Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение синекур и возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.
Социально-культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная
В тех странах, где действуют все три группы факторов (это, прежде всего, развивающиеся и постсоциалистические страны), коррупция наиболее высока. Напротив, в странах западноевропейской цивилизации эти факторы выражены гораздо слабее, поэтому и коррупция там более умеренная.
Для объяснения причин и
В современной политической науке проводится различие между «крупной коррупцией» (grand corruption) и «мелкой коррупцией» (репу corruption).
Мелкая коррупция (также называемая административной коррупцией) включает главным образом, взятки. Ведущий исследователь проблем коррупции и власти, проф. Сузан Розе-Акерман различает следующие виды взяток:
- взятки, которые очищают рынки от избыточного спроса (в случае нормированной «карточной» системы);
- взятки как материальные вознаграждения для должностных лиц;
- взятки для снижения затрат;
- взятки, разрешающие преступную деятельность (полицейская защита, запугивание и организованная преступность).
Распространенность мелкой коррупции рассматривается как признак серьезной
Онтология коррупции: понятие и содержание
... понятии коррупции // Коррупция в России: Состояние и проблемы: Материалы научно-практической конференции (26–27 марта 1996 г.). М.: Московский институт МВД РФ, 1996. 5. Meny Y. Corruption ... внутреннего продукта. Выплаты в виде взяток, даваемых чиновникам высокого и низкого ранга, составляют, по ... стран бывшего советского блока. – М.: Логос, 2003, с. 510. 42. Rose-Ackerman, Susan (1999) Corruption ...
Крупная коррупция (также называемая коррупцией на высшем уровне) — не признак, а ключевой детерминант институциональных и стратегических результатов. Несмотря на некоторую схожесть с мелкой, данный вид коррупции отличается теми последствиями, которые она оказывает на принятие политико-государственных решений.
В настоящее время наукой сделан значительный шаг в изучении коррупции. Указанное стало возможным в силу того, что отечественная правовая мысль преодолела ту точку зрения, по которой коррупция сводилась к банальному взяточничеству. Отказавшись от привычного инструментария, используемого законодательством, такого как «взятка», «злоупотребление», «превышение» и т. д., большая часть ученых и практиков пошла по конвенциональному пути, т. е. пути уяснения сути явления с помощью единого подхода к методологии его изучения, достижения согласия по наиболее ключевым моментам.
В целом, обобщая вышесказанное, можно отметить тот факт, что в современной отечественной науке можно
- как одного из обязательных структурных элементов другого негативного социально-правового явления — организованной преступности;
- как одного из относительно самостоятельных и наиболее вредоносных по своим социальным последствиям видов экономической преступности (криминального предпринимательства);
- как одного из самостоятельных ненасильственных видов преступности в политической сфере жизни общества (политическую коррупцию);
- как самостоятельного и довольно распространенного вида преступности и/или формы девиантного (отклоняющегося) поведения должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления9 .
В рамках обозначенных научных направлений отечественными и зарубежными исследователями на основе различных объективных и субъективных критериев происходит выделение, анализ и изучение различных видов, форм и сфер проявления коррупции и коррупционной преступности в современном российском обществе и за рубежом.
В зависимости от инициатора коррупционных отношений отечественные
Отечественные и зарубежные исследователи в зависимости от основных функций, реализуемых государственными и муниципальными органами, в которых коррупция активно существует (развивается) и проявляется, выделяют:
- коррупцию в исполнительных (правительственных и муниципальных) органах власти (административную коррупцию);
- коррупцию в законодательных (представительных) органах государственной власти (парламентскую коррупцию);
По национальному составу
Некоторые отечественные исследователи по глубине поражения
- «светлую», то есть коррупционное поведение, не сопряженное с нарушением обязанностей по службе, которое зачастую проявляется в виде взятки-благодарности за оказанную услугу;
- «серую», то есть коррупционное поведение, сопряженное с совершением правонарушений по службе;
- «черную», то есть коррупционное поведение, сопряженное с совершением должностных (служебных) преступлений или связанное с соучастием в организованной преступной деятельности12 .
Отдельные зарубежные специалисты, исследующие феномен проявления и распространения коррупции в различных сферах общественной деятельности, в зависимости от степени активности поведения субъектов коррупционного правонарушения выделяют «активную коррупцию» — активный подкуп и «пассивную коррупцию» -пассивный подкуп13 .
В зависимости от сфер проявления коррупции внутри общества современные отечественные исследователи выделяют следующие виды коррупции:
- бытовую коррупцию, то есть вымогательство чиновником денег или материальных ценностей с населения;
- деловую коррупцию — то есть плату предпринимателями денежных средств чиновникам по делам своей фирмы;
- административную коррупцию — то есть вымогательство денег или имущества чиновниками с предпринимателей;
- «захват государства» — то есть покупка бизнесменами властных решений в своих интересах или интересах своих предприятий;
- «захват бизнеса» — то есть противоправное, корыстное установление чиновниками контроля над фирмами в целях получения дополнительного источника дохода14 .
Таким образом, коррупция — общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения.
В Табл. 1.1 представлена общая динамика коррупционной преступности — совокупное количество коррупционных преступлений, равное сумме зарегистрированных преступлений всех указанных составов в каждом году. 1990 г. является базовым и данные этого года приняты за 100%.
Таблица 1.1, Динамика коррупционной преступности в России
Годы | Общее количество зарегистрированных преступлений | Динамика зарегистрированных преступлений в% | Количество зарегистрированных коррупционных преступлений | Динамика зарегистрированных коррупционных преступлений в% | Доля коррупционных преступлений в совокупности всех зарегистрированных преступлениям в % |
1992 | 1.839.500 | 100,00 | 54464 | 100,00 | 2,96 |
1993 | 2.173.074 | 118,13 | 49884 | 91,59 | 2,29 |
1994 | 2.760.652 | 145,79 | 48488 | 89,02 | 1,75 |
1995 | 2.799.614 | 152,19 | 46238 | 84,89 | 1,65 |
1996 | 2.632.708 | 143,12 | 49004 | 89,97 | 1,86 |
1997 | 2.755.669 | 148,80 | 50377 | 92,49 | 1,82 |
1998 | 2.652.081 | 144,17 | 56686 | 104,07 | 2,13 |
1999 | 2.397.311 | 130,32 | 61203 | 112,37 | 2,55 |
2000 | 2.581.940 | 140,36 | 69228 | 127,10 | 2,68 |
2001 | 3.001.748 | 163,18 | 72804 | 133,67 | 2,42 |
2002 | 2.952.367 | 160,49 | 82416 | 151,32 | 2,79 |
2003 | 2.968.255 | 161,36 | 85094 | 156,24 | 2,87 |
2004 | 2.526.305 | 137,34 | 80637 | 148,06 | 3,19 |
2005 | 2.756.398 | 149,84 | 82074 | 150,69 | 2,98 |
2006 | 2.893.810 | 157,32 | 97827 | 179,62 | 3,38 |
2007 | 3.554.738 | 193,24 | 106712 | 195,93 | 3,00 |
2008 | 3.855.373 | 209,59 | 109205 | 200,51 | 2,83 |
2009 | 3.915.320 | 212,85 | 111240 | 204,25 | 2,84 |
2010 | 4.023.860 | 218,75 | 118630 | 217,81 | 2,95 |
Мы видим, что в 1991-1995 гг. наблюдался резкий спад (максимально — свыше 15% в 1993 г.) регистрируемой коррупционной преступности. Как не парадоксально, этот спад отражает не уменьшение, а рост криминальных угроз национальной экономической безопасности. Этому способствовала совокупность нескольких факторов: в первую очередь — несовершенство правовой системы, затем — передел собственности, проводимый якобы для создания «класса эффективных собственников» под лозунгом «цель оправдывает средства». По сути, были легализованы деяния, ранее относившиеся к экономическим правонарушениям (включая преступления).
Все это шло на фоне «реформирования» аппарата управления, правоохранительной системы, больше походившего на развал. Разрушающаяся система едва успевала реагировать на наиболее опасные виды корыстно-насильственной преступности и не могла должным образом противодействовать коррупции. Вследствие этого, несмотря на фактическое расширение коррупционной преступности, ее регистрируемая часть неуклонно снижалась.15
После 1996 г. наметился рост количества учтенных преступлений данного вида. Это стало следствием определенной активности правоохранительных органов в преддверии президентских выборов и желания нового руководства продемонстрировать свою профессиональную пригодность. Усилившаяся на тот момент борьба старой и новой «элиты» за власть в центре и на местах нередко сопровождалась возбуждением уголовных дел в отношении представителей «проигравшего противника». Несомненную роль сыграло и общественное осознание угрожающих масштабов коррупции, заставившее власти активизировать борьбу с коррупционной преступностью.
К этому времени и
Из-за малых величин нами не учтены криминализированные Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ преступления, предусмотренные в УК РФ ст. 285-1 (нецелевое расходование бюджетных средств) и ст. 285-2 (нецелевое расходование государственных внебюджетных фондов).16
Темпы прироста общей преступности, на которую действовали те же факторы, что и на коррупционную ее составляющую, возросли с 30% (1997 г.) до 61% (2001 г.).
В ее структуре значение коррупционной преступности варьировалось от 1,65% (1993 г.) до 2,96% (1990 г.), средняя цифра составила 2,31%, что крайне мало с точки зрения реального масштаба коррупции. С 2002 г. темпы прироста регистрируемой коррупционной преступности превышают аналогичные показатели преступности в целом.