличии в договоре указания на определенное транспортное средство его замена возможна только с согласия фрахтователя.

Транспортные услуги включают в себя две составляющие: 1) транслокацию, то есть перемещение с одного места в другое и 2) транспортно-экспедиционное обслуживание. Отсюда транспорт — это: пути сообщения, перевозочные средства (подвижной состав, суда, самолеты), средства тяги и терминалы.

Транспорт Республики Казахстан – зарегистрированный на территории Республики Казахстан железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный, городской рельсовый, а также находящийся на территории Республики Казахстан магистральный трубопроводный транспорт (п.6 ст.1 Закона РК «О транспорте в РК») [1].

В главе 34 ГК «Перевозка» предусмотрена целая система договоров, регулирующих перевозку. Наряду с обычным договором перевозки груза (ст.ст.689-690 ГК) в ГК перечисляются и другие договоры, регламентирующие перевозки: договор фрахтования (чартера — ст. 691); договоры об организации перевозок (ст. 692); договоры между транспортными организациями (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др. — ст. 693); договор прямого смешанного сообщения (ст. 694); договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 695).

Эти договоры имеют свою специфику, касающуюся правового положения, субъектного состава, характеристики прав и обязанностей и по другим признакам, но у них общая цель — регламентация перевозок. Таким образом, ГК регулирует целую систему договоров, опосредствующих перевозочные отношения.

ГК предусматривает виды договоров перевозки, определяя для них специальный правовой режим. Исходя из момента перехода прав и обязанностей, договоры перевозки подразделяются на реальные и консенсуальные.

По предмету договоры перевозки делятся: на договоры перевозки пассажира (перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также отправить багаж в пункт назначения); на договоры перевозки груза (объектом реального договора является конкретный груз, а объектом консенсуального договора является объем перевозок); договор фрахтования (чартер) (предмет — предоставление всей или части вместимости транспортного средства).

4 стр., 1551 слов

Чартерные договоры

... договора фрахтования (чартер). Рассмотреть историю возникновения фрахтования (чартера). Раскрыть понятие договора фрахтования (чартер) и чартерного рейса. Перечислить виды чартерных перевозок. Проанализировать особенности правового регулирования договора фрахтования ... зарезервировать все обусловленное договором судно, другое транспортное средство (часть его вместимости) для перевозки за плату в ...

Положения главы 34 ГК «Перевозка» не распространяются на магистральный трубопроводный транспорт, который признается транспортом только в экономическом отношении. Его продукция (газ или нефть) оформляется не договором перевозки, а договорами купли-продажи или поставки. Специфика транспортировки по газо- и нефтепроводам не дает основания относить эту транспортировку перевозкам. Правовая природа обязательств, возникающих при перемещении газа и нефти (и некоторых других продуктов; по трубопроводу, имеет иной характер, чем перевозка, именно: здесь совмещаются обязательства по передаче имущества и по оказанию услуг (транспортировка, хранение).[6]

Согласно ст. 3 ГК и п.2 ст. 688 ГК наряду с нормами гражданского права действуют законодательные акты о транспорте, иные законодательные акты и изданные в соответствии с ними правила. Таким образом, предусмотрен принцип: общие условия перевозки регулируются совокупностью нормативных актов, образующих в целом систему транспортного законодательства. Она складывается из: а) норм общего законодательства, определяющих наиболее важные вопросы правового регулирования транспорта, независимо от видов транспорта и б) норм специального транспортного законодательства.

К числу общего законодательства относятся, в первую очередь, нормы гражданского, а также нормы административного, финансового, налогового, процессуального права. Так, например, ГК устанавливает ответственность сторон по перевозкам, разрешает вопросы исковой давности и т.д.

Законодательство не ограничивает виды транспорта, при перевозках которыми возможно заключение договора фрахтования. Вместе с тем традиционно этот договор применяется на речном, морском, а также воздушном транспорте.

Воздушный транспорт — самый скоростной и в то же время самый дорогой вид транспорта, что предопределило его весьма ограниченное применение для грузоперевозок. В основном этим видом транспорта перевозятся дорогие, скоропортящиеся грузы.

В современном мире, в то время, когда путешествия людей по планете приобрели масштабный характер, существенно возросла роль воздушного транспорта как наиболее быстрого средства перемещения на большие расстояния. Особенно велико значение воздушных перевозок в реализации массового туризма. Его бурное развитие в середине прошлого века потребовало создания самолетов, отвечающих различным целям путешествий и имеющих высокий уровень комфорта. На борту воздушных судов и в аэропортах пассажирам предлагается разнообразный и совершенный сервис, делающий путешествия приятными и доступными широким слоям населения.

Морской транспорт — один из старейших видов транспорта, использующий для массовой перевозки грузов и пассажиров преимущества дешевого естественного водного пути (океаны, моря и морские каналы).

Он обеспечивает морские международные связи страны.

3 стр., 1417 слов

Современное состояние авиационного транспорта России и перспективы его развития

... работе мы хотим показать состояние авиационного транспорта в наши дни и перспективы его развития в дальнейшем. Глава 1. Определение, структура, значение авиационного транспорта Авиационный транспорт – это транспорт производящий перевозку грузов пассажиров по ... паритета. Многократно уменьшилось применение авиации в народном хозяйстве. Вхождение гражданской авиации в рыночную экономику проходило ...

Речной транспорт — вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по внутренним естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища и шлюзованные участки рек) водным путям. Речной транспорт исторически занимает одно из ведущих мест в обслуживании крупных промышленных центров приречных районов. Особенно велико значение речного транспорта там, где сеть железных дорог недостаточна.[3]

Целью настоящей работы является рассмотрение договора чартера.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

  • Проанализировать понятие договора фрахтования;
  • Исследовать элементы договора фрахтования;
  • Определить договор фрахтования транспортного средства;
  • Раскрыть воздушный чартер;
  • Рассмотреть морской чартер.

Предметом исследования курсовой работы является действующее законодательство регулирующее договор чартера. Объект исследования составляют правоотношения договора фрахтования.

  1. ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ (ЧАРТЕРА)

Фрахт (нем. Fracht, англ. freight) — плата за перевозку груза, а также вознаграждение по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера.

По договору фрахтования (чартера) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа и грузов (п.1 ст. 691 ГК РК).[2] Такая формулировка вызвала много споров. Не точное определение «вместимость транспортных средств» была воспринята с имуществом , то есть с транспортными средствами, в результате чего была квалифицированна к разновидности договора аренды. Зачастую услуги по перевозки (фрахтованию) квалифицируют как аренду не запланировано – ошибочно.

Договор фрахтования — это двусторонне обязывающий, консенсуальный, срочный и возмездный договор. Сторонами этого договора являются фрахтовщик и фрахтователь. В качестве фрахтовщика выступает владелец транспортного средства (его собственник или лицо, которому транспортное средство принадлежит на ином правовом основании).

Фрахтователь — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в перевозке больших партий груза или групп пассажиров по маршруту, предусмотренному договором фрахтования, который, как правило, не совпадает с установленными линиями (направлениями) перевозки. Фрахтователь может быть отправителем или получателем груза, но может им и не быть, например, когда морское судно фрахтуется в соответствии с договором купли-продажи товара его продавцом, а отправление груза в адрес получателя осуществляет изготовитель товара.

Закон РК «О торговом мореплавании» вводит термин «фактический перевозчик», то есть перевозчик, который фактически осуществляет перевозку пассажиров, багажа и груза или ее часть (ст. 1).

Данный термин является новеллой для транспортного законодательства РК. Введение этого термина связано с тем, что на морском транспорте в роли перевозчика может выступать как собственник судна, так и фрахтователь, арендующий судно с экипажем и без экипажа.

3 стр., 1407 слов

Правовое регулирование международных перевозок грузов

... Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 года. Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле 1991 года. обычай, Второй группой источников правового регулирования международных перевозок является национальное законодательство. ...

Чартер — вид договора морской перевозки пассажиров, багажа, грузов, при котором отправителю предоставляются все судно, его часть или определенные судовые помещения.[3] Договор фрахтования (чартера) является консенсуальной разновидностью договора перевозки, так как его заключение не свидетельствует о приеме груза к перевозке и не дает возможности распоряжаться грузом.

Закон РК «О торговом мореплавании» предусматривает два вида договоров фрахтования: договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер), договор фрахтования судна с экипажем (тайм-чартер).

К первому следует относить фрахтовщика как ответственное лицо, предоставившее судно, авиалайнер или грузовик для перевозок. Он не предоставляет соответствующий экипаж, поскольку данный вариант, именуемый бербоут-чартер, подразумевает только транспортировку. Оснащенность, готовность к эксплуатации, а также основной ремонт проводится арендодателем. Заправка топливом, техническое обслуживание и мелкий ремонт проводятся фрахтователем.

Второй вариант подразумевает предоставление транспортного средства вместе с составом экипажа. Такая договоренность оформляется на определенное время и называется тайм-чартер. Здесь фрахтовщик проводит ремонт транспорта как капитальный, так и текущий. Техобслуживание, заправка горючим, оснащение экипажем и обеспечение обслуживающим персоналом входит также в его обязанности.

Члены экипажа являются работниками фрахтовщика. Они подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям фрахтователя, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.

Небольшое различие в договоренностях по перевозке багажа или грузов заключается во внесении изменений. В случае оформления тайм — чартерного типа, в котором определены начальная и конечная точки, вносить поправки в одностороннем порядке запрещено. Необходимо согласие другой стороны. В противовес этому типу фрахтования линейный тип сделки регулирует назначение графика и маршрута непосредственно нанимателем.

Отличие договора чартера от договора перевозки грузов, пассажиров или багажа вообще заключается в том, что он является, безусловно, консенсуальным. В свою очередь это связано с различием объема перевозок, поскольку договор чартера, как правило, предусматривает занятие клиентом всей или большей части вместимости транспортного средства, вследствие чего перевозчик без риска значительных убытков при незаполнении вместимости транспортного средства может планировать перевозку.

Отметим сферу применения чартера в современных условиях. Поскольку в Республике Казахстан преимущественно преобладают сухопутные или воздушные перевозки, то следует сказать, что применение чартера имеет наибольшее применение при воздушных перевозках.

Осуществление как международных, так и внутренних чартерных перевозок требует соблюдения требований к использованию водных путей и воздушного пространства. Чартерные авиаперевозки требуют получения разрешения компетентных органов зарубежных государств, а при внутренних чартерных перевозках разрешения органов, осуществляющих контроль за использованием воздушного пространства РК.

3 стр., 1247 слов

Договор фрахтования

... определяющими условиями для тайм-чартера. Таким образом, тайм-чартер является не договором перевозки, а договором аренды судна с экипажем для перевозки груза или пассажиров. После того, как заключен договор тайм-чартера, судовладелец предоставляет свое судно фрахтователю на правах ...

Вследствие применения коллизионных норм международного частного права у нас применимы и акты зарубежного законодательства и, конечно, же международные транспортные соглашения. Чартер часто применяется при международных перевозках и может регулироваться указанными актами.

Договор фрахтования, как отмечалось выше, относится к договорам перевозки, значит, на него распространяются общие положения ответственности по договору перевозки.

Общие основания ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов, равно как и по другим договорам перевозок, основываются на действии статьи 701 ГК РК. Также как и за нарушение других договорных обязательств при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, которая предусматривается Гражданским кодексом, законодательными актами о транспорте, иными законодательными актами , а также непосредственно договором перевозки грузов.

По общему правилу по договорам перевозки также являются недействительными соглашения, направленные на ограничение или устранение установленной законодательными актами ответственности. Возможность соглашений об этом также должна предусматриваться законодательными актами о транспорте.

Особенностью имущественной ответственности по договорам перевозки является то, что ее размер ограничивается причиняемым реальным ущербом. Когда происходит утрата или недостача груза, размер возмещения должен равняться размеру стоимости утраченного или поврежденного груза. Если произошло повреждение (порчи) груза, размер вреда исчисляется из суммы, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере полной его стоимости. При утрате груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, вред возмещается в размере объявленной стоимости груза.[2]

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, а также за просрочку его доставки с момента принятия груза до момента выдачи. Он признается просрочившим доставку груза, если груз не выдан в порту выгрузки, предусмотренном договором морской перевозки груза, в срок, который определен соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения — в срок, который требуется при сравнимых обстоятельствах.

Лицо, имеющее право заявить требование к перевозчику в связи с утратой груза, может считать груз утраченным, если груз не выдан в порту выгрузки лицу, уполномоченному на получение груза, в течение тридцати календарных дней по истечении срока выдачи груза. Освобождение перевозчика от ответственности или ограничение размера его ответственности соглашением сторон не допускается, за исключением случаев:

1) непреодолимой силы;

2) опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;

3) мер по спасанию людей или имущества на море;

4) пожара, возникшего не по вине перевозчика;

5) действий или распоряжений государственных органов (задержания, ареста, карантина и других);

6) военных действий;

7) действия (бездействия) отправителя или получателя;

8) скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;

9) скрытых недостатков тары и упаковки груза;

10) недостаточности или неясности маркировок груза;

11) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы морского порта полностью или частично;

12) иных обстоятельств, возникших не по вине перевозчика, его работников или агентов.

9 стр., 4471 слов

Договор перевозки морским транспортом

... мы рассмотрим договор морской перевозки груза, договор морской перевозки пассажира, некоторые виды фрахтования судов, которые так же являются довольно специфическими видами договоров. Мы рассмотрим так же арест судна, претензии и иски предъявляемые по договору перевозки морским транспортом ...

2. Перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, если получатель не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для перевозки груза произошли по вине перевозчика, в случае прибытия в порт назначения груза:

1) в исправных грузовых помещениях с исправными пломбами отправителя;

2) в исправной таре без следов вскрытия в пути;

3) в сопровождении представителя отправителя или получателя;

4) при иных обстоятельствах, свидетельствующих об отсутствии вины перевозчика.[4]

Отправитель и фрахтователь несут ответственность за причиненные перевозчику убытки, если не докажут, что убытки причинены не по их вине или не по вине лиц, за действия (бездействие) которых они отвечают.

  1. ВИДЫ ДОГОВОРА ФРАХТОВАНИЯ (ЧАРТЕРА)

Тайм-чартер — договор фрахтования судна на время, по которому фрахтовщик обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки пассажиров, багажа и грузов и иных целей торгового мореплавания[4].

Тайм-чартер является достаточно сложным договором , который содержит элементы аренды судна и услуги экипажа для определенных целей в составе услуг торгового мореплавания. Именно указанные выше цели являются определяющими условиями для тайм-чартера.

После того, как заключен договор тайм-чартера, судовладелец предоставляет свое судно фрахтователю на правах коммерческой эксплуатации. В договоре определены сроки эксплуатации, поэтому по истечении этих сроков, судно должно быть возвращено обратно владельцу. Так же по условиям договора фрахтователь обязан уплатить фрахт. Под фрахтом понимается плата за аренду судна с экипажем.

Как и во всех консенсуальных договорах, в договоре тайм-чартера указываются такие существенные условия, как стороны договора, название судна и его технические характеристики, срок действия договора, район плавания судна, время и место передачи и получения судна и т.д.

Основной особенностью тайм-чартера, являются доходы, полученные от пользования зафрахтованным судном с экипажем, являющиеся собственностью фрахтователя. В случае перевозки грузов доходом фрахтователя является фрахт, полученный им по факту заключения и исполнения им договора морской перевозки груза в интересах грузовладельца.

Посредством заключения тайм-чартера фрахтователь приобретает право эксплуатировать судно за свой счет, перевозить на нем грузы, собственные или принадлежащие третьим лицам, либо использовать судно для других целей. Однако судно не выводится из одновременной эксплуатации судовладельцем, для которого отфрахтование судна в тайм-чартер является формой его использования.

Судовладелец сохраняет компетенцию в области судовождении зафрахтованного судна, точнее, в навигационной области, в то время как компетенция в области выполнения перевозок или других определенных договором целей принадлежит фрахтователю.

Отсюда исходит и распределение ответственности за ущерб, причиненный судну. Фрахтователь не отвечает за убытки, вызванные повреждением, гибелью или спасением зафрахтованного судна, возникшие по вине судового экипажа, если экипаж был укомплектован судовладельцем (ст. 130).

9 стр., 4428 слов

Ответственность перевозчика по договору морской перевозки грузов ...

... при подготовке дипломной работы по ответственности перевозчика по договору морской перевозки груза не было возможности опереться на современное правовое регулирование морских перевозок в России. Глава I. Ответственность перевозчика по договору морской перевозки грузов 1.Общие положения. Перевозка грузов морским транспортом ...

[3]

При тайм-чартерных перевозках могут складываться две системы отношений:

1. Фрахтователь перевозит на тайм-чартерном судне свои собственные грузы, в этом случае система взаимоотношений и ответственности такова — при повреждении или потере груза фрахтователь должен доказать факт ущерба, нарушение судовладельцем своих обязательств по тайм-чартеру и причинно-следственную связь этих событий (обычно речь идет о немореходности судна).

2. Фрахтователь действует в качестве перевозчика и заключает от своего имени договор морской перевозки с грузовладельцем, используя для выполнения этого договора тайм-чартерное судно. В этом случае всю ответственность по договору морской перевозки несет сам фрахтователь и, удовлетворив претензии грузовладельца, он может обратиться с иском к судовладельцу, если ущерб возник в результате невыполнения последним своих обязательств по тайм-чартеру. При этом, как уже было отмечено выше, и держатель коносамента, опираясь только на его реквизиты: наименование судна, флаг, наименование судовладельца и подпись капитана, может предъявить иск непосредственно судовладельцу.

2.2 Бербоут-чартер

Бербоут-чартер — вид договора фрахтования, по которому фрахтовщик обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю во владение и пользование на определенный срок судно или несколько судов, не снаряженные и не укомплектованные экипажем для перевозки пассажиров, багажа и грузов и иных целей торгового мореплавания.[3]

Бербоут-чартер предполагает несколько вариантов окончания договора фрахтования:

1) возврат судна собственнику;

2)выкуп судна фрахтователем.

В обоих вариантах договорные отношения остаются двусторонними.

В любом варианте фрахтователь судна по бербоут-чартеру становится судовладельцем, так как такой договор дает законный титул владельца судна, независимо от того, является ли он собственником судна или использует его на ином законном основании. Бербоут-чартер как раз является «законным основанием» эксплуатации судна от своего имени, и только в рамках этого договора — сторона, принимающая судно (являющаяся по нему фрахтователем в отношениях с любыми третьими лицами, включая государственные власти) — становится судовладельцем.

В зависимости от соглашения сторон, по-разному определяются их интересы: в любом случае — фрахтователь стремится получить полную свободу в использовании судна; собственник же судна, в первую очередь, заинтересован в сохранении и защите своего права собственности на судно, в частности, недопустимости обременения судна залогом или другими правами, которые могут преобладать над правом собственности. Кроме того, он заинтересован также и в надежном страховом покрытии своего имущественного интереса.

Если предполагается возврат судна собственнику по истечении срока договора , то он заинтересован в физическом сохранении и сбережении судна, в его нормальной технической эксплуатации, и имеет право контролировать техническое состояние судна, порядок и условия его эксплуатации во время аренды.

Если предполагается выкуп судна фрахтователем, собственник не имеет интереса в физическом сохранении судна и не контролирует его техническую эксплуатацию.[3]

Общими существенными условиями в данных договорах являются наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия договора. Отличие в том, что в договоре бербоут-чартера должны быть также указаны класс судна, его флаг и количество расходуемого топлива.

13 стр., 6449 слов

Договор перевозки грузов в деятельности ОАО «Гомельский ...

... образом, в смешанном договоре к элементам договора перевозки будут применяться правила транспортного законодательств; к элементам договора транспортной экспедиции правовые нормы, установленные для транспортно-экспедиционной деятельности По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в ...

Фрахтователь осуществляет эксплуатацию судна в соответствии с условиями бербоут-чартера и несет все связанные с его эксплуатацией расходы, в том числе расходы на содержание членов экипажа судна.

Фрахтователь обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером. Фрахтователь оплачивает расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна. Доходы, полученные в результате пользования зафрахтованным судном и услугами членов его экипажа, являются собственностью фрахтователя, за исключением доходов, полученных от спасания, которые распределяются между фрахтовщиком.

В тайм-чартере капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям фрахтовщика, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу его экипажа. Для капитана и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна.

Фрахтователь не несет ответственности за убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением зафрахтованного судна, если не доказано, что убытки причинены по вине фрахтователя.

При несвоевременном возврате судна фрахтователь уплачивает за задержку судна сумму в размере фрахта, предусмотренного тайм-чартером, или сумму, соответствующую рыночной ставке фрахта, если она превышает ставку фрахта, предусмотренную тайм-чартером.

В бербоут-чартере фрахтователь несет ответственность перед третьими лицами по их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна, за исключением требований возмещения ущерба от загрязнения моря с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных грузов.

Убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна, несет фрахтователь, если не докажет, что убытки причинены не по его вине. [3]

  1. ОТЛИЧИЕ ДОГОВОРА ФРАХТОВАНИЯ (ЧАРТЕРА) ОТ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

3.1 Общие положения

Договор фрахтования имеет определенные черты сходства с договором аренды, прежде всего с урегулированным в ст. 632 ГК договором аренды транспортного средства с предоставлением арендодателем услуг по управлению и технической эксплуатации. Как отмечал Г.Ф. Шершеневич, «…отправителю не предоставлено самостоятельное пользование нанятыми вещами, как это имеет место при договоре имущественного найма в его чистом виде» (Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. II. С. 213.).

Кроме того, в качестве квалифицирующего и необходимого для отграничения договора фрахтования по ст. 787 ГК от договора аренды признака выступает также признак «совершения одного или нескольких рейсов». Сам законодатель четко разграничивает данные договоры.

В числе документов, удостоверяющих договор перевозки, перечисленных в п.2 ст.689 ГК, договор фрахтования (чартера) отсутствует, так как порядок заключения договора фрахтования, а также форма договора и его виды, устанавливаются законодательными актами о транспорте. Требует ответа вопрос: какими нормами законодательства следует руководствоваться при заключении договора фрахтования (чартера).

13 стр., 6164 слов

Договор транспортной экспедиции

... нашей курсовой работы определяется целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка источников и литературы. 1. Договор транспортной экспедиции 1.1 Понятие и содержание договора транспортной экспедиции ...

Ответ на этот вопрос содержится в главе 29 «Имущественный наем (аренда)» ГК и прежде всего в параграфе 5 «Аренда транспортных средств» с предоставлением услуг по управлению и фактической эксплуатации. Но ГК в этом случае, регулируя договор аренды транспортного средства на время, не предусматривает фрахтование на один или несколько рейсов.

Согласно ст.591 ГК фрахтователь имеет право в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства без согласия фрахтовщика от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры , если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены, назначению транспортного средства. Статьи 125 и 134 Закона «О торговом мореплавании» пре­дусматривают, что в случае, если тайм-чартером не предус­мотрено иное, фрахтователь имеет право заключить от свое­го имени субтайм-чартер или суббоут-чартер.

Суббербоут-чартер — договор фрахтования, по которому фрахтователь обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить третьим лицам во владение и пользование на определенный срок судно или несколько судов, не снаряженные и не укомплектованные экипажем для перевозки пассажиров, багажа и грузов и иных целей торгового мореплавания.

Субтайм-чартер — договор фрахтования, по которому фрахтователь обязуется предоставить третьим лицам за вознаграждение на определенный срок судно или несколько судов, снаряженные и укомплектованные экипажем для перевозки пассажиров, багажа и грузов и иных целей торгового мореплавания.[3]

Таким образом, специфика чартерной перевозки заключается в том, что перевозчик не получает от пассажира никакого вознаграждения. Выдача перевозочного документа на чартерный рейс специально сопровождается отметкой на нем об отсутствии какой-либо оплаты. В данном случае пассажир (грузоотправитель) оплачивает весь пакет услуг фрахтователю. В стоимость пакета входят как перевозка, так и ряд других услуг (скажем, гостиница, питание и т.п.).

Поэтому возврата каких-либо сумм, например, пассажир может требовать лишь от фрахтователя, который оплачивает рейс

Наибольшее распространение чартер получил на воздушном и морском транспорте. Чартер, имея определенное сходство с договором аренды транспортного средства с экипажем, отличен от последнего отсутствием передачи транспортного средства иному лицу и спецификой предмета договора фрахтования, выражающегося исключительно в оказании возмездных транспортных услуг.

Чартерные перевозки будут отличаться более выраженным индивидуальным содержанием перевозочных договоров. Однако при их заключении также необходимо соблюдать обязательные требования законодательства, регулирующего отношения в области транспорта.

3.2 Основные отличия от договора аренды

Во-первых, фрахтование включает в себя как само транспортное средство, так и долю его вместимости. Это создает удобство при перемещении как больших грузов или объема группы лиц, так и небольших транспортируемых объектов. При аренде предоставляется транспорт целиком как с составом экипажа, так и без него.

Во-вторых, при чартерных рейсах учитывается начальная и конечная точки маршрута, описывается характеристика груза или пассажирский (обслуживающий) состав и другие аспекты. Сдача ТС в аренду не привязывает перевозку к месту доставки и иным составляющим. Оговаривается только время пользования ТС. Техническое обслуживание и управление возлагается на плечи арендодателя.

При чартерных перевозках фрахтовщик не берет на себя обязательства по предоставлению определённого количества мест в транспортном средстве или обязательства по приему определенного числа мест груза к перевозке. Предметом соглашения при данном виде фрахтования являются обязательства по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов.

Против чартера договора аренды есть еще один фактор. Фрахтователем может быть покупатель, при уточнение некоторых условий в договоре. В таком варианте продавец товара должен осуществить перевозку товара до судна и обеспечить погрузку товара на борт зафрахтованного покупателем транспорта, по факту выступить отправителем. Перевозчик выдает отправителю коносамент на предъявление для перевозки товара. Отправитель несет ответственность перед перевозчиком только за несвоевременное предъявление груза несвоевременную перевозку до места погрузки или другие недостатки до момента окончания погрузки. Договор, заключенный между покупателем и перевозчиком в таком случае будет – договор фрахтования.

Отличительной чертой чартерных перевозок является их нерегулярный (вне расписания) характер. Вследствие этого чартерные перевозки заведомо не осуществимы с использованием тех транспортных средств, которые предназначаются для планомерных перевозок, а также с использованием путей, воздушных трасс, которые предназначены для регулярных перевозок, в то время, когда они должны выполняться.[4]

  1. ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

4.1 Общие положения

«Договор фрахтования (чартера) — договор перевозки (фрахта), по которому арендодатель (фрахтовщик) обязан предоставить арендатору (фрахтователю) всю вместимость или часть вместимости одного воздушного судна (или нескольких судов) за плату во временное владение и пользование на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, груза, почтовых отправлений или других целей и оказывать своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации», — определение, которое дано в законе РК «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации».[5]

Воздушные перевозки — деятельность физических и юридических лиц по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений воздушными судами.

Воздушное судно — аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности.

Самолет — воздушное судно тяжелее воздуха, приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого в полете создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета.

Фрахт воздушного судна осуществляется в соответствии с договором фрахтования (чартера).

В договоре фрахтования (чартера) указываются наименования сторон, тип воздушного судна, цель сдачи в аренду, максимальное число перевозимых пассажиров, вес багажа, груза и почтовых отправлений , размер фрахта, пункт отправления, время и пункт назначения перевозки.

Договор фрахтования может включать также другие условия.

Фрахтовщик имеет право, не требуя дополнительной платы от фрахтователя, переносить время начала перевозки и время взлета воздушного судна в предусмотренных по плану полета местах посадки, производить дополнительные посадки или изменять маршрут полета, если это необходимо для обеспечения безопасности полета воздушного судна.

Фрахтовщик обязан своевременно передавать всю вместимость воздушного судна и во время действия договора содержать воздушное судно в таком состоянии, чтобы его можно было использовать для предусмотренных договором целей.

Фрахтователь имеет право с согласия фрахтовщика передать зафрахтованное воздушное судно в субчартер.[5]

Чартерные рейсы используются при доставке пассажиров и грузов между различными пунктами, находящиеся на территории разных государств. Для эксплуатации таких перевозок соответствующие страны должны иметь договоренность между собой на выполнение данных транспортировок, и рейсы должны осуществляться на установленных международных авиасообщениях.

Также на действующих авиалиниях выполняются дополнительные перевозки по усмотрению авиаперевозчиков. Выполняются по тем же маршрутам, как и регулярные полеты, с учетом их расписания, устанавливаются те же тарифы.

На практике существует несколько видов чартерных перевозок:

  • Одиночный рейс: рейс осуществляется только в одном направлении;
  • Круговой рейс: Рейс выполняется туда и обратно и загрузка судна обязательна как минимум в одном направлении;
  • Серия рейсов: рейсы, которые выполняются в оба конца с определенной последовательностью между установленными пунктами по челночной системе;
  • Поэтапный чартер: рейс осуществляется в несколько этапов: часть пути транспортируется на рейсовых самолетах, другая часть на чартерных;
  • Блок-чартер: Наиболее часто встречается на практике. Фрахтуется часть судна, которое осуществляет регуляный рейс. Например, фрахтовщик

может зафрахтовать часть судна для определенного количества груза, причем это судно выполняет пассажирскую авиаперевозку регулярным рейсом;

  • Полукоммерческая перевозка: рейс, выполняемый в целях внутренних интересов организации;
  • Перевозка специализированной группы пассажиров: перевозка членов какой-либо организации (например спортивной команды).

    Стоимость чартера распределяется пропорционально между всеми членами группы;

  • Перевозка неспециализированной группы пассажиров: выполняется с предварительным бронированием вместимости судна или с предварительной оплатой всего судна;
  • Перевозка туристической группы: перевозка «туда и обратно» или по кругу, где оказывается еще дополнительные услуги (проживание, питание, наземный транспорт, развлечения, экскурсии).

Оплачивается перед отправлением.[6]

В договорах на чартерную перевозку оговариваются количество необходимых самолетов определенного типа и вместимости, предоставляемых одновременно или последовательно согласно разработанному сторонами графику, который является неотъемлемым приложением чартера. В графике указываются:

  • время и дни полетов, общее количество рейсов и самолетов;
  • кто берет на себя выполнение всех формальностей, относящихся к самолету и его экипажу, необходимых для нормального осуществления полетов (обеспечение разрешений на пролет тех или иных территорий, надлежащее оформление судовой документации, документов членов экипажа, въездных документов на пассажиров, разрешений на ввоз, вывоз или транзит грузов и др.);
  • сторона, которая производит выдачу перевозочных документов, билетов;
  • сроки и порядок сосредоточения фрахтователем грузов или пассажиров в аэропортах отправления с учетом их специфики;
  • полная стоимость чартерной перевозки брутто, в которую включаются комиссионные агентов на иностранной территории, других организаций, расходы по наземной доставке, другие необходимые расходы, порядок их распределения между сторонами и уплаты;
  • валюта платежа;
  • пределы ответственности перевозчика;
  • условия освобождения перевозчика от выполнения его обязательств;
  • основания для прекращения договора.

Стоимость фрахтования судна включает в себя стоимость летного часа используемого типа самолета , стоимость наземных услуг аэропортов, структуры рынка перевозок, условий разрешения эксплуатации.[7]

4.2 Тип воздушного судна, как существенное условие договора воздушного чартера

Если по договору оплачивается вместимость транспортного средства, следовательно, из предмета должно быть ясно, о вместимости какого именно транспортного средства идет речь. Причем совершенно незачем идентифицировать конкретное транспортное средство при заключении договора, что, естественно допустимо, поскольку фрахтовщик, при наличии у него парка взаимозаменяемых транспортных средств будет поставлен в заведомо невыгодное положение. Скажем, в случае, когда в нужный момент данное транспортное средство окажется неисправным, фрахтовщик не вправе будет его заменить на аналогичное. В предмете договора достаточно ограничиться указанием на тип транспортного средства, скажем, самолет ТУ-154.

В некоторых случаях, возможна также замена воздушного судна одного типа на воздушное судно другого типа. Особенно часто это проявляется на воздушных линиях с большой регулярностью выполнения полетов

Таким образом, при указании в договоре фрахтования типа воздушного судна следует исходить из того, что обязанностью фрахтовщика является предоставление фрахтователю вместимости не меньшей, и не менее комфортной (в случае транспортировки людей), чем вместимость указанного в договоре типа воздушного судна. Важно только, чтобы вместимость предоставленного взамен транспортного средства обеспечивала полную и своевременную транспортировку пассажиров, багажа, груза и(или) почты в объеме (весе) и сроки, указанные в договоре чартера, а также сохранность пассажиров и их багажа, груза и(или) почты.[8]

Заключение

В настоящий момент, законом не лимитируются виды транспортных средств, к которым применим договор фрахтования. В то же время исторически сложилось, что подобное соглашение применяется при речных, морских и воздушных перевозках.

Транспорт призван своевременно и качественно обеспечивать во внутренних и в международных сообщениях потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики и национальную безопасность государства, формирование рынка перевозок и связанных с ними услуг, эффективное развитие предпринимательской деятельности. Государство осуществляет контроль за деятельностью транспорта, развитием его материально-технической базы, а также удовлетворяет основные потребности в составе государственных нужд.

Магистральные виды транспорта относятся к естественной монополии, что определяет особые условия их развития и функционирования.

Отличительная экономическая особенность транспорта состоит в том, что он не создает каких-либо материальных объектов, а обеспечивает их перемещение в пространстве. Перевозка людей и вещей рассматривается как продукция транспортного производства[7].

Фрахтование – это разновидность услуг по перевозке, транспортировке, но не аренде транспортного средства, разница максимально прослеживается в морском законодательстве.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/charternyiy-dogovor/

  1. Закон Республики Казахстан от 21 сентябpя 1994 года N 156. -2 «О транспорте в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.10.2018 г.);

  2. Гражданский кодекс РК (Особенная Часть) от 01.07.1999 года № 409-1 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.04.2019 г.);

  3. Закон Республики Казахстан от 17 января 2002 года № 284-II «О торговом мореплавании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.10.2018г.);

  4. Региональные различия в эксплуатационных экономических показателях международных авиакомпаний, ИКАО, Монреаль, 2013;

  5. Закон Республики Казахстан от 15 июля 2010 года № 339-IV «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации»;

  6. Сулейменов М.К., Басин Ю.Г. Гражданское Право. Том 2. Учебник. Алматы, 2002;и

  7. Олянюк П.В. Мировая система воздушного транспорта: Учебное пособие / Академия гражданской авиации. С.-Петербург,2004;

  8. Баронин П.А. Воздушные перевозки. — М.: Юстицинформ, 2004. — 448 с.