Правовая природа и особенности договора газоснабжения

Система газоснабжения потребителей Российской Федерации — это важнейший элемент системы ресурсного обеспечения экономического развития страны. В России ежегодно потребляется свыше 400 млрд. кубических метров газа, или более 70 процентов от всего объема газа, добываемого в стране. Масштабы внутреннего рынка начиная с 1999 года стабильны и имеют тенденцию к некоторому росту. Газ составляет около 50 процентов в структуре баланса первичных энергоносителей в России, и в долгосрочной перспективе он останется доминирующим энергетическим ресурсом национальной экономики, обеспечивающим энергетическую независимость и безопасность страны .

Вопросы законодательного и нормативно-правового обеспечения договорных отношений участников процесса газоснабжения являются принципиально важными для дальнейшего развития газовой отрасли в целом, а дальнейшее развитие системы газоснабжения потребителей напрямую связано с качеством правового регулирования данных отношений.

Проблема определения правовой природы договора газоснабжения потребителей через присоединенную сеть требует незамедлительного решения в связи с отсутствием четкой системы правового регулирования отношений участников процесса газоснабжения и увеличением количества споров, в том числе передаваемых в судебные инстанции, в рамках реализации прав и исполнения обязанностей субъектами газоснабжения.

Правил поставки газа в Российской Федерации, противоречия — определяя газоснабжение одной из форм энергоснабжения, законодатель ставит перед юристами-практиками трудноразрешимую задачу об определении правовой природы соответствующего договора, поскольку далее указывает, что газоснабжение представляет собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа, а определения поставщика и потребителя газа приравнивает к терминам «газоснабжающая организация» и «абонент» соответственно.

Квалификация указанных договоров важна для установления правовых норм о договорных обязательствах, которые должны подлежать применению при решении вопросов и противоречий, не получивших прямого разрешения в действующих законодательных и иных нормативно-правовых актах. Более того, определение правовой природы договора необходимо для разработки будущих нормативных актов, определяющих правовое регулирование указанных отношений.

Поэтому целью данной работы будет являться выявление правовой природы договора газоснабжения с целью выявления его особенностей в отличие от положений договора энергоснабжения и выделение его в самостоятельную правовую категорию.

4 стр., 1752 слов

Ученический договор: правовая регламентация

... в ст. 198 ТК РФ было указано, что ученический договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством и иными актами, ... Ученический договор прекращается по окончании срока обучения или по основаниям, предусмотренным этим договором (ст. 208 ТК РФ). Формы ученичества. Ученичество может происходить в форме индивидуального, бригадного, курсового ...

Основываясь на цели данного исследование, поставлены следующие задачи:

  • определить правовую природу договора газоснабжения, выявить его специфические признаки и место, занимаемое им среди договоров в целом;
  • определить систему законодательства и иных правовых актов о поставках газа (газоснабжении) в интересах оценки его современного состояния;

— изучить предмет и содержание договора газоснабжения и установить его принадлежность к одной из категорий объектов гражданских прав.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Газоснабжение как объект гражданско-правового регулирования

Газоснабжение — одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа. Вопрос о том, является ли газоснабжение видом энергоснабжения, имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение, т.к. от этого зависит приоритет норм тех или иных законов. Статья 2 ФЗ « О газоснабжении в РФ» сконструирована таким образом, что договор газоснабжения является видом договора энергоснабжения, т.е. отношения по энергоснабжению являются общим, а отношения по газоснабжению — частным. Таким образом, можно сделать вывод о том, что нормы права, регламентирующие договоры энергоснабжения, подлежат применению при регулировании договоров газоснабжения и им отдается приоритет. Стоит отметить, что легальное понятие договора энергоснабжения дано в ст. 539 ГК РФ. Согласно данной норме по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Часть 2 ст. 548 ГК РФ предусматривает, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть, в частности газом, правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 — 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Таким образом, в ГК РФ делается специальная оговорка о том, что первоначальному применению подлежат специальные нормы, которые посвящены именно газоснабжению.

Правовой формой, опосредствующей процессы потребления энергии, выступает договор. С точки зрения классификации объектов гражданских прав энергия является движимой, простой, делимой, потребляемой вещью, определяемой родовыми признаками. Электрическая мощность, электрическая и тепловая энергия являются товарами на рынке. Естественная специфика этого товара обусловливает ряд существенных особенностей его оборота. Это — непрерывность (неразрывность) процессов производства, транспортировки и потребления энергии, ограниченная возможность ее хранения (складирования), влияние деятельности потребителей на качество товара, наличие единых систем энерго- и газоснабжения в масштабах страны. Обычно передача энергии потребителю невозможна без использования специальных технических средств, соответствующей инфраструктуры: линий электропередач, газо- и водопроводов, трансформаторных и насосных станций и т.д. Потребление энергии также требует специального оборудования: инженерных коммуникаций, контрольно-измерительных приборов, средств обеспечения безопасности. Система технических устройств, обеспечивающих получение и безопасное использование энергии потребителем, называется присоединенной сетью.

17 стр., 8095 слов

Договор оказания коммунальных услуг

... дома (далее — потребители) коммунальной услуги соответствующего вида. Договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Правилами предоставления коммунальных услуг предусмотрены следующие виды коммунальных услуг: электроснабжение; газоснабжение; отопление; горячее водоснабжение; холодное ...

Возможность передачи и потребления электроэнергии только через присоединенную сеть является одной из главных особенностей договора электроснабжения. Она позволяет отличать его от сходных обязательств, например, поставки. Так, договор, по которому осуществляется продажа природного газа в баллонах, будет оформляться как поставка или купля-продажа. Если же газ передается потребителю через присоединенную сеть — налицо договор энергоснабжения. Этот договор является разновидностью купли-продажи и регулируется нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского Кодекса Российской федерации. В части, не противоречащей Кодексу, действуют специальные нормативные акты о газоснабжении. Оставшиеся неурегулированными вопросы могут решаться на основе общих положений Гражданского Кодекса о купле-продаже (но не норм о поставке).

Существенно, что договор газоснабжения является публичным. Это значит, что для газоснабжающей организации исключается действие принципа свободы договора: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора, поскольку отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (в данном газ) не допускается. В противном случае поведение коммерческой организации будет рассматриваться как необоснованное уклонение от заключения договора со всем комплексом вытекающих из этого факта негативных последствий. При этом условия договора, обязательные для сторон, определяются в соответствии с ГК РФ и другими законодательными актами.

В юридической литературе преобладает точка зрения, согласно которой под действие договора энергоснабжения подпадают все отношения, складывающиеся при снабжении электрической, тепловой энергией и газом. Во всяком случае, соответствующие договоры рассматриваются как однотипные. Вопрос о сходстве договоров на снабжение электрической, тепловой энергией и газом, позволяющем выделить самостоятельный договор энергоснабжения, впервые поставил С. М. Корнеев См.: Корнеев С. М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. — М., 1956, с.13..

Наиболее последовательно отстаивает эту позицию А. М. Шафир, который отмечает, что «договоры на снабжение через присоединенную сеть опосредуют отношения по снабжению электроэнергией, теплом и газом только по присоединенной сети (т. е. электросети или трубопроводу).

Лишь в этом случае имеется обусловленная непрерывным характером снабжения непосредственная зависимость деятельности снабжающей организации и потребителя, в результате которой договорные отношения распространяются на сферу использования энергии и газа» См.: Шафир А. М. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы).

М., 1997,с. 8-9..

13 стр., 6440 слов

Договор энергоснабжения в российском гражданском законодательстве

... процессы потребления энергии, и выступает договор энергоснабжения. С точки зрения классификации объектов гражданских прав энергия является движимой, простой, делимой, потребляемой вещью, определяемой родовыми признаками. Естественная специфика этого товара обусловливает ...

При разработке действующего Гражданского кодекса РФ в качестве критерия выделения в отдельный вид купли-продажи договора энергоснабжения рассматривался объект данного договора — энергия. Именно особенности данного объекта предопределяют необходимость специальных правил, регулирующих правоотношения, связанные со снабжением энергией.

Если же речь идет о правоотношениях, объект которых не энергия, а ресурсы и другие товары, то передача их покупателю (потребителю) не через присоединенную сеть является лишь одним из возможных способов исполнения обязательств. Ту же нефть или нефтепродукты можно доставить покупателю в цистернах, а газ в баллонах. Подобные хозяйственные связи будут регулироваться договором поставки или купли-продажи.

Необходимо также обратить внимание на различный подход законодателя к договорам, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, и к иным договорам, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами. В первом случае, учитывая, что речь идет о договоре энергоснабжения, поскольку его объектом является тепловая энергия, законодатель предусмотрел возможность регулирования указанного договора иными законами и другими правовыми актами, имея в виду, что в них могут содержаться правила, относящиеся к специфическим особенностям тепловой энергии. Во втором случае, когда законодатель говорит об иных договорах на снабжение товарами, не являющимися энергией, которые объединяет с договором энергоснабжения лишь то, что при их исполнении также используется присоединенная сеть, нормы о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Что касается иных договоров, предметом которых является снабжение потребителей не через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, то они не относятся к договорам энергоснабжения. Когда же речь идет о возможности применения к соответствующим договорам положений ГК РФ о договоре энергоснабжения при отсутствии специального правового регулирования указанных договоров, если иное не вытекает из существа возникающих из них обязательств, то это лишь прием законодательной техники, что никак не влияет на квалификацию указанных договоров в качестве договора энергоснабжения либо его разновидностей.

Законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О недрах», Федеральном законе «О естественных монополиях», Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.

Статья 3 Федерального Закона « О газоснабжении в РФ» определяет законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в РФ См.: Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 N 69-ФЗ.. Законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в РФ основывается на:

  • Конституции РФ;
  • Гражданском кодексе РФ;
  • Федеральном законе «О недрах»;
  • Федеральном законе «О естественных монополиях»;
  • Федеральном законе «О континентальном шельфе РФ»

и состоит из комментируемого Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов РФ и нормативных правовых актов муниципальных образований.

3 стр., 1424 слов

Жилищно-коммунальные услуги

... себя - комплекс операций по приему, регистрации, учету заявок потребителей на оказание жилищно-коммунальных услуг и контролю за их исполнением. В результате диспетчеризации выявляется аварийность ... в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение; газоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети ...

Конституция РФ является основополагающим документом российского законодательства, на ней основываются и не должны ей противоречить любые законодательные и подзаконные акты. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся, в частности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также прав пользователей недр. Кроме того, данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Применительно к комментируемому Закону, Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» определяет, что без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в РФ и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. Данный Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках РФ и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Предусмотренное указанным Федеральным законом регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в частности, в сфере транспортировки газа по трубопроводам.

4 стр., 1775 слов

Договор оказание услуг

... договоров предложил их деление на договоры по производству работ и договоры услуг, относя к последнему виду поставку, снабжение энергией и газом и т.д.5 . Другие ученые полагали, что для выделения самостоятельного договора об оказании услуг ...

Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе РФ» определяет статус континентального шельфа РФ, суверенные права и юрисдикцию РФ на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Вопросы, относящиеся к континентальному шельфу РФ и деятельности на нем, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к континентальному шельфу РФ.

Что касается принятых в соответствии Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» нормативных правовых актов РФ и нормативных правовых актов муниципальных образований, то здесь следует назвать, прежде всего, следующие:

Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ» (вместе с «Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ»).

Данные документы определяют принципы формирования цен на газ, добываемый на территории РФ, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям. В соответствии с ним государственному регулированию на территории РФ подлежат: оптовые цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций, тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ), розничные цены на газ, реализуемый населению.

Постановление Правительства РФ от 03.05.2001 N 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации». Данным документом установлено, что в тарифы на транспортировку газа по газораспределительным сетям могут включаться по согласованию с газораспределительными организациями специальные надбавки, предназначенные для финансирования программ газификации, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов РФ. Такие программы должны содержать перечень объектов строительства, объемы их финансирования (с распределением по конкретным объектам) и график строительных работ. Средства, привлекаемые за счет специальных надбавок, направляются на финансирование газификации жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной указанными программами. Размер специальных надбавок определяется органами исполнительной власти субъектов РФ по методике, утверждаемой Федеральной службой по тарифам.

Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 317 «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ» устанавливает требования по обеспечению рационального и эффективного использования газа в качестве топлива или сырья при его добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении, поставке, распределении и потреблении. Правила, утвержденные указанным Постановлением, не распространяются на потребителей при применении ими газоиспользующего оборудования с расходом газа менее 1 куб. м в час, а также на потребителей, использующих газ для: бытовых нужд в жилых и общественных зданиях (приготовление пищи, горячее водоснабжение и поквартирное отопление); автономного отопления жилых и общественных зданий при суммарной расчетной тепловой мощности газоиспользующего оборудования менее 100 кВт.

3 стр., 1386 слов

Особенности форм реализации права на обжалование действий и решений ...

... обжалования действий и бездействий административных органов на современном этапе развития, анализа существующей практики обжалования решений и действий административных органов выявить особенности форм реализации права на обжалование действий ... уполномоченных на рассмотрение жалоб граждан по поводу обжалования действий административных органов и их должностных лиц. Структура реферата обусловлена ...

Постановления Правительства РФ № 549 от 21.07.2008г. «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», подлежит изменению публичный договор поставки газа между абонентами — физическими лицами и газоснабжающей организацией. Публикуемый договор газоснабжения определяет условия пользования гражданами коммунальной услугой газоснабжения.

Постановление Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» устанавливает порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий.

Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 753 «О заключении государственных контрактов на поставку газа организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета». Основная суть данного Постановления состоит в следующем: поставка газа организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, осуществляется с 1 января 2001 на основании государственных контрактов, заключаемых государственными заказчиками с поставщиками газа в соответствии с порядком поставок продукции для федеральных государственных нужд, установленным законодательством РФ; перечень государственных заказчиков газа из числа главных распорядителей средств федерального бюджета формируется Министерством финансов РФ и Министерством энергетики РФ.

Приказ ФСТ РФ от 15.08.2006 N 187-э/4 «Об утверждении Методики определения размера специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования программ газификации» См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 09.10.2006. N 41.. Утвержденная данным Приказом Методика определяет подходы к определению размера, регулированию и расчету специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, оказываемые газораспределительными организациями, для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства. Под программами газификации в Методике понимается комплекс мероприятий и деятельность, направленные на осуществление перевода потенциальных потребителей на использование природного газа и поддержание надежного и безопасного газоснабжения существующих потребителей.

16 стр., 7537 слов

Договор франшизы. Права и обязанности сторон

... английском праве и в праве США договоры разделяются на формальные, или договоры «за печатью» (contracts under seal), и договоры простые (simple contracts). Алеаторными договорами считаются договоры. В ... абстрактными договорами проводится в гражданском праве континентальных европейских стран, в частности во французском праве. В праве Англии и США проводится деление договоров на договоры «формальные», ...

Специальные надбавки, рассчитанные в соответствии с указанной Методикой, включаются в тарифы на транспортировку газа. Включение специальной надбавки в тарифы на транспортировку газа для населения возможно на основании соответствующего решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ. Специальная надбавка не включается в транзитный тариф (в тариф на транспортировку газа в транзитном потоке).

Средства, полученные в результате применения специальных надбавок, имеют целевой характер и направляются на финансирование программ газификации, на основании которых специальные надбавки были установлены. Объекты газоснабжения, построенные на средства, полученные от использования специальных надбавок, в результате осуществления программ газификации, оформляются в собственность ГРО. При этом ГРО несет все расходы, связанные с эксплуатацией построенных в результате осуществления программ газификации объектов газоснабжения, обеспечением надежности и безопасности, а также все расходы по выполнению других обязательств, предусмотренных действующим законодательством.

Приказ Госгортехнадзора РФ от 22.08.2000 N 93 (ред. от 09.09.2002) «Об утверждении и введении в действие методических рекомендаций по классификации аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, подконтрольных газовому надзору» (вместе с Методическими рекомендациями N РД-12-378-00) устанавливают примерную классификацию аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, подконтрольных газовому надзору.

Постановление Госстандарта РФ от 21.08.2000 N 60 (ред. от 11.03.2002) «Об утверждении и введении в действие правил проведения сертификации газа» См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 11.12.2000. N 50. устанавливает процедуру и порядок проведения обязательной сертификации газа, поставляемого потребителям.

Также следует отметить, что нормы права, регламентирующие договоры энергоснабжения, подлежат применению при регулировании договоров газоснабжения и им отдается приоритет. Стоит отметить, что легальное понятие договора энергоснабжения дано в ст. 539 ГК РФ. Согласно данной норме по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Часть 2 ст. 548 ГК РФ предусматривает, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть, в частности газом, правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 — 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Таким образом, в ГК РФ делается специальная оговорка о том, что первоначальному применению подлежат специальные нормы, которые посвящены именно газоснабжению. Кроме того, нормы ГК РФ, посвященные договору энергоснабжения, подлежат применению, «если иное не установлено иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательств». Часть 2 ст. 3 ГК РФ указывает, что гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ. После отмечается, что отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ, могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить ГК РФ и иным законам. При этом ст. 3 ГК РФ именуется «гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права». Таким образом, под гражданским законодательством понимается ГК РФ и федеральные законы. При этом другие нормативные правовые акты именуются актами, содержащими нормы гражданского права. То есть, исходя из этого, при разрешении правовых коллизий между подзаконным нормативным актом, специально посвященным вопросам газоснабжения, и ст. ст. 539 — 547 ГК РФ в силу прямого указания ч. 2 ст. 548 ГК РФ приоритет должен отдаваться подзаконному акту, как специальной норме. Еще один нюанс: в ч. 2 ст. 548 ГК РФ содержится еще одна оговорка, согласно которой к отношениям газоснабжения правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 — 547 ГК РФ) применяются, если иное не вытекает из существа обязательств.

2 стр., 842 слов

Трудовой договор как институт Российского права

... работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации личностью своей способности к труду. Предмет исследования трудовой договор как институт российского права. Вопросу определения сущности трудового договора, ... к институту трудового договора. Цель работы: Рассмотреть вопросы правового регулирования трудовых отношений в современной России. Для достижения цели дипломного ...

ГЛАВА II. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ГАЗОСНАБЖЕНИЯ

2.1 Предмет договора газоснабжения

Условие о предмете договора, как единственное условие, отнесенное ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) к числу существенных условий любого договора, индивидуализирует предмет исполнения, определяет характер самого договора. Поскольку договор снабжения товарами через присоединенную сеть является однотипным с куплей-продажей, можно рассмотреть предмет в этой плоскости.

Спор о том, что является предметом договора купли-продажи, разделяет авторов на две группы. Одни под предметом договора понимают действия продавца по передаче товара в собственность покупателя и соответственно действия покупателя по принятию этого товара и уплате за него установленной цены См.: Витрянский В.В. Гражданское право: Учебник М.: БЕК, 2006. С. 211).. Другие сводят определение предмета договора купли-продажи к характеристике товара (его наименованию и количеству), подлежащего передаче покупателю См.: Садиков О.Н. Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций. М., 2003. С. 12 — 13. .

В настоящее время в цивилистической литературе преобладает точка зрения, включающая в себя содержание обеих названных, высказанная О.С. Иоффе. Критикуя подход рассмотрения предмета в качестве вещи материального мира, он указывал, что можно говорить о материальных объектах договора купли-продажи, под которыми понимаются продаваемое имущество и уплачиваемая за него денежная сумма; его юридических объектах — действиях сторон по передаче имущества и уплате денег, а также о волевых объектах — индивидуальной воле продавца и покупателя в пределах, в каких она подчинена регулирующему их отношения законодательству См.: Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 211.. Это в принципе поддерживает М.И. Брагинский, указывая, что правоотношения, вытекающие из договора купли-продажи, имеют два рода объектов: действия обязанного лица и вещь, которая в результате такого действия должна быть передана См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 2006. С. 224.. Однако имеет в виду правоотношение, а не договор-сделку.

Например, А.М. Шафир считает, что всякое явление воздействует на какое-либо другое своим содержанием: «В гражданском правоотношении есть юридическое и материальное содержание. Поэтому оно может быть направлено и на юридические, и на материальные объекты. Юридическим объектом гражданского правоотношения является такое поведение обязанного лица, на которое вправе притязать управомоченный. Материальным — тот объект, которым обладает лежащее в его основе и закрепляемое им общественное отношение. То есть предмет договора газоснабжения составляют как действия (например, деятельность газоснабжающей организации по передаче газа потребителю), так и объект этих действий — газ. Правоотношения по газоснабжению характеризуются наличием двух стадий: процессом передачи продукции и надлежащей организацией процесса потребления. На первой стадии материальный объект указанных правоотношений — передаваемая электрическая энергия, а юридический — действия по приемке-передаче. На второй стадии рассматриваемые правоотношения имеют только юридический объект — действия сторон по организации процесса потребления, т.е. по рациональному использованию продукции и надлежащей эксплуатации технических устройств. В правоотношениях по снабжению энергией нет единого объекта для обеих стадий развития. Пока не осуществлены действия по передаче материального объекта, не возникает отношений в сфере потребления, а когда они складываются, отношения по передаче уже завершены. Вот почему действия в процессе передачи и потребления энергии и газа должны рассматриваться как различные объекты, а не как разные элементы единого объекта правоотношения по энергоснабжению» См.: Шафир А.М. О предмете договоров на снабжение электрической, тепловой энергией и газом // Правоведение. 1984. N 1. С. 25.. Как видно, в позиции данного автора прослеживается взгляд О.С. Иоффе. Однако в современном гражданском законодательстве заложена иная трактовка предмета, поскольку предметом различных договоров называют именно вещи, определяемые индивидуальными или родовыми признаками (ст. 666, 807 ГК и др.).

Более того, в связи с изменением инфраструктуры снабжающей отрасли действия по передаче электрической и тепловой энергией, газом стали предметом самостоятельных договоров об оказании услуг по передаче товаров (транспортировки).

В российской гражданско-правовой науке распространение получает тенденция ассоциировать вещи с товаром, в соответствии с которой «объекты права собственности — узкое понятие, охватывающее только вещи, т.е. предметы материального мира, имеющие к тому же форму товара, ибо вещи всегда в той или иной мере являются результатом человеческого труда», поэтому «объектом права собственности не может быть атмосферный воздух в его естественном состоянии. Иное дело воздух или его составные части, измененные под воздействием труда человека и соответствующим образом обособленные (нагретый воздух пар, «сжатый воздух», «сжиженный воздух» газ и т.п., являющиеся объектами различных гражданско-правовых сделок)» См.: Суханов Е.А. Объекты права собственности // Закон. 1995. N 4. С. 94. . Данная концепция не совершенная в силу того, что в ней не находится места для природных ресурсов, которые участвуют в гражданском обороте без приложения человеческого труда, но никто не будет оспаривать о закреплении в российском законодательстве права собственности на землю, в том числе частной.

Такие объекты, как патентные права, сервитуты, имущественные права, не следует искусственно подводить под режим вещей — объектов права собственности. Однако сохранять и телесность в качестве критерия «вещественности» тоже не следует. Объектом права собственности может быть то, что возможно присвоить, а затем пользоваться, владеть и распоряжаться изолированно от других лиц. Судите сами: право пользования товарным знаком одновременно может принадлежать нескольким самостоятельным, не связанным между собой договором или иным основанием, лицам, которые будут одновременно осуществлять указанное право изолированно друг от друга. Такое простейшее орудие труда, как лопата, может юридически принадлежать одновременно нескольким лицам, например членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве общей совместной собственности, но пользоваться этим объектом одновременно и изолированно друг от друга фермеры не смогут. Другой пример — литературное произведение, написанное в советские годы «в стол», в силу чьей-то нечистоплотности стало достоянием нескольких лиц. При всем желании автор не сможет «вернуть» себе произведение, поскольку теперь оно как соединение идеальных образов навсегда останется в их памяти . Главное, что вещь в пространстве может находиться в конкретный момент времени только в одном конкретном месте. Другие объекты, не являющиеся вещами, в конкретный момент времени могут присутствовать в разных местах. Определенным количеством газа или электрической энергии одновременно и изолированно не могут пользоваться несколько лиц. Таким образом, не телесность, а материальность (которая может иметь как твердое, так и жидкое, газообразное и иное физическое состояние) должна служить критерием отнесения того или иного объекта к вещам.

Таким образом, предметом договора газоснабжения является природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями (ст. 2 Федерального закона «О газоснабжении в РФ»; ст. 2 Правил поставки газа в РФ 1998 г.).

Говоря в целом о предмете договора снабжения товаром через присоединенную сеть, следует заметить, что все они (газ, горячая и питьевая вода, нефть и нефтепродукты) выступают самостоятельными благами. На наш взгляд, не стоит объединять их в единое родовое понятие энергии. Напротив, например, О.М. Олейник, рассматривая саму энергию в качестве предмета договора, выделяет следующие ее виды: тепловую энергию, целью снабжения которой является обеспечение температуры воздуха в помещениях при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений согласно действующим нормам и правилам; электрическую энергию, снабжение которой должно соответствовать параметрам электрической энергии по действующему стандарту и обеспечивать работу определенных механизмов; энергию газа, нефти и нефтепродуктов, снабжение которыми является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по надлежащему обеспечению потребителей газом, нефтью и нефтепродуктами, в том числе деятельность по сформированию фонда разведанных месторождений, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; холодное водоснабжение, которое должно соответствовать гигиеническим требованиям по свойствам и составу подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора; горячее водоснабжение, к которому предъявляются гигиенические требования по составу, свойствам и температуре нагрева подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора; канализационное обеспечение, регламентируемое требованиями по отведению сточных вод См.: Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. О.М. Олейник. М.: Юристъ, 2002. Т. 2. С. 173, 178 — 179. . На наш взгляд, подобное расширительное толкование категории «энергия» недопустимо. Мы еще можем понять включение газа, нефти и нефтепродуктов в перечень видов энергии, поскольку сжигание их образует тепловую энергию. Какую энергию образуют сточные воды, остается непонятным. Основанием подобного заблуждения служит неправильное толкование ст. 548 ГК РФ.

Итак, предметом договора снабжения товарами через присоединенную сеть являются электрическая и тепловая энергия, горячая и питьевая вода, пар, газ, нефть и нефтепродукты — самостоятельные материальные блага — вещи, физические свойства которых, бесспорно, могут предопределять особенности в правовом регулировании снабжения через присоединенную сеть, не изменяя при этом правовой сущности договора и обязательства. На основе предмета договора как фактора дифференциации правового регулирования предлагается следующая классификация договоров и обязательств снабжения товарами через присоединенную сеть, образующих в совокупности систему договоров и обязательств снабжения товарами через присоединенную сеть:

1) электрической энергией (электроснабжения);

2) тепловой энергией и паром (теплоснабжения);

3) горячей и питьевой водой (водоснабжения);

4) газом (газоснабжения);

5) нефтью и нефтепродуктами (нефте-, нефтепродуктоснабжения).

Учитывая схожие черты предмета договора снабжения товаром через присоединенную сеть с предметом договора купли-продажи, устанавливая содержание условия договора о предмете, на наш взгляд, его следует считать согласованным, если оно позволяет определить не только наименование и количество товара, но и его качество. Указанные элементы в триединстве составляют предмет договора.

2.2 Субъекты договора газоснабжения

Согласно федерального закона « О газоснабжении в РФ» субъектами данного вида договора могут быть.

Газотранспортная организация — организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.

Независимая организация — организация, которая осуществляет производство и поставки газа и является независимой от организаций — собственников систем газоснабжения и организаций — собственников газораспределительных систем. Конкретизирующие данное понятие разъяснения даны в Положении об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе российского акционерного общества «Газпром», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 858. Согласно данному Положению «независимая организация» — это организация, не являющаяся организацией системы ОАО «Газпром» (независимые производитель, поставщик, потребитель газа) Помимо этого, смысл данного понятия может быть раскрыт от обратного. Так, согласно упомянутому Положению организацией системы ОАО «Газпром» является открытое акционерное общество «Газпром», дочернее или зависимое от ОАО «Газпром» хозяйственное общество, а также иная организация, контролируемая ОАО «Газпром». Таким образом, независимой организацией является юридическое лицо, не подпадающее под указанные признаки;

  • Газотранспортная организация — организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях. Газотранспортными организациями являются республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации газового хозяйства, являющиеся специализированными организациями по эксплуатации местных газораспределительных сетей в населенных пунктах, оказывающие услуги по транзиту газа по своим сетям;
  • Поставщик (газоснабжающая организация) — собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам.

Согласно определению ст. 506 ГК РФ поставщиком является продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность. Федеральной закон от 14 апреля 1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» раскрывает понятие энергоснабжающей организации, под которой понимается коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.

Вопрос, связанный с определением статуса поставщика газа, имеет большое практическое значение. Так, например, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью «Краснодаррегионгаз» о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 10.06.2004 по делу N А32-7490/2004-58/3 и Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.12.2004 по тому же делу.

Общество с ограниченной ответственностью «Краснодаррегионгаз» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решения Краснодарского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 12.02.2004 о признании действий общества нарушением антимонопольного законодательства и предписания от 12.02.2004 N 1 о прекращении таких нарушений. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Северскаярайгаз».

Решением суда первой инстанции от 10.06.2004 в удовлетворении заявления обществу «Краснодаррегионгаз» отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.09.2004 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа Постановлением от 14.12.2004 Постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд РФ, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции общество «Краснодаррегионгаз» просит отменить эти судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. В отзыве на заявление антимонопольный орган просит оставить названные судебные акты в силе как принятые в соответствии с действующим законодательством.

Общество «Северскаярайгаз», являясь газораспределительной организацией и имея договоры на поставку газа потребителям на 2003 г., в декабре 2003 г. направило в адрес общества «Краснодаррегионгаз» два экземпляра проекта договора поставки газа на 2004 г. и техническое соглашение к договору. Общество «Краснодаррегионгаз» проект договора не акцептовало, протокол разногласий не представило, одновременно известив газораспределительные организации и Департамент социальной защиты населения Краснодарского края письмами от 15.12.2003 N 67/2406 и от 18.12.2003 N 14/2431 о том, что поставка газа потребителям будет осуществляться на основании прямых договоров между поставщиком (ООО «Краснодаррегионгаз») и потребителями газа.

Антимонопольный орган при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с заявлением общества «Северскаярайгаз» исходил из того, что общество «Краснодаррегионгаз» занимает доминирующее положение на краевом рынке оптовой реализации природного газа и включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. В решении антимонопольного органа от 12.02.2004 отказ общества «Краснодаррегионгаз» от заключения договора с обществом «Северскаярайгаз», при наличии возможности поставки газа расценен как необоснованный, а его действия — создающие препятствия доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам, ущемляющие интересы хозяйствующего субъекта, которые могут привести к ограничению конкуренции, т.е. признаны нарушающими п. 1 ст. 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Предписанием от 12.02.2004 N 1 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства обществу «Краснодаррегионгаз» предложено в срок до 04.03.2004 заключить с обществом «Северскаярайгаз» договор поставки газа и отозвать письма от 15.12.2003 N 67/2406 и от 18.12.2003 N 14/2431.

Отказывая обществу «Краснодаррегионгаз» в удовлетворении заявленных требований, суды первой и кассационной инстанций сослались на Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ» (в редакции Постановления от 22.05.2002 N 328), согласно которому право на получение платы за снабженческо-сбытовые услуги имеют любые организации, осуществляющие поставку газа конечным потребителям.

Суды этих инстанций сочли, что отказ общества «Краснодаррегионгаз» от заключения договора на поставку газа нарушает интересы общества «Северскаярайгаз», так как лишает его возможности являться поставщиком газа, а следовательно, права на установление и получение от потребителей платы за снабженческо-сбытовые услуги. Тем самым общество «Краснодаррегионгаз» допустило нарушение антимонопольного законодательства в виде устранения конкуренции на рынке газоснабжения и ущемления интересов хозяйствующего субъекта.

По мнению вышестоящего суда, выводы судов первой и кассационной инстанций нельзя признать обоснованными ввиду следующего: статья 5 Закона о конкуренции запрещает хозяйствующим субъектам злоупотреблять доминирующим положением на рынке, в том числе необоснованно отказываться от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства и поставки соответствующего товара. Согласно ст. 26 Закона РФ от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» организациям — собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки. Таким образом, нарушением антимонопольного законодательства может быть признан необоснованный отказ поставщика газа от заключения договора с отдельным потребителем.

Исходя из ст. 2 Закона «О газоснабжении в РФ» поставщиком (газоснабжающей организацией) является собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющее поставки газа потребителям по договорам; потребителем газа — юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья. Как следует из ст. 18 названного Закона, поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством РФ правилами поставок газа и правилами пользования газом в РФ.

Согласно ст. 7 Закона «О газоснабжении в РФ» и подп. «б» п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 317, газораспределительная организация — это специализированная организация, которая осуществляет эксплуатацию предназначенной для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям газораспределительной системы и оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям.

Из проекта договора поставки газа и технического соглашения к нему следует, что общество «Северскаярайгаз» было намерено приобретать газ для последующей перепродажи потребителям, следовательно, ни потребителем (за исключением объемов, необходимых для собственных нужд), ни поставщиком газа в смысле Закона о газоснабжении оно не является.

Таким образом, отказ общества «Краснодаррегионгаз» от заключения договора поставки газа с обществом «Северскаярайгаз» основан на законодательстве о газоснабжении и не является нарушением антимонопольного законодательства, запрещающего необоснованный отказ от заключения договора.

Доказательств того, что общество «Краснодаррегионгаз» создает обществу «Северскаярайгаз» препятствия в осуществлении свойственной ему деятельности и доступе на рынок в сфере газоснабжения, в материалах дела нет См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2005 N 3007/05 по делу N А32-7490/2004-58/3 // Вестник ВАС РФ. 2005. N 11. ;

— Потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) — юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья. Приобретение статуса потребителя газа, как и приобретение статуса поставщика, также имеет большое практическое значение.

Что же касается прав и обязанностей субъектов данного вида договора, то они схожи с правами и обязанностями субъектов по договору электроснабжения.

К правам энергоснабжающих организаций следует отнести право требования своевременной и полной оплаты за поставленную энергию и ресурсы (газ, воду); право контролировать приборы учета и другие технические устройства; право давать разрешение абонентам на присоединение к сетям; обязанность подачи нужного количества и качества предоставляемого ресурса.

Потребитель обязан обеспечивать безопасность использования энергии, для чего необходимо поддерживать в надлежащем техническом состоянии составные части присоединенной сети, находящиеся в его ведении (п. 1 ст. 543 ГК).

Эта обязанность не распространяется на граждан, использующих энергию для бытовых нужд (п. 2 ст. 543 ГК).

Однако граждане-потребители должны соблюдать правила техники безопасности при пользовании энергией, в том числе поддерживать в исправном состоянии соответствующие устройства и приборы (краны, газовые и электрические плиты, внутриквартирную электропроводку и т.п.).

Ответственность за техническое состояние и проверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат. Каждая из сторон договора обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности контрольно-измерительных приборов, наличия действующих свидетельств их проверки, а также документов об учете и использовании газа покупателем.