Повышение эффективности управления муниципальной собственностью

Тема эффективности управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных.

Местное самоуправление — это основной базовый, самый наглядный для населения элемент власти в стране. Это самый близкий к людям, самый низкий, но, вместе с тем, самый близкий к людям уровень власти. Но при этом это — основа власти. Потому что дальше власть уже становится более государственная и менее общественная.

В течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления. В конечном итоге это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в российских городах и селах. Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления. В настоящее время приняты и действуют множество нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления. Законодательная база, определяющая экономическую и хозяйственную деятельность органов местного самоуправления, далека от полноты и совершенства и не обеспечивает самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Проблема самостоятельности местного самоуправления в решении местных вопросов выходит на первое место по своему значению. Решение данной проблемы немыслимо без передачи местному самоуправлению финансовых ресурсов и объектов муниципальной собственности. Но следует отметить, что вопрос о приобретении и отчуждении муниципальной собственности решен достаточно подробно и вряд ли будет вызывать затруднения при его решении. Экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность.

Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность. И этому, в первую очередь, способствует грамотное и эффективное управление муниципальной собственностью.

В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:

  • изучение категории «муниципальная собственность» с экономической и правовой точек зрения;
  • изучение муниципальной собственности города Белгорода;
  • выявление основных проблем, препятствующих наиболее эффективному управлению муниципальной собственностью;
  • поиск путей решения существующих проблем.

1. Становление и развитие муниципальной собственности

3 стр., 1332 слов

Государственная и муниципальные формы собственности

... Этот вывод отражает исторический факт возникновения социалистической государственной (аттестованной общенародной) собственности. Следует подчеркнуть: на средства производства и результаты их производительного использования. Здесь не случайно ... первичном факторе общественного развития и в этой связи о соотношении такого материального фактора, каким являются природные ресурсы страны и ее населения с ...

1.1 Понятие и состав муниципальной собственности. Ее разграничение между субъектами по законодательству Российской Федерации

Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений. Везде и всюду мы постоянно наталкиваемся на один общий коренной вопрос: кому принадлежит экономическая власть, кто присваивает материальные условия существования людей, является хозяином земли, фабрики, духовного богатства?

Собственность представляет собой исторически определённую общественную форму присвоения материальных благ, прежде всего, средств производства. Желание присваивать и обладать всегда было присуще человеку по своей природе. Поэтому вполне логично будет заявить, что с древнейших времен преступления против собственности составляли немалую часть всех преступных деяний, совершаемых людьми. Право собственности являясь гражданско-правовой категорией, подробно урегулировано в гражданском законодательстве. Оно составляет основную юридическую предпосылку и результат нормального имущественного оборота.

Конституция РФ (ст.35) и Гражданский кодекс РФ (ст. 209), раскрывая содержание права собственности, определяет его как совокупность прав владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственность в современном обществе является ценностью, которая, безусловно, защищается различными отраслями права. Муниципальное право в данном случае не исключение.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

кодекс РФ Федеральный

В соответствии со ст. 29 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.

Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении закрепили нормы о муниципальной собственности. В большинстве из них определено понятие муниципальной собственности, ее состав, порядок формирования и управления. В большинстве субъектов Российской Федерации предусмотрен примерно такой же состав муниципальной собственности, что и в ст. 29 вышеуказанного Федерального закона. Но в законах многих субъектов РФ состав муниципальной собственности дополняется такими, например, объектами, как унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области); имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области).

7 стр., 3053 слов

Понятие муниципальной собственности в российском законодательстве

... становления местного самоуправления только после принятия и вступления в действие Конституции Российской Федерации 1993 г. Понятие муниципальной собственности в российском законодательстве является относительно новым, во всяком случае, неизвестным прежнему советскому ...

Более детально состав муниципальной собственности определен в уставах муниципальных образований.

Разграничение собственности и процесс формирования муниципальной собственности во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Разграничение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает много проблем. Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: наличием у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения.

Кроме того, право государственной собственности и право муниципальной собственности характеризуются множественностью субъектов. В роли субъектов государственной собственности выступают Российская Федерация в целом и ее субъекты — республики, края, области и т. д. , но не их органы власти или управления, как указано в пункте 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ).

Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и согласно своей компетенции лишь осуществляют те или иные правомочия публичного собственника. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От их имени в гражданском обороте правомочия могут осуществлять те или иные органы в соответствии со своей компетенцией (статья 125 Гражданского кодекса РФ).

Порядок формирования муниципальной собственности был определен в постановлении Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» .

В ряде субъектов Российской Федерации вопросы, связанные с формированием законодательной базы о муниципальной собственности, решены. В них приняты специальные законы о муниципальной собственности.

1.2 Формирование и управление муниципальной собственностью

от 06.10.2003

По мнению ряда представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ученых и специалистов «закрытый» перечень муниципального имущества ограничивает возможности муниципальных образований по разработке и реализации стратегических планов социально-экономического развития территорий, созданию эффективных условий для развития малого и среднего бизнеса. Попытки решения указанных вопросов реализовались путем внесения в Государственную Думу в качестве законодательных инициатив ряда законопроектов. Авторами предлагается установить «открытый» перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, либо расширить его в соответствии с некоторыми вопросами местного значения, решаемыми муниципальными образованиями.

5 стр., 2036 слов

Совершенствование управления государственной собственностью в ...

... исследования явилась государственная собственность Российской Федерации как способ прямого и косвенного воздействия на экономику государства, предметом — процесс совершенствования управления государственными предприятиями в современной российской экономике. Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили ...

Как известно, общеэкономическим принципом формирования публичной собственности является закрепление за органами публичной власти лишь имущества, предназначенного для исполнения их властных полномочий, но не хозяйственных функций. В противном случае данный орган публичной власти становится доминирующим хозяйствующим субъектом на соответствующей территории и, вследствие этого, осуществляет экономические функции (диктует цены на недвижимость, размер арендных платежей), не соответствующие властным полномочиям, поэтому против него могут быть применены меры антимонопольного воздействия.

Политика государства в отношении муниципальной собственности соответствует определенной Президентом и Правительством Российской Федерации стратегии в управлении имуществом, направленной на оптимизацию объема государственной и муниципальной собственности с тем, чтобы в конечном итоге у всех уровней публичной власти осталось только то имущество, которое необходимо для исполнения их властных полномочий. Оптимизация объема публичной собственности, в первую очередь, зависит от эффективного и стабильного разграничения полномочий между уровнями публичной власти. Этот процесс в настоящее время далеко не завершен.

от 29.12.2006 г.

Таким образом, в настоящее время произошло расширение перечня имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. Это подтверждается и определением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 г. № 540−0. В устанавливающей части названного определения (пункт 4.2) указано, что статья 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не препятствует муниципальным образованиям использовать установленные законом способы привлечения денежных средств и иного имущества для формирования доходов местных бюджетов, в том числе иметь имущественные права и получать дотации из иных бюджетов, для решения вопросов местного значения, а также получать субвенции на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а потому не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень видов муниципального, не допускающая наличия в муниципальной собственности иного имущества, имеющего такое же целевое предназначение, что и имущество, названное в данной статье, и как нарушающая конституционные правомочия муниципальных образований и гарантии муниципальной собственности. Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации полагает, что статья 50Федерального закона № 131-ФЗ в части, устанавливающей перечень видов муниципального имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, не ограничивает право муниципальных образований владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью. При этом Конституционный Суд Российской Федерации не призывает отменить положения Федерального закона № 131-ФЗ, которыми установлен перечень видов муниципального имущества и предписано отказаться от имущества, не входящего в этот перечень, или перепрофилировать его.

4 стр., 1685 слов

Муниципальная собственность

... муниципальной собственности и многое другое. Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления. В ходе теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы: Муниципальная собственность - имущество, ...

Проблемы формирования муниципальной собственности в настоящее время возникают и в связи с тем, что перечни вопросов местного значения муниципальных образований не полностью идентичны перечню имущества, которое может находиться у них в собственности . Основным принципом формирования муниципальной собственности является принцип эффективного использования имущества, обеспечивающего качественное предоставление услуг населению. При этом важно правильно определить организационно-правовые формы организаций, за которыми закрепляется муниципальное имущество. Кроме того, экономическую эффективность деятельности муниципальных предприятий следует определять на основе сформированного реестра показателей экономической эффективности деятельности МУП. Одним из таких показателей является обеспечение поступлений в местные бюджеты части прибыли МУПов, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей.

Следует отметить, что Росимущество не располагает надлежаще сформированным реестром показателей экономической эффективности деятельности не только МУПов, но и ФГУПов (федеральных государственных унитарных предприятий).

Так, по состоянию на 1 января 2007 г. из 6533 ФГУПов, учтенных в реестре федерального имущества, только 34 процента предприятий перечислили часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, в федеральный бюджет. Еще одним показателем эффективности использования имущества может служить доля неналоговых доходов, основную часть которых составляют доходы от использования имущества, в доходах бюджетов соответствующего уровня. По данным мониторинга, проведенного Минфином России на 01 октября 2007 г. (за 9 месяцев 2007 г.) в общем объеме запланированных на 2007 год собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 62,8% (720,0 млрд руб.), в том числе неналоговые доходы — 17,7%. (203,0 млрд руб.) (в развитых странах доля неналоговых доходов в структуре доходов бюджетов публичных уровней власти составляет 5−6%).

Важность улучшения структуры доходов местных бюджетов в направлении снижения доли неналоговых доходов и повышения доли налоговых доходов определяется необходимостью использования интенсивного пути развития экономики муниципальных образований за счет развития налоговой базы, применения инновационных технологий, создания условий для инвестиционной привлекательности их территорий.

По данным Федеральной службы государственной статистики в муниципальной собственности в настоящее время находится 38 495 МУПов и 210 000 муниципальных учреждений. При этом не предусмотрено использование муниципального имущества для решения таких вопросов, как создание условий для обеспечения жителей поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, содействие в развитии сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и других. Представители органов местного самоуправления ряда муниципальных образований предлагают, кроме перечисленных выше видов имущества, закрепить в муниципальную собственность имущество, предназначенное для участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участия в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов.

Очевидно, что для решения этих вопросов местного значения маловероятно привлечение частных структур, поэтому в отношении них возможно рассмотрение вопроса о сохранении в муниципальной собственности муниципальных предприятий и учреждений или нежилых помещений для сдачи их в аренду.

В отношении других вопросов местного значения, например для обеспечения жителей поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, сохранение муниципальных унитарных предприятий и учреждений для оказания этих услуг населению не целесообразно в связи с необходимостью создания конкурентной среды в целях повышения качества и обеспечения достаточного объема услуг. Кроме того, предоставленная Федеральным законом. № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» возможность сохранения в муниципальной собственности имущества, предназначенного для развития малого и среднего предпринимательства, которое особенно часто используется в сферах связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, в основном решает вышеназванную проблему. Интересно отметить, что органы местного самоуправления ряда муниципальных образований считают, что нет необходимости устанавливать дополнительные виды имущества, которые могут находиться в муниципальной собственности, а важно эффективно использовать уже находящееся в муниципальной собственности имущество. [17]

управление муниципальная собственность правовой

2. Организация управления муниципальной собственностью в Белгородской области

2.1 Основные положения

Белгород муниципальное образование и административный центр Белгородской области.

от 06.10.03 г.

Муниципальная собственность признаётся и защищается государством равным образом с государственной, частной и другими формами собственности.

От имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, являющегося муниципальной собственностью, осуществляют представительный орган местного самоуправления — Совет депутатов города Белгорода и исполнительно-распорядительный орган — администрация города Белгорода в пределах действующего законодательства и в соответствии с правовыми актами органов местного самоуправления. Уполномоченные органы администрации города Белгорода, а также действующие и создаваемые муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения осуществляют функции по владению, пользованию и распоряжению конкретными объектами муниципальной собственности в зависимости от их категории в пределах прав и компетенции, определенных их уставами, положениями и решением сессии Совета депутатов города Белгорода от 30 мая 2006 года № 295 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Белгорода» .

Единым полномочным органом администрации города Белгорода, наделенным правами осуществлять межотраслевую координацию деятельности всех других уполномоченных субъектов управления муниципальным имуществом, является управление муниципальной собственностью департамента экономики и финансов администрации города Белгорода (далее — управление муниципальной собственностью)

Управление муниципальной собственностью в пределах своей компетенции осуществляет функции владения, управления и распоряжения муниципальным имуществом, земельными ресурсами, находящимися в собственности либо в распоряжении органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, а также осуществляет приватизацию объектов муниципальной собственности в соответствии с возложенными на него полномочиями. Управление муниципальной собственностью осуществляет контроль за соответствием действующему законодательству действий всех субъектов муниципального управления по использованию и распоряжению муниципальным имуществом, переданным им в пользование, хозяйственное ведение, оперативное управление.

В отношении объектов муниципальной собственности могут совершаться любые сделки, не противоречащие гражданскому законодательству РФ: по приватизации, купле-продаже, аренде (имущественного найма), залоговые сделки, договоры безвозмездного пользования имуществом (ссуды), кредитные договоры (договоры займа), договоры о передаче объектов в доверительное управление (траст), иные сделки, связанные с установлением, изменением и прекращением вещных прав. Муниципальное имущество при совершении сделок по отчуждению, обмену, залогу и т. д. подлежит оценке его рыночной стоимости.

Муниципальным унитарным предприятиям муниципальное имущество предоставляется в хозяйственное ведение, муниципальным казенным предприятиям, муниципальным учреждениям — в оперативное управление при их учреждении и в процессе их деятельности на основании распорядительных актов управления муниципальной собственностью.

В состав имущества, предоставляемого на праве хозяйственного ведения, оперативного управления могут входить здания, сооружения, нежилые помещения, а также оборудование, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности, зачисленные на баланс муниципального унитарного предприятия, муниципального казенного предприятия, муниципального учреждения при их создании (реорганизации) или приобретенные в процессе их деятельности.

Предоставление муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления осуществляется путем издания управлением муниципальной собственностью соответствующего распорядительного акта. Право хозяйственного ведения или оперативного управления муниципальным имуществом, в отношении которого управлением муниципальной собственностью принято решение о его предоставлении, возникает с момента передачи муниципальному унитарному предприятию, муниципальному казенному предприятию или муниципальному учреждению, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.

Муниципальное унитарное предприятие, которому муниципальное имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных гражданским законодательством. Переданное на праве хозяйственного ведения имущество не является собственностью муниципального унитарного предприятия, остается неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между его работниками.

Муниципальное унитарное предприятие не вправе продавать, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, вносить его в качестве вклада (пая) в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, обменивать, сдавать в аренду, отдавать в залог, иным способом распоряжаться этим имуществом — без согласия учредителя — администрации города Белгорода в лице управления муниципальной собственностью, о чем указывается в уставе муниципального предприятия [«https:// «, 22].

Имущество, являющееся муниципальной собственностью и неиспользуемое в хозяйственной деятельности муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями (исключение составляет жилой фонд, управление и распоряжение которым регламентируется исключительно нормами Жилищного кодекса РФ), высвобождающееся или изымаемое, как ненадлежаще используемое муниципальными учреждениями, подлежит сдаче в аренду в соответствии с порядком, утверждаемым Советом депутатов города Белгорода за исключением объектов муниципальной собственности, сдача которых в аренду не допускается в соответствии с правовыми актами Совета депутатов города Белгорода.

От имени собственника функции по сдаче в аренду муниципального имущества по договору аренды, контролю за своевременным поступлением арендной платы, принятию в установленном законом порядке мер к судебному взысканию задолженности по арендной плате и расторжению договорных отношений выполняет муниципальное учреждение «Городская недвижимость» .

Арендаторами муниципального имущества могут быть юридические лица и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке в органах налоговой инспекции.

Координацию деятельности предприятий и учреждений при сдаче в аренду объектов муниципальной собственности осуществляет управление муниципальной собственностью.

Передача имущества в аренду осуществляется по передаточному акту, который подписывается сторонами по договору и является неотъемлемым приложением к договору аренды. Акт приема-передачи должен отражать полную характеристику имущества на момент сдачи в аренду.

Расторжение договоров аренды производится в установленном законом порядке в соответствии с условиями договора.

Арендная плата за пользование муниципальным имуществом взимается в денежной форме. Размер арендной платы за пользованием муниципальным имуществом (в том числе и землей) и льготы по арендным платежам устанавливаются Советом депутатов города Белгорода.

от 27.02.2007 г.

Конституции РФ

Изъятие осуществляется путем выкупа. Компенсации подлежит не только изымаемые объекты недвижимости, но и убытки, связанные с процедурой изъятия. Основой для расчета компенсации и убытков является отчет о рыночной стоимости. Оценку осуществляет изымающий орган. В случае несогласия граждан с оценкой, предоставленной изымающим органом, они вправе самостоятельно оценить свое имущество.

Окончательное решение о стоимости изымаемого имущества, в случае несогласия сторон, принимает суд.

2.2 Характеристика муниципальной собственности Белгородской области

В муниципальной экономике Белгородской области, представлены предприятия всех секторов.

Для муниципальной экономики городов Белгородской области характерны проявления общемировых тенденций, связанные с повышением производительности труда в промышленных предприятиях первичного и вторичного сектора экономики города и относительной стабилизации численности работающих. Как видно из представленных в таблице.1 данных практически во всех городах области, за исключением г. Алексеевки произошло снижение среднесписочной численности работающих, что кроме фактора повышения производительности труда так же объясняется снижением объемов производства.

Таблица 1

Среднесписочная численность работающих (на крупных и средних предприятиях; тыс. чел)

Города области

Годы

2006 г к 1998 г, %

Структура занятости, %

Всего по области

543,9

547,4

532,9

525,7

520,7

95,7

Белгород

144,1

143,7

143,4

140,3

138,9

96,4

26,7

Алексеевка

14,1

14,3

14,6

15,6

15,6

111,2

3,0

Валуйки

16,1

15,0

14,3

14,6

13,9

86,4

2,7

Губкин

37,4

36,4

37,6

36,5

33,7

90,2

6,5

Старый Оскол

72,6

71,6

72,7

72,0

71,2

98,0

13,7

Шебекино

15,6

15,2

16,2

14,6

12,9

82,8

2,5

Современная муниципальная экономика отличается многообразием форм собственности. Как видно из представленных в таблице 2 данных преобладающей формой собственности на 1.01.2007г. в экономике города Старого Оскола является частная, что соответствует поставленным в ходе последней русской революции 1986;1992гг. и последующим реформам целям и задачам, связанных, главным образом, с перераспределением собственности и смены общественно-экономической формации.

Таблица 2.

Распределение хозяйствующих субъектов экономики г. Старого Оскола и его пригородной зоны по формам собственности

Хозяйствующие субъекты по формам собственности

Количество организаций, ед.

Уд. вес,

%

Всего

в том числе:

государственная собственность

1,56

из нее:

федеральная собственность

1,24

собственность субъектов Российской федерации

0,32

муниципальная собственность

9,10

собственность общественных и религиозных организаций

4,46

частная собственность

81,80

смешанная российская собственность

0,69

собственность потреб кооперации

0,55

иностранная собственность

0,55

совместная российская и иностранная собственность

0,55

Частная собственность занимает 81,8% от общего количества хозяйствующих субъектов, муниципальная собственность 9,1%, федеральная собственность 1,2%, что соответствует структуре большинства моногородов, где федеральная собственность сосредоточена в небольшом количестве предприятий формирующих каркас все экономической системы.

В области создана система управления государственным имуществом области, позволяющая обеспечивать его эффективное управление. Приняты необходимые нормативные документы, которые дают возможность контролировать использование имущества, закрепленного за организациями, отслеживать результаты их работы и принимать управленческие решения в случае необходимости.

Совершенствование работы по управлению государственным имуществом позволило значительно увеличить поступление доходов в областной бюджет. В области отработана система имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, организаций агропромышленного комплекса. В целях выполнения требований Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и вновь образованными поселениями, приняты законы Белгородской области (от 18 сентября 2007 года № № 148, 149), утвердившие перечни имущества муниципальных районов в Белгородской области, подлежащего безвозмездной передаче в собственность входящих в их состав вновь образованных городских и сельских поселений. В ближайшее время органами местного самоуправления будет завершена работа по передаче имущества в собственность поселений. Стабильность в сфере земельных правоотношений, комплексный подход по важнейшим вопросам земельных правоотношений, реализация на территории Белгородской области приоритетных национальных проектов обусловлены проведением единой государственной политики в сфере земельных отношений на территории области. В целях реализации основных программных направлений земельной реформы на территории области с целью повышения эффективности управления и распоряжения земельными ресурсами были разработаны и приняты необходимые нормативные акты. В рамках реализации областной программы развития индивидуального жилищного строительства департаментом имущественных и земельных отношений области проведена работа по передаче ОАО «Белгородская ипотечная корпорация» свыше 12,9 тысячи гектаров земель, что составляет более 30,5 тысячи сформированных земельных участков для строительства. В настоящее время индивидуальным застройщикам предоставлено около 7 тысяч земельных участков. Для поддержки потенциальных застройщиков посредством создания системы льготного кредитования на территории области создан и активно функционирует кредитный потребительский кооператив граждан «Свой дом» .

В целях реализации инвестиционных проектов в животноводстве, свиноводстве и птицеводстве проводится работа по передаче сельскохозяйственных земель, приобретенных в государственную собственность области, в долгосрочную аренду сельхозтоваропроизводителям для размещения соответствующих комплексов. В настоящее время заключено 45 таких договоров аренды на общую площадь порядка 150 га.

В государственной собственности Белгородской области находится 415 тыс. га, в том числе земельных участков общей площадью 28,4 тыс. га. А всего под контролем государства, с учетом земель фонда перераспределения и участков из невостребованных земельных долей находится около 630 тысяч гектар.

В 2007 году департаментом совместно с органами местного самоуправления и другими заинтересованными службами на территории области была продолжена работа, направленная на повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, в том числе находящихся в государственной и муниципальной собственности, на недопущение случаев совершения незаконных сделок с земельными участками и долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также случаев ненадлежащего использования сельскохозяйственных угодий либо использования их не по целевому назначению.

В целях реализации различных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе области в части обеспечения земельными ресурсами, департаментом совместно с ГСУ «Фонд государственного имущества Белгородской области» в текущем году продолжалась работа по приобретению земельных участков и земельных долей в областную собственность.

Все приобретенные в областную собственность сельскохозяйственные угодья передаются через ОАО «Белгородский земельный фонд» в аренду эффективно работающим сельскохозяйственным товаропроизводителям. На 10 декабря 2007 года объем арендных платежей, поступивших в областной бюджет по заключенным ОАО «Белгородский земельный фонд» договорам аренды составляет 81,6 млн руб. (92% от запланированного объема).

Выработанная в настоящее время на территории области система регулирования оборота сельскохозяйственных земель, в том числе путем принятия соответствующей нормативно — правовой базы, включает понятные всем единые правила управления и распоряжения землями сельскохозяйственного назначения, в том числе находящимися в областной собственности, а также эффективные механизмы их реализации.

3. Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью

3.1 Совершенствование правового регулирования в сфере управления муниципальной собственности

Муниципальная собственность должна служить интересам комплексного социально-экономического развития муниципального образования, получения налоговых доходов местного бюджета, роста экономического потенциала территории. В связи с этим полагаем, что перечень муниципального имущества возможно привести в большее соответствие с вопросами местного значения, основываясь при этом на принципе его эффективного использования.

Вместе с тем, в пределах установленного перечня муниципального имущества органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать, какие объекты муниципальной собственности необходимы им для решения соответствующих вопросов местного значения. Кроме того, на практике целесообразно рассмотрение возможности использования одних видов имущества для решения различных вопросов местного значения (многопрофильное имущество), так как вопросы местного значения часто «пересекаются», являются однородными. Например, создание организаций для поддержки народных художественных промыслов может быть осуществлено на базе имущества для организации досуга и обеспечения услугами культуры, в качестве специализированных учреждений культуры, осуществляющих функции сохранения, развития и популяризации народного художественного творчества. Организацию питания в образовательных учреждениях можно осуществлять на базе имущества, предназначенного для обеспечения предоставления общего образования. Нельзя «закрывать глаза» на проблему невозможности предоставления населению общественных услуг частным бизнесом в отдельных убыточных отраслях экономики и социальной сферы муниципальных образований, а также из-за наличия «локальных (местных) монополий». Данная ситуация особенно актуальна для небольших городских и сельских поселений, в том числе в связи с низким уровнем их социально-экономического развития, особенностями географического положения и климатических факторов.

Вместе с тем, очевидно, что эту задачу необходимо решать преимущественно не правовыми, а социально — экономическими методами, так как введение льгот по сохранению каких-либо видов имущества в муниципальной собственности для малых городских и сельских поселений может привести к замедлению их социально — экономического развития и росту коррупции.

В этих условиях одним из путей сохранения и повышения эффективности использования муниципальной собственности в малых городских и сельских поселениях является развитие малого и среднего бизнеса. Тем более, что Федеральный закон № 230-ФЗ установил — в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов с 1 января 2008 года может находиться имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом ряд муниципальных образований считает, что льготная приватизация имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. Законодательные предложения о создании льготных условий приватизации имущества, не эффективны в виду неправомерности введения преимуществ для отдельных категорий лиц, что может привести к потере доходов местных бюджетов. Кроме того, будут созданы условия для перепродажи приватизированного имущества и роста коррупции.

Представляется, что вместо льготной приватизации имущества целесообразно предоставлять льготные бюджетные кредиты или компенсировать часть затрат на приватизацию имущества субъектам малого и среднего предпринимательства.

Конечная цель повышения эффективности использования муниципального имущества — улучшение качества и обеспечение достаточного объема бюджетных услуг, предоставляемых населению, в первую очередь, в социальной сфере.

В этих целях важно создать условия для реализации Федерального закона «О концессионных соглашениях» в сфере ЖКХ, как «почвы» развития бизнеса на основе частно-государственного партнерства. При этом необходимо сознавать что не всегда целесообразно акционировать муниципальные предприятия ЖКХ, которые при сохранении в муниципальной собственности обеспечиваются инвестицииями для реконструкции обновления.

Необходимо ускорить подготовку нормативных правовых актов по реализации Федерального закона «О концессионных соглашениях» в сфере ЖКХ, а также активнее применять новации, в том числе использовать схемы передачи имущественных комплексов в доверительное управление посредством проведения конкурсов. Местным органам власти предстоит завершить инвентаризацию и регистрацию активов коммунального сектора, обновить основные фонды, создать товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, разработать и утвердить муниципальные программы, направленные на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России. Реформирование жилищно-коммунального комплекса в значительной мере зависит от эффективности деятельности организаций, осуществляющих предоставление жилищно-коммунальных услуг населению. В связи с этим условия предоставления финансовой поддержки в рамках реализации Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» полностью соответствуют направлениям реформы ЖКХ и стимулируют ее осуществление.

Одним из условий получения субсидий из Фонда является наличие в муниципальных образованиях предприятий коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не более 25 процентов и осуществляющих свою деятельность на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению. По документам, представленным 72 субъектами Российской Федерации, данному условию соответствуют 63 субъекта Российской Федерации (по данным Минрегиона России на 1 января 2008г).

Эффективность использования муниципального имущества в социальной сфере — образовании, здравоохранении неразрывно связана с проводимыми в них преобразованиями, обусловленными совершенствованием финансирования, перераспределением финансовых потоков, реструктуризацией бюджетной сети. Активное внедрение в здравоохранении системы финансирования, когда «деньги следуют за пациентом», обеспечивающая право выбора гражданином муниципального, федерального или частного лечебного учреждения, позволит определить число и профиль муниципальных учреждений здравоохранения, необходимых для качественного предоставления медицинских услуг населению.

Наряду с этим, как в вышеперечисленных сферах, так и в сфере культуры осуществляется формирование на базе бюджетных учреждений новой организационно — правовой формы — автономных учреждений, которым муниципальное имущество передается в оперативное управление, а финансирование осуществляется на основе муниципального задания за счет средств местных бюджетов и на основе договоров возмездного оказания услуг населению.

от 22.08.2004 г.

В связи с совершенствованием разграничения полномочий был вначале установлен, а затем уточнен порядок перераспределения имущества между муниципальными образованиями. Так, изменения, внесенные Федеральным законом № 230-ФЗ, которые вступили в силу с октября 2007 г., предполагают, что разграничение имущества осуществляется не только в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о разграничении имущества, но и на основании иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (которые являются также основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество), то есть включая нормативные правовые акты исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, принимаемые по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Вводится также новая правовая норма о том, что споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Важно внести изменения в налоговое законодательство в части освобождения от уплаты государственной пошлины за регистрацию учредительных документов при передаче имущества предприятий, учреждений и организаций в муниципальную или государственную собственность в связи с разграничением полномочий между публичными образованиями. В целом предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, которые подлежат обсуждению, могут быть сформулированы следующим образом:

от 22.08.2004

установление в законодательстве Российской Федерации о приватизации специального порядка отчуждения или перепрофилирования муниципального имущества, не соответствующего требованиям статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ, в том числе в случае невыполнения органами местного самоуправления в добровольном порядке указанных требований;

  • урегулирование в законодательстве Российской Федерации: порядка учета и налогообложения имущества, поступающего в казну, в том числе в казну муниципального образования, единого порядка ведения реестров муниципальной собственности;
  • порядка и условий передачи в собственность муниципального образования в процессе безвозмездного перераспределения имущества между уровнями публичной власти, а также между муниципальными образованиями разного типа бесхозяйного имущества, а также непригодного для эксплуатации имущества или имущества, требующего капитального ремонта, в том числе порядка возмещения местным бюджетам дополнительных расходов, возникающих в связи с принятием указанного имущества, порядка перераспределения имущества между уровнями публичной власти, в случае не достижения договоренностей между органами публичной власти о передаче или принятии в собственность соответствующего публично-правового образования отдельных объектов имущества, а также в случае перераспределения полномочий между уровнями публичной власти, поселениями, муниципальными районами и городскими округами;
  • срока, в течение которого объекты муниципального имущества должны использоваться органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях уточнения оснований для передачи объектов из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации или субъектов Российской Федерации;