Действие нормативно-правового акта в пространстве, во времени, по кругу лиц

Действие нормативного акта (закона) представляет собой состояние взаимодействия и правового регулирования (функционирования) предписаний нормативного акта (закона) на определенной территории, в определенном отрезке времени, в отношении определенного круга лица (организации, граждане, государственные органы).

Исторически, проблема действия закона во времени возникла и получила развитие, как проблема обратного действия закона или обратной силы и имеет достаточно отдаленные истоки. Так, первое упоминание данного принципа нами может быть найдено в одной из речей Цицерона. Наиболее ранняя разработка вопросов действия во времени относится к средним векам и принадлежит тем юристам, которые сделали закон центром своих исследований. Уже в те времена юристы понимали, что принцип необратимости закона не может быть возведен в абсолют, поскольку в таком качестве он исключает развитие права.

Закон, как всякая объективная реальность действует в пространстве и во времени. Связь нормы права с пространством и временем выражается, прежде всего, в том, что сам факт создания правовой нормы представляет собой акт, который совершается во времени и в пространстве. Каждой правовой нормой определяется в каком месте, а также, в какой момент предписанное поведение должно осуществляться. Ее действие, таким образом, имеет одновременно временной и пространственный характер. Даже в том случае, когда место и время действия нормы не ограничены, это далеко не значит, что такая норма независима от времени и пространства, поскольку явления, к которым применяется норма, происходит в определенное время и в определенном месте.

Имеется безусловная определенность также и в части действия закона в отношении круга лиц. Действие закона, по общему правилу, осуществляется в отношении всех граждан, объединений, организаций и государственных органов. Вместе с тем, данный факт не исключает случаев распространения нормативного правового акта на более узкий и специфичный, отдельный круг субъектов.

Объектом настоящего исследования является процесс становления и развития института действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, а также закономерности из этого вытекающие, определяющие содержание проблемы связанной с их функционированием.

Предметом исследования выступает правовое регулирование института действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

2 стр., 924 слов

Действие уголовного закона в пространстве и времени

... - Обратная сила уголовного закона - это распространение его действия на деяния и порожденные ими уголовно-правовые последствия, совершенные или возникшие до его вступления в силу. Что касается действия уголовного закона в пространстве, то можно сказать, ...

Цель исследования состоит в том, чтобы с учетом накопленного нормотворческого опыта и научного знания провести анализ теоретических основ действия нормативного правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Задачи предопределены поставленной целью и заключаются в рассмотрении вопросов:

  • анализа понятия юридического действия нормативно-правовых актов;
  • в изучении действия нормативного правового акта по времени, пространству и кругу лиц.

Методологической основой данного исследования послужили философские категории времени, положения диалектической теории познания.

По структуре настоящая работа состоит из введения, основной части, разделенной на главы, заключения и списка используемой литературы.

Фрагмент работы для ознакомления

Вместе с тем, подобный способ вступления нормативных правовых актов в юридическую силу, в отечественной юридической практике применяется даже к законам.Применительно к нормативным правовым актам, исходящим от высших органов государства, это не очень удобно, поскольку субъекты права содержание правовых норм узнают, знакомясь с документами, которые уже опубликованы. По мнению В.В. Лазарева наиболее приемлемым моментом вступления в силу этих нормативных правовых актов явился бы день их официального опубликования.д) Нормативный правовой акт в действие вводится с того дня когда такой акт подписан должностным лицом, управомоченным на это. Именно таким образом в силу вступают индивидуальные (ненормативные) акты Президента, распоряжения Правительства, а также акты Президента и Правительства, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. При этом, между подписанием актов Президента и Правительства и официальным их опубликованием, время превышать десяти дней не должно. В том случае, когда в документе срок вступления акта в силу не указан, то он определяется соответствующими правилами, установленными для каждого вида нормативных правовых актов.Здесь общее правило таково: вступление в юридическую силу нормативных правовых актов, которые имеют наиболее важное значение (принимаемых, прежде всего, высшими государственными органами), привязывается к моменту их официального опубликования; в юридическую силу они вступают или после официального опубликования, или же по истечении определенного срока после официального опубликования. Что касается остальных нормативных документов, то в юридическую силу они вступают либо с момента принятия или подписания.Порядок, применяемый в такого рода ситуациях, установлен ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», а также Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».Нормативный правовой акт Федерального Собрания, как впрочем, и его палат, в соответствии с требованиями названных правовых актов вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении десяти дней после их официального опубликования. Те акты Президента РФ, которые имеют нормативный характер, а также акты Правительства РФ, которыми затрагиваются права, свободы и обязанности личности, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, в силу вступают одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их первого официального опубликования.Что касается нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, то в силу они вступают одновременно на всей территории страны по истечении десятидневного срока после их официального опубликования.Порядок постепенного вступления в силу (введение в действие) нормативных правовых актов. В данном случае речь идет о тех актах, которые не имеют общего значения. Чаще всего, это ведомственные, имеющие нередко ограниченный гриф и предназначенных строго определенным адресатам. Данные акты действовать начинают с момента получения их адресатом. Как отмечает В.К. Бабаев: «разная отдаленность адресатов от правотворческого органа обуславливает и разновременность (постепенность) введения этих актов в действие». В вопрос срока прекращения действия нормативного правового акта также нет одного единожды установленного способа и подхода. В настоящее время используются следующие способы прекращения во времени действия нормативных правовых актов:

7 стр., 3355 слов

Юридическая сила актов высших органов Содружества Независимых Государств

... - участников Содружества. Что представляют собой данные международно-правовые акты: международные договоры либо акты международной организации, какова их юридическая сила и степень обязательности для подписавших их государств, - ... важным внутренним и внешним вопросам (ст. 3 Временного соглашения). В соответствии с положениями Устава СНГ, принятого 22 января 1993 г., Совет глав государств обсуждает ...

  • прямая отмена нормативного правового акта. Как показывает практика, данный способ является наиболее удобным, поскольку, фактически ведет к «расчистке» законодательства, так как, в данном случае, содержится четкое указание на то время, с которого действие официального документа прекращается. Такое указание может содержаться непосредственно в новых правовых нормах, в правовых нормах о введении в действие нового нормативного правового акта, отмене устаревших нормативных правовых актов или отдельных их частей.- фактическая отмена нормативного правового акта другим нормативным актом, который принят по тому же вопросу. Стоит признать, что данный способ является довольно неудобным, поскольку для правоприменителя полная ясность относительно действия того или иного документа во многих случаях не наступает. По самым разным причинам, однако, нормативные акты именно таким способом утрачивали свою юридическую силу не только в советское время, но и в 90-е гг. прошлого столетия. Так, напр., последней статьей ФЗ «О статусе военнослужащих» 1998 г. называются два закона Российской Федерации и два постановления Верховного Совета Российской Федерации, которые утрачивают силу.- истечение того срока, на который нормативно-правовой акт был издан, при условии, что данный срок был установлен.- отмена нормативного правового акта вследствие изменения обстановки, исчезновения тех общественных отношений, на регулирование которых, собственно и были рассчитаны нормы тех или иных нормативных правовых актов. Именно таким образом смысл утратили, а потому и прекратили свое действие без издания какой либо специальной нормы многие правовые акты периода Великой Отечественной войны. Нормативный правовой акт, по общему правилу, свое действие не распространяет на те факты и юридические последствия, которые наступили до момента вступления его в юридическую силу. Данный принцип был известен еще римскому праву и означал: «lex ad praeteriam non valet», что буквально переводится как — «закон обратной силы не имеет». В настоящем правиле содержатся определенные гарантии касающиеся стабильности правопорядка, а также препятствия для произвольного регулирования общественных отношений. Так, напр., практически невозможно ввести какой-то налог и заставить уплачивать его налогоплательщика, за период, предшествующий его принятию, о чем содержится запрет в ст.57 Конституции РФ: «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».Вместе с тем, стоит отметить, что из данного права возможны исключения. Обычно из гуманных, справедливых соображений, в некоторых случаях, может использоваться обратная сила закона (нормативного правового акта).
    3 стр., 1159 слов

    Правовое государство (2)

    ... и др. Объектом исследования выступает правовое государство как форма социальной организации общества, основанная на правовом порядке. Предметом исследования является социальные и правовые институты правового государства, структуры воспроизводства, направленные на модернизацию социально-политических отношений. Цель работы ...

    Другими словами, речь идет о распространении действия нового правового акта на те факты, а также правовые последствия ими сопровождаемые, которые возникли до вступления такого акта в юридическую силу.Обратную силу нормативный правовой акт может иметь в случае прямого указания на это непосредственно самим законодателем. Недопустимо произвольное придание обратной силы нормативного акта, при этом, положение граждан, как правило, ухудшаться не должно.Стоит отметить, что обратная сила распространяется на те правовые акты, которыми смягчаются или отменяются юридическую ответственность за совершение деяния, носящего противоправный характер. В соответствии со ст.54 Конституции РФ «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».Обратная сила, по степени завершенности наступивших в соответствии с прежним нормативным правовым актом правовых последствий различается на простую и ревизионную. Что касается ревизионной обратной силы, то она получает распространение на те факты, по которым уже наступили юридические последствия, а, по сути, происходит пересмотр данных юридических последствий. Стоит признать, что обратная сила, по сути, является ревизионной силой нормы. Дело в том, что такая норма предполагает ревизию (пересмотр) прав и обязанностей уже урегулированных в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Нормой обратного действия происходит изменение ранее возникших правоотношения, обязывает пересмотреть правоприменительные акты о размере выплат, привлечении к ответственности (уголовной или административной), признании права собственности и так далее с более ранней даты, чем дата вступления нормы в силу.При условии, что не обращать внимание на существующие стереотипы юридического мышления и языка правы, то можно говорить о том, что норма, устраняющая или смягчающая ответственность (административную, дисциплинарную, гражданскую, уголовную), имеет обратное или ревизионное действие, т.е. требует пересмотра уже принятых правоприменительных актов о применении санкции. Вместе с тем, когда по какому-то правонарушению решение (постановление, приказ, приговор) еще не принято, то в отношении таких фактов норма действует немедленно.Что касается обратной силы нормы, то она означает, что ее можно применять как норму немедленного, так и норму обратного действия. Безусловным фактом является то, что она распространяет свое действие также и на новые факты. Это значит, что в себя органично включает возможность немедленного, ревизионного и перспективного действия и обладает во времени максимальной силой действия.Особо необходимо подчеркнуть, что нормы обратного и немедленного действия получают распространение и на те факты, которые происходят после их вступления в силу, то есть включают в себя и перспективное действие. Пределы действия данных норм шире, поскольку ими регулируются не только новые факты и отношения (перспективное действие), но также и те факты и отношения, которые принадлежат прошлому.Что касается новых регулятивных материальных норм, то они также могут быть немедленного, и перспективного, и обратного действия. Говоря об обратном ревизионном действии правовой нормы, которая может быть минимальным (напр., перерасчет пенсии за какое-то ограниченное время) или, напротив, максимальным (перерасчет пенсии с даты их назначения).Вместе с тем такой максимализм можно признать правовой фантастикой. Однако в жизни бывает всякое. Несомненно, что при решении вопросов об избрании при принятии нового закона одного из вариантов существующей темпоральной, коллизионной триады, законодатель учитывает многие факторы, и, прежде всего: интересы и финансовые возможности государства, интересы граждан, идею справедливости и так далее.Что касается простой оборотной силы нормативного правового акта, то она не предполагает пересмотра завершенных юридических последствий.При рассмотрении вопросов действия нормативных правовых актов во времени, также стоит остановиться и на таком противоположном явлении оборотной силы как «переживании» нормативного правового акта. Речь идет о тех случаях, когда новым документом старый отменяется, но последний, в какой-то мере, после утраты им юридической силы, все еще продолжает действовать. Такой нормативный правовой акт как бы отведенный ему срок «переживает». Что касается такого явления как «переживание», то оно характерно для тех случаев, когда для приведения старых общественных отношений в соответствии с новым нормативным правовым актом требуется определенный срок.Таким образом, принимая во внимание такие факторы как обратная сила (ретроактивность) и переживание действия (ультраактивность) нормативного правового акта, при изучении действия юридических норм во времени следует обращать внимание на два следующих обстоятельства:- во-первых, на сроки календарного действия правовых норм: они ограничены моментом вступления в юридическую силу нормативногоправового акта и моментом утраты им юридической силы;

— во-вторых, на те факты и отношения, на которые нормы права распространяют свое действие.С практической точки зрения наиболее значимым параметром действия нормативных правовых актов является действие во времени. Слишком быстрое (после принятия) введение в действие крупного и сложного нормативного акта может вызвать затруднение в работе органов государства, поставить в невыгодное положение тех или иных субъектов, повлечь за собой трудности в решении практических вопросов. При кажущейся простоте правил действия нормативно-правовых актов во времени (внимание следует обращать, прежде всего, на момент вступления в юридическую силу и на момент утраты юридической силы, в отдельных случаях возможна обратная сила нормативно-правового акта, и лишь иногда – переживание его действия) на практике нередко возникают достаточно запутанные ситуации, выход из которых приходится искать высшим судебным инстанциям.Представляется, что норма права, должна действовать во времени в соответствии с рядом следующих принципов:

3 стр., 1438 слов

Право и закон: теории их соотношения

... закона государство санкционирует то, что противоречит праву. На практике трактовка права как норм, установленных государством, то есть якобы им порожденных и от него зависимых, постоянно приводила и приводит к оправданию любых актов ... Голосованием 12. 12.1993. М. И. Теория, С. С. Теория Бородич В. Введение в правоведение. //Основы государства и права. — 2000 № 5 В. В. Теория пособие для студ. ...

2 стр., 941 слов

Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов

... их деятельность была неправомерно приостановлена. Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов. Состояние атмосферного воздуха непосредственно ... вредных веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества ... Если хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов отходов ...

  • прежде всего, это немедленное действие правовой нормы, что является общим правилом;
  • для ухудшающей правовое положение субъектов права, норма должна иметь исключительно перспективное действие и не иметь обратной силы;

— исключения из этих правил, которые должны быть закреплены законодательно, возможны только при наличии специальных коллизионных норм.3. Действие нормативно-правовых актов в пространствеРассматривая вопрос о действии нормативных правовых актов в пространстве, стоит отметить, что оно связано с их распространением на какую-то определенную территорию. В подавляющем большинстве случаев свое действие нормативные правовые акты распространяют на всю территорию государства. Данное правило вытекает, прежде всего, из характеристики государственной власти как власти суверенной. Именно вследствие государственного суверенитета действие нормативных правовых актов государства на его территории исключительно и безраздельно.Что касается территории государства, то по обыкновению, ею признается часть земного шара, на которую и распространяется суверенная власть такого государства. Как правило, к такой территории относят: сухопутное пространство в пределах государственных границ; недра земли в пределах государственных границ; внутренние воды, то есть воды рек, озер и иных водоемов, берега которых полностью принадлежат государству; территориальные воды; континентальный шельф; воздушное пространство в пределах государственных границ; военные суда под флагом государства; граждански суда под флагом государства, находящиеся в нейтральных водах или в международном воздушном пространстве; территории посольств, миссий, консульств государства за рубежом; космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект.Вместе с тем, высшими органами государства могут быть приняты нормативные правовые акты, которые свое действие распространяют на какую-то ограниченную часть государства. Так, напр., особый юридический режим может быть установлен в свободной экономической зоне и т.п.Своя территория действия характерна для нормативных правовых актов местных органов государства. Их предписания являются обязательными для всех расположенных на территории определенной административно-территориальной единицы граждан, организаций, учреждений, предприятий, а также должностных лиц.В том случае, если возникает проблема связанная с соотношением нормативных актов, действующих на территории субъектов Российской Федерации и действующих на определенной ее части нормативных правовых актов, то она решается по принципу преимущественной юридической силы актов вышестоящих органов перед актами нижестоящих органов.Проблема территориального действия нормативных правовых актов особенно актуальна для государств федеративной формой устройства.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/deystvie-normativno-pravovyih-aktov-vo-vremeni/

1. Актуальные проблемы теории государства и права. Учеб. пособие / М.М. Рассолов, В.П. Малахов, А.А. Иванов. — 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2011.

10 стр., 4519 слов

Злоупотребление правом: теория проблемы с точки зрения применения ...

... выделить Злоупотребление правами советника по правовым вопросам; Злоупотребление при осуществлении правосудия судейским усмотрением. Содержание каждой классификационной рубрики можно представить следующим образом: Злоупотребление материальными правами В данную рубрику входят следующие виды злоупотреблений: Злоупотребление в сфере права собственности ...

2. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2000.

3. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 4-е издание, исправленное и дополненное – Москва: Спарк, 2011. 634 с.

4. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие — 2-е изд.,пересмотр. и доп. Московский гос. ин-т международных отношений (Ун-т) МИД России. 2014.

5. Лазарев В.В. Общая теория права и государства Учебник Гриф МО РФ. Инфра-М, Норма. 2014. – 462 с.

6. Лазарев В.В., Морозова Л.А., Радько Т.Н. Теория государства и права.Уч. для бакаларов.-М.: Проспект, 2012.

7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. — М.: Юрист, 2007. – 541 с.

8. Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: Проспект, 2013. — 656 с.

9. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права. Уч. для бакалавров.-М.: Проспект, 2013.

10. Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. Гриф МО. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2013. 428 с.

11. Проблемы теории государства и права. — Учебник. Теория государства и права: Учебник /под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева (гриф УМО).

3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011.

12. Теория государства и права: Учебник/ Под редакцией Бабаева В.К. – М.: Юристъ, 2006 г., 592 с.

13. Теория государства и права: Учеб. пособие / А.А. Иванов; под ред. В.П. Малахова. — 2-е изд., перераб. и доп.- М., 2011.

14. Теория государства и права. Под ред. В.П. Малахова. — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

15. Юридический энциклопедический словарь/Под общ. ред. В.Е. Крутских. М., 2000 г.