В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.
Недостаточно объявить Россию демократическим государством, включив в Конституцию страны соответствующее положение. Главное – добиться, чтобы этот постулат прочно укоренился в сознании миллионов граждан, сделать демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую роль в этом процессе играют выборы и референдум. Одним из основных источников, регулирующих эти отношения является Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.05.2002) .
В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправные субъекты мира политики и управления.
Сегодня как никогда ощущается потребность в конструктивных идеях в различных областях общественной и государственной деятельности. В нашей стране уже сложилась практика правового решения таких сложных проблем, как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.
Так, целью работы является рассмотрение избирательной системы в России. Это будет достигнуто через решение таких вопросов, как основы избирательного права, понятие и соотношение выборов, избирательного права и избирательной системы в науке конституционного права, будут проанализированы основные источники правового регулирования подготовки и проведения выборов в РФ. Также я рассмотрю избирательный процесс и такие его аспекты, как содержание и значение принципов выборов, основные этапы подготовки и проведения выборов, ответственность за нарушение избирательных прав граждан.
Общественный контроль за деятельностью государственных органов
... общественный контроль за деятельностью государственных органов на конкретном историческом этапе, и функциональный, где общественный контроль определяется как вид деятельности негосударственных институтов и отдельных граждан. Формирование гражданского общества и построение правового ... проблематика общественного контроля выходит далеко за пределы административного права как такового, увлекая за собой ...
1. Основы избирательного права
1.1 Понятие и соотношение выборов, избирательного права и избирательной системы
Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования. Термин «избирательная система» имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Первая означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая – распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства, когда победителем является кандидат, получивший 50% голосов плюс один от проголосовавших избирателей, или система относительного большинства, когда победителем становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат).
В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему.
Понятие избирательного права тоже употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это опять же вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права, а в узком смысле – нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право).
Активное избирательное право – это право избирать, а пассивное – право быть избранным.
Понятия «избирательная система» и «избирательное право» носят собирательный характер.
1)порядок избрания Президента РФ,
2)порядок избрания кандидатов Государственной Думы,
3)порядок избрания глав администраций субъектов РФ,
4) порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ,
5)порядок избрания органов местного самоуправления.
Каждая из этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении пассивного избирательного права, порядка определения результатов голосования и по ряду других весьма важных условий.
Важной чертой российского избирательного права (избирательной системы) является то, что в самом главном порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией РФ и федеральными законами, т.е. без регулирования со стороны субъектов Федерации.
Субъектам Федерации предоставлено только право принимать правовые акты по вопросам организации и проведения выборов (составление списков избирателей, создание избирательных участков, формирование избирательных комиссий).
Лишение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия
... исследования. Целью реферата является правовой анализ лишения родительских прав как меры, применяемой по нормам семейного права. Для ее достижения ставятся следующие задачи: охарактеризовать основания лишения родительских прав; исследовать порядок применения данной ...
Этим положение дел в России отличается, например, от такого федеративного государства, как Соединенные Штаты Америки, в котором избирательная система по выборам в федеральные органы власти (Президента США, обеих палат Конгресса США) только в самых общих вопросах устанавливается Конституцией США, а детально регулируется законами самих субъектов федерации (штатов).
Особенностью России является и то, что в отличие от многих (если не большинства) других государств с относительно новыми конституциями в ее Конституции нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права – всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и др. Только в самой общей форме активное и пассивное избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции РФ, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Между тем общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях.
Выборы – это способ воспитания стремления к свободе, сопряженной с ответственностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но и к десяткам, сотням тысяч своих сограждан.
Выборы – весьма эффективная форма не только идеологического, но и политического воспитания граждан, прежде всего молодежи. Именно выборы способствуют формированию активной жизненной позиции.
И, наконец, выборы – это мощный инструмент воздействия на политическую власть, которая, стремясь сохранить свои позиции в публичных органах, выполняет волю избирателей, отраженную не только в предвыборных программах и наказах, но и в повседневной общественной жизни.
Выборы – важнейший институт организации и функционирования публичной власти в современных политических обществах. Современное понятие выборной демократии и избирательного законодательства как системы государственно-правовых институтов, основанных на политическом волеизъявлении граждан и регулирующих их участие в избирательном процессе, отличается от представлений, выработанных в прошлом. Новое избирательное право составляет значительную по своему объему и воздействию область юридических действий, правил и процедур, обеспечивающих политическую ротацию и передачу власти по итогам регулярно проводимых выборов.
Легитимность выборов на всех уровнях требует, чтобы они опирались на прочную правовую базу. Буквально все этапы избирательного процесса, начиная от создания избирательных комиссий и кончая объявлением результатов голосования, таят опасность злоупотреблений, избежать которых можно только через детальное правовое регулирование. Россия не имеет пока значительного опыта проведения избирательных кампаний и необходимого доверия населения к органам, организующим выборы. В ходе избирательных кампаний возникает много споров и даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с этим, законодательство о выборах предусматривает весьма частую возможность обращения в суд.
Избирательное право включает следующие правовые источники:
1) Конституция РФ, закрепляющая основные принципы избирательного права и порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы;
Принципы избирательного права Российской Федерации
... принципы избирательного права взаимосвязаны. Развитие российского избирательного законодательства базируется на нормах Конституции РФ, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также иных законах о выборах. ...
2) Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 4 октября 2010 г.), включающий общие для Федерации и ее субъектов требования к порядку организации выборов, составляющие основные гарантии избирательных прав граждан. Значение этого Закона исключительно велико: акты законодательных органов государственной власти субъектов РФ о выборах в свои органы власти, а также о выборах в органы местного самоуправления не могут противоречить данному Федеральному закону;
3) федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации» (в редакции от 4 октября 2010 г.), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции от 23 декабря 2010 г.), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 29 ноября 2010 г.) и «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в редакции от 09 ноября 2010 г.);
4) Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» (в редакции от 24 апреля 2008 г.), регулирующий порядок реализации права граждан на участие в референдуме и проведения референдума;
5) другие федеральные избирательные законы;
6) указы Президента РФ, которые издаются по вопросам организации и проведения выборов, например о сроках проведения выборов в Государственную Думу и др.;
7) нормативные акты Центральной избирательной комиссии, постановления, инструкции и разъяснения, которые детализируют порядок проведения выборов (например, о порядке формирования участковой избирательной комиссии, о порядке поступления денежных средств в избирательные фонды и проч.);
8) конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и принимаемые ими законы, акты глав администраций и избирательных комиссий, регламентирующие порядок избрания глав администраций (президентов) и депутатов законодательных органов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации провозглашает референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа. Статья 32 рассматривает активное и пассивное избирательное право, его ограничение. Главы 4 и 5 освещают процедуру избрания Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
В целом, Основной Закон РФ освещает общие моменты в отношении избирательного процесса, который подробно регламентируется иными нормативными актами.
Как известно, Федеральный закон «Об основных гарантиях…» в равной степени распространяется как на федеральные выборы, так и на выборы, проводимые в субъектах Российской Федерации. С учетом того, что это очень подробный Закон, получается, что, если федеральному законодателю надо решить какую-то проблему, возникающую применительно к выборам Президента России или депутатов Государственной Думы, это влечет не только пересмотр законодательства о выборах в федеральные органы власти, но и избирательного законодательства всех субъектов Российской Федерации. В целом следует признать, что «правила игры» при проведении выборов в России меняются неоправданно часто, что дестабилизирует правовую систему. Это особенно видно на примере субъектов Федерации.
Избирательское право граждан Российской Федерации
... провозгласила совершенно иные принципы избирательного права. Активным и пассивным избирательным правом были наделены граждане РСФСР обоего пола, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от ... основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. добавляет еще добровольность. Всеобщее избирательное право - каждый гражданин России, независимо от ...
Детальное регулирование всех избирательных процедур в Федеральном законе «Об основных гарантиях…» с чисто прагматической точки зрения имеет то преимущество, что у федеральных властей появляется инструмент воздействия на проведение региональных и муниципальных выборов. Однако нет полной ясности в вопросе о том, кто в большей степени может воспользоваться потенциалом норм Закона: федеральные или региональные власти. Известно, что в ряде случаев использование карательных норм Федерального закона (о снятии с регистрации кандидатов, о признании выборов недействительными и некоторых других) производилось в интересах местных элит. Самый яркий пример тому – снятие с регистрации В. Черепкова при проведении выборов губернатора Приморского края в 2001 г.
Некоторые практики настойчиво требовали и требуют от федерального законодателя проявления чисто технократического подхода, чтобы в законе «все было прописано». Они многого добились. Федеральный закон «Об основных гарантиях…» во многом стал похож на подробную инструкцию для избирательных комиссий. Однако закон не может выполнять роль инструкции без ущерба для своей основной задачи создавать общую модель правомерного поведения участников выборов и обеспечивать действие механизма решения споров, возникающих при реализации избирательных прав.
Недостатки, связанные с инструктивным характером Федерального закона «Об основных гарантиях…», состоят и в том, что на сегодня неоправданно усложнены избирательные процедуры, отступление от которых может привести к применению самых жестких санкций по отношению к участникам выборов. Членам участковых избирательных комиссий чрезвычайно сложно выполнять многочисленные предписания Федерального закона «Об основных гарантиях…», одновременно ориентируясь и на нормы соответствующего закона субъекта Федерации о выборах. При наличии обширных требований к избирательным комиссиям всегда можно найти какое-либо упущение в их работе и поставить под сомнение результаты голосования. Известен случай, когда неоглашение отметок в избирательных бюллетенях при подсчете голосов избирателей было признано судом основанием для признания недействительными итогов голосования по избирательному участку.
Увеличение объема Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» во многом было связано с использованием казуистического подхода к решению проблем, возникавших в ходе предвыборных кампаний. Стоит напомнить ситуацию, когда в целях борьбы с практикой появления в избирательных бюллетенях двойников – однофамильцев Федеральный закон ввел норму, позволяющую кандидатам с одинаковыми фамилиями использовать псевдонимы. Результатом такого нововведения стало использование двойниками в предвыборной тактике псевдонимов, еще более затрудняющих их идентификацию избирателями. Таким образом, законодательная политика, направленная на выработку на федеральном уровне чрезмерно специализированных инструментов решения проблем, возникающих при проведении многочисленных выборов в Российской Федерации, представляется крайне неэффективной. Федерация должна предлагать универсальные средства, направленные на обеспечение демократичности выборов, защиту избирательных прав граждан. Эти общие юридические инструменты должны конкретизироваться отдельно применительно к условиям проведения федеральных, региональных и местных выборов.
Избирательное право в зарубежных странах
... избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов ... развития конституционный контроль. возрастной Во многих странах (для активного избирательного права) признается избирательное право за ... история его значительно короче истории выборов ...
Подытоживая сказанное, необходимо подчеркнуть, что требуется изменение самой идеологии Федерального закона «Об основных гарантиях…» в сторону его большей федерализации, что предполагает достаточную стабильность его положений и уменьшение общего объема регулирования, прежде всего за счет снижения степени «инструктивности» его предписаний и отказа от казуистического подхода в решении многообразных проблем, возникающих в ходе выборов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятие Федерального закона «Об основных гарантиях…» возможно только для реализации положения пункта «в» статьи 71 Конституции, согласно которому к ведению Федерации относится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина. Соответственно, задача Федерального закона «Об основных гарантиях…» может состоять лишь в регулировании и защите избирательных прав граждан. В Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 32) эти права определены как право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (активное и пассивное избирательное право).
Таким образом, федеральный законодатель может и должен регулировать активное и пассивное избирательное право и создавать правовые условия для его защиты.
Однако в статье 2 закона объем конституционных прав граждан избирать и быть избранными, закрепленных в статье 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации, неоправданно расширяется путем включения в состав этих прав права участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, других избирательных действиях. Указанные права на участие в избирательных действиях (участие в выдвижении кандидатов, предвыборной агитации и т.п.) должны рассматриваться не как самостоятельная разновидность избирательных прав, а как гарантии их осуществления, посредством которых, собственно, и осуществляется защита конституционных прав. Иной подход необоснованно ограничивает полномочия субъектов Федерации по регулированию избирательного процесса, так как регламентация конкретных прав участников избирательного процесса, производных от осуществления гражданами активного и пассивного избирательного права, представляет собой деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина (пункт «б» части 1 статьи 72 Конституции).
Если встать на точку зрения, в соответствии с которой всякое регулирование конкретных прав граждан (по участию в некоторых действиях, включая и избирательные) относится к ведению Российской Федерации, то получится, что любые правоотношения с участием граждан являются исключительно предметом федерального регулирования. Абсурдность такой позиции очевидна с учетом содержания статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Еферат: Регистрация граждан по месту жительства и пребывания
... Российской в граждан Федерации. 4. Показать проблематику и судебную вопросам по практику регистрации граждан. 1. Институт прописки (месту по регистрации жительства) ... реализации паспортно правил-регистрационной системы нашли свое работах в отражение А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, Н.И. ... о прописке право ограничивают граждан на свободу передвижения и свободу местожительства выбора и должны быть устранены ...
Перемещение всех вопросов избирательного законодательства и избирательного процесса в плоскость «регулирования избирательных прав граждан» наносит ущерб не только принципам федеративного устройства Российской Федерации, но и самому решению задачи защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными. Это, в частности, проявляется в смещении приоритетов: от регулирования и защиты собственно конституционных прав граждан к защите производных от них процедурных прав. Так, в соответствии с практикой применения действующего Федерального закона «Об основных гарантиях…» при выявлении отдельных (в принципе не способных никоим образом повлиять на результаты выборов) нарушений избирательных процедур со стороны кандидатов возможны отказ в их регистрации или отмена состоявшегося решения о регистрации. Применение такого рода санкций по сути означает лишение таких кандидатов пассивного избирательного права в ходе текущих выборов, а избирателей – возможности голосовать за них. Такие действия вызывают крайне острую реакцию общественности, снижают уровень доверия граждан к власти и приводят к протестному голосованию «против всех» на выборах или отказу значительной части избирателей от участия в выборах.
Поэтому первостепенную важность представляет обеспечение в федеральном законодательстве защиты избирательных прав именно как конституционного права граждан избирать и быть избранными. Установление конкретных прав граждан, полномочий избирательных комиссий применительно к различным стадиям избирательного процесса должно быть направлено исключительно на обеспечение и защиту активного и пассивного избирательного права. Исходя из этого, санкции за нарушение конкретных прав в избирательном процессе не могут рассматриваться как самоцель, а возможность их применения должна соизмеряться с тем, насколько при этом соблюдается конституционное право граждан избирать и быть избранными. Для реализации такого подхода необходимо изменить определение термина «избирательные права граждан» в проекте новой редакции Федерального закона «Об основных гарантиях…» (ст. 2), сформулировав его следующим образом: «избирательные права граждан» – установленное Конституцией Российской Федерации право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления».
2. Избирательный процесс
2.2 Структура и стадии избирательного процесса
Избирательный процесс как юридический процесс подготовки и проведения выборов имеет достаточно сложную структуру. Различают его субъектную, технологическую и институциональную (стадийную) компоненты избирательного процесса.
Субъектная составляющая избирательного процесса охватывает собой участников избирательной кампании, которые вследствие наделения их правами и обязанностями выступают в качестве субъектов избирательного процесса.
Технологическая компонента избирательного процесса включает в себя временные (сроки) и формальные (документы) составляющие юридического режима избирательных кампаний. Избирательные сроки играют исключительно важную роль в осуществлении электоральных прав российских граждан, выступают в качестве одного из основных связующих элементов избирательных действий всех участников подготовки и проведения выборов. Вследствие этого избирательное законодательство чрезвычайно скрупулезно регламентирует временные параметры избирательного процесса, как правило, напрямую привязывая возникновение, изменение или прекращение образующих его отношений с конкретными датами (сроками).
Выборы Президента РФ
... период. Роль Президента РФ в системе органов государственной власти. Порядок и процедура избрания Президента РФ. Глава I. Избирательный процесс 1.1. избирательные системы Выборы - не ... РФ. Избирание Президента России гражданами России – более тесно связывает его с народом. Избирается Президент РФ по мажоритарной системе абсолютного большинства. Эта система наиболее приемлема при проведении выборов ...
Избирательные документы предстают в процессе выборов в роли юридически значимого носителя информации о назначении, подготовке, проведении избирательной кампании, ее результатах .
Институциональную часть избирательного процесса образуют стадии подготовки и проведения выборов, формирующиеся на основе избирательных действий и этапов. Соответственно избирательный процесс оформляется в законодательстве и реализуется на практике, прежде всего, как система последовательно сменяющих друг друга стадий организации и проведения выборов.
В избирательном законодательстве Российской Федерации в соответствии с конституционной моделью организации системы органов публичной власти представлены федеральный, региональный и муниципальный уровни выборов. Сообразно этому можно говорить о федеральном, региональном и муниципальном избирательных процессах. Общие принципы организации избирательного процесса в Российской Федерации очерчены соответствующими положениями Конституции, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами .
Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Не следует отождествлять стадии избирательного процесса с этапами подготовки и проведения избирательной кампании. Стадия избирательного процесса – более широкая категория, охватывающая своими рамками несколько этапов, состоящих из комплекса избирательных действий, направленных на достижение определенной промежуточной цели в масштабах той или иной стадии организации и проведения выборов. Иными словами, стадия и этап избирательного процесса соотносятся как целое и часть. Вследствие этого стадии вполне могут быть охарактеризованы как последовательная цепь этапов избирательных действий. Так, например, стадия назначения выборов состоит из следующих этапов: подготовка решения о назначении выборов, принятие компетентным органом (должностным лицом) решения о проведении выборов, официальное обнародование даты выборов.
Среди стадий избирательного процесса в РФ различают следующие:
- назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов);
- образование избирательных округов, в том числе единого избирательного округа, избирательных участков, составление списков избирателей на основе сведений о государственной регистрации (учете) избирателей;
- выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;
- информационное обеспечение выборов и проведение предвыборной агитации; голосование и определение итогов голосования, установление результатов выборов, их официальное опубликование.
Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов представительных органов государственной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.
Избирательная система в Армении
... выборов. Список использованных источников [Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/referat/konstitutsiya-armenii/ Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 г. Избирательный кодекс Республики Армения от 05. 02.1999г. АРФ Дашнакцутюн: Действующая в Армении мажоритарная избирательная ...
Выборы органов или выборных лиц являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований .
Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными указанными нормативными правовыми актами.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. «д» ст. 102) и ст. 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации .
Законодательное регулирование порядка назначения и проведения выборов депутатов законодательных (представительных) органов, глав исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, хотя и основывается на положениях «рамочного» федерального избирательного законодательства, тем не менее, по ряду своих аспектов отличается; при этом в некоторых законах содержатся положения о порядке назначения первых и последующих выборов.
При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления их с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.
Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. На выборах в органы местного самоуправления в списки избирателей в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации включаются иностранные граждане которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом недееспособными, не содержатся в местах лишения свободы по приговору суда и которые постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования, где проводятся выборы.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации, также временного проживания на территории этого участка .
Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей. Соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за 80 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно – территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно – территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно – территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта) номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее чем за 45 дней до дня голосования на выборах .
Избирательные участки для граждан Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Требование о числе избирателей на каждом избирательном участке может не применяться при образовании избирательных участков за пределами территории Российской Федерации.
В ст. 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений .
Статья 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет право выдвижения кандидатов. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением. Статья 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума. Федеральными законами, законами субъектов РФ может быть предусмотрено, что для регистрации кандидатов в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.
Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список кандидатов или против него).
Кандидатам и избирательным объединениям и блокам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов .
Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается законами, как правило — с 8 до 22 часов. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней.
Наряду с основными (обязательными) стадиями необходимо различать факультативные стадии избирательного процесса. Для факультативных стадий характерно то, что они могут претендовать на реальное автономное существование только в том случае, если прямо предусмотрены законодательством о выборах и лишь при наступлении упомянутых в нем обстоятельств. Исходя из этого, факультативной стадией избирательного процесса является стадия повторного голосования.
3. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Ответственность за нарушение избирательных прав граждан-
Административная и уголовная ответственность наступает за нарушение избирательных прав граждан и применяется в отношении конкретных лиц. Это лица: а) препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иными способами свободному осуществлению гражданами РФ права избирать и быть избранными; б) использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания; в) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, а также участвующие в подделке данных подписей; г) своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях; д) распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах; е) нарушающие права членов избирательных комиссий, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, инициативных групп, средств массовой информации; ж) нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе проводящие агитацию в день голосования; з) нарушающие правила финансирования избирательной кампании, в том числе задерживающие перечисление средств избирательным комиссиям; и) препятствующие работе избирательных комиссий или незаконно вмешивающиеся в эту работу; к) препятствующие голосованию на избирательных участках; л) нарушающие тайну голосования; м) принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору; н) осуществляющие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществляющие заведомо неправильный подсчет голосов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям; о) нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей; п) выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности голосования за других лиц; р) не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании; с) являющиеся работодателями и отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах.
Каждое из этих деяний образует самостоятельный состав правонарушения, являющегося основанием для наступления уголовной, административной или иной ответственности, предусмотренной федеральным законом. Административная ответственность за избирательные правонарушения предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях; уголовная ответственность предусмотрена Уголовным кодексом РФ и наступает за деяния, препятствующие осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141), за фальсификацию избирательных документов или неправильный подсчет голосов (ст. 142) .
Заключение
Одним из элементов демократии являются выборы в различного рода центральные и местные представительные учреждения. Эти учреждения создаются правоспособными гражданами посредством голосования за кандидатов, выдвигаемых в соответствии с установленными законом правилами.
Общепризнанно мировой практикой толкование правового положения граждан, где Институт политических прав подразумевает, прежде всего, избирательные права. Под политическим правами и свободами подразумевается право избирать и быть избранным. Многие граждане осуществляют данное право следующим образом: один раз в несколько лет приходят на избирательные участки и выбирают достойных представителей, которые будут отстаивать их интересы, защищать их права в органах власти.
Избирательный процесс — один из основных институтов избирательного права, являющегося подотраслью конституционного права. Он включает правовые нормы, закрепленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами, важнейшими из которых являются акты, принимаемые избирательными комиссиями. Избирательный процесс развертывается во времени, проходя определенные стадии и циклы. Стадии — взаимосвязанные этапы деятельности субъектов избирательного процесса, обеспечивающие достижение его итогового результата — формирование выборного органа, замещение выборной должности. Цикличность избирательного процесса проявляется в повторяемости всех стадий в ходе проведения каждых очередных выборов.
Основные стадии избирательного процесса определяются законом: назначение выборов; регистрация избирателей и составление списков избирателей; образование избирательных округов и избирательных участков; формирование избирательных комиссий; выдвижение кандидатов; сбор подписей избирателей (внесение избирательного залога); регистрация кандидатов; предвыборная агитация; проведение голосования; определение итогов голосования и результатов выборов; опубликование итогов голосования и результатов выборов; выдача депутатского мандата и документа, подтверждающего избрание лица на выборную должность.
Процесс формирования органов публичной власти посредством выборов, влекущих трансформацию власти народа в публичную власть, прочно вошел в практику государственного строительства и местного самоуправления в нашей стране. С использованием процедуры выборов замещается пост Президента Российской Федерации, формируются Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации и представительные органы местного самоуправления. Высшие должностные лица субъектов Федерации также замещают свои посты посредством выборов. В подавляющем большинстве случаев уставы муниципальных образований предусматривают прямые выборы глав муниципальных образований. Многообразие органов публичной власти, избираемых непосредственно населением, влечет за собой практически постоянное функционирование избирательной системы.
Основной целью избирательного процесса является формирование органов власти в соответствии с установленными правовыми нормами. Она достигается путем совершения гражданами либо их объединениями действий на основе правовых норм.
Список использованной литературы:, Нормативные правовые акты:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2011)
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.07.2010)
- Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.05.2002)
- Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 09.11.2009) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (принят ГД ФС РФ 23.10.1996)
- Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О выборах Президента Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 24.12.2002)
- Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.04.2005)
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.11.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)
- 9. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «О референдуме Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004)
- Указ Президента РФ от 02.09.2007 N 1144 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва»
- Указ Президента РФ от 11.10.1993 N 1626 (ред. от 10.01.2003) «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/izbiratelnyie-prava-grajdan-2/
- Безруков А.В. Реформирование избирательной системы при проведении парламентских выборов в России // «Конституционное и муниципальное право», 2007, № 23.
- Белоносовский В. Избирательное право. М., 2007. С. 127.
- Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». М., 2007. С. 516.
- Борисов И. Гамма демократии. Современная избирательная система Российской Федерации. М., 2007. С. 14.
- Выдрин И. В. Избирательное право Российской Федерации. М., 2009. С. 224.
- Лучин В. О., Белоновский В. Н., Пряхина Т. М. Избирательное право России. М., 2008. С. 284.
- Карапетян Л. М. Конституция и партийно-политическая избирательная система в России // «Конституционное и муниципальное право», 2006, № 2.
- Нудненко П. В. К вопросу об определении понятия избирательной системы // «Конституционное и муниципальное право», 2008, № 5.
- Прудников А., Гасанов К. Избирательное право. М., 2007. С. 416.
- http://lawtoday.ru/razdel/biblo/iz-prav/DOC_014.php -Закон сегодня (Информационный образовательный юридический портал)
Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». М., 2007. С. 516.
Безруков А.В. Реформирование избирательной системы при проведении парламентских выборов в России // «Конституционное и муниципальное право», 2007, № 23.
Выдрин И. В. Избирательное право Российской Федерации. М., 2009. С. 224.
Карапетян Л. М. Конституция и партийно-политическая избирательная система в России // «Конституционное и муниципальное право», 2006, № 2.
Борисов И. Гамма демократии. Современная избирательная система Российской Федерации. М., 2007. С. 14.
Белоносовский В. Избирательное право. М., 2007. С. 127., Лучин В. О., Белоновский В. Н., Пряхина Т. М. Избирательное право России. М., 2008. С. 284., Лучин В. О., Белоновский В. Н., Пряхина Т. М. Избирательное право России. М., 2008. С. 288.
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.07.2010)
«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2011)